КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народонаселения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский. Отрочество и юность его большею частью протекли в Новгороде. Отец его Ярослав всю жизнь то ссорился с новгородцами, то опять ладил с ними. Несколько раз новгородцы прогоняли его за крутой нрав и насилие и несколько раз приглашали снова, как бы не в состоянии обойтись без него. Князь Александр уже в молодых летах подвергался тому же вместе с отцом. В 1228 году, оставленный со своим братом Федором, с двумя княжескими мужами, в Новгороде, он должен был бежать, не выдержав поднявшегося в то время междоусобия - явления обычного в вольном Новгороде. В 1230 году юноша снова вернулся в Новгород с отцом и с тех пор, как кажется, долго не покидал Новгорода. С 1236 года начинается его самобытная деятельность. Отец его Ярослав уехал в Киев; Александр посажен был князем в Великом Новгороде. Через два года (1238) Новгород праздновал свадьбу своего молодого князя: он женился на Александре, дочери Брячислава полоцкого, как кажется, последнего из Рогволодовичей, скоро замененных в Полоцке литовскими князьками. Венчание происходило в Торопце. Князь отпраздновал два свадебных пира, называемых тогда " кашею " - один в Торопце, другой в Новгороде, как бы для того, чтобы сделать новгородцев участниками своего семейного торжества. Молодой князь был высок ростом, красив собою, а голос его, по выражению современника, «гремел перед народом как труба». Вскоре важный подвиг предстоял ему.

http://sedmitza.ru/lib/text/435573/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Дучио ди Бунинсенья. Упование Израиля. XIII век. Флоренция В Нагорной проповеди почти дословно цитируется стих из 36-го псалма, который даёт нам верный ключ к пониманию этих слов Спасителя. Оглянувшись вокруг, псалмопевец видит, как процветают нечестивые, а праведники терпят притеснения. Но трезвое размышление над жизнью убеждает его, что у дурных людей нет будущего, благоденствие нечестивых иллюзорно. Завидовать и бороться с ними - это всё равно, что торопить траву, которая и сама увянет вскоре. Недаром Тертуллиан назвал этот псалом «зеркалом Божественного провидения». Псалмопевец уверяет, что главное - довериться Богу, остальное дано будет в своё время, во время благоприятное. Но кто же эти «кроткие», которым будет дано в изобилии насладиться миром? Важно представить себе, что в этот момент в устах Спасителя звучит арамейское слово «анавим» (буквально «согбенные», «смиренные»). Переводя это слово на наш современный язык, хочется сказать «неудачники». Кроткий не будет настаивать на своём; он скорее подчинится обстоятельствам жизни, чем станет навязывать другим свою волю. Разве при разделе земли таким «тихоням» достаётся хоть что-нибудь, если они и постоять-то за себя по-настоящему вроде бы и не умеют? Но тем не менее кротость не имеет ничего общего с пассивностью, слабоволием или страхом. Она скорее состоит в самообладании, умении не поддаваться кипению своих страстей при виде зла, способности укрощать свой гнев. Кротость - это сила, которая способна перебороть натиск душевных переживаний в тех ситуациях, когда человека обычно переполняет чувство протеста и жажда мщения. В конце концов, кроткий - это праведник, который, видя торжество нечестивых, не завидует и не гневается, но с полным доверием вручает себя Богу. Это блаженство связано с искусством побеждать зло добром. И всем, кто живёт и действует по законам этого искусства, Спаситель даёт неслыханное обетование: «… они наследуют землю». Недаром оно употреблялось как царский титул не только благочестивых земных правителей, но и Божия Помазанника, Мессии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

