... Не всякий помысл возникает в уме от данных [чувственных впечатлений] и относительно их, по можно найти и такие помыслы, которые не подпадают под [разряд] чувственных, но даются рассуждению умом, постольку я и сказал· что не всякие истина или заблуждение, не всякие добродетель или порок в наших помыслах берут свое начало от воображения. Достойно удивления и рассмотрения, каким образом от этих преходящ их и чувственных [вещей] рождается в душе неизменная красота или безобразие, богатство или бедность, слава или бесславие; одним словом, как бывает [в душе] или умопостигаемый свет, доставляющий вечную жизнь, или умопостигаемый и карающий мрак» 529 . «Воображающая» душа св. Григория напоминает пассивный интеллект Аристотеля, но важно не это, а акцент на познавательной активности души, не пассивно созерцающий свой объект, а формирующий его, а точнее сам «внутренний мир» человека, именно во внутреннем «воображаемом» пространстве представлен как свет, так и мрак 530 . Для Григория Паламы «достойно удивления» то, что человек сам способен выбрать «картину» реальности (совершенно немыслимый произвол для античного представления о познании и месте человека в космосе). Для христианского сознания представление – примышление оказывается центральной познавательной способностью в силу доминирования в нем волевого, «властного» начала, воля и выступает здесь характеристикой волящего «я», лица. Для античного сознания «я», избирающее то одно, то другое, находится в мире теней. Исход только один: из неподлинного мира представлений прейти в мир подлинной – умопостигаемой реальности, в умопостигаемом «бытие и мышление суть одно и тоже», там уже нет «представляющего» и его представления 531 , они не просто соотнесены , они слиты так, как единое и сущее во второй гипотезе «Парменида». Для античного сознания истину не выбирают, она просто есть, и к ней последовательно восходят. Для сознания христианского Христос есть «путь, истина и жизнь», но выбор пути остается за человеком 532 . Усиление роли в познании воображения – примышления не было случайностью, эта переориентация сознания связана с изменением представления о мире вообще. Библейская традиция рассматривала мир не как прекрасный, иерархически выстроенный и конечный космос, а как направленный временной процесс – историю.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

522 А о том, что баснословно или действительно случилось с эллинами и древними варварами, как эти последние сражались одни, против других и против эллинов, и обо всем ином, что совершилось с того времени, как люди, по сказаниям, начали существовать, написано и у Харакса, 523 и у Фепомпа, 524 и у Эфора, 525 и у других бесчисленных историков. Дела римлян, обнимающие собой историю целого мира, то есть, что происходило, когда римляне либо разделялись между собой, либо действовали против других народов,– эти дела их описаны в труде Дионисия Галикарнасского, 526 который провел свою историю от так называемых аборигенов до эпирца Пирра. 527 Далее же описывал события у них Полибий Мегалополисский, 528 продолжавший свое повествование до взятия Карфагена. 529 Всему этому Аппиан 530 дал потом раздельный порядок, то есть сказания о каждом событии собрал в одно место, хотя бы это событие совершалось и во времена разные. А что таким же образом происходило после них, описали в своих сочинениях Диодор Сицилийский 531 (до Юлия Цезаря) и Дион Кассий 532 (до Антонина, уроженца эмесского). То же изложил и Геродиан, 533 которым деяния доведены до смерти Максима. А софист Никострат, 534 родом из Трапезунда, 535 начав описывать деяния от времени преемника Гордианова Филиппа, ведет свое повествование до Одената Пальмирского и до постыдного похода Валериана против персов. Весьма много потрудился по этому предмету и Дексипп, 536 начавший свою историю от скифских (войн) и окочивший ее царствованием преемника Галлиена Клавдия. Он же сохранил для потомства и то, что сделали Карпы 537 и другие варварские народы, воевавшие в Элладе, Фракии и Ионии. 538 Евсевий, 539 взяв за начало время от Октавиана, Траяна и Марка, 540 продолжил свою историю до смерти Кара. 541 Об этих же временах написали нечто Арриан 542 и Асимий Квадрат; 543 а о последующих – до царей Гонория 544 и Аркадия 545 – повествовал Зосима. 