В. охристая), паллии; правой рукой, через которую перекинута манипула (узкая белого цвета полоса ткани с красными вертикальными линиями), Л. В. придерживает кодекс на покровенной левой руке. Л. В. молодой, безбородый, волосы темные, на темени тонзура (гуменцо). Подобные композиции в раннесредневековых римских храмах были не единичны (напр., в ц. Санта-Пассера, ц. Сан-Кризогоно), однако из-за плохой сохранности неизвестно, включали ли они образ Л. В. В росписи пещерного храма свт. Николая Чудотворца (Сан-Никола) близ Моттолы (Апулия, Италия, XI в.?) в нише на северной стене изображение Л. В., его возраст, состав облачения (с разницей в цвете) те же, что и в ц. Санта-Мария-Антиква; рядом помещен образ первоверховного ап. Петра. В памятниках восточнохристианской традиции возрастная характеристика Л. В. меняется: он представлен седовласым (или светловолосым) мужем с короткой бородой, венцом кудрявых волос и тонзурой и напоминает обликом сщмч. Климента, еп. Римского; облачен в фелонь, с омофором (начиная с Нового времени вместо фелони появляется орнаментированный саккос, на голове - митра), в левой руке держит Евангелие, правой благословляет. Так Л. В. изображен, напр., на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 412, 1-я четв. XI в.) - фронтальная в рост фигура св. папы показана на фоне архитектурных колонок, на Л. В. охристый подризник, вишневая фелонь, на плечах - омофор, в руках (левая покровенная) держит кодекс. Этот тип изображения становится наиболее распространенным, в то же время в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - Л. В. описан как «старец с длинной бородой» (разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания».Ч. 3. § 8. 34). Свт. Лев Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 412) Свт. Лев Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 412) С конца средневизантийского периода в монументальной живописи образ Л. В. встречается в зоне вимы в ряду др. святителей. Напр., в апсиде диаконника ц. Св. Софии в Охриде, Македония (до 1056), помещены фронтально в рост образы святителей различных христ. церковных центров, в т. ч. Римских понтификов визант. времени. Л. В. изображен рядом с папами Григорием I Великим и Сильвестром. Все в фелонях с омофорами, у каждого в левой покровенной руке Евангелие, правая перед грудью в жесте благословения; обликом напоминает папу Климента. Более молодым (волосы темные), но с теми же особенностями внешности святой представлен в росписи ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция (70-80-е гг. XII в.) на зап. склоне арки из алтаря в жертвенник (полуфигура, напротив - папа Елевферий). Существуют и др. примеры размещения образа Л. В., напр., в обширной программе росписи каппадокийской Токалы-килисе (2) в Гёреме (кон. X в.) полуфигура св. папы представлена в медальоне на одной из арок колоннады в поперечном коридоре наряду с образами разных чинов святости.

http://pravenc.ru/text/Лев I ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРЕСТ Мученичество Ореста. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 172) Мученичество Ореста. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 172) [Греч. Ορστης] († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция). Греч. Мученичество О. сохранилось в 2 редакциях: краткой (BHG, N 1384-1385) и пространной (BHG, N 1383). Краткая редакция содержится в 6 рукописях, самая ранняя из к-рых датируется X в. (Vat. gr. 1669. Fol. 172-175) и представляет собой Минологий на нояб. (дни с 1-го по 15-й), самая поздняя - сборник Житий святых на нояб. XVII в., составленный болландистами (Brux. 8155-62. Fol. 26-28v). Вторая редакция сохранилась в единственной рукописи XI в. (Marc. gr. Z. 349. Fol. 125-130). Оба текста изданы в 1925 г. И. Делеэ в «Acta Sanctorum» (ActaSS. Nov. T. 4. P. 393-399). Мученичество Согласно краткой редакции, после того как имп. Диоклетиан (284-305) начал гонения на христиан по всей империи, в пределы Киликии и Каппадокии был отправлен префект Максим. Он