астрономия ограничивалась наблюдениями за звездами в календарных целях. Егип. звездный календарь основывался не на зодиаке, а на последовательности из 36 звезд или групп звезд, каждой из к-рых соответствовала дуга эклиптики в 10°. Впосл. греч. астрономы назвали эти звезды деканами. А. до ассир. завоевания (670 до Р. Х.) не практиковалась. Свидетельства античных авторов о егип. А. относятся к позднему периоду (ср.: Herodotus. Historiae. II 82). А. в древней Греции Решающее значение как в частной, так и в общественной жизни греков имели предсказания будущего на основании гаданий и оракулов (см., напр.: Xenophon. Anabasis. III 1. 5 sq.; IV 1. 23; V 6. 16sq.). Небесными знамениями издревле считались солнечные и лунные затмения ( Homerus. Odyssea. XX 350-358) и падения метеоров (см., напр.: Plut. Vitae. Agis et Cleomenes. 11. 4-5). В быту пользовались календарями удачных и неудачных дней лунного месяца: «день - когда мать, а когда и мачеха» ( Hesiodus. Opera et dies. 825). Слова «астрономия» и «А.» употреблялись в смысле, отличном от совр. Так, «астрономия» могла означать теоретическое знание, бесполезное в практической жизни, а «А.» - необходимое руководство для определения времени, благоприятного для того или иного вида деятельности ( Xenophon. Memorabilia. IV 7). Вопросам календаря и морской навигации уделялось особое внимание в практической науке о звездах. Ее знатоками считались древние мудрецы: Фалес Милетский (VII-VI вв. до Р. Х.) предсказал солнечное затмение (DVF. 11. A5), ему приписывали авторство «Морской астрономии» (Ibid. B1); Анаксимандр (VI в. до Р. Х.) первым установил гномон, указывающий дни равноденствия и солнцестояния (Ibid. 12. A1-4), и создал небесную карту (Ibid. A1-2). Платон считал, что астрономические знания обязательны для всех граждан гос-ва (Leges. VII 809c-d, 817e - 818a, 822a-c). Геометрическая модель Солнечной системы была предложена Евдоксом (IV в. до Р. Х.). Он заменил разрозненные представления о числе созвездий и кинематических принципах их видимого перемещения по небосклону картиной взаимосвязанного перемещения светил в соответствии с движением системы равномерно вращающихся вокруг Земли концентрических сфер. Видимый путь каждой планеты и созвездий мог быть представлен как композиция вращений неск. сфер. По Евдоксу, таких сфер было 27 (сфера неподвижных звезд, по 3 сферы для Солнца и Луны и по 4 сферы для каждой из остальных 5 планет). Эта модель строения Вселенной с необходимыми изменениями просуществовала почти 2 тыс. лет.

http://pravenc.ru/text/76752.html

Ислам С 80-х гг. XX в. в стране происходит исламское возрождение: открываются новые исламские учебные заведения, строятся мечети, создаются благоприятные условия для паломничества верующих в Мекку и Медину, увеличивается культурный обмен с мусульм. миром. Возросло значение общественных исламских ин-тов; власти оказывают содействие работе Управления мусульман Кавказа. В то же время гос-во не поддерживает агрессивных форм ислама, выступает против политизации религии. История и распространение христианства Древнейшее население совр. территории А.- кавк. племена албанов, утиев, каспиев и др., к-рые уже во II тыс. до Р. Х. находились в сфере влияния древней иран. цивилизации. В VII-VI вв. до Р. Х. они входили в состав Мидийского царства, затем в державу Ахеменидов . После разгрома державы Ахеменидов войсками Александра Македонского в посл. трети IV в. до Р. Х. на юге территории А. образовалось гос-во Атропатена. Иранизация Атропатены привела к тому, что ее языком постепенно стал азери - язык иран. семьи, близкий совр. талышскому. Атропатена просуществовала как самостоятельное гос-во до сер. II в. до Р. Х. В это время на территории А. сложилось единое Албанское царство (см. Албания Кавказская ). В позднеантичную эпоху Албания играла роль «буферного» гос-ва, разделявшего владения Римской империи и Ирана, соперничавших между собой за влияние на Кавказе. В IV в. албан. царями было принято христианство, однако оно долгое время не могло утвердиться из-за политической нестабильности и противодействия распространенного там зороастризма . В сер. VII в. Албания была завоевана арабами и включена в состав Арабского халифата . С этого времени господствующей религией на территории А. становится ислам . До XIX в. христианство сохраняется здесь в основном в среде арм. и груз. населения. После распада халифата территория А. находилась под властью сменявших друг друга династий Саларидов, Музаффаридов, Шеддадидов и др. В XI в. на территорию А. вторглись кочевые племена тюрк. происхождения, с севера - печенеги, огузы, кыпчаки, с юга - сельджуки. Продвижение кочевников из евразийских степей через Центр. Азию на запад привело к ослаблению власти мусульм. правителей на территории А. На нек-рое время А. попал в сферу влияния усилившегося в XII в. Грузинского царства. Постоянное давление на страну со стороны кочевников, продолжившееся в XIII в. в ходе монг. завоеваний, привело к постепенной смене на территории А. языка азери тюрк. разговорным языком огузской группы (лит. оставались араб. и персид.). С XIII в. происходит процесс консолидации азерб. народности. До нач. XIX в. А. находился в сфере влияния Ирана, здесь существовало неск. ханств, зависимых от Ирана. С 1514 по 1639 г. Османская империя вела военные действия на территории А., однако удержать эту страну не смогла.

