Глава пятая. История еврейского текста Священного Писания Историю еврейского текста Св. Писания (Танаха) можно разделить на три больших периода – период пророков (невиим), период книжников (соферим) и период масоретов. 5.1. Период пророков (XV-V вв. до Р.Х.) В течение тысячи лет, от Моисея (XV в. до Р.Х.) до священника Ездры (444 г. до Р.Х.) происходило написание книг пророками и собирание их в Израиле в единый сборник. После находки итальянскими археологами в 1975 г. в Тель-Мардихе (Сирия) целой библиотеки из более, чем 15 000 глиняных табличек, датируемых царством Эблы вв. до Р.Х.), т.е., намного ранее Авраама, содержащих многие повествования, схожие с описаниями книги Бытия, возникла теория, что в основе первой книги Библии были те глиняные таблички, возможно, известные Моисею. Так что возможно, что не только устное, но и письменное Предание предшествовало Библии. Эти таблички содержат сведения о сотворении мира, о потопе, о Евере, а позднейшие – и об Аврааме, Израиле 8 . В сер. II тыс. до Р.Х. возникает первый в истории буквенный алфавит на древнееврейско-финикийском языке. Согласно Преданию, архангел Гавриил открыл эти буквы пастуху Моисею в Синайской пустыне. А еще через некоторое время, Бог стал говорить Моисею на г. Синай. Записи Моисея легли в основу Торы и всего Богооткровенного Писания. Таким образом, Библия, видимо, первая в мире книга, записанная буквами. Со времен вавилонского плена, иудеи перешли на квадратное письмо, сохранившееся и поныне в священной письменности. Еврейский алфавит содержал буквы, означающие только согласные звуки, не было различия заглавных и строчных букв (унциальное письмо), слова писались подряд без разделения пробелами. Книги изготовлялись из пергамента, а позднее, возможно, и из папируса. Они представляли собою, скатываемые в рулон, свитки. В таком виде употребляется Св. Писание у иудеев и поныне. Писали стручцами. Гусиные перья стали использоваться для письма греками с III в. до Р.Х. Новая форма книг, состоящая из двух обложек и переплетенных листов, называемая «кодекс», появилась в начале нашей эры. Существует мнение, что первыми стали употреблять кодексы христиане послеапостольского времени, как люди, не связанные, бывшей до них, культовой традицией. 5.2. Период книжников (соферим) (V в. до Р.Х. – VI в. по Р.Х.)

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

[Лат. confucianism, кит. жу-цзя, жу-цзяо; «(учение) школы ученых-интеллектуалов»], одно из 3 главных этико-религ. учений Дальн. Востока наряду с даосизмом и буддизмом . Возникло в Китае на рубеже VI и V вв. до Р. Х. В оригинальном наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее» (Лунь юй. VII 1). Взгляды Конфуция выражены в сб. «Лунь юй» («Теоретические речи», составлен в V-IV вв. до Р. Х., в современной форме - на рубеже I в.). Новое этико-философское учение Конфуций связывал с мудростью «совершенномудрых» (шэн) правителей полумифической древности, выраженной гл. обр. в историко-дидактических и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из к-рых - каноны «Шу цзин» и «Ши цзин» (кон. II - 1-я пол. I тыс. до Р. Х.). Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, XI-III вв. до Р. Х.) были ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной» (вэнь) деятельности, т. е. в хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудий, гл. обр. астрономо-астрологических (семантика слова «культура» (вэнь) охватывает и письменность, и астрономо-метеорологические явления). В основном эти ученые были известны в районе царства Лу, родины Конфуция (совр. пров. Шаньдун), и, возможно, были потомками правившей или жреческой верхушки гос-ва Шан-Инь, покоренного в XII-XI вв. до Р. Х. племенным союзом Чжоу, находившимся на более низком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологии термина «жу» - слабый. Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал гос. устройства, при котором при наличии сакрально вознесенного, но почти бездействовавшего правителя реальная власть принадлежит ученым-жу, соединявшим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. К. отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с гос. аппаратом.

