На склонах долины К. и в наст. время располагаются захоронения. На левом, восточном берегу ручья со стороны Елеонской горы устроено иудейское кладбище; на зап. берегу, у подножия городских стен - мусульманское, в русле К., недалеко от Гефсимании, размещены христ. захоронения. Археологическое исследование Древнейшие следы поселений в Иерусалиме были обнаружены в русле К., у родника Геон ( Гихон ) в т. н. городе Давида,- единственного в этой местности постоянного источника пресной воды (см. в ст. Иерусалим ). По всей видимости, местность впервые заселялась уже в халколитический период (IV тыс. до Р. Х.). «Гробницы царей». Фотография. 2-я пол. XIX в. «Гробницы царей». Фотография. 2-я пол. XIX в. Начиная с периода ранней бронзы (кон. IV тыс. до Р. Х.) в долине К. за пределами города производились захоронения. Могилы этого времени с погребальной керамической утварью были обнаружены экспедицией М. Б. Паркера (1909), работавшей на зап. берегу ручья, выше источника. На противоположном склоне Д. Барамки (1935) и К. М. Кеньон (1965) раскрыли шахтовые захоронения, относящиеся к периоду ранней и средней бронзы (кон. IV - сер. II тыс. до Р. Х.) ( Prag. 1995). Отдельные захоронения среднего и позднего бронзового века были обнаружены Р. Вейлем (1913) к югу от города Давида, а также францисканской археологической экспедицией в 60-х гг. XX в. на Елеонской горе ( Saller. 1964). Хорошо изучена группа из 50 пещерных захоронений железного века (VIII-VI вв. до Р. Х.), находящихся на 2 террасах скалистого склона на вост. берегу К., в пределах Сильвана (ныне район на востоке Иерусалима, см. Силоам ) ( Avigad. 1954; Ussishkin. 1993). Гробницы высечены в толще скалистой породы. Возможно, в древности погребальные монументы были богато декорированы, во многих внутри сохранились карнизы. Один из сильванских памятников, т. н. Гробница дочери фараона («Силоамский монолит», приобретенный архим. Антонином (Капустиным) ), прежде был увенчан небольшой каменной пирамидой. От погребальной надписи, выполненной древнеевр. письмом, осталась одна буква. На др. гробнице надпись сохранилась почти полностью, отсутствует только начало имени ее владельца: «Это [гробница] ... ягу, который над домом [царским]. Здесь нет ни серебра, ни золота, а только кости его и его жены (?). Будь проклят человек, который откроет» (ср.: Ис 22. 15-16). С т. зр. архитектуры силоамские гробницы можно разделить на 3 типа: со скатным потолком, с плоским потолком и монолитные, выполненные как памятники. В погребальной архитектуре древней Палестины за пределами Иерусалима аналоги есть только у гробниц с плоским потолком. Архитектурный стиль проч. типов гробниц имеет параллель в финик. культуре, подверженной влиянию Египта. Возможно, в данном случае речь идет об адаптации финик. архитектурных форм иерусалимской элитой.

