Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. и существовавшее, несмотря на отдельные периоды упадка, до завоевания его персами в VI в. до Р. Х. Важнейшим политическим, культурным и хозяйственным центром гос-ва был Вавилон, давший свое название территории и стране. Пока не была дешифрована клинопись (сер. XIX в.), единственными источниками для изучения В. были редкие упоминания этого названия в Свящ. Писании и трудах античных авторов, прежде всего Геродота . Во время археологических раскопок, проводившихся со 2-й пол. XIX в., было обнаружено помимо памятников материальной культуры огромное количество письменных документов, дешифровка к-рых позволила не только восстановить историю региона, но и составить представление о языке, лит-ре, религии и повседневной жизни населения В. Вавилонская культура, оказавшая заметное влияние на политическое и духовное развитие всех народов Ближ. Востока, возникла в результате многовекового взаимодействия целого ряда этнических групп, в разное время проживавших на территории Месопотамии: шумеров, аккадцев, аморреев, касситов, арамеев и др. Основу этой цивилизации заложили шумеры, населявшие Юж. Месопотамию в IV тыс. до Р. Х. Именно шумеры были создателями древнейшей в мире системы письменности, к-рая развилась в клинопись. С нач. III тыс. до Р. Х. сев. соседями шумеров были аккадцы, язык к-рых принадлежал к семит. группе. Они заимствовали и развили мн. культурные и технические достижения шумеров. Во II тыс. до Р. Х. аккадцы разделились на 2 близкородственных по языку и культуре народа: вавилонян и ассирийцев. Впервые вся Месопотамия была объединена «царем Шумера и Аккада» Саргоном в XXIV в. до Р. Х. (см. ст. Аккад ). Аккад. держава просуществовала менее 200 лет. Город Вавилон (шумер. Ка-дингирра) в это время уже упоминается в хозяйственных документах как небольшой провинциальный центр, в к-ром сидел царский наместник. В самом кон. III тыс. до Р. Х. территория буд. В. была объединена под властью 3-й династии шумер. г. Ура. Старовавилонский период (2017-1595 гг. до Р. Х.)

http://pravenc.ru/text/153803.html

Голова правителя. Тахти Сангин. III–II вв. до Р. Х. [Бактриана; греч. Βακτρα, Βακτριαν], древняя историко-культурная обл. вдоль среднего течения Амударьи, на севере ограничивалась Гиссарским хребтом, на юге - горами Гиндукуша (территории совр. юж. Узбекистана, юж. Таджикистана, сев. Афганистана и юго-вост. Туркмении). Начала осваиваться человеком еще в эпоху палеолита, в эпоху бронзы (кон. III - кон. II тыс. до Р. Х.) здесь существовала высокоразвитая земледельческая культура (т. н. бактрийско-маргианский археологический комплекс), основанная на ирригационном земледелии. Для периода раннего железа (I тыс. до Р. Х.) характерен синтез традиц. местных земледельческих культур со степными скотоводческими. В нач. I тыс. до Р. Х. население Б. было ираноязычным. Зороастрийская традиция считает Б. областью, сыгравшей важную роль в распространении этой религии. В первых веках I тыс. до Р. Х. в Б. возникла собственная государственность. Центром страны являлся г. Бактра (Балх). Полулегендарные сведения об этом гос-ве сохранились у греч. историка Ктесия Книдского (кон. V - нач. IV в. до Р. Х.). В сер. VI в. до Р. Х. Б., как и др. страны юга Ср. Азии, была покорена Ахеменидами и оставалась в составе их гос-ва до походов Александра Великого, к-рый завоевывал юг Ср. Азии (330-327 гг. до Р. Х.), включая Б. История этого завоевания нашла отражение в многочисленных сочинениях греч. и рим. авторов (Арриана, Курция Руфа, Диодора, Плутарха и др.). После смерти