546 Затем сведения, что было после них, собраны ритором Приском и другими. Все это Евстафий Епифанийский весьма хорошо свел в две книги: в одной изложил историю до взятия Трои, а в другой – до 12 года царствования Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Только по особенным видам могут настаивать на ту мысль, что правота первосозданных была не состоянием природы их, а особенным даром благодати 529 . Св. писание ни одним словом, ни одним намеком не подтверждает последнего мнения о первосозданных; да и оно же вело бы к пелагианским мыслям о потерявшем образ Божий 530 . – Равно несправедливо представляли иные благоустроенное состояние воли в Адаме состоянием полной добродетели 531 . Это было состояние невинности, добродетель же надлежало приобретать упражнением воли в добре. Таковою могла быть лучшая воля ограниченная, по свойству ограниченности. Испытание, какому подвергнут был первосоздаиный, показывает тоже самое. Ап. называет Адама, душевным, земным и противополагает ему духовного человека, который должен образоваться из душевного: не духовное прежде, а душевное, потом духовное ( 1Кор. 15:45–48 ). § 130. в) Состояние тела – и отношение первого человека к видимой природе По телесному составу первосозданный быль свободен от болезней и бессмертен. Расстройство могло проникнуть в телесный его организм только вместе сгрехом. – Β онь же аще день снесте от него, смертью умрете: таково было определение Божие; след. если бы не вкусили плода запрещенного, не умерли бы ( Быт. 2:16 ). Земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3:3 ), так определено за содеянное преступление ( Быт. 3:15, 16 ). Апостол говорит, что смерть от человека ( 1Кор. 15:21 ), смерть грехом вошла в мир ( Рим. 5:12 ). Равно утомление, болезни назначены человеку в наказание за преступление заповеди, и след. им не подлежало тело невинного человека. Тело первосозданного не имело также нужды в одеянни ( Быт. 2:25 ), и хотя имело нужду в пище ( Быт. 1:29 ) и, как взятое от земли, должно было испытать перемену при переходе на небо: но это изменение, при крепости духа, не могло быть болезненным; апостол называет невинного Адама земным и не усваивает ему тела духовного ( 1Кор. 15:46, 47 ). Жало смерти грех есть, сила же греха закон, говорит он же ( 1Кор. 15:56 ). Это значит, что причина, почему смерть действует ядовито, болезненно и разрушительно в телесном организме, состоят в грехе, а без греха организм потерпел бы только легкое изменена, точно так, как положительный закон увеличивает силу греха над нами, удваивает мучения совести 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Будьте полезны для родных – жизнью, добрым советом, словом и писанием назидательным. 527. Что такое «пост»? Пост есть произвольное воздержание от всякого наслаждения. Говорим произвольное потому, что воздержание поневоле, например от скудости, или по болезни, или по тщеславию, такое воздержание нельзя назвать постом, ибо оно происходит от нужды, а не по доброй воле. 528. Как научиться терпеть? Когда без вины оскорбил кто тебя, помяни перед Богом свои грехи и через это сознание смирись. 529. Что должно делать, когда совесть о чем-либо беспокоится? Чем обеспокоена бывает совесть, все то тотчас надобно оставить, и если в чем осуждает, надо тотчас удовлетворить ее покаянием. 530. Можно ли хвалить в лицо человека? Хвалить кого-либо в лицо нельзя. Можно большой вред принести душе этого человека. 531. Что ж это значит – «считать себя ниже всех»? Не замечать чужих грехов, смотреть на свои. 532. Что важно во время смерти? Надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Многие этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию. 533. Кто трудится в молитве бесполезно? Кто много трудится в молитве, но оскорбляет ближнего, тот бесполезно трудится. 534. Как должно принимать неприятности? Неприятности должно принимать как драгоценное врачевство против нашего тщеславия и высокомудрия. 535. В каком духе надо писать письма? Писать письма надо в хорошем расположении духа. 536. Как смотреть на знакомства с мирскими и суетными людьми? Недушеспасительные знакомства отвлекают от дел, рассеивают ум, жизнь наполняют излишней суетой, не дают сосредоточиться в себе и в Боге. 537. В чем состоит истинная любовь к ближнему? Истинная любовь состоит в том, чтобы отдать ближнему любую вещь, ему понравившуюся. 538. Должно ли кушать до сыта? Сытое чрево клонит к дремоте и сну, к лености и слабости, отчего восстают в человеке скверные помыслы. 539. Должен ли желать умереть тот, кто не очистился от грехов через покаяние и исправление? Не очистившийся, если желает смерти, поступает безумно. 540. Если работа идет против совести и веры, как надобно поступить?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