http://pravenc.ru/text/1684099.html

К.-С. выстроен из хорошо отполированных крупных квадров местного базальта. Его длина 94 м, ширина 81 м, общая площадь комплекса 5 тыс. кв. м, он мог вместить до 10 тыс. чел. Постройка представляет собой 4 крестообразно поставленные базилики, средокрестие к-рых занимает просторный октагон с диагонально расположенными экседрами. Октагон служит своего рода атриумом для всех 4 базилик. В его центре находился столп св. Симеона высотой 40 локтей (16-18 м). Очертания октагона формируются угловыми опорами из легких устоев, фланкируемых колоннами на пьедесталах. От одной опоры к другой перекинуто 8 арок; стены же граней октагона практически отсутствуют. На пересечении стен базилик располагаются экседры, к-рые раскрываются арками в пространство октагона, создавая пластические композиции, из октагона одновременно видны экседры и боковые нефы базилик. Пространство октагона не закрывалось от базилик дверными перегородками. Центральный октагон Центральный октагон В науке выдвигались гипотезы о возможном деревянном перекрытии центрального октагона ( Krautheimer. 1986. P. 157, 500) или о полностью открытом пространстве. Евагрий Схоластик, видимо неоднократно посещавший К.-С. во 2-й пол. VI в., указал, что столп стоял посреди открытого двора, и это может служить подтверждением 2-й гипотезы. Облицовка октагона из базальтовых квадров, контрастировавших с аккуратно выложенной облицовкой в технике opus sectile в вост. базилике, указывает, что поверхность была открытой и подвергалась влиянию климатических условий ( Tchalenko. 1953. P. 268). А. Л. Якобсон (1983) считает, что октагон диаметром 28 м слишком велик даже для деревянного перекрытия. По его мнению, прообразом такого открытого пространства мог быть атриум в форме гексагона при храме Юпитера в Баальбеке (Ливан; II-III вв. по Р. Х.). Подобный открытый октагон в VI в. существовал в ц. Миджлея в Апамее. Базилики К.-С. имеют одинаковую 3-нефную структуру, примерно равны по ширине, но их длина, число колонн и промежутки между ними, внешний и внутренний декор различаются. В каждой базилике было по 6 пар (7 - по Х. Батлеру) колонн, продольный ритм к-рых усиливался дополнительными пилястрами, примыкающими к внутренним поверхностям фасадных стен и угловым опорам октагона. Расстояние между колоннами, как и во мн. сир. храмах, разное (по М. де Вогюэ, среднее - 3,69 м; по Батлеру - 3,5 м). Перемычки между колоннами были скорее всего арочными. Вост. базилика была крупнее и включала 9 пар колонн. Она отклонена от главной оси комплекса, следует более точной ориентации на восток, к-рая несколько нарушена в общей планировке К.-С., что может указывать на более поздний период ее возведения. Вост. базилика имеет 3 выступающие апсиды (центральная крупнее боковых) и 2 внешние квадратные пристройки по бокам алтаря (пастофория), возможно, это была церковь, в то время как остальные базилики предназначались для размещения паломников.

http://pravenc.ru/text/1320169.html

Саркофаг с портретом Артемидора из Файюма. Др. Египет. Нач. II в. Фрагмент Саркофаг с портретом Артемидора из Файюма. Др. Египет. Нач. II в. Фрагмент На рубеже XIX-XX вв. важные раскопки Б. м. вел в Кархемише, откуда были присланы хеттские памятники. После первой мировой войны археологические исследования отдела велись в Телль-эль-Обейде, в 8 км от древнего Ура, где был найден шумерский храм (из него происходит медная панель с изображением Имдугуд). Участие в обеих экспедициях принимал Ч. Л. Вулли, в 1922-1934 гг. возглавивший совместные с Пенсильванским ун-том раскопки Ура. В Б. м. попали, в частности, находки царских погребений раннединастического периода: «штандарт из Ура», жен. украшения (головной убор, серьги, ожерелья и бусы) и др. После второй мировой войны вывоз археологических находок в европ. музеи был запрещен, но Б. м. удалось получить нек-рые памятники, напр. украшавшие царский дворец изделия из слоновой кости в егип. стиле из раскопок сэра Маллоуэна и Дж. Оутс в Нимруде. В 1970 г. в Б. м. открылись новые галереи древней Передней Азии с экспозицией знаменитых ассир. рельефов. Был создан зал истории письменности, где показаны как различные варианты клинописи, так и памятники, связанные с развитием древних алфавитных систем, открыты залы палестинского, анатолийского и персид. искусства. Особую важность представляет проведенная отделом работа по инвентаризации более 120 тыс. глиняных табличек с клинописными текстами (начата К. Бецольдом, продолжена Баджем). Совместно с отделом реставрации таблички были обессолены и обожжены, что обеспечило их длительное хранение. Погребальные дары. Фрагмент рельефа из гробницы Тети. Др. Египет. XI династия. Ок. 2100 г. до Р. Х. Погребальные дары. Фрагмент рельефа из гробницы Тети. Др. Египет. XI династия. Ок. 2100 г. до Р. Х. Отдел Востока был организован в 1946 г., включает коллекции скульптуры, керамики, гравюр и живописи стран Дальн. Востока, Юж. и Юго-Вост. Азии, начиная с периода ср. веков. Среди уникальных памятников древних цивилизаций фигура дриады-якшани с ворот большой ступы в Санчи, инд. буддийском комплексе (в музее с 1843). Уже в послевоенные годы были куплены датируемая III в. бронзовая фигура из Юж. Индии и бронзовая статуя сидящего Будды гуптского периода. Благодаря фонду Б. Севелла приобретены древнекит. бронзовые изделия: шаньские ритуальные сосуды, богато орнаментированный колокол VI в. до Р. Х., инкрустированные мечи IV-III вв. до Р. Х., большой сосуд на 3 ножках с инкрустацией золотом, серебром и стеклом, лаковые изделия периода Чжоу. В отделе рукописей и печатных книг Востока хранятся первые памятники кит. иероглифической письменности - «гадательные кости» кон. II тыс. до Р. Х., найденные в провинции Хунань. Древнейшие кит. бронзовые монеты эпохи Чжоу в форме ножей и мотыг представлены в отделе монет и медалей.

