80-х гг. XI в. папство поддерживало планы экспансии итал. норманнов на Балканах. Ситуация изменилась с восшествием на Папский престол Урбана II (1088-1099). Консультации по вопросам отношений с Римом в ведомстве Н. Г. были начаты уже в 1088 г. (RegPatr, N 944-946). В 1089 г. Урбан отправил в К-поль посольство в составе настоятеля греч. мон-ря в Гроттаферрато Николая и диак. Рогерия. В послании папа Римский призывал держаться истинной (католической) веры, предлагал патриарху стремиться к согласию, а также осуждал запреты в Византии использовать опресноки на литургии. Само по себе возобновление контактов с Римской курией было воспринято в К-поле положительно. В авг. или сент. 1089 г. для обсуждения папского письма Н. Г. провел Собор К-польской Церкви, на котором присутствовали 22 архиерея, а также имп. Алексей (см. в ст. Константинопольские Соборы; RegPatr, N 950; Holzmann. 1928; PL. 149. Col. 1192). Различные источники упоминают об ответе, к-рый был отправлен из К-поля в Рим. Однако детали этого ответа излагаются по-разному. Авторами ответного письма называют и лично Н. Г., и имп. Алексея, и членов К-польского Собора; изложение содержания ответа также несколько отличается. Скорее всего офиц. ответ папе Урбану был составлен от имени членов Собора, но мог содержать приписки или приложенные письма от отдельных лиц, в т. ч. от Н. Г. Соборный ответ был выдержан в примирительном тоне. К-польская Церковь признавала, что существует схизма Церквей, но это разделение произошло не на основе к.-л. соборного решения и поэтому не может считаться «каноническим», т. е. не имеет окончательной силы. Собор объявлял также, что К-польская Церковь готова восстановить поминание папы на литургии после получения из Рима его исповедания веры, к-рое К-польские иерархи сочли бы приемлемым. Собор также предлагал папе лично приехать в К-поль или отправить новое представительное посольство для решения ряда канонических вопросов. Источники также сообщают о неких разногласиях между Н. Г. и имп. Алексеем, возникших во время переговоров с папскими послами.

http://pravenc.ru/text/2566036.html

1967. P. 228-237; PG. 131. Col. 40-48; Ann. Comn. Alex. XV 8-10; Zonara. Annales. XVIII 23). В итоге судебных заседаний при согласии Н. Г. и имп. Алексея Василий был осужден на смертную казнь и сожжен на костре на к-польском ипподроме. В тот период столь жестокая казнь была необычна как для Византии, так и для Зап. Европы. В 1086 г. Н. Г. приказал регистрировать и составлять описи всех донаций мон-рям, сделанных незадолго до этого. Вскоре этот порядок стал постоянным. Не зарегистрированные в Патриархии и неописанные дары причисляли к незаконным и не давали донаторам к.-л. прав в отношении мон-рей (RegPatr, N 939a-b, 941а; Darrouz è s. Dossier sur le charistikariat. 1966. S. 158-160). Наиболее подробно особенности политики Н. Г. в отношении харистикариев выявлены на примере соборного постановления о делах в Афинской митрополии от 20 апр. 1089 г. (RegPatr, N 949; Успенский. 1900. С. 32-47). Постановление было издано в ответ на запрос митр. Никиты Афинского, к-рый жаловался на то, что его предшественник митр. Иоанн раздал большое число церковных имений во владение светским лицам. Собор во главе с Н. Г. осудил то состояние митрополии, в к-рое она пришла при митр. Иоанне. Митр. Никите предписывалось в ближайшее время, до периода сбора урожая в текущем году, пресечь использование церковной и монастырской собственности светскими лицами, поскольку это противоречит каноническому праву и церковным постановлениям против харистикариата. Светские лица, в т. ч. крестьянские общины, более не должны занимать монастыри, участки и постройки, принадлежащие храмам, тем более что часто такое использование церковных владений приводит к их упадку и разорению. Переговоры с Римской Церковью в 1089 г. Неустойчивое военно-политическое положение Византии на рубеже XI и XII вв., угрозы как с Востока, так и с Запада вынуждали имп. Алексея и Н. Г. использовать любые возможности для улучшения отношений с др. странами. После Великой схизмы 1054 г. (см. ст. Разделение Церквей ) прямые контакты К-польской Церкви с папским Римом были практически прекращены; в нач.

