Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРФЕНИЙ Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 380) Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 380) [Греч. Παρθνιος] (IV в.), прп., чудотворец (пам. 7 февр.), еп. Лампсакийский. Сохранилось Житие П., написанное Криспином, видимо спутником или учеником святого (BHG, N 1422), Житие Симеона Метафраста (X в.) (BHG, P. 1423; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 303-317) и неск. его редакций: BHG, N 1423a (изд.: Laty š ev. Menol. T. 1. P. 20-208) и BHG, 1423b. Согласно Житию Криспина, П. род. при имп. Константине I Великом (306-337) в г. Мелитополь (Милетополь) в пров. Геллеспонт. Его отец, Христофор (в некоторых редакциях Христодул), был диаконом в одной из местных церквей, но сыну образования не дал. П. приобщался к свящ. текстам на богослужениях, к-рые он с усердием посещал. С юных лет П. освоил профессию рыбака, однако рыбу и деньги от ее продажи раздавал бедным. Милосердие сделало П. популярным и любимым в городе человеком. В 18 лет у П. проявился духовный дар изгонять бесов. Епископ Мелитопольский Филипп (Филит) обратил внимание на добродетельного юношу и велел обучить его грамоте, а вскоре против воли П. рукоположил его во священника, поручил ездить по всей епархии и проповедовать. В это время к дару изгнания бесов у П. добавился дар исцеления. Однажды он встретил человека, к-рому только что выбили глаз, вставил глаз на место, помолился и исцелил увечье. Тяжелобольную женщину П. исцелил крестным знамением, а набросившегося на него цепного пса святой смог умертвить дуновением. Слава о П. распространилась по округе, и вскоре митрополит Кизический Асхолий (в нек-рых редакциях Ахиллий) рукоположил его во епископа г. Лампсака, где были сильны языческие позиции. Святой образ жизни епископа и личный пример соблюдения христ. заповедей обратил ко Христу многих жителей города. П. побывал при дворе имп. Константина и получил разрешение, а также деньги на строительство христ. церкви. Когда здание храма было почти готово и нужно было доставить один большой камень для устройства престола, бесы вселились в перевозивших камень волов, и буйные животные раздавили погонщика. Узнав о несчастье, П. помолился, и умерший воскрес. Святой воскресил также самоубийцу, к-рый будучи одержим, повесился в притворе храма, и др. умершего юношу.

http://pravenc.ru/text/2579065.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА И ДАМИАН Получение от Господа Космой и Дамианом Аравийскими дара врачевания. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 152) Получение от Господа Космой и Дамианом Аравийскими дара врачевания. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 152) [Греч. Κοσμς κα Δαμιανς; лат. Cosmas et Damianus; древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (νργυροι) (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.). Документальные свидетельства исторического существования К. и Д. не сохранились. Согласно чрезвычайно сложно формировавшемуся и противоречивому преданию, братья К. и Д. были врачами, лечившими людей бесплатно (отсюда наименование - «бессребреники», «безмездники»). Изначально единое почитание К. и Д. разделилось на 3 традиции, в рамках к-рых почитаются 3 группы одноименных святых: К. и Д., преподобные Асийские (пам. 1 нояб.),- сыновья христианки Феодоты, умерли своей смертью и похоронены в местности Феремма (Фереман), к северу от г. Кирр (Сев. Сирия); К. и Д., мученики Римские (пам. 1 июля), убиты из зависти врачом-язычником при имп. Карине (283-285); К. и Д., мученики Аравийские (пам. 17 окт.), приняли мученическую кончину вместе с др. братьями, Леонтием, Анфимом и Евпрепием, в г. Эги (Αγα, Киликия) в гонение имп. Диоклетиана (284-305). К Житию (Мученичеству) К. и Д. обычно примыкает собрание описаний посмертных чудес, восходящих, по мнению издателя греч. текстов Л. Дойбнера, к 6 авторам, из к-рых известно имя лишь последнего - Максима Диакона. Число чудес различается в разных собраниях и достигает 47. В церковной традиции греч. Востока существует тенденция к признанию 3 групп этих одноименных святых. Однако при детальном исследовании комплекса агиографических текстов, посвященных святым, которое провел уже Р. Дениг (1660), возникла т. зр., что именно «асийская», самая распространенная версия является исходной. Восстановить, когда именно появилась «аравийская» версия, сложно; «римская» версия с большой вероятностью возникла в Сирии в IV-VI вв.