4.1 Особое положение православных в пределах турецкой империи. 4.2 Первые православные патриархи. 4.3 Патриарх Герман и новые правила выбора патриархов. 4.4 Борьба между православным патриархатом и францисканцами на примере захвата Вифлеемского монастыря и молочной пещеры. 4.5 Тяжелые финансовые испытания. 4.6 Патриарх Кирилл (1845 г.) и усиленная протестантская и латинская пропаганда. 4.7 Доходы и расходы Иерусалимского патриархата. 4.8 Интриги при выборе патриарха в Святогробском братстве. 4.9 Появление духа разделения православных по национальностям в 19 веке. 4.10 Разлад высшего духовенства Иерусалимского патриархата с местным православным населением. 4.11 Отсутствие богослужений в некоторых храмах из-за нехватки священников. 4.12 Отсутствие православных школ для православных детей. 4.13 Сокращение православного населения. 5. Помощь России православным народам Востока 5.1 Русские богомольцы на Святой Земле. 5.3 Проблемы взаимоотношений между Иерусалимским патриархатом и русской духовной миссией. 5.3.1 Постройка здания для миссии. 5.3.2 Попытка учреждения больницы для паломников. 5.3.3 Требование от патриархата безвозмездной отдачи трех лучших монастырей. 5.4 Вторая духовная миссия в Иерусалиме в 1858 г. под руководством преосвященного Кирилла, епископа мелитопольского. 5.5 Учреждение особого палестинского комитета под председательством Великого Князя Генерал-Адмирала. 5.6 Конфликт между миссией и комитетом из-за не разделения полномочий. 5.7 Передача комитета в управление министерства иностранных дел. 5.8 Открытие посольства в Иерусалиме. 5.9 Борьба миссии с консульством за выживание. 5.10 Конфискация доходов с имений в пределах России в связи с низложением патриарха Кирилла. 5.11 Достижения нашей миссии за последние 35 лет. 5.11.1 Купол на часовне гроба Господня. 5.11.2 Школа для православных девочек. 5.11.3 Земельные участки в Яффе, Аин-Кариме, Тивериаде, Иерихоне, на горе Елеонской и около дуба Мамврийского. 5.12 Политическое и нравственно-образовательное значение Святой Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

XX. Прошение кандидата Академии выпуска текущего 1902 года, сербского уроженца, венгерского подданного Бранислава Повольни: „Прошу академический Совет исходатайствовать мне у Его Высокопреосвященства разрешение обработать своё кандидатское сочинение „Значение Тридентского собора в истории религиозной реформации“ в магистерскую диссертацию под заглавием „Тридентский собор и его значение в истории религиозной реформации“. —363— Справк а: 1) Указ Святейшего Синода от 5 июня 1895 года за 2565. 2) Кандидатское сочинение. Бранислава Повольни отмечено было баллом 4½. Определил и: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении кандидату Академии Браниславу Повольни переработать его кандидатское сочинение для соискания степени магистра богословия, с указанным в его прошении изменением формулировки темы. XXI. а) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что действительные студенты Академии: Корсунский Василий (выпуска 1894 года), священник Речкин Иоанн (выпуска 1896 года), Багрецов Леонид (выпуска 1898 года), Ивановский Михаил (выпуска 1900 года), Грот Иустин и Таланкин Василий (выпуска 1901 года), Валюженич Владимир, Воробьёв Владимир, Никольский Алексей, Остроумов Николай и Попов Леонид (выпуска 1902 года) – удовлетворительно выполнили поставленные им при окончании академического курса условия для получения степени кандидата богословия, а именно: Корсунский Василий представил кандидатское сочинение (отмеченное баллом 5−); Священник Речкин Иоанн представил кандидатское сочинение (4); Багрецов Леонид представил семестровое сочинение по церковному праву (4) и сдал устные испытания: по Священному Писанию Ветхого Завета (4+), Священному Писанию Нового Завета (4+), введению в круг богословских наук (4½), догматическому богословию (4+), нравственному богословию (4), патристике (4), общей церковной истории (4), пастырскому богословию (4), церковному праву (4), метафизике (4), истории философии (4+), психологии (4), истории и обличению русского раскола (4), теории словесности и истории иностранных литератур (4½) и русскому и церковно-славянскому языкам (с палеографией) и истории русской литературы (4+);

