2 февр. 1478 г. «на своем дворе» (в Москве?) вел. кнг. Мария Ярославна была пострижена Н. в монашество с именем Марфа (ПСРЛ. Т. 23. С. 193; Казакова. 1961. С. 200). В 1478/79 г. постриженником Н. в Кирилловом Белозерском мон-ре стал ученик прп. Нила Сорского, книгописец и буд. игумен обители Гурий (Тушин) , о чем последний оставил запись в своем кратком летописце (РНБ. Соф. 1468. Л. 177 об.; Казакова. 1961. С. 200; там же указаны др. постриженики Н. того года: некие Дорофей и Лука Соловаров). В игуменство Н., в авг.-сент. 1480 г., в Кирилловом Белозерском мон-ре скончался ослепленный по приказу Иоанна III опальный воевода Ф. В. Басёнок, живший в обители 7 лет и 2 месяца ( Казакова. 1961. С. 200). В 1480/81 г., во время нашествия хана Большой Орды Ахмата, в обители, возглавляемой Н., нашла убежище супруга Иоанна III вел. кнг. София (Зоя) Палеолог со своей свитой ( Казакова. 1961. С. 200; ПСРЛ. Т. 25. С. 328). В 1482 г. Н. стал архимандритом московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, находившегося под великокняжеским патронатом. Пожалований в обитель за недолгий период игуменства в ней Н. в источниках не отмечается. Вскоре после его перевода в Москву, в 1483/84 г. в стенах Кирилловой обители произошел конфликт (по-видимому, по причине неприятия нового игумена Серапиона), следствием к-рого стал временный уход из мон-ря мн. монахов: «...в лето 6991... ходили старци болшии 15 из Кирилова, а пошли по Ильине дни, а пришли (обратно.- М. П.) в великой пост в третью неделю в свои келии по грамоте князя Михаила Ондреевича» ( Казакова. 1961. С. 200); после этого игуменом на 9 месяцев стал постриженник Н. Гурий (Тушин). Эти события могут свидетельствовать об авторитете Н. среди белозерских иноков. В 1484 г. (как и ранее, в 1481) во время конфликта с вел. кн. Иоанном III, в Симонов мон-рь под предлогом болезни ушел патриарх Геронтий, взяв с собой ризницу и посох; это показывает, что Н. пользовался особым доверием главы Русской Церкви. Митрополит оставался в этой обители до нояб., причем вел. князь не давал ему возможности вернуться на митрополичий двор, планируя поставить митрополитом Паисия (Ярославова). В том же году в Симонове мон-ре при Н. была возведена «трапеза каменаа... иже у врат» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 319-320; см. также: ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 351; Т. 23. С. 184; Т. 24. С. 203; Т. 28. С. 152, 317).

http://pravenc.ru/text/2577723.html

Биография Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 26 апреля 2017 года Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович) Родился 23 февраля 1929 г. в Таллине (Эстония) в семье протоиерея Михаила Александровича Ридигера. В 1944 г. стал иподиаконом архиепископа Нарвского Павла (Дмитровского). В 1945-1947 гг. служил алтарником и ризничим в Александро-Невском соборе, псаломщиком в Симеоновской и Казанской церквях Таллина. В 1947 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив ее в 1949 г., стал студентом Ленинградской духовной академии. 15 апреля 1950 г. рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 г. — в сан иерея и назначен настоятелем Богоявленской церкви г. Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. закончил Ленинградскую духовную академию. 15 июля 1957 г. переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора. 17 августа 1958 г. возведен в сан протоиерея, 30 марта 1959 г. назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епархии. 3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Алексий в честь свт. Алексия, митрополита Московского. Постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 г. избран епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 г. возведен в сан архимандрита. Архиерейская хиротония состоялась 3 сентября 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина. Богослужение возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). 14 ноября 1961 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 г. возведен в сан архиепископа. 22 декабря 1964 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, с 7 мая 1965 г. одновременно — председатель Учебного комитета. 25 февраля 1968 г. возведен в сан митрополита. Помимо исполнения постоянных должностей в высшем церковном управлении участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 50-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси, был председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в Даниловом московском монастыре.