Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ [Моисет; лат. Moyses, Moysetes] (IV в.), свт. (пам. зап. 7 февр.), еп. сарацин (арабов). Наиболее ранние упоминания о М. содержатся в сочинениях церковных историков V в. и имеют отношение к внешней и церковной политике имп. Валента (364-378), а также к христианизации Аравии . В лат. переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, выполненном Руфином Аквилейским, сообщается, что Мавия (375-425), царица сарацин, подняла восстание против рим. правления. Под ее предводительством сарацины начали разрушать города и крепости на палестинской и арав. границах Римской империи, а также опустошать соседние провинции. В качестве условия заключения мирного договора Мавия потребовала от римлян назначить епископом для своего народа М., к-рый вел монашескую жизнь в пустыне недалеко от владений царицы и прославился благодеяниями, добродетелью и чудесами. Требование Мавии было удовлетворено. Однако в Александрии М. отказался принять сан от арианина архиеп. Лукия . В присутствии римских военачальников и народа М. смело обличил заблуждение еретика и его жестокость по отношению к правоверным христианам. Опозоренный Лукий был вынужден согласиться на то, чтобы святой принял епископский сан от пребывавших в изгнании правосл. священнослужителей. М. удалось достигнуть мира «со сверепейшим народом» и сохранить «незапятнанной общность католической церкви» ( Rufin. Hist. eccl. XI 6). Сократ Схоластик заимствовал сведения из «Церковной истории» Руфина, добавив, что М. по происхождению был сарацин; после его назначения епископом мир с римлянами был восстановлен, так что впосл. дочь Мавии вышла замуж за рим. военачальника Виктора ( Socr. Shol. Hist. eccl. IV 36). Рассказ об опустошительной войне Мавии и о рукоположении М. во епископа повторяется в «Церковной истории» Созомена, который добавляет, что М. мн. сарацин обратил ко Христу ( Sozom. Hist. eccl. VI 38). Феодорит Кирский уделяет больше внимания диалогу между арианином Лукием и М., исповедующим веру согласно Никейскому Собору, а не войне между сарацинами и римлянами ( Theodoret. Hist. eccl. IV 23).

http://pravenc.ru/text/2647911.html

в Египте оригенистскими спорами, сильно повлиявшими на судьбу И. К. Р. и его друга. После праздника Богоявления в нач. 399 г. Феофил , архиеп. Александрийский, симпатизировавший Оригену , в своем послании выступил с критикой учения антропоморфитов ( Sozom. Hist. eccl. VIII 11; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7). Это послание вызвало сильные волнения среди антропоморфитов, но с одобрением было встречено оригенистами, в частности аввой Пафнутием и его общиной ( Ioan. Cassian. Collat. 10. 2-3). Вскоре многочисленные представители антропоморфитов прибыли в Александрию и подняли мятеж против Феофила, угрожая убить его как нечестивца. Под их давлением Феофил был вынужден отречься от своих слов и от сочинений Оригена ( Sozom. Hist. eccl. VIII 11; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7). Более того, Феофил резко поменял убеждения и в нач. 400 г. в очередном пасхальном послании выступил с обличением ереси Оригена ( Theoph. Alex. Epistola Paschalis= Hieron. Ep. 96). Одновременно он написал послания епископам соседних с Нитрийской пустыней областей, где было много монахов-оригенистов, и повелел выслать из Нитрии и Келлий их лидеров ( Pallad. Dial. de vita Ioan. Chrysost. 6). Вслед за этим Феофил созвал Собор в Александрии, на к-ром были осуждены сочинения Оригена ( Theoph. Alex. Ep. synod. Palest. et Cypr. 3= Hieron. Ep. 92. 3; Sulp. Sev. Dial. I 6-7). Вскоре по указанию Феофила в Нитрии состоялся др. Собор, на к-ром присутствовали местные епископы и лидеры егип. монашества, осудившие монахов-оригенистов и запретившие чтение сочинений Оригена ( Theoph. Alex. Ep. synod. Palest. et Cypr.; Pallad. Dial. de vita Ioan. Chrysost. 7). Решения этого Собора вызвали сильные волнения среди монахов по всему Египту. Чтобы привести в исполнение постановления Собора и искоренить оригенизм в монашеской среде, Феофил прибег к помощи гос. власти. Под его влиянием императоры Аркадий и Гонорий издали декрет об осуждении сочинений Оригена и их читателей ( Hieron. Adv. Rufin. I 12; III 18; Sulp. Sev. Dial. I 7).

http://pravenc.ru/text/Иоанн Кассиан ...

