В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. главенствующее положение на территории Н. о. занимала общность культур текстильной керамики. В раннем железном веке в регионе распространились ананьинская культура в Заволжье и городецкая культура на правобережье Оки и Волги, памятники к-рой в кон. I тыс. до Р. Х. появились на левобережье Волги. В юго-вост. части совр. Н. о. (Ардатовский, Сергачский, Воротынский районы) известны могильники (в основном трупоположения на спине) 1-й пол. I тыс. по Р. Х., культурная принадлежность которых является дискуссионной. Со 2-й пол. I тыс. по Р. Х. на территории Н. о. фиксируются древности 3 родственных народов поволжских финнов - муромы (в приокских районах, датированы не ранее кон. VII в.), мордвы (на юго-востоке региона), черемисов (марийцев; в Заволжье). В их культуре наблюдается много общего; различия проявляются прежде всего в погребальном обряде, обнаруживаются в жен. украшениях, уборе. На границе расселения этносов, на берегах Волги и Оки, происходили наиболее тесные контакты, о чем свидетельствуют материалы могильников - Безводнинского (Кстовский р-н) V - 1-й пол. VIII в., Желтухинского (Городецкий р-н) VI-VII вв. и Подвязьевского (Богородский р-н) сер. IV - 1-й пол. VI в. (наиболее раннее погребение кон. III - сер. IV в. относится к раннему железному веку). По мнению исследователя Подвязьевского могильника Н. Н. Грибова, население, оставившее его, ведет свое происхождение от племен культуры рязаноокских могильников. Первые славяне появились на нижегородском правобережье Оки не ранее XII в. Их расселение, по-видимому, брало свое начало с Муромо-Рязанского княжества и тянулось вниз по Оке. Большинство поселений возникло на свободных местах, но нек-рые данные указывают на процесс древнерус. ассимиляции муромы. В XII - нач. XIII в. земли совр. Н. о. стали ареной борьбы между Ростово-Суздальским княжеством (с 1157 Владимирское великое княжество ) и Волжско-Камской Булгарией. Владимирские князья основали здесь города Городец (сер.- 3-я четв. XII в.; впервые упоминается в 1171) и Н. Новгород (1221), что способствовало притоку слав. населения.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Вылчитрынский золотой клад. XIII-XII до Р. Х. (СНАМ) Вылчитрынский золотой клад. XIII-XII до Р. Х. (СНАМ) Наиболее ранние археологические свидетельства заселения территории совр. Б. относятся ко времени раннего палеолита (700-100 тыс. лет до Р. Х.). К эпохе халколита (меднокаменного века, IV-III тыс. до Р. Х.) относятся крупный Варненский золотой клад, находки антропоморфной и зооморфной идольной пластики и керамических сосудов. Тогда же появляются первые поселения с жилыми постройками - полуземлянками (совр. Лудогорие, Шумен, Русе). Распространены были культы матери-земли, солнца, вождя, почитание предков. К периоду бронзы (3000-1200 гг. до Р. Х.) относятся поселения у с. Эзеро, Побит-Камык (в р-не Разграда), в окрестностях Сливена, Русе, Варны и Врацы. Наиболее яркими памятниками искусства того времени являются скальные рисунки в пещере Магура и Вылчитрынский золотой клад XIII-XII вв. до Р. Х., изделия к-рого отличаются изяществом и совершенством техники. Отчетливыми становятся региональные культурные особенности; в отличие от Сев. Болгарии земли к югу от Балканских гор были прочно связаны с греч. и ближневост. культурами. Античная Фракия Кариатиды. Фрагмент декора гробницы в с. Свештари. 