293 Cf. Act. 15: 8. 294 Cf. II Cor. 7: 10. 295 Prov. 11: 5. Цитируется Климентом в двух различных греческих вариантах. 296 Cf. Herodotus, VI 75. 297 Cf. Is. 29: 13; Mt. 15: 8. 298 Cf. Philo. De somn. I 247. 299 Euripides, Chrysippus, fr. 840. 300 Euripides, Medea 1078—79. 301 TGF Adesp. 110. 302 Homerus, Odyssea XI 327. 303 Menander, fr. 338 CAF. 304 Clemens Rom, I Epistula ad. Cor. 50: 6—7; Ps. 32: 1—2; I Pet. 4: 8. 305 Lev. 11: 10; Deut. 14: 10. 306 Barnabas, Epistula 10, 3. 307 Cf. Mt. 7: 13. 308 Kerygma Petri, fr. 1 Dobschuetz; Hennecke-Schneemelcher, New Testament Apocrypha, II 94—102. 309 Simonides, fr. 66. 310 По, видимому, лакуна. 311 Cf. I Cor. 8: 7. 312 Cf. Izek. 34: 4.6. 313 Cf. Lk. 15: 7.10. Климент перефразирует это место, или же пользуется другой версией Евангелия. 314 Эти слова приписываются Пифагору. 315 Cf. Philo, De Abraham., 17. 316 Изречения, приписываемые семи мудрецам. См.: Diogenes Laert. I 76. 317 Эти слова цитирует также и Тертуллиан. См. Strom. I 61, 3. 318 Gen. 24: 6; Exod. 10: 34; Deut. 4: 9; 15: 9. 319 Cf. Mt. 25: 35.40. 320 Очевидно, имеются в виду «духовные люди», о которых учили Валентин и другие гностики. См.: Irenaeus, Adv. Haer. I 5, 1, 5; Clemens, Excerpta ex Theodoto 42, 3; 50, 1; 58, 1. 321 Cf. Plato, Rep. X 617 e. 322 Подробнее см.: Е.В. Афонасин. Философия Климента Александрийского (Новосибирск, 1997), с. 39—44. Основательное исследование гносеологических воззрений Климента можно найти в работе: A. Mehat, Etudes sur les Stromateis de Clement d " Alexandrie (Paris, 1966), p. 29—40. 323 Cf. Mt. 10: 24; Lk. 6: 40. 324 Cf. Io. 5: 6; Mk. 1: 40. 325 Cf. Prov. 27: 21. 326 Prov. 30: 3; cf. Sap. 10: 10. 327 Philo, De fort. 7. 328 Cf. Prov. 16: 5. 329 Cf. Ps. 50: 19. 330 Cf. Prov. 10: 31. 331 Cf. Prov. 16: 21. 332 Определения, напоминающие стоические, см.: SVF III 175. 333 Cf. Plato, Protagoras 329 c. 334 Вероятно, лакуна. 335 Выражение из Plato, Theaetetus 176 a-b. Это и дальнейшее рассуждение во многом копирует Филона: Philo, De fort. 3 sqq.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

Подобно организации и само-организации, структура может быть внутренней и внешней. Внутренняя структура текста следует своим неуловимым законам, в то время как структура внешняя вносится сознательно и выражена эксплицитно. Строматы имеют общее предисловие, где автор говорит об особенностях, целях и задачах своего труда (Strom. I 1,1 – 21,2). Далее, почти каждая книга имеет отдельное предисловие и заключение. Климент довольно часто явно высказывает свои дальнейшие планы. Последнее предисловие (к седьмой книге) составляет проблему: Климент обещает и планирует явно больше, чем действительно говорит в этой последней книге. Наиболее естественным является предположение, что автор намеревался написать больше, но по каким-то причинам не сделал этого. Учитывая тот факт, что это не единственное невыполненное обещание в Строматах, можно предположить, что Климент просто оставил некоторые из высказанных в самом начале идей, возможно из-за отсутствия материала. Рассказать о философской метафизике Климент порывается несколько раз, но так и не делает этого. Причина, кажется, ясна: его интересы лежат исключительно в области этики, все остальное излагается очень поверхностно. Гипотетическое продолжение Стромат, если оно и было, исчезло, не оставив никаких следов. Я полагаю, что его не было 40 . Следом за седьмой и последней книгой Стромат, записок, составленных на основании записных книжек, идут три собственно записные книжки: конспект каких-то логических штудий (так называемая восьмая книга Стромат), Извлечения из сочинений гностика