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Впрочем, нужно сказать, что и после изучаемого нами определения Вселенского Собора злоупотребления в управлении церковными имуществами не прекращались. Так, папа Симплиций (конец V века) указывает на одного епископа, который в продолжение нескольких лет не выдавал законных частей ни для бедных, ни для храма, обращая все доходы в свою собственность. 834 « Или же: в VI веке на Западе на одном соборе (in Gallia Narbonensis) заявлено было, что некоторые епископы обирают приходские церкви дочиста, или оставляют на их долю весьма мало. 835 Ввиду таких фактов, определение Халкидонского собора об экономе не раз повторяется последующими соборами и вообще принимаются меры к ограничению самоволия епископов. Главное же злоупотребление, о котором нельзя не упомянуть, заключалось в следующем: несмотря на существование канона о том, чтобы управление церковным имуществом совершалось епископами при посредстве эконома из числа клириков, в очень многих епархиях епископы управляли церковным достоянием без такого рода экономов. Так, в одном правиле Трулльского собора (пр. 35), где следовало бы встретить упоминание о церковном экономе, мы совсем не встречаем такого упоминания; а это показывает, что во многих церквах и после Халкидонского собора не было контролирующих епископа экономов. 836 " Кроме главных доходов духовенства, составлявшихся из прибылей от недвижимых церковных имуществ и от денежных пожертвований, делаемых в самих храмах, клирики по-прежнему пользовались излишком от даров, приносимых для Евхаристии, а также начатками от плодов и других произведений земли. Доход духовенства от этих статей, нужно сказать, чем далее шло время, тем становился незначительнее. Причина такого явления заключалась в упадке христианской жизни. До четвертого века твердо держалось обыкновение, что каждый верующий в каждый воскресный день и по большим праздникам (их тогда было очень немного) непопустительно приходил в храм, принимал Евхаристию, и потому считал долгом приносить хлеб и вино для Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

хранятся в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, с IX в. известно об их почитании за пределами Рима. Так, в 836 или 837 г. торговец реликвиями Саббатин доставил в мон-рь Фульда мощи святых, в числе к-рых было 10 костей К. Другую часть мощей К. привез в Германию пресв. Феликс в 838 г. ( Rudolfus. Miracula sanctorum in ecclesias Fuldenses translatorum/Ed. G. Waitz//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 333, 336, 339; см.: Geary. 1978. P. 55-58). В 844 г. папа Римский Сергий II передал часть мощей К. еп. Брешии Нотингу. В 854 г. по инициативе Эберхарда, маркгр. Фриули, святыня была доставлена в основанное им аббатство К. в Сизуэне (деп. Нор, Франция). Составителем сказания о перенесении мощей К. в Сизуэн предположительно был агиограф и муз. теоретик Хукбальд из Эльнона (Translatio S. Calixti Cisonium/Ed. O. Holder-Egger//MGH. SS. T. 15. P. 418-422). Ок. 890 г. святыня была перенесена в кафедральный собор в Реймсе ( M é riaux Ch. Gallia irradiata: Saints et sanctuaires dans le nord de la Gaule du haut Moyen Âge. Stuttg., 2006. P. 218-220). Ок. 1020 г. Нантер, аббат монастыря Сен-Мийель близ Вердена, во время посещения Рима похитил мощи К. и перенес их в свой монастырь, а затем поместил святыню в приорате Арревиль (сел. Арревиль-ле-Шантёр, деп. В. Марна) (Chronicon S. Michaelis in pago Virdunensi/Ed. G. Waitz//MGH. SS. T. 4. P. 82-83; Geary. 1978. P. 184). Частицы мощей святого хранились во многих других церквах и монастырях Европы (ActaSS. P. 430-434), что способствовало широкому распространению его почитания (Ibid. P. 435-439). Самое раннее изображение К. сохранилось на стеклянном медальоне из Рима (IV в.; Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж), поясная фигура святого выполнена в технике гравировки и покрыта позолотой (см.: Verrando. 1984. P. 48). Поясное изображение К. имеется среди фресковых папских портретов V-VI вв. в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура ( Mann H. K. The Portraits of the Popes//Papers of the British School at Rome. L., 1920. Vol. 9. N 6. P. 167-176). В VII-VIII вв. предположительно по указанию папы Григория III (731-741) в усыпальнице К.