1-я пол. III в. до Р. Х. Кариатиды. Фрагмент декора гробницы в с. Свештари. 1-я пол. III в. до Р. Х. Во II тыс. до Р. Х. одновременно с консолидацией греч. этноса на Балканском п-ове складывается ряд др. индоевроп. народностей, в числе к-рых были фракийцы и иллирийцы. В долине р. Струма расселились македонцы. Родственным фракийцам народом были мёзы, жившие в бассейне Моравы и Н. Подунавье. В сер. II-I тыс. до Р. Х. фракийцы занимали обширные территории от Карпат до Эгейского м. и от Чёрного м. до Македонии. Известно ок. 90 племен, крупнейшими из к-рых были одрисы, занимавшие значительную часть территории Фракии, а также геты и даки. Среди др. фракийских племен к VII-VI вв. до Р. Х. наиболее известны трибаллы, занимавшие территории сев.-зап. окраин совр. Б., серды, бессы, сатры. В VIII-VII вв.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Памятники мезолита и неолита не выделены. В раннем бронзовом веке здесь взаимодействовали общности майкопской, куро-аракской и катакомбной культур (близ с. Мужичи (бывш. Луговое)). К III тыс. до Р. Х. относятся древности северокавказской культуры, их сменили памятники, близкие к памятникам гинчинской культуры. На рубеже II и I тыс. до Р. Х. в горной И. распространилась восточнокобанская группа (культура) кобанской культуры (общности), представленная Пседахским могильником и Кескемским кладом; в VI-V вв. до Р. Х. в ней усилились черты культур скифо-савроматского (Луговой и Нестеровский могильники), а позднее - сарматского круга. Ранние письменные известия о предках ингушей относятся к I тыс. до Р. Х. В груз. источниках фигурируют такие этнонимы, как «глигви», «дзурдзуки», «кисты», «гелави». В «Картлис Цховреба» (сборнике груз. летописей) сообщается, что древнейшим предком нахских народов (ингушей, чеченцев (включая аккинцев и кистинцев), бацбийцев) был легендарный «Кавкас». А его удел составлял территорию «от реки Ломеки до рубежей Кавказа на западе». Осетины называют ингушей «маккалон» (племя коршунов), а кабардинцы - «мичкиш». В рус. истории они известны под именами «киштинцы», «калканцы» и «ингушевцы». Местная культура I - нач. II тыс. была тесно связана с сарматами, в т. ч. с аланами (нек-рые исследователи считают, что «вайнахи» («дзурдзуки») и «аланы» - разные названия одного народа (Я. С. Вагапов, М. Б. Мужухоев, Р. Д. Арсанукаев, Н. Д. Кодзоев и др.)). Совр. историки полагают, что к кон. V в. на территории Алании сложились 2 этнокультурные группы: западная (Асдигор), локализовавшаяся в верховьях совр. Кубани, в Пятигорье и совр. Балкарии, и восточная - протоиронцы (Ирхан), находящаяся на территории совр. Сев. Осетии, И. и Чечни. В 550-551 гг. восточные аланы вместе с савирами в составе персид. войск вторглись в Колхиду, а в 562 г. совершили поход на Вост. Грузию. Находки сасанидских монет на территории Вост. Алании говорят также о ее тесных связях с Персией. Зап.

