Святитель Петр, это XIII век, отличался исключительным благочестием, имел различные дарования от Бога. Он был талантливым иконописцем. Известно, что некоторые из икон, написанных им, имели чудотворную силу. Его благословение на строительство Успенского собора в Кремле определило судьбу Москвы. Тогда Москва была небольшим удельным княжеством. Если будет построен храм Успения, сказал святитель Петр, то Москва станет великим городом, и вокруг нее соберутся все русские земли.Его пророчество исполнилось, и замечательно, что при другом святителе — патриархе Ермогене — Русскую землю стали называть Домом Пресвятой Богородицы.Гроб с телом святителя Петра лег как бы краеугольным камнем в строительство Успенского собора, а значит и всего града Москвы и всей русской земли. У этого гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители. Далее — святитель Алексий, это yжeXIVbek. Мы помним, как он от юности был избран Господом на служение, как еще мальчиком, занимаясь ловлей птиц, он задремал, и услышал голос: «Алексей, человеков будешь уловлять». Это был зов, подобный тому, с которымкогда-то Спаситель обратился к самим апостолам. Служению святителя Алексия сопутствовали многие бури. И та буря, в которую он попал во время плавания из Константинополя в Россию, где получил благословение на первосвятительство, как бы символизировала всю его многоскорбную, исполненную искушений и тяжких трудов жизнь. Во время этой бури, когда казалось, что гибель неминуема, он дал обет построить храм в честь святого или церковного праздника, который придется на день его спасения. И Господь спас его в праздник Спаса Нерукотворного. Заботами святителя Алексия был воздвигнут монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя (сегодня это Андрониковский монастырь, названный так в память первого игумена преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия). Будучи предстоятелем Церкви, митрополит Алексий заботился и о делах государственных. Он был регентом юного князя Димитрия Донского, воспитав этого воина, этого святого в заветах любви к Церкви, в уповании на Господа. Вскоре,через два года после кончины святителя, последовавшей в 1378 году, состоялось знаменитое Куликовское сражение, которое положило, по существу, конец татаро-монгольскому владычеству на Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/18/te...

Святой Иоанн Креститель. Мозаика. Византия. XIII век. София Константинопольская Проповедь покаяния, с которой выступил святой Иоанн Креститель , была действительно значимым событием для его современников, живущих в окрестностях Иордана. Вот что писал о Предтече Иосиф Флавий: «Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно» . Для многих святой Иоанн Креститель по силе своей пламенной проповеди и высоте безукоризненной жизни был воплощением одного из древних пророков, который пришел возвестить об избавлении Израиля от ига язычников. Евангелист Иоанн Богослов рассказывает о посольстве к Предтече иудеев из Иерусалима, которые спрашивали его: Что же? Ты Илия? Пророк? (Ин. 1, 21). Да и Сам Спаситель, говоря о святом, указывает на высоту его жизни: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Блаженный Августин в одной из проповедей говорит, что Предтеча «был столь велик, что его могли счесть за Христа». Представления о соперничестве Спасителя и Предтечи отображены в некоторых гностических писаниях Такая сила личности святого Иоанна Предтечи, невзирая на его собственные свидетельства о грядущем Мессии, у которого он не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк. 1, 7), вызывала недоумения по поводу его взаимоотношений со Спасителем уже во времена его земной жизни. Стоит вспомнить хотя бы описанное в Евангелии обращение к Предтече его учеников, с досадой и завистью говоривших по поводу проповеди Христа: Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему (Ин.

