1919 Златоуст. Ibid. Curs. Compl. Patrol. Ibid., col. 24–26; по русск. пер. ibid., стр. 27. 29–30. «Ты делаешь тоже, как если бы кто захотел записаться в число воинов, когда война уже оканчивается, или как если бы борец стал снимать с себя платье, когда бывшие на зрелище уже встали. Ты берешь оружие не для того, чтобы, взявши, одержать победу над противником. (Христос) не для того дал, крещение, чтобы мы. принявши его, отошли (в вечность), но чтобы мы, поживши, показали плоды. Как скажешь: «приноси плоды» тому, кто уже отходит, кто уже отсечен?» 1921 Златоуст. «Homil. in Act. I », n. 8. Curs Compl. Patrol. Ser. Graec. ibid. col. 24–26; в русск. пер. ч. 1. СПб. 1856, стр. 26–30. Homil. in Евг. XIII. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Nom. LXIII; col. 407, в русск. пер. СПб, 1859. стр. 232. 1922 Василий В. «Exhortat. Baptism.». Curs Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXI, col. 436–437; по русск. пер. «Твор. ч. IV, М. 1846, стр. 235–236. Амвросий. De Elia et jejun. cap. XXII, n. 83–84. Curs Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. XIV, col. 721–728. Григорий Богосл. «Orat. In sanct. Bapt.» n. XIV-XXVII; Curs Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXVI, col. 376–397; по русск. пер. «Твор.» ч. III, М. 1814, стр. 284–300. 1923 Григорий В. «Epistol. Lib. 1», epist. XXXIII. Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. LXXVII, col. 485 и 1479. 1924 Иоанн Постник. " прав., 12.. Иоанн (архим.) «Опыт курса церковн. законов». Том. II, СПб. 1854 г., стр. 590. 1925 См. правило 79-е этого собора В конце замечено: «сие определено потому, что многих таковых покупают у варваров». Иоанн. «Опыт курса церк. законов» ibid., стр. 200. 1926 Собор. Трульский: Пр. 84. « Συνταγμα» Ραλλη κα Ποτλη. Tom. II, Αθην. 1853, pag. 496. Иоанн. «Опыт курса церковн. законов» Том. II. стр. 485. 1928 Historia ecclesiastica… congesta per aliquod studiosos et pios viros in urbe Magdeburgica. Centuria VIII. Basit. 1566, pag. 347. Apud christianos, fidelium quotidie baptizantur filii. 1933 Concil. Antissiodor. (590). Can, XVIII. Non licet absque Pas cbae solemnitate illo tempore, baptizare, nisi illos, quibus mors vicin est. quod si quis in alio pago, contumatia faciente post interdiclum hoc, infantes suos ad baptismum detulerit in ecclesias nostras non recepiantur usque ad, satisfaotionem.. Bruns; «Can. council. et. Apostol». pars. II, Berol. 1834, pag. 239.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Все это указывает в Клименте, авторе Послания к коринфянам, иудея-эллиниста, или, в крайнем случае, прозелита, который с детства навык к чтению священных книг. Не лишено вероятности предположение (J. В. Lightfoot " a), что Климент был вольноотпущенник или сын вольноотпущенника, принадлежащий к дому родственника императора Домитиана – Флавия Климента. Это социальное положение нисколько не препятствовало Клименту быть интеллигентным, образованным человеком и затем стать руководителем столь знаменитой Церкви. Св. Ириней свидетельствует, что Климент видел блаженных апостолов, обращался с ними и имел проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами (Adv. haer. III, 3.3; Euseb., Hist. eccl. V, 6). Но когда и где он видел апостолов и кем из них был обращен в христианство, точно неизвестно. Ориген (Comment, in Joann. [VI, 54.279] ad 1.29) и за ним Евсевий (Hist. eccl. III, 15), Епифаний (Haer. XXVII, б 218 ) и Иероним (De vir. ill. 15) отождествляют римского епископа с тем Климентом, о котором с такой похвалой говорит ап. Павел в Послании к филиппийцам (4: 3), и, таким образом, объявляют его учеником ап. Павла; и Иоанн Златоуст утверждает, что Климент в проповедании веры был сотрудником учителю языков, вместе с ним страдал в Филиппах, разделял опасности и труды апостольского служения в других местах (Homil. in 1 Timoth. Prol.; Homil. in Philipp. XIII[, 3]). «Климентины» делают его спутником и ближайшим учеником ап. Петра. Но вообще древние