http://pravenc.ru/text/1320099.html

5. Заключение. Как мы постарались показать, преп. Иоанн Кассиан в своем учении об аскетическом делании и мистическом созерцании объединил лучшие элементы восточно-христианской аскетической традиции в целостную систему, подобную системе Евагрия Понтийского, но не ограниченную рамками оригеновского интеллектуализма и обогащенную благодаря введению в нее элементов как западного аскетического богословия с его упором на руководящей роли Божественной благодати, так и восточной «мистики любви», которая впоследствии получила продолжение у таких западных мистических писателей, как папа св. Григорий Великий, св. Бернард Клервоский, Гуго и Ришар Сен-Викторские. В связи с этим преп. Иоанна Кассиана по праву можно считать одним из важнейших западных аскетических писателей IV–V вв., чье мистико-аскетическое богословие стало фундаментальным не только для католического Запада, но и для православного Востока. Этот титул засвидетельствован уже у патриарха Фотия, полагавшего, что родиной Иоанна Кассиана был Рим (Ρωμην λαχοντος πατριδα, Phot. Bibl. Cod. 197). Выдвигалась также гипотеза, что этот титул связан с происхождением Кассиана из Малой Скифии, которая была частью церковного диоцеза Фракии и находилась в юрисдикции патриарха К-поля Нового Рима (см.: Cuper C. De sancto Joanne Cassiano abbate Massiliae in Gallia//Acta Sanctorum Iulii. Paris, 1868. Vol. 5. P. 463–464). Однако наиболее вероятным представляется предположение, что титул «Римлянин» означает только то, что Кассиан был не грекоязычным, а латиноязычным автором (см.: Stewart C. Cassian the Monk. Oxford, 1998. P. 5). См.: Hamman A. John Cassian//Patrotogy. Vol. iv: The Golden Age of Latin Patristic literature/ed. A. di Berardino. Westminster, MD, 1986. P. 518. CPL, N 513; PL. 49. Col. 53–476; CSEL. 17. P. 3–231; рус. пер.: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина/Пер. с лат. еп. Петра. М., 1877; 1892 2 (репринт: СТСЛ, 1993). С. 7–164. См.: Guy J.-C. Institutions//Sources chrétiennes. Vol. 109/Texte latin revue, introd., trad. et notes par J.-C. Guy. Paris, 1965. P. 11; Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006. С. 112.

http://bogoslov.ru/article/1243158

Достоверные сведения о почитании Л. в Марселе относятся к XII в. Частицу мощей святого поместили в раку св. Канната, установленную в кафедральном соборе (15 авг. 1122 - Alban è s. 1899. T. 3. Col. 64-65). В 1172 г. мощи Л. и др. святых были выставлены для поклонения (Gallia Christiana, in provincias ecclesiasticas distributa/Ed. D. Sainte-Marthe. P., 1715. T. 1. Col. 647). Под 1190 г. англ. хронист Роджер из Ховедена упоминал о мощах Л., к-рый 7 лет занимал кафедру в Марселе, и о челюсти святого, хранившейся в аббатстве Сен-Виктор (Chronica magistri Rogeri de Houedene/Ed. W. Stubbs. L. etc., 1870. Vol. 3. P. 50-51). Впосл. считалось, что в Марселе хранилась глава Л., тогда как остальные мощи были вывезены в Бургундию. По свидетельству шалонского каноника Ги де Базоша, посетившего Марсель по дороге в Палестину, Л. считали основателем Марсельской кафедры; он переселился в Галлию вместе с Марией Магдалиной, Марфой и др. учениками Христа, к-рых преследовали иудеи ( Wattenbach W. Aus den Briefen des Guido von Bazoches//NA. 1891. Bd. 16. S. 104). В XIII в. центром почитания Л. стал кафедральный собор, где 17 дек. и 31 авг. совершалось торжественное поминовение святого (с октавой); с 1374 г. известно о капелле во имя Л., находившейся в соборе. В кон. XIV в. главу святого поместили в серебряный бюст-реликварий, к к-рому, согласно описям ризницы, прилагались 2 митры, посох и крест с алмазами; при конфискации реликвария в 1794 г. был зафиксирован вес скульптуры - ок. 85 кг ( Bousquet. 1857. P. 494-498, 505, 579). Почитание Л. приобрело характер общегородского культа. В день памяти святого устраивались празднества, мощи Л. выносили во время торжественных процессий, напр. при посещении города папой Урбаном V (1365) и кор. Франциском I (1516) (см.: Coulet. 1995; Kr ü ger. 2002. S. 187-191, 197-200, 205-210). В соборе был установлен алтарь Л. из каррарского мрамора (1475-1481, мастер Франческо Лаурана), один из самых ранних образцов ренессансной скульптуры во Франции. Памятник оформлен в виде 2 симметричных арок; в левой находился алтарь со статуями Л., Марфы и Марии, в правой - ниша для реликвария с мощами святого. Последняя общегородская процессия с мощами Л. состоялась 18 авг. 1793 г. Несмотря на утрату реликвария, конфискованного революционными властями, мощи Л. уцелели и в 1795 г. были возвращены в собор. В 1838 г. в Марселе была освящена приходская ц. во имя Л. (Сен-Лазар). Капелла во имя святого была устроена в новом кафедральном соборе Сент-Мари-Мажор (1852-1893); там хранится рака с главой Л. и рукой святого, подаренной в 1859 г. епископом Отёнским. В XIX в. в еп-стве Марсель праздновались память воскрешения Л. (в пятницу после 4-го воскресенья 40-дневного поста), мученичества святого (17 дек.), а также поминовение Л. как основателя и покровителя еп-ства (31 авг.).