Девица Анна (в иночестве Агафья) в Тобольске. V, 103; ср. 106, прим.; 106, ср. 108, прим. Не названный по имени сын духовный в Тобольске. V, 105; ср. 108, пр. 16–17. Марья и Софья вдовы, сенные любленницы воеводы Афанасия Пашкова, в Даурской земле, потом инокини московского Вознесенского монастыря. V, 36–40. 18. Пашкова Фекла Семеновна, жена воеводы Афанасия Пашкова, тоже постригшаяся в Вознесенском монастыре. V, 40, прим. З. Бороздин ², 75. 19. Лука Лаврентьевич, московский жилец, кожевник, юноша лет 25-ти. V, 83; ср. 75. 20. Симеон, мальчик 14 лет. V, 93. 21–22. Поп Димитрий с попадьей. Бороздин, 15–16; ср. VIII, 111; Барсков, 35; ср.300. 23. Игуменья Анисья, бывшая боярышня. V, 166, 167. 24. Алексей Копытовский. VIII, 98. Маремьяна Федоровна. V, 195. Григорий, простой мирянин. VIII, 74–75. Все эти лица прямо названы протопопом детьми духовными. 27. Некто Сергий, которому Аввакум пишет: „а грех-от тот возложи на выю мою“ т.-е. передай мне как духовному отцу. Бороздин, 28. Игумен Сергий, в мире Симеон, которого Аввакум называет „новым игуменом, старым моим чадом», может быть, одно лицо с предыдущим Сергием. VIII, 107. Елена Хрущова, уставщица Вознесенского монастыря, которую Аввакум накзаывает епитимией. VIII, 94–96. Борис. Он спрашивает Аввакума о пении и келейном правиле. Его протопоп называет чадом и прощает от всех грехов. VIII, 89; V, 237. Родион, которому Аввакум грозит епитимией и высказывает о своей великой власти и обязанностях. VIII, 96–97. 32. Лукиан, которому аа блудный грех Аввакум грозит проклятием. VIII, 99. Киприан юродивый (?). I, 310, прим. Макарий, История, XII, 608. Симеон, называемый „чадо Симеоне•. V, 200–204.   Афанасий Пашков, называемый также. V, 132; ср. 163. Неизвестное лицо, называемое „чадо“. V, 217. Известно, что Аввакум исповедовал: бесноватого стрельца Кирилла, жену Мезенского воеводы Алексея Цехановского Евдокию, дьяка Ивана Струну, своих родных детей (V , 96–98; 108, пр.; 23; 54). По мнению Макария История, XII, 601), Аввакум быль духовником всего отряда в 600 человек, посланного в Даурскую землю с Афанасием Пашковым. 21

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

И хотя Иоанну XII удалось вскоре изгнать Льва VIII из Рима и сохранить за собой папский дворец до конца своей беспутной жизни, приговор истории был не в пользу линии Иоанна XII, а в пользу преемников Льва VIII. Линия Иоанна XII угасла всего через два года после этих событий со смертью его единственного преемника Бенедикта V. Последний был избран при Льве VIII, а умер в ссылке в Гамбурге (4 июля 966 г.) при преемнике Льва VIII Иоанне XIII. Последующие папы являются продолжателями «антипапской» линии Льва VIII и Иоанна XIII. Антипапами они являются, конечно, лишь для Иоанна XII и для тех, кто считает Соборы неправомочными судить Римского первосвященника. Безусловно, и нынешние римо-католики должны были бы, исходя из догмата о папе, считать их антипапами, но тогда пришлось бы признать отсутствие вообще в Римско-католической Церкни законных пап после Бенедикта V. Поэтому нынешние римо-католики ставят под вопрос лишь законность Льва VIII (оставляя этот вопрос открытым), а о законности его преемников предпочитают вопроса не поднимать, понимая полную безнадежность этого дела. Как видим, дело Собора 963 г., судившего папу Иоанна XII, в конечном итоге восторжествовало — факт, имеющий для нас, православных, большое принципиальное значение. История последующих пап характеризуется зависимостью их от светской власти, не только фактически имевшей место, но и юридически обоснованной папскими же актами, касавшимися порядка поставления пап. Лев VIII особой грамотой признал за германскими императорами ни более ни