http://pravenc.ru/text/153451.html

Раскопки купальни Вифезда и ц. прав. Анны. Фотография. Кон. XX в. Раскопки купальни Вифезда и ц. прав. Анны. Фотография. Кон. XX в. В. образована парой больших купелей (открытых бассейнов). Частью они вырублены в скале, частью обложены отесанным камнем; купели разделял каменный барьер шириной 6 м, в к-ром имелись каналы для стока воды. Поскольку значительная часть памятника лежит под густонаселенной частью города, полная форма купелей до сих пор неизвестна. Примерные размеры малой (сев.) купели ок. 40 ´ 50 м : 50 и 53 м (север и юг); 40 м (восток и запад); большой (юж.) купели ок. 50 ´ 60 м : 58 и 66 м (север и юг), 49,5 и 48 м (восток и запад); объем вмещаемой воды (при средней глубине 13,4 м) - ок. 3 тыс. кв. м. Возможно, что один из портиков был сооружен на разделяющем купели барьере (толщиной 6-6,5 м), а остальные - по их сторонам. Подробно изучены только более поздние сооружения, занимавшие часть сев. купели: 2 цистерны, одна (в юго-вост. углу сев. купели) - перекрытая сводом емкость, вытянутая по оси запад-восток (16 ´ 6 м), у к-рой 3 стороны вырублены в скале, сев. сложена из камня (ее нижняя часть датирована рим. эпохой). Дата создания купелей археологически не установлена, они могут восходить к рубежу III-II вв. до Р. Х., т. е. к строительной деятельности первосвящ. Симона (220-195 гг. до Р. Х., ср. Еккл 50. 1-3); в это время здесь уже могло быть место отправления языческого культа. Архитектурное оформление памятника (5 портиков, типы колонны и т. п.) обычно относят к эпохе Ирода Великого (при раскопках собрано много капителей, баз и стволов колонн, типичных для этого времени; в 1932 на юж. стене юж. купели отмечено евр. граффито - вероятно, оно оставлено до восстания Бар-Кохбы ). Во II в. по Р. Х. римляне могли перестроить комплекс в храм, посвященный Асклепию. В 1962 г. в В. были изучены остатки трехнефной базилики визант. эпохи. Ее зап. часть с главным входом и центральная апсида стояли на барьере, разделявшем купели; сев. неф опирался на кладку цистерны рим. времени, а юж.- на мощную субструкцию, образованную серией арок. Подземная часть языческого святилища, помещавшаяся к востоку от обоих бассейнов, была засыпана, и на ней поставлена алтарная часть базилики - возможно, символизируя победу христианства. Храм имел 3 нефа и 3 равные полукруглые апсиды; центральный неф равнялся шириной скальному барьеру (ок. 6 м); общая ширина храма 18-19 м при длине 45 м. Церковь была вымощена мраморной плитой, а в нартексе сохранилась часть мозаики пола, в к-рой использованы изображения крестов (полагают, что это может служить указанием на постройку храма до 427, когда такие изображения были запрещены декретом Феодосия II , однако в Палестине такие мотивы встречаются и в VI-VII вв.).

