Oeuvres pour les moniales//Sources Chrétiennes. Vol. 345. Paris: Les éditions du Cerf, 1988. Diesner H.-J. Fulgentius von Ruspe als Theologe und Kirchenpolitiker. Stuttgart: Calwer, 1966. Dill S. Roman Society in the Last Century of the Western Empire. Second ed. rev. London: Macmillan, 1910. Djuth M. Faustus of Riez: “Initium bonae voluntatis”//Augustinian Studies, 21 (1990). P. 35–53. Idem. Fulgentius of Ruspe and the “Initium bonae voluntatis”//Augustinian Studies, 20 (1989). P. 39–60. Dodds E. R. Pagan and Christian in an Age of Anxiety. N. Y.: W. W. Norton, 1970. Drewery B. Origen and the Doctrine of Grace. London: Epworth Press, 1960. Duchesne L. Fastes Episcopaux, 1. P. 242–246. Paris: Thorin & Fils, 1894. Duval Р.-М. La Gaule jusqu’au milieu du Ve siècle. Paris: Picard, 1971. Evans R. F. Pelagius: Inquiries and Reappraisals. N. Y.: Seabury Press, 1968. Evelyn-White H. G. The Monasteries of the Wâdi ’n Natrûn. Volume 2. The History of the Monasteries of Nitri and Scetis. New York, 1932. Fairweather E.-R. St. Augustine’s Interpretation of Infant Baptism//Augustinus Magister, 2. P. 897–903. Folliet G. Aux origines de l’ascétisme et du cénobitisme africain. Saint Martin et son temps. Rome: Herder, 1961. P. 25–44. Fontaine J. L’aristocratie occidentale devant le monachisme aux IVe et Ve siècles//Revista d’Lstoria e Letteratura di Storia Religiosa, 15 (1979). P. 28–53. Idem. L’ascetisme chrétien dans la littérature gallo-romaine d’Hilaire à Cassien//Atti de Colloquio sulla Gallia Romana. Accadenda Nazionale dei Lincei, 10–11 maggio 1971 (Rome, 1973). P. 87–115. Frend W. H. C. Martyrdom and Persecumion in the Early Church: A Study of a Conflict From the Maccabees to Donatus. Oxford: Basil Blackwell, 1965 (Repr. Grand Rapids: Baker Book House, 1981). Idem. Paulinus of Nola and the Last Century of the Western Empire//Journal of Roman Studies, 59 (1969). P. 1–11. Idem. The Winning of the Countryside//Journal of Ecclesiastical History, 18 (1967). P. 1–14. Fritz С. Orange, deuxième concile d’//Dictionnaire de théologie catholique, 11/1 (1931).

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

P. de Labriolle, La crise montaniste, París, 1913. H. Puech, Le manichéisme, son fondateur, sa doctrine, París, 1949. G. Quispel, Gnosis und Weltreligion, Zurich, 1951. L. Rougier, La critique biblique dans l " antiquité: Marcion et Fauste de Mueve, París, 1958. L. I. Scipioni, Nestorio e il concilio di Efeso, Milán, 1974. E. A. Thompson, The visigoths in the time of Ulfila, Oxford, 1966. C. Vidal Manzanares, Los evangelios gnósticos, Ed. Martínez Roca, Barcelona, 1991. O. Wermelinger, Rom und Pelagius, Sttutgart, 1975. G. Widengren, Mesopotamian Elements in Mani-chaeism, Uppsala, 1946. 7. Los Padres alejandrinos: P. Brezzi, La gnosi cristiana di Alessandria e le antiche scuole cristiane, 1950. H. Crouzel, Origine et laphilosophie, París, 1962. H. Chadwick, Early Christian Thought and the Classical tradition. Studies in Justin, Clement and Origen, Londres, 1966. J. Danielou, Origéne, París, 1948. E. de Faye, Clément d " Alexandrie, París, 1906. V. E. Hasler, Gesetz und Evangelium in der alten Kirche bis Origines, Zurich, 1953. W. Jaeger, Early Christianity and Greek Paideia, Cambridge, Mass, 1962. J. Patrick, Clement of Alexandria, Edimburgo, 1914. M. Pugliesi, L " apologética greca e Clemente Alessandrino, Ca-tania, 1947. K. O. Weber, Orígenes der Neuplatoniker, Munich, 1962. : 8. Los Padres latinos y romanos: J. O. Anderson, Novatian, Copenhague, 1901. C.C. J. Bunsen, Hippolytus and hís Age, Londres, 1852,4 vols. J. Dollinger, Hippolytus und Kallistus, Regensburg, 1853. S. de Domingo, El Octavio de Minucio Félix, Madrid, 1946. G. Handler, Wulfila und Ambrosius, Sttutgart, 1961. M. Jourjon, Ambroise de Milán, París, 1956. J. N. D. Kelly, Jerome, Londres, 1975. O. Marucchi, Il pontifícato di papa Dámaso e la storia della sua famiglia secando le recenti scoperte archeologiche, Roma, 1905. C. C. Mierow, St. Jerome, the Sage of Bethlehem, Milwaukee, 1959. C. Mohrmann, Le latin des chrétiens, 2 vols., Roma, 1958–61. A. Paredi, Sant " Ambrosio e la sua etá, Milán, 1960. R y M. Pernoud, 5. Jerome, París, 1961.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/diccio...