http://pravenc.ru/text/2566036.html

Церквами правосл. мира Н. и. с самого начала претендовала на лидерство, что не вызывало возражений в большинстве случаев, но неоднократно требовало принятия решений, нестандартных для практики прежней К-польской Церкви. Изначально авторитет К-польского престола, оказавшегося в Никее, был весьма высок. Уже в 1209 г. в Никею прибыл архиеп. Исаия Кипрский, чтобы получить подтверждение своих прав главы Кипрской Православной Церкви . Православные киприоты испытывали гнет латинян столь же жестокий, как и к-польцы, и обращение к поддержке Н. и. казалось спасительным шагом, даже если для этого необходимо было поступиться частью прав древней автокефалии. В последующие десятилетия Никея неоднократно участвовала в судьбе Кипра. Здесь принимали и поддерживали изгнанного латинянами архиеп. Неофита I ; патриарх Герман II в 1232 г. направил офиц. протест папе Григорию IX по факту гибели 13 монахов-киприотов от рук латинян (RegPatr, N 1256). Никейцы неизменно поддерживали правосл. общину в К-поле. Так, в 1214 г. по требованию имп. Феодора Николай Месарит вновь отправился в К-поль и просил кард. Пелагия прекратить преследовать правосл. к-польских монахов, но получил отказ, а также очередное предложение имп. Феодору стать «верным сыном» католической Церкви. В 1223 г., сразу после вступления на престол, патриарх Герман II направил приветственное письмо монахам к-польского мон-ря св. Иоанна Крестителя в Петре, ободряя их в неизменной твердости в отстаивании своей веры перед лат. властью ( Angold. 1995. P. 519-520; RegPatr, N 1233). Наиболее сложно складывались отношения Н. и. с греч. регионами Балкан, где после 1204 г. сохранилась власть местных визант. магнатов и существовали православные епархии. Эпирский деспотат и его епархии долгое время пытались противостоять намерениям Церкви в Никее сохранять свою юрисдикцию над этими землями. В 1219-1220 гг. из Никеи в Эпир было направлено церковное посольство, которое предложило созвать в Никее Собор и от его имени начать переговоры с Римской курией о ситуации с Латинской империей.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

