У Златоуста понятие снисхождения, хорошо известное в предшествующей богословской традиции, обретает новый существенный оттенок: снисхождение – это Божественная энергия, или, точнее, Бог в Своем явлении сотворенным существам, явлении, которое единственно доступно постижению; иными словами, снисхождение – это явление сущности в энергии. Это понимание подтверждает частое у Златоуста употребление понятия снисхождение вместе с понятием сущность. Бог являет Себя в собственном снисхождении к восприятию сотворенными существами, иными словами, в собственном схождении (κατβασις), или в явлении Себя собственному творению. В таком прочтении понятия снисхождения как энергии открываются богатые смысловые возможности: Бог настолько являет Себя, настолько открывается, насколько снисходит к Своему творению, насколько мы способны Его воспринять 31 . Общий итог полемическим построениям Иоанна Златоуста можно подвести таким образом: для полемики с арианами наиболее ценно содержание первых трех гомилий, которые выстраивают перед слушателями наглядную картину всемирного искупления и обретения тем самым полного знания: и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится, но любовь не прекратится; чтобы с праведностью от Бога по вере познать Его, и силу воскресения Его, и достигнуть воскресения мертвых. Златоуст в своей полемике с арианами не является новатором, он не создает новых приемов опровержения, не выявляет новых слабых мест в аргументации своих противников. В обосновании православного учения он пользуется тем, что уже было сделано его великими предшественниками. Однако ему удается в устной проповеди создать стройное и убедительное опровержение аномейства, доступное для восприятия неподготовленных слушателей, и предложить главное противоядие от этой ереси и других рационализирующих подходов к тайне Святой Троицы. Оно состоит в вере в Божественное существование, в надежде обрести часть в будущем знании и в любви, проницающей тварное бытие нетварным Божественным снисхождением. 1 См.: Codex Theodosii. XVI, 1.2//Les lois religieuses des empereurs romains de Constantin … Theodose II (312–438). Vol. I. Code Theodosien, livre XVI/Intr. et notes par R. Delmaire et F. Richard//Sources Chretiennes (далее – SC). 497. Paris, 2005. P. 114. 2 Далее Гомилии против аномеев и внутреннее деление на параграфы приводятся по этому изданию, повторенному в SC 28 bis. Paris, 1970. 3 Jean Chrysostome. Sur l " incomprehensibilime de Dieu. T. I (Homelies 1–5)//SC 28 bis. Paris, 1970/Introduction de J. Dani-lou, texte et notes de A.-M. Malingrey. 4 П. Христу сужает круг гомилий второй группы, имеющих непосредственное отношение в арианской полемике, до трех: 7–8, 11 – см.: ΙΩΑΝΝΟΥ ΤΟΥ ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΟΥ ΠΕΡΙ ΑΚΑΤΑΛΗΠΤΟΥ ΤΟΥ ΘΕΟΥ/Εισαγωγ – κεμενον – μετφρασις – σχλια υπ Π. Χρστου. θναι, 1953. Более вер­ной представляется точка зрения Анны-Марии Маленгрей – только 6 гомилия в память Филого­на выпадает из общего корпуса антиарианских гомилий (см.: SC 28 bis. Р. 65. Not. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Маловерие - вот камень преткновения и причина подобных недоумений, а чрезмерное доверие чувственному опыту и рационализм - корень, из которого произрастает неправославное евхаристическое богословие. Примечания 1. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. С. 304-305. 2. Свящ. Дмитрий Пашков . О евхаристическом пресуществлении//Богословский сборник ПСТГУ. 13. М., 2005. С. 391. 3. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 236.4. Там же. С. 237.5. Там же. С. 240. 6. Свт. Кирилл Иерусалимский . Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение четвертое. М., 1991. С. 332. 7. Свт. Григорий Нисский . Большое огласительное слово. Гл. 37. Киев, 2003. С. 284-285. 8. De mysteriis. IX, 52. 9. Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл.13. 10. Eth 1.10.55-72 (Ed. SC 129. 1967). Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 92. (Вып. 1. С. 306). 11. Eth 1.10.123-135 (Ed. SC 129. 1967). Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 93. 12. Eth 1.10.170-175 (Ed. SC 129. 1967). Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 93. 13. Hymn 20.55-63. Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 99-100. 14. Hymn 30.467-488. Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 101. 15. Там же.16. Свт. Кирилл Иерусалимский. Указ. соч. С. 330. 17. Послание св. Игнатия Богоносца к смирнянам. Писание мужей апостольских. Гл. 7. Рига, 1994. С. 342. 18. Свт. Кирилл Иерусалимский . Указ. соч. С. 329. 19. Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл.13. 20. Eth 14. 248-278 (Ed. SC 129. 1967). Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 98. 21. Слова преподобного Симеона Новаго Богослова. Вып. 1. Изд. 2-е. М., 1892. С. 340. 22. PL 120, col. 1269.23. Там же. С. 330.24. Там же. С. 330.25. Там же. С. 332. 26. De sacra coena. P. 101. Цит. по: статья «Беренгар Турский»//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 653. 27. Opusculum. Col. 105. Цит. по: Там же. С. 654.28. Полн. собр. русск. летоп. т. IV. С. 158; т. VI. С. 38.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/22/...