http://pravoslavie.ru/109990.html

свящ. Вадим Маркин КОНСПЕКТЫ Вводная лекция Вступление Объем материала учебного года – Изложение общих понятий. – Библейская история Ветхого завета (основные события в их взаимосвязи). – Библейская история Нового завета (события земной жизни Спасителя). Основные принципы обучения – Обязательное чтение Священного Писания . – Тщательная подготовка к уроку. – Постоянный опрос каждого. – Многие отрывки наизусть (помогают глубоко осмыслить содержимое, помощь в дальнейших проповедях). – Сочинения. – Иметь на уроке: Священное Писание , учебное пособие, тетрадь с конспектами, ручка. Общие понятия Цели и задачи курса I периода Священной Библейской Истории – Ветхого Завета – Примеры действия великого промысла Божьего. – Закономерность пути истории человечества. Много мыслителей пыталось выявить эту закономерность. Неудачная попытка такого осмысления в конце XVIII – начале ХХ столетия. – Священное Писание дает настоящее понимание движущих сил истории (сочетание воли Божией и воли человека, Господь ведет к спасению). – Ветхий Завет подготавливает человека к восприятию Нового Завета (в качестве примера: закон язычества – месть, ветхий закон – око за око, новый закон – “кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую” – Мф. 5, 39 – Нагорная проповедь). Главный предмет Священного Писания. Главным предметом Священного Писания является дело спасения человечества, совершенное воплотившимся Сыном Божиим. В Ветхом Завете дело человеческого спасения раскрывается как событие будущего в прообразованиях и пророчествах; в Новом Завете изображается самое событие нашего спасения чрез пришествие Господа и Его искупительный подвиг. Разделение священных книг по времени их написании. – Два раздела Библии. Ветхий и Новый Завет : принципы разделения. По времени своего написания Священные книги разделяются на ветхозаветным и новозаветным. Первые написаны богодухновенными и богопросвященными мужами до пришествия Христа Спасителя (за время с XIII в. по I век до Р. Х. а, вторые написаны богодухновенными евангелистами и апостолами после рождения Христа и совершенного Им дела искупления (в течение I-ro века после Р. Х.). Число ветхозаветных книг по заглавиям – 50, новозаветных – 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

свящ. Иоанн Верюжский Век XIV. Св. прав. Прокопий Устюжский, преподобные Григорий и Кассиан Авнежские, Димитрий Прилуцкий, Св. Стефан Епископ Пермский Праведный Прокопий устюжский Христа ради юродивый В первой половине XIII века, во дни славы и могущества Новгорода, когда вольные его жители, обогащаемые выгодной торговлею с ганзейскими городами, с уверенностью говорили: кто против Бога и великого Новгорода? в числе заморских торговых гостей, приезжавших ежегодно во множестве, прибыл однажды в Новгород с богатым грузом товаров немецкий купец Прокопий. Какого он был рода и племени и из какого города – неизвестно. Без всякого сомнения ему, подобно другим его товарищам, и на мысль не приходило долго пробыть, а тем более остаться навсегда в суровой и холодной России. Все его мысли и желания вероятно были сосредоточены единственно на том, чтобы дороже продать свои товары, набрать на них побольше дорогих мехов и новгородских рублей и поскорее возвратиться на родину. Но от Господа исправляются стопы мужу: смертный же како уразумеет пути своя ( Npum. XV, 24 )? Господь судил иначе и указал Прокопию неизвестный до того времени в России путь юродства Христа ради. Кто мог думать, что этот молодой купец, воспитанный в довольстве и роскоши и с младенчества напитанный враждебным Православию католическим учением – решится добровольно но всю жизнь подвергнуть себя всевозможным лишениям и страданиям, что при видимом скудоумии он сохранить мудрость и чистоту сердца, достигнет высоты нравственного совершенства, сделается украшением Православной церкви, великим чудотворцем, защитником и покровителем своего нового отечества? Истинно сила Божия в немощи совершается ( 2Kop. XII, 9 ). Дивны дела Господни, дивен Бог во святых своих! Древний Новгород доныне славится множеством и красотою церквей и монастырей, а в эпоху его процветания их было еще больше. Когда Прокопий прибыл в Новгород, то невольно быль поражен их множеством и красотою, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам, – чего он никогда не думал встретить между людьми, не повинующимися римскому первосвященнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Содержание От издательства Предисловие автора Отдел первый I. Местность обители до ее основания II. Причины к основанию Задонской обители (XVII век) III. Подробности о прежней недвижимой собственности сего монастыря (до 1764 года) Отдел второй IV. Возобновление обители после пожара и период постепенного благоустройства и процветания оной (с 1693 по 1857 год) Краткая биография святителя Христова Тихона V. Название монастыря Отдел третий VI. Построение второго каменного соборного Владимирского храма, существующего ныне, и другие постройки, а также важные события этого времени (с 1845 по 1870 год) VII. Построение новой теплой Рождества Богородицы церкви и улучшение других монастырских зданий Отдел четвертый VIII. Богослужение IX. Местные праздники X. Крестные ходы XI. Ризница XII. Библиотека XIII. Архив XIV. Благотворительность монастыря XV. О посещениях монастыря Задонского Богородицкого высочайшими особами, а также и другими знаменитыми лицами Отдел пятый XVI. Иерархическая степень монастыря XVII. Настоятели монастыря XVIII. Способы содержания монастыря в прежнее и нынешнее время XIX. Монастырское кладбище и памятники XX. Эпилог Копии некоторых монастырских бумаг I. Письмо Имеретинской царицы Марии II. Копия указа о погребении тела святителя Тихона III. Бумаги, объясняющие обретение мощей и перенесение гроба Преосвященного Тихона IV. Копия донесений от жандармского полковника Арсения Федоровича Козлова его сиятельству г-ну шефу жандармов V. Копия предложения Высокопреосвященного архиепископа Воронежского Антония II ректору Воронежской семинарии архимандриту Симеону VI. Опись, учиненная священным одеждам святителя Тихона Воронежского и Елецкого по обретении и перенесении гроба его VII Рапорт арх. Серафима с братией о перенесении тела свт. Тихона VIII. Копия указа о возведении третьеклассного Задонского монастыря в первый класс Задонский летописец и его труды (Об авторе этой книги)     Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

