Etruria pars Italiae dicta quod eius fines tendebantur usque ad ripam Tiberis, quasi τερορια. Nam τερον significat alterum, ρος finis vocatur. Romae enim fines antea unam tantum Tiberis ripam tenebant. Alii Etruriam dictam ab Etrusco principe putant. Item et Tyrrhenia a Tyrrheno Lydi fratre, qui ex sorte cum populi parte de Maeonia venit ad Italiam. Haec est et Tuscia; sed Tusciam dicere non debemus; quia nusquam legimus. Tuscia autem a frequentia sacrificii et turis dicta, π το θσαι. Illic et aruspicinam dicunt esse repertam. Apulia [ubi Brundusium, quam Aetoli secuti Diomedem ducem condiderunt]. Campania [habet terras hieme anni atque aestate vernantes. Sol ibi mitis, grata temperies, aer purus et blandus]. Gallia a candore populi nuncupata est; γλα enim Graece lac dicitur. Montes enim et rigor caeli ab ea parte solis ardorem excludunt, quo fit ut candor corporum non coloretur. Hanc ab oriente Alpium iuga tuentur, ab occasu Oceanus includit, a meridie praerupta Pyrenaei, a septentrione Rheni fluenta atque Germania; cuius initium Belgica, finis Aquitania est; regio gleba uberi ac pabulosa et ad usum animantium apta, fluminibus quoque et fontibus rigua, perfusa duobus magnis Rheno et Rhodano fluviis. Belgis autem civitas est Galliae, a quo Belgica provincia dicta [est]. Cisalpina, quia citra Alpes. Transalpina, id est trans Alpes, contra septentrionem. Raetia vero, quod sit iuxta Rhenum. Aquitania autem ab obliquis aquis Ligeris fluminis appellata, qui ex plurima parte terminus eius est, eamque pene in orbem cingit. Hispania prius ab Ibero amne Iberia nuncupata, postea ab Hispalo Hispania cognominata est. Ipsa est et vera Hesperia, ab Hespero stella occidentali dicta. Sita est autem inter Africam et Galliam, a septentrione Pyrenaeis montibus clausa, a reliquis partibus undique mare conclusa, salubritate caeli aequalis, omnium frugum generibus fecunda, gemmarum metallorumque copiis ditissima. Interfluunt eam flumina magna: Baetis, Mineus, Iberus et Tagus aurum trahens, ut Pactolus.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

В результате анализа косвенных сведений, сообщаемых К. А. о себе в сочинениях, изучения архивных документов, а также свидетельств, содержащихся в монументальном биографическом компендиуме «Христианская Франция» (Gallia Christiana. P., 1715-1865. 16 t.), в XX в. исследователям удалось установить датировку и обстоятельства нек-рых событий жизни К. А. Неск. раз в своих трактатах К. А. свидетельствует, что он получил богословское образование и называет Гуго Сен-Викторского и Теодорика Шартрского «мои досточтимые учителя» (doctores mei venerabiles - Clarembaldus. In De Trinit. Introd. 10). Гуго преподавал в парижском Сен-Викторском аббатстве с сер. 20-х гг. XII в. до конца жизни (скончался в 1141). Точные сведения о деятельности Теодорика в кон. 20-х - нач. 40-х гг. XII в. отсутствуют, однако из сообщений различных теологов-схоластов, учившихся у него или встречавшихся с ним в это время, можно заключить, что по меньшей мере в отдельные годы этого периода он преподавал философию и богословие в парижской школе собора Нотр-Дам (буд. Парижский ун-т) и, возможно, в школе Шартрского собора, канцлером к-рой он стал в 1142 г. Исходя из этого, время обучения К. А. в лит-ре условно датируется промежутком с 1130 по 1142 г.; если эта датировка верна, то К. А., вероятнее всего, род. в 10-х гг. XII в. ( H ä ring. 1965. P. 23-27; Fortin. 1995. P. 18). В Париже К. мог также посещать лекции Петра Абеляра и Гильберта Порретанского (впосл. К. А. полемизировал с ними в сочинениях); в это же время в Париже обучались Иоанн Солсберийский и Фома Бекет. Неизвестно, прослушал ли К. А. полный школьный курс или лишь посещал отдельные лекции; вместе с тем его сочинения свидетельствуют, что он хорошо овладел логико-философским инструментарием, ориентировался в богословской лит-ре и был осведомлен о наиболее важных богословских дискуссиях своего времени. К. А., по-видимому, формально не имел звания магистра богословия, т. е. не преподавал в к.-л. крупной богословской школе после завершения обучения. Он ни разу не упоминается как магистр в офиц. документах; лишь в рукописях в заглавиях его сочинений встречается наименование «магистр» (magister или m.), возможно, добавленное переписчиками из уважения к автору. О том, чем занимался К. А. в 40-х гг. XII в., никаких сведений не сохранилось; исследователи полагают, что он был преподавателем в соборной школе в Аррасе или выполнял к.-л. иное служение в этом диоцезе, т. к. едва ли он смог бы занять в нач. 50-х гг. XII в. высокую должность в соборном капитуле без предшествующего прохождения более низких степеней церковного служения.