Куда идет мир: война цивилизаций или диалог? Битва христиан и мавров (Испания). XIII век Один из главных вопросов, который стоит сегодня перед человечеством, это вопрос: куда идет мир? Этим вопросом занимаются ведущие политологи мира, сами руководители государств. У американцев размышления на эту тему получили наиболее оформленный характер. Известные политологи Фукуяма и Хантингтон говорили о том, что мир идет по пути конфликта цивилизаций, войны между цивилизациями. Цивилизаций на земном шаре, по категории американских политологов, с которыми особо не стали спорить политологи других стран, не так уж и много. Причем основа у них чаще всего религиозная. Под мировыми цивилизациями подразумеваются такие, как христианско-западническая или западно-христианская, в которую входит теперешняя Западная Европа, католическая часть Восточной Европы, США, Канада, то есть те, кого мы называем привилегированным миллиардом. У этой цивилизации свои ценности. Мы с вами принадлежим к цивилизации, которая называется славянско-православной. Это особая мировая цивилизация, базой которой всегда была Россия, Российская империя, и те страны, которые находились в нашем ближайшем окружении и исповедовали Православие, то есть те страны, которые были связаны так или иначе со славянскими корнями своего происхождения. Исламская цивилизация объединяет большое количество разношерстных по своей сути стран, но ислам является доминантой для этой цивилизации. Сейчас эта цивилизация быстро крепнет и расширяется. Цивилизация буддийская – это Южная Азия, прежде всего, конечно, Индия как основа. Это тоже миллиард населения. У нее свои ценности, своя история, своя этика. Конфуцианская цивилизация Дальнего Востока – это Китай и другие сопредельные страны. И далее мы говорим об одной из цивилизаций, от которой остались практически только остатки – это так называемая южно-американская цивилизация – империи ацтеков, инков, майя, у которых была своя собственная духовная жизнь, свое социально-экономическое структурное формирование, все было свое, самобытное.

http://pravoslavie.ru/670.html

С.С. Волкова О древнерусских церковных напевах и означении их для будущности русского музыкального искусства Источник Сообщение, читанное 21 апреля 1905 года Содержание I. II. III. Приложение Перечень древнерусских Крюковых Рукописей XI–XIV веков по указателю Н. В. Волкова (Памятники Древн. Письм. CXXIII) Стихирари Ирмологи Кондакари     Присутствующим известно огромное значение наших древних крюковых рукописей, как с точки зрения древней письменности, так и для истории музыкального искусства и дальнейшего его органического развития, так, наконец, и с точки зрения богослужебного певческого благолепия. Между тем, большинство из этих рукописей не исследованы и не изданы, а многие гибнут безвозвратно. Труды в этой области до сих пор остаются разрозненными. Однако дело это, по своему значению, требовало бы трудов объединенных и последовательных. Среди духовенства и среди мирян есть и ещё найдутся люди, готовые работать в этой мало известной области, но им недостаёт объединяющего руководства и поддержки. Такую поддержку и возможность такого объединения предлагает, с обычным просвещённым радушием, Общество любителей древней письменности; сегодня дружно и радостно можно приступить к составлению программы деятельности нового кружка любителей древних напевов. Эта деятельность, естественно распадается на три отрасли: археологическую, церковно-певческую и научно-художественную. I. Первая задача состояла бы в исследовании тех рукописей, которые пока ещё не могут иметь непосредственного значения для современного церковного пения и для музыкальной науки. Таковыми являются все древние рукописи с певческими знаками, смысл которых ещё не восстановлен. К ним приходится причислить все наши древнейшие крюковые рукописи, от по век включительно: кондакари с особенными нотными знаменами, вышедшими из употребления уже в веке и ныне совершенно нечитаемыми, – а также и все прочие рукописи XIII, XIV и даже XV века, со знаменными крюками, многие из которых стали для нас непонятными иероглифами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.) Введение Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Хорошо известно, что по крайней мере с середины XI в. антагонизм между двумя главными христианскими конфессиями, постепенно обостряясь, накладывал негативный отпечаток на развитие отношений между разными частями средневекового христианского мира. Особенно долговременным и трагическим по своим последствиям оказался этот процесс для славянского мира, поставив по разные стороны барьера ранее близкие по языку и культуре и развивавшиеся в сходных исторических условиях народы. Неудивительно, что эта тема так или иначе затрагивалась в ряде исследований, результаты которых ясно указывают на XIII век как на переломный период, когда в области конфессиональных отношений между славянскими народами произошел переход от мирного сосуществования к конфронтации. Вместе с тем в научной литературе развитие этого антагонизма до сих пор рассматривалось или локально, применительно к отдельным странам, или слишком широко, без учета различий в представлениях и позициях разных частей общества. Исследователи справедливо уделяли большое внимание тому, как усиление религиозной конфронтации отражалось на развитии политических отношений между соседними странами, но при этом в тени оставались вопросы о том, как нараставший антагонизм влиял на общественное сознание, на существовавший в общественном сознании «образ мира» и какие факторы воздействовали на развитие взаимной отчужденности. Исследователи уделяли самое серьезное внимание политике папства и той огромной роли, которую сыграло папство в углублении и обострении религиозного антагонизма в славянском мире. В советской историографии папство рассматривалось как некий религиозно-общественный институт, идеология, цели и методы которого оставались практически неизменными на протяжении XIII в. Кроме того, нет ответов на вопросы, почему политика папства оказалась столь эффективной и почему общественное сознание славянских католических стран именно в этом столетии подчинилось идейному влиянию, идущему из Рима.