http://pravenc.ru/text/389549.html

В начале бронзового века, на рубеже III и II тыс. до Р. Х., местное население было рассеяно и частично ассимилировано носителями балановской культуры в ходе их продвижения по северу лесостепи к Волге и Каме. В это же время с юга на территорию совр. П. о. проникали группы носителей катакомбной и полтавкинской культур. Из бассейна Дона на Мокшу распространилась иванобугорская культура (для нее характерна орнаментация керамики ромбическими отпечатками и ромбическими фигурами из оттисков зубчатого штампа). Ее памятники на территории современных П. о. и Мордовии. П. Д. Степанов и др. выделяют в особую примокшанскую культуру. Из юж. районов Ср. Поволжья в верховья Суры проникли носители вольско-лбищенской культуры, традиции к-рой восходили к посткатакомбным культурам и группам, входившим в общность культур шнуровой керамики. В нач. II тыс. до Р. Х. на территорию совр. П. о. вторглись носители абашевской культуры и вступили в военные столкновения с балановцами. Немногочисленность абашевской керамики на Суре и Мокше свидетельствует о непродолжительном обитании здесь носителей этих традиций. В 1-й трети II тыс. до Р. Х. в степной части территории совр. П. о. распространяется срубная культура (общность), к-рая включила и местные традиции. В Прихопёрье преобладало влияние среднедонского варианта срубной общности; В. Посурье являлось контактной зоной этого и средневолжского вариантов. Севернее сложились памятники аким-сергеевского типа, связанные с традициями юго-вост. окраины поздняковской культуры. Здесь же фиксируется влияние раннеприказанской культуры Ср. Поволжья, затем, особенно в финале бронзового века,- культуры текстильной керамики. В финале бронзового века на Мокше и на землях в верхнем течении Суры появились и носители традиций бондарихинской культуры. К раннему железному веку (VII в. до Р. Х.- первые века по Р. Х.) в сев. районах совр. П. о. относятся памятники городецкой культуры, расположенные локальными группами, тяготеющими к лесным массивам и поймам рек Выша, Мокша, к верховьям Суры; отдельные памятники известны на реках Хопёр и Ворона. Более 30 находок биметаллических и железных мечей, кинжалов, наконечников копий раннекочевнических типов в основном VII/VI-V/IV вв. до Р. Х. и впускного савроматского погребения в кургане у с. Марьевка (Кузнецкий р-н) свидетельствуют о включении юж. части территории совр. П. о. в зону влияния савроматской археологической культуры и ранней из сарматских археологических культур.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

до Р. Х.), Аккада (XXIII-XXII вв. до Р. Х.), Третьей династии Ура (кон. XXII - кон. XXI в. до Р. Х.), Вавилона (XVIII-VI вв. до Р. Х.), Ассирии (XVIII - кон. VII в. до Р. Х.) с изображениями сцен предстояния богам, мифологических сюжетов, сцен сражений, животных, орнаментальных композиций и т. п.; они сопровождались надписями и могли играть роль владельческих печатей или амулетов. С традициями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (IX-VII вв. до Р. Х.), Хеттского царства (XVIII-IX вв. до Р. Х.), Сирии, Финикии. С нач. II тыс. до Р. Х. произведения вост. Г. стали известны на Крите и в Эгеиде (печати с изображениями людей, возможно портретными, «игр» с быком и др.). Критская Г. оказала влияние на развитие этого искусства в микенской Греции XIV-XIII вв. до Р. Х. Греч. геммы XI-VIII вв. до Р. Х. большей частью вырезаны на кости, имеют упрощенный геометризированный рисунок. Г. достигла расцвета в ахеменидской Персии (VI-V вв. до Р. Х.), оказав сильнейшее влияние на греческую в VI - кон. V в. до Р. Х. Античная Г. Первые образцы греч. Г. известны с VI в. до Р. Х. и своим происхождением обязаны контактам с Востоком. Архаические греч. геммы обычно имели овальную форму, подражавшую егип. привозным изделиям, и резались в основном из стеатита и сердолика. Круг сюжетов тесно связан с искусством ахеменидской Персии (через Ионию): в основном это изображения животных, сцены поединка с животным; встречаются мифологические персонажи. В VI в. до Р. Х. на Самосе был изобретен сверлильный станок, создателем к-рого, по преданию, считается Феодор Самосский, изготовивший, по сообщению Геродота, перстень с резным изумрудом для тирана Поликрата. В V в. до Р. Х. в Г. начинают широко использоваться халцедон и яшма; все большее значение приобретает сохранение резчиком декоративных качеств камня (полихромность поверхности, разница слоев по цвету, просвечивание). Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличают простота композиции, гармония, т.