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛИТИНА Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 42) Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 42) (II в.), мц. Маркианопольская (пам. 16 сент.). Свидетельство о М. сохранилось лишь в визант. Синаксарях в виде небольшого сказания, которое, возможно, было составлено на основе утраченного Мученичества. М. жила в г. Маркианополе (Фракия, территория совр. Турции) при имп. Антонине (вероятно, Антонин Пий (138-161)). Она была христианкой, и правитель Маркианополя игемон Антиох принуждал ее отречься от истинной веры. При попытке игемона заставить ее принести жертву языческим богам идолы Геракла и Аполлона рухнули и рассыпались. По ее молитвам Господь сотворил мн. др. чудеса, свидетели к-рых обратились ко Христу. Антиох привел М. к своей жене, надеясь, что та сможет жен. хитростью и лестью переубедить святую, но после беседы с М. жена правителя сама исповедала себя христианкой. После этого игемон приказал обезглавить мученицу, и она предала свой дух Господу. Тело мученицы оставалось некоторое время непогребенным. Вскоре через Маркианополь возвращался к себе на родину в Македонию некий благочестивый человек по имени Акакий. Он обнаружил останки М. и попросил у игемона разрешения забрать их; тот, не подозревая, что Акакий - христианин, отдал ему честные мощи. Акакий положил их в ковчежец, сел на корабль и отплыл на родину. Однако по пути он скончался. Когда корабль пристал к о-ву Лемнос, местные христиане похоронили у себя честные останки М. и рядом - благочестивого Акакия. Возможно, легенда о перенесении мощей М. на Лемнос возникла уже на острове, чтобы обосновать почитание некой местной святой. Во всяком случае мощи М., вероятно, находились в К-поле, где ей был посвящен храм в квартале Петрион (ν τ Πετρ). По мнению прп. Никодима Святогорца и иером. Макария Симонопетрита, М. отличается от мц. Мелитины (пам. греч. 29 окт.; пам. визант. 29, 30 окт.), тогда как И. Делеэ и Ж. М. Соже склонны к их отождествлению. В Римском Мартирологе память М. помещена под 15 сент. (MartRom. P. 417).

http://pravenc.ru/text/2562896.html

Через 7 месяцев ожоги прошли и М. решил спасаться от плотских искушений подальше от людей. Придя в гавань (Кесарии Палестинской?), он нашел корабельщика, который отвез его на необитаемую скалу посреди моря, точнее не локализуемую. Живя там под открытым небом и плетя корзины из пальмовых ветвей, М. отдавал сделанное на продажу корабельщику, который взамен привозил ему еду 2-3 раза в год. Диавол продолжал нападения на святого, пытаясь устрашить его огромными, в 15 локтей высотой волнами, грозящими захлестнуть остров, но М. не испугался стихии. Тогда бес сделал так, что через 6 лет (в нек-рых списках - 10) пребывания М. на острове у его берегов разбился корабль, с которого спаслась, уцепившись за доску, очень красивая девица 25 лет (по нек-рым спискам - 20). Поняв ухищрение диавола и то, что его ожидает новое испытание, М. все же не оставил девушку без помощи. Он вытащил ее и рассказал о своей договоренности с корабельщиком, к-рый сможет забрать ее с острова, когда приедет за корзинами. Оставив спасенной все свои запасы еды, М. бросился в бушующее море, но его подхватил дельфин и довез до берега (согласно BHG, N 1179e - к некоему храму св. Киприана). Прп. Мартиниан. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 371) Прп. Мартиниан. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 371) Оказавшись на берегу, М., чтобы избежать искушений, решил переходить из города в город, нигде не задерживаясь. Так он обошел 164 города (возможно, это заняло ок. 2 лет), пока не оказался в Афинах. Там он вошел в церковь, лег на каменную скамью и, предчувствуя близкую кончину, попросил привести к нему епископа, к-рому было видение о М. После архиерейского благословения М. мирно скончался. Девушка же, дождавшись корабельщика, поняла, что уже не хочет покидать остров. Она попросила его заботиться о ней так же, как он заботился о М. Жена корабельщика переодела девушку в муж. монашескую одежду и вместе с мужем приезжала к ней раз в 3 месяца, привозя еду и пряжу для рукоделия. Отшельница жила там в строгом постничестве и молитвах 6 лет. Она скончалась за 2 месяца (по нек-рым спискам - за 2 дня) до очередного приезда корабельщика и его жены, к-рые перевезли ее останки в Кесарию, где местный епископ с почестями похоронил их.