http://sedmitza.ru/lib/text/442937/

Ю. Бохеньский Возрождение Период перехода от Средневековья к эпохе Нового времени в Европе, длившийся почти два с половиной столетия. В этот период во многих областях жизни произошли значительные изменения; бурный расцвет пережили наука и искусство. Период Возрождения делится на множество составных частей и фаз развития. С ним также связаны различные суеверия, укоренившиеся настолько прочно, что даже в наши дни требуются немалые усилия, чтобы их опровергнуть. 1 . Первое и, наверно, главное заблуждение – считать (подобно многим идеологам Возрождения) Возрождение именно возрождением, воскресением культуры и цивилизации, наступившим после долгого периода варварских «средних веков», мрачного времени, периода разрыва в развитии культуры. Этот предрассудок основан на полном незнании Средневековья и тесной связи между ним и Возрождением; в качестве примера достаточно будет назвать две совершенно различные области – поэзию и экономическую жизнь. Данте жил в XIII веке, т.е. в кульминационный момент Средневековья, Петрарка – в XIV. Что касается экономической жизни, то подлинный ее ренессанс также приходится на XIII век, время быстрого развития торговли и банковского дела. Говорят, что Возрождению мы обязаны переоткрытием древних авторов, но это – тоже суеверие. Известно, что в этот период были открыты лишь две древнегреческие рукописи, остальные уже имелись на Западе (главным образом во Франции), ибо возврат к древности, связанный с интересом к человеку и природе, Западная Европа пережила в XII и XIII веках. 2 . Второе суеверие связано со смешением двух составных частей Возрождения, противоположных друг другу, а именно так называемого гуманизма и нового естествознания. Гуманизм враждебен всякой логике, всякому разуму, всякой естественной науке, которую он считает «механическим» трудом, недостойным культурного человека, призванного быть писателем, ритором, политиком. Фигура человека Возрождения, который сочетает в себе одновременно и Эразма Роттердамского и Галилея, является мифической, а вера в некий единый, присущий эпохе Возрождения образ мира – не что иное, как суеверие.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/sto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЙЦМАН [нем. Weitzmann] Курт (7.03.1904, Клайнальмероде близ Касселя, Германия - 7.06.1993, Принстон, США), историк визант. искусства. Изучал историю искусства и археологию в ун-тах Мюнстера, Вюрцбурга и Вены; докт. диссертацию защитил в Берлинском ун-те, где помогал А. Гольдшмидту в издании свода средневек. авориев Зап. Европы и Византии (Byzantinische Elfenbeinskulpturen d. X-XIII Jh. B., 1930-1934, 1979r). В нач. 30-х гг. посетил Россию и Афон, где изучал визант. памятники (в особенности рукописи) по гранту Германского археологического ин-та. Как и мн. др. ученые, в годы фашизма был вынужден прервать сотрудничество с этим ин-том и оставить Германию (1934). Переехав в США, стал членом принстонского Ин-та развития науки и преподавателем Принстонского ун-та на кафедре истории искусства и археологии. В. в основном исследовал восточнохрист. иконографию в ее связях с античностью, раннехрист. и католич. зап. искусством, а также изучал духовное наследие православия в целом. Событием мирового значения в области византинистики и изучения искусства III-VII вв. была выставка «Век духовности» (1977-1978, Метрополитен-музей) и приуроченный к ее открытию симпозиум в Нью-Йорке, материалы к-рых были изданы под ред. В. (Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, 3th to 7th Cent. N. Y., 1977 (Кат.); 1980 (Мат-лы симпозиума). Самым крупным исследовательским проектом В. была экспедиция в мон-рь вмц. Екатерины на Синае (1956-1965). Он руководил работой по фотофиксации памятника, изучением миниатюр из собрания рукописей, реставрацией мозаик в апсиде церкви, описанием объектов изобразительного искусства и составлением каталога обширного собрания икон. Результаты экспедиций отражены в работе В. «The Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai» (Princeton, 1976), касающейся вопросов о месте иконописания (с VI в.) в истории искусства. В. принадлежат многочисленные публикации визант. рукописей (Byzantinische Buchmalerei d. 9. und 10. Jh. B., 1935. W., 19962), исследования по проблемам связи раннехрист. и визант. искусства с искусством классической древности, по взаимоотношению искусства лат. Запада и правосл. Востока, особенно Византии. Он внес огромный вклад в организацию и развитие византиноведческих исследований XX в. на Западе, в утверждение ценности и важности изучения правосл. иконописи и миниатюры для совр. культуры.