http://pravenc.ru/text/165147.html

Т. о., этноним и язык достались историческим арабам в наследство от одних предков - южно-центральных семитов, а племенная генеалогия от др.- зап. семитов. В северо-центральной А. сложилось неск. основных племенных союзов: исконно араб. Ариби (вошел в состав др. племен к сер. I тыс. до Р. Х.), происходившие от Авраама Дедан, Кедар и Небайот (библ. Наваиоф) (в нач. VI в. до Р. Х. образовал могущественное Набатейское царство), переселившийся с крайнего юга Самуд и др. В VI-V вв. до Р. Х. кочевые араб. племена скенитов заселили долину Ср., частично Н. Евфрата и большую часть В. Месопотамии. В IV-III вв. до Р. Х. арабы Набатейского царства окончательно поглотили Аммон и Моав и заняли Дамаск, считавшийся главным городом А. Пустынной. Как правило, у арабов были напряженные отношения с Ассирией и более поздними великими державами: Вавилонией, Персией, эллинистическими царствами, Парфией и Римом. Римляне, в частности, пытались проникнуть в Йемен и в 106 г. до Р. Х. захватили Набатейское царство. На юге Аравийского п-ова в XI-VIII вв. до Р. Х. сложились высокоразвитые гос-ва южно-периферийных семитов: Саба (библ. Сава), Маин, Катабан, Аусан и Хадрамаут. Их ожесточенные войны привели в конце концов к выдвижению нового Химьяритского гос-ва (кон. II в. до Р. Х.), за неск. веков объединившего всю Юж. А. В VI-VII вв. по Р. Х. южно-периферийные семиты были ассимилированы арабами, и на них также распространилось название «арабы». С тех пор потомки арабов, известных еще в предыдущую эпоху, рассматривались в основном как «северные арабы», а южно-периферийные семиты и их арабизированные потомки - как «южные арабы». А. в Свящ. Писании В ВЗ арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к сер. I тыс. до Р. Х. В Синодальном переводе термин «арабы» (евр.  ,  ) обычно передается как «аравитяне». При этом Сев. А. иногда специально именуется «землей восточной» (евр.    ,    ) (Быт 25. 6), а ее обитатели - архаическим термином «сыновья востока» (3 Цар 4.

http://pravenc.ru/text/75810.html

начинается с эпохи неолита. Бубенцы, колокольчики и К. из сплава меди и олова, найденные при раскопках древних городов Китая, Японии, Ср. и Ближ. Востока, Кавказа, имели в т. ч. религиозное назначение. В Китае древнейший обнаруженный колокольчик датируется XIV в. до Р. Х.; на рубеже II и I тыс. до Р. Х. здесь стали использовать большие К., которые подвешивали в специальных рамах; со временем появилась практика «настройки» К. на определенные тоны; с сер. I тыс. до Р. Х. наборы К. использовались в конфуцианских ритуальных оркестрах. С V-VI вв. по Р. Х. К. использовались в религиозных обрядах Индии - индуистских и буддийских. С распространением буддизма в Восточной (Китай, Корея, Япония), Центральной (Тибет) и Юго-Вост. Азии появляются большие К. (в звонницах храмов; в Вост. Азии ударяемые извне, в Юго-Вост. Азии также с языком). Огромные К. были известны в Мьянме. К. используются также в даосизме, религии бон и синтоизме. В Египте бронзовые колокольчики, часто с изображениями языческих божеств, известны с X в. до Р. Х., в Ассирии - с IX в. до Р. Х. (см.: Price. 1983; i dem. 2001; Tong. 1983-1984; Хуан Сянпэн. 1984; Falkenhausen. 1993; Есипова. 1993; Вильямс. 2012). Частью одежды ветхозаветного первосвященника были золотые колокольчики (древнеевр.     ед. ч.-  ,   греч. LXX κδωνες; ед. ч.- κδων), звук к-рых возвещал о его входе в святилище и выходе из него (Исх 28. 33-35; Сир 45. 9 (LXX; синод. пер.: Сир 45. 11)). В античном мире колокольчики и небольшие К. (до 17 см в диаметре) употреблялись как в светской, так и в религ. жизни. С VI в. до Р. Х. греки использовали небольшие бронзовые К. в культовой и военной сферах, этруски - в погребальных обрядах. В Др. Риме появился обычай звонить в небольшой К. перед храмами Кибелы и Прозерпины. В IV-III вв. до Р. Х. в г. Ноле (близ Неаполя) возник центр производства небольших бронзовых К. ( Классовский. 1856. С. 229, 343. Примеч. 