Строительство христианских храмов и разрушение храмов языческих, происходившее при имп. Константине, требовало своего обоснования, и Евсевий предложил такое обоснование в «Слове о храме Гроба Господня» ( SC ), которое в свою очередь примыкает к «Похвальному слову императору Константину на тридцатилетие его правления» ( LC ). SC фактически является апологией строительства храма Гроба Господня перед лицом критики со стороны интеллектуалов-язычников. Именно в контексте оправдания этого строительства Евсевий развивает учение об империи и христианстве, о духовной истории человечества, как и свои историософские и историко-церковные взгляды. Говоря в SC об одновременности расцвета Римского царства с распространением по всему миру христианства, Евсевий развивает и модифицирует известное учение Оригена и других раннехристианских авторов о корреляции между империей и христианством. При этом если Ориген делает акцент на том, что наличие Римской империи, появившейся при Августе перед рождением Христа и объединившей многие земли, способствовало лучшему распространению христианства (таков был промысл Божий), то Евсевий в рамках своей историософии делает акцент на промыслительном параллелизме между расцветом Римского царства, под которым он, очевидно, имеет в виду царство Константина Великого, и распространением по всему миру христианства. Причем Евсевий говорит о том, что это христианство подготавливает распространение империи, умиряя и успокаивая нравы людей, так что они в большей степени готовы пойти под единую власть Рима. Для Евсевия-философа при этом важнее всего подчеркнуть, что и Римское царство, и христианство призваны к тому, чтобы объединить всех людей, фактически явив единство человеческой природы (политическими и духовными средствами). Вся духовная история человечества, как ее излагает Евсевий в SC, представляет собой историю утраты единства человечеством, что непосредственно обусловлено многобожием (оно насаждено в людях демоническими силами), и историю возвращения к этому единству, которая связана с победой над демоническим многобожием и идолослужением и утверждением веры в единого Бога. Именно многобожие является коренной причиной разделенности людей, вражды всех против всех. Победа над многобожием и демоническими силами была принесена людям Христом. Поэтому история домостроительства Божия – это история восстановления единства человечества, и она непосредственно связана как с христианством, так и с Римской империей, в которой это единство осуществляется политически. Богословие Евсевия по праву следовало бы назвать не столько «политическим», как его обычно именуют, сколько «историческим» или историософским.