528 См. решения церковного Собора 1666/67 г. (Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1876. Т. 2). 529 До издания Соборного Уложения в 1649 г., в приказе Большого Дворца сосредоточено было управление главным образом большими привилегированными монастырями и их церковными вотчинами. При царе Михаиле Федоровиче уже существовало при Дворце отделение, которое занималось церковными делами, и оно именовалось Монастырским приказом (АИ. СПб., 1850. Ч. I. 192; ААЭ. СПб., 1845. Т. III. 277). 531 Петр Малыгин упоминается дьяком Монастырского приказа с 4 февраля 1659 г. по ноябрь 1661 г. (Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 315). 532 ЗОРСА. Т. 2. С. 401–422 (отсутствует историческое и археографическое введение). Упом.: Горчаков М. И. Указ. соч. С. 92; Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII-haчaлe XVIII в.//Историческая география России: ХИ-начало XX в.: Сб. статей к 70-летию Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 70. 540 Исследователи указывали разные цифры количества монастырей во второй половине XVII в.: от 252 до 476 (Новосельский А. А. Роспись крестьянских дворов, находившихся во владении высшего духовенства, монастырей и думных людей, по переписным книгам 1678 г.//Исторический архив. М.; Д., 1949. Т. IV. С. 88–90; около 650 (Волков М. Я. Указ. соч. С. 158). 541 Я. Е. Водарский предложил другую градацию монастырей на основе вотчино- владения: крупнейшие (свыше 1250 крестьянских дворов), затем владельцы от 126 до 1250 крестьянских дворов, владельцы от 26 до 125 и мелкие от 1 до 25 двора. 542 Водарский Я. Е. Указ. соч. С. 76. Табл. I). Водарский Я. Е. Указ. соч. Прил. И. С. 79–94; впервые реестр «сказок», поданных церковными организациями в Москве на Генеральный двор, издал в сокращенном виде П. И. Иванов , не указав приписные обители; см.: «Ведомость сколько по переписным 1700 года книгам состояло за монастырями и вообще Духовным ведомством крестьянских дворов»//Иванов П. И. Описание Государственного архива старых дел. М., 1850. С. 344–358. Сведения даются в виде таблицы. В примечании оговорено «Взято из сказок Генерального Двора по Вотчинному архиву» (Там же. С. 358). Реестр «сказок» Генерального дво- pa в Москве переиздан: Владения и крепостные крестьяне Русской церкви в конце XVII в./Отв. ред. Я. Е. Водарский; сост. Я. Е. Водарский, Т. Б. Соловьева. М., 1988; Водарским использованы и другие публикации, в том числе справочник по монастырям: Зверинский В. В. Материал для историко-топо- графического исследования о православных монастырях Российской империи. СПб., 1890–1897. Т. I-III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так Августин напрямую связывает с Исх. 3:14 свой принцип «Божественной простоты» («Бог потому называется простым, что то, что Он имеет, есть Он Сам»: ideo simplex dicitur, quoniam quod habet hoc est) 527 , идею которого Августин мог заимствовать как из неоплатонизма 528 , так и из тринитарного учения некоторых латинских христианских мыслителей 529 и который предполагает полное тождество в Боге сущности и ее атрибутов, а также бытия сущностного (esse=essentia) и бытия самостоятельного (subsistere=substantia). Поэтому, Бог в учении Августина – это и высшее Бытие (esse), и высшая сущность (essentia), и высшая субстанция. Так, в западном христианском богословии возникает и навсегда закрепляется то, что впоследствии было названо «онтотеологией» 530 , и что было напрямую связано с интерпретацией библейского текста Исх. 3:14 . Справедливости ради, следует отметить, что на Западе в IV веке существовала и другая тенденция – рассматривать Бога, как превышающего сущность и бытие. Эту тенденцию мы встречаем у христианского философа и ритора Мария Викторина. В самом деле, Викторин относил к Богу Отцу выражение неоплатоника Порфирия: τ υπρ τ ν μ («Не сущее, которое выше сущего») 531 , ниже которого он помещал истинно Сущее, т.