http://pravenc.ru/text/158882.html

В эпоху персид. владычества в Д. были проведены большие фортификационные работы, в ходе к-рых сохранены 2-камерные ворота (в поздний персид. период они дополнены узкими боковыми воротами, от к-рых в город шла узкая улица). В новой крепости представлены оба вида стен, традиц. для Палестины и Финикии с рубежа II и I тыс. до Р. Х.; использовались типичные финик. кладки из чередующихся каменных блоков. Фортификации V - 1-й пол. IV в. до Р. Х., разрушенные, вероятно, во время сидонского восстания 348-344 гг. до Р. Х., были впосл. восстановлены при помощи персов и сохранялись до нач. III в. до Р. Х., когда их вновь перестроили, теперь уже на греч. лад, в кон. правления Птолемея II Филадельфа (283-246 до Р. Х.) (ср.: Polyb. Hist. V 66). Печатка с надписью: «Жрец Дора». XI-VIII вв. до Р. Х. Печатка с надписью: «Жрец Дора». XI-VIII вв. до Р. Х. На архитектуру «персидского» Д. оказало сильное влияние греч. искусство. Д.- один из самых ранних образцов возникшей в кон. VI в. до Р. Х. т. н. гипподамовой системы застройки. При персах по ортогональному плану была возведена системная застройка, продуманно сочетавшая типовые жилые дома с большими торговыми лавками, мастерскими, фланкировавшими улицы, параллельные стенам города. Планировка персид. периода сохранялась в эллинистическое и раннее рим. время. Об обширных международных торговых и культурных контактах персид. периода можно говорить после того, как были найдены разнообразные культовые изделия, к-рые свидетельствуют о влиянии персид. и греч. искусства на местную финик. иконографическую традицию. Эти находки указывают на синкретический характер верований и эклектизм материальной культуры жителей Д. Несмотря на присутствие греков в Д. и возможность существования храмов, посвященных греч. богам (напр., была найдена маска Медузы Горгоны, традиционно украшавшая завершающий ряд кровельных черепиц греч. храма, и надписи на кипрском архаическом письме, нехарактерные для Палестины этого периода), культура Д. в персид. период и в более позднюю эпоху в основе оставалась финикийской. В зап. части Д. было обнаружено 2 крупных храмовых комплекса.

http://pravenc.ru/text/180223.html

Из этого списка только Хавронан (Ис 15. 5; Иер 48. 3, 5, 34 Хоронаим) находится в Юж. М. Большая часть перечисленных городов встречается в Библии. Почти все они идентифицированы археологами, в них проводятся или планируются раскопки ( Miller. 1992. P. 891). Постулат о том, что вся земля и население севернее р. Арнон являются израильскими, сформулированный в девтерономических текстах о завоевании Заиорданья (о девтерономической редакции см. в ст.: Исторические книги ), возможно, отражает кратковременную оккупацию этих областей при Амврии (Омри) и Ахаве ( Pardee. 1997. P. 39-40). Это единственный элемент исторического в сконструированной истории («una storia inventata» - Liverani. 2003. P. 273 et passim) завоевания Ханаана. Но не все библейские авторы придерживаются этих данных. Так, в пророческих речениях о М. (Ис 15-16; Иер 48), почти современных девтерономическим текстам, практически все города из списка Меши признаются моавитскими. М. согласно их авторам, простирается от Цоара на юге до Моавской равнины (    ) на севере, что соответствует и наименованию этой равнины в низовьях Иордана. Впервые М. упоминается в надписях фараона Рамсеса II (XIII в. до Р. Х.), совершавшего грабительские походы на города Эдома и М. Через вост. часть М. проходила т. н. Царская дорога (    ), очевидно, торговый путь, соединявший Дамаск и зал. Акаба ( Beitzel. 1992. P. 779-780). В ветхозаветной традиции Моисей по этой дороге вел народ Израиля через Эдом и М. (Числ 20. 17; 21. 22) в землю обетованную. Археологическое обследование показывает, что заселение плоскогорья, на к-ром расположен М., восходит к меднокаменному периоду (VI-IV тыс. до Р. Х.). До последних десятилетий периода поздней бронзы (1300-1200 гг. до Р. Х.) территория М., видимо, была малонаселенной. Но с конца позднебронзовой эпохи число поселений неуклонно росло, а вдоль рубежей этой территории воздвигались крепостные сооружения. Однако однозначного свидетельства о появлении Моавитского царства именно в этот период, т. е. в начале железного века, не существует. Такое царство несомненно возникает в железном веке II (1000-900 гг. до Р. Х.), когда М. оказался на вершине политического развития и градостроительной активности. Его столицей был Дивон.