сост. О.А. Платонов Школы, направления и основные темы русского иконописания Новгородская иконопись История новгородской иконы восходит к XI веку, ее первый расцвет падает на XII–XIII столетия, ее второй и наивысший расцвет захватывает поздний XIV и весь XV век, после чего начинается ее медленное угасание. И хотя в дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные прекрасные иконы, они все же не выдерживают сравнения с тем, что было создано в более ранние времена. Да это и понятно, ибо после утраты Новгородом своей самостоятельности и своих вольностей исчезают постепенно те предпосылки, которые определили блестящий расцвет его искусства. Современные историки любят подчеркивать, что Новгород был боярской республикой, где господствовала боярская олигархия, умело использовавшая вече в своих собственных интересах. Но гораздо существеннее то, что Новгород был до присоединения к Москве свободным городом, обладавшим своим укладом жизни, своей оригинальной экономической структурой, своими большими культурными традициями. Огромные территории и изобильные угодья, щедрые дары природы, умелое и разумное для своего времени хозяйствование – все это способствовало экономическому расцвету «господина великого Новгорода», славившегося во всей восточной Европе богатством и деловитостью. Апостолы Петр и Павел. Икона.1050–1060-е гг.Из собора Св. Софии в Новгороде. НМЗ Если сравнивать новгородское искусство в целом с искусством Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества и великокняжеской Москвы, то бросается в глаза его особая полнокровность и почвенность. В нем очень сильно проступают народные черты, оно неизменно подкупает своей свежестью и непосредственностью. Стихия новгородской живописи – это импульсивность образа, достигнутая совсем особым цветовым строем, ярким и звонким. Новгородские художники не любят сложных, замысловатых сюжетов, им осталась чуждой головоломная символика как византийских теологов, так и западноевропейских схоластов. Они предпочитают изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья, Анастасия, Параскева Пятница и др.), от которых они ожидают прямой помощи в своих сельских работах и торговых делах.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Сынковичи. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. ...В Сынковичах — деревне Зельвенского района — находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV — начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. План храма — слегка вытянутый прямоугольник с трехнефным членением, где все нефы имеют почти одинаковую ширину. Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают малую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Это чувствуется и во внешнем объеме сооружения, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой щипцовой крышей... http://globus.tut.by/synkovichi/index.htm Храм находится в стороне от деревни, на возвышенности, и виден издали. Массивные полуметровой толщины стены, бойницы для ведения ближнего боя, щели для стрельбы из лука, передние башни с винтовыми лестницами – всё во внешнем виде церкви указывает на то, что когда-то она играла роль оборонительного сооружения. Раньше церковь стояла на насыпном острове и со всех сторон была окружена водой, что создавало трудности при подступе к ней. По сегодняшний день не утихают споры о том, кто и когда построил храм, в каком году он был освящён. Датой рождения храма считается 1407 год, когда он был освящен во имя Архистратига Божия Михаила. Единого мнения о дате строительства крепостного сооружения, ставшего храмом, нет. Наиболее вероятным временем строительства было принято считать конец XV - начало XVI века. Однако последние исследования архивных документов и интересные находки реставраторов храма во главе с научным руководителем работ Геннадием Лаврецким позволяют сделать предположение, что это может быть XIV и даже XIII век. В архитектуре храма явственно прослеживаются черты, характерные для готического стиля, а также детали древнерусского зодчества. К готике специалисты относят архитектурный поясок, охватывающий апсиды (полукруглый, граненый или прямоугольный в плане выступ здания, увеличивающий пространство помещения и перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом), а также две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, крутая крыша, звездчатые своды в правой апсиде также являются элементами готического стиля.