Сведения о последующих годах жизни Н. М. противоречивы. Если согласиться с тем, что Н. М. и «бывший епископ Амиклеи Николай Музалон», упомянутый у Феодора Вальсамона (PG. 137. Col. 1129-1133; 138. Col. 193-200),- одно лицо, то это значит, что он подавал апелляции и требовал восстановления на кафедре в периоды Патриаршества Луки Хрисоверга (1157-1169/70) и Михаила III Анхиала (1170-1178) (RegPatr, N 1096, 1137). Одни исследователи принимают такую идентификацию ( Karlin-Hayter. 1995. P. 172-173), другие отвергают ( Ζσης. 1978. Σ. 237; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 487). Помимо апологетической поэмы и антилат. трактата Н. М. принадлежат сборник канонических вопросоответов (RegPatr, N 1034) и собрание толкований отцов Церкви на Книгу прор. Исаии ( Ζσης. 1978. Σ. 288-294). Соч.: Δοανδου Σ. Ι. Η παρατησις το Νικολου το Μουζλωνος π τς ρχιεπισκοπς Κπρου: Ανκδοτον πολογητικν ποημα//Ελληνικ. 1934. Τ. 7. Σ. 109-150; Darrouz è s J. L " éloge de Nicolas III par Nicolas Mouzalon//REB. 1988. T. 46. P. 5-53. Ист.: Ανδρνικος (Δημητρακπουλος), ρχιμ. Εκκλησιαστικ βιβλιοθκη μπεριχουσα Ελλνων θεολγων συγγρμματα... Λειψα, 1866; Darrouz è s J. Documents inédits d " ecclésiologie byzantine. P., 1966; idem. Le traité des transferts: Édition critique et commentaire//REB. 1984. T. 42. P. 147-214; Niceforo Basilace. Gli encomî per l " imperatore e per il patriarca/Testo crit., introd. e comment. a cura di R. Maisano. Napoli, 1977. Лит.: Grumel V. Autour du voyage de Pierre Grossolanus, archevêque de Milan, à Constantinople, en 1112: Notes d " histoire et de littérature// E O. 1933. T. 32. P. 22-33; Maas P., D ö lger F. Zu dem Abdankungsgedicht des Nikolaos Muzalon//BZ. 1935. Bd. 35. S. 2-14; Gautier P. Le synode des Blachernes (fin 1094): Etude prosopographique//REB. 1971. T. 29. P. 213-284; Ζσης Θ. Ν. Ο πατριρχης Νικλαος Δ Μουζλων//ΕΕΘΣΠΘ. 1978. Τ. 23. Σ. 233-330; Poljakov F. Zur Authentizität des Briefes vom Patriarchen Nikolaos IV. Muzalon an den Novgoroder Erzbischof Nifont//Die Welt der Slaven. N.S. Münch., 1988. Bd. 33. S. 283-302; Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos, 1143-1180. Camb., 1993; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261. Camb., 1995; Karlin-Hayter P. The Tax-Collectors Violence Drove the Archbishop into the Cloister?//Bsl. 1995. T. 56. N 1. P. 171-182; Nikolaos 14//Prosopography of the Byzantine World/Ed. M. Jeffreys et al. [Электр. ресурс: db.pbw.kcl.ac.uk/pbw2011/entity/person/108024]; Cameron A. Arguing it out: Discussion in 12th-Cent. Byzantium. Bdpst; N. Y., 2016.

http://pravenc.ru/text/2566038.html

В отсутствие Мануила И. П. скончался в К-поле, перед смертью приняв постриг с именем Иоасаф. Похоронен в столичном мон-ре Пресв. Богородицы Одигон. На годы правления И. П. пришлось принятие важных решений в отношении церковного устройства рус. земель. В нач. 40-х гг., в период регентства при малолетнем И. П., патриарх Иоанн XIV Калека провел синодальное решение о восстановлении Галицкой митрополии, к-рая вскоре была упразднена хрисовулом Иоанна Кантакузина (1347). При Кантакузине также выделилась особая, Литовская епархия во главе с митр. Романом (1354), вступившим в спор о юрисдикции с митрополитом Киевским и всея Руси свт. Алексием. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIV в. И. П. совместно с патриархом Каллистом I был вовлечен в решение этого вопроса; в 1362 г., по смерти митр. Романа, имп. и синодальным решениями единство Русской Церкви было восстановлено (Reglmp, N 3078; RegPatr, N 2445). Однако уже в мае 1371 г. по требованию польск. кор. Казимира III Великого еп. Галицкий Антоний был возведен в К-поле в сан митрополита; характерно, что в синодальном акте, возрождавшем упраздненную ранее имп. указом Галицкую митрополию, о позиции императора вообще не упоминается (RegPatr, N 2622). В царствование И. П. произошел распад визант. государственности, сохранявшая гордое название империя превратилась в маленькое, зависимое от османского султана политическое образование, включавшее помимо К-поля неск. владений во Фракии, отдельные острова в Эгейском м. и Морейский деспотат. Турки-османы контролировали почти все Балканы, практически уничтожив некогда сильные региональные гос-ва Болгарию и Сербию. Антиосманский союз правосл. народов стал невозможен. Турки, однако, не спешили покончить с Византией, предвидя трудности осады К-поля; они обложили империю большой данью и продолжали ослаблять ее изнутри, поддерживая внутренние смуты. Ту же политику в собственных интересах проводили в Византии соперничавшие Генуя и Венеция. Социально-экономические противоречия в визант. обществе порождали внутриполитические конфликты. Противостояние земельной аристократии и городского населения с особой остротой проявилось в движении зилотов в Фессалонике, где под лозунгами династической борьбы прослеживается социальная составляющая. Уменьшение территории империи и ее опустошение, необходимость постоянных выплат наемникам, союзникам и «покровителям» привели к краху финансовую систему Византии. В правление И. П. (в 1372; см.: Ponomarev. 2009) в Византии золотая монета, которую чеканили более 1 тыс. лет, была заменена серебряной.