менее, как право назначать папу. В начале XI в. в Риме восторжествовала пронемецкая партия и папский престол оказался в полной зависимости от германских императоров — Генриха II, а потом Генриха III. Это обстоятельство сыграло роковую роль в истории дальнейших политических и церковных взаимоотношений между Востоком и Западом. Германские императоры назначают пап по своему усмотрению. Сначала на папский престол возводились представители пронемецкой римской аристократии: Бенедикт VIII (сын графа Тускуланского), Бенедикт IX (сын другого графа Тускуланского, ставший папой в возрасте неполных 12 лет), потом — немцы из окружения самого императора: Климент II Свидгер и Лев IX Бруно д’Эгизгайм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Собор постановил низложить и изгнать «чудовище». На место низложенного был поставлен Лев VIII (963–965). И хотя Иоанну XII удалось вскоре изгнать Льва VIII из Рима и сохранить за собой папский дворец до конца своей беспутной жизни, приговор истории был не в пользу линии Uoahha XII , а в пользу преемников Льва VIII. Линия Uoahha XII угасла всего через два года после этих событий, со смертью его единственного преемника Бенедикта V. Последний был избран при Льве VIII, а умер в ссылке в Гамбурге (4 июля 996 года) при преемнике Льва VIII Иоанне XIII. Последующие папы являются продолжателями «антипапской» линии Льва VIII и Uoahha XIII . Антипапами они являются, конечно, лишь для Uoahha XII и для тех, кто считает соборы неправомочными судить Римского первосвященника. Безусловно, и нынешние римо-католики должны были бы исходя из догмата о папе считать их антипапами, но тогда пришлось бы признать отсутствие вообще в Римско-католической церкви законных пап после Бенедикта V. Поэтому нынешние римо-католики ставят под вопрос лишь законность Льва VIII (оставляя этот вопрос открытым), а о законности его преемников предпочитают вопроса не поднимать, понимая полную безнадежность этого дела. Как видим, дело собора 963 года, судившего папу Uoahha XII , в конечном итоге восторжествовало – факт, имеющий для нас, православных, большое принципиальное значение. История последующих пап характеризуется зависимостью их от светской власти, не только фактически имевшей место, но и юридически обоснованной папскими же актами, касавшимися порядка поставления пап. Лев VIII особой грамотой признал за германскими императорами ни более ни менее как право назначать папу: Domino Otthoni primo ejusque successoribus concedimus in perpetuum facultatem summae sedis apostolicae pontificem ordinandi [Государю Оттону Первому и его преемникам жалуем навсегда полномочие поставлять первосвященника верховного апостольского престола]. Иоанн XIII (965–972), поставленный по воле императора Оттона I, был сыном Феодоры Младшей (сестры Марозии).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Именем Симеона дивногорца ( 596 г.) надписывается стихира на землетрясение 26 окт., но оно было при Льве Исавре (716–741), след. надпись не верна. Предполагают 204 , что он прежде составил сие песнопение на подобный случай. Это возможно, ибо Антиохияне раз подвергалась землетрясениям. Ему приписываются стихиры великомуч. Димитрию 26 окт., ныне замененные другими в печатных минеях. Другие известные древнейшие писатели стихир суть: Феодор сикеот ( 622), Софроний, патриарх иерусалимский ( 644 г. по Р. Хр.), Георгий Сиракузский ( 669), далее Андрей иерусалимский ( 713), патриарх Герман ( 740) 205 . Может быть, есть в минеях стихиры и древнейшие – неизвестных нам писателей, так как многияиз стихир не имеют надписей; но так как многие стихиры носят имена писателей VIII-X веков, так как и прочие стихиры безымянные подобны им, так как в