Изображения А. сохранились: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 126, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 261) - в рост; в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 122v); на Синайском гексаптихе 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в мучении; на серебряной раме визант. стеатитовой иконы вмч. Димитрия Солунского, кон. XIII - нач. XIV в. (ГММК),- поясное изображение; в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах (Греция) мастера Феофана Критского, 1527 г.,- А. в плаще, с крестом в руке, короткой бородой; на фреске в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в росписи нач. XIV в. ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- в доспехах, со стягом и мечом; на визант. шитой епитрахили «Деисус и святые», нач. XV в. (ГММК), принадлежавшей Фотию , митр. Московскому; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 82об., XV в.) - с копьем в руке; на фреске в ц. Моливоклисиа (Афон), 1536-1541 гг.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?) г. Также в рус. памятниках, напр.: предположительно в росписи Дионисия ц. Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.,- на юж. грани юго-зап. столпа; на резной створке складня XVI в. из Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ) - внизу в отдельном клейме, с крестом в руке (очевидно, ктиторский образ); на единоличной иконе, нач. XVII в. (ЯХМ),- с мечом и щитом; на сев. иконе «Избранные святые и праздники», нач. XVII в. (ГЭ),- в хитоне и гиматии, с крестом в руке, с короткой русой бородой; на прориси с иконы «Избранные святые», XVII в. (БАН. СВ, 751. Л. 12),- в доспехах и плаще; на сев. иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ); на мозаике В. И. Отмара в Воскресения Христова (Спаса-на-крови) соборе в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

http://pravenc.ru/text/76372.html

3-го гласа     (только в славянских); канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Μλπειν σε Μρτυς προσθτω Θες χριν. Ιωσφ (Пети тя, мученице, да приложит Бог благодать. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Μαρτρων περιφανς λαμπρτησι περιαστρπτουσα (Мученическою яве светлостию облистающи); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греч. и слав. Минее); светилен (только в греческой). По рукописям известны песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Георгием Никомидийским, с алфавитным акростихом плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Αγγελοι ορανθεν (Ангелы с неба) (AHG. T. 4. P. 520-529); анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Δετε, πιστο (Придите, верные) со 2-й песнью (Ibid. P. 530-536); кондак с икосом (Ibid. P. 525-526); седален (Ibid. P. 522). Иконография На одном из древних образов И., к-рый сохранился в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе (VII-IX вв.?) святая представлена с мученическим венцом на голове. В визант. период И. изображали в мафории, покрывающем голову, в правой руке у нее, как правило, был крест. Одно из самых ранних изображений святой сохранилось фрагментарно на фресках каппадокийской ц. Эль-Назар в Гёреме (X в.). Образ И. входил в иконографические программы мн. визант. храмов (напр., погрудно - на мозаичном медальоне в нартексе греч. мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в рост - на сев. стене нартекса в ц. св. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки) (кон. XIII - нач. XIV в.); в церкви близ сел. Цопакас на п-ове Мани. В рукописных минологиях, как правило, изображалось усечение головы И.: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 261, 1-я четв. XI в.); в Минологии кон. XI в. (Vat. gr. 1156, fol. 272); в Минологии 1327-1340 гг. (Bodl. F.1. Fol. 22). Сцены мучения святой представлены в ряде настенных фресковых минологиев палеологовского времени: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в нартексе собора Вознесения в Дечанах (1350); в ц. Св. Троицы мон-ря Козия (ок. 1386). И. в зеленом мафории оплечно изображена в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) среди наиболее почитаемых св. жен (Л. 63) и еще раз 21 дек., в день памяти, в рост, в красном мафории и голубом платье (Л. 91). В румынском монастыре Хумор (1535) И. изображена как патрицианка в лоратной далматике с широкими рукавами, с венцом на голове, надетом поверх белого плата, и с крестом в руке. В искусстве поствизант. времени мучение И. представлено в настенных минологиях собора Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря, собора мон-ря Дионисиат; в экзонартексе мон-ря Филантропинон на острове оз. Памвотида (Янина) (1560).