писатели признавали в Клименте мужа апостольского: Ориген прямо называет его учеником апостольским (De princip. И, 3 .6 ), блж. Иероним – мужем апостольским (Comment, in Isa. ad 52.13 [(lib. XIV)]), а Климент Александрийский  – даже апостолом (Strom. IV, 17 .105 : о απστολος Κλμης), и против этого убеждения древних нельзя найти возражений ни во времени жизни Климента, ни в принадлежащем ему Послании к коринфянам. По единогласному свидетельству древности, Климент был одним из первых преемников апостолов на епископской кафедре в Риме; но место его в ряду этих преемников уже в древнее время определялось различно. Ириней, который сообщает римское предание из времени епископа Елевферия (ок. 180 г.), говорит, что Климент призван был к руководству Церковью на третьем месте от апостолов после Лина и Анаклета (Adv. haer. III, 3.3), и он заслуживает тем большего доверия, что особенно стремился дать точное и обоснованное перечисление древнейших епископов Рима. Но Ириней не дает никаких сведений о времени и продолжительности епископства Климента. Евсевий, считающий Климента третьим среди преемников ап. Петра, свидетельствует, что Климент стоял во главе римской Церкви девять лет и умер в третий год царствования Траяна; следовательно, время епископства Климента падает на 92–101 гг. (Hist. eccl. III, 15; 34; cf. Chron. ad an. Abrah. 2110 219 ), начавшись в двенадцатый год царствования Домитиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

154. См. письмо архиепископу Регину, в котором преп. Нил говорит: " Ты еси мир в мире " (Ep. lib.II, 119, col.252BC). Подобный взгляд на человека мы встречаем и у других святых отцов. 155. Подробно об образе и подобии Божием преп. Нил говорит в трактате " De volunt. paupertate " , cap.45, col.1025C. 156. См. письмо Eusignio satrapae (Ep. lib.III, 5, col.368A). 157. Письмо викарию Евпсихию (Ep. lib.II, 162, col.277A). 158. См. письмо Cubiculario Faustino (Ep. lib.II, 328, col.361). Подобные мысли изрекали святые отцы как прежде, так и после преп. Нила. Так, например, св. мч. Иустин говорит: " Если бы человек свободно не избирал добро, то не был бы достоин награды или похвалы, а также не мог бы быть и наказуем, если бы был сам по себе худым " (Dialog. cum Tryph., n.43, Migne gr.s., t.VI, col.393B). Свт. Феофил Антиохийский, указывая на высокое достоинство человеческой души, говорит: " Бог сотворил человека свободным и самовластным " (Ad Autolycum, Migne gr.s., t.VI, col.1096A). Свт. Григорий Нисский, сравнивая человека с прочими земными созданиями, пишет: " Человеческая душа в том проявляет свое царственное величие и превосходство над всеми земными тварями, что, сама не повинуясь никому, свободно и полновластно распоряжается своими хотениями " (De homin. opific., cap 4 et 16, Migne gr.s., t.44, col.136B и 184B). Свт. Иоанн Златоуст говорит: " Бог от начала сотворил человека самовластным, иначе не требовалось бы его ни наказывать за нарушение заповедей, ни награждать за их исполнение " (Homil. in Genesis, XVI, n.5., Migne gr.s., t.53, col.132. Сравни также Homil. in Genesis, XIX, n.1, col.158; XX, n.1, col.166; XX, n.3, col.169). Преп. Макарий Египетский в своих " Беседах " говорит: " Наше естество восприимчиво и к добру, и к лукавству Ты можешь направить свою собственную волю к тому, что для тебя любезно " (Migne gr.s., t.XXXIV, col.700C). В сходных чертах представляется свобода воли у Тертуллиана (De exhort. castlt. cap.1, Migne lat.s., t.2, col.963B), у блаж. Августина (Enchiridon, 105, Migne lat.s., t.40, col.291 и De ver. relig., cap.14, n.27, Migne lat.ser., t.34, col.133134), у свт. Григория Назианзина (Oratio in Matt., XIX (112), n.16, Migne gr.s., t.36, col.301A), у преп. Иоанна Дамаскина (De fide orthodoxa, cap.25, Migne gr.s., t.94, col.957C) и у других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