пришел в Тиану, где граждане донесли ему, что среди них есть врач-христианин по имени О., к-рый ежедневно произносит проповеди о Христе по всему городу. На допросе О. смело объявил, что с юности является христианином (согласно пространной редакции, на момент ареста О. был юношей, христ. веру он воспринял от своих родителей), и, несмотря на угрозы Максима, отказался принести жертвы идолам. Префект обещал врачу сделать его своим приближенным, но и после этого О. не пожелал подчиниться Максиму. Тогда врача отвели в языческий храм и попытались там принудить к совершению жертвоприношения; он вновь отказался. Максим приказал жестоко избить его: 40 воинов переменились, палки, веревки и воловьи жилы, к-рыми били О., пришли в негодность, внутренности мученика обнажились, но он оставался твердым в вере. Префект приказал жечь спину врача раскаленным железом, возливать на раны уксус и растирать их солью. О. вознес к Богу молитву, затем дунул на идолов, и они тотчас упали и обратились в прах. После того как О. покинул храм, тот рухнул. Максим заключил О. на 7 дней в темницу, где ему не давали никакой пищи. На повторном допросе О. вновь не пожелал принести жертвы идолам, тогда префект приказал вонзить ему в ребра длинные гвозди (согласно пространной редакции, гвозди вонзили и в ноги святого), но и эта пытка не подействовала на О. Наконец, Максим велел привязать О. цепями за руки к необузданному коню и пустить животное галопом за стенами города. Конь протащил мученика по земле ок. 24 миль (ок. 35,5 км), после чего О. испустил дух. Святой скончался 10 нояб.; его тело утопили в р. Фифос (или Вифос), однако вскоре явился ангел Божий в образе блистающего как солнце человека и похоронил останки О. на горе близ Тианы (в пространной редакции говорится, что О. скончался в месте под названием Ватос). Почитание

http://pravenc.ru/text/2581513.html

В храмовых декорациях Н. обычно занимает место недалеко от вмч. Димитрия, в ряду прославленных воинов. Набор его вооружения отличается разнообразием: в поднятой правой руке меч, на левом плече лук, левая рука обернута плащом, у бедра колчан, как на фреске в наосе Вел. Дечан. Нередки случаи, когда он обособлен от Солунского великомученика: напр., в касторийской ц. во имя свт. Николая Чудотворца Каснициса его фигура помещена между воинами, мч. Евстратием и вмч. Меркурием, а в ц. во имя св. Андрея на Треске (Македония, ок. 1388-1389) - между мч. Нектарием и вмч. Никитой. Мученичество св. Нестора Солунского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gt. 1613. P. 141) Мученичество св. Нестора Солунского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gt. 1613. P. 141) В рукописных и настенных минологиях день его памяти сопровождается как сценой казни - в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 141, 1-я четв. XI в.), в Минологии Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 14v, 1322-1340 гг.), так и сценой боя святого с Лием - на маргинальной миниатюре в Феодоровской Псалтири (Brit. Lib. MS Add. 19352. Fol. 125v, 1066 г.) или на фреске в монастыре Дечаны. В составе минология в ц. во имя вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), в Вел. Дечанах в сцене усекновения Н. изображен в воинских одеждах, что является редчайшей особенностью, т. к. традиционно все св. воины в момент казни облачены либо в хитон и плащ, либо только в хитон или изображались в набедренных повязках. Возможно, подобный прием возник из-за буквального следования житийному тексту, где сказано, что Н. был казнен сразу после боя, т. е. в том одеянии, в каком он и сражался. Буквальность воспроизведения встречается и в дечанском минейном цикле: Н. сражается с Лием на высоком помосте, под аркадами к-рого врыты копья, бердыши, 2-зубый ухват и т. д. При этом святой одет в короткий подпоясанный хитон, в его левой руке круглый щит, а высоко поднятая правая рука с разжатой ладонью пуста. Падающий Лий более всего напоминает опрокинутую марионетку с бессильно повисшими конечностями в отличие от святого, поза к-рого полна динамики и напоминает образы античных героев (Геракла).