стене в 1-й зоне росписи, между прп. Алексием, человеком Божиим, и прп. Нестором; в кафоликоне мон-ря Дионисиат (1546/7, мастер Дзордзис Критский) - руки разведены в стороны, в левой развернутый вверх свиток, между преподобными Онуфрием и Дорофеем; в наосе кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68) - на сев. стене; на юж. стене в зап. части трапезной церкви Великой Лавры (1-я четв. XVI в.) - в 1-м ярусе вместе с образами др. преподобных отцов, между Макарием Великим и Максимом Исповедником; в трапезной церкви мон-ря Дохиар (1700, мастер иером. Дамаскин с Яннины) - на юго-зап. стене при входе, рядом с образами преподобных Марии Египетской и Зосимы Палестинского. В целом образ святого соответствует описанию его облика в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии, составленной художником-афонитом иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733). Так, в разд. «Преподобные отцы наши отшельники: Внешний вид их и надписания» содержится следующий текст: «Святой Мартиниан, старец с остроконечной бородой, говорит: беги, монах в пустыню и спасайся» (Ерминия ДФ. С. 171). Прп. Мартиниан. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 100) Прп. Мартиниан. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 100) Образ М. включен в минейные циклы (под 13 февр.) в миниатюрах рукописей и в настенной росписи храмов. Одно из ранних сохранившихся изображений представлено на миниатюре, предваряющей Житие святого в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 371, 1-я четв. XI в.). М.- средовек с темными волосами и короткой бородой - показан вполоборота влево, преклоняющим колена в молитве, его взор обращен к небесному сегменту с благословляющей Десницей Господа (в левом верхнем углу), руки протянуты в молении; святой изображен на фоне пустынного гористого пейзажа с редкими растениями, в отдалении виднеется скромное архитектурное сооружение; облачение М. составляют мантия и хитон, голова не покрыта. В лицевых рукописях образ М. представлен также в Минологии (ГИМ. Греч.

http://pravenc.ru/text/2562432.html

Формы Н. к., прежде всего как воздвизального, можно проследить также и по композициям «Воздвижение Креста Господня» в средневек. искусстве. В Ватиканском Минологии (Vat. gr. 1613. P. 34, 1-я четв. XI в.) патриарх, стоящий на фоне ниши - алтарной апсиды в окружении диаконов со свечами, поднимает перед собой 6-конечный крест, вертикальная мачта к-рого длиннее 2 перекладин, а верхняя перекладина короче средней. На миниатюре из Евангелия (Ath. Dionys. 587. Fol. 119v, 3-я четв. XI в.) подобного размера крест в руках патриарха имеет 2 белые точки-«жемчужины» на пересечении обеих перекладин с мачтой. На миниатюре из Евангелия афонского Пантелеимонова мон-ря (Ath. Pantel. 2. Fol. 189v, XII в.) иерей поднимает крест большого размера, приближающийся по пропорциям к запрестольному кресту. На фреске в притворе мон-ря Высокие Дечаны (1350) патриарх держит в руках крупный 6-конечный Н. к. в золотом или золоченом окладе, с драгоценными камнями и жемчугом, в т. ч. на концах, образующих тройные завершения. На иконах Воздвижения Креста Господня разных типов и размеров встречаются различные виды креста. На Софийской иконе-таблетке работы новгородского мастера (кон. XV в., НГОМЗ) или на оборотной стороне 2-сторонней запрестольной иконы (XVI в., НГОМЗ) изображен 8-конечный тонкий крест с веточками над главой патриарха; такой же крест можно видеть на иконе письма Гурия Никитина (1681 г., ЯХМ). На фреске (1546/47) работы мастера Феофана Критского в кафоликоне мон-ря Ставроникита на Афоне крест, стоящий на амвоне, высотой с самого архиерея. Крупный крест изображен на иконе «Воздвижение Честнаго Креста Господня», написанной 2 июля 7088 (1580) г. по заказу архим. Феодора (Сизова): патриарх Макарий Иерусалимский с помощью 2 диаконов поддерживает 8-конечный деревянный крест размером в свой полный рост (Icona, Volto del Mistero/A cura del Centro Studi Russia Cristiana in collab. con il Centro di Restauro Scientifico I. Grabar di Mosca. Mil., 1991. Tav. 18); такой же крест повторяется в невьянской иконе и др. произведениях Нового времени. В поздний период при изображении алтаря мастера писали на нем и Н. к. в его исторической форме, традиционной для служебных предметов той эпохи: на фреске ярославской ц. во имя прор. Илии (1680-1681) в алтарной апсиде на престоле рядом с Евангелием лежит 8-конечный Н. к. с узкими ветвями, он образует центр композиции и самого алтарного пространства ( Игошев. 2003. С. 134). В позднейшей иконописи XIX в. Распятие Господне на одноименной иконе могло иметь вид иконописного Н. к., так что образы предстоящих кресту повторялись на ветвях креста в центре и по его сторонам (икона Палехская, Худож. галерея Я. Морсинка, ок. 1800 г.).

