О. Н. А. Иконография В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание облика К. приведено в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 21 сент.: «…усечен был мечем… старец с закрученной бородой стоит на коленях, простерши к небу руки; над ним палач держит меч» (Ерминия ДФ. § 22. С. 199). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) память святого приводится также под 21 сент., его предписывается изображать единолично в традиц. для апостолов облачении - в хитоне и гиматии, с омофором - знаком епископского служения: «…рус, плешив, брада руса же, уже Козьмины или Златоустовой (мч. Космы Асийского, бессребреника, или свт. Иоанна Златоуста,- Авт.), на плечах амфор, в руках Евангелие, риза верх дичь, испод лазорь, ризы апостольския» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 32; то же, но с уподоблением облику ап. Иакова Зеведеева см. в: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 156). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) помещает то же, что и в ранних русских подлинниках, описание облика святого под 4 янв.- в день празднования апостолов от 70; из добавлений - указание на свиток с надписью: «Словом Божиим возсия еллином яко свет велий просвети их тьму, низложи жертвы скверныя, сокруши идолы и разори бесовския храмы молитвою» ( Фартусов. Руководство. С. 138). К. изображен в мучении (усекновение главы) на миниатюрах из рукописных Минологиев: Василия II (Vat. gr. 1613. P. 56, 1-я четв. XI в.), на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. F. 1. Fol. 10, 1322-1340 гг.); настенном в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единолично представлен: на миниатюрах Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253v, 3-я четв. XI в.) и Минология 2-й пол. XI в. (Bodl. Baroc. 230. Fol. 3v) - в рост; в настенных минологиях церквей: Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) - по пояс, обеими руками держит свиток, вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (1376-1381) и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) - погрудно; на рус. минейных иконах на сентябрь, напр.: из Иосифова Волоколамского (Волоцкого) мон-ря (1569, ГТГ), нач. XIX в. (УКМ); а также на гравированых святцах: Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) - в рост, в хитоне и гиматии, без омофора, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, правой рукой благословляет, и И. К. Любецкого (1730, РГБ) - так же, с закрытым Евангелием в руке, облачен в подризник и фелонь, на плечах омофор, на обеих гравюрах стар, клиновидная борода ниже средней длины.

http://pravenc.ru/text/1841648.html

gr. 1613, 1-я четв. XI в.). Большие иконографические циклы, посвященные протоевангельским событиям, содержатся в рукописях Гомилий Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162; Paris. gr. 1208) 2-й четв. XII в. («Иосиф слышит призыв глашатаев», «Иосиф оставляет свою работу», «Иосиф присоединяется к толпе», «Чудо с посохом Иосифа», «Вручение Марии Иосифу», «Богородица прощается с Захарией», «Мария и Иосиф, покидающие Иерусалим», «Мария, следующая за Иосифом», «Возвращение Иосифа домой», «Иосиф сообщает Марии о своем уходе», «Возвращение Иосифа в свой дом», «Иосиф, размышляющий о беременности Марии», «Стенания Иосифа», «Иосиф, сомневающийся в Марии», «Оправдание Марии», «Анна удостоверяет беременность Марии», «Взятие под стражу Марии и Иосифа», «Марию и Иосифа ведут в храм», «Анна обвиняет Марию», «Испытание Иосифа водой обличения», «Иосифа выводят из храма», «Прощание Марии с Захарией после признания Ее невиновности»). В палеологовскую эпоху протоевангельский цикл дополняется сценой «Перепись населения», где также изображен И. О. (мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Редким примером включения И. О. в композицию «Введение Богородицы во храм» является новгородская икона XIV в. (ГРМ), на к-рой И. О. изображен стоящим за прав. Захарией ( Смирнова. 1976. С. 210). По мнению Ж. Лафонтен-Дозонь ( Lafontaine-Dosogne. 1964. P. 161-162), на эту иконографию могла повлиять сцена «Обручение Марии», поскольку обе композиции имеют сходную схему (ср. с «Обручением Марии» на эпистилии из мон-ря Ватопед). Одиночное изображение И. О. представлено на иконе «Богоматерь Киккская, с пророками и избранными святыми» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Образ И. О. помещен в центре нижнего ряда святых, непосредственно под образом Богоматери на троне. Он представлен фронтально, в левой руке держит развернутый свиток, правая рука молитвенно поднята к груди. Слева от И. О. изображены в молении праведные Иоаким и Анна, справа - прародители Адам и Ева. Надпись под троном Богородицы комментирует эту необычную композицию: «Иоаким и Анна зачали, Адам и Ева были спасены» ( Лидов.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

( Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 82) встречается перевод сокращенной версии греч. Мученичества М. и М. (BHG, N 1028y). ВМЧ включает перевод Мученичества (BHG, N 1028y) и сказания из нестишного и стишного Прологов (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1864, 1867-1870). Перевод Метафрастова Мученичества (BHG, N 1029) содержится только в южнослав. рукописях ( Иванова. Biblioth. Hagiogr. C. 266-267). Ист.: BHG, N 1028y, 1028z, 1029, 1029с; Franchi de " Cavalieri P. Una pagina di storia bizantina del secolo IV: Il Martirio dei santi Notari// Idem. Scritti agiografici. Vat., 1962. Vol. 2. P. 434-439 [тексты]. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 330; Т. 3. С. 441; Franchi de " Cavalieri P. Una pagina di storia bizantina del secolo IV: Il Martirio dei santi Notari// Idem. Scritti agiografici. Vat., 1962. Vol. 2. Р. 401-433 [исследование]; Janin R. Marciano e Martirio//BiblSS. Vol. 8. P. 695-696; idem. Églises et monastères. P. 377-378; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 299-300; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 20092. Τ. 2. Σ. 275. Иконография святых складывается в кругу художников, создававших книжную иллюминацию для столичного визант. скриптория; их образы появлялись чаще всего в сборниках житий святых. Древнейший пример, миниатюра Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 137, 1-я четв. XI в.), показывает мучение святых. На фоне архитектурного ансамбля, состоящего из купольной церкви с алтарем и портиком-нартексом, а также из портика-галереи, палач закалывает, словно домашний скот одного из святых. Другой святой, видимо М., стоит слева, ожидая своей участи (руки связаны за спиной). Оба святых молоды, у них короткие волнистые русые волосы, небольшие бородки. Облачены в диаконские одежды: на М. длинная туника золотистого цвета, на Мартирии - голубого; плащ наподобие фелони у М. вишневый с золотистыми складками, у Мартирия - сиреневый. Между святыми, чьи лики спокойны и прекрасны, видна композиционная связь, призванная обозначить духовное единство: взгляд М.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

С. В. Алпатов Прп. Павел Фивейский. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XII в. Древнейшее изображение П. Ф. сохранилось на иконе X в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, некогда представлявшей собой триптих: на боковых створках (средник, который, вероятно, занимало изображение Нерукотворного образа Спасителя, не сохр.) на золотом фоне представлены сверху ап. Фаддей и царь Авгарь, внизу - П. Ф., прп. Антоний Великий, свт. Василий Великий и прп. Ефрем Сирин. П. Ф. изображен в светло-коричневом хитоне и темно-коричневой мантии, его голова обнажена, короткие седые волосы, борода длинная, заостренная; руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони обращены наружу. С образом собеседника и сподвижника П. Ф.- прп. Антония Великого, а также с иллюстрированием житийных сюжетов будет связано развитие иконографии святого в произведениях к-польского искусства. Так, на миниатюре в Минологии представлена композиция прощания прп. Антония Великого с усопшим П. Ф. (Vat. gr. 1613. P. 321, 1-я четв. XI в.): перед пещерой лежит П. Ф.- его глаза закрыты, руки сложены на груди, рядом с почившим (в ногах) - коленопреклоненный прп. Антоний. Образ П. Ф. на миниатюре похож на тот, что можно видеть на синайской иконе: облачение коричневого цвета, из-под мантии видна схима, голова не покрыта. Точным повторением этой композиции является миниатюра в январском томе Императорского минология (Baltim. 521. Fol. 28, 1034-1041 гг.). В месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 287, кон. XI в.) под 3 янв. П. Ф. изображен стоящим, в монашеских одеждах, на голове - черная шапочка. Прп. Павел Фивейский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Прп. Павел Фивейский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. В XIII в., в эпоху активных латино-визант. художественных контактов, сохраняется тип изображения П. Ф. как седовласого старца в монашеских темных одеждах, напр. в составе чина егип. преподобных - прп. Онуфрий Великий, Максим и Дометиан, дети имп. Валентиниана I, чье присутствие дало имя мон-рю Римлян (Дейр-эль-Барамус, в Вади-эн-Натрун), на нижнем поле иконы «Распятие, с избранными святыми» (сер. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В монашеском облачении, с непокрытой головой (без седины) П. Ф. изображали на миниатюрах греческих и славянских Псалтирей с иллюстрациями на полях, в частности при тексте Пс 101. 25 («Боже мой! Не восхити мене в половине дней моих»), напр. в греч. Псалтири (Baltim. 733. Fol. 69v, ок. 1300 г.), и в близкой к ней Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 140 об., 1397 г., с надписанием имени).