http://pravenc.ru/text/2562432.html

Образование сельских общин христиан стало одной из отличительных черт К., где было мало городов и большая часть земель интенсивно использовалась в сельском хозяйстве. В IV в. в Церкви К. был развит институт хорепископов, к-рые занимались окормлением верующих в сельских регионах и были приравнены в статусе к предстоятелям городских общин. На I Вселенском Соборе в Никее (325) присутствовали 5 хорепископов и 7 епископов из К. во главе с еп. Леонтием Кесарийским. Это были епископы Тианы, Колонии, Кивистры (Кизистры), Команы, Парнасса и Спании (не локализовано). В период епископата свт. Василия Великого в Кесарии (370-379) в его юрисдикции в пров. Каппадокия Первая хорепископов было уже ок. 50. К сер. IV в. К. воспринималась как одна из наиболее христианизированных провинций Римской империи. В 362 г. имп. Юлиан Отступник приказал лишить Кесарию статуса города (полиса) и вернуть ей древнее название Мазака за то, что почти все ее население перешло в христианство ( Sozom. Hist. eccl. V 4). Еще не разделенная обширная рим. провинция К. была не только колыбелью православия для всего христ. Востока, но и матерью-Церковью для арм. христиан, т. к. св. Григорий Просветитель в Кесарии был рукоположен во епископа для армян. Каппадокийские корни есть и у гот. христианства, т. к. из Зап. Каппадокии происходили ближайшие предки-христиане св. Вульфилы, начавшего крещение готов на Балканах в сер. IV в. Свт. Григорий Нисский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 305) Свт. Григорий Нисский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 305) Ряд церковных иерархов в К. сочувствовали арианству. Известны епископы Дианой Кесарийский и Анфим Тианский, занимавшие кафедры в 40-х - нач. 60-х гг. IV в., Георгий Доарский - в 70-х гг. В IV в. выходцы из К. приняли также активное участие в борьбе православных и ариан за Александрийский престол. На Александрийский престол вместо низложенного и высланного свт. Афанасия Великого был возведен Григорий Каппадокиец (339-345; возможно, был убит). Та же судьба постигла арианина Георгия из К., к-рый занимал престол в Александрии несколько раз между 347 и 361 гг.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Призвание М. Христом на проповедь проиллюстрировано на миниатюрах из рукописи Слов (Гомилий) Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 87v, 880-886 гг.). Сюжет включает 2 сцены: М. за столом в эдикуле пересчитывает деньги, он обращается к Христу; с кодексом на руках идет вслед за Христом. В той же рукописи в цикле с апостольской миссией (Fol. 426v) показано, как он крестит в крещальне-квадрифолии. В Ерминии мон. Дионисия Фурноаграфиота обращение М. к Христу рекомендовано иллюстрировать 2 сценами: призывом М. с «мытницы» и трапезою, к-рые включали множество фигур и ремесленные атрибуты мытаря (сундуки, бумаги, чернильницы, весы) (Ерминия ДФ. Ч. 3. Разд. 1 (Как изображаются Господские праздники…). § 29-30). Мученичество М. (под 9 авг.) известно в минейных циклах и апостольских деяниях. На своде в Сан-Марко показана смерть М. у алтаря во время литургии - воин пронзает его мечом со спины. Этот же извод был использован в миниатюре, украшающей инициал в Штутгартском пассионале (Stuttg. bibl. 56. Fol. 101v, 20-30-е гг. XII в.). Смерть апостола изображалась в минейных циклах: на миниатюрах из рукописей (Минологий с праздниками деспота Димитрия Палеолога - Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 17r, 1322-1340 гг.); на иконах (Синайский гексаптих, XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В нартексе ц. Николая «тис Феологинас» в Кастории помимо годового минология (росписи 1663 г.) есть сцены с назидательным содержанием, располагающиеся над фигурами стоящих святых, в т. ч. сцена мученичества М. Как минейное изображение редко встречается сцена с погребением М., напр., в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 186, 1-я четв. XI в.). Усопший сед, с короткой бородой, на нем синий хитон с черным клавом на правом плече и охристый гиматий. В храмовой декорации даже при отсутствии купольной конструкции, как в кафоликоне Протата, расположение фигуры М. соответствует системе росписей на парусах: он изображен на юж. предалтарном