100 О подобной молитве см. также 9.26–29; Прав., 2.10; Собесед., 3.7; 4.2; 4.5; 4.19; 6.10; 9.14–15; 10.10–11; 12.12; 19.4–6. Вообще преподобный Иоанн в своих сочинениях очень большое место уделяет молитве (см. особенно Собесед., lib. 9–10; Прав., lib. 2–3). Он говорит даже о необходимости для подвижника стяжать непрестанную молитву через повторение в сердце одних и тех же слов, подобных позднейшей молитве Иисусовой: “Для приобретения непрестанной памяти о Боге предлагается [некоторыми древними Отцами] такое правило благочестия: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися” (Пс 69:2; Собесед., 10.10; см. Stewart C. Указ. соч. P. 100–113). 101 См. Собесед., 3.7; 19.4–5; также умоисступление (excessusmentis, см. Прав., II.10; Собесед., 6.10; 9.31; 10.10; 19.4); исступление сердца (cordisexcessus, см. Собесед., 10.11; 12.12); исступление духа (excessusspiritus, см. Собесед., 4.5). В этом учение Кассиана резко отличается от учения Оригена и Евагрия, мистика которых не выходит за пределы “знания” ( gnosij). См. Olphe-Galliard M. Указ. соч. Col. 259–266. 104 См. Собесед., 3.7; 4.5; 6.10; 9.14–15; 9.25; 10.10; 19.4–5. Преподобный Иоанн замечает, что мыслящие способности нашего бессмертного духа, несущего в себе образ и подобие Божие, после разлучения его с плотью не только не пропадают, но, наоборот, еще более улучшаются, очищаются и утончаются (Собесед., 1.14). 105 См. Прав., 2.10; Собесед., 9.15; 9.26–28; 10.11; 12.12. См. также Stewart C. Указ. соч. P. 117. 106 Преподобный Иоанн замечает, что этот момент молитвенного исступления бывает в жизни подвижника очень редко (см. Собесед., 9.25, 10.10) и, за небольшими исключениями (см. Собесед., 19.4), длится лишь краткое мгновение (см. Собесед., 9.25). 107 Эти слова преподобный Иоанн приписывает преподобному Антонию Великому, хотя они более нигде не засвидетельствованы. Ср. подобную мысль у Евагрия (De oratione, 120; ср. Schol. in Ps 126:2//PG 12, 1644A). 109 Более того, по мнению преподобного Иоанна, после достижения возвышенного созерцательного состояния, по домостроительству и попущению Господа, человек может впадать в противоположное настроение печали, уныния, беспокойства, подавленности. Это означает, что подвижник ненадолго оставляется Богом для того, чтобы осознать слабость своего духа и смириться, или для того, чтобы были испытаны твердость и постоянство его духа (Собесед., 4.4). Эту тему “отступления”, “отбрасывания назад” в процессе созерцания впоследствии будет развивать святитель Григорий Великий.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