http://pravenc.ru/text/63688.html

«Семена» учения о К. в позднебрахманистскую эпоху дали «плодоношение» в шраманский период - эпоху образования множества альтернативных брахманизму религ. и философских направлений сер. I тыс. до Р. Х. Мудрецы Упанишад, открывшие «закон кармы», оставили без ответа вопрос о субъекте действий причинно-следственных отношений между предыдущими действиями и последующим перевоплощением, открыв тем самым возможности для мировоззренческих вариаций. Об основных позициях в рамках этих альтернатив свидетельствуют преимущественно буддийские и джайнские источники. Материалист Аджита Кесакамабала и близкие ему мыслители отрицали не только закон воздаяния, управляющий реинкарнациями, но и реинкарнации, утверждая, что индивид после физической смерти разрушается окончательно и без остатка «делится» на материальные составляющие (Дигха-никая. I 55). Адживики во главе с Маккхали Госалой отрицали закон воздаяния, но признавали реинкарнации. Согласно его учению, которое характеризуется буддистами как «очищение через перевоплощения», каждая душа должна пройти через великое множество перевоплощений в течение 8,4 млн мировых периодов и достичь «освобождения» независимо от своих деяний и полученного знания с той же необходимостью, с какой брошенный на землю моток пряжи разматывается до конца (Дигха-никая. I 54). К этому детерминистскому учению были близки рассуждения др. адживика Пурана Кассапы, утверждавшего в противовес учителям Упанишад, что никакие преступления не дают индивиду приращения зла и никакие благодеяния - приращения добра, или Пакудха Каччаны, считавшего в нек-ром согласии с ними, что никакие действия (дурные или благие) не совершаются духовным началом, поэтому нет ни убийцы, ни убитого (Дигха-никая. I 52-53, 56). Среди тех, кто признают закон воздаяния и реинкарнации, различаются позиции брахманистов, джайнов и буддистов. Брахманисты развивали учение о реинкарнациях как сансаре, круговороте бытия, месте страдания ( духкха ), в котором индивид «вращается» вслед. постоянного приращения незнания и «нечистоты» и освобождение от к-рого обеспечивается знанием и «чистотой», достижимой практикой йогического тренинга: контролем над активностью мысли и разрывом контактов между чувствами и притягательными для них объектами (см. Катха-упанишада. III 3-9; Шветашватара-упанишада. VI 13-16 и т. д.). Лидер джайнов Махавира Вардхамана в полемике с фатализмом адживиков признавал «объективные» факторы, предопределяющие состояние индивида на том или ином отрезке его «истории», но настаивал на свободе выбора и действия, благодаря которым человек становится творцом своей К. Согласно Махавире, «когда я страдаю, печалюсь, раскаиваюсь в чем-то, слабею, нахожусь в беде или испытываю боль, то я - причина этому, и когда другой страдает подобным же образом, он тому причина» (Сутракританга. II 1. 31; II 33-41). Отличие джайнской позиции от брахманистской состояло в понимании активного начала души- дживы как источника кармических «семян» и реципиента их «плодов».