http://pravenc.ru/text/2057162.html

прот. Олег Корытко Глава IX. Синтоизм Синтоизм – национальная религия японцев, происхождение которой теряется во глубине веков. §1 Религия древних японцев: немного предыстории 210 Стоянки древнего человека на территории современной Японии относятся к эпохе палеолита и датируются около 600 тыс. лет до н. э. В Х в. до н. э. на островах существовала культура дзёмон , представители которой изготавливали керамическую посуду с особым «верёвочным» узором. Население, вероятно, поклонялось богине-матери, о чём свидетельствуют находки «венер» каменного века с гипертрофированными признаками роженицы 211 . Кроме того, имеются глиняные статуэтки животных, слепленные таким образом, чтобы их не составляло труда расколоть. Можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с символическими заместителями реальных жертв. В III в. до н. э. на острове Косю, вероятно, под влиянием переселенцев, пришедших с Корейского полуострова, возникает новая культура Яёй , известная новым типом керамики, бронзовыми орудиями (мечи, зеркала), колоколами дотаку , а также культивацией риса. По свидетельству китайских летописей в конце II – начале III в. в Японии после долгой междоусобицы власть перешла к деве по имени Химико, обладавшей даром шаманства. После смерти правительница Химико была захоронена в огромном кургане вместе со слугами и всем необходимым для загробной жизни. Примерно с этого времени появляются свидетельства существования японской курганной культуры Кофун (яп. кофун – «холм»), оставившей после себя погребения в виде насыпей, по форме напоминающих замочную скважину (см. рис. 25). В V–VI вв. на японских островах существует государство Ямато. В это время государство испытывает сильнейшие религиозные, культурные и технические влияния со стороны своих соседей: Кореи и, главное, Китая. Из этих регионов сюда вместе с переселенцами приходят не только новые ремесла и технологии, но и новые идеи буддизма, конфуцианства, даосизма, а также тексты, принадлежащие перечисленным традициям. В 552 г. при монаршем дворе государя Киммэй обсуждается вопрос о статусе и возможности почитания Будды. Начиная с этого времени национальная религия Японии вступает в борьбу за умы и сердца людей с поддерживаемой, а иногда и насаждавшейся силой государственной власти иноземной религией.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНДРА [санскр. Indra - сила, плодородие], божество грома и молнии, «царь богов», центральный персонаж ведийской мифологии. Возглавлял богов- дэвов в войне с демонами-асурами, впосл. один из 4 хранителей мира (локапалы), ответственный за восток, воплощение воинской доблести. В ведийской лит-ре И. наделен следующими эпитетами: Шакра («могучий»), Магхаван («щедрый»), Сахасракша («тысячеглазый»). Истоки образа И. восходят к периоду пребывания индоариев в Передней Азии (сер. II тыс. до Р. Х.): божество Индара было известно еще митаннийским ариям; в Авесте имя И. носит один из мелких демонов, а один из эпитетов И.- Вритрагхна (Убийца (демона) Вритры ) отражен в имени древнеиран. бога войны Веретрагхны. Мн. исследователи полагают, что И. возвысился в ведийском пантеоне в связи с завоеваниями ариев в Северо-Зап. Индии; став символом их единения в борьбе с автохтонным населением, И. постепенно вытеснил прежних индоарийских богов, в т. ч. покровителя космической справедливости Варуну . В Ригведе И. посвящено ок. 250 гимнов - значительно больше, чем к.-л. др. божеству. Подробно описаны его части тела, лицо и борода, одежда, голос, рост, возраст, а также психологические характеристики - гнев, ярость, мужество, сила, мудрость, искусность и т. д. Верховное положение И. в ведийском пантеоне отражено в титуле «царь вселенной» (Ригведа. III 46. 2; VI 46. 6). Его царское достоинство выражается также в окружении свитой богов бури Марутов. Вместе с тем И. свойственны и черты протея-оборотня, способного превращаться даже в муравья или в конский волос. Происхождение И., как и большинства ведийских богов, достаточно запутанное: его родителями названы мн. мифологические персонажи. Основные его подвиги связаны с победами над демоническими силами, прежде всего над змееобразным Вритрой, олицетворением косного и хаотического начала (букв.- затор, преграда), сковывавшим течение рек и заточившим в скале коров. Поединок И. с Вритрой получал космогоническое истолкование - победа организующей космической силы над силой хаоса. Эта тема составляла содержание инд. версии мирового космогонического мифа в новогоднем ритуале индийских ариев. Среди побежденных ведийским «царем богов» - демон засухи Шушна, змей Вишварупа, похититель коров (главного достояния индоариев), а также племена аборигенов, ставших рабами (дасью) вторгшихся в Индию индоариев. На битву с врагами И. отправлялся опьяненный священным напитком сомой в сопровождении Марутов (ведические боги бури). Главное его оружие - палица (перун ваджра), к-рую смастерил бог-ремесленник Тваштар; в гимнах Ригведы прославляется ее острота и сила ее удара. Супругой И. названа богиня Индрани. Громововержец И. неоднократно усмиряет и ведийских богов, к-рые боятся его (IV 30. 5, V 30. 5).

