Д. Е. Афиногенов Иконография Л. изображают в соответствии с его епископским служением - в фелони, иногда крещатой (или с Нового времени - в саккосе), с омофором, в руках Евангелие. В отношении облика святого существуют разночтения: он либо седовласый старец (чаще), либо темноволосый средовек. Рекомендации к изображению Л. старцем зафиксированы в греч. и рус. иконописных подлинниках. В Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - «старец с широкой бородой» (разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания». 35; Ерминия ДФ. С. 161); в рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) его внешность уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского: «Сед, власы мало взлиз, брада Власиева, риза лазорь, испод бел, амфор и Евангелие, правой рукой благословляет» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, то же: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 275). В ряде случаев во внешности Л. наблюдается характерная черта, встречающаяся у представителей Западной Церкви,- тонзура (гуменцо), а его облик в целом близок к изображениям Римских пап, во внешности к-рых отмечается общее типологическое подобие ап. Петру. Так, на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 416, 1-я четв. XI в.) Л. представлен как муж старше средних лет, фронтально в рост на фоне архитектурных колонок, он облачен в охристый подризник, светло-лиловую фелонь, обеими руками держит Евангелие; кудрявые светлые волосы лежат венцом, не скрывая тонзуру, борода короткая. В храмовой декорации образ Л. встречается с X в. в пространстве вимы: в росписи ряда церквей Каппадокии (Новой Токалы-килисе, кон. X в.; в капелле св. Варвары в Соганлы, нач. XI в.; предположительно в апсиде церкви Гёреме 4а, 1-я пол. X в., вероятнее, Леонтий Кесарии Каппадокийской; см.: Jolivet-L é vy. 1991. P. 89)). На фресках балканских храмов предпочтительным было изображение Л. в полиставрии - крещатой фелони (напр., в росписи ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия, 1314, в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1348-1350).

http://pravenc.ru/text/2463221.html

1340, собор в Лангре, Франция), статуями XVI в. в Сен-Маммесе (деп. Сена и Марна) и в Шаурсе (деп. Об); в алтаре-полиптихе Св. Троица, М., Иаков, Зинон и Иероним из ц. Санта-Тринита в Пистое (1455-1460, Национальная галерея, Лондон, художники Франческо Пезеллино и фра Филиппо Липпи, на пределле изображены сцены мучения святых - The Veneration. 2013. P. 136) - изображения М. и Иакова могли быть связаны с тем, что почитание М. принесли паломники из Сантьяго-де-Компостела ( R ú a Aller, Armesto Garsia. 2011. P. 49-50; The Veneration. 2013. P. 136. Not. 12). М. на фоне пейзажа со львами у его ног и ангелом, вручающим ему венок, есть на одной из 15 композиций, окружающих образ Мадонны в ц. св. Стефана в Беллуно (1608, худож. Франческо Фриджимелика Старший; LCI. Bd. 7. Sp. 483). М. нередко изображали и с др. святыми. Как воин вместе со святыми Георгием и Димитрием он предоставлен на памятниках, связанных с традицией почитания св. воинов акритами (The Veneration. 2013. P. 80, 98-105. Сат. 11-15). Изображение М.-воина со св. Меркурием можно объяснить тем, что местом подвига последнего также была Кесария Каппадокийская (Ibid. Cat. 16). Известны изображения М. с такими святыми - покровителями животных, как Иоанн Спостник, Модест и Власий, Трифон. В ряде случаев причины объединения образов святых по к.-л. признакам не всегда поддаются объяснению и могут быть связаны с пожеланиями заказчиков (напр., М. с пророками или с равноапостольными Константином и Еленой). Впервые сцена мученичества М. появилась на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 4, 1-я четв. XI в.): палач колет мученика копьем в живот, кровь струится; фронтально изображенный М. прижимает руки к животу, юное лицо его при этом безучастно, взор устремлен вверх, он одет в короткую тунику с подвернутыми рукавами, босой. Сцена представлена на фоне скалистого пейзажа с редкими деревцами, справа от М.- город, по-видимому Кесария Каппадокийская. Этот сюжет с теми или иными иконографическими вариациями можно видеть в поздне- и поствизант.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