et C. Vol. 1. P. 383–386. 308 У него octo principalia vitia «восемь главных грехов» (Inst., 5. 1) и passiones «страстей» (5.2) являются взаимозаменяемыми. Об этих грехах и соответствующих противоядиях у Кассиана см. Inst., 5–12. 316 Practicus, 91. О соотношении «изречений» и Practicus см. Traité pratique ou le moine//Sources chrétiennes, 170. Vol. 1. P. 118–120. 318 Даже y Евагрия это различение не является абсолютным. McGinn. Vol. 1 P. 151: «Необходимость продолжающегося действия ‘бесстрастия’ (απθεια), совершенного или несовершенного, для любой формы ‘созерцания’ (θεωρα) – это один из многих способов, посредством которых авва показывает взаимозависимость деятельной и созерцательной жизни». 323 Practicus, 1–3, 55, 57. Chadwick. John Cassian. P. 89–90; McGinn. Vol. 1. P. 151. О пяти уровнях созерцания и о высшем из них созерцании Троицы, которое всецело является даром благодати, см. LemaitreJ., Roques R., Viller M. Contemplation: Contemplation chez les orientaux Chrétiens//Dictionaire de spiritualité, 2/2. Col. 1775–1786. 328 Chadwick. John Cassian. P. 92. Исследование этой зависимости см. Marsili D. S. Giovanni Cassiano ed Evagrio Pontico: Dottrina sulla carita e contemplazione//Studia Anselmiana, 5 (Roma, 1936). P. 87–149. 329 Большинство исследователей сходятся в том, что время написания Постановлений – 419–426 гг. См. Guy J.-C. Introduction//Institutions cénobitiques. P. 11; Olphe-Galliard M. Cassien//Dictionaire de spiritualité ascétique et mystique, 2. Col. 217; Gibson E. C. S. Prolegomena: Works of John Cassian//Nicene and Post-Nicene Fathers, 11. P. 189. Chadwick. John Cassian. P. 39. Учитывая нижеприведенные даты написания Собеседований, а также связанность этих текстов, я бы предположила, что Постановления были написаны не более чем за год или около того до Собеседований, то есть около 424 г. 330 О мнении Кассиана, что монашество имеет апостольское происхождения, см. De Vogué A. Monachism et église dans la pensée de Cassien//Théologie de la vie monas-tique: Etudes sur la Tradition patristique.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

Brussels: Latomus, 1969. Vol. 2. P. 512–524. Morin G. Arnobe le Jeune//Études textes, découvertes. Contributions à la littérature et à l’histoire des douze premiers siècles. Vol. 1. Paris: Picard, 1913. Idem. Lettre inédites de S. Augustin et du prêtre Januarien dans l’affaire des moines d’Adrumète//Revue Bénédictine, 18 (1901). P. 241–256. Idem. Saint Prosper de Reggio//Revue Bénédictine, 12 (1895). P. 241–257. Mueller M. M. Saint Caesarius of Arles: Sermons. Three volumes.//Fathers of the Church. Vol. 31, 47, 66. Washington: Catholic University of America, 1956, 1965, 1972. Muhlenberg E. Synergism in Gregory of Nyssa//Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft, 68 (1977). S. 93–122. Münz P. John Cassian//Journal of Ecclesiastical History, 11 (1960). P. 1–22. Musset L. The Germanic Invasions: The Making of Europe A. D. 400–600. University Park: Pennsylvania State University Press, 1975. Myres J. N. L. Pelagius and the End of Roman Rule in Britain//j Journal of Roman Studies, 50 (1960). P. 21–36. Nautin P. Orange 529//Étude Pratique des Hautes Études, Annuaire 1959–1960. Paris, 1960. P. 86–87. Nisters В. Die Christologie des Hl. Fulgentius von Ruspe. Münster: Aschendorffsche, 1929. Nodes D.J. Avirus of Vienne’s Spiritual History and the Semipelagian Controversy//Vigiliae Christianae, 38 (1964). P. 185–195. ÓConnor VE Saint Vincent of Lerins and Saint Augustine//Doctor Communis, 16 (1963). P. 125–257. О Donnell J. J. Cassiodorus. Berkeley: University of California Press, 1979. Idem. The Demise of Paganism//Traditio, 35 (1979). P. 45–88. Idem. Liberius the Patrician//Traditio, 37 (1981). P. 31–72. Idem. Salvian and Augustine//Augustinian Studies, 14 (1983).P. 25–34. Olphe-Galliard M. Cassien//Dictionnaire de spiritualité, 2/1 (1937). Col. 214–276. Oulton J. E., Chadwick H. Alexandrian Christianity. Philadelphia: Westminster Press, 1954. Outler A. The Person and Work of Christ//A Companion to the Study of St. Augustine. Oxford, 1955 (Repr. Grand Rapids: Baker Books, 1979).