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Говорят, что сверх сего послания, нам осталось от св. Поликарпа описание кончины его учителя св. Иоанна и что эта рукопись хранится в аббатстве св. Флоры, находящемся в за-Альпийской Галлии (Gallia Cisalpina) и будто Франциск Гумблот привел нечто из этой рукописи в своем начертании жизни Иоанновой. Можно ли надеяться, что это справедливо и что это сокровище будет некогда издано  216 ? Остатки амфитеатра, где пострадал в свою чреду столетний Поликарп, показывают с благоговением ещё доселе, на скате горы Пагуса, несколько ниже древней цитадели. Оттуда открываются вся Смирна с её окрестностями и её живописный залив. Сидя на одном из уступов этого памятника, где некогда толпились безчеловечные и жадные свидетели мученичества праведника, – как торжественно здесь чтение этого славного для Церкви Христовой события, начертанного убитыми горестью самовидцами! «Буди верен даже до смерти и дам ти венец живота». Эти слова Искупителя, провозвещенные Иоанном, были вновь подтверждены во время мученичества Поликарпа. Глас с неба раздался: «Крепись и мужайся Поликарп!». Повторимте, на этом месте страдания Смирнского святителя, его предсмертную молитву: «Господи, Боже Вседержитель, Отче возлюбленного и благословенного Сына Твоего, Иисуса Христа, посредством которого мы получили познание о Тебе! Боже Ангелов и Сил и всякого создания и всякого рода праведных, живущих пред Тобою! Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в сей день и час принять участие в числе мучеников Твоих и в чаше Христа Твоего, для воскресения в жизнь вечную душею и телом в нетлении Святого Духа. Приими меня между ними в жертву тучную и благоприятную пред Тобою, как Сам Ты, неложный и истинный Боже! предуготовал, предвозвестил и совершил. За сие и за всё хвалю Тебя, благословляю Тебя, прославляю Тебя купно с вечным и пренебесным Иисусом Христом, возлюбленным Твоим Сыном, с которым Тебе и Святому Духу слава и ныне и в будущие веки. Аминь».  217 Эта священная молитва сохранилась нам в окружном послании Смирнской церкви о мученичестве Поликарпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Император мотивировал свое предложение желанием восстановить мир церковный, – Либерий ответил на это: если император серьезно желает мира в церкви и требует, чтобы прежние решения в пользу Афанасия были отменены, то возможна пожалуй и отмена их, но в таком случае пусть соберется истинно церковный собор, вдали от императорского дворца, в таком месте, куда император не приходит и где ни один comes императорский не присутствует, куда ни один светский судья не является с своими угрозами, но где господствуют лишь страх Божий и порядок апостолов. Эту мысль папа формулировал потом более определенным образом: во-первых, все насильственно изгнанные епископы должны быть восстановлены в своих правах, затем, все епископы должны собраться в Александрию, где находятся обвиняемый, обвинители и защитники, там и должно быть исследовано и сообща решено спорное дело. На возражение, что и государственной казны не достало бы на путешествие столь многих епископов, Либерий ответил, что в церковном деле церкви сами найдут средства для путешествия своих епископов. Fessler, 54–55. 961 Дальнейшая судьба Афанасия, не менее замечательная, не стоит в связи с теми судными делами, которые разыгрались в два первые христианские царствования и которые представляют собою ряд фактов первостепенной важности для определения отношения императорской власти к церковной) суду. При Юлиане, возвратившем Афанасия из ссылки, он вскоре же должен был отправиться в новую ссылку, потому что Афанасий представлялся Юлиану естественно одним из столпов ненавидимой им религии. По тем же мотивам, отправлен был Афанасии в пятую но счету ссылку императором Валентом, ариянином, после того как Иовиниан на короткое время возвратил Афанасия в Александрию. 