Как никто другой, затворник находится в опасности прельщения ( Ковалевский. 1905. С. 15). Это связано прежде всего с тем, что З. представляет собой подвиг индивидуальный (хотя и не всегда) и не предполагает духовного руководства, без к-рого подвижнику крайне трудно приобрести правильный духовный опыт, а условия подвига располагают человека к завышенной самооценке ( Игнатий (Брянчанинов), свт. С. 59). Правосл. аскетическая традиция опирается на единое святоотеческое мнение, что «царским» путем подвижничества является жизнь в полном послушании под руководством опытного наставника (старца) (см.: Basil. Magn. Asc. fus. 7; Ioan. Climacus. 4. 1-10; Sym. N. Theol. Cap. theol. 15-19). Именно послушание рождает в душе человека необходимое глубокое смирение. В этом смысле нужно понимать частое в святоотеческой лит-ре утверждение, что «живущий в послушании духовному отцу своему получает большую награду, чем тот, кто по своей воле живет в пустыне отшельником» (Достопамятные сказания. 2). История З. первоначально складывалась из разрозненных упоминаний о конкретных подвижниках. В древней Церкви о затворниках повествуют мн. церковные писатели: Руфин Аквилейский ( Rufin. Hist. mon.), Палладий ( Palladius. Hist. Laus.), Феодорит , еп. Кирский ( Theodoret. Hist. rel.), свт. Афанасий I Великий ( Athanas. Alex. Vita Antonii), Иоанн Мосх ( Ioan. Mosch. Prat. spirit.), блж. Иероним Стридонский ( Hieron. Vita Hilar.), Созомен ( Sozom. Hist. eccl.) и др. Возникновение и распространение З. связаны с общим процессом развития отшельничества. Затворник, как и любой др. подвижник, удаляется от соблазнов мира, однако не во «внешнюю» пустыню, а прежде всего во «внутренний затвор» и, как следствие, избирает себе наиболее подходящий внешний образ жизни в максимальном уединении - взаперти. Примечательно, что прп. Антоний Великий, нередко называемый основателем егип. монашества (напр.: Sozom. Hist. eccl. I 13), в то же время является одним из первых известных затворников. В начале подвижнической жизни (до ухода в пустыню) преподобный поселился в заброшенной гробнице недалеко от родного с.

http://pravenc.ru/text/182645.html

300 монахов-оригенистов, к-рые были вынуждены искать прибежища в др. странах (Ibid. 7; Sulp. Sev. Dial. 1. 7). Многие из них обосновались в Иерусалиме, 80 - в Скифополе ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 7; Hieron. Adv. Rufin. 3. 18; Sozom. Hist. eccl. VIII 13. 1). Через неск. месяцев ок. 50 из них, включая пресв. Исидора и «Длинных братьев», прибыли в К-поль, где подали жалобу на еп. Феофила императору и К-польскому епископу, к-рым в то время был свт. Иоанн Златоуст ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 7; Sozom. Hist. eccl. VIII 13; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 9). Между тем еп. Феофил, поняв, что дело может дойти до разбирательства в К-поле, решил опередить противников. Он направил епископам Палестины и Кипра послание, составленное Нитрийским Собором 400 г. ( Theoph. Alex. Ep. synod. Palest. et Cypr.), чтобы заручиться поддержкой как можно большего числа вост. епископов в борьбе с оригенистами. В сопроводительном письме к Е. К. еп. Феофил призвал его созвать Собор кипрских епископов для осуждения Оригена, а также как можно скорее с верными людьми отправить соответствующее соборное послание в К-поль, Исаврию и Памфилию, чтобы подготовить почву для осуждения лидеров оригенистов, направлявшихся в К-поль ( Idem. Ep. Epiph.). Получив письмо еп. Феофила, Е. К. очень обрадовался и поспешил написать блж. Иерониму, попросив его перевести это послание на латынь, чтобы отправить его в Рим ( Epiph. Ep. Hieron.). Когда в кон. 400 г. ( Dechow. 1988. P. 409) или в сент. 401 г. ( Nautin. 1963. Col. 624) на празднике обновления храма в Палестине состоялся Собор палестинских епископов, в то же самое время Е. К. созвал Собор кипрских епископов, осудивших Оригена; он пожелал лично отвезти соборное постановление в К-поль. Дождавшись благоприятного для плавания времени, весной 402 г. (Ibid. Col. 624; др. даты: зима 402 г.- Schneemelcher. 1962. S. 913, или весна 403 г.- Dechow. 1988. P. 409, 411) Е. К. отправился в К-поль для того, чтобы сместить свт. Иоанна Златоуста с К-польской кафедры и лишить оригенистов его покровительства ( Sozom.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