школы Валентина Теодота и Эклоги, выдержки из различных пророческих писаний. Эти тексты носят явно незаконченный характер, однако наряду с различными цитатами содержат мысли самого Климента, иногда довольно интересные. Извлечения из Теодота не раз пригодятся нам при комментировании текста пятой и шестой книг Стромат. Насколько такой порядок сочинений Климента был общепринятым, сказать трудно. Ueberlieferunggeschichte текста Стромат очень проста: вся наша информация базируется на единственном манускрипте, датируемом XI столетием (L ­­ Laurentianus V 3, Флоренция) и содержащем полный текст Стромат и вышеуказанные три записные книжки. Другой манускрипт, датируемый XVI веком, Parisinus Supplementum Graecum 250, является копией предыдущего 41 . Однако Фотий сообщает, например, что в рукописи, которой он пользовался, вслед за седьмой и последней книгой Стромат сразу идет проповедь Как богатый спасется. С другой стороны, различные античные авторы начиная с середины четвертого века цитируют из Эклог, говоря, что это восьмая книга Стромат.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Хотя К. А. не предлагал формального определения Церкви, его представления о ее природе и свойствах ясно и определенно были выражены в «Педагоге» и «Строматах» (общий обзор экклезиологии К. А. см.: V ö lker. 1952. S. 153-160; Hofmann. 1956; Сидоров. 1998. С. 97-104). Говоря об отношении Церкви как единого тела Христова к входящим в нее отдельным христианам, К. А. часто именовал ее Матерью, подчеркивая, что в ней человек заново рождается при крещении и через нее Логос проявляет Свое заботливое попечение о всех христианах, просящих у Него избавления от грехов и помощи в спасении (см.: V ö lker. 1952. S. 154-157). В «Педагоге» К. А. раскрывал образ Церкви как девственной Матери: она девственна в силу чистоты и непорочности хранимого ею учения; как Мать, она предлагает своим детям питательное молоко - спасительные наставления Логоса и Его Плоть и Кровь, дарующие вечную жизнь (см.: Clem. Alex. Paed. I 6. 42. 1-3). Церковь есть единственная «помощница в спасении» (Ibid. I 5. 22. 2), поскольку в ней всегда присутствует Логос как Воспитатель и как Учитель, обращающийся ко всем ее членам через ее посредство и, будучи ее Главой, пользующийся ею как Своим Телом для всех совершаемых Им спасительных действий (ср.: Strom. VII 14. 87. 3; Paed. I 5. 22. 2; II 8. 73. 3). Наряду с земной Церковью К. А. говорил о «небесной Церкви» (ορνιος κκλησα - Paed. II 1. 6. 2; Strom. IV. 8. 66. 1), к-рую он называл также «духовной Церковью» (πνευματικ κκλησα - Strom. VII 68. 5); эта Церковь, по его словам, тождественна «Царству Божию» и есть «святое сообщество любви» (Paed. II 1. 6. 2). Земная Церковь, согласно К. А.,- это отображение (εκν) совершенной небесной Церкви (Strom. IV 8. 66. 1), в которой соединены все избранные, т. е. достигшие богоподобия и святости гностики, к-рая устроена волей Бога и к-рая есть царство Логоса (см.: Ibid. VII 5. 29. 3-4; ср.: Ibid. IV 26. 172. 2-3; ср.: V ö lker. 1952. S. 157-158). Небесная Церковь для К. А. тождественна «Церкви Господа» (κκλησα κυρου), т. е. единому Телу Христову, видимо существующему как единая земная Церковь. Те христиане, которые следуют заповедям Логоса, переходят из земной в небесную Церковь, образуя «духовный и святой хор» обоженных гностиков; напротив, те люди, к-рые принадлежат к земной Церкви лишь по имени, но не следуют закону Логоса и ведут нечестивую языческую жизнь, являются «плотскими членами» (σρκες) и потому не могут войти в небесное «духовное тело» Христа, т. е. в небесную Церковь (см.: Clem. Alex. Strom. VII 14. 87. 3 - 88. 3).