http://pravenc.ru/text/389583.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЧУА РЕЛИГИЯ традиционные верования америндейской этнической общности, говорящей на языках семьи кечуа, распространившейся в I - нач. II тыс. на территории нескольких областей совр. Перу. Зоной формирования древнего языка кечуа считается район Центр. Анд к северу от Лимы, хотя проблема времени сложения и места, откуда носители языка стали мигрировать в другие районы, остается дискуссионной. Первоначально «кечуа» было топонимом, обозначавшим зону «теплых» и/или «высоких» долин. Название перешло на населявших эти долины жителей («долинники»), а позднее, в колониальное время, стало наименованием языка. Индейцы кечуа, никогда не образовывавшие единой «нации», расселены на территории Перу, Боливии, Эквадора, есть группы кечуа на юге Колумбии, в Чили и Аргентине. Формирование этнической общности кечуа заняло длительный период; в культурном отношении они многое восприняли от своих соседей (аймара и нек-рых приморских групп, чанков, в подчинении у к-рых некоторое время находились), испытали воздействие со стороны древних гос. образований, предшествовавших инкам (1-й перуанской империи Уари в VI-X вв. и др.). Сначала наименование «кечуа» относилось к небольшой группе общин, обитавших в совр. департаменте Апуримак, к западу от г. Куско. Судя по топонимике и документам колониального периода, кечуа говорили на языке аймара, но сменили его на получивший позже их имя язык незадолго до начала экспансии инков (XV-XVI вв.). Инки объявили язык кечуа гос. языком своей империи, но только в XVIII в., после испанского завоевания (1532-1572), в результате активных кампаний по христианизации местного населения в XVI-XVII в., языки семьи кечуа вытеснили почти все др. индейские языки на большой территории и образовали крупнейшую по числу носителей языковую семью Юж. Америки. В основе религии древних кечуа лежали общеандские представления, сложившиеся в глубокой древности. Материал для их изучения - археологические данные, письменные источники колониального времени и этнография. Инки хотя и насаждали по всей империи свою религ. систему, но уважали местные верования (см. ст. Инков религия ), тем более что и инкский культ формировался на тех же основах. Общность культов области Анд позволяет распространять большинство имеющейся информации и на религию собственно кечуа.

