КАФИСМА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ 1 Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101 Всякий просящий и приходящий для получения просимого — есть «нищий» . И всякий молящийся Богу, как просящий благодати Божией, также есть «нищий» . Если и великий царь и пророк Давид был «нищ» в дарах Божиих и, познав, что у него недостает многого от Бога, приходил в «уныние» и великую печаль, то тем более «нищим» является перед Богом всякий человек. Псалом приличен всякому скорбящему о грехах и есть «покаянный пятый» (Златоуст, Дидим, Григорий Богослов). Пс.101:2.   Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Этот стих есть как бы приуготовление к прочим прошениям. Пророк просит дара молитвы, чтобы сподобиться получить просимое, ибо мы имеем нужду в Духе, «ходатайствующем о нас воздыхании неизглаголанными» (Рим. 8:26) и научающем нас взывать и просить с воздыханием сердечным. «Молитва» означает обращение к Богу и призыв на помощь, а «вопль» — просьбу о том, что сам нуждающийся желает получить себе. «Вопль» — есть стенание сердца, плач (Златоуст). Пс.101:3.   Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Должно упражняться в молитве и прежде скорби, а не в бедственные только времена. Святой молится не о том, чтобы не иметь скорбей, — это и невозможно, — но о том, чтобы скорби не подавили его. Но и не к каждому Господь «приклоняет ухо Свое» , а к тем только, кто удостоился выслушивания Его. «Отвращает» Бог «Свое лице» , т.е. благодать от человека за грехи его; но при искреннем покаянии и усердной жалости за грехи Господь вновь являет Свое милосердие к человеку (Златоуст, Евсевий). Пс.101:4.   Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Пророк, описывая свои бедствия, говорит: что время жизни его прошло подобно «дыму» , без пользы, и тело иссохло, подобно хворосту, от житейских страстей. И «кости моя» стали сухи, как изгарь (Феодорит). Пс.101:5.   Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.101:12 .   Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох». На самом я западе жизни, уподобляюсь тени, уклоняющейся и уже изчезающей, подобен стал сухостию траве, призывающей на себя руки косцев. Пс.101:13 .   Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. «Ты же Господи во век пребываеши, и память Твоя в род и род». Такова уже моя природа, с столькими сопряжен я бедствиями. Но Ты, как Присносущный и Вечный, удобно можешь даровать мне некую перемену в настоящих бедствиях. Ибо сие присовокупляет Пророк. Пс.101:14 .   Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, – ибо пришло время. «Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время». Дай в бедствии перемену на лучшее; потому что самое время требует милости. Дает же Пророк сим разуметь конец седмидесятью годами определеннаго наказания. Так и чудный Даниил, исчислив время пленения, приносит молитву. Согласны с сим изречения и сего духовнаго сладкопения: «яко время ущедрити его, яко прииде время». Пс.101:15 .   Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. «Яко благоволиша раби Твои камение его: и персть его ущедрят». Весьма вожделен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны и разсыпанные камни, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость. Пс.101:16 .   И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей. «И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея». Ибо, смотря на возвращение наше и на построение города, видевшие прежния наши бедствия, цари и князи, начальники и подначальные, удивятся Твоей силе, и убоявшись уверуют, что Ты единый Бог. Сие же в собственном смысле и в самой дествительности совершилось по вочеловечении Бога и Спасителя нашего. Ибо по воззвании Иудеев удивились, правда, совершившемуся окрестные народы, но весьма далеки были от того, чтобы уверовать в Бога всяческих, и в тоже время предприняли войну против Иудеев. А здесь пророческое слово предвозвещает перемену во всех народах и в царях; и сие частию видим совершившимся, а частию надеемся, что совершится. Ибо божественный Апостол говорит: «не у видим Ему всяческая покорена» ( Евр. 2, 8 ); однако же учит, что Ему «всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» ( Флп. 2, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Таким образом, сохранившиеся до наших дней редакции Жития прп. Иннокентия Комельского представляют большой интерес как памятники литературы XVII в., однако их значение в качестве исторических источников невелико. Наибольшую ценность представляют сообщение о происхождении прп. Иннокентия, описание облика преподобного из иконописного подлинника, изложение надписи с надгробия, а также упоминания о том, что церковь, которую завещал построить прп. Иннокентий, была сооружена до нашествия татар 1538 г. Интересно и сообщение, что до разорения монастыря «бысть же писания немало о преподобнем Иннокентии». Авторы первой и второй редакций памятника по-разному подходили к имевшемуся в их распоряжении материалу. Автор первой редакции стремился максимально использовать сохранившиеся до его времени сведения о жизни прп. Иннокентия, избегая при этом вымысла и литературных украшений. Составитель второй редакции свободно обращался с имеющимися у него данными, допуская при редактировании смысловые изменения. Он