«Русская Правда»: история и актуальность Синодальный список Русской Правды, 1282 г. Государственный Исторический музей «Русская Правда» - главный памятник древнерусского права. Еще существуют церковные уставы  святого князя Владимира и Ярослава, но историки до сих пор не пришли к единому мнению об их подлинности. Первым выразил сомнение в подлинности Устава святого Владимира нашедший его текст и издавший Устав Карамзин, позже его мысль поддержал Голубинский. Карамзин настороженно относился к тексту, потому что некоторые его положения противоречили общепризнанным фактам. В частности, его смущало то место, где говорится, что святой Владимир крестил Русь вместе с Патриархом Фотием, но между ними лежит век. Фотий – это 860-е годы, 9-й век, а Владимир – это уже век 10-й. Из этого же исходил Голубинский, но позже, на докторском диспуте Голубинского, его оппонент Ключевский утверждал, что текст в основе подлинный, только позднее переписывался и дополнялся, и в последних списках наряду с Уставами Владимира и Ярослава содержались решения, принятые другими князьями.  Я думаю, эта точка зрения наиболее близка к истине. Есть и другие древнерусские правовые документы, главные из которых – новгородские и псковские судные грамоты, договор с немцами смоленского князя Ростислава. Но ядром древнерусского права является «Русская Правда». Ее первоначальные списки до нас не дошли (как не дошел и первоначальный текст церковного устава св. Владимира), но сохранились более-менее исправные списки XII, XIII и XIV веков. Наиболее исправный текст – это Софийский, на основании которого Карамзин – первым из исследователей - анализировал «Русскую Правду». Вообще в св. Софии Новгородской сохранилось очень много документов. Заслуга новгородцев в этом отношении несомненна, потому что многие документы Киевской Руси погибли во время киевских разгромов, которые предприняли Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, а в особенности татары и половцы. А вот благодаря новгородцам мы имеем исправные, хотя и более поздние, тексты «Русской Правды». Новгородцы вообще относились к «Русской Правде», особенно к ее ядру, «Правде Ярослава», с пиететом. Это первая и, возможно, самая ценная часть «Русской Правды». Она скреплена Ярославом и дана от имени Ярослава. Как возникает эта «Русская Правда»? Различают три списка, три текста. Первый, краткий, дан Ярославом, затем правда Ярославовичей – дополнение, которое вносят в текст «Правды» его сыновья -  князь Киевский Святослав, князь Переяславский Всеволод, отец Владимира Мономаха, и князь Черниговский Олег. Это триумвират, который правил Россией после смерти Ярослава. Его сыны, Ярославовичи, внесли ряд важных дополнений в текст. В частности, там были уточнения штрафов за разные провинности, но самым важным было запрещение кровной мести.

http://pravoslavie.ru/5213.html

Давайте вспомним о Мещёрских казаках. «Мещёра», древнее племя, которое жило в I тыс. н. э. по среднему течению древней реки Оки. Объяснялось на языках финно-угорской группы. Нарицательное слово ока «вода», рязанское, приводит Евгений Фёдорович Будде (1859 – 1931). Летом 1894 года он побывал в Касимовском уезде Российской империи и собрал местные говоры в селе Шостье, где ещё в 80-х доживали век «цокающие» старухи, в деревне Жданово и др. Получилась книга Е.Ф.Будде «К Истории великорусских говоров/Опыт историко-сравнительного исследования народного говора в Касимовском уезде Рязанской губ…». В книгах А.Л. Монгайта «Археология Рязанской земли» представлена «Археологическая карта окрестностей Касимова». Культура Мещёры близка к древнемордовской. Мещёра упоминается в Толковой Палее - памятнике древнерусской литературы XIII века и в древних русских летописях (в связи с походами на Казань первого русского царя Ивана IV (1530 – 84), великого князя московского и Всея Руси с 1533, 1-й русского царя, из династии Рюриковичей. Сына Василия III и Е. В. Глинской, бывавшего в Касимове). Большая часть Мещёры к XVI веку обрусела, другая часть в период существования Казанского ханства (XV- XVI вв.) слилась с татарами. Народ этот проживал в области Мещёра (юго-восток Московской, почти вся наша Рязанская, частично соседняя Владимирская, Пензенская (Наровчат, Наровчатское городище, остатки дозолотордынского города Мокша, упоминаемого в русских летописях, как Великий город. На карте ал Идриси 1154 года назван по-арабски Кабир (Великий), север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области), внёс свою лепту в историю нашей России. Мещёрские населённые пункты были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества. Находились в Коломенском уезде, в Кадомском и Шацком уездах. В XI-XVI веках центр Большой Мещеры, как указывал В.Н. Татищев, находился в верховьях реки Цны и левобережье реки Хопёр. Археологи, исследуя этот край, пришли к выводу, что в XIII-XVI веках здесь сосуществовали мордовские, русские и татарские селения, составлявшие своеобразный симбиоз скотоводов и земледельцев. Мирно сосуществовали и религии: православие, ислам и тенгрианство или тенгриизм. Жившие здесь народы занимались рыбной ловлей, охотой, скотоводством и «казакованием» (иначе говоря грабежом, стало быть уходили в набеги на соседей, торговцев и совершали походы за добычей). Навыки скотоводов и участие в добывании трофеев сделали из них хороших воинов.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/22/...

