7 декабря 1961 года Новгородский горисполком принял решение об изъятии у верующих кафедрального Никольского собора с предоставлением им церкви Ап. Филиппа, использовавшейся под склад областным управлением связи. Потребовалось время для приведения церкви в должный вид, поэтому Никольский собор был закрыт практически первого октября 1962 года – «для музейного показа», – сообщал уполномоченный и уточнял: «Религиозному обществу г. Новгорода предоставлено другое церковное здание на окраине города по размерам в два раза меньше здания Никольского собора». С 1960 по 1962 год в Новгородской епархии были сняты с регистрации 16 религиозных общин, соответственно закрыты 16 православных храмов. В десяти районах области действующих церквей не осталось вообще. Вместе с выходом памятного постановления Совмина СССР от 16 марта 1961 года Совет по делам Русской Православной Церкви получил разрешение–наставление: провести в 1961 году совместно с исполкомами местных Советов учет религиозных объединений, молитвенных зданий, их состояние, а также имущество церквей. При этом учитывалось имущество, как взятое верующими в пользование на арендных условиях, так и собственное, приобретенное уже на свои средства. В эти 60–е годы Русская Православная Церковь имела ограниченные права юридического лица: у нее было право владеть имуществом, пользоваться им, но не было права распоряжаться им. Поэтому после ликвидации религиозного общества приобретенное имущество переходило в собственность государства. На кустовом совещании уполномоченных заместитель председателя Совета по делам Русской Православной Церкви В. Фуров представил такие данные: если в России до революции действовало 77760 церквей, то перед войной их осталось 3221. В 1944–1947 годы было открыто 1270 храмов, а в 1948 году общее число составило 14329 церквей. На первое июня 1961 года в России действовало 11100 храмов. Новгородский облисполком 17 августа 1961 года принял соответствующее решение, а следом, 10 октября, и распоряжение – по вопросу проведения единовременного учета. Учету подлежали не только действующие церкви и их имущество, но также все здания недействующих церквей, которые еще сохраняли внешний культовый вид. Требовалось дать «объективную оценку состояния и положения религии и Церкви в нашей стране».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 227 – 228. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.70–76. Сидоров А.И., Карманов Е.А. Предисловие//Григорий Чудотворец; Мефодий Патарский; Симеон Новый Богослов. Творения. – М.: Паломник, 1995. Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Академия, 2005. С.231–236. Троицкий В. Очерки из истории догмата о церкви. Сергиев Посад: Тип. Св.–Тр. Сергиевой Лавры, 1912. – С. 473 – 476. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.67–68. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. Т.1. С.143–152. Энциклопедия православной святости: В двух томах/Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1.  Библиография работ автора: Диалог св. священномученика Мефодия " О свободе воли "/Пер.  с греч.: еп.  Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1964. – Сб. 3. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении)/Пер.  с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2. Молитва (из сочинения " О воскресении " )/Пер.  с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2.  О жизни и о разумной деятельности (слово второе " О житии и деянии разумъне " )/Пер.  с греч.:  Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2.  О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (словах) " Небеса проповедуют славу Божию " (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию " )/Пер.   с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2.  О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники /Пер.  с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2. 