е. Сына: «Что есть То Не сущее, Которое превыше сущего (τ υπρ τ ν μ )? Оно есть Тот, Кто не познается ни как Сущее, ни как не сущее, но, как познаваемое в незнании (ut in ignoratione intelligibile), поскольку Он, одновременно, есть и Сущее и Не сущее, Который Своей собственной силой сделал Сущее явленным и породил Его (τ ν in manifestationem adduxit et genuit)... Действительно, То, Что превыше Сущего (supra τ ν), является сокрытым Сущим (absconditum τ ν). А у сокрытого проявление есть порождение (manifestatio generatio est), поскольку потенциально Сущее (potentia ν) порождает актуально Сущее (operatione ν). Ведь ничто не рождается без причины. И, если Бог есть Первопричина всего, Он есть и причина рождения Сущего, и, хотя Он превыше Сущего, Он, тем не менее, близок к Сущему (vicinus τ ντι), как Его Отец и Родитель» 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Люди: Господи, помилуй. Диакон: О принесенных и освященных честных Дарах, Господу помолимся. Люди: Господи, помилуй. Диакон: Дабы человеколюбивый Бог наш принял их на святый вышенебесный и невидимый Свой Жертвенник, как благоуханный аромат душ наших, и возниспослал нам божественную благодать и Дар – Святого Духа 529 , – помолимся. Люди: Господи, помилуй. Диакон: Огради, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Люди: Господи, помилуй. Диакон: Дня, во всем совершенного 530 , святого, мирного и безгрешного у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Ангела мира – верного наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим 531 . Люди: Подай, Господи. Диакон: Прощения и избавления от грехов 532 и грехопадений 533 наших у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Доброго и полезного для душ наших, и мира всему Миру 534 у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: О прочем времени жизни нашей, дабы кончина была в примирении 535 и в покаянии, у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Христианской кончины жизни нашей 536 , безболезненной, непостыдной 537 , мирной и доброго ответа на страшном и великом Суде Христовом просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Единения веры и Причастия (Общение) Святого Духа испросивше, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Люди: Тебе, Господи. Молитва о спасительном причащении Священник: Боже, Ты – Бог спасающий, принявший от нас дары! Ты Сам научи нас достойно благодарить Тебя за благодеяния, кои Ты сотворил и ныне нам ещё творишь. Очисти нас от всякой скверны плоти и духа и научи жить свято в страхе пред Тобой 538 , дабы принимая в свидетельстве мирной совести часть Святынь Твоих 539 , соединиться со святым Телом и Кровью Христа Твоего и, приняв их достойно, иметь Христа, живущим в сердцах наших и дабы стать храмом Твоего Святого Духа. Не допусти, о Боже наш, дабы кто-либо из причащающихся Твоим страшным и таинственным Дарам, был Тобой наказан или ослабел душой и телом из-за недостойного причащения. Но удостой нас даже при последнем дыхании принять частицу Святынь Твоих в напутствие в вечную жизнь и в залог слышания благоприятного ответа на страшном и великом Суде Христа Твоего. Дабы со всеми святыми, от вечности Тебе благоугодившими, быть нам участниками блаженства, кое Ты уготовал любящим Тебя, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

716. Nadal 1995. P. XXIX-XXXI. 717. Nadal 1995. 718. Nadal Canellas J. La resistance d’Akindynos a Gregoire Palamas. Enquete historique, avec traduction et commentaire de quatre traites edites recemment. Vol. 1: Traduction des quatre traites de la «Refutation du Dialogue entre un Orthodoxe et un Barlaamite» de Gregoire Palamas; Vol. 2: Commentaire historique. Leuven, 2006 (Spicilegium sacrum Lovaniense. Etudes et documents; 50–51). XXII, 469; VIII, 353 p. (пер. Малого опровержения см. в т. 2 на с. 289–312). 719. ΓΠΣ 3, 19. 720. Φανουργκης Β. Αγνωστα ντιπαλαμικ συγγρμματα το Γρηγορου κινδνου//Κληρονομα 4 (1972), 285–302. 721. Nadal 1995. P. XXIX, n. 3. 722. Опровержения Акиндина, II, 2, 8. 723. См. примеч. 527–529, 532. Очевидно, что совпадений между произведениями свт. Григория Паламы и Григория Акиндина гораздо больше, но соответствующие поиски не проводились нами систематически, хотя указатели существенно облегчают подобную работу. 724. Опровержения Акиндина, II, 7, 16. 725. Подробнее см. в ΓΠΣ 2, 27 и 3, 18. 726. Именно благодаря цитатам в Малом опровержении удаётся восстановить некоторые первоначальные чтения в Беседе православного с варлаамитом, впоследствии отредактированные Паламой. 727. ΓΠΣ 3, 24. 728. См. примеч. 231 и 239. 729. Nadal 1995. P. XXXIV. 730. ΓΠΑ 5, 11 и 27. 731. Подробнее в ΓΠΣ 3, 36. 732. По мнению издателей творений, свт. Григория Паламы, трактат написан летом 1341 г. (см.: ΓΠΣ 2, 47). 733. ΓΠΣ 2, 293. О надписании «Слово первое» см. там же, с. 411. 734. Имеется целый ряд доказательств позднейшего редактирования сочинений как самого свт. Григория Паламы, так и других его сторонников. 735. Как признавал это отчасти и сам свт. Григорий Палама в Святогорском томе (Вступление//ΓΠΣ 2, 567–569), а затем – более открыто – свт. Марк Эфесский (Силлогистические главы, 42//Jugie M. Th eologia dogmatica Christianorum orientalium ab Ecclesia Catholica dissidentium. T. 3: Th eologiae dogmaticae Graeco-Russorum expositio. Parisiis, 1933. P. 102–103, n. 3; Μπολο–βιτς 1980. Σ. 92, σημ. 43 [по изд. 1983 г. это с. 67–68, примеч. 43]; рус. пер. см. ниже, с. 469, гл. 68).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