Дату смерти Г. относят примерно к 410 г., основываясь на различных свидетельствах ( Brunati. P. 22), в частности еп. Рамперта, к-рый сообщает, что между Г. и еп. Оптацианом, чья подпись значится под Томосом папы св. Льва I Великого в 451 г., на кафедре Бриксии сменились 4 епископа: Павел, св. Феофил, Сильвин и св. Гаудиоз ( Ramp. De Transl. Philast. 1). Г. был погребен в соборе Святых, к-рый впосл. стал именоваться во имя евангелиста Иоанна. В 1602 г. мощи Г. вместе с мощами св. Феофила и св. Сильвии были перенесены из капеллы в алтарь того же собора. Почитание Г. фиксируется довольно поздно: в календарях церкви Брешиа его имя появляется только в XIII в. Оттуда оно вошло в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония (кон. XVI в.). Почитание Г. распространилось в соседнем с Брешиа еп-стве Бергамо. Его почитание в Юж. Франции в ср. века вызывает сомнения, т. к. древние и средневек. храмы этого региона, носящие имя Гауденция (Сен-Годенс), могли быть посвящены др. святому. Сочинения Г. составляют корпус из 21 проповеди, называемой им на греч. манер гомилией (беседой, лат. tractatus). Записать нек-рые проповеди побудил Г. бывш. магистр меморий (секретарь) при имп. Валентиниане II Беневол, к-рый из-за отказа составить законопроект в пользу ариан (см. Арианство ) был вынужден уйти с гос. службы и поселиться в Бриксии (Ibidem; ср.: Rufin. Hist. eccl. II 16; Sozom. Hist. eccl. VIII 13; Cassiodori-Epiphanii Historia ecclesiastica Tripartita. IX 20/Ed. R. Hanslik. W., 1952; Niceph. Callist. Hist. eccl. XII 19). Не имевший возможности присутствовать на пасхальных торжествах из-за болезни, Беневол попросил Г. прислать ему записи проповедей, произнесенных им в Пасхальную неделю. Г. исполнил просьбу, восстановив проповеди по памяти; они составили первые 10 наиболее значительных гомилий сборника. Беневолу адресовано также предисловие ко всему корпусу бесед. Только первые 15 гомилий сборника сам Г. признавал авторскими. Остальные проповеди, записанные нотариями (стенографами) и относящиеся к разному времени, он отказывался считать своими, опасаясь, что в них по небрежности нотариев могли вкрасться ложные и еретические мысли (Tract. Praef.). Из первых 15 бесед более ранней по времени создания считается группа бесед 11-15, т. к. в 13-й беседе (на Рождество Христово) Г. упоминает о совр. ему нашествии варваров, к-рым, вероятно, явилось вторжение готов в Сев. Италию в 400-402 гг. Беседы 1-10 датируются ок. 404 г. (см.: Glueck A. Prolegomena. XVIII-XIX// S. Gaudentii Tractatus. W., 1936). Первые 19 бесед имеются во всех дошедших до наст. времени рукописях, 2 последние содержатся не во всех сборниках, что вызывало сомнения в их подлинности.