http://pravenc.ru/text/1841259.html

Le Nourry. Dissertatio de operibus, S. D. A., 3, 9–56. Notitia ex Gallia Christiana, 4, 1079–88. De Rubeis. Dissertatio prævia editionis venetæ in qua præserlim agitur de scholiis S. Maximi et Joan. Scythopolilani ac Germani Ср., 3. Ejusdem vindiciæ орегит et auctoris, 4,1025–80. Index analyticus, 3, 1175–88, 4, 1089–98. DIONYSIUS EXIGUUS, s. VI. Variæ lectiones ad epistolam dc Ratione Paschæ, 92, 1131–2. DIONYSIUS, magister militiæ, s. V. Rescriptum in Synodico, с. 142, 84, 758. Epistolæ 1–3, с 143, ibid. 758–9; 179, 796; 181, 797. DIONYSIUS TELMARENSIS, 845, 9 7. Fg. ex chronico syriaco, latine (M.), 1609–10. DOMINICUS GRADENSIS, s. XI. Ad patriarcham Antiochenum, 120, 751–6. DOMITIANUS, quæstor, s. V. Epistola ad Helladium» in Synodico, c. 125, 84, DOROTHEUS, abbas, s. VII, 88. Doctrinæ, 1611–1838; index capitum, 1841–4. Epistolæ 1–8, 1837–42. Notitia G., 1609–12. Index analyticus, 2013–16. DOROTHEUS MARCIANOP. metr. s. V. Epistolæ 1–4, in Synodico 84, с 46, 78, 115, 137. DOROTHEUS TYRIUS, s. III-IV. De 70 discipulis Domini et 12 apostolis, 92, 1059–74; nota, 1073–76. DOXOPATRIUS. Vide NILUS D. DUCAS, s. XV, 157. Historia Byzantina (1341–1462), cum notis J. Bul-lialdi, 749–1166. Præfaiio Bullialdi, 743–8. Notitia Hankii, 739–44. Glossarium vocum gæco-barbararum, 1199–1208. Index analyticus, 1243–56. DUCAS. Vide JOANNES, THEODORUS D. E EBERHARDUS DE BREYDENBACH, a. 1471. Epistola de Negroponte a Turcis capta (Reusner) l62, 1347, PGLT., 80, 959–62. ELEUTHERIUS, papa, 189, 5. Epistolæ 1–2 (Mansi), 1139–43; 1143–4. Notitia ex Libra pontificali, 1139–40. ELIAS CRETENSIS metr., s. IX-X. Responsiones canonicæ, 119, 985–98. Commentarii in S. Gregorii Naz. orationes 19, 36, 737–902: [Orat. 3, 6, 9,10,12,13,17,20,22,23, 26,27–33, 36. Notitia F., 9 7, 1443–46. Præfatio John, 731–56. Conspectus codicis Basileensis, 755–6, Index scriptorum in Elia, 917–8. – in scholiis, 919–20. – in annolationibus, 919–20. –  analyticus in ann., 921–22. –  græcitatis, 921–32. ELIAS ECDICUS CRETENSIS, s. XII, 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В прямой связи с притязаниями Латеранского дворца на мировую власть стоят такие явления европейской истории, как «спор об инвеститурах» и борьба гвельфов и гибеллинов, в которой в конечном счете Папам удалось одолеть династию Гогенштауфенов. В ходе этих противостояний выявилось важное обстоятельство: гвельфы - сторонники «священства»- объединили вокруг себя жителей городов - торговцев и ремесленников, «протобуржуазию», а гибеллины - сторонники «царства» - военную аристократию и крестьян. Исторической формой дальнейшего развития «гвельфизма» в Европе стало политическое учение монархомахов (пер. «борцы против монархии», и даже «монархоубийцы», «цареубийцы») - название, применяемое в XVI в. к сторонникам восстания и цареубийства во во имя интересов Римо-Католической Церкви или некоторых протестантских деноминаций, прежде всего кальвинизма. Среди них выделяются французские кальвинисты - Ф. Готман, главное произведение которого, «Franco-Gallia» (1573), представляет политический трактат в форме исторического исследования, скрытый под псевдонимом Junius Brutus автор трактата «Vindiciae contra tyrannos» (около 1577); испанский иезуит Мариана , француз Буше , шотландец Букэнэн , иезуит Суарэз и немецкий публицист Альтузий Монархомахи исходили в целом из той же ветхозаветной Книги Судий и ставили религиозные требования выше политической власти. «Права народа» они считали охраняемыми Богом и поддерживали права и привилегии городов. Постепенно они пришли к идее «народного верховенства», вытекающей из «первоначального договора» (в духе ветхозаветного brith ) и к требованию аристократической (кальвинисты-гугеноты) или демократической республики, отождествляя монарха с богопротивным «тираном». Полемика монархомахов была направлена прежде всего против французской королевской династии Валуа. Любопытно, что некоторые советско-российские исследователи, в частности, Н.