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главным и единственным условием для получения учеником духовного окормления И. Л. называет послушание. В «Лествице» описывается идеал абсолютного послушания, выделяющийся из аскетической традиции особой строгостью (см.: Scala. 4). У прп. Варсонофия Великого, напр., в «Вопросоответах» содержится различие между «заповедью» (ντολ) и «советом» (συμβουλ) ( Barsan. Quaest. 368), «заповедью» (ντολ) и «мнением» (ϒνμη) (Ibid. 56) или «принуждением» (νϒκη) и «советованием» (συμβουλα) (Ibid. 92) и делается акцент на свободной воле вопрошающего в отношении советов (напр.: Ibid. 35, 51, 691). Подобно и Марк Пустынник в послании Николаю Отшельнику писал: «Ибо мы законополагаем тебе это и установляем не в том смысле, чтобы хотели наложить на тебя какой невольный ярем, но с любовию советуем и предлагаем это, как доброе средство к сохранению истинного девства и строгого целомудрия, оставляя твоему свободному произволению делать что хочется» ( Marc. Erem. Ad Nic. VII 69-74). В отличие от Марка, к-рый полагал, что терпение непослушания принесет большую пользу, чем его исправление ( Idem. De oper. just. 200), И. Л. настаивает на том, что неслушающийся монах должен быть изгнан (Ad Pastor. 14. 4 (94)). Духовное руководство для И. Л. возможно только при условии абсолютного отсечения воли послушника и подчинения ее руководителю, к-рый в свою очередь ответственен за ученика в той мере, в какой тот оказывает ему послушание (Ibid. 1. 8). Следов., при условии полного подчинения духовник оказывается абсолютно ответственным за своего ученика пред Богом как в этой жизни, так и в грядущей (Scala. 4. 3 (4. 4); 4. 50 (4. 43)), в то время как послушный ученик избежит суда (Ibid. 4. 9 (4. 11)). По И. Л., ученик должен слушаться своего руководителя, даже если тот повелевает нечто противное спасению (Ibid. 4. 104). Обращаться к кому-либо другому за советом послушник может, только если духовный отец признает себя «недостаточным для исцеления» (Ibid. 4. 70 (4. 63)). И. Л. приводит слова наставления старца послушнику об отношении к духовному руководителю: «Если увидишь, что впал он даже в блуд,- не оставляй его, но говори сам себе: «Зачем же пришел ты, друг?»» (Scala. 4. 112 (4. 113); ср.: Мф 26. 50) - здесь имеется в виду не столько сам грех прелюбодеяния, сколько иллюзия греха, являемая диаволом с тем, чтобы ввергнуть малоопытных в грех осуждения (Scala. 10. 17 (10. 18)). Примеры такого зрительного обмана содержатся в «Апофтегматах» (Alph. Elias. 4//PG. 65. Col. 184).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

17 _Еф. 4, 1–6 (любовь и единение в вере); Мф. 22, 34–46 (важнейшая заповедь). 18 _1 Кор. 1, 4–9 (духовное богатство христиан); Мф. 9, 1–8 (исцеление капернаумского расслабленного). 19 _Еф. 4, 22–28 (ветхий и новый человек); Мф. 22, 1–14 (брак царского сына). 20 _Еф. 5, 15–21 (осторожное поведение); Ин. 4, 47–54 (исцеление сына царедворца). 21 _Еф. 6, 10–17 (духовное оружие); Мф. 18, 23–35 (безжалостный заимодавец). 22 _Флп. 1, 3–11 (духовные успехи христиан); Мф. 22, 15–22 (подать кесарю). 23 _Флп. 3, 17–4, 3 (жительство на небесах); Мф. 9, 18— 26 (воскрешение дочери Иаира). 24 _Кол. 1, 9–14 (возрастание в познании и силе); Мф. 24, 15–28 (последние времена). 1 Нед. Адвента _Рим. 13, 11–14 (пробуждение от духовного сна); Лк. 21, 25–33 (знамения Второго Пришествия). 