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКА СТОЛПНИК Прп. Лука Столпник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 238) Прп. Лука Столпник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 238) [Лука Новый; греч. Λουκς Στυλτης] († 979), прп. (пам. 11 дек.). Пространное Житие Л. С. было написано вскоре после его смерти неизвестным автором, к-рый на протяжении 27 лет был учеником святого. Данное Житие сохранилось в единственной рукописи Paris. gr. 1458, XI в. Краткие жития Л. С. включены в состав некоторых визант. синаксарей, в т. ч. в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.). Л. С. род. в зажиточной семье в феме Анатолик, по уточнению визант. синаксаря Paris. gr. 1589, XII в., в дер. Аттиком. Его родители были свободными переселенцами, к-рые одновременно являлись земледельцами и воинами. Согласно синаксарям, их звали Христофор и Кали. Ранее предполагали, что годом рождения Л. С. является 879 г., т. к., по словам автора Жития, подвижник скончался в возрасте 100 лет ( Delehaye. 1923. P. 232). Однако, по мнению А. П. Каждана, цифра 100 может являться агиографическим топосом и скорее всего преподобный род. ок. 900 г., т. к., согласно Житию, во время великого голода, начавшегося в 927/8 г. и продолжавшегося два года, ему было ок. 30 лет ( Kazhdan A. Hagiographical Notes//BZ. 1985. Bd. 78. S. 53). Когда началась война византийцев с болг. царем Симеоном, 18-летний Л. C. был взят в армию. Там он вступил на поприще аскетических подвигов под влиянием 2 сослуживцев, которые были учениками некоего столпника. После того как в сражении с болгарами византийцы потерпели поражение (битва при Вулгарофиге в 896 или при Анхиале в 917), Л. С. оставил земное войско и вступил в ряды воинов Христовых, приняв постриг у вышеупомянутого столпника. Юноша начал умерщвлять плоть ношением вериг и строгим постом, вкушая пищу лишь по воскресеньям, да и то только просфору и дикие плоды. После 6 лет суровой аскезы Л. С. был рукоположен во иерея и стал войсковым священником. Он продолжал духовные подвиги и раздавал все имевшиеся у него средства воинам. Во время сильного голода Л. С. тайно вернулся во владение своих родителей и раздал нуждавшимся все хранившиеся там припасы.

http://pravenc.ru/text/2110823.html

Богородицы» (фреска в ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде, 1378, мастер Феофан Грек; оборот Донской иконы Божией Матери, кон. XIV в.), так и в расширенную (храмовая икона Успенского собора Московского Кремля, ок. 1479). Изображение Д. А. часто входит в минейные циклы под 3 окт. на миниатюрах визант. рукописей (Минологий Василия II, 976-1025 гг.- Vat. gr. 1613. P. 255v - в рост, P. 82 - в мучении; Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 255v, 3-я четв. XI в.) и Минологий (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Минологий посл. четв. XI в. из мон-ря Кутлумуш на Афоне (ГИМ. Греч. 175. Fol. 19v - в рост, Fol. 28r - в мучении; Минологий (Bodl. Охоп. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - в мучении) и в настенных минологиях ряда балканских храмов (вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Успения Богородицы в мон-ре Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- полуфигура, Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (1335-1350) - в мучении и др.). В «Догматическом паноплии» Евфимия Зигабена Д. А. изображен среди святителей, представляющих свои творения императору (Vat. gr. 666. Fol. 1v; ГИМ. Греч. 387. Fol. 5v - 6 - обе рукописи 2-й пол. XII в.). В нек-рых греч. синаксарях и стишных слав. Прологах после сказания имеется подробное описание облика Д. А., заимствованное из иконописных подлинников или же, наоборот, послужившее основой для них (подобные описания редки в синаксарных сказаниях). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Д. А. описан как «старец кудрявый с раздвоенною бородою и с длинными волосами» (Ч. 3. § 8. 