http://pravenc.ru/text/2578583.html

А. Ю. Никифорова Иконография Ранние изображения А. сохранились в базилике Сант-Амброджо в Милане: на мозаике «Золотое небо» (Ciel d " Oro), ок. 470 г., в капелле Сан-Витторе; рельефе «Золотого алтаря», ок. 840 г.; мозаике IX в. в центральной апсиде базилики; кивории, 10-е гг. XI в. На мозаике капеллы А. представлен в рост, между мучениками Гервасием и Протасием, облачен в хитон, фелонь (paenula), на груди крест; черты лица индивидуализированы: А. изображен средовеком, с короткими темными волосами и небольшой бородой. Аналогичная композиция воспроизведена на рельефе фронтальной стенки кивория. На рельефах «Золотого алтаря» помещены сюжеты из жизни А.: от рождения, посвящения во епископы до смерти и перенесения его души на небо - редкий образец раннего житийного цикла, восходящего к житию, составленному св. Павлином. В основе сюжета, изображенного на мозаике апсиды ц. Сант-Амброджо и на одной из панелей «Золотого алтаря»,- эпизод из жизнеописания св. Мартина Турского («Чудесное присутствие Амвросия при погребении свт. Мартина Турского»). В восточнохрист. традиции А. обычно представлен в святительских одеждах - фелони и омофоре, с Евангелием в руке: на фрагменте фрески в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 227; 976-1025 гг.); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270v; 3-я четв. XI в.); в Минологии (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 20r; 1327-1340 гг.); в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 89об.; XV в.); а также в древнерус. памятниках: напр., в росписи кон. XV в. ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре в Новгороде (полуфигурное изображение над аркой прохода в диаконник), в росписи кон. XVI в. алтаря Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве; на рус. минейных иконах ок. 1597 г. (двусторонняя таблетка из собрания П. Корина. ГТГ), кон. XVI в. (ВГИАХМЗ), кон. XIX в. (ЦАК МДА, выполнена на основе строгановского образца). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об А. сказано: «Старец с остроконечною бородою» (§ 8. 30); в иконописном подлиннике С. Т. Большакова , XVIII в.: «Рус, брада аки Василия Кесарийскаго покороче, риза кресты лазоревы, испод киноварь, с белилом, амфор [омофор] и Евангелие».