http://pravenc.ru/text/2563876.html

Гробница вмч. Георгия в Лидде Гробница вмч. Георгия в Лидде Согласно описанию Г. ц. паломника Иоанна Фоки (1185), верхняя плита гробницы вмч. Георгия находилась в алтаре под св. престолом. Он рассказывает, что когда лат. епископ решил поднять плиту, то обнаружил под ней вход в пещеру с подлинной гробницей вмч. Георгия. Однако открыть ее не удалось, т. к. оттуда вырвалось пламя и опалило посланных епископом слуг. В 1187 г. Лидду захватил Салах-ад-Дин , к-рый в 1191 г. велел уничтожить церковь, но, видимо, она не была разрушена целиком, а лишь серьезно повреждена. Камни от готического собора были использованы в 1273 г. при строительстве моста в неск. километрах к северу от Лидды. Церковь была восстановлена англ. кор. Ричардом I Львиное Сердце . Из описаний путешественников Людольфа Зудгейма (1336) и Николая из Поджибонси (1346) следует, что в это время церковь находилась в хорошем состоянии. Известно, что визант. имп. Иоанн VI Кантакузин выделял деньги на реставрацию храмов на Св. земле. Николай из Поджибонси сообщает, что церковь была украшена фресками, а Людольф Зудгейм упоминает также мозаики и мраморную облицовку. Паломники XIV в. говорят о хранившемся в храме камне, на к-ром была усечена глава вмч. Георгия. В 1442 г., при егип. султане Захире Сейф-ад-Дине Чакмаке, вспыхнуло гонение на христиан и Г. ц. была разрушена. В 80-х гг. XV в. доминиканец Феликс Фабер описал развалины готического собора, упомянув построенную рядом с ним мечеть. В 1517 г. в храме, от к-рого уцелела алтарная часть и крипта, было возобновлено правосл. богослужение. Во время землетрясения 1837 г. обрушились свод храма и сев. апсида. Г. ц. простояла в руинах до 1870 г., когда после спора между греками и францисканцами святыня была признана греч. владением. В 1871 г. Иерусалимский патриарх Кирилл II обратился с воззванием к российским кавалерам ордена св. Георгия с просьбой о пожертвованиях на восстановление Г. ц. По высочайшему повелению имп. Александра II из сумм капитула ордена было отпущено 3 тыс. р. На средства, выделенные российским правительством, была возведена новая церковь, освященная 3 нояб. 1872 г. Она включила в свой состав центральную и сев. апсиды храма XII в. В основании сев. апсиды лежит визант. кладка. На месте южных апсиды и нефа разбит принадлежащий мусульманам сад. От постройки крестоносцев сохранились также 1-я арка юж. колоннады и базы колонн сев. колоннады центрального нефа, 3-я пилястра юж. нефа и фрагменты 4 пилястр сев. нефа.