стремился привести свое сочинение в соответствие с принятыми канонами житийной литературы и активно заимствовал фрагменты из других Житий. Житие прп. Иннокентия Комельского публикуется в 2 редакциях. Описания рукописей, включающих списки второй редакции (В и С) опубликованы. О них приводятся лишь те данные, которые важны для понимания истории бытования Жития. Список А. РНБ, Собр. Погодина, 1582. Сборник (из собрания П. М. Строева), на 101 листе. Письмо: полуустав и скоропись. Сборник составлен из нескольких рукописей. Листы 90-101, на которых находится Житие прп. Иннокентия (Л. 98-101) первоначально не принадлежали к данному сборнику. Об этом свидетельствует тот факт, что высота листов основной части сборника составляет 19,5 см, а Л. 98-101 - 17,7 см. Ниже приводятся данные, относящиеся к Л. 98-101. Формат 4°. Филиграни: 1) «кувшин с полумесяцем и литерами» (вод. зн. типа Лихачев (88), 1657, 1535-1540 гг.; 2) «герб» (вод. зн. типа Лихачев 3548, 1629-1630 гг. Многие листы рукописи с пятнами сырости.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Пс.101:24 .   Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Пс.101:25 .   Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. «Внегда собратися людем вкупе, и царем еже работати Господеви». «Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми» : «Не возведи мене в преполовение дней моих». Когда сподобимся возвратиться, говорит Пророк, и соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе; тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость, даровать нам приложение лет и не предавать смерти в преполовение дней наших. " Путем» же «крепости» Пророк называет самое возвращение, дарованное крепостию Божиею. «В роде родов лета Твоя». Ибо Ты имеешь безпредельное бытие, и Тебе не трудно и других соделать долговечными. Пс.101:26 .   В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук. Пс.101:27 .   Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся. «В началех Ты Господи землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса». «Та погибнут, Ты же пребываеши». Ибо что невозможно Создателю всяческих? Ты дал бытие земле, сотворил небеса из ничего, и когда все сие подлежит изменению, тебе принадлежит неизменяемость. Наименовав же землю и небо, Пророк показал, что Бог – Творец и всего прочаго, содержимаго ими. «И вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся». Симмах же перевел так: и все подобно ризе обветшают, и подобно одежде изменишь их, и изменятся; потому что все видимое состареется и ветхостию уподобится одеждам; но Ты изменишь, обновишь и из тленнаго соделаешь это нетленным. Сие сказал и божественный Апостол: «яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8, 21 ). Пс.101:28 .   Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся. «Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют». Посему как угодно Тебе, Владыка, обновляешь Ты тварь, а Сам имеешь непреложное естество, не подлежащее никакому изменению. Божественный Апостол в послании к Евреям приписал сие лицу Сына. Но в Сыне видим Отца: «яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит» ( Иоан. 5, 19 ); и в Отце и в Сыне познается тождество естества, ибо знаем единое действование Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ [Гавала Мануил; греч. Ματθαος] (ок. 1271/72, Филадельфия, Лидия - между 1355 и 1360, К-поль), митр. Эфесский (1329-1351), писатель. Ученик свт. Феолипта , митр. Филадельфийского, чтец, затем протонатарий в Филадельфии. Был послан в К-поль в 1309 г., вошел в круг выдающихся интеллектуалов эпохи Никифора Хумна и Феодора Метохита. На знакомство М. с античной философией указывают его маргиналии в кодексах сочинений Платона Vat. gr. 225 и 226 ( De Gregorio, Prato. 2003. S. 83, 89-90). По возвращении в Филадельфию в 1310 г. вступил в конфликт с Феолиптом из-за разногласий относительно преодоления арсенитского раскола. В 1312 г. умерла жена М., оставив на его попечение малолетнего сына. В 1315-1317 гг. М. жил в К-поле, пользовался покровительством патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319). Вскоре М. примирился с Феолиптом, был рукоположен во иерея, назначен хартофилаксом и принял монашеский постриг. После кончины Феолипта в кон. 1322 г. из-за конфликта с правителем Филадельфии Мануилом Тагарисом вновь перебрался в столицу. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в., возможно, занимался преподаванием ( Browning. 1992. P. 28). В те годы М. сблизился с ученым и богословом Никифором Григорой, вел с ним оживленную переписку и обменивался сочинениями ( Beyer. 1976. S. 31-35). В 1329 г. стал митрополитом Эфеса (упоминание М. в этом качестве относится к декабрю: RegPatr, N 2153; Hunger. Register. N 100. S. 562), к-рый находился во власти турок. М. сумел посетить свою кафедру лишь однажды и в основном жил в К-поле и во Врисисе во Фракии (ныне Пынархисар, Турция), епископом которого он был также поставлен в 1332 г. В 1331-1332 гг. М. побывал на Руси по приглашению митр. Киевского свт. Феогноста ( Κουροσης. 1972. Σ. 248-252). Из переписки М. (послания 54, 55, 57) известно, что, посетив Эфес, М. был разочарован. В 1339 г. М. прибыл в Смирну, но эмир Айдина Умур отказался пустить его в Эфес и принять послания императора, к-рые должен был передать М.