http://bogoslov.ru/person/2993115

Сергий (Ларин). При еп. Сергии в Тюменской обл. закрыты приходы в с. Голышманове (ныне поселок Голышмановского р-на) и в с. Ильинка Казанского р-на. Несмотря на усиление антицерковной борьбы, в 1959 г. в Омской обл. число зарегистрированных крещений составило 9163 чел. (20% всех родившихся). Еп. Сергий сформировал при Крестовоздвиженском соборе архиерейский хор из профессиональных певцов Омской филармонии и учредил расширенные штаты служителей. В 1960 г. власти намеревались снести Никольский казачий собор, однако этому помешали протесты интеллигенции. 3 апр. 1961 г. еп. Сергий был переведен на Пермскую кафедру с возведением в сан архиепископа, временное управление Омской епархией было вновь поручено еп. Венедикту (Пляскину). В нач. лета 1961 г. патриарх Алексий I передал в дар Крестовоздвиженскому собору металлическое облачение на св. престол, которое находится там по сей день (в 2017 отреставрировано). Во 2-й пол. 1961 г. в Омской епархии были сняты с регистрации 5 священников. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Омской обл. И. А. Бутюгов выступал с предложением упразднить Омскую епархию. Пытаясь сохранить приход в с. Слобода-Бешкиль совр. Исетского р-на Тюменской обл., еп. Венедикт 25 нояб. 1961 г. освятил для него антиминс. 5 дек. власти отказали в прописке прот. В. Перепёлкину - клирику омской Никольской ц. 31 дек 1961 г. отказано в регистрации прот. Поликарпу Чернявскому. Архиерей благословлял сбор подписей верующих под обращениями к центральным властям с просьбами открыть храмы, что рассматривалось властями как «идеологическая диверсия». В этой связи было возбуждено уголовное дело, архиеп. Ермоген был привлечен к нему как свидетель. Уполномоченный Бутюгов отмечал, что архиерей «теоретически подготовлен, это опытный волк… он явно реакционер». 29 мая 1963 г. архиеп. Ермоген был назначен на Калужскую кафедру, Омскую епархию возглавил архиеп. Иларион (Прохоров). За недолгое время пребывания на Омской кафедре он успел совершить архипастырскую поездку в Тобольск. С июня по авг.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

В обратный путь из Баден-Бадена мы направились в 9 часов утра. К 8 часам вечера мы вернулись в Берлин, проделав на автомашине за один день 1000 километров. С братской любовью Смиренный богомолец епископ Иоанн Вашего Преосвященства Патриарший Экзарх Иоанн Епископ Среднеевропейский 23 февраля 1961 г. Берлин Рейтинг: 9.9 Голосов: 131 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  В 1962 году к Среднеевропейскому экзархату присоединили Вену.  В 1952–1954 годах епархия издавала журнал «Голос Православия» на русском языке. Издание было возрождено при епископе Иоанне в мае 1961 года на немецком языке под названием «Голос Православия» уже как орган Среднеевропейского экзархата Русской Православной Церкви с целью знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь – с церковной жизнью православных приходов в Германии. В журнале публиковались статьи, заметки, рецензии, посвященные межконфессиональному диалогу, а также труды зарубежных богословов о Православной Церкви. В личном архиве владыки сохранилось несколько номеров журнала.  НГ-Религии. 1999. 4 (27). 24 февраля.  Письмо от 15 августа 1960 г.  Коллективный орган управления оккупированным Берлином, учрежденный четырьмя оккупационными державами: СССР, США, Францией и Великобританией.  После падения Третьего рейха Дибелиус был назначен епископом Берлина, эту должность он занимал до 1956. С 1949 по 1961 был председателем правления евангелической церкви Германии, а с 1954 по 1961 одним из пяти президентов Всемирного совета церквей, первым среди немцев, занявших эту должность.  Хельмут Тилике (1908–1986), немецкий богослов, протестантский теолог и ректор Гамбургского университета с 1960 по 1978 год. Известен своими работами в области христианской этики. Главным предметом этики считал отношения между человеком и государством.  Сотрудник ОВЦС.  Йоханнес (Ханс) Эрнст Рихард Лилье (1899–1977) – немецкий лютеранский епископ, один из пионеров экуменического движения. После Второй мировой войны Лилье написал «Долину теней» о том, что он пережил во время нацистского заключения. Он находился в концентрационном лагере Дахау, а затем был переведен в Бухенвальд, где содержался в одиночной камере. Его пытали, чтобы добиться признания, а также раскрыть имена других священнослужителей, которые работали над избавлением Германии от Гитлера. У него отобрали Библию, но он хорошо знал Священное Писание, почти наизусть. Его любимым было Послание к Римлянам 14: 8: «Ибо живем ли мы для Господа или умираем для Господа; поэтому живем ли мы или умираем, мы – Господа!».