VIII-X веках все вообще песнопения слагались вновь и многие службы написаны святым позднейшим (VIII-X в.), или таким, коим в древности не было празднования, так как в рукописных минеях греческих над стихирами, не надписанными в печатных минеях, открываются более и более имена писателей VIII-X веков; то естественно заключать, что от V-VII веков в наших минеях сохранилась ничтожная доля сих песнопений. Достойна внимания статья или сочинение епископа Порфирия Успенского (Труды Киев. Академии 1878 г. Т. I и II). К стихирарным пиитам, кроме вышеупомянутых, он относит Иоанна Дамаскина VIII века, Илию патриарха Иерусалимского, современника 7 вселенского собора 787 г., современника обоих Косму Маюмского, Стефана Савваита VIII века, Сергия святоградца, иерусалимского инока и исповедника при Феофиле иконоборце (829–841); все это иерусалимские. В Антиохийск. патриархате приводит Симеона Дивногорца V в., в Константинопол. патриархате в Малой Азии, кроме Феодора Синеота, еще Феофана исповедника , митрополита никейского, ок. 847 г., Игнатия, митрополита никейского, ок. 860 г., Георгия, еп. никомидийского, Ефрема, епископа города Карии IX в., современника Фотия, Василия Пагуриота монаха и архиепископа кесарийского, современника Константина Багрянородного в половине X века, и других более поздних, в Фессалии Анатолия, архиепископа Солунского, конца VIII века и других позднейших, на острове Корфу Арсения, современника Фотия IX века, на о. Сицилии Георгия, епископа Сиракузского VII века, в Константинополе патриархов, кроме Анатолия и Германа, еще Тарасия VIII в., Мефодия и Фотия IX века, Касию или Икасию IX в. Некоторых же известных етихирарных пиитов, как Студитов Николая, Климента и Феостирикта, опускает, ибо нет стихир их в Ватопедских стихирарях; упоминает еще древних пиитов: Византия, Андрея Пирра, Вавилу, студита Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Leipzig, Hiersemann, 1937. 147 S. Taf. (Die ilium. Handschr. u. Inkun_ d. Nationalbibl. in Wien, T. 4, 1). Buberl, P. und Gerstinger, H. Die byzant. Handschriften. 2. Die Handschriften d. 10–18 Jh. Leipzig, Hiersemann, 1938. 186 S. 52 Taf. (Die ilium. Handschr. u. Inkun. der Nationalbibl. in Wien, T. 4, 2). Lake, K. a. Lake, S. Dated Greek minuscule manuscripts to the year 1200. VII–IX. Boston, Mass., Amer. Academy of Arts and Sciences, 1937–1938. VII. Manuscripts in Rome, part I, 1937. 17 p., 7 ill., tabl. 453–525. VIII. Manuscripts in Rome, part II, 1937. 16 p., 8 ill., tabl. 526–602. IX. Manuscripts in Rome, part III, in Messina, in Naples and in London. 1938. 16 p., 8 ill., tabl. 603–673. Mercati, G. Codici latini Pico Grimani Pio e di altra biblioteca ignota del secolo XVI esistenti nell’Ottoboniana e i codici greci Pio di Modena con una digressione per la storia dei codici di S. Pietro in Vaticano. Città del Vaticano, 1938. XII, 331 p., VII tav. (Studi e testi, 75). Mercati, G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Città del Vaticano, Biblioteca Apostolica Vaticana, 1931. XII, 548 p., tav. 130 lit. (Studi e testi, 56). Till, W. u. Sanz, P. Eine griech.-koptische Odenhandschrift. (Papyrus copt. Vindob., K. 8706). Rom, Päpstl. Bibelinstitut, 1939. 112 S., 2 Taf. Dölger, F. Der Titel des sog. Suidaslexikons. München, Beck, 1936. 37 S., 1 Taf. (S.-B. d. Bayer. Akad. d. Wiss. Philos.-hist. Abt. H. 6). Peradze, G. Dokumente, welche die Frage der Entdeckung und des Textes des Sinai-Codex betreffen. Warschau, Drukarnia Synodalna, 1934. 28 S. Milne, Н. J. М. a. Skeam, Т. С. Scribes and correctors of the Codex Sinaiticus. London, British Museum, 1938. X1J, 112 p., 66 tab. Mariès, L. Etudes préliminaires à I’édition de Diodore de Tarse sur les Psaumes. Paris, Belles-Lettres, 1933. 