http://pravenc.ru/text/161744.html

I 3. 4; IV 3. 14; In Ioan. comm. I 31. 215), к-рый, судя по содержанию нек-рых из этих мнений, мог быть либо выходцем из иудеохрист. кругов, либо иудеем, обратившимся в христианство (особенно если он тождественен «учителю», упомянутому, напр., в: In Num. 13. 5). По-видимому, в течение жизни О. поддерживал контакты со мн. иудейскими интеллектуалами и религ. авторитетами, как черпая у них необходимые ему сведения, так и вступая с ними в полемику (ср.: Contr. Cels. I 45, 55; II 31; Ep. ad African. 11-12), но из их числа он упоминает по имени только некоего «патриарха Иулла» (In Ps. fragm.//PG. 12. Col. 1056: Ιολλ τ πατριρχ; ср.: Hieron. Adv. Rufin. I 13: patriarchen Hiullum), идентичность к-рого остается предметом споров. Традиция также приписывает О. хорошее знание древнеевр. языка ( Euseb. Hist. eccl. VI 16. 1; Hieron. De vir. illustr. 54; Idem. Ep. 39. 1), хотя совр. исследователи, основываясь на анализе его текстов, более сдержанны в оценках (cp.: De Lange. 1976. P. 21-23). Евсевий сообщает о многочисленных путешествиях О. в период его жизни в Александрии. При Зефирине , еп. Римском, примерно в 212 г., О. посетил Рим. По его словам, к-рые приводит Евсевий, он сделал это «из желания увидеть древнейшую Церковь» ( Euseb. Hist. eccl. VI 14. 10). Возможно, именно в ходе этого визита О. познакомился с Ипполитом Римским , к-рый в одной из проповедей упомянул о личном присутствии О. в момент ее произнесения (см.: Hieron. De vir. illustr. 61). Некоторые из путешествий О. были связаны с тем, что с ним хотели познакомиться высокопоставленные персоны. Так, наместник пров. Аравия направил еп. Димитрию и префекту Египта письма с просьбой прислать к нему О. ( Euseb. Hist. eccl. VI 19. 15). Евсевий относит этот эпизод ко времени, к-рое непосредственно предшествовало некой «войне» в Александрии (Ibid. VI 19. 16), т. е., вероятно, мятежу при имп. Каракалле в 215-216 гг. (см., напр.: McGuckin. 2004. P. 9), хотя есть аргументы в пользу того, чтобы отнести поездку в Аравию к правлению имп.

http://pravenc.ru/text/Ориген.html

P. 12). После этого Е. П. по совету наставников отправился на родину монашества - в Египет, чтобы поучиться у знаменитых отцов-пустынников. С прп. Меланией, Руфином и др. насельниками мон-рей на Елеонской горе (в частности, с Анатолием - см.: Bunge. Briefe aus der Wüste. 1986. S. 32-36) Е. П. переписывался на протяжении всей жизни. Евагрий Понтийский. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. В 383 г. Е. П. прибыл в Египет и поселился в Нитрийской пустыне, находившейся в 50 км на юго-восток от Александрии (см. Нитрия ). Там он в течение 2 лет прошел школу киновиального подвижничества, возможно, под началом Альбина (Албания), родственника прп. Мелании Старшей ( Pallad. Hist. Laus. 47. 3; Dysinger. 2005. P. 13. Not. 26), а затем, стремясь к более уединенной жизни, переселился в пустыню Келлии , находившуюся в 18 км к югу от Нитрии, где присоединился к жившим там отшельникам, среди которых провел оставшиеся 14 лет жизни. По свидетельству древних историков и сочинений Е. П., он прошел суровую школу монашеского делания под рук. преподобных Макария Александрийского и Макария Великого (Египетского - Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23; Gennad. Massil. De script. eccl. 11; см. также: Bunge. 1983. P. 215-227, 323-360). Прп. Макарий Египетский был основателем монашеской общины в пустыне Скит , находившейся в 58 км на юго-восток от Нитрии, но духовно окормлял и монахов из Келлий, к числу которых принадлежал Е. П. ( Evagr. Pract. 29, 93; Rufin. Hist. mon. 27). Прп. Макарий Александрийский был священником и своего рода настоятелем Келлий, в чьем подчинении был и Е. П. ( Evagr. Pract. 94). Полуотшельнический уклад жизни, к-рый вели монахи-келлиоты, позволял им временные отлучки с целью получения духовного наставления, так что Е. П. изредка находил возможность посещать знаменитых егип. подвижников, живших на значительном расстоянии от Келлий. Помимо регулярных посещений прп. Макария Египетского в Скиту он посещал Иоанна Ликопольского в Фиваиде и Дидима Слепца на острове в Мареотийском оз. неподалеку от Александрии.