2 _Рим. 15, 4–13 (призвание язычников по В. 3.); Мф. 11, 2–10 (посольство Иоанна). 3 Нед. Адвента _Флп. 4, 4–7 (радость о Господе); Ин. 1, 19–28 (Иоанн Предтеча о Христе). 4 _1 Кор. 4, 1–5 (суд Господень); Лк. 3, 1–6 (проповедь Предтечи). Нед. по Р. Х. _Гал. 4, 1–7 (усыновление Богу чрез Христа); Лк. 2, 33–40 (предсказание Симеона о Христе). Нед. 1 по Богоявл. _Рим. 12, 1–5 (самопожертвование и обновление); Лк. 2, 41–52 (12-летний Иисус). 2 _Рим. 12, 6–16 (разные служения); Ин. 2, 1–11 (брак в Кане). 3 _Рим. 12, 17–21 (незлобие); Мф. 8, 1–13 (исцеление прокаженного и слуги сотника). 4 _Рим. 13, 8–10 (любовь к ближним); Мф. 8, 23–27 (укрощение бури). 5 _Кол. 3, 12–17 (увещание к добродетелям); Мф. 13, 24–30 (притча о плевелах). 6 _1 Сол. 1, 2–10 (похвала солунянам); Мф. 13, 31–35 (притча о зерне горчичном). Нед. 70-цы _1 Кор. 9, 24–10, 5 (подвижничество и духовная пища); Мф. 20, 1–16 (злые виноградари). 60-ца _2 Кор. 11, 19–12, 9 (беды ап. Павла); Лк. 8, 4–16 (притча о сеятеле). 50-ца _1 Кор. 13, 1–13 (песнь любви); Лк. 18, 31–43 (предсказание Христа о Его страданиях). Нед. 1-я 40-цы _2 Кор. 6, 1–10 (терпение в скорбях); Мф. 4, 1–11 (искушение Христа). 2 _1 Сол. 4, 1–7 (увещание к святости); Мф. 17, 1–9 (преображение).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Перед началом Своего служения Иисус делает то, что не смог сделать Адам,- Он преодолевает искушение от диавола. После крещения Спаситель удаляется в пустыню, где пребывает 40 дней, претерпевая эти искушения (Лк 4. 1-13). Иисус побеждает диавола, отклоняя его предложения словами ветхозаветных речений. Предложение превратить камни в хлебы, чтобы утолить голод,- словами «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк 4. 3-4; ср.: Втор 8. 3). На предложение поклониться диаволу, чтобы получить от него власть над «всеми царствами вселенной», Он отвечает: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк 4. 5-8; ср.: Втор 6. 13; 10. 20); на предложение броситься с кровли притвора Иерусалимского храма, чтобы в воздухе быть поддержанным ангелами и этим доказать Свое Богосыновство,- словами «не искушай Господа Бога твоего» (Лк 4. 9-12; ср.: Втор 6. 16). III. Служение Иисуса в Галилее (Лк 4. 14 - 9. 50). В центре данного раздела - учение Иисуса и совершаемые Им в Галилее чудеса, к-рые показывают способность Иисуса принести спасение (ср.: Лк 4. 31-44). Основные блоки данного повествования, содержащие учение Иисуса,- проповедь в назаретской синагоге (Лк 4. 16-30) и т. н. проповедь «на ровном месте» (Лк 6. 17-49; см. в ст. Нагорная проповедь ). Первая из них представляет понимание Иисусом Собственной миссии, а вторая - основы Его нравственного учения. Согласно Евангелию от Луки, проповедь Христа начинается в синагоге Назарета (Лк 4. 16-30), где Он читает из Книги прор. Исаии слова, определяющие сущность Его миссии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим...» (Лк 4. 18-19; ср.: Ис 61. 1-2; 58. 6), и в этой миссии видит исполнение пророчества: «Ныне исполнилось писание сие» (Лк 4. 21). Однако первую же проповедь жители Назарета не приняли (Лк 4. 28-30). В Лк 4. 31 - 5. 16 приводятся (общесиноптические) описания чудес, исцелений и призвания рыбаков. Из Назарета Иисус уходит в Капернаум. Там Он совершает чудеса, включая экзорцизмы и исцеления, а также призывает первых последователей - галилейских рыбаков (исцеление бесноватого в синагоге (Лк 4. 33-37), исцеление тещи Петра (Лк 4. 38-39), исцеление многих и изгнание бесов из них (Лк 4. 40-41), призвание рыбаков, чудесный улов Петра, после к-рого ко Христу обращаются братья Иаков и Иоанн Зеведеевы (Лк 5. 1-11), первые ученики, к-рые призваны стать «ловцами человеков» (Лк 5. 10), исцеление прокаженного (Лк 5. 12-16)).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