Александра Великого (323 г. до Р. Х.) в Б. произошло восстание греков, к-рые были поселены в новых городах, основанных Александром. В ходе борьбы за власть преемников Александра (диадохов) Б. вошла в состав гос-ва Селевкидов, а в сер. III в. до Р. Х. добилась независимости. Совр. ученые называют это гос-во Греко-Бактрией, поскольку господствующее место в нем занимали греки, а ядром гос-ва являлась Б. В состав Греко-Бактрии также входили области Маргиана, Согдиана, Арейя, Паропамисады. Бактрийские цари примерно со 180 г. до Р. Х. начали завоевание Индии. Однако ок. 140-130 гг. до Р. Х. Б. была захвачена кочевниками, пришедшими с севера. Это завоевание нашло отражение гл. обр. в кит. династийных хрониках. На протяжении примерно 2 веков на месте Б. существовало неск. небольших кочевнических гос. образований, часть из них зависела от Парфии . За это время старое название страны сменилось новым - Тохаристан (по именованию одного из народов). В сер. I в. по Р. Х. начался процесс объединения мелких гос-в в Кушанское царство, поставившее под свой контроль огромные пространства - от Б. до Сев. Индии. Кушанское время отмечено распространением буддизма, к-рому покровительствовала гос. власть. Упадок царства начался с сер. III в. по Р. Х., когда цари сасанидского Ирана завоевали часть Б., где было создано т. н. кушанское наместничество. В дальнейшем Б. попала под власть новых завоевателей (кидаритов, эфталитов).

http://pravenc.ru/text/77402.html

Храм Артемиды и акрополь в Сардах. V–IV вв. до Р. Х. [Греч. Λδια; лат. Lydia], древняя страна в М. Азии, историческая область и провинция Римской и Византийской империй, один из древнейших центров распространения христианства, митрополия К-польской Православной Церкви (КПЦ). Название происходит от народа лидийцев, к-рый был известен с сер. II тыс. до Р. Х. и заселял большую территорию в зап. части М. Азии. Самоназвание народа - меоны (упом. у Гомера), или сфардены. Этноним «лидийцы» распространился среди древних греков и персов в сер. I тыс. до Р. Х. Лидийский язык принадлежал к лувийской группе анатолийской ветви индоевроп. языков. Культура лидийцев во II тыс. до Р. Х. развивалась под сильным влиянием хеттов. Их страну хетты называли Маса, что, вероятно, может быть более ранней формой названия Меония. Расцвет древнего царства Л. начался в VII в. до Р. Х., после распада Фригийского царства в Центр. М. Азии. Ок. 680 г. до Р. Х. во главе гос-ва встала династия Мермнадов, основателем к-рой стал Гиг, столицей был г. Сарды (ныне археологический парк близ г. Салихли, Турция). Географически ядро Л. составила область, образованная плодородными долинами 3 крупных рек, протекающих с востока на запад и впадающих в Эгейское м.: Герм (ныне Гедиз), Каистр (ныне М. Мендерес) и Меандр (ныне Б. Мендерес). Долины отделены друг от друга довольно высокими, но проходимыми горными хребтами Тмол (ныне Боздаглар) и Мессогида (ныне Айдын). Территория древнего Лидийского царства в сер. VII - сер. VI в. до Р. Х. охватывала весь запад М. Азии от ионийского побережья до р. Галис (ныне Кызылырмак). В эту эпоху в Л. возникла собственная система алфавитного письма, построенная на вариациях восточного и греческого алфавитов. О богатстве Л. в античном мире ходили легенды; по утверждению Геродота ( Herod. Hist. I 94), именно в Л. впервые в VI в. до Р. Х. начали чеканить монеты из драгоценных металлов в качестве средства товарообмена. В 547-546 гг. до Р. Х. Крёз, царь Л., воевал на востоке против персид. царя Кира, однако был разбит и все его царство было присоединено к Персидской