1047 Смирнов. " Происх. и литургич. хар. таинств», Труд. Киевск. Дух. Акад. 1874 г., т. IV, стр. 386–387. 1050 Иоанн Дамаскин. «Exposit. fidei orthodoxe.». Lib. IV, cap. IX; Curs. Compl; Patrol. Ser. Grace. Tom. XCIV, col. 1120; ср. в русск. перев. «Точное изложение правосл. веры». М. 1844 г. стр. 234­236. 1051 Тертуллиан. «De Baptismo cap. XIII; Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom, I, col. 1215; ср. «Твор. Тертул.» в русск. пер. Карнеева ч. II, СПб. 1847 г., стр. 21. 1056 Златоуст. «Homil. in Ioan. XXVIII, n. I». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. LIX, col. 213; по русск. пер. «Бес. Злат. на Еван. Иоанна». Ч. II, СПб. 1855, стр. 27. 1057 Златоуст. «Homil. in Aet. I». Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. LX, col. 21. В русск. пер. «Бес. на Деян. ч. I, СПб. 1856, стр. 19. 1058 Recognit. Lib. VI, cap. IX. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. I, col 1352. Est in aquis istis inisericordiae vis quaedam, quae ex initio ferobatur super eas, et agnoscit cos, qui baptizaiitur sub appellatione triplicis sacramenti, et eripit eos de suppliciis futuris; quasi donum quoddam offerens Deo " animas per baptismum consecratas). 1059 Иустин. Àpolog. I, n. LXI; Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec, Tom I, col. 420. «Памят, древн. Христ, письм.» Том II, стр. 101. Нужно обратить внимание на то, что Иустин, говоря: имеющие креститься «омываются водою во имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого», – прибавляет еще к этому: «они возрождаются таким же образом, каким сами мы возродились». А так как Иустин был крещен во времена апостольских мужей, то слова его могут, быть, даже свидетельством того, как, совершали крещение, последние... 1062 Тертуалиан. «De Baptismo», cap. XIII; Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. I, col 1215; cp, в русск. перев. Карнеева ч. II, Спб. 1847, стр. 21. 1063 Тертуллиан. «Contra Pras.» Cap. XXVI, Curs. Compl. Patrol. Ser, Lat. Tom. II, col. 190; ср. в русск. пер. Карнеева ч. IV СПб. 1850 г., стр. 187. 1064 Киприан, Epist. LX ad Jubajan. Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. III, col. 1115. Jnsinuat Trinitatem, cujus sacramento gentes baptisarentur.; ср. «Твор. Кипр» в русск. пер. ч. I, стр. 287.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Однако, все же не до такой степени, как полагают некоторые, утверждая, будто «с первых веков вся христианская церковь весьма неодобрительно смотрела на повторение брака» (Попов Н. «Император Лев VI Мудрый и его царств.», стр. 109. М. 1892). Такой резко-отрицательный взгляд на повторяемость брака, не согласный с апостольскими наставлениями ( Рим.7:3 ; 1Кор.7:8–9, 39–40 ; 1Тим.5:14 и др.) и вытекающий из слишком низменного понимания природы брачных отношений, был свойствен в древности лишь сектам монтаиистов и новатиан, считавших iterata conjugia за прелюбодеяние и налагавших на всех, чей брак расторгнут хотя бы и смертью другого супруга, требование обязательного безбрачия. В противоположность им церковь , одобряя в своих членах воздержание от нового брака по прекращении первого, смотрела на это воздержание, как на дело личной свободы (Epiphan. Haeres. 48, с. 9, – ed. Dindorf, t. II. р. 436) и, порицая сектантский ригоризм, требовала от присоединяющихся новатиан, чтобы они, отрекаясь от своих заблуждений, давали письменное обещание во всем следовать определениям кафолической церкви и, между прочим, не уклоняться от общения с двоеженцами (1 Всел. соб. пр. 8). Правда, и из числа церковных писателей древнехристианской эпохи можно указать нескольких, у которых встречаются весьма неблагосклонные суждения даже о втором браке (см., напр. Афинагора «Прошение о христианах», гл. 33, – Согр. apologet, ed. Otto, t. VII, p. 172; p. перев. свящ. Преображенского в «Соч. древн. христ. апологет.», стр. 118. М. 1867), не говоря уже о последующих (ср. Оригена – Homil XVII in Lucam, ed. Delarue, t. III, p. 953, Paris 1740), причем, вопреки мнению западных ученых (Binterim, Die vorzügl. Denkwürd. Bd. VI, Th. 1, S. 331–5; Zhishman, Das