http://pravoslavie.ru/150972.html

699. De la structure de l " Eglise Contacts. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1958, 20, 22 – 23. И отдельно: Paris, 7 стр. 1959 год 700. Из истории спора Старого Рима с Новым. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1959, 29, с. 38 – 59. 701. Халкидонский собор и восточный папизм. Там же, 32, с. 255 – 268. 702. Рецензия на книгу «Чешки научник о Cbemocabckoj Kpмчuju». Весник Савеза Ужруженьа православног свештенства ) Jrocлabuje, 1959, 246. 1960 год 703. Спор Старог Рима са Новим. Посебно изданье Српске Akaдeмje Наука, кн. CCCXXXII. Београд, 1960, с. 68, и фототипия трактата о первенстве Константинопольского престола с критической схолией по Ленинградской рукописи II, 250, 7. 704. О неправде Карловацкого раскола. Разбор книги прот. М. Польского «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и за границей». Париж, 1960, 148 стр. 1961 год 705. О смысле 9-го и 17-го канонов Халкидонского Собора. Журнал Московской Патриархии, 1961, 2, с. 57 – 65. 706. Св. Мефодий как славянский законодатель. Там же, 12, с. 49 – 59. 707. Кто включил папистическую схолию в Православную Кормчую? Богословские труды, 1961, сб. 2, с. 5 – 51. 708. Святой Мефодий как славянский законодатель. Там же, с. 83 – 124, и фотокопия «Закона судного людем» по рукописи Иасафовской Кормчей, с. 125 – 141. 709. Резюме реферата ««Закон судный людем» как памятник византийского права», прочитанного 11 IX 1961 г. на Конгрессе византологов в Охриде. Resumes des communi- cations Конгресса, p. 109 – 110. 1963 год 710. Для кого, когда и где святой Мефодий составил «Закон судный людем». Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии, 1963, с. 49 – 58. 711. «Закон судный людем» краткой редакции. Приготовили к печати M. H. Тихомиров, Л. М. Мвлов под редакцией M. H. Тихомирова. Изд. Академии Наук СССР. Москва, 1961. (Рецензия.) Slovo, Zagreb, 1963, с. 203 – 212. 1964 год 712. «Закон судный людем» как памятник византийского права. Extrait des Actes du XII-e Congres Internationale des Etudes Byzantines, tome II, p. 525 – 529. И отдельно: Beograd, 1964. (На русском яз.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Советская власть прекрасно осознавала, что большинство монашествующих не оставят своего пути следования за Христом. Поэтому власть избрала тактику закрытия максимального количества монастырей и изгнания насельников для разорения не только духовной жизни, но и повседневной бытовой. Для республиканского уполномоченного Ковалева недостаточно было «загнать» всех монашествующих Белоруссии в одну ограду Жировицкого монастыря, необходимо было подорвать и его материальную базу, чтобы потом закрыть последний оплот монашествующих в республике. Одной из задач для местных властей стало ограничение доступа паломников в Жировицкую обитель. В феврале 1961 г. уполномоченный по Гродненской области А. Гашников докладывал в совет: «В 1961 году в Жировицкий женский монастырь в связи с закрытием женского монастыря в гор. Полоцке было переведено 11 монахинь. Вновь поступивших в 1961 году не было. Следует сказать, что начиная с 1958 года доходы монастыря ежегодно увеличиваются. Это объясняется тем, что с лишением монастыря земельных угодий активизировалась деятельность монастырских церквей. В 1961 г. увеличился поток верующих в монастырский собор в связи с тем, что находящийся на покое в Жировицах архиепископ Гермоген вместе с архимандритами Мельниковым (Антоний) и Кудюк (Афанасий) проводят торжественные службы по архиерейскому церемониалу. Несмотря на запрещение им в проведении таких служб, сделанное через Минское Епархиальное управление, все же они продолжают их проводить. Правящий архиепископ Варлаам вместо принятия строгих мер и пресечения их самовольства за последнее время участил свои поездки в семинарию, откуда увозит дорогие подарки и продукты, не внося никаких изменений. Целесообразно было бы убрать с Жировицкого монастыря архимандрита Кудюк А. Г. (Афанасий), предоставив ему приход, а также сделать строгое предупреждение через высшие духовные инстанции Гермогену, запретив ему проводить церковные службы по архиерейскому церемониалу. Кроме того, решить вопрос о закрытии мужского монастыря в Жировицах. Из 24 чел[овек] монашествующих мужчин 12 чел[овек] имеют родственников на территории БССР, все они вполне трудоспособны и могут быть определены на работу по их специальностям и физическим возможностям, а остальных, более престарелых, перевести в другие монастыри. Предлогом к закрытию мужского монастыря может служить несовместимость его нахождения в одном здании с женским» .

