Александр Македонский. Фрагмент мозаики «Битва при Иссе». Ок. 100 г. до Р. Х. (Археологический музей, Неаполь) Уже к нач. I тыс. до Р. Х. существовали большинство крупных городов К.: Тарцу (Тарс), Ингира (Анхиал), Дануна (вероятно, Адана), Пахри, Кунду (Квинда, Аназарв), Кара-Тепе. В «Илиаде» (VI 201) К. упоминается как Элейская равнина, по к-рой путешествовал Беллерофонт. Киликийцы назывались союзниками троянцев. В позднейшей эллинистической традиции история мн. городов К. связывалась с героями греч. мифологии. Основателями Тарса считались Триптолем, Персей и Аякс, Мопсуестии - Мопс, сын Тиресия из Фив, Олвы - также Аякс, Сол - Амфилох, сын Амфиарая. Несмотря на то что до кон. IV в. до Р. Х. К. входила в состав Восточных империй, эллинизация этого региона началась задолго до завоеваний Александра. Значительные поселения греков здесь образовались в VII-VI вв. до Р. Х.; в эпоху Персидской империи (кон. IV-IV в. до Р. Х.) нек-рые города К. (Тарс, Солы, Гольмы (ныне Ташуку) и др.) чеканили монеты с легендами по-гречески. Летом 333 г. до Р. Х. греко-македон. войско Александра Великого прорвалось в К. из М. Азии через персид. заслон в Киликийских Воротах. В нояб. того же года Александр разгромил главные силы персов царя Дария III в битве при Иссе. При разделе империи Александра его диадохами К. первоначально вошла в состав владений Восточного царства династии Селевкидов (кон. IV-II в. до Р. Х.). В период греч. правления в К. были основаны Селевкия (ныне Силифке) у устья р. Каликадн, Александрия-у-Исса близ места битвы при Иссе, Солы, Селинунт (близ совр. Газипаша), Зефирион (ныне Мерсин) и др. поселения. Егип. династия Птолемеев оставила память о своей поддержке К. в названиях городов Птолемаида и Арсиноя. В кон. II в. до Р. Х., в период распада державы Селевкидов, в К. большинство городов стали автономными. В Олве (ныне Ура) образовалось небольшое царство во главе с династией Тевкридов. Цари носили имена Зенофан и Тевкр и одновременно обладали статусом верховных жрецов местного храма Зевса Олвийского. В это же время побережье Суровой К. стало прибежищем большого числа морских пиратов, которые пользовались местными портами, защищенными с суши горными хребтами, и нападали на суда по всему Средиземноморью, доходя до Италии. Римская эпоха (I в. до Р. Х.- III в. по Р. Х.)