http://pravenc.ru/text/164497.html

На протяжении I-II вв. по Р. Х. город становится 3-м по величине и значению в Римской империи (после Рима и Александрии) и сохраняет этот статус до VI в. На основании свидетельств авторов I-IV вв. количество жителей города к кон. I в. по Р. Х. предположительно могло составлять от 300 до 600 тыс. чел. В период после смерти имп. Александра Севера , в 256 и 260 гг., А. подверглась нападениям персов под предводительством шаханшаха Шапура I. Они захватили и увели в плен большое число жителей А., к-рых поселили в Месопотамии. Ок. 337 г. А. пострадала от землетрясения, имп. Констанций II заново отстроил большую ее часть, вложив в это много средств ( Сократ. Церк. ист. II 10). В нач. V в., по сведениям св. Иоанна Златоуста , в городе было ок. 200 тыс. жителей, из к-рых не менее половины были христианами ( Ioan. Chrisost. In S. Ignatium. 3). В окт. 525 г. пожаром был уничтожен центр города; сильное землетрясение 26 мая 526 г. и последовавшие за ним пожары унесли жизни, по-видимому, ок. 250 тыс. чел., среди к-рых было немало паломников, прибывших в город на праздник Вознесения, и Патриарх Евфрасий . 29 нояб. 528 г. последовало новое землетрясение (погибло до 5 тыс. чел.), а за ним - небывало суровая зима, в связи с чем жители были на 3 года освобождены от уплаты налогов. В 540 г. А. была взята персид. войском шаханшаха Хосрова I Ануширвана, жителей увели в плен, а город вновь почти полностью оказался разрушен ( Прокопий. Война с персами. II 8. 20-35; 9. 14-18). Имп. Юстиниан прилагал огромные усилия, чтобы восстановить А. после всех ее бедствий. Городские храмы и общественные здания отстраивались с еще большей роскошью, жители получали освобождение от податей, однако вернуть городу его прежнее значение уже не удалось: сильно сократилась численность населения, начала сужаться заселенная территория. В составе Арабского халифата в VII-VIII вв. А. еще сохраняла нек-рое значение как центр Антиохийского Патриархата, но постепенно склонялась к упадку. В 969 г., при имп. Никифоре II Фоке , А.

http://pravenc.ru/text/115782.html

Руины греч. храма на о-ве Файлака. II в. до Р. Х. Археологические раскопки на о-ве Файлака свидетельствуют о заселении территории совр. К. с III тыс. до Р. Х. Во 2-й пол. II тыс. до Р. Х. она была подчинена Вавилонии , в сер. VIII в. до Р. Х.- Новоассирийской державе, а в 626 г. была возвращена под власть Вавилона. В 539 г. до Р. Х. присоединена к Персидскому гос-ву, завоеванному в IV в. до Р. Х. Александром Великим . C кон. IV в. до Р. Х. в составе Селевкидов державы . На о-ве Файлака обнаружены остатки города-крепости этого периода, а также развалины греч. храма и мастерской по производству терракотовых статуэток. Во II в. до Р. Х.- III в. по Р. Х. территория совр. К. входила в состав гос-ва Харакена. По приказу сасанидского шаха Шапура I в III в. был прорыт ров от г. Хит на Евфрате до сев. берега Кувейтского зал., чтобы оградить Юж. Месопотамию от арабских набегов. Тем самым большая часть территории совр. К. была исключена из гос-ва Сасанидов. Однако на прилегающих островах известны постройки раннесасанидского времени и неск. несторианских церквей VI в. На о-ве Файлака открыты развалины 3-нефной церкви, достигавшей в длину 35 м, изображения крестов с виноградной лозой (резьба по стукко), реликварий, погребения в столбе, разделяющем нефы. Прилегающие к церкви здания (в наст. время еще не изученные), возможно, являются остатками мон-ря. На соседнем о-ве Акказ (Шувайх) найдены несколько меньшая по размерам церковь, гипсовая плита с изображением креста, в одном из боковых нефов обнаружен реликварий со скелетом мужчины. Эти церкви вместе с другими несторианскими храмами и мон-рями, располагавшимися вдоль арав. берега Персидского зал., относились к епархии Бет-Катрайе Церкви Востока. После араб. завоевания христианство в Вост. Аравии постепенно исчезло. В аббасидское время церковь на Файлаке использовалась как гончарная мастерская. Континентальные районы К. в сасанидскую эпоху оставались во владении арабских кочевых племен: предположительно государственых образований Лахмидов (IV-VI вв.) и Киндитов (нач. VI в.). В апр. 633 г. арабская армия во главе с Халидом ибн аль-Валидом нанесла поражение сасанидскому наместнику Н. Евфрата в битве при Эль-Казиме (сев. часть совр. К.).