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Alex. Paed. II 10. 94. 1; ср.: Ibid. 6. 52. 2), «Рассуждение о началах и богословии» (Εξγησις περ ρχν κα θεολογας; Quis. div. salv. 26. 8; ср.: Strom. III 3. 13. 1; III 3. 21. 2; IV 1. 2. 1; V 14. 140. 3). Ко 2-й группе принадлежат заглавия «Слово о браке» (Γαμικς λγος; Paed. III 8. 41. 3), «О воскресении» (Περ ναστσεως; Paed. I 6. 47. 1; II 10. 104. 3), «О душе» (Περ ψυχς; Strom. V 13. 88. 4), «О пророчестве» (Περ προφητεας; Strom. I 24. 158. 1; IV 1. 2. 2; IV 13. 93. 1; V 13. 88. 4). В совр. науке преобладает скептическое отношение к традиц. мнению о том, что во всех этих случаях речь идет об отдельных сочинениях (см., напр.: Bardenhewer. 1914. S. 80-84; Сагарда. 2004. С. 424). По предположению исследователей, К. А. мог иметь в виду тематически цельные рассуждения, к-рые он включил или намеревался включить в состав «Стромат» (см.: St ä hlin. 1934. S. 39-41). Кроме того, поскольку в основе главных сочинений К. А. лежат беседы, к-рые он проводил в Александрии, часть заглавий может указывать не на сочинения, а на типичные темы бесед К. А., упоминания о к-рых сохранились во включенных К. А. в сочинения отредактированных версиях некоторых бесед. Приписываемые 1. «О Промысле» (Περ προνοας; De providentia; CPG, N 1390; критическое изд. фрагментов: Clem. Alex. Werke. 19702. Bd. 3. S. 219-221= Idem. Fragm. 37-43). Сочинение цитируют прп. Максим Исповедник и прп. Анастасий Синаит, однако о нем не упоминает еп. Евсевий Кесарийский; из цитат следует, что в трактате было как минимум 2 книги. Содержание цитат заставляет сомневаться в авторстве К. А., поскольку в большинстве случаев речь идет о кратких определениях философского характера. Эти определения встречаются также в анонимном сборнике философских цитат, представленном в рукописи X в. (Patm. 263); здесь они обозначены именем К. А. без указания сочинения ( Bergjan. 2012. P. 90). Большинство определений не похожи на обычные для К. А. философские рассуждения ни по стилю, ни по содержанию, ни по терминологии. Напр., во фрагментах трижды используется по отношению к Богу термин «неописуемая сущность» (οσα περγραπτος), ни разу не встречающийся в сочинениях К.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Почти столь же часто, как сщмч. Ириней, И. п. к. использует Климент Александрийский в «Увещевании к язычникам», «Педагоге» ( Clem. Alex. Paed. I 3) и «Строматах» ( Idem. Strom. II 5). В основном это уже указанные выше места из И. п. к., но Климент иногда толкует их иначе. Так, он использует пророчества о судьбе Израиля (Ис 1. 2-4, 23; 29. 13; 30. 1, 9) как иллюстрацию различных форм наказания, характеризующих педагогику Логоса ( Idem. Paed. I 76-81). Вырванное из контекста пророчество об отрасли Иессеевой (Ис 11. 1) он относит к розгам воспитателя ( Clem. Alex. Paed. I 61. 1-2). Слова пророка о детях Климент понимает аллегорически - как указание на христиан: «дети - это мы» перед Логосом ( Idem. Paed. I 5. 12, 1; ср. о детях Исаии - Ис 8. 18; Clem. Alex. Paed. I 5. 13, 4; Ис 9. 5-6; дети, «ласкаемые на коленях» - Ис 66. 12-13; Clem. Alex. Paed. I 5. 13, 4). Цитаты из И. п. к., относящиеся к учению о Боге и нравственности, отражают в сочинениях Климента стремление показать близость книги к греч. культуре. Мн. места из И. п. к. в «Увещевании к язычникам» и «Строматах» (V кн.) иллюстрируют величие Божие и в то же время подчеркивают содержательную близость с античной философией. Так, в Ис 40. 12-13 и 63. 19-64. 1 он видит параллели с орфическими гимнами, с Пиндаром и Гесиодом ( Clem. Alex. Strom. V 124-125, 129; ср.: Idem. Protrept. 78. 2). Климент первым использует Ис 34. 4 ( Idem. Protrept. 81. 4) и Ис 10. 13-14 для библейского обоснования представления о Боге, «спасающем целые города» («и рука Его захватывает целые земли как гнезда»), и обращает внимание, что эти слова можно считать парафразами слов Архилоха Паросского и Орфея (Фракийского) о Зевсе ( Idem. Strom. V 127. 