Eherecht, S. 407–8), представляется безразличным, прекращен ли первый брак смертью одного из супругов, или же разводом. Но что в подобных случаях мы имеем дело не с общецерковным воззрением известной эпохи, а лишь с частными взглядами отдельных лиц, не трудно убедиться из сопоставления подобных заявлений с другими, выражающими иной взгляд, и при том вполне согласный с наставлениями апостольскими. «Сочетавшиеся первым браком – говорит, напр., св. Кирилл Иерусалимский в своем IV огласит. поучении (гл. 26) – да не унижают вступивших во второй брак. Воздержание – дело прекрасное и достойное удивления, но извинительно вступить и во второй брак, чтобы немощным не жить блудно». («Твор. св. Кирилла, архиеп. Иерусал.», изд. 2-е. Серг. Пос. 1893, стр. 57). Подобные этому суждения находим мы у св. Иоанна Златоуста (Homil. XV in 1Tim. IV, 11–15 , – Орр. ed. Montfaucon, t. XI, p. 634), Амфилохия Иконийского (Orat. de occursu Domini, c. 7, – Migne Patrol. gr. t. XXXIX, col. 55) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

143 В древности большею частию употреблялось воздвижение. Никита Стифат : «воздвигаем св. хлеб». В уставе Казулийском: «когдаже исполним Отче наш , поднимает (иерей) „анафору, и воздвигает св. хлеб, говоря: преждеосвященная святая святымы». Allat. de Missa Praes, p. 1595. По Криптоферратскому списку, совершая каждение, священник произносит: «вознесу Тя Боже мой, Царю мой», и воздвигая хлеб, возглашает: «преждеосвященная святая святым». Evchol. 203. Но издавна уже действие воздвижения подвергалось осуждению: «Если вы, писал Гумберт, уже прежде принесенный и освященный хлеб воздвигаете на другой день, то, кажется, одно приношение приносите вы дважды». Ap. Canusium Thes. Mon. III, 321. Хотя возношение даров собственно не принадлежит к существу таинства, однакож в некоторых служебниках и при изображении сего обряда повторяема была главная мысль чина Преждеосвященных: «не вздвизает бо зде хлеба святого, занеже прежесвящен есть и свершен есть». Синодал. Ркп. Сл. XIV в. Преп. Сергия. 144 Патриархом Филофеем написан был и общий церковный устав. В греческом подлиннике издан Гоаром: Λιατξις τς εροδιακον ας«. Evchol. pag. 1–11. 146 Ap. Allatium, de Libris Ecclesiast. Graecorum. Pag. 1537. Сочинение: Praescripta Patriarchae Constanlinopolitani ad Pailum Hypopsephium ( ντοιρηφιος вероятно означает нареченного) Callipolimanum, не имело надписания имени Патриарха, и Алляций приводил его правила как неизвестного Константинпольского Патриарха. Cnf. Adnotat. Tert. ad Miss. Praesanet, pag. 1670; «ritum Graecorum plane nobis ostendit Patriarcha Conslantinopolitanus, qvisqve ille fuerit, de ordine oblationis ad Paulum Callipolitanum Hypopsephium». 150 В молитвах Литургии Преждеосвященных, употреблявшейся в древности у христиан египетских, также упоминается о Теле и Крови Христовой. Lit. Ог. Renaudot, T. I. р. 79. 151 Описание такого преподания Таин Евхаристии, известного в первых веках, находится в творениях древнейших Отцев Церкви и Писателей – Дионисия Александрикского, в церк. истории Евсевия, в русск. пер. Спб. 1848. стр. 407. слч. стр. 391–92. св. Киприана, Operum Τ. I. р. 216. Василия Великого , Твор. в русск. перев. IV, 220. Иоанна Златоуста , Hom. IV. in Epist. ad Ephes. Tom. XI. p. 22. Homil. XXIV in 1 Episl. ad Corinth. Τ. X. p. 219. Homil. XXVII in 1 Epist. ad Corinth. Tom. X, p. 248.  Кирилла Иерусалимского , Catech. Mystag. V. Aмbpocuя, de Sacrament. Lib. IV. cap. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