http://pravenc.ru/text/114346.html

источниках, но не вошедшие в церковные празднования, также нашли воплощение в памятниках христ. искусства. Более, чем др. сюжеты, получила распространение иконография явления архангела прав. Иисусу Навину (хотя в тексте (Нав 5. 15) не указано имя небесного посланника, давняя традиция приписывает явление М.). Сюжет могли изображать отдельно или в цикле деяний М. в монументальной живописи, иконописи. На иллюстрации из свитка Иисуса Навина (самое раннее известное изображение в миниатюре; Vat. Palat. gr. 431, 1-я пол. X в.) царь встречает стоящего М. и падает перед ним на колени, небесный воин облачен в доспехи, в правой поднятой к плечу руке - обнаженный меч, в левой, опущенной,- ножны. Похожая фигура составляет часть миниатюры под 1 сент., днем памяти прав. Иисуса Навина, из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 3, 1-я четв. XI в.). На древнейшей рус. иконе со сценой явления М. Иисусу Навину из Успенского собора Московского Кремля (кон. XII в., ГММК) архангел представлен фронтально, в рост. Его десница с обнаженным мечом поднята высоко над головой, латы отделаны золотом, золотым орнаментом украшен черный накинутый на плечи плащ; следы золотого орнамента сохранились на одеждах, исполненных в ярко-красном цвете. Явление М. прав. Иисусу Навину как одно из важнейших деяний М. часто изображается в византийских и русских фресковых циклах, посвященных архангелу, напр., в росписи Архангельского собора Московского Кремля (1564-1566; переписаны в сер. XVII в.). Сюжет приобрел характер патронального и служил для украшения воинских знамен в разных христ. странах. Сохранилось знамя командующего визант. флотом имп. Мануила II Палеолога (ок. 1411; Палаццо-Дукале, Урбино, Италия), на к-ром к ногам М., так же как прав. Иисус Навин, припадает сам военачальник (по композиции изображение близко к изображению на древней иконе из Успенского собора Московского Кремля). Греч. надпись, обрамляющая сцену, содержит молитву военачальника и призыв к архангелу о помощи в войне с «полками иноплеменников» (турками, осаждавшими К-поль), т.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Изображение мученичества Л. С. (усечение главы мечом) известно в миниатюрах и фресках с минейными циклами под 16 окт. Минейные образы Л. С. появились в XI в. среди святых, память к-рых отмечается в окт., как на миниатюре из Венского Минология (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v), где Л. С. в воинских одеждах, с круглым мечом (живопись лика и головы утрачена); в начале Жития, среди маргинальных образов, напр., в греч. минее на окт., привезенной из афонского мон-ря Кутлумуш (ГИМ. Син. греч. 175. Л. 94 об., XI в.). Л. С. в молении стоит на коленях, над ним - воин с поднятым мечом. Композиции могут содержать неск. эпизодов, как, напр., в ватиканском Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 117, 1-я четв. XI в.), где Л. С. изображен в золотой тунике с синими клавами, с непокровенной головой; рядом с ним ожидают казни 2 его друга (все трое с нимбами). Справа находится сцена обретения главы Л. С.: благочестивая слепая вдова опустилась на колено перед ямой и отложила в сторону свой посох. Сцена казни завершает текст Жития святого в лицевой минее XI в. на окт. (ГИМ. Син греч. 175. Fol. 99 об.). В сцене казни в Минологии Димитрия Палеолога (Bodl. Gr. th. F. 1. Fol. 13v, Фессалоника, 1322-1340) рядом с безбородым Л. С. ожидает смерти его спутник. Сцена усечения мечом Л. С. распространена в росписях нартексов монастырских храмов: святой стоит на коленях, с руками, сложенными в молитвенном жесте; он может изображаться с непокрытой головой (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница), либо кудри на голове покрывает вост. плат (ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350). Эта сцена есть в росписях церквей Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391), и свт. Николая Чудотворца в Пелинове, Черногория (1717-1718). Вероятно, в XIX в. иерусалимскими мастерами был создан живописный триптих в резной позолоченной раме в приделе во имя Л. С. в храме Гроба Господня в Иерусалиме. На его центральной панели представлена распространенная версия «Распятия Господня». Л. С. во главе воинов и людей - слева, казнь Л. С. и обретение его главы вдовой - на правой стороне.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Иконописный подлинник. С. 238. 42). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) отметил следующее: «…типа греческого. О подобии его не сказано, но лучше его писать средних лет и со средней величины бородой, с проседью, в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 136). Один из самых ранних образов Л. был представлен в росписи базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (440-461, утрачена во время пожара в 1823); погрудное изображение было помещено в медальоне на сев. стене центрального нефа, известно по рисунку в рукописи из Ватиканской б-ки (Vat. Barber. lat. 4407. Fol. 1). В росписи кон. XI в. Нижней церкви рим. базилики Сан-Клементе в центральном нефе на зап. стороне вост. опоры сохранилась нижняя часть сцены с изображением сщмч. Климента и его предшественников на Римской кафедре («Поставление сщмч. Климента в папы»). Слева от центральной фигуры сщмч. Климента, за ап. Петром, изображен в 3/4-ном развороте вправо Л. (идентификация возможна благодаря именам на полосе разгранки сцен), справа - папа Анаклет I. На Л.- белая туника, насыщенного синего цвета казула с узкой красной оторочкой, палий. В составе минейного цикла наиболее ранний дошедший до наст. времени пример изображения Л.- миниатюра в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 160; 1-я четв. XI в.). Святой представлен в рост, в одеждах, типичных для изображений апостолов,- в хитоне, гиматии, с омофором на плечах, в руке держит свиток (с ним - апостолы от 70 Филолог, Ерма, Патров и Гаий). Стоящим первым вместе с апостолами Филологом и Ермой Л. изображен в греко-груз. рукописи кон. XV в. (в т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 86 об., под 5 нояб.; фигуры празднуемых в том же Соборе апостолов Патрова и Гаия перенесены на следующий лист). Л.- молодой муж с округлой, сужающейся книзу бородой; его фигура развернута вправо к 2 др. апостолам, обеими руками он держит закрытый свиток. Изображения Л. в минейных циклах в росписях храмов и на иконах не встречаются. В XIV в.