XVI век — один из самых сложных периодов в русском церковном искусстве. С одной стороны, век этот, особенно в первой своей половине, остается одним из самых блестящих, сохраняя в основном направлении духовную насыщенность, простоту, строгость и монументальность образа; с другой стороны, уже в середине века намечается сдвиг, определяющий в дальнейшем развитие течения, которое окончательно кристаллизуется в XVII веке и постепенно приведет к разрыву с традицией. Сдвиг этот обусловлен рядом внешних и внутренних причин, имеющих корни в предыдущей эпохе. Как мы уже отмечали, в послерублевский период начинает частично утрачиваться духовно-смысловая основа образа. Ослабевает исихастская напряженность, спадает духовный подъем. Происходит нечто подобное тому, что было в Византии, где «со времени официального торжества исихастов и канонизации самого Паламы, исповедание его учения стало иногда чисто казенным, без подлинного духовного и творческого усвоения его сущности» . Вследствие этой ущербленности духовной сущности исихазма в Византии живая творческая традиция сменяется консерватизмом, бессильным противостоять в дальнейшем влияниям, идущим с Запада. В разбираемую нами эпоху исихазм постепенно перестает играть ведущую роль и на Руси. В духовной жизни получает перевес то направление, которое возглавлялось преподобным Иосифом Волоцким. Хотя сам св. Иосиф и был приверженцем исихазма, все же внешняя аскетическая жизнь и широкая деятельность занимали у него главное место, и молитвенное делание подчинялось социальному служению. У последователей же преподобного Иосифа первое место стало занимать поучение; духовная жизнь снижается и суживается; она обращается, главным образом, вовне. Параллельно этому переключению духовной жизни на внешнее, уставное благочестие, происходит переключение на внешность и в искусстве. Догматическое содержание образа начинает утрачивать свое доминирующее значение и не всегда ощущается как основное. Увлечение благообразием и благоустройством, свойственное иосифлянству, стимулирует количество в ущерб качеству.

http://sedmitza.ru/lib/text/440359/

Галицко-волынская летопись Подготовка текста, перевод и комментарии О. П. Лихачевой Галицко-Волынская летопись была создана в XIII в. и дошла до нас в составе Ипатьевской летописи XV в.; это ценный исторический источник, содержащий сведения по истории Южной Руси, Литвы и частично Венгрии и Польши, охватывающий целый веквек наивысшего расцвета Галицко-Волынского княжества. В центре повествования стоит фигура великого князя Даниила Романовича Галицкого – одновременно эпический и романтический образ древнерусского князя, мужественного, мудрого, воинственного и справедливого. Даниил Романович осенен ореолом народного героя, защитника отечества, победителя многочисленных врагов; и в то же время это мудрый дипломат, человек, не лишенный эстетических интересов, всегда стремящийся не только укрепить, но и украсить свою родную страну. Вся летопись состоит из описаний битв, «остросюжетных» политических интриг, и это перемежается с сообщениями о частных семейных делах, о симпатиях и антипатиях людей, о любви к родным местам и о беспокойной жажде деятельности во славу отечества. Постоянной трагической нотой звучит, начиная с середины произведения, тема татарского нашествия, разорения и гибели. Галицко-Волынская летопись – произведение очень сложное, что определяется и историей создания памятника. Летопись состоит из многих компонентов, порой не очень удачно соединенных в одно целое. Кроме того, она четыре раза переделывалась и дополнялась. Четыре сводчика (составители сводов) имели разные взгляды на события, у них были разные «главные герои», и им не удалось (вернее, они и не хотели этого) избежать пристрастности в характеристиках тех или иных персонажей, вершивших историю в описываемое время. Однако тема героического подъема и эмоциональная насыщенность всех частей являются объединяющим началом в памятнике. Как было принято в то время, галицко-волынские князья имели свою придворную летопись и своего летописца. Однако эта летопись составлялась не по годам, а единовременно – составитель собирал воедино все материалы, из которых мог составить свое описание: летописные известия из других источников, воинские повести (рассказы о битвах и походах, написанные или рассказанные очевидцами событий), документы из княжеского архива, отчеты военных и дипломатических деятелей. Все это дополнено собственными рассказами составителя, а также цитатами из книг (из Библии , переводных хроник и др.), показывающими широкую образованность составителя, а также круг литературы, который был в распоряжении галицко-волынского книжника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Введение Глава I. Установление крещения и происхождение его существенной формы Глава II. Оглашение, как наставление готовящихся ко крещению Глава III. Место огласительного наставления. Глава IV. Активное участие оглашенных лиц при их наставлении Глава V. Обрядовая сторона оглашения. Историческое обозрение чина принятия в оглашенные Глава VI. Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осьмый день рождения своего Глава VII. Принятие имени при вступлении в христианское общество Глава VIII. Заклинание Глава IX. Отречение от диавола и сочетание Христу Глава X. Исповедание веры Глава XI. Историческое обозрение собственно крещального акта. Вопрос о веществе крещения. Глава XII. Помазание елеем Глава XIII. Форма омовения водою в крещении     Введение Предмет предлагаемого исследования – «История чинопоследований крещения и миропомазания» – относится к области сакраментального элемента христианского богослужения. Важность этого предмета вполне очевидна, особенно если припомнить значение таинств в жизни христианских обществ. Значение это настолько велико, что, по выражению одного позднейшего церковного писателя, «христианство существует только таинствами» 1 . Но при своей важности, этот предмет и весьма труден для исследования, – с одной стороны, вследствие того, что изложить историю двух чинопоследований, из которых одно – крещение очень обширно и сложно, – и изложить, притом, от самого их возникновения до настоящего времени, за целые XIX вв. – задача слишком обширная и по тому одному далеко не легкая, а с другой стороны, вследствие отсутствия за многие века памятников, специально относящихся к нашему предмету, при обилии указаний отрывочных и косвенных, иногда противоречивых, требующих проверки и сличения и вообще весьма затрудняющих процесс, исследования. Такт, за первый век христианской эры, за век, апостолов, не сохранилось таких писаний, где бы специально и подробно излагались предписания касательно порядка и состава, форм и характера богослужения апостольского века вообще и чинопоследований – крещения и миропомазания в частности: в новозаветных апостольских писаниях, сохранились указания только короткие и отрывочные, слишком недостаточные для полного и точного изложения чинопоследований крещения и миропомазания в практике апостольского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Глава XII. Помазание елеем Время происхождения этого обряда. Освящение елея и помазание им в III веке. Отсутствие этих актов в западной пратике за III век. Освящение елея и помазание им в IV и V веках. Время появления этих актов в западной практике. Тот и другой акт в практике греческой церкви VIII-XI в. Историческое обозрение совершения их в практике греческой церкви с XIII в. Освящение елея и помазание им в практике русской церкви в XII-XVII веках. Освящение воды как бы прерывает собою целый ряд действий, назначенных непосредственно для лица принимающего таинство крещения. Но к нему непосредственно примыкает акт, прямо относящиеся к крещаемому. Этот акт – помазание елеем. Когда собственно этот акт вошел в чин крещения, положительно сказать нельзя. За апостольское время и за эпоху мужей апостольских мы не находим в данном случае, ни одного свидетельства, да за это время и едва ли можно предположить существование такого обычая. Однако его нужно отнести ко времени весьма древнему. В подтверждение мы можем сослаться на третью книгу Апостольских Постановлений, в которой говорится об участии диаконов в совершении помазания крещаемых. «Когда, читаем мы там, просвещаются женщины, диакон пусть помазует святым елеем только, чело их, а после него помазует диаконисса, нет необходимости, чтобы мужчины смотрели на женщин» 847 . Что здесь говорится именно о помазании елеем при крешении это доказывается логическою связию приведенного места с следующею главою, в которой вслед за помазанием описывается самое сопершение крещения: «потом или ты, епископ, или подчиненный тебе пресвитер, говорится здесь, произнося над ними поименно священное призывание Отца и Сына и святого Духа погрузи их в воде ( βαπτσεις)». Затем уже следует речь о помазании миром 848 . Кроме этого, можно указать еще на более древнее свидетельство, находящееся в так называемых «Recognitiones», приписываемых Клименту Римскому , свидетельство, которое в общих чертах повторяет, тоже самое, что и Апостольские Постановления: «каждый из нас, говорится там, крещается... после того, как он был уже помазан елеем, освященным молитвою» 849 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