М.Золотухина, видели в известных словах преп. Иосифа Волоцкого аще ли же есть царь, над человеки црьствуя, над собоюже имеет царьствующа скверныа страсти и грехи, сребролюбие же и гнев, лукавьство и неправду, гордость и ярость, злеиши же всех, неверие и хулу, таковый царь не божий слуга, но диаволь, и не царь, но мучитель прямое заимствование или по крайней мере отголосок идей монархомахов.(см. в т.ч. Золотухина Н.М. Иосиф Волоцкий PDF. М.: Юрид. лит., 1981). Чем все же отличался от них преподобный Иосиф мы увидим ниже.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Gregorius I Magnus, papa Григорий I Великий, папа Respectae abbatissae de Gallia Maxiliae (a. 596, oct.) Gregorii I Papae Registum Epistularum/Ed. P. Ewald, L. Hartmann. В.: Weidmann, 1887–1891 [repr. 1978]. VII. 12. P. 454–455; Monumenta. P. 49–50; CLCLT: CPL 1714 SL 140–140A (ed. D. Norberg, 1982). Папа Григорий I (590–604) e этом письме октября 596 года предоставил монастырю св. Кассиана Массилийского привилегии, связанные с фактической независимостью от местного епископа в распоряжении имуществом и выборе аббатиссы. Piae postulatio uoluntatis effectu debet prosequenti compleri, quatenus et deuotionis sinceritas laudabiliter enitescat et utilitas postulata uires indubitanter adsumat. Proinde quod in honore sancti Cassiani est consecratum monasterio in quo praeesse dinosceris iuxta petitionem filiorum nostrorum Dinamii atque Aurelianae, qui id religiosa deuotione domui iuris sui iunctis uniisse aedificiis comprobantur, haec priuilegia praeuidimus indulgeri constituentes, ut obeunte ante dicti monasterii abbatissa non extranea, sed quam congregatio sibi de suis elegerit, ordinetur; quam tamen, si digna huic ministerio iudicata fuerit, eiusdem loci episcopus ordinet. In rebus autem uel dispositione eiusdem monasterii neque episcopum neque ecclesiasticorum quemquam aliquam habere decernimus potestatem, sed ad haec sollicitudinis tuae, uel quae post te in eodem loco fuerit abbatissa, curam statuimus per omnia pertinere. Die siquidem natalis uel dedicationis monasterii suprascripti, episcopum missarum illic sacra conuenit sollemnia celebrare; a quo tamen ita hoc est officium exsoluendum, ut cathedra eius nisi praedictis diebus, cum illic missarum sollemnia celebrat, non ponatur; quo discedente, simul etiam cathedra illius de eodem oratorio auferatur. Ceteris uero diebus per presbyterum, qui ab eodem episcopo fuerit deputatus, missarum officia peragantur. Послание аббатиссе Респекте из Галлии Массилийской 138 (октябрь 596 г.) Прошение из благочестивых побуждений следует удовлетворить с последующим желаемым результатом так, чтобы славно воссияло хранимое благочестие, а польза просимого несомненно укрепила силы. Итак, постановляем, чтобы в монастыре, освященном в честь святого Кассиана, которым, как известно, ты руководишь, согласно прошению чад наших Динамия и Аврелианы, засвидетельствовавших о себе тем, что по священному обету объединили его [монастырь] с принадлежащим им по праву домохозяйством посредством смежных построек, в будущем сохранялись следующие привилегии: в случае кончины аббатиссы вышеупомянутого монастыря [новая] поставляется не со стороны, а та, которую для себя и из своей среды выберет община, и ее, если только будет признана