http://bogoslov.ru/article/4507567

Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Rufi nianum episcopum. PG. 26. Col. 1179–1182. Athanasius Alexandrinus. Historia Arianorum ad monachos. PG. 25. Col. 691–796. Athanasius Alexandrinus. Epistula de Synodis in Arimino et in Seleucia Isaurica. PG. 26. Col. 681–794. Athanasius Alexandrinus. Epistolæ Heortasticæ. PG. 26. Athanasius Alexandrinus. Orationes adversus Arianos. PG. 26. Col. 12–525. Athanasius Alexandrinus. Tomus ad Antiochenos. PG. 26. Col. 795–810. Augustinus Hipponensis. Contra Sermonem Arianorum. PL. 42. Col. 683–708. Augustinus Hipponensis. Epistulae. PL. 33. Col. 61–1094. Basilius Cesariensis Cappadociae (Magnus). Epistulae. PG. 32. Col. 219–1112. Blockley R. The Fragmentary Classicizing Historians of the Later Roman Empire. Vol. II. Liverpool, 1983. Bonifacius I, papa. Epistulae et decreta. PL. 20. Col. 749–784. Caelestinus I, papa. Epistulae et decreta. PL. 50. Col. 417–558. Calendarium Gothicum. PL. 18. Col. 878–880. Canones Concilii Antiocheni. Mansi. T. 2. P. 667–678. Canones Concilii Nicaeni. Mansi. T. 2. P. 1307–1320. (Canones Concilii Sardiciensis). Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford, 2002. P. 212–255. Claudius Claudianus. Selected Works. 1976; 1972. Vol. I-II. Clemens Romanus. Epistula I ad Corinthios. PG. 1. Col. 199–329. Code Théodosien. Livre XVI. SC. 497. P. 2005. Conlatio S. Aurelii Augustini cum Maximino Arianorum episcopo. CCSL. 87A. Turnhout, 2009. P. 383–470; PL. 42. Col. 709–742. Commentarius in Job. PG. 17. Col. 371–521. Constitutions apostoliques. SC. 320. P. 1985; 329. P. 1986; 336. P. 1987. Consularia Constantinopolitana. MGH. A. A. IX. Berlin, 1892. P. 205–247. Corpus Inscriptionum Latinarum. Vol. V. Berlin, 1872. Cyprianus Carthaginensis. Liber de unitate Ecclesiae. PL. 4. Col. 493–520; SC. 500. P. 2006. Cyprianus Carthaginensis. Epistulae. PL. 4. Col. 191–438. Damasus I, papa. Epistulae. PL. 13. Col. 347–376. Dissertatio Maximini contra Ambrosium. Kauffmann F. Aus der Schule des Wulfila. Strassburg, 1899. S. 67–90; SC. 267. Р. 1980. P. 204–327.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

переводе, изданное Р. Пейн Смитом ( Payne Smith. 1858); он же выполнил и англ. перевод, где с учетом греч. фрагментов предложил реконструкцию состава этого сочинения ( Idem. 1859). Первое издание собрания творений К., подготовленное с учетом всех доступных рукописей, в т. ч. древних лат. и сир. переводов, было осуществлено в Оксфорде в 1868-1877 гг. Ф. Э. Пьюзи. Три тома ( Pusey. 1872) посвящены свт. Филарету Московскому. В это собрание вошли «Толкование на 12 малых пророков», «Толкование на Евангелие от Иоанна», христологические трактаты и догматические фрагменты. Оно осталось незавершенным, так что до наст. времени нет критически изданного текста значительной части творений К. Только 80 гомилий из 156 вошло в новое издание «Толкования на Евангелие от Луки» в сир. переводе (в составе CSCO), выполненное в 1912 г. ( Chabot. 1912) и сопровожденное в 1953 г. дополнительным томом с поправками к тексту и его лат. переводом ( Tonneau. 1953). В 1922-1930 гг. было опубликовано новейшее собрание деяний Эфесского Собора Шварца (ACO. T. 1), в его составе - лучшее в наст. время издание антинесторианских сочинений К. С 1964 г. творения К. выходят в сер. «Христианские источники» (SC), где опубликованы христологические и триадологические диалоги (SC. 97, 231, 237, 246), начата публикация трактата «Против Юлиана Отступника» (SC. 322) и «Пасхальных посланий» (SC. 372, 392, 434). Переводы К. на эфиоп. язык изданы в составе сб. «Кэрэллос» (Qe  rellos, 1973-1993). Среди др. изданий Новейшего времени - арм. перевод «Схолии на вочеловечение Единородного» и «Послания к императору Феодосию о времени Пасхи» ( Conybeare. 1907), ряд публикаций сир. переводов ( Ebied, Wickham. 1970, 1971, 1975) и фрагменты из новозаветных катен, изданные Й. Ройссом ( Reuss. 1957, 1966, 1984). Русские переводы В древнерус. переводах под именем К. представлены единичные сочинения ( Творогов О. Древнерусская книжность XI-XIV вв.: Каталог//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 372, 415), большая часть является псевдоэпиграфами. К подлинным творениям К.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

