Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНАРХ И СЕМЬ СВЯТЫХ ЖЕН Мч. Иринарх. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 212) Мч. Иринарх. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 212) [греч. Ερναρχος κα α σν ατ πτ γιαι γυνακες] († 303), мученики Севастийские (пам. 28 нояб.). Сохранились пространное дометафрастовское и краткое синаксарное Жития И. Пространное Житие, написанное не позднее VIII в., И. Делеэ отнес к разряду «эпических» Мученичеств. Ж. Гаритт считал, что оно было составлено из 2 самостоятельных произведений - Мученичества 7 жен и рассказа об И. По мнению исследователя, Житие И. было использовано при составлении Мученичества сщмч. Власия, еп. Севастийского. Юноша И. был палачом в г. Севастия Армянская (ныне Сивас, Турция). В гонения имп. Диоклетиана 7 жен, жительниц Севастии, были приведены к судье и обвинены в том, что обратили в христианство своих супругов. Видя их стойкость на допросе, И. уверовал и объявил себя христианином. О мучении 7 жен также повествуется в Мученичестве еп. Власия (см. в ст. Власий , сщмч., еп. Севастийский). В нем правителем Севастии назван Агриколай, в пространном Житии И.- Максимиан, а в Синаксаре К-польской ц.- Максим. Жены были приведены на берег Севастийского оз., где ранее приняли мученическую кончину 40 Севастийских мучеников . Они отказались принести жертву языческим богам и утопили идолов в озере. Тогда правитель приказал предать их мучениям и затем обезглавить. С одной из жен было двое детей, которых она поручила заботам И. (или сщмч. Власия, согласно Мученичеству этого святого). После казни жен И. велели принести жертву идолам и за отказ бросили в озеро. Вода внезапно затвердела, но когда 68 воинов бросились, чтобы схватить его, они утонули (в Мученичестве сщмч. Власия это чудо произошло не с И., а с епископом). По призыву ангела И. вышел на берег, где его крестил пресв. Акакий. Вскоре И. снова схватили за изгнание демонов, живших в языческом храме, и приговорили к сожжению. И. и пресв. Акакий сами взошли на костер и молились в огне. К ним присоединились 2 отрока, которые также решили пострадать за Христа. Тела мучеников были обезглавлены. Некая благочестивая женщина собрала их останки и погребла рядом с озером. Позже на этом месте был воздвигнут храм во имя этих святых.

http://pravenc.ru/text/673981.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНСОФИЙ Прмч. Пансофий Александрийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 325) Прмч. Пансофий Александрийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 325) [Греч. Πανσφιος] (III в.), прмч. Александрийский (пам. 15 янв.), пострадал при имп. Деции (249-251). На греч. языке сохранилось лишь краткое синаксарное сказание о П., составленное на основании пространного Мученичества (SynCP. Col. 394-395). Согласно этому тексту, П. род. и жил в Александрии, был сыном проконсула (анфипата) по имени Нил. Юноша получил блестящее образование, но предпочел светской карьере служение Господу. Он был христианином и после смерти отца, раздав все имущество бедным, решил начать жизнь отшельника. 27 лет он провел в пустыне в посте и молитвах. Когда Деций начал гонения на христиан, кто-то донес на П., и он был приведен на суд правителя Александрии Августалия. Представ перед язычниками, П. стал проповедовать христ. учение и обличать языческие заблуждения, благодаря чему нек-рые идолопоклонники обратились ко Христу. Августалий приказал подвергнуть П. бичеванию, во время к-рого мученик предал свою душу Господу. «Августалий» - видимо, не имя собственное, а название должности: префектов Египта называли августалами. В арм. синаксаре Тер-Исраэля память П. (имя передано как Пансофос или Памфос) помещена под 15 аратца (22 янв.), имя отца не упомянуто, но есть имя имп. чиновника Луция (Лукия), к-рый допрашивал П. (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd. G. Bayan. P., 1925. Vol. 6: Mois d " Aratz. P. 71. (PO; T. 19. Fasc. 1). Соответственно заметка в арм. Синаксаре основана не на визант. синаксарном сказании, а на др. источнике, возможно, на не сохранившемся на греч. языке Мученичестве. В XI в. на груз. язык прп. Георгием Святогорцем было переведено синаксарное сказание о П., под 16 янв. включенное в сб. Великий Синаксарь (известно 6 рукописей XI в.: НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/2578833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛИЙ И НИЛ Мученики Египетские Пелий, Нил и др. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 51) Мученики Египетские Пелий, Нил и др. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 51) [греч. Πηλες κα Νελος; лат. Peleus, Nilus] († ок. 310), священномученики, епископы Египетские, и 154 мученика (пам. 17 сент.; пам. греч. 17 сент.; пам. зап. 19 сент.). Сведения о святых содержатся в соч. Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» ( Euseb. De mart. Palaest. 13. 1-2), где говорится, что на исходе 7-го года гонений на христиан имп. Диоклетиана (309-310) положение христиан постепенно стало улучшаться. В Палестине около рудников собралось множество исповедников, которые настолько осмелели, что начали перестраивать дома в церкви. Префект провинции Фирмилиан, узнав об образе жизни тамошних христиан, донес на них имп. Максимину II Дайе . Вскоре после этого смотритель рудников по приказу императора разделил исповедников: одних он отправил на Кипр, других - в Ливан, а прочих разослал по разным областям Палестины. При этом на всех были наложены тяжелые трудовые повинности. Кроме того, смотритель выбрал 4 наиболее уважаемых исповедников - 2 епископов Египта П. и Н., пресвитера, не названного по имени, и мирянина Патермуфия, к-рый был известен всем своей заботой о ближних, и отправил их к начальнику расположившихся там войск. За отказ совершить жертвоприношение начальник войск приказал сжечь 4 христиан заживо. В пространной редакции соч. «О палестинских мучениках», сохранившейся в сир. переводе, указано, что вместе с П., Н. и Патермуфием пострадал Илия, к-рый, однако, здесь не назван пресвитером; христиане были казнены в Фени (Θανοι) в 9-й день месяца элула (19 сент.). Епископские кафедры, возглавляемые П. и Н., неизвестны. Согласно свт. Епифанию Кипрскому, П. был сторонником Мелетия, еп. Ликопольского, и его спутником в изгнании ( Epiph. Adv. haer. 68. 2). Мч. Патермуфий упоминается в «Библиотеке» патриарха Фотия среди исповедников, к-рым сщмч. Памфил и Евсевий Кесарийский, находясь в заключении, отправили «Апологию Оригена» ( Phot. Bibl. 118//PG. 103. Col. 397).

http://pravenc.ru/text/2579930.html

L " évolution. 1997. P. 1328-1329). А. А. Королёв Надписи Надписи, имеющие отношение к М., можно разделить на неск. типов. Мн. из них содержат только имя М., иногда с пожеланием мира (pax tecum, in pace, ν ερν); встречаются обращения к усопшим с просьбой молиться (roga, pete) и помнить (in mente habeto) о родных и близких. В нек-рых надписях подчеркивается, что усопший пребывает среди святых; в эпитафиях содержится слово martyr, иногда с добавлением passus и указанием времени кончины. Кроме того, в надписях иногда указываются обстоятельства мученичества. Нек-рые эпитафии были составлены сразу после погребения М. Также существует множество более поздних копий и новых вариантов эпитафий, к-рые были созданы после благоустройства могил М. (эпитафии времени папы Дамаса). Надписи, свидетельствующие о мощах, делались при наличии мощей (на Востоке начиная с IV в.) или их частиц, а также части одежды М. или земли с места их страдания (на Западе). Иногда надписи помещали на крышке раки или реликвария. В них говорилось, какие частицы мощей и какого святого находятся в том или ином месте, указывались обстоятельства их нахождения или перенесения, имя епископа, к-рый присутствовал при этом событии, точная дата. Часто в записях о к.-л. пожертвовании или об обете сообщались имя жертвователя или просителя, давшего обет, вместе с именем М., затем причина пожертвования или обета (ex voto) и дата (посвятительные надписи). В эпитафиях на могилах, устроенных рядом с погребением М., могло присутствовать обращение к святому - sancti... orate pro nobis. Развитие концепции мученичества в истории Избиение вифлеемскиех младенцев. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 281) Избиение вифлеемскиех младенцев. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 281) В правосл. традиции первыми христ. М. традиционно считаются Вифлеемские младенцы , архидиак. Стефан и св. Фекла . Наибольшее число древних М. относится к периоду гонений на христиан в Римской империи . Однако после «мира Церкви» при имп. равноап. Константине I Великом история христ. мученичества не заканчивается. М. становились христиане, усиленно занимавшиеся миссионерством и искоренением идолопоклонства, как, напр., сщмч. Маркелл , еп. Апамейский († 389), убитый язычниками за разрушение их храмов в Апамее. Отдельный вектор мученичества связан с противостоянием правосл. и еретических общин, когда внутри каждой из них М. считались те, кто пострадали от противоположной стороны; в частности, мн. М. пострадали от визант. императоров-ариан, напр. сщмч. Павел I , архиеп. К-польский († 350), и его приближенные Маркиан и Мартирий († 343 или ок. 355). В эпоху иконоборчества , когда происходили массовые преследования иконопочитателей, пострадали прмч. Стефан Новый († 764), Павел Каиюмский и мн. др.