3.50 72. Полагайте начало жить не по-своему, а по заповедям Божиим. В семье добрым благоуправлением по страху Божию сохраняйте мир и убегайте смущения 3.51 73. Христианин всегда стоит на страже, оберегаясь волков мысленных 3.52 74. С терпением и молитвой надо нести послушания 3.53 75. В семействе успевайте более терпением и кротостью, нежели строгостью 3.54 76. Вражда разрешается смиренным поклонением друг другу 3.55 77. Благословение на путешествие по святым местам 3.56 78. Благословение на поступление в монастырь. О важности преуспеяния в христианских обязанностях 3.57 79. Принятие в число братства зависит от Бога и от отца строителя 3.58 80. «Нужницы восхищают Царствие Небесное» (Мф., XI, 12) 3.59 81. Не слушай греховных помыслов, вспомни суд Божий и смерть 3.60 82. Желание исправления без благого начала мертво есть 3.61 83. Как избавиться от недуга пьянства? 3.62 84. Поздравление с праздником Воскресения Иисуса Христа 3.63 85. Храните свою совесть и открывайте худые помыслы 3.64 86. Не отчаивайся о спасении своем, но уповай на беспредельное Божее благоутробие. Смири себя пред Богом и пред людьми 4 Письма к мирским особам 4.1 87. О прибытии в Александро-Свирский монастырь 4.2 88. Мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть 4.3 89. «Да не заидет солнце во гневе вашем» (Еф., IV ,26) 4.4 90. При избрании супруга следует чтить и слушаться родителей 4.5 91. Смерть детей бывает за невоздержание и нехранение Божиих заповедей 4.6 92. Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами 4.7 93. Покой достигается только смирением и терпением. Славолюбие, сластолюбие и сребролюбие - три главные страсти, от которых побеждаемся 4.8 94. Самомнительная набожность доводит до расстройства и болезни 4.9 95. Вся злоба есть семя дьявольское 4.10 96. Промысел Божий нами управляет 4.11 97. Не смущайтесь, а благодушествуйте и благодарите Премилосердого Господа 4.12 98. Примиритесь с мужем. Подавайте собой пример, чаще молитесь 4.13 99. Да поможет Господь развязаться с миром. Мы сами ничего не можем устроить, а во всем должны полагаться на волю Господню

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Близость фрагмента 28-й главе Книги Иова прослеживается даже в последовательности аргументов. Новым в этом тексте является, впрочем, отождествление мудрости с книгой заповедей Божиих, которое, видимо, взято из Сир.24 , а также перспектива будущего Израиля, соседствующая, очевидно, с весьма серьезными опасениями, что народ может утратить привилегию обладания мудростью. 1.1.4 Слова утешения 4:5–5:9 Слова утешения, включающие в себя предсказание предстоящей в ближайшем времени перемены к благополучию (характерны аллюзии на Девтеро- и Тритоисаию!), содержащие ряд обращений к находящимся в плену, с одной стороны (4:5–29), и к Иерусалиму, представленному в образе лишенной детей вдовы, с другой стороны (4:30–5:9), уже в первой части содержат подробную цитату слов Иерусалима, который вначале скорбит (4:9b–20), а затем призывает к дерзанию (4:21–29). Обе части соответствуют друг другу вплоть до дословного повторения некоторых высказываний. В отличие от вступительного сообщения и покаянной молитвы, здесь те, кто, осуществил депортацию израильтян, воспринимаются в качестве врагов (уже в 3:10 говорилось о врагах!). Метафора продажи Израиля народам, встречается уже в Втор.28:68; 32:30 , а также в Эсф.7:4 , при этом, в отличие от последнего места, в Книге Варуха подчеркнуто сформулировано: «Вы преданы язычникам не на погибель»! (4:6). В тексте множество предикатов Бога: Сотворивший (4:7), Питающий (4:8), Вечный (4:10, 14, 22, 24, 35; 5:2), Святыня/Спаситель (4:22), Святой (4:37; 5:5). Своеобразие этого текста составляет наделение Бога чертами отца, а Иерусалима – чертами матери. Вар.4:5–5:9 , в свою очередь, вероятно, оказал влияние на становление 11-го псалма в так называемой Соломоновой псалтири. 