  Источники Nicolaus Cabasilas. De vita in Christo, libri septem, I–IV/éd. M.-H. Congourdeau//SC. 1989. P. 74–357. Nicolaus Cabasilas. De vita in Christo, libri septem, V–VII/éd. M.-H. Congourdeau//SC. 1990. P. 12–221; 234–245 [Index des mots grecs]. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio/éd. S. Salaville//SC. 4 bis. 21967. P. 56–307. Nicolaus Cabasilas. Explicandum autem ritus celebrationem Divinae Liturgiae persolvendas/éd. S. Salaville//SC. 21967. P. 368–381.   Литература Асмус М., диак. К вопросу об освящении поминальных частиц за Божественной литургией//Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2005. 14. С. 5–22. Борнер Р. Византийские толкования VII–XV вв. на Божественную литургию. М.: ПСТГУ, 2015. Гедеон (Покровский), иером. Археология и символика ветхозаветных жертв. Казань: тип. Императорского Университета, 1888. Елиманов В.Е. Евхаристология св. Николая Кавасилы: общий обзор и оценка современных исследований//Метафраст. 2020. 1 (3). С. 174–204. Иов (Геча), архим. Учение о Евхаристии у св. Николая Кавасилы и блж. Симеона Солунского//Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви. Москва, 13–16 ноября 2007 г./под ред. свящ. М. Желтова, А.И. Кырлежева. М., 2009. С. 201–231. A Greek-English Lexicon/compiled by H. G. Liddell, R. Scott, H. Drisler. New York: Harper, 71883. A Patristic Greek Lexicon/ed. by G. W. H. Lampe. Oxford: Clarendon Press, 1961. Biedermann H.M. Die Lehre von der Eucharistie bei Nikolaos Kabasilas (gest. 1371)//Ostkirchliche Studien. 1954. Bd. 3. S. 29–41. Eirini A. The Fulfillment of the Church Through the Sacrament of the Holy Eucharist According to Nicholas Cabasilas//Roda da Fortuna. 2016. Vol. 5. 2. P. 165–179. Jungmann J.A. The mass: an historical, theological and pastoral survey. Collegeville, Minnesota: Liturgical Press, 1976. Kallistos (Ware), bishop. Not an Image or a Figure: St. Nicolas Cabasilas on the Eucharistic Sacrifice//Le Feu sur la terre. Mélanges offerts au Père Boris Bobrinskoy pour son 80e anniversaire. Paris: Presses Saint-Serge-Institut de théologie orthodoxe, 2005. (Analecta Sergiana; vol. 3). P. 141–150.

http://bogoslov.ru/article/6171850

Также богословие фунцкционирует и как наука, которая занимается историческим движением Церкви во времени, а также культурой, которая возделывается членами Церкви, и властными и этнофилитическими тенденциями, влияющими на организацию Церкви. Анализ и толкование этих состояний осуществляется и преподается в церковных и богословских школах, а профессорами являются здесь те, которые учатся и знают все эти проблемы, которые появляются при историческом движении Церкви. Это богословие должно помогать Церкви в ее цели, которой является руководство христиан на пути к обожению. Если, однако это научное академическое богословие не вдохновляется харизматическим богословием, оно не имеет особой вневременной и сотериологической ценности, потому что когда-нибудь, как говорит апостол Павел, все упразднится, и это знание, и то, что останется - это любовь как общение с Богом . Я, по-крайней мере, получил помощь от моих духовных отцов и от профессоров богословского факультета, которые привели меня к изучению агиографических и святоотеческих текстов Церкви и открыли мне путь на Святую Гору, где я встретился с опытными подвижниками, которые созерцали Бога как Свет и которые показали мне этот путь опытного богословия. Так, я увидел, как в моей жизни могут гармонично сотрудничать богословие как наука и богословие как дар-опыт, как могут быть связаны Богословские Школы (Факультеты) с исихастким и боговидческим преданием Церкви. Я благодарю Бога, указавшего мне этот путь, а также благодарю вас, имевших терпение меня выслушать. Γρηγορου Παλαμ. ργα 3. ΕΠΕ. Θεσσαλονκη, 1983. Σ. 498. Мф. 10, 16. Ин. 1, 1-5. 1 Ин. 1, 1-4. Γρηγορου Θεολγου. ργα 4. ΕΠΕ. Σ. 14. Ibid. Σ. 14-16. Ibid. Σ. 16. ργα 2. ΕΠΕ. Σ. 38 κ.ξ. Ibid. Σ. 52-54. ργα 4. ΕΠΕ. Σ. 38. Ibid. Σ. 26. SC 51. P. 71, α. SC 122. P. 110-112. SC 156. P. 234. Цитируемый автором 32-й гимн прп. Симеона Нового Богослова приводится по рус. пер. иером. Пантелеимона (Успенского). SC 156. P. 158. Ср. рус. пер. данного 27-го гимна у иером. Пантелеимона (Успенского): «И язык мой затрудняется в словах, и ум мой хотя и видит совершающееся, но не может изъяснить. Он видит и хочет высказать, но не находит слов, потому что созерцает невидимое, совершенно безвидное, совершенно простое, несложное и беспредельное. Ибо он не видит никакого начала, ни конца, ни середины совершенно не замечает; и как он выскажет то, что видит? Видится же, думаю я, нечто совокупно-целое, но никоим образом не в самой сущности своей, а через причастие». - Ред .