http://pravenc.ru/text/1681097.html

М.— А. С.) можно было упрекнуть: что он соблазнил чужую жену, увез ее от мужа и женился на ней сам» (MGH. Script. Rer. Germ. T. 16. P. 64). Кандидатуру К. М. поддержал его двоюродный племянник, франц. кор. Филипп II Август (1180–1223), в то время как кандидатуру Ги де Лузиньяна отстаивал англ. кор. Ричард I Львиное Сердце. Согласно достигнутому компромиссу, корона осталась у Ги де Лузиньяна, но после его смерти должна была перейти К. М. и Изабелле. При этом К. М. сохранял власть над Тиром. После отъезда кор. Филиппа II Августа во Францию К. М. пытался вести сепаратные переговоры с Салах-ад-Дином. Недовольный его действиями Ричард Львиное Сердце вынес на голосование баронов вопрос о кандидатуре иерусалимского короля. 13 апр. 1192 г. бароны провозгласили королем К. М., однако он спустя 2 недели (28 апр.) был убит ассасинами в Тире. По распространившимся по Зап. Европе слухам, заказчиком убийства К. М. был Ричард Львиное Сердце (в 1192 в Вене по приказу герц. Леопольда V Австрийского возвращавшийся со Св. земли англ. король был схвачен и заключен в замок Дюрнштайн; освобожден под давлением папы Римского Целестина III и имп. Генриха VI в 1194, после выплаты 50 тыс. марок). Назывались и др. предполагаемые заказчики убийства К. М.: Салах-ад-Дин, Ги де Лузиньян, Генрих Шампанский (король Иерусалима в 1192–1197), женившийся на вдове К. М., но причастность их к убийству доказать не удалось. Родившаяся уже после смерти К. М. дочь Мария унаследовала Иерусалимское королевство (1205–1212; до 1210 правила вместе с регентом Жаном Ибелином, в 1210–1212 — вместе с мужем Иоанном Бриеннием ). Лит.: Ilgen Th. Corrado, marchese di Montferrato. Casale, 1890; Crousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jérusalem. P., 1936. Vol. 3: La monarchie musulmane et l’anarchie franque. P. 45–130; Brand C. M. Byzantium Confronts the West, 1180–1204. Camb. (Mass.), 1968; Riley-Smith J. Corrado, marchese di Monferrato//Dizionario biografico degli Italiani. R., 1983. Vol. 29. P. 381–387; Jacoby D.