1.2 Возникновение Книга пророка Варуха является псевдоэпиграфическим текстом. Реальный писарь Иеремии по имени Варух, конечно, не мог принять потомка последнего нововавилонского царя Набонида, Валтасара, за сына Навуходоносора. Литературные параллели позволяют дать только очень приблизительные временные границы возникновения Книги Варуха: она должна быть написана позже Сир.24 и Дан.9 , но раньше 11-го псалма Соломона. Наиболее ранние цитаты из Книги Варуха у христианских авторов относятся ко II в. н.э. Более конкретные временные границы становления книги могут быть даны исходя из истории богословия – ср. O.H. Steck и A. Kabasele Mukenge. Книга пророка Варуха, помещенная в греческом каноне между Книгой пророка Иеремии и Плачем Иеремии, скорее всего, древнее многочисленных апокрифических текстов, приписываемых этому же автору (сирийский и греческий апокалипсисы Варуха, Паралипоменон Иеремии, а также другие сочинения, дошедшие только на эфиопском, латинском или славянском языках). 1.3 Богословие

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

4 авг. 1892 г. С домашним образов. Терещенко Феодор Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. В народной школе Фурсей Юрий Хохол Петр Черниг. г. Городницк. у. Черненко Семен Чернигов. г. Глуховск. у. Чл. Старш. Бр. Кр. и Старшина кл. Федоренко Василий Мещанин 4 авг. 1890 г. Чл. Стар. Бр. Кр. Всего 14 учеников г) Второй специальный класс Фамилии и имена Веро­испов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Барабаш Андрей Православного Полтав. г. Переясл. у. 4 авг. 1890 г. В народной школе Пансионеры учредителя Чл. Стар. Бр. Кр. Богдан Павел Черниг. г. Сосницкого у. 4 авг. 1891 г. В 2-х кл. уч. М.Н.П. Деркачев Павел Из духов. сослов. Чернигов. г. Глуховск. у. 4 авг. 1889 г. В народной школе Чл. Мл. Бр. Кр. Евдокименко Петр Дворянин вне Кр. Косьяненко Иван Полтав. г. Переяслав. у. 4 авг. 1890 г. Чл. Стар. Бр. Кр. Кизименко Иосиф Крестьян. Черниг. г. Кролевецк. у. 4 авг. 1889 г. вне Кр. Клюка Феодор Черниг. г. Глуховск. у. 4 авг. 1890 г. Моркотун Трофим Полтавск. г. Переясл. у. Чл. Стар. Бр. Кр. Набока Григорий Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. Чл. Стар. Бр. Кр. и старшина Набока Иван Члены Старшего Братского Кружка Поздняк Петр Пушенко Василий Мещанин 4 авг. 1889 г. Тимченко Йван Крестьян. 4 авг. 1890 г. Щербаков Николай Мещанин 4 авг. 1889 г. Всего 14 учеников д) Третий специальный класс Фамилии и имена Веро­испов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Лазебный Василий Православного Крестьян. Черниговск. г. и уезда 4 авг. 1888 г. В сельской народ. шк. Пансионеры учредителя Чл. Стар. Бр Кр. и помощ. Старш. Леляков Родион Мещанин Чернигов. г. Глуховск. у. 4 авг. 1889 г. Чл. Стар. Бр Кр. Нечистик Георгий Крестьян. Чл. Стар. Бр Кр. и Старш. школы Павлов Михаил Мещанин Черниг. г. Новг. Сев. у. 4 авг. 1888 г. Члены Старшего Брат. Кружка Петров Иван Сын отст. унт.– офиц. Чернигов. г. Глуховск. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Автор, название, источники Евсевий Кесарийский знал 4 Макк как сочинение Иосифа Флавия под названием, известным и свт. Григорию Богослову,- «О разуме-самодержце» (PG. 35. Col. 913 (20); возможные переводы: «О верховенстве разума», «О верховной власти разума», «О всевластии разума»); название «Маккавейская книга» Евсевий также упоминает, оно дано книге потому, что в ней описывается мужество, с которым евреи отстаивали богопочитание (περ τς ες τ θεον εσεβεας; Euseb. Hist. eccl. III 10. 6). Блж. Иероним тоже приписывает сочинение Иосифу и ценит его за рассказ о мученичестве «Маккавеев» ( Hieron. De vir. Illustr. 13//PL. 23. Col. 631; Idem. Dial. contr. Pelag. 