184 p. Sbordone, F. Ricerche sulle fonti e sulla composizione del «Physiologus» greco.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Тут мы видим зачаточное переживание и тьмы , и отъединения и удаления от реальности, и пребывания « кроме », и дурной бесконечности, в которую растягивается момент духовной агонии. 277 Наиболее ярким выразителем этого ощущения жизни, как глупости , является G. Flobert , – Buvard et Pécuché; Tent. de-S. Ant. Салтыков-Щедрин, непрестанно брызгавшийся ядовито-оглупляющей и грязно-опошляющей слюной на всю действительность, относится конечно сюда же, с тою только разницею от Флобера, что в нем мало художника, но много шипения и злобы. Но оглупление мира, жизни, истории, распространено в качестве богоборческого метода настолько, что не знаешь, на каком имени тут остановиться. Эволюционизм, историзм, механизм и т. д. – это лишь частные случаи общего метода обездушения, опошления и оглупления бытия. – Из числа глупых сочинений о глупости назовем: Л. Лэвенфельд , – О глупости, Одесса, 1912. – Отчасти Токарский , – О глупости («Вокруг ф. и пс.», 1896, нояб.-дек.) 278 Фр. Паульсен, – Мефистофель. (Шопенгауэр, Гамлет, Мефистофель, пер. Зелинской, Киев, 1902). Коротко, но отчеканенно, Церковь выражает ту же мысль в словах « Ад всесмехливый » (Вел. пяток, вечер, 2-я стих. на стих.) 281 А. Döring, – Gesch. d. griech. Philos., Lpz., 1903, Bd. I, S. 391. Ср.: Ксенофонт , – Воспомин. I, 1, 16 и IV, 3, 1. – Целомудрие – «полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная» (Η. Φ. Федоров , – Вопрос о братстве, Ч. IV. – «Философия общего дела», под ред. В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона, Верный, 1906, Т. I, стр. 314–315. – На стр. 314–318 множество поучительных мыслей о целомудрии и его космическом значении). 283 Вопреки этому, общечеловеческому пониманию стыда, гностические, манихейские, отчасти неоплатонические и т. п. течения пытаются видеть в стыде сознание недолжности той или другой функции, того или другого органа. Стыдимся мы, – рассуждают при этом, – того, что ниже нашего человеческого достоинства. Эти два самочувствия, издревле противопоставлявшиеся друг другу, в новейшее время противополагаются в жизнепониманиях В.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Μαρκπουλος. 1978. – Μαρκοπουλος A. Θ. Χρονογραφα το Ψευδοσυμεν κα ο πηγς της. ωννινα, 1978. Marcopoulos. 1979. – Marcopoulos A. Le témoignage du Vaticanus gr. 163 pour la période entre 945–963//Σμμεικτα. Τ. 3. 1979. P. 83–119. Marcopoulos. 1983. – Marcopoulos A. Sur les deux versions de la Chronographie de Syméon Logothète//BZ. Bd. 76. 1983. S. 279–284. Mercati. 1950. – Mercati S. G. Versi di Niceforo Uranos in morte di Simeone Metafraste//Analecta Bollandiana. T. 68. 1950. P. 126–134. Moravcsik. 1958. – Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. 1. Band: Die byzantinischen Quellen der Geschichte der Türkvölker. Berlin, 1958 (2. Aufl.). Patzig. 1894. – Patzig E. Leo Grammaticus und seine Sippe//BZ. Bd. 3. 1894. S. 470–497. Praechter. 1896. – Praechter K. Die römische Kaisergeschichte bis auf Diokletian in cod. Paris. 1712 und cod. Vat. 163//BZ. Bd. 5. 1896. S. 484–537. Praechter. 1897. – Praechter K. Quellenkritische Studien zu Kedrenos//Sitzungsberichte der philos.-philol. und der hist. Klasse der Königl. bayerische Akad. der Wissenschaften. München, 1897. Bd. 2/1. S. 3–107. Pratsch. 2005. – Pratsch Th. Zum Briefcorpus des Symeon Magistros: Edition, Ordnung, Datierung//JÖB. Bd. 55. 2005. S. 71–86. Preger. 1892. – Preger Th. Der Chronist Iulios Polydeukes: Eine Titelfälschung des Andreas Darmarios//BZ. Bd. 1. 1892. S. 50–54. Preobraenskij. 