http://pravenc.ru/text/1684295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИБЕЛА [фригийское Matar Kubileya; греч. Κυβλη], фригийская богиня - прародительница всего сущего, олицетворение матери-природы, богиня плодородия; объект мистериального культа. Почиталась в М. Азии, Греции, Риме. Культ К. восходит к неолитическим культурам древней Анатолии (VII-VI тыс. до Р. Х.). Предшественницей К. считается хурритско-лувийская богиня Кубаба, известная с нач. II тыс. до Р. Х. на территориях от М. Азии до Сев. Сирии; ок. XV-XIV вв. до Р. Х. была включена в пантеон хеттов. Культ К. в М. Азии Богиня именовалась в зависимости от места поклонения Агдистис, Диндимена, Энио. Центрами ее культа были Кизик, гора Сипил, Сарды ( Herod. Hist. V 102), Комана в Понте, Катаония (Каппадокия), г. Пессинунт (Галатия), где в древнем святилище и находилась, по преданию, упавшая с неба статуя богини. В Троаде, на горе Ида, богиня почиталась как Идейская мать. Великая фригийская богиня, как и ее неолитическая предшественница, Матерь (Pammetor), подарившая жизнь на земле богам, людям, животным и растениям, выступала персонификацией женского производящего начала в природе. Фригийцы, ассимилировав древнее анатолийское божество, дополнили культ К. ритуалами в честь Аттиса, бывшего жрецом К. (см.: Ovid. Fast. 4. 221). Ему и К. посвящался отмечавшийся в начале весны праздник, к-рый продолжался неск. дней. Он сопровождался громкой музыкой и был одновременно скорбным и радостным. В др. местностях вместо Аттиса почитали Сабация. Богиня была окружена служителями-корибантами, так же называли ее жрецов. Экстатический характер культа проявлялся в ритуальном самооскоплении жрецов богини. К. ассоциировалась также с загробным миром, ей приписывалась функция охраны могил. Фригийская матерь, как и неолитическая богиня, была владычицей диких зверей; ее традиц. символ - львы, сопровождающие божественную покровительницу. В Греции В Греции главным местом культа К. был о-в Крит, где ее называли Пандорой, а также Фригийской матерью ( Vergil.

http://pravenc.ru/text/1684307.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Авиньон. Вид на мост св. Бенедикта и папский дворец [франц. Avignon], город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса. Население 89,5 тыс. чел., столица деп. Воклюз и Авиньонского архиеп-ства. На территории департамента 178 католич. приходов, проживает 476 тыс. чел., из них 350 тыс. католиков (Annuario Pontificio, 1999. P. 59). В период « авиньонского пленения пап » (1309-1378) резиденция папы Римского; в 1379-1403 гг. резиденция антипап авиньонской линии Климента VII и Бенедикта XIII (см. Схизма в католической Церкви ). С VI-V вв. до Р. Х. поселение на месте А. являлось торговой колонией Марселя, затем галло-рим. муниципием (рим. название Civitas Avennicorum). В V-VI вв. по Р. Х. А. принадлежал бургундам, остготам (см. Готы ) и, наконец, франкам . В 737 и 739 гг. правителю франк. королевства Карлу Мартеллу (715-741) пришлось отвоевывать А. у захвативших его арабов (см. Арабские завоевания ). С XI в. А. номинально подчинялся Римско-Германской империи , а фактически находился под властью южнофранц. сеньоров и епископа, в нач. XII - сер. XIII в. пользовался коммунальным самоуправлением. С 1290 г. А. перешел в единоличное владение графов Прованса из Анжуйской династии, у к-рых с санкции имп. Карла IV (1347-1378) был выкуплен папой Климентом VI (1348). Авиньонский ун-т, основанный в 1303 г., к кон. XIV в. насчитывал 1500 студентов. С 1433 г. городом и прилегающим к нему графством Венессен, приобретенным папой еще в 1274 г., управляли папские легаты. 14 сент. 1791 г. постановлением революционного Учредительного собрания А. и Венессен присоединены к Франции. Христианство известно в А. с кон. III - нач. IV в. Первый доподлинно установленный еп. Нектарий участвовал в Соборах между 439 и 455 гг. Вплоть до XIV в. еп-ство А. в подчинении Арля ничем не выделялось из ряда подобных ему небольших еп-ств Юж. Франции. Впервые папа Климент V останавливался в А. в мон-ре доминиканцев в 1309 г. После того как в 1316 г. папой был избран еп. А. Жак Дюэз из Кагора (1310-1312) - Иоанн XXII , в А. окончательно переместилась резиденция пап, местный же епископ был возведен Иоанном XXII в сан кардинала. Епископская кафедра в период «авиньонского пленения» часто оставалась вакантной - в общей сложности ок. 40 лет она управлялась генеральным викарием, а доходы еп-ства прямо поступали в папскую казну. В 1475 г. Сикст IV превратил А. в архиеп-ство для Джулиано делла Ровере, буд. папы Юлия II , подчинив А. еп-ства Кавайон, Карпантра и Вьерзон. По конкордату 1801 г. А. стал еп-ством; с 1822 г. А. вновь архиеп-ство с подчиненными ему еп-ствами Монпелье, Ним, Валанс и Вивье. Архитектура