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Святые А., Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист изображались, как правило, вместе; одеяния и жесты традиционны для мучеников: облачены в богато украшенные хитоны и плащи, в руке держат крест. Их облик в памятниках визант. искусства в основном соответствует описанию, приведенному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., хотя есть и различия: А.- «молод, с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 10. 64), Аффоний - «молод, с раздвоенною бородою» (Ч. 3. § 10. 66), Пигасий часто изображен седовласым, с седой заостренной бородой средней длины, но в «Ерминии» о нем сказано: «молод, с круглою бородою» (Ч. 3. § 10. 65), Елпидифор и Анемподист, согласно тексту «Ерминии», «юные, без бород» (Ч. 3. § 10. 67), но лишь один из них обычно представлен без бороды (чаще Анемподист), др.- всегда с бородой. Их изображения сохранились в храмах Каппадокии: в Нов. Токалы, кон. X в.; в Гёреме 11, X в.; Киличлар-Кушлюк Гёреме, 1-я пол. XI в.; Диреклы-килисе в Белисирма, нач. XI в.; в ц. св. Феодора в Ешильоз, XI в.; а также: в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в., в ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в.; на миниатюре в Синаксаре, 3-я четв. XI в. (РНБ. Греч. 373. Л. 1об.); в зап. части наоса кафоликона Успения Богородицы мон-ря Дафни , ок. 1100 г.; на сев. стене нартекса ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (Греция), посл. треть XIII в.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в ц. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359-1360 гг. Сцена мучения представлена в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 155); во фресках трапезной Великой лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г. Единоличные изображения этих святых встречаются редко: А. представлен один в ц. св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере (Каппадокия), между 913 и 920 гг., в ц. Богородицы на о-ве Наксос (Греция), ок. 1056 г.; А. и Пигасий - в Баллы-килисе в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/63888.html

Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста в ц. св. Апостолов в К-поле. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 985v) Однако христ. комплексы, сложившиеся вокруг погребений святых на кладбищах, не могли долго оставаться за пределами городской стены: центр церковной жизни - собор, епископский дворец и баптистерий - помещался внутри города (или, наоборот, сдвигался к церковному центру). Мощи мучеников стали переносить в городские соборы, а вслед за тем вокруг и внутри их разрастались и кладбища. Одновременно происходили изменения в организации богослужений, сосредоточенных вокруг раки с мощами, требовавшей все большего участия в ней священства (окончательно такое богослужение на Западе утвердилось не позднее кон. VIII в.). Поминальные службы были перенесены с кладбищ, где они проводились изначально, внутрь храма, а следов. (в ряде случаев), внутрь города. Не позднее VII в. было введено правило внесения тела усопшего в церковь для отпевания перед погребением, но в кон. V-VI в. оно, видимо, еще не отличалось устойчивостью ( Dyggve E. The Origin of the Urban Churchyard//Classica et Mediaevalia. Kbh., 1952. Vol. 13. Fasc. 2. 147-158; см. также работы франц. ученого Ф. Арьеса, амер. ученого П. Брауна; посвященную этой теме обширную библиографию до 70-х гг. XX в. см.: Andresen C. Einfuhrung in die christliche Archaeologie. Gött., 1971. S. 27-28; о развитии связи «мощи-кладбище-храм» см.: Duval Y. Auprès des saints corps et âme: L " inhumation «ad sanctos» dans la chrétienté d " Orient et d " Occident du IIIe au VIIe siècle. P., 1988). В Риме сложилась система управления кладбищем, в которую входили отвечавшие за церковные службы клирики 7 церковных округов (diaconi), управлявшие церковным имуществом (praepositi), братства могильщиков и строителей кладбищ (fossores). Быть погребенным в церкви или возле нее означало не только оказаться в сфере благодатного воздействия св. мощей, но и войти в число привилегированных членов Церкви, ее служителей или донаторов, подчеркнуть свой общественный статус.