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Б.) говорит, что народом иудеев руководил Михаил, ясно научая нас, что существует единый над всеми Промысел, сверхсущественно сверхучрежденный превыше всех невидимых и видимых сил, и все ангелы, поставленные каждый над своим народом, возводят к Нему как к своему Началу тех, кто добровольно за ними следует» (Ibid. 9. 4). В христианской апокрифической литературе Чудо арх. Михаила в Хонех. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 17) Чудо арх. Михаила в Хонех. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 17) В «Исаии пророка Вознесении» М. назван «главой святых ангелов» (ρχων τν γγλων τν γων - Asc. Is. 3. 16). Согласно одной из рецензий этого памятника, молитва за человечество - постоянное занятие М. ( Hannah. 1999. P. 167). Апокрифическое «Послание апостолов» повествует о сошествии Господа на землю; Он сообщает апостолам, что, проходя сквозь небеса, Он был подобен ангелам, а на пятое небо за ним пошли «глава ангелов Михаил», а также Гавриил, Уриил и Рафаил; М. и три др. высших ангела исполняют служение на небесном жертвеннике, замещая Христа на время Его пребывания на земле (Ep. apost. 13). В «Вопрошаниях Варфоломея» сатана именует себя первым сотворенным ангелом, а М.- «главой вышних воинств» (Quaest. Barth. 4. 28-29); по-видимому, подразумевается, что М. является главой тех ангелов, которые не пали вместе с сатаной ( Hannah. 1999. P. 164). В этом памятнике М. не только покровитель людей, но и непосредственный противник сатаны: М. велит Велиару почтить Адама как образ Божий; из гордости Велиар отказывается, после чего М. низвергает его с небес (Quaest. Barth. 4. 52-55). Как и в иудейской апокалиптической лит-ре, в христ. апокрифах М. нередко исполняет роль психопомпа, т. е. сопровождает души праведников после смерти и вводит их в рай. Одна из лат. версий повествования об Успении Божией Матери содержит свидетельства о том, что М. отвалил камень от Ее гроба (ecce Michael archangelus revolvit lapidem ab ostio monumenti); Господь передал «душу святой Марии Михаилу, который был поставлен над раем (qui erat praepositus paradisi) и князь иудейского народа, и Гавриил пошел с ним» (Transitus Mariae B.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Феодосия I Старшего мнение власти в отношении арианской проблемы переменилось, и в нояб. 380 г. все ариане во главе с еп. Димофилом лишились городских храмов и права служить литургию в черте К. Спустя всего полгода права православных в К. были окончательно закреплены Вселенским II Собором, к-рый также (вновь по предложению императора) избрал епископом К. свт. Нектария . Переход храмов от ариан к православным скорее всего означал и почти полную смену церковного клира в кратчайшие сроки, что для жизни большого города было весьма болезненно. Однако в значительной мере именно эти события 380-381 гг. стали началом многовекового стабильного развития правосл. общины и церковной культуры К. Прп. Даниил Столпник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 237) Прп. Даниил Столпник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 237) Т. о., близость к гос. власти для церковного престола К. с самого начала означала сильнейшую зависимость от нее, в гораздо большей степени, чем для любой др. церковной общины во всем Средиземноморье. Императорское правительство держало жизнь Церкви под постоянным контролем. В среде столичных приходов и монастырей возможности для развития оппозиционных групп, отличных от офиц. вероисповедания на протяжении практически всей визант. эпохи были ограниченны. Вместе с тем в ходе длительного процесса становления церковно-гос. отношений епископы К. постоянно участвовали в политических делах Вост. Римской (Византийской) империи, присутствовали при принятии тех или иных решений императоров, развивали связи при дворе, и это объективно привело к быстрому росту влияния и авторитета кафедры К. и умножению ее богатства. Получив при имп. Константине I лишь независимость от Ираклии Фракийской, к рубежу IV и V вв. престол К. превратился в один из наиболее влиятельных центров Восточных христ. Церквей; его особый статус как Нового Рима и 2-е место в иерархии Вселенской Церкви были закреплены постановлениями II Вселенского Собора в К.