http://pravenc.ru/text/2562674.html

После их ухода (ср.: Theod. Dex. Ep. I 17. 10-19) последователи свт. Григория Паламы, по словам Григоры и Дексия, всячески восхваляли императора. Согласно соборному томосу, свт. Григорий Палама продолжил свою речь, сказав, в частности, что одно дело - прение о благочестии, а другое - исповедание веры и что он по примеру свт. Василия Великого не собирается спорить о точных выражениях и словах, однако согласен, что в исповедании веры необходима точность (PG. 151. Col. 723B). Затем по требованию императора было зачитано исповедание веры свт. Григория (ИАБ, 6. 956-963), снискавшее всеобщее одобрение. 3-е заседание. Ист.: Tom. synod.//PG. 151. Col. 724A - 725D; Niceph. Greg. Hist. XXI 2. 1-5//Vol. 2. P. 999-1001; Theod. Dex. App. 8-10; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 346-409. Состоялось 8 июня (RegPatr. P. 267). Под давлением императора Григоре и его сторонникам пришлось присутствовать на 3-м заседании ( Niceph. Greg. Hist. XXI 1//Vol. 2. P. 998-999; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 344-346). Однако Григора уже не принимал активного участия в прениях, поэтому его повествование о Соборе должно быть дополнено из др. источников (ср.: Polemis. 1993. P. 250). Сначала антипаламиты прочитали свое исповедание веры. Оно начиналось с Никео-Константинопольского Символа. Продолжение сохранилось в «Антиохийском томосе» Арсения Тирского ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 349-371). В исповедании содержались уверения в следовании постановлениям 7 Вселенских Соборов без к.-л. изъятий и без новых догматов; в заключение относительно Варлаама и Григория Акиндина утверждалось: «Мы одобряем то, что постановила и решила о них святая Божия Церковь» (PG. 151. Col. 724AB). По свидетельству Дексия, эти слова подразумевали «нашего патриарха» ( Theod. Dex. Ep. 1. 37). Протопр. Иоанн Мейендорф ( Meyendorff. 1959. P. 144, 409) ошибочно приписывал авторство письма Арсению Тирскому и думал, что речь шла о патриархе Антиохийском Игнатии, тогда как Дексий имел в виду, как справедливо полагает И. Полемис, патриарха Иоанна Калеку ( Polemis. 1993. P. 248).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Неофитом Затворником († после 1214) (BHG, N 667). По местному кипрскому преданию, зафиксированному прп. Неофитом, Г., смещенный с К-польской кафедры еретиком Акакием, тайно покинул столицу и отправился в Иерусалим. По пути он остановился на Кипре и захотел посетить пещеру, в к-рой подвизался прп. Иларион Великий (около Пафоса), но заблудился. Дойдя до с. Киссоптера, Г. стал проситься на ночлег, но никто не впустил его в дом, не поверив, что перед ним патриарх. В тот год выдалась необыкновенно холодная зима, и оставшийся без крова Г. замерз. Днем его тело опознали и с честью похоронили в Пафосе. От его мощей происходили исцеления. Соч.: CPG, N 5970-5986; PG. 85. Col. 1613-1622 [окружное послание]; Ibid. Col. 1622-1623 [догмат. отрывки]; Ibid. Col. 1623-1734 [экзегет. отрывки]; Staab K. Die Pauluskommentare aus der griechischen Kirche. Münster, 1933. S. 352-422; Diekamp F. Analecta Patristica. R., 1938. P. 73-76 [Против глав