http://pravenc.ru/text/1237851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАНИЯ [греч. Ιουλιαν] († ок. 304-305), мц. Никомидийская (пам. 21 дек.; пам. зап. 16 февр.) Источники Сохранились 2 пространных греч. Жития мц. Иулиании - древнее (BHG, N 962z) и составленное на его основе прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 963). Критическое издание дометафрастовского Жития осуществлено Х. Ангелиди по 9 рукописям (3 из них относятся к Х в.), которые делятся на 2 семейства. К 1-му, содержащему описание пытки И. на колесе, восходит лат. перевод Жития, ко 2-му, где этот эпизод пропущен,- обработка Метафраста. Метафрастовская версия опубликована в серии Patrologia Graeca . По мнению болландистов , дометафрастовское Житие было написано до нашествия лангобардов в Италию (568). П. Бульоль датирует его приблизительно VI в., Ангелиди не исключала, что оно могло быть написано и в V в. Исследовательница отнесла это Житие к разряду эпических Мученичеств (по классификации И. Делеэ). Лат. перевод данного Жития (BHL, N 4522-4523) уже был известен Беде Достопочтенному († 735), составившему на его основе заметку для своего Мартиролога. Более подробный пересказ включен в Мартиролог Адона Вьеннского († 874/5). В Х в. Флодоард Реймсский сделал стихотворную переработку Жития. Др. лат. агиографические тексты, посвященные И. и перенесению ее мощей (напр., сочинения Петра, субдиакона Партенопейского (Неаполитанского) (2-я пол. Х в. или кон. XI - нач. XII в.), и Иоанна Гильманса (1427-1487)),-более позднего происхождения. Житие мц. Иулиании включалось в различные агиографические сборники, в т. ч. в «Краткий рассказ о деяниях и чудесах святых» (Abbreviatio in gestis et miraculis sanctorum, 1-я редакция 1225-1230 гг., 2-я редакция 1243 г.) хрониста-доминиканца Жана де Майи (ок. 1190 - ок. 1260), в «Золотую легенду» (1267) Иакова из Варацце , в «Историческое зерцало» Винцентия из Бове и «Каталог святых» Петра Наталиса. Мц. Иулиания Никомидийская. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 261)