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИППОЛИТ [греч. Ιππλυτος; лат. Hippolytus] (III в.), сщмч. (пам. 30 янв.; пам. зап. 22 авг.), пострадал в г. Римский Порт (ныне Порто, близ г. Фьюмичино, Италия). Согласно различным агиографическим традициям, пресвитер, епископ Римского Порта или папа Римский. Первоначально И. был представлен как один из второстепенных персонажей в преданиях об Остийских мучениках. Наиболее ранний латинский текст - Мученичество Кенсорина (BHL, N 1722) был написан, по мнению В. Саксера, во 2-й пол. IV в. ( Saxer. 1978. P. 110, 120), однако Э. Фольери отнесла его составление к VI в. и предположила, что агиограф произвольно объединил мучеников, в разное время пострадавших в Остии (Аврею, Кириака, Архелая) и в Римском Порте (Нонна, Таврина, Геркулана), а также вымышленных персонажей ( Follieri. 1977. P. 39). Согласно Мученичеству, при имп. Клавдии (вероятно, Клавдии II (268-270)) и викарии Ульпии Ромуле началось жестокое гонение на христиан в окрестностях Рима. В числе пострадавших был старец И., к-рый добровольно предстал перед Ульпием и призвал его отвратиться от идолов и уверовать во Христа. Разгневанный викарий приказал связать И. по рукам и ногам и живым бросить в яму перед стенами Римского Порта. Расширенная и дополненная версия Мученичества Кенсорина содержится в Мученичестве Авреи (BHL, N 808-809), составление к-рого Саксер датировал 1-й пол. V в. И. назван здесь епископом и отождествлен с Нонном (Нонозом), к-рый похоронил тело мученицы. Мученичество сщмч. Ипполита Римского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 347) Мученичество сщмч. Ипполита Римского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 347) В более поздней лат. традиции содержатся различные дополнения к преданию об И. Так, в кратком сказании (BHL, N 3964) он представлен как просветитель Александрии. И. прибыл в Рим для поклонения гробницам святых и поселился в Римском Порте, где проповедовал местным жителям и составил множество толкований на божественные книги. Далее кратко повествуется о погребении тела мц. Авреи и о кончине И. Подробное описание места погребения, указание на дату события (22 авг.) и чудеса, совершавшиеся на могиле святого, позволяют предположить, что текст был составлен в Римском Порте не позднее IX в. В др. варианте краткого Мученичества И. (BHL, N 3963) он упоминается также как наставник прп. Пелагии ; уточняется, что И. прибыл в Рим после кончины Пелагии на Елеонской горе . Петр Дамиани в послании к папе Николаю II (ок. 1060) представил сказание об И. следующим образом: святой был уроженцем Антиохии, обратил ко Христу 30 тыс. сарацин, приобщил прп. Пелагию к подвижнической жизни, написал толкования на Свящ. Писание, отрекся от епископской кафедры и, переселившись в Рим, принял мученическую кончину в Римском Порте ( Petrus Damianus. Ep. 72//MGH. Briefe. Bd. 4. Tl. 2. P. 352-353).

http://pravenc.ru/text/673783.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) [греч. Ιωννης συχαστς] (8.01.454 - 8.01.559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.). Источником сведений об этом святом служит его Житие, написанное при жизни И. М. Кириллом Скифопольским (557), его духовным сыном, а также Жития прп. Саввы Освященного и прп. Евфимия Великого , написанные тем же автором. И. М.- Кирилл Скифопольский точно указывает дату его рождения - происходил из богатой и влиятельной семьи, живущей в г. Никополь Армянский, члены к-рой на протяжении неск. поколений занимали высокие посты в гражданской и военной администрации империи и при дворе. После смерти родителей И. М. раздал имущество и на 18-м году жизни основал небольшую киновию, в к-рой вместе с ним подвизалось 10 иноков. Среди проч. аскетических подвигов И. М. практиковал отказ от омовений, не желая видеть своего обнаженного тела. Через 10 лет митрополит Севастийский рукоположил его во епископа г. Колония. На 9-м году его епископства муж его сестры, назначенный правителем провинции, стал вмешиваться в дела вверенной И. М. епархии, а также нарушать право убежища в церквах, особенно усугубились нестроения после смерти сестры И. М. Преподобный был вынужден отправиться в К-поль (490-491), где нашел защиту от притязаний своего родственника у свт. Евфимия I , патриарха К-польского. Устроив дела епархии, И. М. решил оставить мирскую суету и, дав распоряжения сопровождавшим его священникам, тайно отплыл в Иерусалим, откуда, ведомый небесным знамением в виде креста, отправился в лавру прп. Саввы Освященного. Он скрыл свой епископский сан и нес все обычные для новоначальных иноков послушания: носил воду, помогал на кухне, на строительстве странноприимного дома, затем стал заведовать лаврской гостиницей.