Кирилла]; Ibid. P. 77-78 [Похвала Льву]; Ibid. P. 79-82 [окружное послание]; Ibid. P. 84 [отрывки]; Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs de l " Octateuque et des Rois. Vat., 1959. P. 183-185; idem. Les anciens commentateurs grecs des Psaumes. Vat., 1970. P. 318; Duval Y. M. Le livre de Jonas dans la littérature chrétienne grecque et latine. P., 1973. Vol. 2. P. 651-652. Ист.: ActaSS. Aug. T. 5. P. 148-155; Theoph. Chron. P. 111-114; SynCP. Col. 233, 240, 924; Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. T. 26. P. 221-228 [Похвальное слово Неофита Затворника]; Χατζηιωννου Ι. Ιστορα κα ργα Νεοφτου. Αλεξνδρεια , 1914. Σ. 316-324; ЖСв. Авг. С. 610-613. Лит.: RegPatr. T. 1. Fasc. 1. P. 143-147; Diekamp F. Analecta patristica. R., 1938. P. 54-108; Παπαδπουλος Σ. Γεννδιος Α//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 271-272; Janin R. Gennadio, patriarca di Constantinopoli//BiblSS. Vol. 6. Col. 132-134; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 89; LACL. S. 248-249. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/162100.html

Фотий, свт. Трактат 36. Указ. соч. С. 142. PG 101, col. 260A. Gregorius Nazianzenus. Oratio 41, 2//PG 36, col. 430C. 4–7 (сноска входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ) «…о славе Христа, Который есть образ (εκν) Бога невидимого» (2Кор. 4:4); «Который есть образ (εκν) Бога невидимого» (Кол. 1:15). Афиногенов Д.Е. Святитель Фотий Константинопольский. Амфилохии. Трактаты 223–248/Пер. с древнегреч., предисл. и примеч.//Библия и христианская древность. – 2019. – (4). – С. 44–76. Трактат 235. С. 61. Фотий, свт. Трактат 36. Указ. соч. С. 143. PG 101, col. 260 B–C. Курсив наш. – В.Н. Iren. Adv. haer. V 16, 2. Цит. по: Ириней Лионский, св . Против ересей. Доказательство апостольской проповеди/Пер. прот. П. Преображенского, Н.И. Сагарды. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. – 672. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). С. 488. Курсив наш. – В.Н. γαλμα – 1) украшение; 2) краса, слава…; 3) жертвенный дар, приношение; 4) изображение, картина (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 1/Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958). Например, «…представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Фотий, свт. Трактат 217. Иоанну, протоспафарию и протонотарию дрома, по прозванию Хрисохиру (Письмо 134)//Св. патриарх Фотий. Избранные трактаты из «Амфилохий»/Пер., сост., статья Д.Е. Афиногенова. – М. Индрик, 2002. – С. 201–203. В Патрологии Миня трактат озаглавлен «О различении образов» (PG 101, col. 984–985). По этому изданию перевод Д.Е. Афиногенова отредактирован нами для приведения терминологии в соответствие с процитированными в предыдущих разделах переводами фрагментов из трудов свт. Никифора и прп. Феодора Студита. Там же. С. 201. Курсив наш. – В.Н. Там же. С. 201. Курсив наш. – В.Н. Там же. Там же. С. 202–203. Там же. С. 203. Василик В.В. Семнадцатая гомилия патриарха Фотия// Studia Slavica et Balcanica Petropolitana . SSBP. Петербургские славянские и балканские исследования. – 2011. – (9). Январь–Июнь. – С. 73–92. С. 85. Курсив наш. – В.Н.