196; Blavignac. 1877. P. 309-312, 320-327; Эйзен. 1894; Baudot. 1913; Price. 2001; Оловянишников. 2010.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Наибольшей разработкой образа Г. отличается аккад. эпос о Г. Сохранилось 3 версии большой эпической поэмы, самая ранняя в записи 1-й четв. II тыс., но, видимо, восходит к посл. трети III тыс. до Р. Х., наиболее полная версия, приписываемая урукскому заклинателю Синликеуннинни (сохр. в записях VII-VI вв. до Р. Х.),- поэма «О все видавшем», одно из выдающихся произведений древневост. лит-ры, изложена в 12 песнях - «таблицах», последняя - дословный перевод с шумер. 2-й ч. песни «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» и композиционно с поэмой не связана. По просьбе богов, обеспокоенных жалобами жителей Урука на их своенравного и буйного владыку, могучего Г., к-рый соблазняет женщин, в то время как их мужья выполняют тяжелые городские повинности, богиня Аруру создает дикого человека Энкиду, к-рый должен победить Г. Энкиду живет в степи и не подозревает о своем предназначении. Г. посещают видения, и он узнает, что ему суждено найти друга. Когда в Урук приходит известие, что в степи появился некий муж, исполин, защитник животных, Г. посылает в степь блудницу, полагая, что, если ей удастся соблазнить Энкиду, звери его покинут. Так и случается. Далее происходит встреча Г. с Энкиду, их поединок на пороге спальни богини Ишхары (в поэме чужеземная богиня Ишхара заменяет Иштар, Иштар в поэме - отрицательный персонаж, враждебный Г.). Ни тот, ни другой не могут одержать победу, и это делает их друзьями. Г. и Энкиду совершают вдвоем множество подвигов: сражаются со свирепым Хумбабой, хранителем горных кедров, с чудовищным быком, насланным на Урук богиней Иштар за отказ Г. разделить ее любовь. По воле богов Энкиду, разгневавший их убийством Хумбабы, умирает (видимо, вместо Г.). Г., потрясенный смертью друга, бежит в пустыню. Он тоскует о любимом друге и впервые ощущает, что смертен. Г. проходит подземным путем бога солнца Шамаша сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где живет Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие. Ут-напишти рассказывает Г. историю Всемирного потопа, очевидцем к-рого он был и после к-рого получил от богов вечную жизнь. Но для Г., говорит Ут-напишти, во 2-й раз совет богов не соберется. Жена Ут-напишти, жалея Г., уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощание, и тот открывает герою тайну цветка вечной молодости. Г. с трудом достает цветок, но не успевает им воспользоваться: пока он купался, цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Г. возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооруженной вокруг города стены.

http://pravenc.ru/text/Гильгамеш.html

до Р. Х. греч. колонизация коснулась и районов расселения фракийских племен. На территории буд. Болгарского гос-ва были основаны греч. колонии Аполлония (совр. Созопол), Анхиал (совр. Поморие), Месемврия (совр. Несебыр), Одесс (совр. Варна), Дионисополь (совр. Балчик). Одними из наиболее ярких свидетельств эллинизации фракийской знати являются великолепные росписи т. н. Казанлыкской гробницы (III в. до Р. Х.) и найденный в окрестностях Панагюриште клад золотых предметов, ориентированных на лучшие греч. и переднеазиатские образцы, но сохранившие особенности местной культуры. Со своей стороны, и фракийцы оказали влияние на греч. культуру. К сер. I тыс. до Р. Х. относится становление фракийских гос-в, сильнейшим из к-рых стало Одрисское царство, сложившееся в VI-V вв. до Р. Х. В 342-339 гг. Одрисское царство было завоевано македон. царем Филиппом II. После смерти его сына Александра Великого (323) и распада его огромной державы на территории Фракии развернулась борьба диадохов; в 212-211 гг. до Р. Х. одрисы изгнали македон. гарнизоны. К сер. II в. до Р. Х. Македонию и земли Юж. Фракии завоевали римляне. Фракийцы принимали участие в антирим. восстании македонцев (149 г. до Р. Х.) и в войнах против Рима понтийского царя Митридата VI Евпатора (132-63 гг. до Р. Х.). В 27 г. до Р. Х. к Римскому гос-ву была присоединена территория Мёзии (населенная фракийскими племенами область между Н. Дунаем и Балканскими горами), а в 46 г. по Р. Х.