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Христины - Vat. Ms. Reg. gr. 1, X в.). Она состояла из 2 томов (сохр. 1-й). Цикл из 18 листовых миниатюр открывается ктиторской композицией, где изображен заказчик, подносящий книгу Богоматери, молитвенно ходатайствующей за него ко Христу. Композиции помещены в рамки с шрифтовым декором и иллюстрируют библейские книги - от кн. Бытие до Псалтири. Исцеление двух слепцов из Иерихона. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (BNF. Suppl. Gr. 1286. Fol. 10 v) Исцеление двух слепцов из Иерихона. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (BNF. Suppl. Gr. 1286. Fol. 10 v) Иллюминированные Б. в XIII-XIV вв. создавались в скрипториях Киликийской Армении, пережившей в этот период подъем в области искусства книжной иллюстрации. Киликийская миниатюра отличается необычайным богатством орнаментики (Jerus. Arm. 1925, 1269 г.; Матен. 375, 1270 г.; Библия царя Гетума II - Матен. 180, 1295 г.). Сохранилось неск. подписных и датированных манускриптов, украшенных Саркисом Пицаком (Venez. Mechit. 1508, 1319 г.; Матен. 2627, 1338 г.), Торосом Таронаци (Матен. 353, 1317 г.; Библия Есаи Нчеци - Матен. 206, 1318 г.; Venez. Mechit. 1107, 1332 г.), Авагом (Библия 1314 г. с миниатюрами 1358 г.- Матен. 6230). Рукопись первой слав. Геннадиевской Библии украшена одной заставкой с растительным орнаментом и включенным в нее изображением пишущего прор. Моисея. Однако библейская история имела развитую иконографическую традицию в миниатюрах Палей , Псалтирей, Христианской топографии Космы Индикоплова, хроник (Троицкий список Хроники Георгия Амартола, Ватиканский список Хроники Константина Манассии), синодиков и шестодневов, Хронографов . Наиболее полно иллюстрации ветхозаветного цикла представлены в хронографической части Летописного лицевого свода (более 2 тыс. миниатюр), созданного в 70-х гг. XVI в. В 1-м т. содержатся 7 книг из Восьмикнижия (ГИМ. Муз. 358), во 2-м - книги Руфь, Царств, Есфири и Товита (БАН. 17.17.9). Богатством библейских сюжетов отличается также лицевой Хронограф редакции 1512 г. в списке кон.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Несмотря на жестокое разрушение древнего К., в Риме скоро возникли проекты возрождения города как рим. колонии. В 122 г. до Р. Х. по инициативе Гая Семпрония Гракха на руинах К. была основана колония для рим. ветеранов, к-рая получила название Колония Юнония во избежание упоминания старого врага Рима. Однако вскоре рим. сенат упразднил это образование. Колония была восстановлена на том же месте Юлием Цезарем в 44 г. до Р. Х. под названием Колония Юлия. Она начала бурно развиваться и вновь стала неофициально именоваться К. В 29 г. до Р. Х., при Августе, рим. колония в К. окончательно утвердилась и получила статус муниципия под названием Colonia Concordia Julia Carthago. В обиходе закрепилось название К. Был построен новый город; в 1-е века по Р. Х. он стал одним из самых богатых и населенных в античном мире (200-400 тыс. жителей) наряду с Римом, Александрией и Антиохией. При имп. Антонине Каракалле (211-217) К. получил офиц. наименование Colonia Felix Julia Aurelia Antoniana Carthago, с включением имени этого императора. В I-III вв. К. был столицей рим. пров. Африка, а после адм. реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв.- столицей диоцеза Африка, в состав к-рого вошли провинции Проконсульская Африка (Зевгитана), Бизацена, Триполитания, Нумидия, Цезарейская и Ситифская Мавритания. К. регулярно упоминается в источниках эпохи Римской империи, но городская история бедна событиями. В сер. II в. здесь жил и работал писатель Апулей. В К. почитались оракул в храме богини Тиннит (Астарты; Scr. hist. Aug. Macrinus. 3), некий палладий (статуя) Великой Матери (Афродиты-Урании, Астарты и, возможно, той же Тиннит), ок. 220 г. перенесенный в Рим имп. Элагабалом, но после его убийства возвращенный в К. ( Herod. Hist. V 6; VI 1). Заметный рост политического значения К. происходит на рубеже II и III вв., когда к власти пришла династия Северов, считавшая себя потомками древних карфагенян и финикийцев. В 238 г., с началом политического кризиса в Римской империи, в К. вступила в борьбу за власть влиятельная сенаторская семья Гордианов, владевшая в Африке большими имениями. Два ее представителя погибли в К. во время гражданской войны, а Гордиан III правил Римом в 238-244 гг. В 308-311 гг. К. был резиденцией Домиция Александра, который поднял мятеж против имп. Максенция и нек-рое время удерживал власть в Африке. Первые века христианства (I-III вв.)

http://pravenc.ru/text/1681203.html

В верхней палате - сенате - 56 членов, избираемых сроком на 6 лет (3 избирают прямым голосованием мавританцы, проживающие за рубежом; остальных - главы местных органов власти путем непрямого и тайного голосования). Судебную власть представляют Верховный суд (разделен на уголовную и 2 гражданские палаты) и Конституционный совет. Религия По оценочным данным на сер. 10-х гг. XXI в., 99,5% (официально - 100%) жителей М. являются мусульманами, от 0,2 до 0,5% - христианами или приверженцами традиц. африкан. верований. Православие Исповедуют немногочисленные иностранцы. В июле 2010 г., по благословению Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II митрополит Карфагенский и экзарх Сев. Африки Алексий (Леондаритис) рукоположил в сан иерея диак. Лабро Кефаллино - 1-го правосл. священника, направленного на служение в М. Католич. собор свт. Иосифа в Нуакшоте. XX в. Церковь Матери Слова Божия в Россо. XX в. Представлена еп-ством Нуакшот, принадлежащим к Конференции епископов Сенегала, Мавритании, Кабо-Верде и Гвинеи-Бисау. Поставляемые епископы - французы по происхождению. Кафедральной является ц. св. Иосифа в Нуакшоте. По данным на 2013 г., в М. ок. 5,3 тыс. католиков в 6 приходах, в них служат 8 священников. Внелитургическое богослужение и проповеди проводятся на 2 языках: арабском (диалект хассанийя) и волоф. Католицизм исповедуют преимущественно иностранцы, гл. обр. французы, а также выходцы из Зап. Африки (Сенегала, Мали, Бенина и др.) и Юж. Америки. Католики из числа местных жителей (гл. обр. волоф, фульбе и сонинке) проживают помимо столицы в вилаях Трарза и Кудимага. Начало непрерывного присутствия католич. общины на территории М. датируется 1-й четв. XX в. В 1958 г. в страну прибыли священники из конгрегации Св. Духа, к-рые взяли на себя окормление немногочисленных верных, а также вели благотворительную деятельность для основной массы населения. В дек. 1965 г. папа Римский Павел VI буллой «Peramplum territorium» выделил из апостолической префектуры Сен-Луи-дю-Сенегал новое еп-ство Нуакшот, к-рому подчинялись ок.