486-492 МОСУЛ [Эль-Маусиль], город на севере Ирака (3-й по величине в стране), адм. центр мухафазы Найнава (пров. Ниневия), исторический центр сир. христианства 492-503 МОТЕТ широко распространенное в XIII-XVIII вв. жанровое обозначение вокальных или вокально-инструментальных полифонических произведений на разнообразные тексты преимущественно духовного характера 503-508 508-512 512-514 515-517 517-519 МОХТА [Мауктей, Маухтей († 20.08. 535), св. (пам. зап. 24 марта, 19 авг.), основатель церковного поселения Лугмад (ныне Лаут, графство Лаут, Ирландия) 519-523 МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 523-529 МОШИН Владимир Алексеевич (1894-1987), прот., филогог-славист, византинист, археограф, палеограф 529-532 532-532 МОЩИ в совр. рус. языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания 532-537 МРЕВЛИШВИЛИ [Мревлов] Андреа Георгиевич (1822-1889), музыкант и педагог, собиратель груз. церковных и народных напевов 537-539 МРЕНСКИЙ СОБОР арм. храм в г. Текор (гавар Ширак, обл. Айрарат; ныне Дигор, Турция) в Вел. Армении, в 40 км от Карса 539-540 МРОВЕЛИ наименование Руисского архиерея Грузинской Православной Церкви, см. в ст. Руисско-Урбнисская епархия село Вязниковского у. Владимирской губ. (Богоявленская слобода; ныне поселок Вязниковского р-на Владимирской обл.), центр иконописного промысла в XVIII - нач. XX в. 540-549 549-552 ВИКАРИАТСТВО Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия), существовало в 1918-1937 гг. 552-553 553-555 МСТИСЛАВА (Фокина Мария Семеновна; 1895-1938), мон., прмц. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (до 1160 - 1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших) 555-557 МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/vol/xlvii.html

Гунны-сабиры совершают вторжение в черноморские провинции Византийской империи. Анастасий I смещает Виталиана. Новый поход на Константинополь, закончившиийся разгромом Виталиана. Вторжение дунайских славян в Иллирию и Македонию. 518.07.09 Смерть  Анастасия I . Императором становится начальник гвардии  Юстин I . 519.03.28 В Великий Четверг в Константинополе представителями Восточной Православной Церкви и легатами римского папы Гормизды подписано соглашение с отменой и осуждением “Энотикона” и восстановлением христологии Халкидона (так называемая формула Гормизда). Тем самым было покончено с длившейся несколько десятилетий Акакианской схизмой.  527.04.01 Соправителем Юстина I стал Юстиниан I. 527.08 Смерть Юстина I (450). Начало правления  Юстиниана I . 528–529 Комиссия из десяти правоведов провела кодификацию всех указов, начиная с Андриана и до Юстиниана. Законы были сведены в 12 книг “Кодекса Юстиниана”. Начало гонений на язычников и еретиков, кроме монофизитов, которым покровительствовала империатрица Феодора. Закрытие Платоновской академии в Афинах. После очередного набега кочевников-болгар Юстиниан назначает анта (славянина) Хвалибуда командующим на Дунае. В Карфагене дружественно настроенный к Константинополю правитель Хильдерик был свергнут и убит узурпатором Гелимером. Юстиниан объявил ему войну. 531.04.19 19 апреля 531 г. возле укрепленного города  Каллиник  (совр. Ракка в Сирии) на р. Евфрат произошло сражение между 20-тысячной византийской армией и 15-тысячным персидско-арабским войском. 532.01.14 Начало восстания “Ника”. 532.01.14–17 Пожары и погромы в Константинополе. Мятежники выражали стремление избрать императором Ипатия, племянника ранее правившего императора Анастасия. 532.01.17 Высылка Юстинианом из дворца  Ипатия и Помпея, племянников Анастасия. 532.01.18 Выход Юстиниана на иподром, его речь перед народом. Провозглашение императором Ипатия. Совет Юстиниана с приближенными. Подавление восстания “Ника” военачальниками Велисарием и Мундом. Убито около 30 000 человек.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010