http://pravoslavie.ru/37784.html

Joanta. Roumanie ­­ R.Joanta. Roumanie. Tradition et culture hésychastes. Bellefontaine, 1987. Katz. Mysticism ­­ S.T.Katz. Mysticism and Religious Traditions. Oxford, 1983. Kazhdan. System ­­ A.Kazhdan. Das System der Bilder und Metaphern in den Werken Symeons des «Neuen» Theologen.– Unser ganzes Leben Christus unserem Gott überantworten. Festschrift F. von Lilienfeld. Göttingen, 1982. S.221–239. Kazhdan – Constable. People ­­ A.Kazhdan – G.Constable. People and Power in Byzantium. An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington, 1982. Kazhdan – Epstein. Change ­­ A.Kazhdan – A.W.Epstein. Change in Byzantine Culture in the Eleventh and Twelfth Centuries. Berkley – Los Angeles – London, 1985. Kelly. Doctrines ­­ J.N.D.Kelly. Early Christian Doctrines. London, 1968. Köder. SC 156 – J.Koder. Introduction.– Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes. T.I. SC 156. 1969. P.17–104. Krausmüller. Stoudios ­­ D.Krausmüller. The Monastic Communities of Stoudios and St Mamas in the Second Half of the Tenth Century.– The Theotokos Evergetis and Eleventh-Century Monasticism. Ed. M.Mullet and A.Kirby. Belfast, 1994. P.67–85. Krivochéine. A­ νυπερφανος ­ B.Krivochéine. νυπερφανος Θες. St Symeon the New Theologian and Early Christian Popular Piety.– Studia Patristica II. TU 64. Berlin, 1957. P.485–494. Krivochéine. Essence ­­ B.Krivochéine. «Essence créée» et «essence divine» dans la théologie spirituelle de saint Syméon le Nouveau Théologien.– Messager de l " Exarchat du Patriarchat russe en Europe occidentale, 75–76. Paris, 1971. P.151–170. Krivochéine. Ivresse ­­ B.Krivochéine. Le thème de l " ivresse spirituelle dans la mystique de saint Syméon le Nouveau Théologien.– Studia Patristica, V. TU 80. Berlin, 1962. P.368–376. Krivochéine. SC 96 ­­ B.Krivochéine. Introduction.– Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses. T.I. SC 96. 1963. P. 15–203. Krivochéine. Writings ­­ B.Krivochéine. The Writings of St Symeon the New Theologian.– ОСР 20. 1954. Р.298–328. Krivochéine. Zealot ­­ B.Krivochéine. The Most Enthusiastic Zealot. St Symeon the New Theologian as Abbot and Spiritual