http://sobory.ru/article/?object=09665

ЦВ 12-13 (241-242) июнь 2002 /  5 сентября 2002 г. Знаменные мелодии в современном исполнении В середине XIX века внутри Римско-католической церкви возникло движение, выступающее против инструментальной музыки в церкви и за возврат к церковным канонам и старинному грегорианскому хоралу. В конце XIX — начале XX веков при поддержке папы Пия X происходит реставрация монодийного грегорианского пения (типологическая параллель русскому знаменному распеву). Второй Ватиканский собор в 1963 году определяет одноголосный грегорианский хорал как «свойственное римской литургии пение», однако наряду с ним разрешает использовать в богослужении и другие виды церковной музыки, в том числе и многоголосие. Нечто подобное происходило и в Русской Церкви, только на век раньше. По указу Святейшего Синода, с 1772 по 1917 год были изданы в пятилинейной нотации сборники одноголосного знаменного пения, охватывающие почти весь годовой цикл богослужебных песнопений: Обиход, Ирмологий, Октоих, Праздники, Триодь постная и цветная. Издать песнопения средних праздников, Трезвоны, помешала Первая мировая война. История издания Синодальных сборников знаменного пения заслуживает подробного описания. Еще в 1681 году ревизия выявила наличие в Московской типографии готовых матриц певческих знаменных крюков. По-видимому, вскоре типографский станок должен был дать всей Русской Церкви добротные печатные певческие книги с крюковой нотацией. К сожалению, этого не произошло. Когда в 1766 году Святейший Синод задался вопросом, по каким причинам остановилось печатание, типографский библиотекарь Сергей Васильев ничего путного ответить не смог, связь времен уже была нарушена, однако дал справку, что в типографской библиотеке находятся следующие знаменные рукописи (по нынешним понятиям — бесценные сокровища): «Ирмологий без начала, XVI в.; Кондакарион, XI в.; Триодь постная и цветная, XIII в.; певчая рукопись без начала и конца, XIV в.; Минея декабрьская певческая, шесть чисел, XIV в.; сборник стихир Господским праздникам и разным святым, XIV в.».

http://e-vestnik.ru/analytics/znamennye_...