http://pravenc.ru/text/1237851.html

Мц. Иулиания Никомидийская. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 261) Впосл. Житие мц. Иулиании неоднократно перелагалось на европейские языки. Древнейшим поэтическим памятником житийной лит-ры англосакс. периода на народном языке считается поэма «Иулиания» Кюневульфа (2-я пол. VIII в. или нач. IX в.). Ок. 1140 г. была написана старофранц. поэтическая версия Жития мц. Иулиании, известны также другое старофранц. стихотворное Житие этой святой и прозаический старофранц. перевод лат. Жития. В сер. XII в. пресв. Арнольдом из Шефтларна близ Мюнхена было составлено Житие мц. Иулиании на средневек. верхненем. языке. В нач. XIII в. были написаны 3 Жития на среднеангл. языке, из них 2 в стихах и одно ритмизованной прозой (Seyn Julian). Кроме того, существуют итал. версия (XIV в.) и древнешведская. Согласно обоим греч. Житиям, И. пострадала в правление Максимиана (286-305), поэтому болландисты датируют ее кончину временем ок. 290 г., прп. Никодим Святогорец - 299 г., И. Штадлер и архиеп. Сергий (Спасский) - ок. 304 г., совр. календарь РПЦ - 304 г., Ж. М. Соже - ок. 305 г., Ангелиди - 304-305 гг. Однако Р. Обер считает, что И. была казнена ок. 305 г. при Максимине Дайе (цезарь 305-309, император 309-313). По мнению Ангелиди, к-рое разделяет и Обер, И. претерпела мученическую кончину не в Никомидии, а в Кампании. Житие Сщмч. Игнатий Богоносец и мц. Иулиания Никомидийская. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Игнатий Богоносец и мц. Иулиания Никомидийская. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) И. была дочерью знатного язычника Африкана. Т. к. отроковица была красива и богата, один из царских сановников по имени Елевсий (или Евилатий, Евиласий) обручился с ней, отложив брак до ее совершеннолетия. И. уверовала во Христа и стала тайной христианкой. Не желая брака, И. объявила, что станет женой Елевсия, если он займет должность епарха, считая, что он не сможет достичь столь высокого поста.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТОЛЕОН [Греч. Παντολων], визант. художник, иконописец и миниатюрист; жил и работал в правление имп. Василия II (976-1025). Сведения о П. известны из Жития свт. Афанасия Афонского (Vita A, 1001-1016 гг.). В рассказе об одном из посмертных чудес святого упоминается создатель прекрасной иконы свт. Афанасия художник по имени Пантолеон, к-рый во время описываемых событий в К-поле работал над неким царским заказом. И. И. Шевченко отождествил этого мастера с одним из художников, иллюстрировавших Минологий Василия II (Vat. gr. 1613; факсим. изд.: El «Menologio» de Basilio II, emperador de Bizancio (Vat. gr. 1613). Madrid, 2005. [Codices e Vaticanis selecti, Ser. maior LXIV]). Эта знаменитая рукопись содержит 430 миниатюр, рядом с к-рыми писец указал имена 8 художников. Авторство наибольшего числа миниатюр (79) в Минологии, в т. ч. первой, приписывается П., из чего сделан вывод, что этот художник был главой мастерской. Миниатюры П. отличаются неизменно высоким качеством исполнения. Для них характерны уравновешенные композиции, гармоничные цветовые сочетания, спокойные и натурально переданные движения персонажей. Фигуры имеют слегка удлиненные изящные пропорции, лица - правильные черты. Рисунок П. тонкий и аккуратный, детали исполнены очень тщательно, моделировка поверхностей сделана плавными тональными градациями. В целом классический и гармоничный стиль П. можно назвать эталоном для визант. искусства кон. X - 1-й четв. XI в.; на него ориентировались и др. художники мастерской. Исследователи приписывают П. также иллюстрации Псалтири имп. Василия II из б-ки Марчиана в Венеции (Marc. gr. Z. 17) и миниатюры нек-рых др. рукописей кон. X - нач. XI в. Лит.: Š ev enko I. Illuminators of Menologium of Basil II//DOP. 1962. Vol. 16. P. 245-276; idem. On Pantoleon the Painter//JÖB. 1972. Bd. 21. S. 241-249; Cutler A. The Psalter of Basil II//Arte Veneta. 1976. Vol. 30. P. 9-19; 1977. Vol. 31. P. 9-15; Furlan I. Codici greci illustrati della Biblioteca Marciana. Padova, 1978. Vol. 1. P. 46-47; Zakharova A. Gli otto artisti del «Menologio di Basilio II//Miscellanea Bibliothecae Apostolicae Vaticanae. Vat., 2003. Vol. 10. P. 379-432 (ST; 416); Zacharova A. Los ocho artistas del Menologio de Basilio II//El «Menologio» de Basilio II. Biblioteca Apostolica Vaticana, Vat. gr. 1613: Libro de estudios con ocasión de la edición facs./Dir. por F. D " Aiuto, ed. esp. a cargo de Inmaculada Pérez Martín. Vat.; Atenas; Madrid, 2008. P. 131-195. (Colección Scriptorium; 18); Захарова А. В. Минологий Василия II (Vat. gr. 1613)// Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра 2-й пол. X - нач. XII в. М., 2012. С. 145-206.