3; ср.: Idem. Protrept. 79. 6). С помощью ссылок на Ис 40. 18-19, 25, которые якобы перефразирует Антисфен, он также вводит тему идолослужения ( Idem. Strom. V 108. 4; ср.: Ibid. 117. 3; ср.: Idem. Protrept. 79. 5). Жалобы пророка на нечестивое жертвоприношение и запустение храма (Ис 1. 11-13; 66. 1) и его призыв обратиться к Богу и очистить культ (Ис 1. 16-18; 58. 4-9) Климент понимает как осуждение языческого идолослужения и усматривает в этих словах близость к текстам Еврипида и Менандра ( Clem. Alex. Strom. V 74. 5-6; 119. 1-2). Кроме того, показывает, что Бог призирает смиренных и сокрушенных духом (Ис 66. 2; Clem. Alex. Paed. I 5. 19. 3) и неизменно отвечает на молитву (Ис 58. 9; Clem. Alex. Paed. I 9. 84. 4; III 12. 89. 5; Idem. Strom. V 120. 3) и т. п.

http://pravenc.ru/text/674802.html

жизни. Кроме того, если учащий Логос, о Котором говорится в «Педагоге», наставляет исключительно верующих, приходящих к Нему в Церковь, то К. А. в «Строматах» обращается ко всем без различия, создавая поле для диалога между язычниками, христианами, еретиками и т. д.- всеми людьми, неравнодушными к поиску религ. истины. Характеризуя «учительный вид слов» (τ διδασκαλικν εδος τν λγων) в «Педагоге», К. А. отмечал, что такое слово является «кратким» (σχνν), «духовным» (πνευματικν), «наделенным точностью» (κριβολογας χμενον) и «связанным с созерцанием таинств» (ποπτικν); такой способ выражения, по его убеждению, лучше всего подходит для повествования о высоких истинах теоретического богословия ( Clem. Alex. Paed. I 3. 8. 3; ср.: M é hat. 1966. P. 92-95). Однако в «Строматах» предлагаются не сами по себе христианские «догматы», к-рым научает Учитель христиан (ν τος δογματικος δηλωτικς κα ποκαλυπτικς - Clem. Alex. Paed. I 1. 2. 1), но лишь «зачатки догматов» (τ ζπυρα τν δογμτων; букв. ζπυρα - «искры, из которых загорается огонь»), а церковное учение намеренно смешивается с философскими рассуждениями, «чтобы обнаружение священных преданий было нелегким делом для непосвященных» (Strom. VII 18. 110. 4). К. А. недвусмысленно заявлял об отсутствии у него намерения прямо, открыто и последовательно излагать в «Строматах» истины веры, т. к. общедоступность письменного изложения неизбежно приводит к их профанации. Полагая, что полная письменная фиксация богословского учения Церкви является нежелательной и опасной, К. А. отмечал, что отдельные вопросы богословия могут быть предметом обсуждения, однако все церковное учение в целом должно оставаться устным преданием, доступным лишь членам Церкви и познаваемым только в процессе практической церковной жизни (см.: Ibid. I 1. 13. 1-4; ср.: Ibid. I 1. 15. 1-2; I 1. 18. 1; I 2. 21. 2; I 12. 55. 1-2; VII 18. 111. 1; ср.: Quatember. 1946. S. 40-42). III. Рукописная традиция. Все известные в наст. время рукописи 4 сохранившихся сочинений К.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

793 Strom. 7, 6. р. 902. Выше: «Книга Стромат походит не на те обработанные сады, в которых дерева и растения расположены по известному порядку, для удовольствия глаз, а скорее на тенистую густую рощу, в которой растут вместе кипарисы и платаны, яблони и оливы, с намерением перемешаны плодовитые с бесплодными растениями; так как писание требует сокровенности дли тех, которые готовы срывать приятное и зрелое». Strom. lib 7. с. 18. р. 901. 902. 795 Феодорит: «Свидетелем представлю Строматевса Климента». Fabul: Haer. lib. 1. с. 4. то же Калиодор de istit. dian. litt. 2. с. 8. Ираклид и Иоанн Мах у Росвейда in vit. Patr. р. 973 b 909. фотий cod. 118 р. 297. Никиф. Η. E. 4, 33. 5, 18. Catena Patrum in Epist. Cathol. ed. a Cramero, p. 245. Oxon. 1844. 796 Евсевием Η. E. 3, 23, 6, 18, 14. Иеронимом (de vir. illustr. c 48). Фотием (cod. 110. p. 287). 799 «Шестьсот других заблуждений врет языком богохульным или он, или другой – кто, надев его личину». (Bibl. cod. 10. 