державе Ахеменидов; Сарды стали центром персид. сатрапии Л., в состав к-рой вошла лишь центральная часть прежнего царства. В течение неск. столетий лидийцами управляли сначала персы, а затем греки. Лапидарные надписи на лидийском языке встречаются в М. Азии до II в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2110487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК принадлежит к индоевроп. семье языков, к-рая сложилась на территории Юго-Вост. Европы (или, согласно др. т. зр., М. Азии) в результате этнических процессов ок. VI-V-ro тыс. до Р. Х. Занимает особое место среди индоевроп. языков, т. к. письменная история Г. я. насчитывает более 3,5 тыс. лет (с XV-XIV вв. до Р. Х.) и представляет собой уникальное явление, позволяющее проследить непрерывное развитие его языковых и культурных традиций. Это обстоятельство содействовало сохранению стабильности Г. я., к-рый оказал влияние на основные европ. языки, особенно на слав., а также на языки христ. Востока. Греческий является основополагающим языком христ. текстов. История Г. я. условно делится на 3 основных периода: протогреч. язык, древнегреч. язык античной Греции, язык средневек. Византии, называемый иногда среднегреческим, и новогреч. язык совр. Греции. Внутри этой периодизации можно предложить следующее более дробное членение: 1) протогреч. язык III - сер. II тыс. до Р. Х.; 2) древнегреч. язык: микенской Греции (микенское деловое койне) - XV-XII вв. до Р. Х., предполисного периода (реконструкция) - XI-IX вв. до Р. Х., античной полисной Греции (полидиалектное состояние) - VIII - кон. IV в. до Р. Х., «александрийское» койне (падение древних диалектов) - III-I вв. до Р. Х.; 3) Г. я. эллинистическо-рим. периода (оппозиция аттикизирующего лит. языка и поливариантной разговорно-обиходной речи) - I-IV вв. по Р. Х.; 4) средневек. Г. я.; 5) язык Византии V - сер. XV в.; 6) язык эпохи османского ига - кон. XV - нач. XVIII в.; 7) новогреч. язык с XVIII в. С лингвистических позиций, учитывая специфику развития и взаимоотношения 2 функциональных форм языка (лит. и разговорно-обиходного), к-рая играла важную роль в развитии Г. я., периодизация его истории строится на выделении 3 языковых комплексов: древнегреч. языка (в устной речи до IV-III вв. до Р. Х.), содержащего территориальные, а также литературно обработанные диалекты; эллинистического койне, сложившегося при Александре Македонском и его преемниках и уже в I тыс. по Р. Х. перераставшего в новогреч.; собственно новогреч. языка в димотической форме после Х в. по Р. Х. Как такового визант., или среднегреч., языка, отличавшегося грамматическим строем от названных языковых комплексов, не существовало.

http://pravenc.ru/text/166467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСЛАМ [от араб.- покорность, предание себя [Единому] Богу], монотеистическая, самая молодая из мировых религий. Возникла в VII в. по Р. Х. в Аравии , в настоящее время насчитывает более 1,5 млрд последователей во всем мире. Основателем И. является пророк Мухаммад (ок. 571-632). Главный священный текст - Коран . Античные авторы выделяли в Аравии 3 региона: Каменистую Аравию на северо-западе Аравийского п-ова (территория царства набатеев , с нач. II в. римская пров. Аравия, в IV-VI вв. районы кочевий арабских племенных союзов Танукидов, Салихидов и Гассанидов ); Пустынную Аравию (основные регионы - Хиджаз на восточном побережье Красного м., Неджд в центральной части полуострова, Бахрейн на южном побережье Персидского зал.); Счастливую Аравию на юге полуострова, где сложилась высокоразвитая земледельческая цивилизация. В VI-IV тыс. до Р. Х. население Аравии принадлежало к семитской языковой общности. В нач. I тыс. до Р. Х. только одно из племен южно-центральной ветви называлось «арабы» (aribi в ассир. источниках); к 1-й пол. I тыс. до Р. Х. это название распространилось на всю южно-центральносемит. этноязыковую общность племен. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется и до наст. времени и обозначает уже не отдельное племя, а целый народ - носитель особого, южно-центральносемит. языка, к-рый стал называться арабским. Одновременно и весь полуостров, заселенный племенами «арабов», стал именоваться Аравия (об истории Аравийского п-ова, его населения и о религиозных верованиях до появления И. см. в ст. Аравия ). Пророк Мухаммад и начало проповеди И. Мухаммад происходит из курайшитского рода хашимитов. Его отец - Абдаллах ибн Абд аль-Мутталиб, мать - Амина бинт Вахб, дочь старейшины рода бану зухра. Вскоре после свадьбы Абдаллах отправился с торговым караваном в Эш-Шам, но в дороге умер и был похоронен в Ясрибе (Медине). Мухаммад род. в Мекке уже после смерти отца, ок.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Территория Г.- один из древнейших очагов формирования цивилизации в Анатолии. Во II тыс. до Р. Х. этот район стал важной частью Хеттской державы. Впосл. на востоке Г. находилась столица хеттов Хаттусас (совр. Богазкале). Г. под названием Тевфрания входила в состав Вел. Фригии ( Strabo. Geogr. II 5. 31), затем - Лидийского царства (VI в. до Р. Х.). Вместе с остальной М. Азией была завоевана Киром Великим и вошла в состав Персидской державы Ахеменидов. В 334-333 гг. до Р. Х. захвачена Александром Великим; в ходе войн диадохов переходила из рук в руки; с нач. III в. до Р. Х.- в составе гос-ва Селевкидов. Галаты, проникнув в М. Азию в 278 г. до Р. Х., сумели удержаться в степных районах центральной Анатолии (в радиусе ок. 150 км вокруг Анкиры). У галатов сохранялось клановое устройство, управление каждым из племен осуществляла местная клановая аристократия. Они считались воинственным народом и, хотя не имели дисциплинированной армии, высоко ценились в качестве наемников. После появления римлян в М. Азии, с нач. II в. до Р. Х., галаты первоначально поддерживали Селевкидскую державу, в 189 г. участвовали в битве при Магнесии на стороне Антиоха III Великого , но вскоре после его поражения были вынуждены признать авторитет Рима и стали его союзниками. После победы Помпея над Митридатом VI Евпатором (66 г. до Р. Х.) и окончательного завоевания М. Азии Римом земли внутри полуострова сохранили автономию и постепенно перешли под власть галатов (в то время как на побережье М. Азии римляне образовали 3 провинции: Понт, Вифинию и Киликию). В 40-х гг. I в. до Р. Х. при поддержке римлян земли Г. объединил под своей властью один из местных тетрархов - Дейотар, принявший титул царя галатов. В эпоху Августа галаты контролировали всю центральную Анатолию, часть побережья и сев.-вост. земли, входившие ранее в Понтийское царство. Ок. 25 г. до Р. Х., после гибели царя Аминты, владения галатов стали рим. провинцией со столицей в Анкире. Кроме собственно Г. в состав провинции вошло центральное степное плато Анатолии с вост. частью Фригии и Ликаонией, район Антиохии Писидийской и Аполлонии, нагорья Исаврии и Писидии. Позже (6 г. до Р. Х.- 64 г. по Р. Х.) были присоединены Пафлагония с севера и часть Понта с северо-востока. В 70-114 гг. Г. вместе с Каппадокией и М. Арменией составила «большую Галатию», объединенную провинцию в центральной и вост. Анатолии до верхнего течения р. Евфрат.