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

подробнее: Там же. С. 36. Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio V, 2–3//SC. 4. P. 78. Ibid. X, 1//SC. 4. P. 92. Ibid. II, 5//SC. 4. P. 72. Ibid. II, 4//SC. 4. P. 70. Ibid. V, 3//SC. 4. P. 78. Ibid. V, 3//SC. 4. P. 78–80. Ibid. II, 4//SC. 4. P. 72. Ibid. II, 4//SC. 4. P. 72. Здесь очевидно, что Кавасила следует теории «рекапитуляции» (лат. recapitulatio, греч. νακεφαλεωσις — «возглавление»). Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio II, 4//SC. 4 bis. P. 72. Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio XVI, 4//SC. 4 bis. P. 128. Ibid. VIII, 3//SC. 4 bis. P. 88. Ibid. XVI, 4//SC. 4 bis. P. 128. Ibid. XXXVII, 3//SC. 4 bis. P. 228. Ibid. XXXVII, 3//SC. 4 bis. P. 228. Ibid. XXXVII, 6//SC. 4 bis. P. 228. Ibid. XVI, 5//SC. 4 bis. P. 128. Греч. ποκοπ — буквально переводится как «вырезание», «отсечение», так как речь здесь идёт об изъятии агнца из агничной просфоры. Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio VI, 2//SC. 4 bis. P. 80. Ibid. III, 2//SC. 4 bis. P. 72. Идея принесения в Евхаристии хлеба и вина как плодов земли и восприятия их как символов человеческой жизни и человеческого труда литургически формулируется с конца III века, например в гимне «offertorium». Jungmann J.A. The mass: an historical, theological and pastoral survey. Collegeville, Minnesota, 1976. P. 222, 120; См.: Metso P.J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. P. 158. Ibid. Ibid. Ibid. III, 4//SC. 4 bis. P. 74. Ibid. XLVIII, 7//SC. 4 bis. P. 272. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio IV, 2//SC. 4 bis. P. 76. Ibid. IV, 2–3//SC. 4 bis. P. 76. Ibid. IV, 3//SC. 4 bis. P. 76. Tamburrino F. O., arciv. Secondo la «Vita in Cristo» di Nicola Cabasilas//Simposio Cristiano. 1978–1979. 4–5. P. 253. Употребление причастия во множественном числе есть результат неясности формулировки мысли Кавасилы. См. подробнее: Асмус М., диак. К вопросу об освящении поминальных частиц за Божественной литургией//Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия.

http://bogoslov.ru/article/6171820

«Апостольские постановления» 146 В состав «Апостольских постановлений», обширной компиляции конца IV века, вошли элементы из более ранних памятников (тех, которые были описаны выше), расширенные, прежде всего, за счет вставки развитых молитвословий. Собранные в памятнике предания касаются Евхаристии и суточных служб, Крещения, поставлений в церковные степени, благословений и погребений. Данный текст – самое древнее свидетельство о сирийском предкрещальном помазании (кн. VII, гл. 44//SC. 336. P. 104–105), причем дар Святого Духа связывается не с ним, а с возложением рук (кн. II, гл. 32. 3//SC. 320. P. 252–253). В отношении принятия кающихся здесь даны те же правила, которые были процитированы выше, в разделе о «Дидаскалии». С молением о болящих связано благословение воды и елея, которые «производят здравие и отгоняют болезни» (кн. VIII, гл. 29. 3//SC. 336. P. 232–233; см. также кн. VIII, гл. 40. 3//SC. 336. P. 254–255). Правило об экзорцистах упоминает дар исцелений (кн. VIII, гл. 26. 2//SC. 336. P. 228–229). В сборнике приводятся молитвословия для ежедневных вечерних и утренних богослужений (кн. VIII, гл. 35–39//SC. 336. P. 246–255; о евхаристических собраниях по воскресеньям и ежедневных службах также говорится в кн. II, гл. 36. 6; 59. 1–2; 60//SC. 320. P. 260–261; 324–331; и кн. VIII, гл. 34//SC. 336. P. 242–247). Упомянуты богослужения пасхального цикла и некоторых праздников (кн. V, гл. 13–20//SC. 329 P. 246–285; кн. VIII, гл. 33//SC. 336 P. 240–243). Чины поставлений предусматривают возложение рук 147 и молитву с призыванием Святого Духа, имеются чины для шести церковных степеней: епископа, пресвитера, диакона, диакониссы, иподиакона и чтеца (кн. VIII, гл. 4–5; 16–22//SC. 336. P. 140–149; 216–225). Относительно погребения в памятнике содержится упоминание о собраниях на кладбищах, с совершением Евхаристии (кн. VI, гл. 30, 2–7; кн. VIII, гл. 41–44//SC. 329. P. 388–393; SC. 336. P. 256–263). Заупокойная молитва содержит выражения, сходные с молитвами поставлений в церковные степени:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010