http://bogoslov.ru/article/6177573

Там был перегиб в смысле предоставления слишком большой власти настоятелям и умаления участия мирян в управлении материальной стороной приходской жизни. Это имело результатом злоупотребления. Но в 1961 г. произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба так, чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками». Как вспоминает архиепископ Василий, в кулуарных беседах согласие с его позицией выразили архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), архиепископ Уфимский Иов (Кресович). С речами на совещании выступили митрополиты Пимен и Никодим. В своих выступлениях среди прочего они коснулись и вопроса об изменениях в «Положении об управлении Русской Православной Церкви», которые были внесены Архиерейским Собором 1961 г. Митрополит Пимен сказал: «От множества клириков нашей Церкви мы также получили аргументированные высказывания в поддержку решений Архиерейского Собора 1961 г… Не скрою, есть, правда, единичные высказывания, которые нас возвращают к положению, существовавшему в приходах до 1961 г. Но для этого нет никаких оснований, ибо принятие подобных решений противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу Святой Церкви». Подробнее остановился на этом вопросе митрополит Никодим: «18 июля 1961 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил разграничить обязанности настоятелей и исполнительных органов прихода. Само собой разумеется, что структура и организация жизни нашей Церкви не должны и не могут входить в противоречие с законами нашего Отечества, и все, что может осложнять или ухудшать взаимоотношения между Церковью и государством в нашей стране, нами должно отвергаться, ибо в памяти церковной никогда не должны забываться усилия приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия по нормализации этих отношений и обо всем том, что было в церковной жизни при отсутствии этих отношений (напоминание было весьма красноречивым и сильным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С мая 1948 года – настоятель Скорбященского храма г. Москвы в сане протоиерея. Кроме приходской деятельности, выполнял различные послушания Святейшего Патриарха. В 1950–1951 гг. в течение нескольких месяцев исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, затем назначен настоятелем кафедрального собора г. Берлина. С мая 1955 года исполнял обязанности Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С ноября 1956 года – член Хозяйственного Управления Московской Патриархии. В это же время состоял благочинным подворий. С конца 1958 года – благочинный Германской епархии с правом ношения митры. С марта 1961 года – благочинный Патриарших приходов в Финляндии и заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. В июле 1961 года пострижен в монашество и вскоре возведен в сан архимандрита. В августе 1961 года хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии с оставлением в прежних должностях. С ноября 1961 года – епископ Дмитровский, викарий той же епархии и Управляющий делами Московской Патриархии. В августе 1963 года возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке. В феврале 1964 года освобожден от управделами Московской епархии и члена Синода. С мая 1964 года – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы. В июне 1966 года уволен на покой. Проживал в Москве. Кириченко Алексей Илларионович (1908–1975), советский партийный и государственный деятель. В 1941–1945 гг. – секретарь ЦК КП(б) Украины. Кобулов Богдан Захарович (1904–1953), один из руководителей органов государственной безопасности СССР. С 1939 г. начальник следственной части НКВД СССР, в 1941–1943 гг. заместитель, затем первый заместитель наркома внутренних дел СССР, затем заместитель народного комиссара госбезопасности. Козлов Василий Иванович (1903–1968), партийный и государственный деятель Белоруссии. С июля 1944 г. по январь 1948 г. – первый секретарь Минского обкома и горкома Компартии Белоруссии. Колчицкий Николай Федорович (1890–1961), протопресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На заседании Свящ. Синода от 30 марта 1961 г. было принято решение о «своевременности и желательности» вступления РПЦ в ВСЦ, изложенное в послании Патриарха Алексия на имя генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта с заявлением о вступлении и изложением позиции по экуменическому движению. В докладе на Соборе Патриарх Алексий уделил много внимания вопросу о вступлении РПЦ в ВСЦ, подчеркнув миссионерское значение принятого решения, цель к-рого заключается в том, чтобы «явить западным христианам свет Православия». Мысль о том, что членство в ВСЦ поможет приобрести для гонимой Русской Церкви защиту со стороны влиятельных церковных сил Запада и всего зарубежного мира, явившаяся одним из наиболее важных аргументов в пользу этого решения, естественно, не могла быть высказана на Соборе. Решение о вступлении в ВСЦ не было неожиданным: по мере ухудшения внутреннего положения Церкви в СССР все большее внимание уделялось контактам с международными христ. орг-циями. В докладе «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей», с к-рым на А. С. выступил Ярославский архиеп. Никодим (Ротов), речь шла о контактах между священноначалием РПЦ и руководством ВСЦ, имевших место в 50 - нач. 60-х гг. Соборным определением была одновременно одобрена как критическая позиция Свящ. Синода РПЦ по отношению к ВСЦ в 1948-1961 гг., так и решение Синода об участии в деятельности этой орг-ции, принятое 30 марта 1961 г. Еп. Среднеевропейский Иоанн (Вендланд) зачитал на Соборе доклад на тему «Об участии Русской Православной Церкви во Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге, имевшем место 13-18 июня 1961 г.». Собор выразил удовлетворение по поводу проведения в Праге Всемирного общехрист. конгресса, одобрил результаты его работы и решение о продолжении деятельности Пражской мирной христ. конференции. А. С. вынес решение о присвоении первого церковного ордена Русской Православной Церкви во имя св. равноап. кн. Владимира Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