http://pravenc.ru/text/161507.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРДОВА [Лат. Corduba; испан. Córdoba], город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус. Основателем рим. колонии Кордуба считается военачальник Марк Клавдий Марцелл, побывавший в Испании в качестве претора (169-168 до Р. Х.) и во время своего консулата в 152-151 гг. Поблизости от колонии, ниже по течению р. Гвадалквивир, находилось местное поселение на т. н. Холме Сожжённых (Колина-де-лос-Кемадос; совр. р-н Парке-Крус-Конде), от к-рого предположительно было заимствовано название Кордуба. Поселение на этом месте возникло в эпоху энеолита (III тыс. до Р. Х.); на рубеже II и I тыс. до Р. Х., в конце эпохи бронзы, это был довольно плотно заселенный протогородской центр площадью свыше 50 га, относившийся к памятникам тартессийского круга. Поселение, в котором было развито производство меди и серебра, было конечным пунктом доставки металлических руд из Сьерра-Морены в долину Гвадалквивира. В то же время оно служило центром перераспределения сырья, ремесленных изделий и сельскохозяйственной продукции. В результате экономического и политического кризиса Тартессийской державы центры на периферии получили новые возможности для развития. В этот период местное население определяется как турдетаны (одно из крупных иберийских племен). Археологические данные с Холма Сожжённых свидетельствуют о динамичном развитии древней Кордубы в VI в. до Р. Х. и о включении ее в ряд средиземноморских торговых центров. В V-IV вв. до Р. Х. были установлены прочные торговые связи с Аттикой. После основания рим. колонии турдетанское поселение пришло в упадок (в мусульм. эпоху на его территории возникло одно из городских предместий). Кордова. Мост через р. Гвадалквивир (I в.) и кафедральный собор (VIII–XVI вв.) Кордова. Мост через р. Гвадалквивир (I в.) и кафедральный собор (VIII–XVI вв.) Кордуба, одна из крупнейших рим. колоний на Пиренейском п-ове, была центром пров.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОАВ Моавитский саркофаг. IX в. до Р. Х. (Иорданский археологический музей, Амман) Моавитский саркофаг. IX в. до Р. Х. (Иорданский археологический музей, Амман) [В моавитских текстах  ; в евр. Библии  ,  ], название территории в Заиорданье, к востоку от Мёртвого м., и проживавшего там во II-I тыс. до Р. Х. народа. Оседлое население древнего М. концентрировалось на узкой полоске вдоль Мёртвого м.- между крутым береговым откосом и Аравийской пустыней (90 км вдоль побережья, с севера на юг, и 25 км от моря к пустыне, с запада на восток). Эта территория - по большей части холмистое плоскогорье высотой ок. 1 тыс. м над уровнем моря (1300 м над уровнем Мёртвого м.). Плоскогорье прорезано глубоким ущельем, в к-ром протекает р. Арнон (ныне Эль-Мауджиб), разделяющая сев. и юж. части М. На юге протекает еще одна крупная река с библейским названием Зеред (совр. Эль-Хаса) в ущелье Аравим, впадающая в Мёртвое м., к-рая служит естественной границей М. на юге. Сев. граница со временем менялась, города в сев. части М. в разные исторические периоды становились предметами споров. В рассказах о завоевании Заиорданья (Числ 21. 10-32; Втор 2. 26-37) библейский повествователь (VI в. до Р. Х.) многократно повторяет, что сев. граница М. проходит по р. Арнон (Числ 21. 13b; Суд 11. 18вв), а территория между реками Арнон и Яббок (ныне Эз-Зарка), ранее принадлежавшая аморейскому (хешбонскому) царю Сигону, была отвоевана Израилем. Говорится также (Числ 21. 26) о том, что Сигон отобрал эту землю у прежнего царя М. В Суд 11. 12-28 отвергаются и претензии аммонитян на эту территорию. На моавитские земли севернее Арнона претендует «Израиль» (Втор 2. 36; 3. 8; 4. 46-48; 4 Цар 10. 33), население и города этих земель включены в созданную девтерономическим автором систему «двенадцати племен Израиля» ( Weippert. 1993. S. 320): они распределяются между племенами Рувима и Гада (Числ 32. 33-38). Название некоторых из этих городов встречаются в надписи моавитского царя Меши. В списке городов сев. М. из моавитского документа упомянуты Мадаба (  ), Баал-Меон (  ), Кирьятен (  ), Атарот (  ), Кериот (  ), Нево (  ), Яхац (  ), Дивон (  ), Ароер (  ), Бет-Бамот (    ), Бецер (  ), Бет-Дивлатен (    ), Бет-Баал-Меон (    ), Хавронан (  ).