http://pravenc.ru/text/2561156.html

Сохранившийся корпус сочинений И. П. состоит из 2 тыс. писем, адресованных разным лицам. Большинство писем являются ответами И. П. на вопросы, связанные с толкованием Свящ. Писания или касающиеся духовной жизни. I. Формирование корпуса писем. Первым по времени свидетельством о существовании писем И. П., вероятно, следует считать алфавитный сборник Apophthegmata Patrum . 6 апофтегм, приписываемых «авве Исидору Пелусиоту» (CPG, N 5558; PG. 65. Col. 220-224; Les apophtegmes. 1968; Les Sentences des Pères. 1981), являются извлечениями из писем И. П.: Ep. 775 (II 275), 615 (II 115), 598 (II 98), 631 (II 131), 869 (III 69), 824 (III 24) ( Guy. 1962. P. 244). 3 из них входят в состав сир. коллекции (Lond. Brit. Lib. Syr. 827 (Add. 14731): N 1 (Fol. 159v - Ep. 775 (II 275)), N 5 (Fol. 106v - Ep. 869 (III 69)), N 6 (Fol. 160 - Ep. 824 (III 24)). Из 7 др. греч. апофтегм, приписываемых «авве Исидору, священнику», 2 принадлежат авве Исидору Скитскому (N 409 и N 415), 4 являются выдержками из писем И. П.: N 410 (Ep. 530 (II 30)), N 412 (Ep. 474), N 413 (Ep. 526 (II 26)), N 412 (Ep. 527 (II 27)). Эти 4 апофтегмы входят в состав сир. коллекции (Fol. 106r, 136r-v). Апофтегма N 411 не идентифицирована (Les Sentences des Pères. 1981. P. 150). В VI в. в ходе христологических споров ряд авторов цитируют письма И. П., в особенности те из них, которые адресованы свт. Кириллу Александрийскому, где речь идет об ипостасном единении двух природ во Христе. По мнению А. Шмида, встречающиеся в этих письмах христологические формулы являются позднейшими вставками ( Schmid. 1948. P. 23-55, 97-106). Так, напр., по свидетельству свт. Фотия, свт. Ефрем Антиохийский в письме Зиновию Эмесскому приводит множество цитат из писем И. П. ( Phot. Bibl. 1965. T. 4. P. 119. Cod. 228). Цитаты, приводимые Леонтием Византийским , могли быть заимствованы из коллекции свт. Ефрема или зависят непосредственно от одного из сборников сочинений И. П. ( Schmid. 1948. S. 23-27, 99). Севир Антиохийский в письме Иоанну Грамматику , написанном между 518 и 520 гг., сообщает о том, что И. П. оставил корпус приблизительно из 3 тыс. писем, пронумерованных с начала до конца, часть к-рых представляют собой копии тех же писем ( Sever. Antioch. Contr. gramm. III 39. Vol. 3. P. 182). Еп. Факунд Гермианский упоминает об И. П. как об авторе более 2 тыс. писем ( Facund. Pro defens. cap. II 4//PL. 67. Col. 573-574; CCSL. 1974. Т. 90A. P. 59-60). Диакон Рустик говорит о существовании 4 книг (codices), каждая из к-рых содержала по 500 писем И. П. (ACO. Vol. 4. P. 25). Эта коллекция принадлежала монахам мон-ря акимитов (неусыпающих) в К-поле (Ibidem). Однако возникновение 1-го по времени сборника писем И. П. следует связывать не с мон-рем акимитов, а с монахами Пелусия ( Évieux. 1995. P. 366-367), к-рые после смерти И. П. старались собрать воедино все его письма.