962 Диоклециановский раздел римской империи между двумя Августами и двумя Цезарями, Константин, сделавшись единовластителем, удержал, разделив империю на четыре префектуры: Oriens (Фракия, Египет и все азиатские владения), Illyricum (Греция, Македония, Иллирия, Дакия и Ианнония), Italia (с близь лежащими островами и северной Африкой) и Gallia (Испания, Галлия и Британия).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Haec habet ab oriente Syrtes maiores et Trogodytas, a septentrione mare Adriaticum, ab occasu Byzacium, a meridie Gaetulos et Garamantas usque ad Oceanum Aethiopicum pertendentes. Byzacena regio ex duobus nobilissimis oppidis nomen sortita est, ex quibus una Hadrumetum vocatur. Haec sub Tripoli est, patens passuum ducenta vel amplius milia, fecunda oleis, et glebis ita praepinguis ut iacta ibi semina incremento pene centesimae frugis renascantur. Zeugis, ubi Carthago magna. Ipsa est et vera Africa inter Byzacium et Numidiam sita, a septentrione mari Siculo iuncta, et a meridie usque ad Gaetulorum regionem porrecta; cuius proxima quaeque frugifera sunt, ulteriora autem bestiis et serpentibus plena, atque onagris magnis in deserto vagantibus. Gaetulia autem Africae pars mediterranea est. Numidia ab incolis passim vagantibus sic vocata, quod nullam certam haberent sedem. Nam lingua eorum incertae sedes et vagae ‹numidia› dicuntur. Incipit autem a flumine Amsiga, in Zeugitanum limitem definit, habens ab ortu Syrtes minores, a septentrione mare quod intendit Sardiniam, ab occasu Mauretaniam Sitifensem, a meridie Aethiopum gentes: regio campis praepinguis. Ubi autem silvestris est, feras educat; ubi iugis ardua, equos et onagros procreat; eximio etiam marmore praedicatur, quod Numidicum dicitur. Habet autem urbes praecipuas: Hipponem, Regium et Rusicadam. Mauretania vocata a colore populorum; Graeci enim nigrum μαρον vocant. Sicut enim Gallia a candore populi, ita Mauretania a nigrore nomen sortita est. Cuius prima provincia Mauretania Sitifensis est, quae Sitifi habuit oppidum; a quo et vocabulum traxisse regio perhibetur. Mauretania vero Caesariensis: coloniae Caesareae civitas fuit, et nomen provinciae ex ea datum. Utraeque igitur provinciae sibi coniunctae ab oriente Numidiam habent, a septentrione mare Magnum, ab occasu flumen Malvam, a meridie montem Astrixin, qui discernit inter fecundam terram et harenas iacentes usque ad Oceanum. Mauretania Tingitania a Tingi metropolitana huius provinciae civitate vocata est.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Provinciae autem ex causa vocabulum acceperunt. Principatus namque gentium, qui ad reges alios pertinebat, eum in ius suum Romani vincendo redigerent, procul positas regiones provincias appellaverunt. Patria autem vocata quod communis sit omnium, qui in ea nati sunt. Terra autem significari, ut praediximus (XIII,III,1), elementum: terras vero singulas partes, ut Africa, Italia. Eadem et loca; nam loca et terrae spatia in orbe terrarum multas in se continent provincias, sicut in corpore locus est pars una, multa in se continens membra; sicut et domus, multa in se habens cubicula: sic terrae et loca dicuntur terrarum spatia, quorum partes sunt provinciae; sicut in Asia Phrygia, in Gallia Raetia, in Hispania Baetica. Nam Asia locus est, provincia Asiae Phrygia, Troia regio Phrygiae, Ilium civitas Troiae. Item regiones partes sunt provinciarum, quas vulgus conventus vocat, sicut in Phrygia Troia; sicut in Gallicia Cantabria, Asturia. A rectoribus autem regio nuncupata est, cuius partes territoria sunt. Territorium autem vocatum quasi tauritorium, tritum bubus et aratro. Antiqui enim sulco ducto et possessionum et territoriorum limites designabant. Caput VI. DE INSULIS Insulae dictae quod in salo sint, id est in mari. Ex his quoque notissimae et maximae, quas plurimi veterum sollerti studio indagaverunt, notandae sunt. Brittania Oceani insula interfuso mari toto orbe divisa, a vocabulo suae gentis cognominita. Haec adversa Galliarum parte ad prospectum Hispaniae sita est; circuitus eius quadragies octies septuaginta quinque milia; multa et magna flumina in ea, fontes calidi, metallorum larga et varia copia: gagates lapis ibi plurimus et margaritae. Tanatos insula Oceani freto Gallico, a Brittania aestuario tenui separata, frumentariis campis et gleba uberi. Dicta autem Tanatos a morte serpentum, quos dum ipsa nesciat, asportata inde terra quoquo gentium vecta sit, angues ilico perimit. Thyle ultima insula Oceani inter septentrionalem et occidentalem plagam ultra Brittaniam, a sole nomen habens, quia in ea aestivum solstitium sol facit, et nullus ultra eam dies est.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010