http://pravenc.ru/text/469760.html

Дионисием Суздальским и игум. Симонова мон-ря Феодором, к-рая должна была огласить обвинения против митр. Пимена. В качестве нового кандидата на единый митрополичий престол рассматривался свт. Дионисий. Между авг. 1383 и нач. 1384 г. в К-поле состоялся Собор под председательством Н. Патриарх заявил, что в 1380 г. был введен в заблуждение рус. послами, самовольно представившими Пимена кандидатом вел. князя, и инициировал принятие на Соборе решения о том, что на Русь должны быть отправлены 2 митрополита, к-рым следует изучить обвинения против Пимена и в случае их соответствия действительности низложить его и поставить на митрополичий престол свт. Дионисия (RegPatr, N 2760-2761). Н. также принял решение о возведении игум. Феодора в сан архимандрита (Ibid. N 2762). Тем не менее вскоре союз Руси с Литвой распался, и в 1384 г. свт. Дионисий как нареченный митрополит прибыл в Киев, где был арестован вел. кн. Киевским Владимиром (Василием) Ольгердовичем (60-е гг. XIV в.- 1394) и вскоре скончался в заточении (ПСРЛ. Т. 25. С. 211). Возможно, решение об аресте было принято под влиянием свт. Киприана, рассматривавшего свт. Дионисия в качестве конкурента в борьбе за митрополичью кафедру. Многократные попытки Пимена восстановить утраченные позиции не привели к успеху: в кон. 1387 - нач. 1388 г. Н. принял окончательное решение о низложении митрополита (RegPatr, N 2831). Осуждение Пимена подтвердил преемник Н., патриарх Антоний IV , в февр. 1388 г. (подробнее о борьбе за Киевский митрополичий престол в 80-х гг. XIV в. см. в ст. Киприан , свт., митр. Киевский и всея Руси). Н. принадлежат 2 завещания - 1384 и 1387/88 гг., последнее завещание не сохранилось. Он является автором похвальных слов (энкомиев) своему учителю (вероятно, свт. Григорию Паламе) и «новому исповеднику» Анфиму († ок. 1370), митр. Афинскому и архиеп. Критскому (BHG, N 2029), а также не менее 43 гомилий, к-рые испытали большое влияние проповедей свт. Иоанна Златоуста . Соч.: «Послание о стригольниках»: Miklosich, Müller.