http://pravenc.ru/text/62768.html

[лат.- святой год], год в Римско-католической Церкви, к-рый должен служить духовному очищению верующих благодаря дарованию папой полного отпущения грехов и проч. духовных милостей с условием совершения паломничества в Рим (при обязательном посещении собора св. Петра , Латеранской базилики , церквей Санта-Мария Маджоре и Сан-Паоло) или к др. святыням католич. Церкви. Впервые папа Бонифаций VIII провозгласил «святым» 1300 г. и установил, что «A. S.» должен следовать каждые 100 лет (булла «Antiquorum habet fide», 22 февр. 1300). Отсюда и др. название «A. S.» - юбилейный (также золотой) год. Введение «A. S.» было призвано поднять авторитет папского престола в период острого конфликта с франц. кор. Филиппом IV , а также улучшить финансовое положение Римской курии за счет поступлений в казну от притока паломников. Финансовые соображения наряду со стремлением сделать «A. S.» доступным для каждого человека любого возраста и достатка (не всегда способного оплатить паломничество в Рим) побуждали пап XIV-XV вв. сокращать сроки проведения «A. S.», а также выдавать привилегии тем или иным духовным учреждениям, посещение к-рых приравнивалось к паломничеству в Рим. В 1343 г. Климент VI сократил время между «A. S.» до 50 лет, Урбан VI в 1389 г.- до 33 лет (возраст земной жизни Христа), а Павел II в 1470 г.- до 25 лет, как это принято и в наст. время. Впервые Климент VI в 1350 г. позволил жителям Мальорки встретить «A. S.» на родине, если они перечислят курии 30 тыс. гульденов. Начиная с Сикста V (1585) папы нередко провозглашали юбилейное отпущение грехов (как правило, в течение 30 дней) по случаю их посвящения в сан. Наряду с регулярными «A. S.» известны и экстраординарные, как в 1933 и в 1983-1984 гг. в связи с 1900-летием и 1950-летием смерти и Воскресения Христа. Условия получения юбилейного отпущения грехов всякий раз точно определяются соответствующей буллой, к-рая начиная с Григория XIII публикуется в праздник Вознесения, предшествующий «A. S.» Последними регулярными юбилейными годами были 1950-й и 1975-й. Апостольским письмом «Terzio Millenium Adviente» (1994) папа Иоанн Павел II провозгласил юбилейным 2000 г. В 1998 г. были опубликованы Календарь св. 2000 г., а также папская булла «Incarnazione», посвященная этому событию.