2. 6//PL. 23. Col. 542). Средневековые рукописи трудов Иосифа Флавия иногда содержали 4 Макк, прп. Максим Грек сокращенно перевел 4 Макк как произведение Иосифа Флавия. У Иосифа Флавия можно обнаружить рассуждения о врожденной вере иудеев в божественные предписания и о радостной готовности за них умирать ( Ios. Flav. Contr. Ap. I 7. 42 (8); II 30. 217 (2) - 219 (4); ср.: Idem. De bell. VI 9. 2 (418)). Но Иосиф не мог, как делает это автор 4 Макк, считать Антиоха Епифана сыном Селевка Филопатора (ср.: Ios. Flav. Antiq. XII 4. 10 (223) и 4 Макк 4. 15) или назвать царя Асии Селевка Никанором вместо Никатора (4 Макк 3. 20). Кроме того, в отличие от автора 4 Макк Иосиф грецизирует и склоняет евр. имена, иначе описывает гонения, не следует, как автор 4 Макк, 2 Макк, его жанр исторический, а не жанр торжественного красноречия, соответственно письмо этих авторов существенно отличается эстетически и стилистически. 2 Макк скорее всего использовалась в той или иной редакции автором 4 Макк не только в центральных для этой книги главах 6-7 (о 9 мучениках), но и в кратком обзоре событий, предшествующих гонениям, он следует 2 Макк там, где 2 Макк расходится с текстом Иосифа Флавия (лит-ру о соотношении 2 Макк и 4 Макк см.: van Henten. 1997. P. 70). Содержание и композиция текста Из 2 отдельных эпизодов о Елеазаре и матери с 7 сыновьями в 4 Макк сделана единая история, а молодежь, которой Елеазар должен преподать урок благочестия, наблюдает пытки и стойкость своего наставника, чтобы тотчас повторить его подвиг.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Церкви не описаны, как находившиеся в волостях дворцовых, в погостах Пидебском (3. 13), Петровском (3. 478), Хрепельском (3. 144), Кл. Тесовском (3. 67). В Антониевском 22 (3. 474) и Суйдовском (3. 691) погостах центром погоста могли служить Антониев с Боженки и Никольский Суйдовский монастырь. Начало описания Келтушского и полное описание Грезневского и Орлинского погостов утрачено; но последнее однако называются Никольским и Спаским, конечно от церквей. Нет церкви в Заверяжье; но оно не составляло и погоста, входя большою частью и в Шелонскую пятину 23 . А за всем сим, – без церквей оказываются погосты Каргальский и три Городенских– Ладожский, Ореховский и Корельский. «Городенские», –не потому ли, что они центром считают «город»? Но если Городенский Ореховский назывался Спасским (Врем. 11. 115), – не вправе ли мы предположить, что и другие «Городенские» погосты имели в городах свои церкви. Что же касается Каргальского погоста,– то он был несомненно «Городенским» по отношению к г. Копорье 24 . Нам остается сказать о погостских церквах в пятине Шелонской: к сожалению из 67 названий оглавления Писцевой книги этой пятины, до нас дошло описание, на трех отрывках, лишь 19 названий (с Ивангородом). Из 18 погостов – для трех нет сохранившегося в полном виде описания: в Лубинском имеем лишь начало описания, в Белском – конец описания, в Коломенском – отрывок без начала и конца. Для трех погостов описания слишком кратки, так как в этих погостах находились дворцовые земли (Голинский – 4. 18, Коростынский – 4. 19, 21–2, Буряжский – 4. 22–27). Заверяжье – погостом не было, а вместе с его частью Водской, обозначало земли за Веряжей рекой. Во всех же прочих погостах – Паозерье ( Пискупицы) – 4. 10–11, Фроловском – 4. 37, Турском – 4. 53, Которском – 4. 83, Дремятцком – 4. 130, Ясенским – 4. 141, Болчинском – 4. 160, Опотьцком – 4. 163, Дубровенском – 4. 180–1, Ручайском –4. 210 и в Чайковичах – 4. 217– погостские церкви имеются и описаны. Мы нарочито рассмотрели в деталях все погосты для того, чтобы иметь право утверждать, что церковь погостская была обязательно принадлежностью всех погостов 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010