http://pravenc.ru/text/2577619.html

Пс.101:24.   Отвеща ему на пути крепости его: умаление дней моих возвести ми. Предполагая, что не много времени осталось прожить, Пророк просит Господа «возвестить» ему «умаление» , т.е. малочисленность дней, чтобы употребить тщательнейшее старание о душе (Дидим). Пс.101:25.   Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. «Возведением» Давид называет здесь разлучение души от тела, которая ведется через воздух. Смерть посылается по исполнении пределов жизни, которые для каждого назначил праведный суд Божий, благовременно предусматривая пользу для каждого из нас (Василий В.). Пс.101:26.   В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. То, что сказано у Давида об Отце, как Создателе, то Павел говорит о Сыне, как Творце (см. Евр. 1:10), будучи уверен в равночестности Отца и Сына. «Земля» не есть начало всего и не из нее все произошло, но основания ея имеют какое-то мысленное начало. Сказанное о Боге: «повешаяй землю ни на чемже» (Иов. 26:7), — показывает, что она занимает место в средине Вселенной (Златоуст, Дидим). Пс.101:27.   Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Пророк показывает — сколько ни прекрасен и велик мир, однако же — тленен, и именно по вине человека, по причине грехопадения. Так как человек получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию и тварь из-за человека претерпела зло и стала тленною; но когда тело человека будет нетленным, тогда и тварь сделается соответственно благообразию тела. Так Бог облекает тварь нетлением в свободу славы чад Своих (Златоуст). Пс.101:28.   Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Пс.101:29.   Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится. Все видимое творение временно и непостоянно — один только Вседержитель Господь Бог наш безначален и без конца. Отсюда размысли, что если все так тленно и ненадежно, то, приходя «пред лице Бога», ничего иного не приноси и не проси, кроме смирения и уничижения своего: ибо первый шаг к приобретению Божией милости есть смирение и покорность (Златоуст, Дидим).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Ростов – древнерусский город 248, 251 Росы (рос, русь, русские) 16, 129, 131, 132, 134, 135, 146, 148, 149, 152–154, 157, 158, 160–167, 172, 174, 175, 177–184, 186, 189–193, 195, 196, 200, 201, 203, 204, 207–211, 213, 214, 216, 218, 220–223, 225–229, 231, 233, 235, 236, 238, 240–242, 246, 255, 260, 265, 266, 268, 271, 275, 276, 279, 280, 282, 304, 309, 312 Рось – река, правый приток Днепра 251 Рум – см. Иконийский султанат Русий – город в Болгарии 293 Русские (русь) – см. Росы Русь (Русская земля) – см. Росия Рязань – древнерусский город 248, 251 Сабиры (савиры) – прикаспийские кочевники, родственные гуннам 68, 79, 109 Сава – см. Саос Савиры – см. Сабиры Савроматы – кочевые ираноязычные племена 19, 82, 90, 109 Сагины (сагиды) – причерноморское племя 81, 82 Сакакаты – пустая крепость близ Днестра 171 Салмакаты – пустая крепость близ Днестра 171 Салона – совр. Сплит в Хорватии 77 Самватас – иное название Киева, упоминаемое Константином Багрянородным 160 Самофракия – остров в Эгейском море 107 Сана – река, берущая начало в Карпатах 261, 266 Саос (Сава) – правый приток Дуная, протекающий через северные районы совр. Сербии 99, 100, 260 Сарай – город, столица Золотой Орды 248, 251 Сарацины (арабы, аравийцы) 17, 92, 93, 118, 122–125,149, 177, 188, 192, 235 Сардика – см. Сердика Сарды – город в Лидии 26 Саркел – город-крепость в излучине Дона 150, 169 Сарматия – вероятно, область в Северном Дагестане 117 Сарматы – общее название ираноязычных и проч. скотоводческих племен 15, 19, 37, 38, 63, 108, 116, 198 Саросский залив – залив в северной части Эгейского моря, севернее Галлиполийского полуострова 34 Св. Георгий (Угровен, Юрьев) – древнерусский город на Буге 248, 251 Св. Григорий (Варяжский остров, Хортица) – остров на Днепре в нескольких километрах ниже брода Кичкас 149, 164, 165 Св. Кирилла укрепление – одно из укреплений, выстроенных (восстановленных) Юстинианом на северных границах империи 91 Св. Пантелеймона (Солунцев, Солунца) монастырь – русская монашеская обитель на Афоне 136, 250, 268

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Казанская – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Вторая четверть XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-511. Евангелист Марк. Конец XV века. Москва. Мастер круга Дионисия. Собрание А.П.Бойцова (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Двусторонняя икона-хоругвь. Спас Нерукотворный – Богоматерь Всех Скорбящих Радость. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована в 2007 г. Н.Б.Антонышевой (ГРМ), повторно – в 2099 г. Д.И.Нагаевым (МРИ) и в 2010 г. Инв. ЧМ-265. Двусторонняя икона-хоругвь. Спас Нерукотворный – Богоматерь Всех Скорбящих Радость. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована в 2007 г. Н.Б.Антонышевой (ГРМ), повторно – в 2099 г. Д.И.Нагаевым (МРИ) и в 2010 г. Инв. ЧМ-265. Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Крест-Распятие. Последняя четверть XIX века. Частное собрание (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Богоматерь из деисусного чина. Последняя четверть XIX века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-648. Преображение Господне

http://pravmir.ru/foto-okno-v-nebo/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010