10), «был усечен мечом… держит голову свою в руках» (Ч. 3. § 22. 3 окт.). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) описаны как облик Д. А., так и сцены с его участием («Успение Пресв. Богородицы» и «Чудо по усекновении головы»): «Подобием весьма стар, сед аки Климент, власы кудреваты, риза святительская, санкирь с белил; сей на облаце к погребению Божия Матерее со апостолы предста. Сей же святый чудо удивлению достойно показа: егда ему мучитель главу отсекоша, тогда святый своими руками прием, ходив до двою поприщ, дойде некия жены именем Катулы, и на тоя длани яко некое сокровище положи» (С. 165). Легенда, соединившая в образе одного человека личности Д. А., Дионисия, автора «Ареопагитик», и мч. Дионисия, 1-го Парижского еп., отразилась на иконографии святого как на греч. Востоке, так и на лат. Западе (Д. А. среди скорбящих апостолов в мозаичной композиции «Успение Пресв. Богородицы» собора Марторана в Палермо и кафедрального собора в Чефалу (Сицилия), обе XII в.); Д. А. представлен не как обычно в одеждах епископа, а в хитоне и гиматии, подобно апостолу, на алтарной картине школы Чимабуэ (собр. лорда Актона, Флоренция) и на мозаиках флорентийского баптистерия, нач. XIV в.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Для ряда памятников преимущественным стало изображение мученичества святых. В лицевых месяцесловах сцена усекновения глав Н., Г., П. и К. представлена: на миниатюрах рукописей, напр. в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 114, 1-я четв. XI в.), в Минологии из ГИМ. (Греч. 175. Л. 85r, посл. четв. XI в.), в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v, 1322-1340 гг.); в росписи храмов, напр., в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), в притворе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350). Нередко в минейные циклы включаются полноростовые или полуфигурные изображения всех 4 святых с соответствующими атрибутами их мученического подвига - крестами: на миниатюрах - напр., в Минологии из Венской нац. б-ки (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 103r, 2-я пол. XI в.), в Минологии из ГИМ. (Греч. 175. Л. 79v, посл. четв. XI в.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248v, кон. XI в.); в настенных росписях храмов, напр. в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/1318). В западноевроп. церковном искусстве изображения Н., Г., П. и К. широко распространены и представлены в монументальной живописи, мозаике, скульптуре, на миниатюрах из рукописей, витражах. Как правило, образы святых составляют 2 устойчивые пары: Г. и П., Н. и К., что связано с их раздельным почитанием. Одним из главных мест почитания мучеников оставалась базилика Сант-Амброджо в Милане. В конхе ее апсиды была выполнена мозаичная композиция, где Г. и П. (XIII в.) предстоят Спасителю на престоле. На стукковом рельефе X в. на юж. стороне алтарного кивория в базилике работы мастера Вольвиния Г. и П. изображены справа и слева от свт. Амвросия Медиоланского; скульптуры XIV в. Г., П. и свт. Амвросия помещены на портале храма. Ранние примеры изображения святых (напр., Г. и П. на миниатюре из Молитвослова Арнульфа, архиеп. Милана - Lond. Brit. Lib. Egerton. 3763. Fol. 113v, между 998 и 1018) также связаны с местами их почитания. Однако с ростом популярности «Золотой легенды» Иакова из Варацце, где было помещено Сказание о святых, появились многочисленные сцены их жития и мученичества (напр., на миниатюрах из франц.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Екатерины (60-е гг. VI в.) О. представлен как старец с длинными светлыми волнистыми волосами, недлинной округлой бородой, прямым носом, небольшими губами. На миниатюре в сир. рукописи ВЗ с фрагментами евангельских текстов (Paris. syr. 341. Fol. 174, VI-VII вв.) О.