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

Лит.: Беляев А. Любовь Божественная: Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной. М., 1884; Z ö ckler O. Askese und Mönchtum. Frankfurt, 1897; Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма: По творениям вост. писателей-аскетов IV века. Каз., 1899; Петр (Екатериновский), еп. О монашестве. Серг. П., 1904; Mutz F. X. Die christliche Aszetik. Paderborn, 19092; Кожевников В. О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем. М., 1910; Hausherr I. La méthode d " Oraison Hesyhaste//Or. Chr. 1927. N 36. P. 101-209; idem. Hésychasme et prière. R., 1966; Buonaiuti E. Le origini dell " ascetismo cristiano. Pinerolo, 1928; Tanquerey A. Précis de Théologie Ascétique et Mystique. P.; Tournai (Belg.); R., 19287; Resch P. La doctrine ascétique des premiers maitres égyptiens du quatrième s. P., 1931; Bardy G. Ascètes//DDC . T. 1. Col. 1072-1084; Guibert J. de, Olphe-Galliard M. , Willwoll A. , S. J. Ascèse. Ascétisme//DSAMDH. T. 1. Col. 936-1010; Guibert J. de. Ascétique//Ibid. Col. 1010- 1017; Hunger H. Reich der neuen Mitt der christlichen Geist der byzantinischen Kultur. Köln, 1965. S. 229-298; idem. Byzantische Geisteswelt. Ams., 1967. S. 85-159; Михаил (Чуб), архиеп. Святой священномученик Мефодий и его богословие//БТ. 1973. Сб. 10. С. 7-58; Сб. 11. С. 4-54; Haussig H. W. A History of Byzantine Civilization. L., 1975. P. 329-331; Сидоров А. И. Евагрий Понтийский: Жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия//Творения аввы Евагрия. М., 1994. С. 5-75; он же. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998; он же. Преподобный Макарий Египетский: Его жизнь, творения и богословие//Творения прп. Макария Египетского. М., 2002. С. 3-94; Феодор (Поздеевский), архиеп. Смысл христианского подвига. Серг. П., 1995Р; Василий (Кривошеин), архиеп. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы// он же. Богословские труды: 1952-1983 гг. Н. Новг., 1996. С. 114-208; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исслед. М., 1996П; Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты: По учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. М., 1997; Мейендорф И. , протопресв. Святой Григорий Палама и православная мистика// он же. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 279-333; он же. Византийское богословие. М., 2001. С. 121-143; Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сб. ст. М., 2000; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. СПб., 2001.

http://pravenc.ru/text/76618.html

364 . Goodier A. S. J. An introduction to the study of ascetical and mystical theology. L. 1938. 209. 365 . Gouillard J. Contemplation et imagerie sacrée dans le Christianisme byzantin//AEHE, V е Section. 1977–78. 86. 29–50. 366 . Grâce de la Transfiguration d’après les Pères d’Occident/Textes pres, par Coune M. Bellefontaine 1990. 293. (Vie Monastique. 24). 367 . Gribomont J. Esprit//DS 1953. 2(2). 2281–2288. 368 . Gribomont J. Monachisme. Naissance et développement du monachisme chrétien//DS 1980. 10. 274–283. 369 . Gross J. La divinisation du chrétien d’après les Pères grecs: contribution historique à la doctrine de la grâce. P. 1938. 370 . Gross J. Die Vergöttlichung des Christen nach den griechischen Vätern//Zs. für Aszese und Mystik. Würzburg. 1939. 14. 79–94. 371 . Guibert J. de. Theologia spiritualis, ascetica et mystica. Fasciculus I: Introductio in studium theologiae asceticae et mysticae. Roma 1926. 98. 372 . Guibert J. de, Olphe-Galliard М., Willwoll A. Ascèse, ascétisme, ascétique//DS 1937. 1. 936–1017. 373 . Guillaumont A. Le sens du nom de coeur dans l’Antiquité//Études carmélitaines. Le coeur. P. 1950. 41–81. 374 . Guillaumont A. Le «coeur» chez les spirituels grecs à l’époque ancienne. Cor et cordis affectus//DS 1953. 2. 2281–2288. 375 . Guillaumont A. Études sur la spiritualité de l’Orient chrétien. Bellefontaine. 1996. 284. (Spiritualité orientale. 66). Farrugia E.G.//OCP 62:2. 1996. 528–529. 376 . Guillet J. Métanoia//DS 1980. 10. 1093–1099. 377 . Habra G. La signification de la Transfiguration dans la théologie byzantine//Collectanea Ordinis Cisterciensium Reformatorum. 1963. 25. 119–141. 378 . Habra G. La transfiguration selon les Pères Grecs. P. 1973. 379 . Hadot P. Exercises spirituels et philosophic antique. P. 1981. [Важное культур-филос. иссл-ние до-исихастских форм аскетич. идеологии]. 380 . Halleux A. de. Orthodoxie et catholicismë du personnalisme en pneumatologie//RThL 1975. 6. 3–30. 381 . Handmaids of the Lord: contemporary descriptions of feminine asceticism in the first six Christian centuries/Transl., ed. Petersen J. M. Kalamazoo 1996.441. (Cistercian studies. 143).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