http://pravenc.ru/text/2454255.html

О египетских иероглифах Египетская письменность имеет рисуночный облик, который остался неизменным лишь в так называемом монументальном иероглифическом письме. С развитием быстрого письма появляется тип иератического, или жреческого, письма, в котором рисуночное сходство просматривается только отчасти. В повседневном употреблении часто использовались скоропись, или демотическое письмо, при которой знаки как бы сглаживаются, теряют свой явный рисуночный характер. Именно к древнеегипетской письменности впервые применяется понятие «иероглифики», которое мы встречаем у Климента Александрийского ( ερογλυφικ γρμματα – букв. «священные вырезанные письмена»). Греки вообще с большим уважением относились к рисуночному письму египтян, воспринимая его как нечто сакральное. Ещё Геродот называл его ρ γρμματα , что значит «священные знаки». Египетское царство возникло приблизительно IV тыс. до н. э., что хронологически соответствует так называемому додинастическому периоду. Традиционная периодизация истории Египта выглядит следующим образом: – Раннее царство (I–II династии): 3000–2778 гг. до н. э.; – Древнее царство (III–VI династии): 2778–2263 гг. до н. э.; – Первый переходный период (VII–X династии): 2263–2070 гг. до н. э.; – Среднее царство (XI и XII династии): 2170–1785 гг. до н. э.; – Второй переходный период (XIII–XVII династии): 1785–1580 гг. до н. э.; – Новое царство (XVIII–XX династии): 1580–1075 гг. до н. э.; – Третий переходный период (XXI–XXVI династии): 1075–656 гг. до н. э.; – Позднее царство (XXVII–XXX династии): 656–332 гг. до н. э., до завоевания Египта Александром Великим (Македонским). Наиболее важные социально-политические и культурные достижения относятся к самым ранним периодам существования египетского государства. После V-й династии (2500–2300 гг. до н. э.) мы не обнаруживаем новых идей, оригинальных социальных или культурных концепций. Египетская мысль занята в последующие периоды развитием и преумножением наследия прошлых веков. Древний Египет отличался исключительным географическим положением, позволявшим ему развиваться в относительной безопасности от внешних врагов: от воинственных пришельцев его защищали море и пустыня. Кроме того, жизнеобеспечивающей хордой страны являлась река Нил, служившая одновременно источником плодородия земель и важнейшим элементом инфраструктуры.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Известные по источникам достижения К. на гос. службе - это одержанные им на юж. границах Киренаики победы над пограничным племенем мармаридов ( Florus. Epitom. II 31. 41). О том, когда точно это произошло, как и о том, каков был статус К. во время этих событий, сведений нет. Руководить боевыми действиями в этом регионе он мог только будучи наместником пров. Крит и Киренаика в должности претора, если это было до получения им консульства в 12 г. до Р. Х., или проконсула, если речь идет о времени после 12 г. до Р. Х. ( Groag. 1931. Sp. 825). По сообщению Тацита, благодаря военным заслугам и ревностному исполнению возлагаемых на него обязанностей К. заслужил благосклонность Августа. 1 янв. 12 г. до Р. Х. К. стал консулом (CIL. I 1; VIII 68; Tac. Ann. III 48; Ios. Flav. Antiq. XIII 1. 1) и оставался в этой должности до 1 авг. того же года. Достижение столь высокого положения человеком незнатного происхождения было для того времени невероятным событием - консулы предшествующих лет, как и его соконсул Марк Валерий Мессала Барбат Аппиан, происходили только из знатных римских фамилий. Поэтому консульское звание К. свидетельствует не только о его выдающихся заслугах, но и о личном доверии к нему со стороны имп. Августа. Вероятно, в это время он вступил в брак с Клавдией Пульхрой, дочерью консула (38 г. до Р. Х.) Аппиана Клавдия Пульхра (CIL. VI 15626). Тацит сообщает об участии К. еще в одной военной операции против разбойников-гомонадов, обитавших в горах Тавр в неск. десятках укрепленных селений (castella), считавшихся совершенно неприступными. К. вынудил горцев сдаться, захватив области, из которых преимущественно поставлялось продовольствие для их поселений. Многочисленных пленников (по Страбону, 4 тыс. чел.) К. расселил по соседним городам, оставив т. о. труднодоступные горные районы без обороноспособного населения ( Strabo. Geogr. XII 6. 5; Plin. Sen. Natur. hist. V 94). За эту победу сенат по повелению Августа удостоил К. «триумфальных отличий» (insignia triumphi - Tac. Ann. III 48). Вероятно, к этому же времени следует относить сообщение об избрании его дуумвиром жителями одной из рим. колоний, избавленной им от набегов гомонадов. Об этом свидетельствуют 2 надписи, обнаруженные в окрестностях Антиохии Писидийской, к сожалению не сохранившие ни названия поселения, ни даты (см.: Cheesman. 1913).

http://pravenc.ru/text/1684077.html

В кон. VIII - нач. III в. до Р. Х. от верховий Енисея до района совр. Красноярска распространилась тагарская культура. В сев. районах при влиянии тагарской культуры продолжалось развитие культур местных охотников и рыболовов. В III-II вв. до Р. Х. на смену тагарской культуре пришла таштыкская (на севере ее памятники доходят до Ачинской лесостепи). Мн. достижения юж. племен восприняло население таежных районов. Памятники Средневековья (с сер. I тыс. по Р. Х.) в среднем и верхнем течении Енисея связывают с енисейскими кыргызами и близкими к ним народами. С сер. VI в. они входили в 1-й и 2-й Тюркский каганаты; к этой эпохе относятся и орхоно-енисейские надписи. В IX-XII вв. юг края до Н. Ангары был включен в Кыргызский каганат, с 1207 г.- в Монгольскую империю. В 1218 г. кыргызы отказались участвовать в завоевательных походах монголов и были разгромлены армией Джучи. В 1273 г. кыргызам удалось добиться независимости, но в 1293 г. карательная армия монголов жестоко подавила восстание, уничтожив значительную часть мужского населения. Позднее здесь образовались Алтысарское, Алтырское, Тубинское, Езерское княжества. В XIV-XVII вв. хакасы образовали гос-во Хонгорай (по Буринскому договору 1727 г. вошло в состав Российской империи). Памятники средневековья более сев. районов К. к. изучены слабо, прослеживается влияние кочевых народов с юга. На западе Таймыра выделена вожпайская культура, оставленная мигрантами из Зап. Сибири и связываемая с предками ненцев и энцев. Предполагается, что районы Приангарья, бассейны рек Н. Тунгуска и Подкаменная Тунгуска населяли предки юкагиров и тунгусо-манчжурских народов, горно-таежные районы юга К. к.- носители енисейских языков. Проникновение первых отрядов рус. промысловиков в бассейн Енисея пришлось на кон. XVI в. Оно осуществлялось через систему волоков между притоками Оби и Енисея, где в нач. XVII в. появился ряд рус. зимовий: Туруханское (1607), Хантайское, Имбатское. Зимой 1618/19 г. отряд казаков во главе с тобольскими служилыми людьми П. Албычевым и Ч. Рукиным основал Маковский острог на правом берегу р. Кеть, а в 1619 г. в среднем течении Енисея, ниже устья Ангары, заложил Енисейский острог, который стал опорным пунктом для дальнейших походов русских с целью присоединения Вост. Сибири. Для защиты Енисейска с юга от нападения воинственных кыргыз. племен были построены остроги: Красный Яр (Красноярский; 1628), Канский (1636), Ачинский (1641), Караульный (1675), Абаканский (1707) и Саянский (1718). С их возникновением фактически завершилось присоединение Приенисейского края к России. В XVII в. территория совр. К. к. включала Мангазейский, Енисейский и Красноярский уезды. В 1677 г. Енисейск стал разрядным городом (в состав Енисейского разряда входили Енисейский, Мангазейский, Красноярский, Иркутский, Нерчинский и Албазинский уезды).