столбе, рядом со сценой «Тайная вечеря» (Причащение апостолов), напротив ап. Луки (фрески рубежа XIII и XIV вв., мастер Мануил Панселин, см. в ст. Карея ). На фасаде трапезы Великой Лавры образы евангелистов попарно окружают изображения апостолов Петра и Павла (2-я четв. XVI в., мастер Ф. Стрелицас Вафас); в чине апостолов на юж. стене кладбищенского храма в честь св. Апостолов мон-ря Ватопед (1683). Дважды М. может изображаться на парусах и в чине апостолов - в росписях парекклисиона Панагии Парамифии в Ватопеде (1677/78), парекклисиона в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Хиландаре (1683/84). Фигура М. включается в декорацию погребальных комплексов, напр. на сводах гробниц К-польских патриархов Анфима II (ок. 1628), Дионисия IV (1696) в Великой Лавре. В минейных циклах в росписях фигура М. есть в сев.-вост. ячейке трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в., мастер Стрелицас Вафас).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Самое раннее изображение К. и Д. (предположительно) находится в мозаиках 1-й пол. V в. в Ротонде вмч. Георгия в Фессалонике. Та же типология образов (К. седобородый, Д.- средовек с темными бородой и усами) использована художниками на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 120, 1-я четв. XI в.,- сцена мучения) и в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 261r, кон. XI в.). В греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 82, кон. XV в.) К. и Д. изображены вместе с прор. Осией, оба целителя юные, с каштановыми волосами; Д. в лиловом хитоне и в коричневом гиматии, на К. голубой хитон и зеленый гиматий. Изображения К. и Д. сохранились в настенных минологиях ряда балканских храмов: ц. арх. Михаила в с. Варош (пригород Прилепа, Республика Македония; 80-е гг. XIV в.) - полуфигуры; ц. Христа Пантократора монастыря Дечаны (Косово и Метохия; 1335-1348) - в рост, средовеки, с инструментами в руках, на головах - вост. головные уборы (тюрбаны); в нартексе в Печской Патриархии (1561; под 16 окт.) - сцена усекновения глав, вместе с др. 3 Аравийскими мученикам, в тюрбанах (аналогичная по иконографии сцена помещена в Минологии деспота Димитрия Палеолога - Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 13v, 1322-1340 гг.). К. и Д. Асийские Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1338–1348 гг. Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1338–1348 гг. (пам. 1 нояб.). В греч. иконописном подлиннике (Ерминии), составленном иером. Дионисием Фурноаграфиотом ок. 1730-1733 гг., К. и Д. «из Азии» описаны как «юные, с бородами, едва показавшимися» (Ерминия ДФ. С. 169). В русских иконописных подлинниках XVIII в. облик святых описан более подробно, напр. в сводном иконописном подлиннике С. Т. Большакова: «У Козьмы риза киноварь, средняя санкирь, испод лазорь, у Дамиана риза лазорь, средняя вохра с белилом, испод киноварь, брадами оба среднии равно, в правых руках держать перье, в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохряны» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 44). В месяцеслове рус. иконописного подлинника по списку Г. Д. Филимонова: «Козьма образом и брадою средний, рус, брада аки Тихона, епископа Амафусийского, риза киноварь, средняя санкир с белил, испод лазорь. Дамиан аки Косма, риза лазорь, средняя вохра с белил, испод киноварь; брадами оба средние, равно в правых руках держат перье, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохряны» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 183). В «Руководстве к писанию икон» акад. Фартусова (1910) о К. и Д. сказано: «Типа греческого, жители Азии, средних лет, волосы коротки, борода средней величины. Как братья по плоти, похожи друг на друга, но Косма немного постарше. Одежда: туники ниже колен и ризы по колена средней ширины. В руках ящички с лекарством, причем у Космы - ложечка, а у Дамиана - остриженное перо» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 63).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθη τ τερπν μαρτρων παινσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского . Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεον. Σ. 106-108. N 79-285). Иконография Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. 7).