http://pravenc.ru/text/2564854.html

Лукия, мц. Сиракузская. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. 60-е гг. VI в. Лукия, мц. Сиракузская. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. 60-е гг. VI в. На древнейших изображениях Л. представлена в богатых одеждах: белом платье, расшитой золотом тунике, на собранных волосах - корона, к-рая удерживает спускающийся на плечи белый плат. На мозаике сев. стены базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (60-е гг. VI в.) она шествует вместе с др. мученицами вслед за волхвами и несет подобно дарам Христу и Богоматери венцы мученичества. Сверху ее изображение подписано: «SCA LUCIA». По мнению К. Скварр, фигура Л. помещена на фреске в апсиде рим. ц. Сан-Себастьяно-аль-Палатино (прежнее посвящение церкви Санта-Мария-ин-Паллара, 999), однако образы мучениц, по облику и одеждам напоминающие фигуры на равеннских мозаиках, не имеют подписей. К ранневизант. образцам восходит изображение Л. на фреске в апсиде ц. Сант-Элия в Кастель-Сант-Элия близ Непи (XI в.): она, в расшитом платье, с белым шарфом на голове, подносит золотой венец стоящему в центре арх. Михаилу. На фреске в крипте ц. Сан-Марчиано (XII в., Сиракузы) молодая Л. облачена в темное платье и белый головной плат, в левой руке крест. В визант. памятниках образ святой встречается редко. Сцена мученичества Л. была включена в Минологий, написанный и украшенный миниатюрами для имп. Василия II в К-поле (1-я четв. XI в.; Vat. gr. 1613. Fol. 242): святая изображена на 1-м плане в алом платье, кровь льется из отсеченной головы и шеи; палач стоит между скалами над ее падающим телом, справа от него - древо и городская стена с аркой на дальнем плане, слева - костер. У Л. короткие волнистые волосы, глаза закрыты; струи крови, цветы на кусте, цвет платья Л. и языки пламени соединяются в кроваво-красном колорите миниатюры. Лукия, мц. Сиракузская перед судьей. Алтарная картина. 1523–1532 гг. Худож. Л. Лотто (Национальная Государственная галерея в Ези) Лукия, мц. Сиракузская перед судьей. Алтарная картина. 1523–1532 гг. Худож. Л. Лотто (Национальная Государственная галерея в Ези)

http://pravenc.ru/text/2110869.html

Т. Большаковым, сказано: «Святых апостол Ераста, Олимба, и Родиона, и Куарта и прочих… Алимб же и Иродион брадами аки Козма и Дамиан» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 47) и «…Иродиона, Агафа и Руфа, Асигкрита, Флегонта и Ерма, и иже с ними. Иродион рус, брада Фролова (Флора, мч. Иллирийского.- Авт.), риза верхняя багор, испод лазорь, на плечах амфор, в руке книга, а другою перстом указывает» (Там же. С. 87); в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова: «Святых апостол от 70: Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста, Ераста, Куарта и Тертия… Родион подобием аки Иаков Зеведеев, риза санкир, испод лазорь, во омофоре, в руках книга» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 180) и «…Иродиона, Агава, Руфа, Асигкрита, Флегонта и Ермия. Иродион бысть епископ Неопатрский; подобием рус, образом и брадою аки Иаков Заведеов, риза апостольская санкирная, исподняя лазоревая, во омофоре, в руках книга, ноги в сандалиях» (Там же. С. 314). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) поместил следующее описание: «Типом еврей и сродник св. ап. Павла; средних лет; с небольшой продолговатой бородой, и небольшими волосами в фелони и омофоре. В хартии можно писать по житию: «Служаше святым апостолом во всем, и от них епископом поставлен. И многия от еллинов учением святым ко Христовой обрати вере»» ( Фартусов. Руководство к писанию. С. 135). Ап. Иродион. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Ап. Иродион. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Неустойчивость даты памяти святого в Синаксарях не повлияла на включение его образа в минейные циклы: И. стабильно встречается в изобразительных минеях на нояб. или апр. Одно из ранних изображений И. имеется в Минологии Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 173). В левой части миниатюры на фоне горки представлена сцена мученичества апостолов И. и Ореста, к-рым воин отсекает головы. В правой, под небесным сегментом,- фигуры молящихся апостолов Сосипатра, Тертия, Ераста и Кварта.