достойной такового служения, пусть поставит местный епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По распоряжению архиеп. Луи де Виллара (1301-1308) при ц. Сен-Низье был учрежден капитул секулярных каноников. Согласно акту основания капитула, такое намерение высказывал еще архиеп. Рауль де ла Торот (1284-1288), вероятно, в связи с обострением конфликта между соборными канониками и прихожанами ц. Сен-Низье. Храм получил статус коллегиальной церкви (ordinamus... in perpetuum conuentualem esse); были созданы пребенды для 16 каноников во главе с сакристом (ризничим), к-рых назначал архиепископ (25 марта 1306 - Gallia Christiana. P., 1728. T. 4. Instr. Col. 35. N 47; Gouilloud. 1886. P. 158-159). Основание капитула вызвало протест соборных каноников, которые восприняли действия архиепископа как нарушение своих сеньориальных прав. Поэтому 9 февр. 1308 г. был повторно издан акт об основании капитула Сен-Низье от имени архиепископа и соборных каноников (см.: Hours. 1994). Впосл. при ц. Сен-Низье жили от 16 до 22 каноников, а также капелланы, викарии и проч. клирики (ко времени Французской революции всего 60-70 чел.) (см.: Gouilloud. 1886. P. 160; Vachet. 1895. P. 646). В связи со спором между клириками ц. Сен-Низье и монахинями аббатства Сен-Пьер о местонахождении мощей св. Аунемунда, начавшимся в сер. XIII в., было проведено освидетельствование гробниц Лугдунских епископов. 23 авг. 1308 г. под рук. Гуго, титулярного еп. Табарии (Тивериады), был составлен акт осмотра гробниц 8 епископов Лугдунских и св. Аврелиана Арелатского в ц. Сен-Низье. Согласно акту, надгробные эпитафии епископов находились за главным алтарем храма, вероятно в апсиде или в крипте под хором. В акте приведены тексты эпитафий святых Н., Сацердота, Аврелиана, Рустика, Вивенциола и Приска. Вскрытию подверглась только гробница св. Аунемунда, к-рая пользовалась особым почитанием и привлекала паломников ( Guigue. 1876). Вероятно, впосл. гробницу Н. также не открывали, т. к. в описях церковной ризницы 1365 и 1373 гг. упоминаются только реликварии с главой св. Дионисия и рукой св. Аунемунда (Inventaire du trésor de St-Nizier de Lyon (1365-1373): Listes des sépultures de la paroisse (1346-1348)/Éd. G. Guigue. Lyon, 1899. P. 12, 20).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

Ист.: Jaff é. RPR; Regesta pontificum Romanorum inde ab anno post Christum natum 1198 ad annum 1304/Ed. A. Potthast. B., 1874-1875. 2 vol. Graz, 1957r; Holtzmann W. Kanonistische Erganzungen zur Italia Pontificia//QFIAB. 1957. Bd. 37. S. 55-102; 1958. Bd. 38. S. 67-175; Volpini R. Additiones Kehrianae//Rivista di storia d. Chiesa in Italia. 1968. Vol. 22. P. 313-424; 1969. Vol. 23. P. 313-360; Regesta Pontificum Romanorum: Germania pontificia/Ed. A. Brackmann. B., 1910-1935. 10 vol.; Italia Pontificia/Ed. P. Kehr. B., 1906-1975. 10 vol.; Germania Pontificia/Ed. T. Schieffer. Gött., 1960-1992. 10 t.; Pontificia Hibernica (640-1261)/Ed. M. P. Sheehy. Dublin, 1962-1965. 2 vol.; Gallia Pontificia. Gött., 1998-.; Dunning P. J. The Letters of Innocent III to Ireland//Traditio. N. Y., 1962. Vol. 18. P. 229-253; Die Papsturkunden der Schweiz von Innocenz III. bis Martin V. ohne Zeurich/Hrsg. A. Largiader. Zürich, 1968-1970. 2 Bde; The Letters of Pope Innocent III (1198-1216) concerning England and Wales: A Calender with an Appendix of Texts/Ed. C. R. Cheney, M. G. Cheney. Oxf., 1967; La documentación pontificia de Honorio III (1216-1227)/Ed. D. Mansilla. R., 1965. (Monumenta Hispaniae Vaticana. Registros; 2); Epistolae saec. XIII e regestis pontificum Romanorum selectae/Ed. K. Rodenberg. Münch., 1883-1894. 