http://pravenc.ru/text/674914.html

Древность и средние века. Самые ранние следы обитания человека на полуострове относятся к 4000 г. до Р. Х. Приблизительно в это время в Вост. Аравии сложились неолитические сообщества скотоводов и рыболовов, связанные с южномесопотамской Эль-Обейдской (Убейдской) культурой (VI-IV тыс. до Р. Х.). В К., как и во множестве поселений Персидского зал., обнаружена убейдская керамика, попадавшая в Аравию морским путем, возможно, в обмен на жемчуг. В III тыс. до Р. Х. все прибрежные районы Персидского зал. были вовлечены в единую торговую сеть, протянувшуюся от Месопотамии до Индии. На побережье Аравийского п-ова было найдено большое количество артефактов: импортной керамики, скульптуры, печатей, изделий из лазурита. Бахрейн и прилегающие районы Аравии совр. ученые отождествляют со страной Дильмун, известной из шумеро-аккадских источников как важный торговый партнер Месопотамии, центр транзитной торговли древесиной и медью. После угасания культуры Дильмун ок. сер. II тыс. до Р. Х. следы человеческого присутствия в Вост. Аравии исчезают почти на тысячу лет. В IV в. до Р. Х. в Эль-Хасе, в 90 км от побережья, складывается город-государство Герры (существовал до III в. по Р. Х.), крупный экономический и культурный центр, к к-рому тяготели селения прибрежных районов и ближайших островов. В эти века в Вост. Аравии расселяются араб. племена. В период существования Сасанидской державы (сер. III - сер. VII в.) арав. берег Персидского зал. входил в сферу влияния Сасанидов и вассального им араб. царства Лахмидов. Несториане-сирийцы из Месопотамии, активные участники торговли в Индийском океане, селились на побережье и предположительно контролировали сбыт местного жемчуга. Эти миграции могли быть вызваны неоднократно возникавшими в IV в. гонениями на христиан в Сасанидском гос-ве. К V в. на территории от Кувейта до Омана существовало неск. христ. общин с храмами и мон-рями. Как считается, большинство местных христиан были араб. происхождения, хотя среди монашествующих, возможно, встречались сирийцы и персы. К. наряду с Кувейтом и Эль-Хасой входил в епархию Бет-Катрайе, подчиненную митрополии Рев-Ардашира на иран. берегу Персидского зал. Епископы Бет-Катрайе упоминаются в актах Соборов Церкви Востока между 410 и 676 гг. Данные письменных источников о несторианском присутствии в гос-вах Персидского зал. подтверждаются раскопками кон. XX - нач. XXI в., обнаружившими ряд христ. памятников в Кувейте, ОАЭ и Саудовской Аравии. Два объекта на территории К. идентифицируются как развалины церквей, однако их детального археологического исследования еще не проводилось.