- средовек в античных одеждах, с короткими темными волосами и маленькой бородкой, в белой рим. тоге с пурпурным клавом на правом плече, с поднятой в благословении правой рукой, в опущенной левой - свиток. Прор. Осия. Миниатюра из сир. Библии. VI–VIII вв. (Paris. syr. 341. Fol. 174) Прор. Осия. Миниатюра из сир. Библии. VI–VIII вв. (Paris. syr. 341. Fol. 174) В искусстве средневизант. периода О. изображали либо в чине пророков, либо в минейных циклах. Обычно О.- зрелый муж с черными волосами, черной средней длины или короткой бородой и резкими, суровыми чертами: медальон на миниатюре из Толкований на Книгу пророков (Taurin. В 12, кон. X - нач. XI в.); фигура на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 119, 1-я четв. XI в.) - борода О. на конце раздвоена на короткие прядки, он облачен в синий хитон и золотистый гиматий, правой высоко поднятой рукой благословляет; в минейном цикле миниатюр из Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 261r, 3-я четв. XI в.) - О. в гиматии розового цвета. На мозаике сев. стены в наосе собора Сан-Марко в Венеции (XII в.) голова О. покрыта белым платом, охватывающим шею, как у св. Лонгина Сотника (еще один образ - в куполе пресбитерия). Близкий к визант. памятникам указанного периода облик О. можно найти в зап. произведениях, напр. в лицевых рукописях (инициал Вормсской Библии, расписанной мастерами среднерейнской школы (Lond. Brit. Lib. Harl. 2803. Fol. 264r, ок. 1148 г.)). В европ. миниатюре средневековья складывается традиция изображать О. в паре с женой-блудницей Гомер. С палеологовского времени известны лицевые Книги толкований на пророков, в к-рых миниатюра с изображением О. помещалась в начале рукописи: в визант. кодексе XIII в. (Vat. gr. 1153. Fol. 1v, XIII в.) святой стоит на фоне условного пейзажа, с развернутым свитком в руках, оглянувшись на небесный сегмент с благословляющей Божественной десницей, на нем синий хитон и зеленый гиматий; миниатюра из рукописи Книг 16 пророков, написанной в 1489 г.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Н. также упомянут как епископ Шахаркарта в Сирийском Мартирологе (411 г.) среди др. епископов-мучеников. В этом же календаре обозначены имена епископов Иоанна и Шапура, кафедра к-рых находилась в г. Карка-де-Бет-Селох, и пресвитеров Исаака и Папы (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 24, 25). В «Церковной истории» Созомена (V в.) рассказывается о многочисленных епископах, пострадавших при Шапуре II, среди к-рых упомянуты Иоанн, Савор (Шапур), Исаак и Папа ( Sozom. Hist. eccl. II 13). Мученичество епископов Нерсая и Иосифа. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 194) Мученичество епископов Нерсая и Иосифа. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 194) В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 20 нояб. помещена память Н. и И., а также «прочих, скончавшихся с ними в Персии». Как и в сир. текстах, Н. именуется епископом (без указания кафедры), И.- его учеником. Согласно краткому сказанию, Н. было 80 лет, И.- 85. Вместе с ними пострадали многие, не названные по имени епископы, иереи и проч. духовные лица, а также девы и жены. Все они были подвергнуты пыткам и т. о. приняли мученический венец (SynCP. Col. 241). В сказании об этих святых из Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сообщается, что И., один из многочисленных учеников Н., впосл. за духовную добродетель был возведен им в сан епископа. На суде Н. и И. заявили, что даже если персид. шах, 7 раз убив их, сможет потом вернуть их к жизни, то все равно тем самым он не отлучит святых от любви Христовой. После этих слов Н. и И. отрубили головы (PG. 117. Col. 169-170). Сходная заметка содержится в греч. стишном Синаксаре XIII в. (Paris. gr. 1624). По аналогии с сир. источниками в греч. синаксарях и минологиях вслед за сказанием о Н. и об И. следуют заметки о других персид. мучениках, вероятно пострадавших в то же время. Так, в Синаксаре К-польской ц. поминаются Иоанн, Саворий (Шапур), Исаакий и Папий, которые были пресвитерами в г. Вифсалохон (Карка-де-Бет-Селох). Святых схватили и доставили к персидскому тирану на суд за то, что они проповедовали персам Христа и многих отвратили от языческого нечестия.