http://pravenc.ru/text/115638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ III (1867, Мардин, совр. Турция - 13.02.1932, Манджиниккара (совр. шт. Керала, Индия)), Патриарх Антиохийский, Глава Сирийской яковитской Церкви (с 1917), причисленный этой Церковью к лику святых (пам. 13 февр.). Второй сын в многодетной семье хорепископа Ибрагима и Марьям Шакер. При крещении был наречен именем Насри. Обучался в местных школах, занимался ювелирным и сапожным ремеслом. По рекомендации яковитского Антиохийского патриарха Петра IV поступил в богословскую школу 40 Севастийских мучеников в Мардине. В юношестве страдал от кожной болезни; родители дали обет в случае исцеления посвятить сына Богу. Он излечился и в 1887 г. поступил в мон-рь Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь ) близ Мардина. В том же году был рукоположен во диакона, в 1889 г. принял монашество с именем Илия. В 1892 г. патриарх рукоположил И. во иерея и назначил его настоятелем мон-ря св. Кириака в епархии Эль-Баширия, а через год - настоятелем мон-ря Дейр-эз-Зафаран. В кон. XIX в. эти мон-ри служили убежищем для сиро-яковитов и армян, жертв геноцида со стороны османских властей. И. оказал помощь ок. 7 тыс. армян в монастыре св. Кириака и 100 сиротам в мон-ре Дейр-эз-Зафаран во время резни 1895 г. и позднее. В 1908 г. И. был рукоположен патриархом Абдуллой II во епископа с именем Иваннис и назначен митрополитом г. Амида (ныне Диярбакыр, Турция). В 1911 г. он был отправлен в Тур-Абдин для выяснения ситуации в этом регионе, населенном сиро-яковитами. Во время пребывания там он основал 7 начальных школ. В 1912 г. был переведен на кафедру Мосула, которую занимал до восшествия на Патриарший престол. В 1919 г. И. посетил Стамбул, где последний османский султан Мехмед VI Вахидеддин наградил его орденом «Османие». В том же году И. отправил на Парижскую мирную конференцию большую делегацию во главе с митр. Ефремом Бар Саумом (впосл. Патриарх Антиохийский Ефрем I ) с докладной запиской, в которой содержались сведения о жертвах тур. геноцида сиро-яковитских христиан: были истреблены 134 тыс. чел. (1/3 общины), разрушены десятки церквей и монастырей. В ответ османское правительство запретило И. и митр. Ефрему въезд в Турцию.

http://pravenc.ru/text/389397.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ I [сир.    ; араб.    ] (VI в.- между окт. 608 и апр. 609), 32-й патриарх Церкви Востока (с апр. 605), резиденция к-рого находилась в Селевкии (Вех-Ардашире), на правом берегу р. Тигр. Происходил из Мешана (Майсана) в Н. Междуречье (по сведениям Григория Бар Эвройо, из Кашкара). Посещал занятия Исаии, богослова селевкидской школы. До избрания патриархом занимался преподаванием и толкованием Свящ. Писания, был д-ром богословия (малпаном) в той же школе. Выборы нового патриарха, преемника Сабришо (596-604), проходили в обстановке противостояния интересов разных течений христианства в позднесасанидском Иране и при вмешательстве офиц. властей в церковные дела. Сабришо завещал епископам избрать ученого монаха с горы Шаран - Бархадбешаббу. Епископы Церкви Востока предложили шаханшаху Хосрову II Парвизу (590-628) на утверждение кандидатуру митр. Нисибина Григория, к-рую шаханшах одобрил. Но из-за вмешательства царицы Ширин, покровительствовавшей монофизитам (яковитам), патриархом был избран ее земляк Григорий Мешанский вопреки желанию Хосрова II и епископов Церкви Востока. С его избранием влияние монофизитов (яковитов) на конфессиональную политику сасанидского монарха усилилось, а несториан (т. е. представителей Церкви Востока) - ослабло, хотя отношения Хосрова II к соперничавшим течениям определялись его интересами, а не доводами противников. О деятельности Г. источники сообщают скупо и с известной долей предвзятости. Автор «Несторианской истории» («Хроники Сеерта») описывает его благородную внешность, но пытается убедить читателя в сребролюбии и стяжательстве Г. Однако известно, что Г. выкупил за 20 тыс. статеров серебра книги, захваченные Хосровом II после подчинения визант. крепости Дары. Картину идеологического противостояния внутри христ. общины Ирана в нач. VII в. и меры по упорядочению церковной жизни иллюстрируют «Каноны Собора, утвержденные патриархом Григорием и епископами, прибывшими на его выборы».

http://pravenc.ru/text/166738.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010