http://pravenc.ru/text/76504.html

Однако за границу Владыку отправлять не стали, новое руководство Совета по делам РПЦ начало проводить жесткую линию по отношению к архиереям и Церкви в целом. Уполномоченный по делам РПЦ по Тамбовской области Зверев писал впоследствии о епископе Михаиле: “Известно, что за время его работы в Смоленской и Ижевской епархиях он зарекомендовал себя как реакционно настроенный, допустивший много случаев нарушения Советского Законодательства о культах” 19 . 29 марта 1961 г. епископ Михаил побывал у Патриарха Алексия, который не считал возможным в этот период его полноценное назначение на новую епархию. Патриарх Алексий записал в своем дневнике: “Преосвященный Михаил, бывший Ижевский, направляем его в Тамбов в помощь болящему архиепископу Иоасафу”. Владыка Иоасаф, по сведениям местного уполномоченного, болел “закупоркой вен, в 1959 г. было кровоизлияние в мозг”. С 1959 г. он почти не служил и не посещал уполномоченного 20 . Епископ Михаил был назначен временно управляющим Тамбовской епархией. 19 апреля 1961 г. он прибыл в Тамбов, затем ездил в Ижевск за вещами, а также в Саратов. 11 июня 1961 г. умер архиепископ Лука и епископу Михаилу было поручено возглавить отпевание Святителя. Вскоре после похорон Крымского Владыки он с докладом о похоронах приехал в Москву. Он долго рассказывал Патриарху Алексию о громадных толпах народа, запрудивших улицы вокруг здания Крымской епархии, о длившемся всю ночь многолюдном прощании в Симферопольском кафедральном соборе, о слезах прихожан, о том, как на всем пути от Собора до кладбища люди порывались взять гроб на руки. В мае 1961 г. сменился и уполномоченный по делам РПЦ, которым стал А. И. Зверев. Согласно принятому на архиерейском Соборе РПЦ в июле 1961 г. новому “Положению об управлении РПЦ” вся хозяйственная и административная власть в приходе переходила от настоятелей храмов к церковным исполнительным органам. Еще 13 января 1960 г. Центральный Комитет партии принимает постановление, имеющее непосредственное отношение к законода­тельной области — “О мерах по ликвидации нарушений советского законодательства о культах”. Нарушением закона объявлялось стро­ительство и покупка домов, привлечение “новых слоев населения” в лоно Церкви; благотворительная деятельность (куда попала и по­мощь приходам и монастырям); “недемократичные” принципы уп­равления церковными общинами; выступления некоторых священ­нослужителей, которые “внушают в своих проповедях верующим необходимость воспитывать детей в религиозном духе, приучать их молиться…”.

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010