http://pravenc.ru/text/1681365.html

С VI в. до Р. Х. в зап. части территории совр. Н. о. проживали носители саргатской культуры, на востоке, в Приобье,- большереченской культуры. Эти культуры входят в обширный круг евразийских культур скифо-сарматского мира, представлены значительным количеством погребальных комплексов, в т. ч. крупными, элитными усыпальницами, откуда происходит вооружение, конское убранство, украшения, исполненные по канонам скифо-сибир. звериного стиля (Усть-Тартасский могильник, Венгерово-6, Марково-1 и др. в Венгеровском и Куйбышевском районах; Быстровка-1, Ст. Шарап в Искитимском и Ордынском районах). На северо-западе, в предтаежной зоне (Кыштовский р-н), локализованы памятники новочекенской культуры (VI-IV вв. до Р. Х.), представленной наземными постройками, курганными могильниками, тонкостенными круглодонными сосудами с гребенчато-ямочной традицией в орнаментации, бронзовые предметы в основном таежного облика). Между IV и II вв. до Р. Х. в зоне ленточных боров Приобья появились носители таежной кулайской культуры. Постепенно адаптируясь к местным условиям и продвигаясь вдоль Оби на юг, ее представители смешивались с носителями большереченской культуры. На этой основе формировались памятники верхнеобской культуры 2-й пол. I тыс. по Р. Х., в к-рой выделяется неск. этапов (для одинцовского этапа - V-VI вв.- изучались городища, трупоположения в неглубоких могилах под невысокими курганами, отмечена искусственная деформация черепов, среди находок - бляшки с изображением медвежьих голов и лап). В III-V вв. в Прииртышье, в зону позднесаргатского населения, с северо-запада, по акваториям рек Оми и Тары, проникали носители сперановского этапа потчевашской культуры. К числу уникальных памятников, связываемых с эпохой экспансии гуннов на запад, относится погребение 688 на могильнике Сопка-2 (среди находок - железный однолезвийный меч с богатым золотым навершием, в серебряных ножнах, с нефритовой портупейной скобой). Во 2-й пол. VI в. Юж. Сибирь вошла в зону влияния Тюркского каганата. У носителей верхнеобской культуры появились многочисленные изделия, связанные с тюрк.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Археологи изучают К. 1) как религ. центр Др. Греции, столицу панэллинских Истмийских игр и языческих мистерий, главный (особенно в VII - нач. VI в. до Р. Х.; в III в. до Р. Х.; в I в. по Р. Х.) торгово-промышленный узел Вост. Средиземноморья; 2) как важный центр зарождающегося христианства и 3) как памятник раннехрист. археологии IV-VI вв., к-рый дает представление об особенностях пути к христианству одного из главных центров античного политеизма, о превращении К. в один из христ. городов Вост. Римской империи после запрета языческих богослужений имп. Феодосием, мощных землетрясений и варварских нашествий 80-90-х гг. IV в.; 4) как комплекс средневек. археологии, позволяющий проследить судьбу памятников визант. и лат. периодов, демонстрирующий постепенную деградацию огромного города и превращение его в незначительное провинциальное поселение. Крепость Акрокоринф. Фотография. Нач. XXI в. Археологический ландшафт К. образует Коринфия - аггломерация памятников археологии и архитектурных руин. Она включает городские гавани Лехей (с севера, на берегу Коринфского зал.) и Кенхреи (на берегу Саронического зал., с вост. стороны Истма), значительную часть перешейка Истм со знаменитым волоком Диолк и стеной Гексамилион, священные храмовые участки, дороги и улицы. Лучше др. частей К. исследован центр и локусы на его периферии: квартал горшечников; участок Панайия (юго-восточнее форума, 1995-2007); поселения Коракос, Истмия; участок Нези. Руины древнего К. занимают центр пос. Архея-Коринтос (Ст. Коринф), уничтоженного землетрясением 1858 г. (совр. К. находится в 7 км северо-восточнее и в 1,5 км к западу от Коринфского канала). К. древнегреческого и римского периодов располагался к северу от вершины Акрокоринф с древней цитаделью, между ней и заливом. Город окружали стены длиной ок. 16 км (соединяясь со стенами цитадели, они тянулись по равнине до Коринфского зал.; неоднократно перестраивались). После войны с Римом К. был разрушен, восстановлен через столетие Юлием Цезарем (ок. 44 г. до Р. Х.). Запустение, судя по данным археологии, однако, не было полным: знаменитые гавани с азиатской и италийской сторон оставались необходимыми звеньями мировой торговли, а Истмийские игры сохранили статус важнейшего религ. действа эллинистического мира. Население древнего мегаполиса насчитывало 300 тыс. жителей, а во II в. по Р. Х.- ок. 460 тыс. В древнегреческую эпоху