9). 800 В своде толкований на послание к Коринфянам приводятся замечания из Ипотипоз Климента. См. Catena in Epist. ad Corinth. ed a Cramero. Охоп. 1841. p. 385. 391. 473. 22. 25. 801 Книга о Пасхе была писана, как говорит Евсевий, по случаю Мелитоновой книги о Пасхе и по настоятельной просьбе друзей, желавших, чтобы Климент изложил предания, принятые им от пресвитеров; в ней упоминал он об Иринее и некоторых других (Η. Е. 4, 26. 6, 3). Отрывки из сего сочинения – в хронике пасхальной, изд. Дюканжем и недавно Нибуром (р. 14. 15. Воппае 1832), у Леонтия по изд. Мая (Collect. vet. con. Т. 7. p. 94. 98. 99. Romae 1833). О прочих см. Поттерово изд. сочинений Климента. 802 Несомненно подложные сочииения, кроме 8-й книги Стромат: а) извлечения из учения Феодота; по самому уже названию напрасно носят имя сочинения Климентова, да и ни по слогу, ни по содержанию не принадлежат Клименту; б) извлечения из писаний Пророков, составляют продолжение предыдущего труда; в) Объяснения на соборные послания с мыслями пелагианскими и во многом несогласные с мыслями Климента.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вот наиболее выразительные аграфы, известные по разным источникам: I. Изречения, сохранившиеся в книгах Нового Завета, кроме Евангелий, либо только в отдельных рукописях Евангелий В книге Деяний святых апостолов (20, 35) апостол Павел в своей прощальной беседе с пастырями Ефесской Церкви говорит: «Надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». В кодексе Безы (D) в тексте Евангелия от Луки после 6, 4 имеется следующее добавление: «В этот же день, увидев некоего, работающего в субботу, [Иисус] сказал ему: человек, если ты знаешь, что делаешь, то ты блажен, если же не знаешь, то ты под проклятием и преступник закона». Этот же кодекс в Евангелии от Матфея 20, 28 помещает следующую аграфу: «И вы старайтесь возрастать от малого и умаляться от большего. И когда идёте к звавшему вас на ужин не спешите возлечь на почётных местах, чтобы не получилось так, что придёт некто славнее тебя, и придя звавший скажет тебе: займи место пониже, – и ты постыдишься; если же возляжешь на низком месте и придёт некто меньше тебя, то звавший тебя на ужин скажет тебе: пожалуйте повыше, – и это для тебя будет лучше» (ср. Лк. 14, 8–10 ). II. Изречения, сохранившиеся в трудах церковных писателей и отцов Святой Иустин Философ . Собеседование с Трифоном иудеем 35, 3: «Ибо Он сказал: будут разделения и ереси». Святой Иустин Философ . Собеседование с Трифоном иудеем 47, 4: «Посему и Господь наш Иисус Христос сказал: в чем Я вас застану, в том и сужу» (PG 6, 580А). пресвитер Климент Александрийский . Строматы. 1, 19: «Ибо если ты видел, говорит, брата своего, то видел Бога своего» (PG 8, 812А–1009А). пресвитер Климент Александрийский . Строматы. 1, 24: «Ибо Он сказал: просите о большом и о малом и дано будет вам» (PG 8, 905В). пресвитер Климент Александрийский . Строматы. 1, 28: «Посему и Писание, желая, чтобы вы сделались так же разборчивы, говорит: будьте опытными в застолье, одни [яства] лишь пробуя, а другим отдавая предпочтение» (PG 8, 924В).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

7:25, 35). Апостол Павел никогда не ставил " девства " непременным условием христианского служения и не исключал брачного пути, а указывал только на те жизненные тяготы, которые на нем встречаются, в особенности в напряженные моменты, которые, переживаются христианином в эпоху гонения. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль (1 Кор. 7:26-28). Этот вопрос в каждом отдельном случае решается с точки зрения духовной целесообразности, в связи с особенностями каждого состояния. Эта же целесообразность допускает различные решения, предполагающие различные дарования. ...Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор. 7:7). Идеи внутренней свободы, несвязанность духовного призвания с одним определенным состоянием - брачным или безбрачным, - выбор этих путей с точки зрения высшей целесообразности, учитывающей особые условия и дарования, проводятся с совершенной ясностью и в святоотеческих творениях. " Какая жизнь кажется тебе удобнее, той и следуй " , - говорит Иоанн Златоуст. " Авраам прославился в супружестве, и Илия девством. Иди тем или другим путем; тот и другой приводит к небу " (Климент Александрийский " Строматы " ). И девство " со смирением проходимое " , и " брачное честное сожительство " одинаково равны - так формулирует этот общий вывод постановление Гангрского собора. Соответственно должно быть понимаемо следующее знаменательное место св. Луки: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14:26-27). " Возненавидеть " здесь можно понимать только в смысле постоянной готовности пожертвовать всем, - когда этого требует дело Христово, а не в смысле вражды к кому-либо или чему-либо, что исключается вообще прямым указанием Евангелия. Этот смысл ясно обнаруживается из сопоставления этого текста с Евангелием от Матфея: кто любит отца и мать более Меня, тот недостоин Меня. Любовь к близким сама собой предполагается, но она не должна противостоять любви Христу. " Бог мира, - говорит по поводу этого места Евангелия от Луки Климент Александрийский, - который увещевает любить даже врагов своих, не заповедует ненависти к людям более близким и отделения от них. Заповедуя возненавидеть отца или матерь (и т.д.), Христос предостерегает от такого отношения к родным, которое вредит делу спасения. Поэтому у кого отец, сын, брат враждебен вере, и совместная жизнь с ними представляет препятствие жизни по высшим началам по вере, то христианин не только не должен склоняться к единому житию с такими родственниками, но должен разорвать союз с ними " (Климент Александрийский " Строматы " ).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот самое пререкаемое место в Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37-38). Христианский мыслитель третьего века, свидетель еще традиционно-языческого уклада жизни, Климент Александрийский поясняет смысл этих слов: “Словом мать, которую приходится оставлять ради Христа, обозначено аллегорически отечество и родная страна. Под словом же отец Писание разумеет порядки частной жизни, над которыми праведник с благодарением и великодушием должен возвышаться, чтобы стать угодным Богу” (Строматы, IV,4). “Господь вовсе не повелевает проникнуться ненавистью к своему собственному семейству. Господь хочет сказать нам своими словами только это: Не увлекайтесь неразумными пожеланиями и избегайте следовать обычаям общественным, ибо семейство состоит из родных, а города из семейств” (Строматы III,15). Речь идет о том, чтобы быть готовым отказаться от следования общественным предрассудкам (естественно, даже в том случае, если эти предрассудки побуждают родителей воспитывать сына в духе противления Евангелию – а потому «Убежим от обычая: он душит человека» (Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 118,1). «Вы состарились в суеверии, молодыми придете к истинному богопочитанию» (Там же, 108,3). «Есть также люди, которые говорят: мы соблюдаем все то, что оставили нам отцы наши. Разве те, кому отцы их оставили нищету, не стремятся разбогатеть? А те, кого родители не воспитывали, хотят получить воспитание и выучиться тому, чего не знали отцы их. И почему это дети слепых видят, а дети хромых ходят прямо? Ибо не хорошо человеку следовать за своими предками, жившими дурно Поэтому исследуй, хорошо ли жил твой отец, а если отец твой жил плохо, ты живи хорошо. И оплачь отца своего, что он жил плохо, если плач твой может помочь ему» (Слово Мелитона Философа пред Антонином Кесарем//Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М., 2000, сс. 148-149).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010