http://pravenc.ru/text/180865.html

Прп. Мелания Римлянина. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Прп. Мелания Римлянина. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Во 2-й пол. IV в. новые условия для развития монашества были созданы растущим количеством паломников. Ряд мон-рей возник усилиями образованных паломников, представителей элиты позднерим. общества. В 60-х гг. IV в. некий Иннокентий, бывший сановником при дворе имп. Констанция II, оставивший службу, основал мон-рь на Елеонской горе под Иерусалимом при храме-реликварии мощей св. Иоанна Предтечи ( Rufin. Hist. eccl. II 28; Palladius. Lausiac. 44). В 375 г., когда арианин Лукий захватил Александрийский архиепископский престол, из Египта в Палестину были высланы 12 правосл. епископов и более 100 монахов из различных мон-рей. Многие из них осели в Св. земле навсегда, и, по-видимому, эти события повлияли на развитие монашеского движения в этом регионе. В 378 г. жен. мон-рь на Елеонской горе основала знатная рим. матрона прп. Мелания Римляныня Старшая , к-рая неск. лет провела среди паломников егип. обителей и отправилась в Палестину за высланными правосл. отцами. В 380 г. в Иерусалим из Египта прибыл Руфин Аквилейский и поселился в уже существовавшем мон-ре на Елеонской горе. Ок. 383 г. в этом мон-ре принял монашество Евагрий Понтийский , но вскоре после этого он ушел в знаменитый Скит в Египте ( Palladius. Lausiac. 38). В 386 г. в Палестине поселился блж. Иероним, к-рый основал мон-рь при базилике Рождества Христова в Вифлееме. Рим. паломницы прп. Павла и прп. Евстохия создали там же жен. мон-рь. Об истории этих паломнических мон-рей на рубеже IV и V вв. сохранилось больше сведений, чем о др. обителях, благодаря сочинениям блж. Иеронима и «Лавсаику» Палладия, еп. Еленопольского ( Hieron. Ep. 108; I dem. Adv. Rufin. III 22; Palladius. Lausiac. 37, 44, 46, 54). Одними из основных направлений деятельности этих общин, состоявших гл. обр. из благочестивых чужестранцев, на рубеже IV и V вв. были размещение и духовное окормление растущего числа паломников, прибывавших в Св. землю. Возможно, этим объясняется и сосуществование рядом муж. и жен. обителей.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИЛЬТИАД [Греч. Μιλτιδης] (II в.), ритор, церковный писатель, один из апологетов раннехристианских . Сохранились лишь отрывочные сообщения о нем авторов III - нач. V в., на основе к-рых, однако, можно составить представление о времени лит. деятельности М., а также о тематике его произведений. Впервые М. упоминается в соч. «Против валентиниан» Тертуллиана († ок. 220), к-рый пишет о «замечательных своим превосходством и святостью мужах», являвшихся современниками ересиархов и стремившихся опровергнуть их лжеучения в «весьма подробных сочинениях» (instructissimis voluminibus). К числу этих мужей Тертуллиан относит мч. Иустина Философа († 165), церковного ритора (ecclesiarum sophista) М., сщмч. Иринея , еп. Лионского († кон. II в.), а также некоего Прокула ( Tertull. Adv. Val. 5). Евсевий , еп. Кесарийский († 339/40), в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. 5. 16. 1-2; 5. 17. 1, 5) приводит цитаты из сочинения одного из противников ереси Монтана (им мог быть свт. Аполлинарий , еп. Иерапольский, упоминаемый Евсевием выше, хотя о его авторстве прямо не сказано; ср. лат. пер. «Церковной истории», выполненный Руфином Аквилейским († 410): в нем авторство однозначно приписано свт. Аполлинарию - Rufin. Hist. eccl. 5. 16. 2-5). Составитель антимонтанистского сочинения утверждал, что был знаком с письменным ответом еретиков на критику со стороны М. Кроме того, М. упоминается в анонимном соч. «Против ереси Артемона» (CPG, N 1915), атрибутировавшемся (по всей видимости, ошибочно) Ипполиту Римскому (III в.) и отождествлявшемся мн. исследователями с «Малым лабиринтом», к-рый, по словам Феодорита , еп. Кирского († ок. 460), также содержал критику лжеучения Артемона ( Theodoret. Haer. fab. 2. 5); еп. Феодорит указывает на то, что нек-рые считали автором «Малого лабиринта» Оригена († 253/4). Отрывок соч. «Против ереси Артемона», в к-ром речь идет о М., цитирует Евсевий. Артемон являлся сторонником адопцианства (динамизма) - направления монархианства , в рамках которого Иисус рассматривался в качестве простого человека (ψιλς νθρωπος), соединившегося во время крещения с Божественным Духом-Христом.