- горная Фракия. На этих территориях были образованы рим. провинции. В 86 г. Мёзия (Мисия) была разделена на Верхнюю (зап.) и Нижнюю (вост.). Провинция Фракия включала горную область между Эгейским, Мраморным и Чёрным морями. Территории новых провинций были вовлечены в хозяйственную структуру Римской империи; строились новые дороги; во Фракии производилась треть всего рим. вооружения. Романизация местного населения особенно быстрыми темпами происходила в Мёзии, к-рая являлась пограничной провинцией; здесь были во множестве расквартированы рим. легионы; велась активная колонизация земель ветеранами рим.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Сам Цхинвали был основан, вероятно, в середине III века н. э. До недавнего времени там сохранялись древнее кладбище и ряд старинных построек гражданской архитектуры. Каково состояние церквей, построенных в Аланском государстве византийскими миссионерами в X-XI веках (в частности, в селах Белоти, Ванати, Ванели, Джава, Ередви, Земо-Снекви, Икорта, Кемерти, Приси, Тбети, Хеити), пока не ясно. Однако есть сведения, что Росохранкультура планирует организовать специальную группу, которой будет поручено выяснить точные размеры ущерба, нанесенного культурным памятникам Южной Осетии в ходе последней войны. Впрочем, уже сейчас к числу несомненных и больших потерь можно отнести Историко-краеведческий музей Цхинвали, где до сих пор хранилась большая часть предметов, обнаруженных еще в ходе археологических экспедиций советского времени. Музей был разрушен до основания в результате артобстрела. Абхазия Ситуация с учетом и охраной памятников истории и культуры в Абхазии гораздо более благоприятна. По данным управления по охране памятников при министерстве культуры Абхазии, здесь сохраняется около 2 тыс. объектов. Паспорта на них, которые были составлены еще в 1960-х, хранились до недавнего времени в Москве, а теперь возвращены в Сухуми. Как и в Южной Осетии, в Абхазии наиболее ранние из известных памятников относятся ко времени палеолита. Одна из самых известных стоянок, датируемая ашельским периодом, была обнаружена недалеко от Сухуми, у подножия горы Яштхуа. Это одна из самых древних и самых крупных (ее площадь около 70 га) палеолитических стоянок на территории бывшего СССР. От более позднего времени (эпохи средней бронзы, конец IIIII тысячелетие до н. э.) в Абхазии сохранились богатейшие комплексы: около 80 каменных гробниц — дольменов, сложенных из огромных известняковых или песчаных плит, в районе сел Эшеры, Азанта, Отхара, Михельрипш и др. Один из периодов расцвета каменного строительства на этой территории связан с началом греческой колонизации Черноморского побережья (VII-VI века до н. э.). Об этом времени свидетельствуют многочисленные остатки мраморных колонн, саркофагов и рельефов, которые встречаются в большом количестве в районе Сухуми и его окрестностях (сейчас большинство из них находятся в Историко-краеведческом музее Сухуми). Вероятно, где-то около реки Басла к востоку от Сухуми находился легендарный греческий город Диоскуриада. Позже, в начале новой эры, римляне укрепили старые греческие города и построили ряд новых оборонительных крепостей, которые должны были охранять границы их империи от набегов многочисленных варварских племен. Руины этих сооружений сохраняются в Сухуми (крепость Себастополис), Пицунде (Питиунт), Цебельде (Цибилиум) и других местах. Именно в этих римских городах-крепостях появились первые древнехристианские храмы. Остатки их фундаментов весьма многочисленны, особенно вдоль побережья. Помимо уже упомянутых можно назвать, к примеру, монументальные комплексы церквей VI века в селах Алахадзы, Цандрыпш, Дранда.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010