Климент - об обретении нетленных мощей святителя и о переносе их в Рим; ап. Андрей - о миссионерской деятельности солунских братьев среди народов Сев. Причерноморья и славян, с к-рыми, по преданию, была связана его апостольская проповедь. Деисус. Роспись ц. Сан-Клементе в Риме. XI в. Деисус. Роспись ц. Сан-Клементе в Риме. XI в. Фрагменты еще одной фрески находятся в юж. нефе подземной базилики, под сценой «Распятие ап. Петра». Здесь угадывается изображение восседающего на престоле визант. императора и простертого перед ним ниц монаха с нимбом. Вверху просматриваются еще 2 изображения, вероятно послов, испрашивающих у императора снаряжение миссии на их земли. Со времени раскрытия нижней базилики господствует мнение, что изображенный император - это Михаил III, принимающий посольство от хазар и отправляющий К. на земли каганата (860). Гипотезу подтверждает лат. надпись: «Cyril» - у простертой ниц фигуры. Рядом с этим образом находятся фрагменты сюжета: клирик совершает крещение по вост. обряду через погружение. Маллули считал, что это одна из сцен крещения К. и Мефодием иноверцев (хазар. хана, или Ростислава, герц. Моравии, или болг. кн. Бориса-Михаила, или герцога Богемии), однако данных, подтверждающих эту догадку, нет. В одном из люнетов галереи нижней ц. Сан-Клементе (рубеж XI и XII вв.) находится уникальная композиция, представляющая торжественную процессию с перенесением мощей сщмч. Климента из Херсонеса в Рим и положение их в церкви. На 1-м плане выделены 3 фигуры - папы Адриана II и сопровождающих его 2 монахов (священников?), возможно К. и Мефодия: старший по возрасту поддерживает процессионный крест, другой - папу. Над этой сценой могла размещаться еще одна композиция, связанная с обретением К. и Мефодием мощей сщмч. Климента. Одним из первых изображений солунских братьев нередко называют миниатюру «Чудо с отроком» из Минология имп. Василия II, 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 204, под 25 нояб.), связанную с чудом от мощей сщмч. Климента. К. и Мефодия видят в фигурах 2 клириков (напр., И.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