10. Св. Иоанн Златоуст In Act., 26 [PG 60,202]; In ps. 133 [PG 55,386]; Homil. 4 [PG 56,120]: Божия церковь встает в полночь; Христос, в сопровождении ангелов, стоит среди верующих; также дети должны участвовать в части бдения; работа дня — не причина, чтобы не приходить на бдения; после бдения сон более приятный.; Homil nova, 2 (PG 63,467): о бдениях в честь мучеников; In martyres: παννυχ " меняет ночь в день; делаются чтения, а затем совершается евхаристия. 11. Св. Афанасий Великий Histor. Arianorum, 81: PG 25:793; Apologia de fuga, 24: PG 25:673: Бдение с полуночи пятницы до следующей зари, как приготовление к евхаристии, состоящее из чтений, псалмов и молитв; De virginitate 20 (может быть, не Афанасия): бдение девы могут провести вместе; оно состоит из псалма 50 и из любого количества других псалмов; псалмы читаются стоя; после каждого псалма совершается молитва и покаянный поклон за свои грехи. В Египте монахи служат вместе 1–ю и 4–ю стражи ночи; В Палестине монахи служат 4–ю (то же самое у св. Иоанна Златоуста) О введении антифонного пения псалмов на кладбищах на бдениях в память мучеников, откуда обычай распостраняется по церквам Антиохии и затем по всей вселенной. Св. Иоанн Златоуст ввел ночные шествия; но часть духовенства их не одобряла; женщины не допускались. На рассвете читаются 12 утренних псалмов. Схематизация более поздней практики бдений 1. Константинопольское соборное " песненное последование " ασματικη ακολουθα (существовавшее в Константинополе до XIII в., в Фессалониках до XV в., а также в древней Руси) : a) 1–я стража: сразу после вечерни: Панихида (Παννυχ " ): 3 антифона (псалмы с припевами) и 5 иерейских молитв; затем акафист или кондак (Κοντακιον) со всеми икосами; b) 2–я/3–я стражи: полунощница (Μεσονυκτινον): 3 антифона и 5 священнических молитв; c) 4–я стража (под конец): 1–я часть утрени (#Ορθρο " ): 8 антифонов и 8 священнических молитв; затем вход в храм и 2–я часть утрени. Не было 1–го часа. 2. Византийский Часослов a) 1–я стража: Великое повечерие (12 псалмов и песней)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

328 Мысль, как о совершенстве нового учения Христова, сравнительно, с Ветхозаветным, так и о его спасительности и годности для всех народов и времен с особенной ясностью раскрывали: Евсевий (Demonstr. evang. I, 4–7. Praepar. evang. I, 1), Златоуст (In Matth. homil. 16. n. 3 et 5; Homil. 15. n. 6 et 7. In epist. ad Rom. hom. 8. n. 1 – 4), Феодорит (Divin. decret. с. 16 et 17) и Августин (De ver. relig IX. n. 17; De util. cred. c. 8. n. 20). 343 In Luc. с. 7: «Не искупила нас кровь пророков, не искупил нас Петр или Павел; один тот мог искупить нас Своею смертью, кто и Бог есть, и Человек». 347 Например, Григорий Нисский . De occurs. Domin. opp. T. III. ed Morel, p. 1638. По Евсевию, можно заметить: первой причиной смерти Христовой было то, чтобы Ему получить господство над мертвыми и живыми, второй – то, чтобы пострадать за нас и, став за нас клятвой, очистить грехи наши, и третьей – то, чтобы совершить Божественное жертвоприношение и за весь мир принести великую жертву, Сущему над всеми, Богу (Demonstr. evang. IV, 12). 354 Orat. Cathech. с. 22–26. Таковое мнение было разделяемо и некоторыми западными Учителями (например, Амвросием и Руфином). 385 Главным предметом таковых споров был вопрос: каким образом смерть Христа одного могла равняться безмерной вине всех людей. Тогда, как защитники Анзельмовы отвечали на это тем, что Христос страдал и умер, не как человек только, а как Богочеловек, противники его утверждали, что Христос страдал и умер, без всякого участия в сем Его Божества, почему и смерть Его не могла иметь бесконечного значения в отношении к искуплению всех людей. Дунс-Скот же, можно заметить, склонившись на сторону последних, к этому присовокуплял такое мнение, что, хотя действительно смерть Христова сама по себе не имела безмерно-искупительного значения, но таковое значение усвоено ей по благоволению (acceptione gratuita) Самим Богом (Sent. III. dist. 19). 386 Confess. august. art. 4. Formul. concord. p. 684. Cp. Kanis. Luther. Dogm. ed. 1868. T. III. § 12. p. 387.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