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Базилика Пресв. Богородицы. VI в. Среди античных памятников Б. сохранились стены акрополя V-IV вв. до Р. Х. с Львиными (по рельефу на архитраве) и Скейскими воротами (см. Энеида, III 351), в нижнем городе - театр III в. до Р. Х., рассчитанный на 3 тыс. зрителей с 19 рядами скамей (кирпичная стена со статуями в нишах рим. времени), руины эллинистического храма с рим. мозаиками, храма Эскулапа (I в.), нимфея (II в.), терм, акведука, перистильного и 3-конхового домов и др. памятники средневек. Б.- баптистерий, возможно, нач. VI в. (диаметр 13,5 м), построенный на основе античного здания, с 2 рядами колонн и мозаикой (животные и птицы, символы крещения и Евхаристии), 3-нефная базилика в честь Пресв. Богородицы с трансептом и граненой апсидой (VI в., восстановлена в IX-X вв.), руины имп. комплекса с напольными мозаиками. На акрополе - руины трехнефной базилики (VI в., восстановлена в XI-XII вв.) и крепости, построенной венецианцами, в к-рой в наст. время расположен археологический музей. Первооткрывателем древнего Бутрота стал в 1435 г. гуманист Ч. де Пицциколли. Археологические раскопки были начаты в XX в., в 1927-1935 гг. под рук. гр. Л. М. Уголини (мн. найденные скульптуры попали в Италию), в 1938-1940 гг.- Д. Мустили (произведена аэрофотосъемка), с 1944 г. работы ведут Ин-т археологии Албанской АН и ин-т памятников культуры. С 1991 г. здесь работают специалисты из Албании, Греции, США и др. стран, в 90-е гг. XX в. часть памятников, вывезенных в Италию, была передана Нац. музею в тиране. в 1993 г. по решению ООН Б. включен в число памятников мирового наследия под эгидой ЮНЕСКО. Тогда же создан фонд «Бутринти», при участии к-рого проводятся работы по реставрации и сохранению археологических памятников Б. Лит.: Leake W. M. Travels in the Nothern Greece. L., 1835; Ugolini L. M. Albania antica: L " acropoli di Butrinto. R., 1937; idem. Butrinto: Il mito d " Enea e gli scavi. R., 1937; Butrinti. Tiranë, 1959; Budina Dh. Nekropoli i Butrintit//Bul. i Universiteti shtetëror të Tiranës. Ser. shkencat shoqërore. 1959. N. 2. F. 246-256; idem. Ujësjellësi i Butrintit=[L " aqueduc de Butrint]//Studime historike. 1967. N. 2; Sestieri P. C. Butrinto//Enciclopedia dell " arte antica, classica e orientale. R., 1959. Vol. 2. P. 232-235; Ducellier A. Observations sur quelques monuments d " Albanie//Ra. 1965. P. 184-188; Anamali S. , Adhami S. Mozaike të Shqipërisë. Tiranë, 1974. F. 47-53; Meksi A. Bazilika e madhe dhe Baptisteri i Butrintit//Monumentet. 1983. Vol. 1 (25). F. 47-75.