und Maximos Homologetes//FM. 1998. Bd. 10. S. 141-212; Jenal G. Martino I, santo//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 1. P. 598-603; Neil B. Commemorating Martin I: His Trial in Constantinople//StPatr. 2006. Vol. 39. P. 77-82; eadem. Seventh-Century Popes and Martyrs: The Political Hagiography of Anastasius Bibliothecarius. Turnhout, 2006. Д. В. Зайцев, А. А. Королёв Иконография Св. Мартин Исповедник, папа Римский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ц. св. Мартина Исповедника, Москва) Св. Мартин Исповедник, папа Римский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ц. св. Мартина Исповедника, Москва) В памятниках ранней восточнохрист. традиции М. изображают в соответствии с его саном - в подризнике, фелони, с омофором. Так он представлен на миниатюре, предваряющей его Житие в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 40, 1-я четв. XI в.). Святой показан фронтально в рост на золотом фоне с изображением городских строений внутри высокой крепостной стены (слева) и разновысоких живописных горок, позади к-рых - аркада. Непреклонность святого, прославленного как исповедник, характеризуется одним из наиболее выразительных и торжественных жестов моления - орации. На М. охристый подризник, темно-коричневая фелонь и белые епитрахиль и омофор (тонирован легким серо-голубым цветом) с золотыми крестами. У него короткие вьющиеся волосы, лежащие «венчиком» вокруг тонзуры, короткая же клиновидная борода - в восточнохрист. иконографии эти черты характерны для ряда рим. иерархов, напр. свт. Климента, папы Римского, образцом для уподобления является ап. Петр. Описание М. включено в греч. руководство для иконописцев, т. н. Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания» и в целом соответствует изображению на миниатюре: «Святой Мартин Римский, не стар, с остроконечной бородой» (Ерминия ДФ. С. 162. 15). В монументальной живописи изображение М. представлено на мозаике в алтаре собора в Монреале (1180-1190), он входит в группу святых (святители Климент, папа Римский, Петр Александрийский, архидиак.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 337, 340; Т. 3. С. 449-450; Amore A. Marciano, vescovo di Siracusa, santo, martire//BiblSS. Vol. 8. Col. 693-695; Stallmann C. J. The Past in Hagiographic Texts: S. Marcian of Syracuse//Reading the Past in Late Antiquity. Canberra, 1990. P. 347-365; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 300; Messina A. L " encomio di S. Marciano (BHG 1030) e la basilica di S. Giovanni Evangelista a Siracusa//Byz. 1995. Vol. 65. P. 17-23; Longo A. A. L " encomio per S. Marciano di Siracusa (BHG 1030): Un " opera di età normanna?// Eadem. Ricerche di agiographia italogreca. R., 2003. P. 75-84; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 20092. Τ. 2. Σ. 331; Re M. Italo-Greek Hagiography//The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography/Ed. S. Efthymiadis. Farnham, 2011. Vol. 1. P. 231, 232, 239, 240, 246, 251. О. В. Л. Иконография Древнейшим изображением М. считается фрагмент фресковой росписи в оратории, посвященном 40 Севастийским мученикам, в катакомбах св. Лукии в Сиракузах на о-ве Сицилия (VIII в.; Massara. 2012. P. 283). В верхней части стены, у правого края, отдельно от др. святых и от крупной композиции на своде, прославляющей подвиг воинов-мучеников, изображен святой в красной фелони (по красному фону складки положены охрой) и в омофоре. Он сед, борода короткая, типом прически с короткими волосами напоминает облик свт. Климента, папы Римского. На левой руке держит кодекс, правой благословляет. Благодаря цветной опуши и изображению подвесной пелены на кольцах его образ воспринимается как настенная икона. Надпись не сохранилась. С 2 др. учениками ап. Петра, епископами Кипра Филагрием и г. Тавромении Панкратием, образ М. представлен на миниатюре в Минологии имп. Василия II, созданном в К-поле (Vat. gr. 1613. P. 388, 1-я четв. XI в.). В подписи к миниатюре М. назван первым, его значимость подчеркнута и расположением фигуры в центре: святые стоят под сенью портика, под центральной полукруглой аркой - М., его соратники - под арками 3-угольной формы.

http://pravenc.ru/text/2562342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВПСИХИЙ Мученичество св. Евпсихия. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 21) Мученичество св. Евпсихия. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 21) († 117-138), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 7 сент.), возможно, одно лицо с мч. Евпсихием († 361-363). Существует 2 традиции почитания Е.; подробно о Е. см. в ст. Евпсихий , мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 9 апр.) (все, что условно относится к 1-й традиции почитания). Источники не дают сведений о характере почитания мучеников и объяснений, почему их памяти были помещены под 7 сент. и 9 апр. Нет и четкого ответа на вопрос, сколько было мучеников Кесарие-Каппадокийских по имени Евпсихий,- 1 или 2. Согласно 2-й традиции, Е. происходил из семьи кесарийского чиновника Дионисия и жил во времена имп. Адриана. После смерти отца он пришел к еп. Агриколаю и попросил наставить его в христ. вере. Приняв Крещение, Е. благочестиво жил в отцовском доме. Вскоре имп. наместником в Кесарию был назначен некий Саприкий, к-рый собрал всю городскую знать на торжественном приеме, куда Е. прийти отказался. Вельможи донесли на него наместнику, и тот потребовал, чтобы Е. явился в преторий. Е. с радостью отправился со стражниками, пришедшими за ним, а услышав, что Саприкий обвиняет его в богохульстве по отношению к языческим богам, стал благодарить доносчиков, говоря, что при их помощи сможет принять мученический венец. Проведя ночь в заточении и удостоившись видения ангела, ободрившего его, Е. на следующий день позвал управляющего своим домом и приказал тому раздать все богатство бедным. Неск. дней спустя Саприкий повелел всем вельможам принести жертвы в храме Сераписа, а когда Е. отказался совершить жертвоприношения, наместник решил предать его суду. Во время допроса, к-рый вел сам Саприкий, Е. снова подтвердил, что не считает идолов богами. Разгневавшись, Саприкий повелел подвергнуть Е. пыткам, а после заключил в темницу, где ночью к святому явился Спаситель с сонмом ангелов. На следующий день Е. претерпел новые мучения. Палачи, терзавшие его тело, ослепли. Саприкий, пораженный этим, приказал предать святого смерти как колдуна. Перед казнью Е. попросил позволения последний раз помолиться и попросил Господа избавить город от идолов и даровать спасение тем, кто будут совершать его память. После казни, когда у всех на глазах из тела Е. вместо крови хлынули вода и молоко, благочестивые горожане спрятали его тело в пригороде и впосл. приходили на это место за исцелением.