http://pravenc.ru/text/2578894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН († кон. III - нач. IV в.), мч. Эмесский (пам. 6 февр.). Текст Мученичества И. сохранился в неск. редакциях. Известны 2 краткие греч. версии. 1-я версия (BHG, N 2210) дошла до нас в рукописи X в. из б-ки Иерусалимского Патриархата (Hieros Patros. 1. Fol. 52v - 54), 2-я версия (BHG, N 2211) была обнаружена в рукописи XII в. из мон-ря Кутлумуш на Афоне (Ath. Koutl. 23. Fol. 24v - 25v), копия содержится в афинской рукописи XVI в. (Athen. Bibl. Nat. 982. Fol. 49v - 50v). Оба текста были изданы Ф. Алькеном ( Halkin. 1981/1982. Σ. 158-162). Мученичество св. Иулиана Эмесского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 374) Мученичество св. Иулиана Эмесского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 374) Краткие греч. заметки вошли также в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и в Минологий имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.). Полный греч. текст Мученичества считается утерянным. Кроме того, существуют груз. и араб. переводы текста. Груз. вариант сохранился в 2 рукописях, одна из них относится к X в.; он был издан К. Кекелидзе (Monumenta hagiographica georgica. Tiflis, 1918. T. 1. P. 118-124), лат. перевод опубликовал П. Петерс ( Peeters. 1929. P. 69-76). Араб. версия остается неизданной; она содержится в рукописи XVII в. Петерс привел в своем исследовании ее пересказ и нек-рые отрывки. Ни одна из этих редакций не представляет большой ценности с исторической т. зр. Согласно этим агиографическим источникам, И. был родом из Эмесы (ныне Хомс, Сирия). Он был искусным врачом и не только исцелял людей от телесных недугов, но и обращал их в христ. веру. Во время гонений при имп. Нумериане (283-284) были арестованы епископ города Сильван и др. христиане (см. в ст. Сильван епископ, Лука диакон и Мокий чтец (пам. 29 янв.); еп. Сильван является историческим лицом, о его казни в период гонений писал в «Церковной истории» Евсевий Кесарийский ( Euseb. Hist. eccl. VIII 13; IX 6)). Претерпев множество мучений, арестованные остались верными Христу, они были отправлены на растерзание диким зверям в театр, находившийся за пределами города. Узнав об этом, И., к-рый был учеником еп. Сильвана, пошел вслед за мучениками, поклонился им и открыто провозгласил себя христианином. Он также был арестован, но не пострадал вместе с епископом, а был заключен в темницу, где провел 11 месяцев в крайне суровых условиях. В араб. версии Мученичества повествуется также об отце И.: он был знатного рода, приближенным правителя. По этой версии, именно он приказал арестовать собственного сына, узнав о том, что И. исповедует христианство. Затем И. подвергли ужасным мучениям (ему вбили в ступни, ладони и голову железные гвозди) и оставили умирать, но ему удалось добраться до некой пещеры, где, помолившись, он испустил дух. Его мученическая кончина произошла 6 февр.

http://pravenc.ru/text/1237815.html

Гипотеза Т. Боулина может быть все же отчасти верна. Так, глагол   используемый в пророчестве И.: «Еще сорок дней - и Ниневия будет разрушена (  )!» - в смысле «разрушать», употребляется чаще всего, когда речь идет о Содоме и Гоморре (Быт 19. 21, 25, 29; Втор 29. 23; Ам 4. 11; Плач 4. 6; Ис 13. 19; Иер 49. 18; 50. 40). Т. о., Ниневия уподоблена этим городам, грех к-рых заключался скорее в разврате (Быт 19. 4-9), нежели в ведении завоевательных войн. Прор. Иона под деревом. Извержение из чрева кита. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 52) Прор. Иона под деревом. Извержение из чрева кита. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 52) Некоторые комментаторы тем не менее рассматривают Книгу прор. Ионы как повествование о реальных событиях 1-й пол. VIII в. до Р. Х. Так, Д. Стюарт отмечает, что, хотя Ниневия не была в это время столицей, там могла существовать 2-я царская резиденция. Покаяние Ниневии, по его мнению, было наиболее вероятно как раз при слабых царях, правивших Ассирией в 784-745 гг. до Р. Х., поскольку ассирийцы в этот период были деморализованы военными поражениями, мятежами, голодом и т. п. ( Stuart. 1987. P. 440-442). Мнение Стюарта мотивировано желанием поставить значимость и серьезность библейского текста в зависимость от исторической достоверности (Ibid. P. 440). В этом случае значимость покаяния Ниневии резко снижается, если речь идет не о могущественной и цветущей столице, а об одном из городов слабой страны. Многие повествования о пророках в ВЗ были основаны, по-видимому, на легендах и преданиях (напр., о прор. Елисее в 4 Цар). Подобная легенда могла послужить отправной точкой и для создания Книги прор. Ионы. Но тогда автор придал своему материалу новую форму и новый смысл. Кроме того, сюжет книги слишком сложен для легенд, к-рые, как правило, прославляют своего героя. Сюжет легенды о пророке обычно довольно прост и строится вокруг одного центрального события - чуда. В Книге прор. Ионы чудеса не совершаются И., а случаются с ним; сам И.