http://pravenc.ru/text/153703.html

Поселение Нево на вершине аль-Мухайят упоминается в надписи на стеле моавитского царя Меши (IX в. до Р. Х.) и в ВЗ (Ис 15. 2; Иер 48. 22). Археологами установлено, что оно существовало непрерывно с позднего бронзового века (II тыс. до Р. Х.) до конца визант. правления в этом регионе (VII в. по Р. Х.). Погребения вокруг поселения датируют между XVII в. до Р. Х. и VII в. по Р. Х. В V-VI вв. в аль-Мухайят были построены 3 христианских храма и небольшой монастырь; здания украшались напольными мозаиками. Все храмы представляли собой базилики сир. типа: как правило, 3-нефные, с коротким основным наосом, с полукруглой алтарной апсидой, которая была вписана в вост. стену и не была видна снаружи. Высшую точку горы занимала самая большая по сравнению с др. постройками ц. св. Георгия; в 536 г. она была украшена мозаикой. В юж. части поселения находилась ц. мучеников Лота и Прокопия с мозаикой, созданной в сер. VI в. при еп. Мадабском Иоанне. Юго-вост. край поселения занимала церковь ктиторов Амоса и Касисея, построенная при епископах Фиде и Иоанне Мадабских. Небольшой христ. мон-рь Пресв. Богородицы в Вади-аль-Каниса находился на горе к востоку от аль-Мухайят. В его храме сохранилась мозаичная надпись 762 г., украшенная изображениями 4 райских рек. В ней сказано, что мон-рь перестраивался в то время, при еп. Иове Мадабском. С 1894 г. в иерархии католич. Церкви существует титулярная епископская кафедра Н. В 1932 г. вершина Н. с 2 пиками была выкуплена католич. об-вом «Кустодия Святой земли». С этого времени на горе Библейское об-во ордена францисканцев активно проводит археологические исследования. В 1963 г. над раскрытыми фундаментами и мозаиками храма Моисея была построена металлическая кровля от ветра и дождей. В 2007-2016 гг. проведены масштабные работы по реконструкции и укреплению кровли. На вершине Н., рядом со смотровой площадкой, находится совр. скульптурная композиция Дж. Фантони, которая символизирует Моисеев жезл, обвитый «медным змием» (ср.: Числ 21. 8: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив»). Надпись на скульптуре гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин 3. 14).

http://pravenc.ru/text/2564816.html

А. А. Бозоян История Поселения людей в К. известны со времен неолита (VIII тыс. до Р. Х.). В VI тыс. до Р. Х. здесь начали осваивать медные орудия труда, в IV тыс. до Р. Х.- бронзу. Т. о., К. была одним из наиболее передовых регионов технологического развития на Ближ. Востоке, едва уступая Месопотамии. В эпоху Хеттской державы (сер. II тыс. до Р. Х.) К. была известна как Кицуватна, находилась в зависимости от хеттов. Уже тогда страна разделялась на равнинную (Уру Адания) и горную (Тарца) части. В период после 1595 - кон. XV в. до Р. Х. страной правили хурриты. Первый известный хурритский царь К. Испутахсу заключил мирный договор с царем хеттов Телепину. Наибольших успехов хурриты достигли в кон. XVI в., когда проводили активную экспансию в юж. направлении, угрожая завоеванием гос-ву Алалах. Тем не менее вскоре хурритское царство в К. было вновь разбито хеттами; царь Кицуватны Сунассура II признал себя их вассалом. В XIII в. в результате нашествий «народов моря» хурриты были вытеснены из К. и регион заселил конгломерат племен из Средиземноморья индоевроп. происхождения. Народ киликийцев (келекеш) упоминается в егип. источниках среди «народов моря» (или «народов северных стран»). В I тыс. до Р. Х. население К. было многоязычным и пользовалось письменностью на лувийском (индо-европейском) и западнофиникийском (семитском) языках. В нач. I тыс. до Р. Х. ассирийцы также называли жителей страны «кхиликку». В IX - кон. VII в. К. была частью Ассирийской державы. В VIII в. до Р. Х. К. правила царская династия Муксус (греч. Мопсос), вассалы ассирийцев. Их столицей была Адана, однако имя царей сохранилось в названии г. Мопсуестия (Мамистра, Эль-Массиса, Мсис, Мисис, ныне Якапынар). В кон. VI в. до Р. Х. К. вошла в состав Персидской империи; как зависимое царство, она управлялась династией Сиеннесис, образована сатрапия. Через К. проходила «царская дорога», соединявшая вост. берег Эгейского м. с Месопотамией и Персией. Александр Македонский. Фрагмент мозаики «Битва при Иссе». Ок. 100 г. до Р. Х. (Археологический музей, Неаполь)

http://pravenc.ru/text/1684614.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010