http://pravenc.ru/text/153859.html

Владимирская икона: взгляд сквозь века (подборка икон) В истории Церкви бывают иконы, которые оставляют свой след. Подобно тому, как камень, брошенный в воду, оставляет круги, так и эти шедевры иконописи оставляют после себя списки и подражания, которые обновляются из века в век. 6 июля, 2012 В истории Церкви бывают иконы, которые оставляют свой след. Подобно тому, как камень, брошенный в воду, оставляет круги, так и эти шедевры иконописи оставляют после себя списки и подражания, которые обновляются из века в век. В истории Церкви бывают иконы, которые оставляют свой след. Подобно тому, как камень, брошенный в воду, оставляет круги, так и эти шедевры иконописи оставляют после себя списки и подражания, которые обновляются из века в век. Владимирская икона Богородицы — одна из таких. Владимирская икона Богородицы Владимирская икона Богородицы, фрагмент Белозерская икона, XIII век Федоровская Страстная, XIII век Владимирская икона Донская икона, Феофан Грек, ок. 1392 Круг прп. Андрея Рублева, XV век 1-я четверть XV века XVI век Волоколамская икона, XVI век XVI век Игоревская, XVI век Вариант Игоревской, XVI век XVI век Иконописец Истома Елизаров, XVII век XVII век Древо Государства Российского, Симон Ушаков, XVII век XVIII век Кирилл Уланов, XVIII век XVIII век XVIII — XIX век XIX век   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 февраля, 2024 11 октября, 2023 8 июня, 2022 3 июня, 2022 15 марта, 2022 26 октября, 2021 11 сентября, 2021 13 августа, 2021 6 июля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/vladimrskaya-ikona-vzg...

Пятидесятница. Сошествие Святого Духа: иконы, мозаики и фрески ФОТОГАЛЕРЕЯ Самые ранние изображения сошествия Святого Духа на апостолов встречаются в лицевых Евангелиях VI века (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционная иконография изображает Сионскую горницу, в которой собраны 12 апостолов и Божия Матерь, ожидающие исполнения обетования Господа Иисуса Христа о ниспослании Утешителя. vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Современная греческая фреска vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Печская патриархия, Сербия. XIV век vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Мозаичный свод. Осиос Лукас, Греция. XII век vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Осиос Лукас, Греция. XII век vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Евангелие Раввулы. fol. 14b vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV век vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Эмаль. Николай Вердунский. 1181 год vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Византийская икона vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI век vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Византийский музей в Афинах XV vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XIV век vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Византийская миниатюра vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Кипрская икона vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Мозаичный свод. Собор св. Марка, Венеция vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Собор св. Марка, Венеция vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Фрагмент 4-х частной византийской иконы vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Армянская книжная миниатюра XIII век vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Монастырь св. Павла, Афон. XVIII век vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница. Фрагмент иконы. Монастырь Ватопед, Афон. XXI век vk fb tw ok @ g+ lj Пятидесятница, сер. XII в, Синай Рейтинг: 6.3 Голосов: 237 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/53967.html

Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы и фрески Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье. vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение, Преображение и Воскрешение прав. Лазаря. Синай. XII в. vk fb tw ok @ g+ lj Пьетро Каваллини, Благовещение, базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 год vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение, оборот иконы «Богоматерь Психосострия». XIV век. Охрид vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей vk fb tw ok @ g+ lj Устюжское Благовещение, Новгородская икона, вторая четверть XII век, Государственная Третьяковская Галерея vk fb tw ok @ g+ lj Миниатюра Евангелия апракос. Вторая четверть XII века, Государственный Исторический Музей vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение, мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040 vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение у кладезя. Роспись собора Рождества Богоматери, 1502 год, Дионисий и сыновья vk fb tw ok @ g+ lj Икона последней трети XVII, Костромской музей vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в., монастырь святой Екатерины, Синай vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение с вмч. Фёдором Тироном. Новгород. Церковь Бориса и Глеба в Плотниках. 2-я пол. XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Мозаичная икона 1300-1325 года, Музей Виктории и Альберта, Великобритания vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. Французская миниатюра конца XIII века vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г. vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. 1670. Автор: Иван Максимов vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. Фреска православного храма на Кипр vk fb tw ok @ g+ lj Фрагмент византийского Диптиха из слоновой кости, VI век, сокровищница Миланского собора vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. Эмаль. Николай Вердунский. 1181 г. vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. Современная икона vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/52692.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010