http://pravenc.ru/text/578248.html

Мученичество (BHG, N 1250), составленное Симеоном Метафрастом (X в.), отличается нек-рыми деталями: Аргириск здесь не упоминается; М. сам возглавлял отряд Рутилиаков. О дне рождения императоров прямо не говорится, лишь указывается, что в городе был устроен праздник с лошадиными скачками. В конце повествования добавлено известие о том, что останки М. были отправлены на его родину в Египет. Восточная традиция Восточная традиция сообщает некоторые дополнительные детали. Согласно копт. Мученичеству, М. род. в обл. Мареотис (совр. Марьют, 45 км к юго-западу от Александрии), в г. Непаят ( nepaeiat ); согласно копт. Энкомию и сказанию в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) - в г. Никиу (Пшати) в дельте Нила. В Энкомии подчеркнуто отрицается происхождение М. из Мареотиса/Непаята, а также то, что он будто бы пас верблюдов (так говорится в предисловии к копт. собранию чудес), и подчеркивается его высокое происхождение. Когда мать М. молилась перед иконой Божией Матери о даровании ей ребенка, она услышала голос, сказавший «Аминь», в честь чего и назвала сына Миной (с перестановкой начального гласного в конец слова). Согласно копт. Энкомию, во время молитвы буд. мать М. опустила палец в лампадное масло у иконы - предполагается, что этот агиографический сюжет послужил широкому распространению лампадного масла от мощей М. среди христиан. Отец М. Евдоксий был отправлен во Фригию и назначен там правителем. В 11 лет М. потерял отца, в 14 - мать, в 15 - был против своей воли определен на военную службу. Далее сюжет повторяет греч. модель: эдикт Диоклетиана, уединение и аскеза М., признание себя христианином, пытки, обезглавливание, сожжение тела, спасение мощей от огня. Мученичество святых Мины, Викентия, Виктора и Стефаниды. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 174) Мученичество святых Мины, Викентия, Виктора и Стефаниды. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 174) В копт. источниках подробно описано возвращение останков М. на родину. Согласно Мученичеству, сестра М. забрала мощи брата и привезла их в Александрию, где христиане собирались их торжественно похоронить. Однако ангел, явившись архиепископу, повелел водрузить мощи на верблюда и отпустить его. Верблюд остановился в местности близ г. Непаят, и здесь мощи М. были захоронены в построенной для них гробнице. В копт. Антифонарии (Дифнаре) сестра М. названа Феклой, что, возможно, служит отголоском связи между М. и первомц. Феклой , известной по их совместному изображению на ампулах.