Богословие в тринадцатом столетии. Методологические контрасты 136 Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г. и монгольское завоевание восточной Европы в 1237–1240 гг. были катастрофическими событиями, поставившими под угрозу само существование восточного христианства как социального и культурного организма. Тем не менее восточное христианство выжило, сохранив абсолютную верность своему богословию. На Западе тот же XIII век был временем зарождения новых и динамичных форм интеллектуального творчества в университетах и монашеских орденах, радикально изменивших само христианское богословствование. В контексте этого периода требует определения и сам термин «богословие». В византийском обществе, так же как и в западном раннесредневековом мире, богословские понятия, убеждения и верования были присущи практически всем аспектам социальной или индивидуальной жизни. К ним не только прибегали на соборах архиереев или в полемических прениях между представителями разделенных Церквей, их не замыкали в трактатах, проповедях, антологиях и святоотеческих сборниках. Их слушали и пели ежедневно, даже неграмотные, в песнопениях Церкви. Они неизбежно присутствовали в политических делах, основанных на религиозном понимании царства. Ограничиваясь XIII веком, достаточно вспомнить хотя бы спор об употреблении святого Мира ( μрои) при помазании императоров, переросший в спор о природе и значении самого помазания. Эта тема полемически обсуждалась Димитрием Хоматианосом в связи с коронованием Феодора Ласкариса в Никее (1208) 137 . Богословские предпосылки связывались также и с экономическими и социальными явлениями, как это видно, например, из отношения Церкви к ростовщичеству, из требований, связанных с браком, из религиозного обоснования управления церковной собственностью или из богословского осмысления форм искусства и иконографии. Поэтому очень трудно дать действительно ясное и четкое определение «богословия» в византийском или раннесредневековом западном контексте. Однако именно в XIII веке устанавливается институционное, социальное и концептуальное разделение между латинским Западом и новым греческим (и славянским) Востоком. Первая часть доклада будет посвящена этому возникшему контрасту. Следующие две части будут кратким обсуждением богословской конфронтации между Востоком и Западом в XIII веке и появления «монашеского» богословия в византийском мире. Запад: университеты и монашеские ордена

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава XIII. Форма омовения водою в крещении Иисус Христос крестился чрез погружение. Погружение, как форма крещения в апостольское время и время мужей апостольских. Свидетельства II, III и IV веков за погружательную форму крещения. Данные за существование той же формы с V-VIII века. Существование погружательной формы в практике греческой и русской церкви с VIII века. Однократное погружение в практике западной церкви в VI-X веках. Обливательная форма в древней крещальной практике. Свидетельство об употреблении ее в III и IV веках. Отношение древней церкви к лицам, крещенным таким образом. Свидетельства с VIII века касательно обливатсльной формы. Воззрение русской церкви на обливательное крещение. Существование этой формы в русской практике с XII-XVII век. Объяснение этого факта. Погружательно обливательная форма крещения. Крещение должно совершаться водою, – водою чистою, естественною. Самый естественный вопрос отсюда теперь тот: в какой же форме должно совершаться омовение водою в крещении? Омываться водою можно двояко: или чрез погружение в воду всего тела, или чрез обливание водою, что равно окроплению. Какая же из этих форм практиковалась и должна практиковаться при крещении? По учению православной церкви, таинство крещения должно быть совершаемо чрез троекратное погружение крещаемого в воду 919 . В такой-ли форме крестился сам Иисус Христос и в такой ли форме совершалось крещение водою в апостольское время? Прямых определений и указаний по тому и другому вопросу нам не представляют писания апостолов. Тем не менее все косвенные данные, какие только можно извлечь из них, и все соображения об этом предмете приводят к тому именно заключению, что формою крещения Иисуса Христа и в век апостолов было именно погружение, а не обливание, или окропление, практикующееся ныне в церкви западной. Эти данные, эти соображения, даюшие основание такому именно, а не иному предположению, при решении первого вопроса – следующие. Прежде всего за такое предположение говорит следующий факт. Евангелисты, повествуя о крещении Иисуса Христа, говорят: «крестившись Иисус тотчас вышел ( νβη) из воды " 920 , и «когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеяся небеса» 921 . Это восхождение само собою предполагает и снисхождение Иисуса Христа в воду 922 . Но последнее, т. е. снисхождение в воду, очевидно, требовалось для погружения в последнюю, а никак не для обливания ею. Это так ясно, что и из среды западных писателей более беспристрастные сознаются, что словом «вышел из воды», и «когда выходил из воды» – евангелисты обозначают погружение Иисуса Христа, а не другой какой-либо способ крещения 923 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010