92 См. Прав., V.34; VIII.6; Собесед., 1.13; 3.7; 14.9; 23.6 (ср. Еф 1:18). Подобныетермины—очи души (Прав., IV.35; Собесед., 5.15); очи ума (Прав., VIII.1); духовные очи (Собесед., 5.16); очи внутреннего человека (Собесед., 7.21). Это учение о духовных чувствах, хотя и не в полном объеме, преподобный Иоанн также заимствует у Оригена и Евагрия. См. Stewart C. Указ. соч. P. 48, 170, n. 61–62. 95 См. также Собесед., 4.2; 9.14–15; 9.27–29; 10.10; 12.12. В то же время преподобный Иоанн говорит, что признаком такого состояния являются слезы (lacrimae), появляющиеся как плод сердечного сокрушения (compunctio). См. Собесед., 9.28–30; Olphe-Galliard М.Указ. соч. Col. 264; Stewart C. Указ. соч. P. 128–129. 97 “Чистая” молитваупреподобногоИоанна, так же как и у Евагрия, означает “безобразную” молитву, то есть такую молитву, во время которой не следует представлять Бога, к Которому она возносится, в каком-либо облике, образе или форме (Собесед., 10.5; см. также Собесед., 3.7; 10.11; Stewart C. Указ. соч. P. 110–113; 115; 118). 98 Интенсивность этой совершенной молитвы преподобный Иоанн описывает с помощью образов огня и света (см. ниже прим. 5): ardor (‘жар’, Собесед., 6.10; 19.5), fervor (‘пыл’, см. Прав., 2.10; Собесед., 9.15; 9.27; 9.29; 12.12), flam­ma/inflammatus (‘пламя’, ‘пламененный’, см. Собесед., 9.15; 9.26), ignis/igneus (‘огонь’, ‘огненный’, Прав., 2.10; 9.15; 9.25; 10.11; 12.12), succensus (‘зажжен­ный’, ‘воспламененный’, см. Прав., 2.10; Собесед., 6.10; 9.26). О безмолвной, невыразимой в словах, неизъяснимой молитве (ineffabilis, inenarrabilis, inexplicabilis) см. также Собесед., 4.2; 9.14–15; 9.25; 9.27–28; 9.35; 10.11; 12.12; 19.6. Подобно апостолу Павлу (Рим 8:26), преподобный Иоанн говорит, что эта молитва выразима только в “неизреченных воздыханиях” (gemitus, см. Прав., 2.10; Собесед., 9.15; 9.27; 10.11; 16.13). 99 Вместе с “огненными” образами преподобный Иоанн иногда использует “световые”: illuminatio (‘просвещение’, см. Собесед., 9.27), illustratio/illustratus (‘ос­ве­щение’, ‘освещенный’, см. Собесед., 9.25; 10.10), lumen (‘свет’, см. Собесед., 9.25). Это учение о просвещении души Божественным Светом уже встречалось нам у блаженного Августина, а после преподобного Иоанна оно будет во всей полноте развито святителем Григорием Великим, наследником как августиновской, так и кассиановской традиции.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