http://pravenc.ru/text/2458653.html

О существовании сев. племен, в т. ч. населявших территорию совр. Д., впервые упомянул греч. путешественник Пифей из Массилии (совр. Марсель), побывавший ок. 325 г. до Р. Х. на берегах Северного м. Ко II-I вв. до Р. Х. относится появление крупных могильников (Луннегорд на о-ве Фюн, Вогн и Крагхеде в Сев. Ютландии и др.), к-рые содержат от неск. сот до неск. тыс. погребений и свидетельствуют об устойчивом характере поселений, а также о существовавшей выраженной социальной дифференциации («захоронения в повозках» в могильниках Ланго на о-ве Фюн, Дайбьерг в Зап. Ютландии, Крагхеде в Сев. Ютландии и др.). Древнейшие рунические памятники на территории совр. Д. найдены при раскопках святилищ в Нюдаме, Торсбьерге, Вимосе, Иллерупе (о религ. представлениях подробнее см. в ст. Древних германцев религия ). I - кон. VIII в. Деяния датчан Саксона Грамматика. Сборник. Кон. XII в. (Huvn. 869g. 4v) Деяния датчан Саксона Грамматика. Сборник. Кон. XII в. (Huvn. 869g. 4v) В нач. I в. по Р. Х. на территории совр. Д. проживали юты, англы (Юго-Вост. Ютландия и Сев. Шлезвиг) и саксы. Вторжение кимвров и тевтонов в Римскую империю (II в. до Р. Х.) привело к перемещению герм. племен, к-рое охватило и территорию совр. Д. Племя данов (danir; лат. Dani; древнеангл. Dene, возможно, от древнеангл. denne - впадина, берлога или denu - долина), давшее название Д. (Danmark), вторгшись на острова Зеландия и Фюн, вытеснило герулов и постепенно подчинило себе Вост. Ютландию (III-VI вв.). С этими событиями связывают появление богатых воинских погребений, рост политических и торговых центров в Стевнсе, Гудме и Вост. Ютландии, становление ранних гос. образований. К IV в. по Р. Х. были установлены торговые контакты с кельт. и герм. народами Центр. Европы, а также с Римом. В VI в. визант. историк Прокопий Кесарийский сообщает о «земле данов» ( Procop. Bella. VI 53. 3, 29). В сер. V в. под давлением данов началось переселение англов (из Юго-Зап. Ютландии) и ютов (Юж. Ютландия и Сев. Шлезвиг) в Британию. Более поздние сканд.

http://pravenc.ru/text/171341.html

Чаще всего И. изображалась в образе женщины со знаком трона на голове. В антропоморфном облике она выступала как супруга Осириса и мать Гора, но в ряде проч. функций приобретала зооморфные черты: в качестве плакальщиц И. и ее сестра Нефтида часто изображались в виде птиц (с криком к-рых ассоциировались ритуальные причитания по умершему), известно также отождествление И. со змеей, а в позднее время ее иногда изображали в виде скорпиона (в связи с ее ролью в магических текстах, уберегающих от ядовитых укусов), самки бегемота и даже дерева. Атрибутами И. были скипетр-уас, а также папирусовидный скипетр и знак жизни «анх». Со времен Нового царства (1539-1077 гг. до Р. Х.) И. изображали с рогами коровы, между к-рыми вписан солнечный диск - этот головной убор был заимствован у богини неба, супруги Гора Хатхор. От нее же к И. перешел древнеегип. муз. инструмент систр, к-рый в эпоху эллинизма стал популярным атрибутом И. во всем Средиземноморье. Богатый изобразительный материал для изучения иконографии И. содержится в святилище И. в храме Сети I (1304-1290 гг. до Р. Х.) в Абидосе, где богиня представлена в различных головных уборах и одеяниях. Сохранились остатки нескольких храмов И. фараоновского и птолемеевского времени. Известны остатки храма И. на о-ве Бухен, сооруженного Яхмосом I. Действующий с Нового царства храм И., владычицы пирамид, стал центром религ. жизни в Гизе в I тыс. до Р. Х. Строительство храма И. в Бебит-эль-Хагаре в Дельте было начато Нектанебом I и Нектанебом II (30-я династия, 380-343 гг. до Р. Х.) и продолжено при Птолемеях. Сохранился птолемеевский храм И. на о-ве Филе (к югу от Асуана), строительство к-рого было начато в период правления Птолемея II и закончено в рим. время. На стенах храма сохранились сакральные тексты, посвященные И. Культ И. на о-ве Филе сохранялся до 50-х гг. VI в. по Р. Х., затем был запрещен по распоряжению Юстиниана I . Распространение культа И. в Вост. Средиземноморье (в Палестине, на островах Эгейского м. и в материковой Греции) началось в доэллинистический период. Первые свидетельства культа И. в Аттике относятся ко 2-й пол. IV в. до Р. Х. Еще до завоевания Египта Александром Великим египтяне, жившие в афинском порту - Пирее, построили храм И. (упом. в декрете 333 г. до Р. Х.). В эллинистический период И. стала центральной богиней егип. пантеона, ее культ распространился за пределы Египта. Из всех егип. богов наибольшую популярность в эллинистическом и рим. Средиземноморье получили И., Гарпократ (Гор-ребенок), Анубис и Серапис. Серапис фактически занял место Осириса в качестве пары И. Известным центром почитания И. стал Делос, один из крупнейших торговых портов Эгейского м. В III-II вв. до Р. Х. егип. божества имели почитателей не только на островах Эгейского м. и в портовых городах, но и в глубине материковой Греции и М. Азии.

http://pravenc.ru/text/674868.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010