1908. – Preobraenskij P. G. Vorläufige Thesen betreffs des Symeon Logothetes//ASlavPh. Bd. 30. 1908 S. 630–634. Serruys. 1907. – Serruys D. Recherches sur l " Epitome: (Théodose de Melitène, Léon le Grammairien, Syméon Logothète etc.)//BZ. Bd. 16. 1907. S. 1–51. Ševenko. 1969–1970. – Ševenko I. Poems on the Deaths of Leo VI and Constantine VII in the Madrid Manuscript of Scylitzes//DOP. Vol. 23–24. 1969–1970. P. 185–228. Sotiroudis. 1989. – Sotiroudis A. Die handschriftliche Überlieferung des «Georgius continuatus» (Redaktion A). Θεσσαλονκη, 1989. Tartaglia. 2007. – Tartaglia L. Meccanismi di compilazione nella «Cronaca» di Giorgio Cedreno//Bisanzio nell " età dei Macedoni. Forme della produzione letteraria e artistica. VIII Giornata di Studi Bizantini (Milano, 15–16 marzo 2005). Milano: Cisalpino, 2007. P. 239–255.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неизвестно, как и где произошло посвящение Ипполита во епископа; но можно думать, что в этом отношении не было нарушения установленных Церковных порядков: сам Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству (Philos., prooem.). В Церковном предании он известен также с именем «предстоятеля», епископа (Eus. Hist. eccl. 6, 20; Hier. De vir. ill., 61; Theodor. Ep. 145 и др.). В противоположность обществу или «школе» каллистиан, Свою общину Ипполит считал действительною «Церковью» содержащих анти-Церковное учение. Таким образом, Ипполит был Римским епископом. Подтверждением этого факта, который является прямым выводом из сообщений самого Ипполита в «Философуменах», служит также и то обстоятельство, что в Риме сосредоточены и внешние знаки почтения к личности Ипполита: здесь открыта его могила; недалеко от нее найдена мраморная статуя Ипполита, воздвигнутая его почитателями; в Риме же было построено в честь Ипполита несколько храмов. Затем, Восточные писатели до VII века, определенно называвшие место его епископства, говорят об Ипполите Римском ; даже с VII века, когда начинает распространяться Западное предание о том, что Ипполит был епископом Пристани близ Рима, рядом с этим продолжает упорно держаться предание о нем, как епископе Римском ( Леонтий Византийский – VI века, Евстратий, пресвитер Константинопольский – VI века, Анастасий Синаит – VII-ro века, патриарх Герман, Иоанн Дамаскин – VIII века, патриарх Никифор – IX века, Феофилат Болгарский – XI века: см.: Migne, PG 10, 575–576). Многочисленные манускрипты произведений Ипполита называют его Римским епископом; то же большею частью и в Греческих календарях, синаксарях, прологах и минеях. В виду этого в настоящее время считается твердо обоснованным и почти неопровержимым положением, что Ипполит был Римским епископом и являлся первым анти-папой. Стало быть, необходимо перестать именовать его епископом Пристани близ Рима. Сколько времени продолжался этот первый церковно-иерархический раскол в Римской Церкви, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

3930 Я не упоминаю здесь уже христианское продолжение ессеизма в учении элкесаитов, эвионитов, терапевтов, и пр., так как эти синкретические секты иудео-христиан по спутанности и суеверной грубости своих учений не могли оказать сколько-нибудь заметного влияния на утонченные философские спекуляции конца язычества. Впрочем, о принадлежности терапевтов к христианским сектам до сих пор существует несогласие: одни (Луцеус, Венделаид, Гарнак) считают их христианами, но большинство остается при старом мнении, что это была мистическая иудейская секта, и что именно ей был посвящен знаменитый трактат Филона De vita contemplativa (CM. Zeller, III, 2. S. 332–384 Chaignet, op. cit. p. 394–395; Herzog-Hauck, XIX, 679, 18 ff.) 3931 Образец крайностей аллегоризма можно найти в толкованиях Симона Мага, приводимых Ипполитом (Philos. VI, Migne PG, XVI) См. также Amelineau, Essai sur le gnosticisme egyptien, 1887, p. 44 и C. Трубицкой, Уч. о Логосе, стр. 93 (Собор, соч., т. IV 1906 г.1.) 