7. Свидетельства св. отцов церкви о благодати священства 1 . «Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – таинство священства! – восклицает св. Ефрем Сирин, – оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно, и его-то Христос, снисшедши, даровал недостойным! (Слово 57 «о священстве». В «Твор. св. отц.» твор. Ефрем. Сир., ч. 2 изд. 3, 1881 г., стр. 600). 2 . «Кто, – спрашивает св. Амвросий, – дает благодать епископства?» и на это такой дает ответ: «без сомнения ты ответишь: Бог. Но Бог дает ее через человека. Человек возлагает руки, а Бог изливает благодать: священник возлагает смиренную десницу, а Бог благословляет всемощною десницею; епископ посвящает в сан, а Бог сообщает достоинство» («слово на св. крещение», de dignit. sacerdotali, с. 5). 3 . Св. Иоанн Златоуст в своих беседах на книгу «Деяний Апостольских», касаясь того, как были поставлены первые диаконы в апостольской церкви, вот что по сему поводу говорит: «Смотри, как точен Дееписатель. Не говорит – как, но просто, что рукоположены были (седмь диаконов) с молитвою: ибо это и есть рукоположение (χειροτονα). Возлагает руку человек, а все делает Бог и Его рука касается главы рукополагаемого, если он рукополагается, как должно... Отсюда видно, что не довольно одной благодати (крещения), но требуется и рукоположение, чтобы было приращение Духа. Хотя и прежде они были полны Духа, но имели его от крещения» (In acta aposmol. homil. 14. п. 4 homil. 15 п. 1; сн. «Опыт. прав. догм. богосл.», еп. Сильвестра, Киев. 1884 г. т. IV, стр. 342 – 345). 4 . Св. Григорий Нисский : «Сила слова соделывает и священника важным и досточтимым, отделяя его через новое благословение от сообщества многих. Быв вчера и прежде одним из простого народа, вдруг является он наставником, предстоятелем, учителем, совершителем сокровенных таинств, – и это делает нимало не изменившись по телу или виду. Но, оставаясь по видимому тем же, чем и был, он преобразился в невидимой душе к лучшему невидимою некоторою силою и бдогодатию» (In baptism. Christi, Т. III, р. 370, ed. Morel).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

V in Hexaemer. с. 9. М. 1. с. р. 116 АВ.). Посему врачебное искусство, поскольку оно обязано человеку своим происхождением, признавалось делом мудрости человеческой ( Климент Александрийский , Paedag. lib. I, с. 2. М. VIII, 256 А.: ...ατρικ τχνη, νϑρωπν σοφ διδακτ); а поскольку оно предуготовлялось самим Богом, оно считалось созданием Божиим ( Григорий Нисский , De pauper, amand. М. XLVI, 464 А.: Τς τν ποιητικν τς γεας ατρικν συνεστσατο; Бог). Даже Макарий Египетский , доказывавший, что врачевание болезней несовместимо с монашескими обетами, утверждал, что человеку, удалённому из райского наслаждения в мир сей (...κ τς τρυφς το παραδεσου ες τν κσμον τοτον ξορισϑες. Подобным же образом выражался и Василий Великий) и подпавшему страданиям и болезням плоти, Бог по благости своей дал лекарства (Homil. XLVIII, с. 5 и 6). Сущность сказанного о происхождении лекарств и медицины можно кратко выразить так: лекарства, созданные Богом при творении мира, предуказывали на имевшее некогда образоваться из опыта врачебное искусство, приносящее пользу людям, подпавшим страданиям вследствие грехопадения первого человека. Эта мысль усвоена и бл. Диадохом и выражена в гл. 53 аскетического слова; «так как, – говорит он, – из человеческого опыта имело составиться искусство, то потому и предсуществовали лекарства». Заключающаяся в приведённых словах мысль могла быть заимствована у Василия Великого , как думается нам, из следующего выражения: «...всё, что изобрёл долговременный опыт, собирая полезное из отдельных случаев, – это именно... Провидение Творца, из начала предусматривавшее, привело в бытие» (т. е. лекарственные травы, деревья. Homil. V in Hexaemer. с. 9. М. 1. с. р. 116 А.: ...σα μν χρονα περα ξερν, χ τν κατ μρος περιπτσεων συλλεγομνη τ χρσιμον, τοτα ξεα το κτσαντος πρνοια ξ ρχς προβλεψαμνη, ες γνεσιν γαγε. У бл. Диадоха читаем: ...μελλεν π τς νϑρωπνης περας ποτ συλλγεσϑαι τχνη). Мысль и некоторые слова бл. Диадоха совпадают с тем, что сказано Василием Великим в вышеприведённом отрывке из его Шестоднева.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010