http://bogoslov.ru/article/6193771

В совр. литургических книгах правосл. Церкви чин Б. не печатается. Уже в печатных венецианских греч. Евхологиях XVI в. издатели прибавляли комментарий: «хотя это последование по церковным и царским законам не дозволено совершать, но мы его печатаем, так как оно находится во многих книгах» (ср.: Goar. Euchologion. P. 706, 709). О недолжном использовании обряда свидетельствуют 2 неопубликованных постановления (Διδασκαλαι) К-польского Патриарха Афанасия I († ок. 1315), в к-рых Б. характеризуется как источник безнравственности (RegPatr. Vol. 1. Pt. 4. N 1762. P. 541; N 1777. P. 554). Известны также 2 слав. рукописных сборника канонов XVI-XVII вв. (Vindob. 104 и 113), из к-рых становится ясно, что одной из причин запрета было проникновение в христ. обряд языческих обычаев (за «побратимство с турчанином или с христианином», при к-ром совершается испитие крови друг друга, положено лишать Причащения на 5 лет - Holo šnjaj. S. 64). В Требнике митр. Петра (Могилы) самого текста чина Б. уже нет. То же и в принятом ныне в Русской Церкви Большом Требнике, где 101-я гл., озаглавленная «Последование к братотворению духовному», содержит следующие слова: «                                        ». В 165-м прав. Номоканона говорится: «                    ». Согласно 50-й гл. Кормчей книги, священник, совершающий чин Б., на время запрещается в служении ( Никольский. С. 378). В XIX в. в Элладской Церкви были изданы специальные окружные послания (11. 6. 1859; 26. 9. 1862; 11. 1. 1863), также запрещавшие чин Б. (см. Ε. Μαντζουνα). Однако, несмотря на все канонические запреты, случаи совершения Б. иногда встречаются, особенно в Балканских странах, где обычай побратимства приобрел национальную окраску и был связан с противостоянием османскому владычеству. Более того, в слав. рукописях из Загребской б-ки 405, XVIII в.) встречается его апология - «Слово како сътвори Господь побратимство» ( Holo šnjaj . S. 65). В совр. рус. практике чин Б. неизвестен. В сер. 90-х гг. XX в. этот чин оказался в центре скандала, возникшего из-за тенденциозной книги амер.

http://pravenc.ru/text/153343.html

После этого имп. Михаил VIII созвал Собор архиереев для суда над А. А. по надуманным обвинениям (в т. ч. в связях с иконийским султаном Кылыч-Арсланом II). Патриарх был смещен и сослан на о-в Проконис (весна-лето 1265), где через неск. лет умер. На его стороне выступил ряд иерархов: Алексий Евхаитский, Феодор Ираклийский, Константин Неокесарийский. Неприятие сторонниками А. А. его изгнания вызвало длительный (до 1310) церковный раскол, получивший название «арсенитского». В 1284 г. сын Михаила VIII имп. Андроник II Палеолог позволил перенести мощи А. А. из Прокониса в К-поль, в храм Св. Софии. Почитание А. А. как святителя началось, видимо, сразу после его смерти, была составлена служба, однако его память не была внесена в календари и в наст. время не отмечается правосл. Церквами ( Macrides. P. 75). Гробница А. А. привлекала особое внимание рус. паломников: о нетленных и прославившихся многочисленными исцелениями мощах А. А. говорится в Анонимном хождении в Царьград кон. XIII - нач. XIV в., в паломничествах Стефана Новгородца (1348/49), Игнатия Смольнянина (1389-1393), Зосимы , диак. Троице-Сергиева мон-ря (1419-1420) (Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 82, 93, 101, 121). Из произведений, приписываемых А. А., ему бесспорно принадлежит только «Завещание», в к-ром он излагает свою биографию и предает анафеме Михаила VIII и его сторонников (PG. 140. Col. 947-958). Стихи на Светлое Христово Воскресение (Ibid. Col. 937-940) и канон на елеосвящение, надписанные именем Арсения, скорее всего являются творениями свт. Арсения, архиеп. Керкирского . Акты периода Патриаршества А. А. описаны В. Лораном (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 4. N 1329-1347, 1353-1374). Н. Д. Барабанов Арсенитский раскол Низложение А. А. по настоянию имп. Михаила VIII (1265) и избрание на К-польскую кафедру Германа III вызвало протест в церковных кругах и среди приверженцев ослепленного имп. Иоанна IV Ласкаря. На сторону сосланного Патриарха встали мн. представители высшего духовенства, большинство малоазийских монахов, к-рые, называя себя зилотами, требовали сохранения священных канонов, и даже сестра имп. Михаила VIII инокиня Марфа. Противоречия усилились после избрания Патриарха Иосифа I (1266-1275). В течение почти 50 лет Церковь в Византии была расколота на 2 непримиримых лагеря: арсенитов, во главе к-рых стояли митр. Сард Андроник и личный друг А. А. иером. Иакинф из Никеи, и иосифлян, пользовавшихся поддержкой власти. Хотя позднее обе партии объединились в борьбе против унии (1274), преодолеть раскол долго не удавалось. В 1284 г. Собор в Адрамиттии постановил сжечь все полемические сочинения арсенитов и иосифлян. Мощи А. А. были торжественно перенесены в храм Св. Софии, но арсениты оставались непримиримы. Согласие было достигнуто лишь 14 сент. 1310 г., когда на торжественной церемонии в ц. Св. Софии Патриарх Нифон I (1310-1314) под давлением имп. Андроника II (1282-1329) пошел на компромисс с арсенитами, приняв 6 их условий.

http://pravenc.ru/text/76276.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010