http://pravenc.ru/text/187280.html

Было распространено мнение, что миниатюры всех 4 рукописей восходят к некоему общему прототипу. Минологий из Художественного музея Уолтерса большинство исследователей датировали годами правления имп. Михаила IV Пафлагона. Относительно времени создания рукописи из ГИМ и фрагментов из Музея Бенаки высказывались разные мнения. Сопоставив оформление минологиев из Балтимора и Москвы, С. Дер-Нерсесян сделала вывод об их принадлежности к разным комплектам иллюстрированных И. м. и датировала рукописи 1034-1041 гг. и кон. XI в. соответственно. Листы Минология из Афин исследовательница считала остатками 3-го иллюстрированного издания, также созданного в XI в. Миниатюры рукописи из ГИМ и фрагментов из Музея Бенаки, по мнению Дер-Нерсесян, были скопированы с несохранившегося образца Минология Василия II, поскольку в них существуют расхождения в иконографии с последним. Так, различаются миниатюры, иллюстрирующие Жития прп. Маруфа, еп. Месопотамского (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 132, под 21 февр.; Vat. gr. 1613. P. 406, под 16 февр.), апостолов Архиппа, Филимона и мц. равноап. Апфии (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 101, под 21 февр.; Vat. gr. 1613. P. 200, под 23 нояб.), мч. Дометия и иже с ним (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 237, под 24 марта; Vat. gr. 1613. P. 89, под 4 окт.), мч. Хрисанфа и мц. Дарии Римских (Син. греч. 183. Л. 220, под 19 марта; Vat. gr. 1613. P. 118, под 17 окт.). Однако выявленные расхождения не настолько значительны, чтобы исключить возможность прямой зависимости миниатюр московской рукописи от ватиканской. Дни празднований в указанных случаях расходятся вплоть до нескольких месяцев. Вполне вероятно, что мастер московской рукописи все же использовал Минологий Василия II в качестве образца, но в некоторых случаях не нашел житий соответствующих святых (всего в Минологии Василия II 430 миниатюр) и проиллюстрировал жития И. м. на основании содержащихся в них сведений. Не исключено также, что существовал 2-й т. Минология Василия II с житиями на др. половину года, содержавший тексты и миниатюры, соответствовавшие иллюстрациям житий на март московского Минология. Среди известных иллюстрированных агиографических рукописей только в московском Минологии есть изображения святых на март (28 миниатюр; миниатюра с изображением мч. Кодрата утрачена, еще на 2 миниатюрах представлено перенесение мощей патриарха Никифора и Благовещение). Из миниатюр афинских фрагментов и Минология Василия II существенно отличается лишь миниатюра к Житию мч. Фемистоклея: в афинском фрагменте (Fol. 1) показано, как палач ведет святого на казнь, в Минологии Василия II (P. 262 - под 21 дек.) изображена сама казнь. Т. о., сопоставление сохранившихся миниатюр не позволяет окончательно подтвердить или опровергнуть гипотезу Дер-Нерсесян.