http://pravenc.ru/text/2634781.html

Житие не содержит прямых сведений о времени кончины Д., Х., К. и Ф., однако, поскольку наместник провинции Саприций назван «президом» (praeses), можно предположить, что мученики пострадали после проведения имп. Диоклетианом адм. реформы (кон. III - нач. IV в.), когда была введена эта должность. Память Д. и Ф. отмечена в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где они упоминаются дважды, под 6 и 12 февр., без указания места кончины. Память 6 февр. содержится во всех Мартирологах каролингской эпохи. За исключением Вандальберта Прюмского и Флора Лионского, составители приводят различные сведения о мучениках, заимствованные из лат. Жития. Из Мартиролога Узуарда сообщение о Д. было включено в Римский Мартиролог Цезаря Барония (кон. XVI в.). В «Золотой легенде» Иакова из Варацце (XIII в.) содержится пересказ Жития Д., Х., К. и Ф. Рим. христиане Дор и Тея во время гонения бежали в Кесарию Каппадокийскую, где у них родилась дочь. При Крещении местный епископ дал ей имя, сложенное из имен родителей. Арест Д. объясняется не только ее исповеданием Христа, но и отказом выйти за Саприция замуж. Также описываются чудеса, к-рых нет в первоначальном мученичестве: в темнице Д. является ангел и исцеляет ее от ран; Д. молитвой ниспровергает идолов и мн. язычников обращает ко Христу; небесные дары ей приносит в образе отрока Сам Христос. Об обращении Ф. сообщается кратко, но при этом добавляется, что перед судом и казнью он принял крещение. Сюжеты из «Золотой легенды» послужили основой для изображений Д. в зап. иконографии и живописи, датируемых не ранее XIV в. Мощи мучеников находятся в Риме в посвященной им церкви за Тибром, глава Д. хранится в ц. Санта-Мария ин Трастевере. Частицы мощей Д. имеются в Болонье, Арле, Лиссабоне, Праге и Кёльне. В Италии Д. молятся о плодородии земли. В Зап. Церкви 6 февр. память также др. Дорофеи - девы-христианки из Александрии. Она была отправлена в изгнание по приказу имп. Максимина Дайи (305-313), безуспешно пытавшегося соблазнить ее. Сказание о ней содержится в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. VIII 14) без упоминания имени, к-рое появляется только в лат. переводе Руфина Аквилейского ( Rufin. Hist. eccl. VIII 17). Последний сообщает, что она, оставив свое имение, добровольно бежала в пустынное место с верными слугами.

http://pravenc.ru/text/1320253.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010