http://pravenc.ru/text/2110513.html

Обычно святого представляют старцем с седой округлой бородой, в святительских одеждах (фелони или саккосе, с омофором), с Евангелием в левой руке, правой благословляет; иногда в руке держит крест. Одним из ранних монументальных ансамблей, в к-ром присутствует образ К., являются росписи капеллы 9 в долине Гёреме, Каппадокия (кон. X в.). Изображение К. находится также в росписях ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318, на юж. грани сев.-зап. столба, во 2-м снизу ярусе росписи, К. представлен погрудно вместе с прп. Авраамием Затворником, мч. Клавдием и др. святыми Киликийскими, память к-рых празднуется 29 окт.); ц. Богородицы «Одигитрия», Печская Патриархия, Косово и Метохия (между 1330 и 1337); алтарной апсиды ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Ватопед на Афоне (1312 - старец с длинной седой бородой, в крещатой фелони, с широким белым омофором, с крупными темными крестами, в левой руке держит закрытый кодекс); ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350, в зап. части сев. стены центрального нефа, во 2-м снизу ярусе росписи, на фоне городской стены, под погрудными образами святых Терентия, Неонилы и др. африкан. святых, память к-рых отмечена 28 окт., святитель облачен в богато орнаментированный саккос с омофором). Сцена мучения К. помещена в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 144, 1-я четв. XI в.): святитель в архиерейских одеждах стоит внутри котла на раскаленной печи, слева он него фигура палача с копьем на длинном древке, которым он пронзает К. грудь. Страсти К. представлены в лат. Бревиарии (Paris. lat. 1052. Fol. 370v, 2-я пол. XIV в.). Образ К. вместе с равноап. Еленой есть в сцене «Обретение Креста Господня». Одно из ранних изображений сохранилось на миниатюре из «Гомилий Григория Назианзина» (Paris. gr. 510. Fol. 440, 879-882): очевидно, К. (до крещения - Иуда) молодой мужчина с темными волосами и короткой бородой в голубом хитоне, охристом гиматии, стоя на коленях, склонился к кресту, обретенному в земле. Цикл композиций на тему обретения и воздвижения Креста представлен в росписи ц.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Σ. 168). Е. Е. Макаров Иконография Мартирием этих мучеников считается Красная ц. в Перуштице - единственный археологически известный памятник IV-V вв. в окрестностях древнего г. Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) в рим. пров. Фракия; его необычный план с сочетанием трифолия и овала исследователи трактуют как мартирий для неск. саркофагов ( Бояджиев Ст. Архитектура, първоначално предназначение и преустройства на Червената църква при Перущица//Археология. 1998. 3/4. С. 24-37; Атанасов Г. 345 раннохристиянски свети-мъченици от българските земи I-IV в. София, 2011. С. 22-23). Сцена казни 3 мучеников вошла в Минологий Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 39). Событие развернуто на 1-м плане, ландшафтный фон составляет небольшая горка, симметричная фигуре размахнувшегося палача. В центре - падающее тело обезглавленного и безрукого средовека, видимо М.; на нем охристого цвета туника с длинным рукавом. Следующим казнят также средовека, в тунике розового цвета, к-рому до того были усечены ладони. Оба мученика с короткими волосами и бородами. Слева в ожидании казни стоит со связанными за спиной руками юная мученица с длинными волосами в сером платье; в подписи к краткому сказанию и миниатюре она названа « A σκληπιοδτις». В той же рукописи под 19 февр. как отдельная сцена представлено сожжение 2 святых, названных М. и Ф. (Fol. 413),- имеются в виду, очевидно, Адрианопольские мученики. Из ярко-красных языков пламени костра встают 2 средовека, воздевшие руки в жесте орантов. У обоих короткие темные волосы, у М. борода клинообразная, у Ф. короткая бородка. М. в темном платье, складки к-рого прописаны золотым ассистом, на Ф. белая туника с длинными рукавами, драгоценная вышивка украшает поручи и верха рукавов. Сцена гибели 3 Маркианопольских мучеников включена в греч. рукопись, исполненную в столичном скриптории,- Минологии на февр. и март (ГИМ. Син. греч. 183. Fol. 91v, 2-я четв. XI в.). Среди настенных минологиев сцена усекновения головы М. есть в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18), на юж. стороне сев. нефа - под 16 сент., а страдания всех 3 святых (под 19 февр.)- на юж. склоне юж. свода, 2 мученика изображены погрудно, горящими в огне костра. В притворе ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (1348-1350) под 19 февр. в верхней части юж. пилястры на зап. стене гибель мучеников представлена как их сожжение. В надписи указано, чья память празднуется 19 февр.: «Сты мчнкъ еодотоу Максима и прочимь».

http://pravenc.ru/text/2561646.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010