http://pravenc.ru/text/2563876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФИНЫ [Греч. Αθναι, Αθνα], г. на юго-востоке Балканского п-ова (в Ср. Греции), столица Греческой Республики, центр нома Аттика; центр Афинской архиепископии, главной епархии Элладской Православной Церкви . Совр. А. составляют особую адм. единицу и представляют собой мегаполис (Большие А.) с населением 3216 тыс. чел. (2002). Центр города (территория древних и средневек. А.) расположен в 5 км от моря и в 8 км от основного порта Пирей. История Древние А. Укрепленная центральная часть города (Акрополь) расположена на известняковом холме (125 м), к-рый, по преданию, был выбран в качестве резиденции первым царем Аттики Кекропом, назвавшим эту землю по своему имени - Кекропия. Свидетельства древнейшего обитания на Акрополе (на юж. склоне) датируются концом неолита, в сер. III-II тыс. до Р. Х. эта территория входила в ареал распространения эгейской (крито-микенской, на Балканском п-ове - элладской) культуры. Во время переселения дорийцев (XII в. до Р. Х.), когда ими были заняты земли в Ср. и Юж. Греции, только А. смогли сохранить независимость и сюда бежала часть населения из побежденных дорийцами ахейских гос-в Пелопоннеса. С именем царя А. Тесея (ок. XIII в. до Р. Х.) античная традиция связывает процесс объединения родовых общин Аттики (синойкизм) вокруг Акрополя. Ему же приписывается введение древнейшего устройства афинского общества. Преобразовательская деятельность Тесея, как считали древние, послужила примером для остальных греч. городов-гос-в (полисов) и положила начало первенству А. в греч. мире. Акрополь. Общий вид Акрополь. Общий вид Наиболее почитаемой в древних А. была богиня мудрости Афина , к-рая считалась покровительницей города и афинской государственности. В г. Элевсине, в окрестностях А., был распространен культ Посейдона и Деметры (см. Элевсинские мистерии ). В VII-VI вв. до Р. Х. А. постепенно стали одним из наиболее значительных греч. полисов и распространили свое влияние на ряд островов Эгейского м.

http://pravenc.ru/text/77100.html

прот. Олег Корытко Глава XVI. Религия Древней Греции Греция – поистине колыбель европейской культуры и цивилизации. Впоследствии Римская империя, окончательно подчинившая своей власти Балканы в 146 г. до н. э., усвоила достижения греческой культуры, пропиталась её духом и стала носителем её ключевых идей и ценностей. §1 Очерк истории и культуры Древней Греции Всю древнюю историю Эгейского региона можно условно разделить на три этапа 486 : 1 . эпоха первых государственных образований III–II тыс. до н. э. (цивилизации Крита и ахейской (микенской) Греции). 2 . формирование системы греческих полисов (городов-государств) в XII–IV вв. до н. э.: – «тёмные века», или гомеровский период (XII–IX вв. до н. э.); – архаический период (VIII–VI вв. до н. э.); реформы Солона, Великая греческая колонизация; – классический период истории Древней Греции, расцвет греческой цивилизации (V–IV вв. до н. э.). – эллинистическая эпоха: Восточные походы Александра Македонского в Египет, Сирию, Малую и Среднюю Азию, Индию в 334–323 гг. до н. э., установление в Восточном Средиземноморье греческого культурного господства и создание эллинистических государств. Этап завершился римским завоеванием Греции в 146 г. до н. э. и Египта в 30 г. до н. э. Окончание первого исторического этапа, речь о котором шла в предыдущем параграфе, ознаменовалось огромными изменениями в политической, социальной и культурной жизни Эгейского региона. «Катастрофа бронзового века», сопровождавшаяся массовым движением «народов моря» и различными природными катаклизмами, разрушила многовековые цивилизации Крита и Микен, на долгих четыре столетия отбросила Эгейский мир в бесписьменную эпоху и привела к упадку материальной и духовной культуры во всём регионе. Этот постмикенский регресс получил в исторической науке название « тёмных веков », продолжавшихся с XII по IX в. до н. э. С крушением крито-микенской цивилизации вскоре было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был полностью бесписьменным. И только в самом конце «тёмных веков» – во второй половине VIII в. до н. э. – появляются первые греческие надписи, сделанные, впрочем, не знаками «линейного письма В», но 24 буквами алфавитного письма, которое осваивалось в то время греками, заимствовавшими алфавит у финикийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010