http://pravenc.ru/text/471384.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ ПРЕПРОСТЫЙ Прп. Павел Препростый. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Прп. Павел Препростый. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. [Простой, Простец; греч. Παλος Απλς, лат. Paulus Simplex], IV в., прп. (пам. 4 окт., 7 марта), егип. подвижник. Сведения о П. П. содержатся в «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского ( Palladius. Lausiac. XXII), в «Истории египетских монахов» (см. ст. «История монахов» ) (кон. IV - нач. V в.) (Hist. mon. Aeg. XXIV), в ее переводе Руфина Аквилейского «Жизнь пустынных отцов» (гл. XXX) и в Apophthegmata patrum (PG. T. 64. Col. 381-385). Согласно этим источникам, П. П. был учеником прп. Антония Великого . В «Лавсаике» приведена история жизни преподобного: он жил в Египте, был крестьянином, кротким простодушным человеком, никогда не учился грамоте, был женат и имел детей. Однажды, возвратившись домой с поля, П. П. застал жену с любовником и сказал ему, что, раз он обладает этой женщиной, то пусть и содержит ее и детей. Никак не укорив жену, П. П. тотчас навсегда покинул свой дом и ушел в пустыню. Прп. Павел Препростый. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 85) Прп. Павел Препростый. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 85) Вскоре он добрался до кельи Антония Великого и стал просить подвижника наставить его в иноческой жизни. Однако прп. Антоний отказался быть его наставником, добавив, что П. П. уже не меньше 60 лет и он не вынесет труда пустынника, множества искушений и лишений, и, если уж он так хочет быть монахом, то пусть идет в киновию (общежительный мон-рь), где много братьев и о нем смогут позаботиться. 3 дня провел П. П. под дверью кельи Антония Великого без воды и пищи. Видя такое упорство, на 4-й день подвижник согласился взять П. П. к себе в ученики с условием, что П. П. будет исполнять все, что прп. Антоний ему скажет. П. П. согласился; тогда Антоний Великий велел ему встать на молитву и оставаться на месте до тех пор, пока не последует нового послушания, а сам удалился в свою келью. В течение недели прп. Антоний тайно наблюдал за новым иноком, а тот не сделал ни шагу в сторону от того места, где ему было приказано оставаться, непрестанно творя молитву.

http://pravenc.ru/text/2578567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН И МАРТИРИЙ Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. [Греч. Μαρκιανς κα Μαρτριος] († 343 или ок. 355), мученики К-польские (пам. 25 окт.). Обстоятельства мучения этих святых изложены в «Церковной истории» Созомена ( Sozom. Hist. eccl. IV 3). Они были приближенными сщмч. Павла I , архиеп. К-польского. Созомен называет Маркиана иподиаконом, а Мартирия - певцом (псалтом) и чтецом (анагностом). После изгнания сщмч. Павла и его мученической смерти К-польский архиеп. Македоний I стал расправляться с его сторонниками. Он отдал М. и М. на суд префекту Филиппу, возложив на них ответственность за народное возмущение в К-поле, во время которого был убит магистр конницы Ермоген (342), и за противодействие Македонию. М. и М. были приговорены к казни и обезглавлены. Они были похоронены за стеной К-поля. К этому месту люди боялись приближаться из-за появлявшихся привидений, но после погребения мучеников страхования там прекратились, а возле гробницы М. и М. стали происходить исцеления от недугов и беснования. Свт. Иоанн Златоуст начал строить над их гробницей храм, а завершил строительство архиеп. К-польский Сисиний (соч. Patria Constantinopoleos приписывает возведение этого храма имп. Феодосию II - Patria CP. III 188. T. 2. P. 275). Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Агиографическая традиция сохранила Мученичество М. и М. в 2 версиях: пространной и краткой. В обеих дается предыстория мученической кончины святых: церковная борьба в К-поле в правление императора-арианина Констанция II , начавшаяся после смерти свт. Александра I , архиеп. К-польского, ход к-рой изложен на основе «Безглавой истории» IV в.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010