http://pravenc.ru/text/2564706.html

С X в. Е. П. часто - как ни одного др. визант. святого - представляли в окружении членов его семьи (святой облачен в хитон и гиматий). Подобные изображения встречаются в капеллах, имеющих погребальное назначение, напр. на своде сев.-зап. капеллы кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.). В соборе Св. Софии в Киеве в росписи внешней галереи (40-е гг. XI в.) Е. П. в облике средовека, Феопистия - в серо-синей ризе и в коричневом мафории, с крестом в руке, на пилоне полностью сохранилось изображение одного из их сыновей - круглолицего отрока в изукрашенном коротком хитоне, от изображения 2-го сына уцелела только нижняя часть (неясно, кто из них Агапий, кто - Феопист). Образы Е. П. с сыновьями могли располагаться в ряду других воинов и святых: например, в росписи ряда церквей Каппадокии: св. Иоанна Крестителя 4) в Гюллюдере (между 913 и 920), Тавшанлы-килисе (между 913 и 945), Евстафия Плакиды в Гёреме (XI в.), Йыланлы-килисе (предположительно) в долине Ыхлара в Белисырме (X в.), а также в росписи внешней галереи Св. Софии в Киеве и в рукописи Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253v, 3-я четв. XI в.). Мученичество св. Евстафия Плакиды с семьей. Миниатюра из Минология Васи-лия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 63) Мученичество св. Евстафия Плакиды с семьей. Миниатюра из Минология Васи-лия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 63) Изображение Е. П. в окружении членов семьи широко распространено в греч. и балканской живописи в поствизант. период: в мон-ре Хурези, Румыния (1694),- с женой и детьми; в ц. вмц. Параскевы в Рымнику-Вылче, Румыния (XVII в.), в мон-ре в Мецово, Греция (XVII в.), на галереях (1649) ц. Рождества в Арбанаси, Болгария (1638),- с сыновьями. Мученическая кончина семьи изображена в мон-ре Воронец, Румыния (1547-1550); в соборе Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря, Греция (1552). Одной из отличительных черт иконографии Е. П. стало изображение оленя в сфере, к-рую он держит перед собой, напр., в росписи мон-ря Хурези и нартекса (1681) ц. Рождества в Арбанаси.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕЛАГИЯ Мученичество св. Пелагии Тарсийской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 96) Мученичество св. Пелагии Тарсийской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 96) († нач. IV в.), мц. Тарсийская, дева (пам. 4 мая, 7 окт.). Достоверные сведения о П. крайне скудны. Греч. Мученичество П. составлено спустя долгое время после ее кончины, беллетризировано и носит легендарный характер. Существуют также греч. синаксарные сказания, местами не согласующиеся между собой и с текстом Мученичества. В краткой форме сказание о кончине П. приводится в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) (PG. 117. Col. 96). Согласно общим сведениям источников, П. происходила из знатной языческой семьи, род. в Тарсе Киликийском, была чрезвычайно хороша собой. Пострадала в гонение имп. Диоклетиана (303-313). В тексте Мученичества указано, что именно в Тарсе П. скончалась. Синаксари о конкретном месте кончины умалчивают, прп. Никодим Святогорец утверждает, что П. пострадала в Риме. Из текста Мученичества известно, что епископом Тарсийским в то время был Клинон (по др. источникам неизвестен), человек добродетельный, обративший множество язычников в христианство и поэтому вынужденный скрываться от гонителей. В синаксарях имя епископа варьируется, он назван Клином либо Лином. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 8 окт. о нем говорится как о «великом Лине», что, возможно, говорит о его отождествлении со сщмч. Лином, еп. (папой) Римским, хотя последний предположительно жил на 2 века раньше гонений Диоклетиана (это отождествление принимает и прп. Никодим Святогорец). Согласно Мученичеству, П. услышала о Христе и, хотя и не была крещена, уверовала в Него, скрыв это от родителей. Желая посвятить свое девство Христу, она отказала сыну имп. Диоклетиана, к-рый хотел сделать ее своей женой, и он затаил на нее обиду (в более кратких синаксарных повествованиях этот эпизод опущен). После объяснения с посланниками сына императора П., уже слышавшая о добродетели епископа города, хотела разыскать его, чтобы тот преподал ей наставление в христ. вере. Под предлогом посещения кормилицы П. просила мать отпустить ее из дома, но та отказала ей.

http://pravenc.ru/text/2579920.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010