http://pravenc.ru/text/674095.html

Композиция носит программный характер, поскольку ее создание пришлось на время «размежевания и открытого политического конфликта между Византией и Римом», а все святые в этой группе (кроме фигуры замыкающего ряд сщмч. Еразма; пам. зап. и греч. 2 июня) «известны как защитники Церкви от разного рода ересей» ( Графова. 2012. С. 19). П. предстает мужем с седыми короткими прямыми волосами и с короткой же округлой бородой, у него правильные черты лица: огромные карие глаза под темной линией бровей, прямой длинный нос, впалые щеки, лоб прорезают морщины; облачен в белую тунику, красно-коричневую фелонь и омофор с красными крестами; в левой руке, как и др. иерархи, он держит кодекс, к к-рому прикасается правой рукой. Уже в данном изображении П. можно увидеть его сходство с соименным первоверховным ап. Петром. Эта черта иконографии священномученика, ставшая впосл. устойчивой, была предопределена его Житием в следующем сравнении: «Петр - начало апостолов, Петр - конец Александрийских мучеников» (ВМЧ. Нояб. С. 721). В 1-й четв. XI в. появляется изображение П., предваряющее его Житие в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 205). На миниатюре представлена композиция, в к-рой отражены 2 ключевых момента жизни священномученика: явление ему в темнице Христа Отрока и его мученическая кончина. На фоне холмистого пейзажа в центре показан П., опускающийся на одно колено, руки протянуты вперед в молении, над его головой воин заносит меч. Однако этот эпизод выглядит второстепенным, поскольку все внимание св. епископа (это читается в устремленности его позы и во взгляде) поглощено явлением ему Христа Эммануила. Фигура Христа помещена напротив П., слева, чуть выше линии позема с фигурой св. епископа, но соразмерно масштабу композиции, т. е. в соответствии с ростом «двенадцатилетнего юноши», каким, по Житию, Спаситель предстал в видении П. Христос делает шаг (ноги босые) к священномученику, благословляя его, в левой руке держит свиток; Его одежды: перевязь на бедрах, видная сквозь прозрачную ткань «белого хитона, разодранного сверху донизу», край к-рого удерживается на запястье левой руки.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

В пространной редакции Пролога, созданной на Руси в кон. XII в., память М. и его учеников была незначительно переработана без обращения к греч. оригиналу (древнейший список - РГАДА. Тип. 164, 1-я пол. XIV в.): ученики М. - Еворий поп и Севой диакон; местом епископского служения М. назван «град Еддигон», а Мисфофарь «цесарский» стал цесаревичем. Эта проложная память вошла в состав ВМЧ митр. Макария под 13 нояб. (ВМЧ. Ноябрь. Дни 13-15. Стб. 886). Еще один слав. перевод сказания о М. из греч. Минеи был выполнен при создании южнослав. книжниками стишного Пролога в XIV в. и находится здесь, как и в Минее, под 10 нояб. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 36-39). Перевод буквальный, повторяет все сведения Минеи (в т. ч. искажения, напр., о рукоположении М. еп. Геннадием, а не Гадиабом). В состав ВМЧ это сказание из стишного Пролога не включено ни под 10, ни под 13 нояб. В Четьях-Минеях свт. Димитрия , митр. Ростовского, память М. также не значится ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1). В то же время в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под 10 нояб. находится сказание на основе греч. Минеи с добавлением сведений из сир. Мученичества (с более правильной транскрипцией имен и т. п.). Л. В. Прокопенко Иконография Одно из редких изображений М. помещено на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 179, 1-я четв. XI в.) - седовласый епископ, в фелони, с омофором, воздевая молитвенно руки (орант), падает от вонзенного ему в грудь палачом меча. Тут же, слева, показана мученическая кончина 2 учеников М., которых забивают дубинами; один из них молод, безбород, в диаконском стихаре, др.- темноволосый молодой человек с короткой бородой, в хитоне и гиматии. В греч. и рус. иконописных подлинниках имя святого упоминается под 10 нояб. со скупой информацией о том, что М. пострадал «с двоими учениками за Христа» (см. напр., Филимонов. Иконописный подлинник. С. 189). Рекомендации к описанию его облика появляются только в составленном акад. В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон» (1903. С. 70-71): «...типа персидского. В подлинниках не сказано о подобии его; по описанию же жития его не видно, стар он или молод,- поэтому лучше писать его почтенных лет, с проседью, со средней величины бородой; в фелони и омофоре».