http://pravenc.ru/text/2563238.html

Прор. Иоиль. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 17 об.— 18) Прор. Иоиль. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 17 об.— 18) Прор. Иоиль. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 124) Прор. Иоиль. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 124) Некоторые библеисты, принимая во внимание новизну его пророчеств, считали И. т. н. периферийным, обособленным пророком, который обращался с новым провозвестием к иерусалимскому священству со стороны, а не из их среды ( Redditt. 1986). Эта т. зр. подкрепляется отсутствием однозначных свидетельств роли, которую пророк играл в храмовом богослужении и в священнической иерархии. Подтверждая свой пророческий авторитет, И. говорит о том, что он призван к служению непосредственно через Божественное Откровение (Иоил 1. 1a), а не на основании офиц. храмовой традиции (Введение в ВЗ/Ред.: Э. Ценгер. М., 2008. C. 696-697). И. обращается к священникам как к одной из общественных сил, несущих ответственность за происходящее в Израиле. Именно поэтому Х. Вольф рассматривает И. как писателя, близкого к пророческим кругам, но отделяющего себя от сословия храмовых служителей ( Wolff. 1977. P. 11-12). Однако этот взгляд был подвергнут критике, поскольку представление, что пророк происходил из священнических кругов Иерусалима, согласуется с богослужебными аллюзиями в его книге, которые подчеркивают важную роль священства в жизни иерусалимского сообщества и легитимный статус храмового служения (напр., Иоил 2. 1-11 - Cook S. L. Prophecy and Apocalypticism. Minneapolis, 1995. P. 171). Можно с большей степенью вероятности утверждать, что если даже И. не входил в священническое сословие, то оно во многом влияло на него ( Strazicich. 2007. P. 51). Время служения И. в современной библеистике Поскольку в Книге прор. Иоиля не упоминаются ни цари, ни исторические деятели древнего Израиля, это затрудняет ее датировку. В совр. исследованиях по-разному определяются крайние временные границы служения пророка - от IX до II в. до Р. Х. ( Barton. 2001. P. 3). Вопрос о времени служения И. зависит от интерпретации и датировки религиозно-исторических представлений, отраженных в его книге. Наиболее радикальное предположение было высказано Б. Думом, который отнес окончательное формирование собрания пророчеств И. ко II в. до Р. Х. ( Duhm. 1911. S. 161).

http://pravenc.ru/text/578234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА [греч. Κλαδιος, Αστριος, Νων κα Θεονλλα] († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.). Сведения о мучениках содержатся в т. н. Проконсульских Актах, сохранившихся на лат. языке в 2 редакциях, к-рые имеют незначительные разночтения. Одна из них (BHL, N 1830) была издана в 1573 г. Лаврентием Сурием , другая (BHL, N 1829) - в 1689 г. Т. Рюинаром, а в 1739 г. переиздана болландистами с привлечением дополнительных рукописей. Долгое время на греч. языке были известны лишь краткие синаксарные сказания о мучениках, отличающиеся по содержанию от лат. источников. В 1969 г. В. Лакнер опубликовал 2 новых греческих текста: фрагмент пространного Мученичества К., А., Н. и Ф. из Минология за окт. по рукописи XI в. из мон-ря св. Саввы Освященного близ Иерусалима (Hieros. Sab. 27) и краткое Мученичество из Минология за янв. по рукописи X-XI вв. (Glasgow. Univ. Libr. Gen. 1112). Клавдий, Астерий, Неон, Феонилла, мученики Киликийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 370) Клавдий, Астерий, Неон, Феонилла, мученики Киликийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 370) Лат. Проконсульские Акты представляют собой описание судебного допроса 3 братьев - К., А. и Н. и 2 женщин - Домнины (у Сурия - Донвина (Donvina)) и Ф. с малолетним ребенком, к-рых привели в г. Эги к Лисию, правителю пров. Ликия. Вначале Лисий по очереди вызывал юношей и предлагал им принести жертвы языческим богам, после их отказа и исповедания Христа он приказал пытать каждого из братьев, но они стойко претерпевали мучения. К., А. и Н. были распяты за городскими стенами, а их тела оставлены на растерзание птицам. Затем к Лисию привели Домнину, к-рая также смело назвала себя христианкой. Правитель хотел подвергнуть и ее мучениям, но женщина к тому времени уже скончалась. Лисий приказал утопить ее тело в реке. Последней на суд доставили Ф. После отказа христианки совершить жертвоприношение Лисий повелел раздеть ее, бить по щекам и всячески истязать, на это Ф. сказала, что, подвергая ее тело позору, он тем самым бесчестит свою мать и жену. Женщину продолжали пытать, пока она не предала душу Богу. Тело Ф. положили в мешок и бросили в море. В конце Актов сообщается, что мученики пострадали в г. Эги при правителе Лисии, в 10-е календы сент. (23 авг.), в консульство Августа и Аристобула, т. е. в 285 г.

http://pravenc.ru/text/1841221.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010