3 vol. (MGH. Ep.); Holtzmann W. Decretales ineditae saec. XII/Ed. S. Chodorow. Vat., 1982. (Monumenta Iuris Canonici. Ser. B; 4); Walther-Holtzmann-Kartei/Hrsg. Stephan-Kuttner-Institute of Medieval Canon [Электр. ресурс]; Anselmi episcopi Lucensis Collectio canonum (74 titulorum)/Ed. F. Thaner. Oeniponte, 1906-1915. 2 vol.; Epistolae Romanorum Pontificum ineditae/Ed. S. Loewenfeld. Lipsiae, 1885; La Colección canónica Hispana/Ed. G. Martínez, F. Rodríguez. Madrid, 1966-1992. 6 vol. (Monumenta Hispaniae Sacra. Ser. canonica; 1-6); Diversorum patrum sententie, sive Collectio in 74 titulos digesta/Ed. J. T. Gilchrist. Vat., 1973. (Monumenta Iuris Canonici. Ser. B; 1); Deusdedit. Die Kanonessammlungen/Hrsg. W. von Glanvell. Paderborn, 1905. Bd. 1: Die Kanonessammlung selbst.

http://pravenc.ru/text/171626.html

79 . Forstneri. Epistolae, negotium pacis Osnabrugae monasteriensis concernentes. Montpelgardi, 1670. 80 . Lettre de Monsieur... à un de ses amis touchant le titre d’Altesse Royale du Duc de Savoye; et les traitemens Royaux que ses ambassadeurs reçoivent de l’Empereur et de tous les Rois de la Chretienté. A Cologne, 1701. 81 . Epistolae Mahometis, Turcarum imperatoris, elegantissimae, accedunt vita Mahumetis brevis item historia de imperatoribus Constantinopolitanis, tyrannis Turcicis, regibusque Hungariae et alia. Cura et studio Simonis Goebelii. Francofurti et Lipsiae, 1690. (Кера 101. – 8-ку, 1562). 82 . Mercure Galant, par Mr. du Fresny, mois de Mai et de Juin. 1712. Deux livres. Geographici, Topographici, Ichnographici et Antiquarii In folio 1 . [Joannis Blaew.] sive Geographiae Blavianae volumen secundum [volumen I. desideratur] quo lib. 4. 5. 6. 7. Europae continentur. Libro 4. Svecia, 5 Poloniai, 6 Regiones orientales ultra Germaniam citra Danubium, 7 Graecia. Amstelodami, 1662. Ei: volumen tertium, qoo Germania, quae est Evropae liber 8, continetur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen quartum, quo liber 9.10 Evropae continentur. Libro 9. Belgica regia, 10 Belgica Foederata, describuntur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen quintum, quo Anglia, quae est Evropae liber XI. continetur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen sextum, quo liber 12. 13 Evropae continentur. Libro 12. Scotia 13. Hibernia describuntur. Amstel., 1622. Ei: volumen septimum, quo libri 14.15. Evropae continentur. 14 Gallia, 15 Helvetia describuntur. Amstel., 1662. Ei: volumen octavum, quo Italia, quae est Evropae liber 16, continetur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen, nonum, quo Hispania, quae est Evropae liber 17. Hispania et Africa continentur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen decimum, ubi Asia describitur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen undecimum, in quo America describitur. Amstel odami, 1662. (Атласы 8. – Реестр стр. 6). 2 . Ei: Theatrum Civitatum et admirandorum Italiae. Amsteloedami, 1663. (Атласы 9. – Реестр стр. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

4) Любопытен факт, что автор vitae опускает такие важные моменты из жизни Илария, как Битеррийский Собор, борьба с Сатурнином и Авксентием, – говорит преимущественно о жизни Илария на востоке и его возвращении домой, а о церковной деятельности Илария после ссылки отзывается лишь общей фразой: pene totum mundum gravi errore confusum, factis saepius in Gallia synodis, per Hilarium fuisse ad viam veritatis adductum, confitetur lingua multorum (8 п.). По замечанию Viehhauser’a, этот факт показывает, что для автора vitae не было побуждений подробно говорить о подвигах Илария, поскольку они сохранялись еще в свежей памяти местного населения 1395 . Доказательства второго рода заключаются в следующем. 