http://pravenc.ru/text/389515.html

Сретение Господне: иконы и фрески Иконография Сретения сложилась на основе повествования св. евангелиста Луки (Лк.2, 22–39). На иконах, фресках и миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке голубей, а за спиной праведного Симеона – пророчица Анна со свитком в руке. vk fb tw ok @ g+ lj Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Миниатюра Менология Василия II, первая четверть XI в Библиотека Ватикана (Vat. gr. 1613) vk fb tw ok @ g+ lj Сретение. Мозаика триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре в Риме. 432-440-е гг. Фото: Павел Отдельнов vk fb tw ok @ g+ lj Сретение. Эмаль. Конец XII -начало XIII вв. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси vk fb tw ok @ g+ lj Роспись Троицкой церкви монастыря Сопочаны. Около 1265 года, Сербия vk fb tw ok @ g+ lj Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Успения Богоматери, монастырь Грачаница, Сербия, 1321 г. vk fb tw ok @ g+ lj Деталь Васильевских врат, 1336 г. Техника золотой наводки на меди vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Богородицы Одигитрии в Пече. Около 1337г. vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Успения на Волотовом поле. Великий Новгород, вторая половина XIV в.(утрачена) vk fb tw ok @ g+ lj Византийская икона XV века, темпера на дереве 44.45 х 42,2 см. Хранится в музее Метрополитен, Нью-Йорк vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Агиос Николаос Тис Стегис(под крышей). Какопетрия , Кипр XVII в. vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика церкви Богоматери Кириотиссы ( мечеть Календархане) в Стамбуле, Археологический музей Стамбула vk fb tw ok @ g+ lj Икона первой половины XVI в., из праздничного ряда церкви архангелов на Городце в Пскове, Псковский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Дуччо ди Буонинсенья, сиенская школа, Сретение Господне, XIII век vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/51541.html

Thumbnail from Menologion of Basil II, the first quarter of XI in the Vatican Library (VAT. GR. 1613)      On February 2nd the Church celebrates the great feast of The Meeting of our Lord in the Temple. The Gospel lesson for that day relates how the mother of Jesus brought Him to the temple, as was the custom and requirement under the God-given Law of Moses, of Israel (Exodus 13:2, 12; Leviticus 12:2-8). When the righteous Simeon, who received Christ in his arms at the temple, saw the child he knew immediately that this was the Redeemer promised by all of Israel’s prophecies, for the elder was inspired by the Holy Spirit (Luke 2:26-27). Being inspired he himself uttered prophetic words which form the hymn sung or chanted at the end of every Vespers service: " Lord, now lettest Thou Thy servant depart in peace, according to Thy word; for mine eyes have seen Thy salvation which Thou hast prepared before the face of Thy people, a light to lighten the gentiles, and the glory of Thy people Israel " (Luke 2:29-32). This particular feast is part of the great celebration that began forty days prior, with the Nativity of Christ (December 25). Eight days later (January 1) we remembered the Circumcision of Christ and then His Baptism (January 6). The commemoration of these events in our Lord’s earth life basically form one feast, the feast of the Incarnation of God the Word. God literally entered the world, into time and history. He was physically present in the midst of His people, His creatures whom He loves. Our Lord took on human nature in order to reconcile unto Himself, man who had strayed far from the Source of his life. In taking on the " form of a servant " God, at the same time, in the Person of Christ, fulfilled every requirement of the Law that He Himself had given to His people through Moses. He demonstrated, thereby, that everything that had happened in Israel’s history could not be described merely as a succession of unrelated events. Rather this was a history with a definite goal: the salvation of mankind. He identified Himself as the Director of that history and fulfilled its expectation.

http://pravoslavie.ru/68319.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010