http://pravenc.ru/text/63854.html

Диак . Михаил Желтов,А . А . Лукашевич Иконография Изображения события обретения Креста равноап. имп. Еленой известны с IX в. (миниатюра из «Слов Григория Назианзина»- Paris. NB. gr. 510. f. 285). Однако в основу композиции В. на раннем этапе формирования иконографии легла не историческая сцена с Патриархом Макарием, а изображение чина воздвижения Креста в соборе Св. Софии в К-поле. Самый ранний пример - миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. f. 35, 976-1025 гг.): епископ стоит на ступенчатом амвоне перед алтарем, держа в вытянутых руках Крест. С незначительными отличиями в деталях эта сцена повторяется в миниатюрах из синаксарей (Синаксарь Захарии Валашкертского - Кекел. А 648, 1-я четв. XI в.), из лекционариев (Dionys. Cod. 587. F. 119v, XI в.; Pantel. Cod. 2. F. 189v, XII в.), из Псалтирей (Лондонская (Феодоровская) Псалтирь - Lond. Add. 19352, 1066 г.; Балтиморская - Baltim. W. 733. F. 66v, XIV в.; Киевская - РНБ. ОЛДП. F 6. Л. 137, 1397 г.), на иконах (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В Евангелии с синаксарем XI в. (Vat. gr. 1156. f. 250v) представлены 2 сцены: «Поклонение Кресту» - слева подходят клирики, кланяясь Кресту, лежащему на престоле, справа - епископ (с нимбом) держит кадило и Евангелие, за ним 3 епископа (без нимбов); «Воздвижение Креста» - на амвоне епископ (с нимбом) с Крестом и 3 клирика, 2 слева, 1 справа,- все в повороте вправо. В Псалтирях сцена В. иллюстрирует псалом 98, воздвизающим на амвоне Крест представлен свт. Иоанн Златоуст. Возможно, это связано с тем, что на 14 сент. приходится память этого святителя, а также с тем, что он является одним из основоположников к-польской богослужебной традиции. Обряд воздвижения Креста в соборе Св. Софии в К-поле с участием императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» сер. X в., однако изображения императора в этой сцене появляются только в палеологовскую эпоху. В настенном минологии в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия, Сербия), ок. 1320 г., под 14 сент. традиционно изображен на амвоне святитель с Крестом в руках, справа от амвона фронтально стоит император с Крестом на длинном древке, за ним - певцы в остроконечных шапках и люди. В верхней части композиции расположены поясные изображения свт. Иоанна Златоуста и св. Папы. У святителя, стоящего на амвоне, длинная борода, что отличает его от свт. Иоанна Златоуста и позволяет отождествить с патриархом Макарием. Цикл, посвященный явлению Креста имп. Константину и истории обретения Креста имп. Еленой, представлен в росписи ц. мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы (Кипр), 1494 г.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Мученическая кончина воинов имп. Никифора I от рук болгар. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 345) Решающим фактором, влиявшим на К., оставалось народное почитание. Изменения в обществе порождали изменения в отношении к святости и святым. Мучениками могли считаться не только христиане, открыто исповедавшие свою веру и принявшие смерть за Христа во время гонений, но и убитые в результате войн с иноверными, политических переворотов или даже семейных ссор. Так, на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613) изображаются как мученики (с нимбами) воины имп. Никифора I (802-811), убитые болгарами 26 июля 811 г., во время битвы в Вырбицском ущелье. Этот военный поход имел лишь косвенное отношение к исповеданию веры во Христа; болгары предложили заключить мир, но предложение было отвергнуто, единственной причиной почитания визант. воинов как мучеников стало то, что они были христианами и пострадали от язычников ( Dujcev I. La chronique byzantine de l " an 811//TM. 1965. Vol. 1. P. 205-254; Follieri E., Dujcev I. Un " acolutia inedita per i martiri di Bulgaria dell " anno 813//Byz. 1963. Vol. 33. P. 71-106). Мучениками были объявлены солдаты имп. Никифора II Фоки (963-969), погибшие в битве с арабами (Les regestes des actes du patriarcat de Constantinople. Istanbul, 1936. Vol.1. Fasc. 2/Ed. V. Grumel. N 790). Похожие случаи имели место и в Зап. Церкви. Так, кор. Англии Эдуард Мученик († 978) был убит по приказу мачехи, стремившейся возвести на трон своего родного сына. Тем не менее св. Эдуард почитается как мученик в Римско-католической, Англиканской и Православной Церквах. Швед. аристократка Елена из Шёвде († ок. 1160), несправедливо обвиненная в супружеской неверности и убитая родственниками мужа, была канонизирована как мученица в 1164 г. папой Александром III. Дат. знатная дама Маргарита Роскилльская († 1176/7) по неизвестным причинам была повешена собственным мужем, пытавшимся имитировать ее самоубийство, тем не менее долгое время она почиталась в народе как мученица и была признана таковой в 1257 г. папой Александром IV.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010