1) У древних писателей по вопросу об авторстве Фортуната замечается крайняя сбивчивость. Так, напр., Trithemius упоминает лишь об одной книге «жизни Илария», и при том сомнительно, чтобы он разумел под этою книгою 2-ю именно часть ее; Pantius, напротив, отрицает авторство Фортуната лишь по отношению к 1-й части, решительно утверждая при этом подлинность 2-й. Равным образом, Brav verus (биограф Фортуната) приписывает Венанцию составление лишь 2-й части vitae Hilarii, отвергая подлинность 1-й на основании несходства ее по стилю с прочими литературными произведениями Фортуната 1396 . 2) В·некоторых сборниках (напр. Codex lat. 13098 в Мюнхенской королевской библиотеке 1-я книга vitae Hilarii имеется отдельно от 2-й, и при том без предисловия 1397 . Нельзя сказать, чтобы отмеченные аргументы Вихгаузера отличались безусловною убедительностию. Во-первых, что касается слов praifationis о близких отношениях Илария к лицу, которому автор «жития» посвящает свою книгу, – то эти слова вполне допускают и иное не столь буквальное толкование, благоприятствующее мысли о Фортунате, как авторе vitae Hilarii: они могут выражать ту простую мысль, что еп. Пасценций, воспитавшийся в лоне пуатьеской церкви и занимающий кафедру Илария, стоит в более близкой нравственной связи с ним, нежели он, Фортунат, который, как известно, был в Пуатье лишь случайным пришельцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Однако в пятом столетии были уже налицо факторы, которые должны были придать западному монашеству совершенно иное значение, дать ему историю. Мимоходом укажем только на то, что уже климатические условия запада должны были предписывать монашеству до некоторой степени другой образ жизни на западе, чем на востоке: «edacitas in Graecis gula est, in Gallia–natura» 3 , замечает один из древнейших отцов западного монашества. Впрочем, независимо от этого, уже со времени Тертуллиана , именно с конца второго столетия внутреннее развитие христианства на западе пошло по другому направлению, чем на востоке. В церковной жизни не только выдвинулись на первый план практические религиозные вопросы о покаянии и об отпущении грехов; более того, и старые надежды на славное мировое Царство Христа запад не отдал так скоро на жертву бледной богословской спекуляции востока. Запад принял в последней лишь отдаленное участие. В представлениях о так называемом тысячелетнем Царстве западная церковь сохраняла для себя идею о том, чем должна быть церковь Иисуса Христа, и эти представления должны были приобретать тем большую ценность, чем более на западе в противоположность монтанистам стирался фантастический элемент, и сама по себе тускнела надежда на исполнение упований вне времени. Точно также и латинское монашество, в отличие от греческого (но не от коптского), хранило апокалиптический элемент тысячелетнего Царства, который, конечно, часто оставался долгое время в скрытом виде, но в критический момент всегда выступал наружу. Церковные тенденции западного христианства были скомбинированы в новое христианское миросозерцание блаженным Августином . Центральными понятиями y Августина являются: присутствующая в церкви благодать божия, имеющая оправдывающую силу, и сама Церковь . Церковь , прежде всего, как община верующих, a затем, как видимое учреждение, есть Царство правды и нравственного добра, Царство божие. Когда на западе распадалось античное государство и появлялись новые полуязыческие государства, Августин набросал в основных чертах величественную программу будущей истории церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010