http://pravenc.ru/text/2462175.html

В 1967-1971 гг. должность хорепископа была вакантна, с 26 марта 1972 г. до 15 февр. 1978 г. обязанности хорепископа католикоса-патриарха исполнял митр. Цилканский Гаий (Гайоз) (Кератишвили). С 28 июля 1978 г. до 14 окт. 1980 г. хорепископом и управляющим М.-Т. е. был митр. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили); с 14 окт. 1980 г. до 21 окт. 1996 г.- митр. Батуми-Шемокмедский Константин (Меликидзе); с 21 окт. 1996 г. до 10 июня 2003 г.- митр. Руисско-Урбнисский Иов (Акиашвили); с 10 июня 2003 г. до 25 янв. 2005 г.- еп. Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе, в наст. время митрополит). Ныне М.-Т. е. возглавляет Католикос-Патриарх Илия II, к-рый имеет 3 хорепископов: митр. Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора (Чуадзе; с 25 янв. 2005 управляет М.-Т. е.); еп. Бодбийского Иакова (Иакобишвили; с 9 мая 2010); митр. Сенакско-Чхороцкуского Шио (Муджири; с 15 авг. 2010). По состоянию на 1 янв. 2017 г. клир М.-Т. е. составляли 958 чел.: 3 схиархимандрита, 65 архимандритов, 2 схиигумена, 40 игуменов, 2 иеросхимонаха, 47 иеромонахов, 24 иеродиакона, 5 схимонахов, 85 монахов, 1 протопресвитер, 277 протоиереев, 157 иереев, 1 архидиакон, 1 протодиакон, 55 диаконов, 3 схиигумении, 15 игумений, 2 схимонахини, 173 монахини. Число клириков постоянно растет и на данный момент достигает 1 тыс. чел. Монастыри В М.-Т. е. в наст. время действуют 85 мон-рей (из них 17 - ставропигиальные) и ок. 180 церквей. Монастыри в Тбилиси и его окрестностях: ставропигиальный муж. мон-рь Самеба (во имя Св. Троицы) с кафедральным патриаршим собором Самеба (2002), жен. мон-рь в честь Преображения Господня в Авлабари (1821-1822), жен. мон-рь во имя св. прор. Илии в Грузинской Патриархии (1978), жен. мон-рь Дидубе в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (1992), жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Авчале (1994), жен. мон-рь Цхнети в честь Успения Пресв. Богородицы (1996, с. Квемо-Цхнети), муж. мон-рь в честь Иверской иконы Божией Матери на горе Махата (2002), муж. мон-рь в честь Преображения Господня на горе Табори (2002) и др.; в Мцхете и ее окрестностях: муж. мон-рь Джвари с кафоликоном VI в., жен. мон-рь Антиохия во имя первомч. Стефана (сер. VI в.), жен. Ольгинский мон-рь (Ахалкалакури) (VI в.) с кафоликоном во имя вмц. Екатерины (XI-XII вв.), жен. мон-рь Самтавро во имя св. Нины (1820) с кафоликоном XI в. и др.; в муниципалитете Мцхета: муж. мон-рь Шиомгвиме (VI в.), муж. мон-рь Зедазени во имя прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.), мон-рь Бзиани (с. Ахалсопели) с кафоликоном VIII в., мон-рь Абулети с кафоликоном во имя вмч. Георгия XI в. (с. Сатовле), муж. мон-рь Бетаниа в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XI в.), жен. мон-рь Дзегви во имя прп. Георгия Святогорца (2001, с. Дзегви), ставропигиальный муж. мон-рь Цхваричамиа в честь Вознесения Господня (2003, с. Цхваричамиа) с кафоликоном Патара Сакдари (VIII-IX вв.) и др. Церкви

http://pravenc.ru/text/2564528.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010