О. Александр переставил события: письмо архиеп. Ермогена было написано не до Собора 1961 г., а через четыре года после него. 73 Собор 1945 г. был собран в связи со смертью патриарха Сергия (Страгородского). Архиерейский собор 1961 г. внес изменения в четвертый раздел «Положения об управлении Русской Православной Церковью», принятого в 1945 г. Изменение это облегчило процедуру закрытия храмов — так, на 1.1.1961 в стране действовало 11 616 церквей, а на 21.8.1963 — лишь 8 314. 74 Кодекс канонического права Западной церкви не содержит такого правила. 75 Свт. архиеп. Лука (Войно–Ясенецкий) (1877–1961), архиепископ Симферопольский и Крымский с 1946 г., умер 11 июня, до открытия собора. Подробнее о нем см. на стр. 192. 76 В начале 1950–х гг. Александр по благословению схиигуменьи Марии прислуживал в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, настоятелем которого был о. Дмитрий Делекторский (ум. 1970). До этого о. Дмитрий служил в храме Вознесения до самого его закрытия. Будучи уже глубоким старцем, он с благодарностью вспоминал архим. Серафима (Батюкова), уступившего ему место для служения в храме Вознесения, что дало ему возможность выехать с большой семьей из села, куда он был назначен и где наверняка был бы арестован или убит. Вместе с Александром в храме Рождества Иоанна Предтечи прислуживали Кирилл Вахромеев (ныне митр. Филарет) и будущие священники Сергий Хохлов и Владимир Рожков. В студенческие годы Александр прислуживал в храмах г. Иркутска. 77 Под ред. А. П. Лопухина. 78 Прот. Александр Смирнов (1888–1950), с 1943 г. ответственный секретарь Николо–Кузнецкой церкви в Москве. «Журнала Московской Патриархии», в 1949 г. — и. о. ректора МДА. Более 20 лет до своей кончины, настоятель Николо–Кузнецкой церкви в Москве. 79 Свящ. Николай Эшлиман (1928–1985). Рукоположен в диаконы в 1959 г.в Костроме, в священники — в 1961 г. митр. Пименом (Извековым); последнее место служения — московский храм Покрова Пресвятой Богородицы в Лыщиковом переулке. Подробнее о нем см. на стр. 112. 80

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Но огромный урон был нанесен православной Беларуссии. Она действительно почти буквально стала «первой атеистической республикой», как и задумал Хрущев. Много бед терпели православные в Почаеве и на всей Украине. В 1961 году Хрущев потребовал сместить митрополита Николая (Ярушевича), чья критика в адрес первого секретаря ЦК Компартии становилась всё жестче. Тому было предложено переехать на кафедру в Ленинград или Новосибирск. Митрополит отказался, заявив, что как любой гражданин Советского Союза имеет право жить по месту прописки — в небольшом доме рядом с метро «Бауманская», где ему помогала по хозяйству некая женщина-медсестра. В доме она исполняла обязанности экономки. Некоторые историки считают, что эта женщина была завербована органами и при первом сердечном приступе митрополита осенью 1961 года вызвала не обычную районную неотложку, а ту, которую ей приказали. Митрополита Николая отвезли в больницу, где он умер при странных обстоятельствах. Основной упор власти сделали именно на пропаганду. Тогдашний ответственный секретарь журнала «Московская Патриархия» Анатолий Васильевич Ведерников собирал все вырезки, касающиеся религии. И к концу 1959 года агентство, которое он для этого нанимал, отказалось работать, потому что оно просто не справлялось с объемами работы — такой поток атеистической пропаганды шел в советской прессе. Отец Александр Мень рассказывал, что в день выходило примерно от семи до восьми книг атеистического содержания. Можно себе представить, какой это был массированный шквал. После 1961 года был введен учет и контроль всех таинств в церкви, то есть стало необходимо записывать паспортные данные: кто когда венчался, крестился и прочее. 18 июля 1961 года состоялся Архиерейский Собор, на котором было потребовано, чтобы священник не возглавлял «двадцатку» (исполнительный орган любого прихода во главе с председателем и ревизионной комиссией: без этой «двадцатки» нельзя было зарегистрировать общину), а стал наемным сотрудником. «Двадцатка» теперь должна была возглавляться светским старостой. На Архиерейском Соборе 1961 года священников лишили каких-либо прав в общине. Теперь «двадцатка» имела право расторгнуть с ним договор без объяснения причин.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010