3932 Vacherot, Hist. critique de I’Ecole, d’Alexandrie, I, 1846, pd 141–142 Chaignet, op. cit., III. p. 396 ss., на основании фрагментов, приводимых Евсевием (Ргаер. e.v., XII, 10 et XIII, 12) Сюда же примыкает и т. н. письмо Аристея (Aristeae ad Philocratem epist., Kautzsch, II) поддельный документ I ст. до Р. X., оказавший впоследствии влияние не только на Филона, но и на первых христианских писателей. 3933 Если признаком александрийского влияния считать присутствие в еврейских апокрифах характерно-александрийских идей, то этому условию в сущности удовлетворяют лишь два из них: «Книга Премудрости Соломона» и IV Маккавейская (См. Zeller, II, 2, S. 292–298) Немногие места Кн. Прем. (III, 1, 18; IV, 20; V, 1–3), звучащие как бы эсхатологически, исчезают в общей массе чисто александрийских взглядов, до идеи о Логосе включительно (VII, 22–VIII, 5). Об отрицательном отношении Кн. Прем, к идее воскресения см. у проф. Н.К. Глубоковского: «Благовестие св. ап. Павла», кн. II, 1910, стр. 480; 497 и 501. 3934 Vacherot, op. cit., р. 161; Zeller, III, 2 S. 464. Шенье отмечает, что лишь на вершинах экстаза Филон помещает неизреченную радость ( χρα), по существу свойственную лишь одному Богу (De Abrah., 36: τ χαρειν οδενς ν γεννητο, μνου δ το θεο). См. Chaignel, op. cit., III. p. 479.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Hymnen aus den Tagzeiten der byzantinischen Kirche. Aus dem Griechischen übertr. von K. Kirchhoff. 4 Bd. Leipzig, Hegner, 1937. 207 S. Ehre sei Gott. Dreifaltigkeitshymnen der byzantinischen Kirche. Übertragung aus dem griech. Originaltext des Oktoechos von K. Kirchhoff. Münster i. W., Regensberg, 1940. 102 S. In Paradisum. Totenhymnen der byzantinischen Kirche. Übertragung aus dem griech. Originaltext der Oktoechos von K. Kirchhoff. Munster i. W., Regensberg, 1940. Über dich freut sich der Erdkreis. Marienhymnen der byzantinischen Kirche. Übertragen aus dem griechischen von K. Kirchhoff. Münster i. W., Regensberg, 1940. 188 S. Hymns of the Octoechus, transcr. by Tillyard. Pt. 1. Copenhagen, 1941. 192 p. The Hymns of the Sticherarium for November, transcr. by Tillyard. Copenhagen, 1938. 180 p. Schwartz, E. Drei dogmatische Schriften Justinians. München, 1939. 123 S. (Abh. d. Bayer. Akad. d. Wiss. Philos.-hist. Abt. N. F. H. 18). Procopius of Caesarea. Secret history of Procopius, Transl. from the Greek with an introduction by R. Atwater. Covici, 1934. 286 p. Chronicle of John Malalas. Books VIII–XVIII. Transl. from the Church-Slavonic by M. Spinka in collab. with Gl. Downey. Chicago, Univ. of Chicago Press, 1940. VI. 150 p. Psellos, Michel. Chronographie ou Histoire d’un siècle de Byzance (976–1077). T. II. Ed. et trad par E. Renauld. Paris, Belles-Lettres, 1928. 200 p. (Coll, byzantine. Assoc. Guillaume Bude). Michaelis Pselli scripta minora magnam partem adhuc inedita. Ed. recognovitque Eduardus Kurtz. Ex schedis eius relictis in lucem emisit Franciscus Drexl. Vol. 2. Epistulae. Milano, Vita e pensiero, 1941. XX. 349 p. Constantin VII Porphyrogénète. Le livre des Cérémonies. A. Vogt, éd., trad, et comm. Paris, Belles-Lettres, 1935–1940 (Coll, byzantine. Assoc. Budé). I (1935): Livre I, chap. I–46 (37). Texte: XI, 183 p. (pp. 1–179 double); Commentaire: XXXIII, 194 p., 2 pl. II (1939–1940): Livre I, chap. 47 (38). Texte: XI, 193 p. (pp. 1–186 double). Commentaire: XVI, 205 p., 1 diagr.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010