епископ Кирион (Садзаглишвили) §III Значение летописи для истории, – Русской Временник, попытки к его изданию и современное состояние вопроса о главных его иноземных источниках.– Разноречивость мнений русских ученых, историков и славяноведов о составе и достоинстве русских летописей. – Скептицизм и догматизм в русской историографии – Оффициально-служебный характер ее в XVIII век. – Патриотический панигиризм и благонамеренность в деле научного исследования русских летописей. – Выводы из мнений ученых касательно Повести временных лет. – Отсутствие в византийской письменности настоящего образца для начальной летописи. В предыдущих главах мы изобразили в кратких чертах культурную деятельность Грузии, как в древнейшем языческом периоде, так и в христианском, при чем указали на выдающуюся роль грузин в истории христианства на Востоке и духовнопросветительную миссию их монастырей для славян вообще и Руси в особенности 307 . В виду того, что, по нашему мнению, влияние Иберийцев на народную жизнь русских было громадное и что оно сказалось, между прочим, и на древнейшей их летописи, то мы считаем нужны предпослать здесь краткий обзор вопроса об источниках, так называемой, «Повести временных лет». Основным и самым важным письменным первоисточником истории, на котором зиждется научная историческая критика, есть летописи. Русские летописи сохранились в большом количестве списков XV-XVIII веков. Самый древний список (неполная, так называемая, первая Новгородская летопись) относят некоторые к XIII веку 308  но без достаточного основания. Начальная летопись отдельно до сих пор не найдена; в наиболее древнем и лучшем ее виде она помещена в Лаврентьевском списке 1377 года, но историк Д. И. Иловайский об этом списке говорит, что он относится, с натяжками, к концу XIV века, ибо нет доказательств, чтобы Лаврентьевский свод дошёл до нас в рукописи самого Лаврентия 309 . За Лаврентьевским списком историком Карамзиным признана репутация лучшего списка, каковая репутация упрочилась за ним в церковно-исторической науке и мы пользуемся этим списком по изданию Археографической комиссии 1872 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бесславный результат великих притязаний Пять войн Европы и США против России и СССР 29.12.2017 853 Время на чтение 18 минут Любая Европа исторически видит в России объект колонизации и источник обогащения. Среди ее оправданий (мотив же понятен и вечен): Европа культурнее и просвещеннее этой варварской окраины мира - Руси. Славист Будилевич в книге «Славянское единство» (XIX век) писал: «Гораздо позже начинается выступление на сцену всемирной истории славян. Они двигались собственно уже за готами и другими родственными им германскими племенами как второй вал в великом переселении народов, вследствие чего и эпоха образования славянских государств относится не к первым векам нашей эры, а к IX-X вв., следовательно, на 500-600 лет позже, чем у романогерманцев. Этот существенный в славянской истории хронологический факт некоторого запоздания в выступлении славян на сцену истории не только за романцами, но и за германцами имеет большое значение и в общей истории европейских арийцев вплоть до наших дней. Им главнейшим образом объясняются многие неудачи и утраты славянства в борьбе с романогерманцами как более старыми и искушенными опытом народами средневековой и новейшей Европы». «Отставание» сие, во-первых, было относительным (законы, образование), во-вторых, не касалось таких важных областей, как воинское искусство, в-третьих, означало, что страны те в историко-временном отношении моложе «старых» держав - значит, в чем-то сильнее их. Это скоро подтвердит мировая военная практика - главный критерий жизнеспособности. Отношения меж славянами всегда были сложны. Но уже в XIII в. шведы, немцы, датчане замыслили походы против Руси. 15 июля 1240 г. шведы были разбиты на Неве, а в августе 1240 г. Орден начал поход на Русь. Долгое время Польша, Литва, Беларусь с Русью боролись сообща против Тевтонского ордена (битва при Танненберге, 1410). Сегодня можно только гадать: что было бы, если Литва соединила свою судьбу с Русью. «Если бы Ягайло стал зятем Дмитрия Донского и принял вместе со всей своей землей Православие, единоверный русско-литовский монолит сразу превратился бы в самую значительную единицу тогдашней Восточной Европы».