http://pravenc.ru/text/2563206.html

С. 205, под 10 дек.). Однако художники - создатели изображений в минологиях рукописей и в росписи храмов, следуя логике Жития мучеников, предлагали иную возрастную характеристику: М. и Ермогена писали одного постарше другого, М. чаще темноволосым, может быть с небольшой проседью, а Ермогена - убеленного сединами. Евграфа изображали молодым, безбородым, реже - с едва показавшейся бородой. Наиболее характерной чертой облика М., в частности отличающей его от вмч. Мины Фригийского, стала клиновидной формы борода; достаточно часто повторяется и такая черта, как высокий лоб с залысинами. Таким М. представлен в сцене мучения на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 234, 1-я четв. XI в.): палач вонзает в горло святого клинок, рядом лежит уже умерщвленный старец Ермоген, у обоих мучеников руки связаны за спиной; слева - сидящий на престоле на фоне архитектурного строения имп. Максимин, он воткнул меч в грудь стоящего перед ним безбородого юноши Евграфа в момент, когда тот его обличал. Подробно история исповедничества и мученичества М., Ермогена и Евграфа проиллюстрирована на 2 листовых миниатюрах в Минологии из монастыря Эсфигмен на Афоне (Ath. Esph. 14. Fol. 294v - 294r, XII в.). Каждая миниатюра разделена на 3 регистра и включает следующие сцены: 1. Имп. Максимин отправляет М. в Александрию (М.- темноволосый человек с большим открытым лбом, с залысинами, волосы длинные, спускающиеся сзади на шею; одет в охристый хитон и темно-синий плащ, скрепленный фибулой - кроме сцен мучения); 2. М. верхом на коне подъезжает к городским воротам Александрии; 3. Имп. Максимин, с округлой бородой, одет в белую далматику с синим подолом, отправляет епарха Ермогена вслед за М. (Ермоген - седой, волосы короткие, вьющиеся, в одеждах, отражающих его статус епарха; в обеих сценах с императором присутствует закутанный в красный плащ человек - соглядатай); 4. М. исповедует Иисуса Христа перед Ермогеном, тот приказывает его казнить; 5. Ермоген присутствует при мучении М., которому 4 палача выкалывают глаза, клещами вырывают язык и отрезают ступни; 6.

http://pravenc.ru/text/2563250.html

1997. Col. 983). Впервые этот титул упоминается в 428 г., когда архиеп. Иувеналий освятил церковь лавры прп. Евфимия в сослужении с «архимандритом монахов», хорепископом Пассарионом и «пресвитером и дидаскалом Церкви» Исихием (см. Исихий Иерусалимский ) ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 26). В период кризиса должность «архимандрита монахов» занимали монофизиты вплоть до 491 г., когда патриарх Саллюстий назначил на нее игум. Маркиана, инициатора унии 479 г. Вскоре обязанности «архимандрита монахов» были разделены, один человек следил за общежитиями, др.- за лаврами. В 494 г. архимандритом лавр стал прп. Савва Освященный, ему был назначен помощник, прп. Феодор Киновиарх († 529), отвечавший за палестинские общежительные мон-ри ( Idem. Vita Sabae. 65; Idem. Vita Theod. 3). Хотя в Палестине известны случаи отшельнического жития (в т. ч. женского, напр., прп. Мария Египетская), не связанного с лавриотской формой М., в V-VI вв. подавляющее большинство палестинских анахоретов жило в лаврах. В кон. VI в. намечается тенденция к преобразованию лавр в киновии. После персидского (614) и арабского (634) нашествий палестинское М. постепенно начало приходить в упадок. Тем не менее крупные монашеские центры (в частности, Великая лавра) продолжали функционировать и при араб. владычестве. Прп. Иларион Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 128) Начало М. в этой части Палестины положил прп. Иларион Великий. Он родился в сел. Фавафа близ Газы. Ок. 306 г. в возрасте 15-16 лет после неск. месяцев монашеской жизни, проведенных в Египте под рук. прп. Антония Великого, он вернулся на родину и в течение 22 лет жил как отшельник в 7 милях к югу от Маюмы. Блж. Иероним говорит, что «не было тогда монастырей в Палестине, и никто до святого Илариона не знал монахов в Сирии. Он был в этой провинции основателем такого образа жизни и занятия и наставник в нем. В Египте у Господа Иисуса был старец Антоний, а в Палестине - юноша Иларион» ( Hieron. Vita Hilar. 14). Вскоре прп.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010