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/30/be...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крысолов вернулся Листая старую тетрадь… 10.02.2021 2073 Время на чтение 13 минут Недавно мне вспомнилась старинная германская легенда. XIII век. На небольшой немецкий городок напали полчища крыс. Видно, не очень аккуратны были средневековые немцы и не соблюдали нормы санитарии. Тамошний градоначальник нанял санэпидработника – Крысолова. Тот заиграл в дудочку и крысы стаями пошли за ним. Он привёл их к реке и утопил. Затем потребовал у градоначальника деньги за работу. А тот не заплатил. Тогда Крысолов заиграл на своей дудочке, за ним потянулись толпы детишек, а он привёл их к обрыву и утопил в реке. Как крыс. Через семь веков Крысолов объявился в наших пенатах. Но крысы, коих он увлёк своей дудочкой, не утонули, а перебрались на другой берег океана. И вот теперь «градоначальники», вновь приглашают Крысолова к нам, требуют поиграть дудочкой нашим детям. А непотопляемые крысы-перебежчики ему подпевают на разные голоса. В моём далёком детстве мы, дети, хулиганили в меру своих способностей. Но ходили в кружки, спортивные секции, походы. Из этих детских организаций вышли потом учёные, чемпионы, гоши-слесари. Теперь наши дети не отрываются от своих «дудочек» - смарт-телефонов. И умелым «крысоловам» вовсе не трудно увлечь их к обрыву. Вспоминаю кадры из недавних репортажей с «походов детей», девчушка лет десяти: «Звали, сказали будет прикольная тусовка. Вышло – тухляк». Это перекодированная молодёжь, вернее, дети. Они вырастут и это будет потерянное поколение. Нынешние «крысоловы» отложили, было, свои призывы до весны, когда потеплеет. Но их «градоначальники» потребовали отработать авансы. В ход идут «дудочки» смартфонов, ленточки, фонарики, сердечки и прочая мишура. Ведь расчёт на детей. Но наступит весна. И они лихорадочно ищут точки уязвимости. Своими «дудочками» они уже выводили на улицы женщин, пенсионеров, инвалидов, кормящих матерей с младенчиками в колясках. Поиск, поиск… Предполагаю, следующей целевой аудиторией станут студенты, «барометр истории», как называл их товарищ Троцкий. Если студиозусы поддадутся, будет как в 1968 году в Европе, бунт бессмысленный и беспощадный. Впрочем, подобное было и в нашей, родной истории. На рубеже XIX – XX веков. Чем закончилось – знаем.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/10/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Федерализм как единственный вариант совмещения несовместимых Немецкий опыт 24.12.2021 640 Время на чтение 7 минут Источник: Украина .ру Фото  © maps-of-the-world.ru Широкая автономия регионов — порой единственный способ удержать в составе одного государства людей совершенно разных мировоззрений. Пример этому – Соединенные Штаты Америки и, например, недавнее устройство Германии. Но именно этого очень боятся политики Украины. Обратимся к опыту их зарубежных коллег Политический плюрализм в тех же США подразумевает, что разные штаты могут принимать собственные законы по таким знаковым вопросам, как смертная казнь, семейное право (в том числе легализация или запрет и непризнание заключенных за их пределами однополых браков), продажа марихуаны, ограничения на владение огнестрельным оружием и многое другое. Именно так и реализуется девиз, выбитый на гербе государства: E pluribus unum («Из многих — единое»). Нетрудно понять, что попытка насадить повсеместно образцы жизни какой-то одной из групп населения страны, — например, нравы Нью-Джерси (жителей этого штата терпеть не могут во всей стране из-за их вызывающего поведения) в Техасе или наоборот, — в итоге привела бы к расколу страны, повторению Гражданской войны и необходимости держать в «усмиренных» штатах войска, как это уже было в 1860-е годы. Пока светский либерал в Нью-Йорке и религиозный фундаменталист-отшельник в Юте могут жить каждый по-своему, страна едина и сильна.   Можно возразить, конечно, что американская модель — некий уникум и опыт построенного на «пустой» территории «государства иммигрантов» просто неприменим к исторически сложившимся и существующим веками европейским странам. На самом деле это не так. Вспомним, что та же Западная Европа после Великого переселения народов, когда среди лесов Галлии и Германии сложились варварские (национальные) королевства, представляла собой достаточно близкую аналогию ранней истории Штатов. Эти королевства, как и европейские колонии в Северной Америке, имея более-менее единый состав по национальному происхождению и религии, разнились по законам. Создать на их основе унитарное государство было сверхсложно — в той же Франции это потребовало жесточайших войн с окситанским Югом, растянувшихся на много веков — с начала XIII (Альбигойская война) до конца XVII века (драгоннады). В Германии такого не произошло. В XIX век она вошла в виде десятков независимых и сильно отличавшихся друг от друга государств. Были там и «вольные города», и епископские княжества, а монархии варьировались от абсолютистских до конституционных. Поэтому и объединение Германии проходило на основах федерализма.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/24/federa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010