Вот почему, если духовно-нравственное возрождение человека зависит от «свободы того, кто возрождается» 527 , то акт этого свободного участия человека в возрождении реально выражается именно в сознательном избрании пути жизни Христовой, в твердой решимости следовать только по нему 528 , в предании всего себя Богу 529 . Только после того, как последует склонение воли человеческой, решимость последовать Христу, устремление для восприятие благодати, – только тогда начинает воздействовать на человека и благодать Св. Духа, благодать собственно христианская 530 . По ясному учению св. Златоуста, ни Бог , ни благодать Духа не предупреждают нашего произволения ( τν μετραν προαι’ρεσιν[), но, хотя благодать призывает, однако ожидает ( λλ καλεμν, ναμαι’νει δ[), чтобы мы пришли (ко Христу) добровольно и по собственному желанию, а потом, после того как ( ι’τα, πειδα’ν), мы уже пришли, тогда подает от себя всякое содействие ( συμμαχι’αν ’πασαν) 531 . Именно это, в корне изменяющее направление жизни человека, «решение» или «изволение» и делает человека «званным», т. е. обусловливает действительное начало новой, облагодатствованной, христианской жизни. По выражению св. Кирилла И., «изволение» ( προ’θεσσς), когда оно искреннее, делает человека «званным» ( κλητο’ν σε ποιε) 532 . Господь дает (в крещении) свою чудную спасительную печать только тому, в ком находит добрую совесть, т. е. искреннее желание угождать Христу 533 . Насколько κ προαιρεσως отлагает человек в крещении ветхого человека 534 , настолько же ατεξου’σιος υοθεσια 535 . Таким образом, собственное произволение оставить ветхого человека 536 является необходимым субъективным условием благодатной действенности таинства: ветхий человек действительно умирает 537 , грех изглаждается из души человека 538 и прежняя жизнь потому именно прощается, не вменяется человеку 539 . Так «вера утверждается крещением, а крещение совершается через веру» 540 . Таким образом, «в умертвии греху через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека» 541 . «Бог... отпущает беззакония, прощает грехи, не вменяет их... Но разве Бог может явить такую милость тому, кто не отвратился от грехов, не возненавидел их, не возболезновал о них?.. Нет; прощает грехи тому, кто изверг их из сердца сокрушением и отвращением от них» 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Как отмечено уже Бургманом в его комментарии к изданию новеллы, 529 последняя в некоторых своих пунктах близка к Эклоге, что «понятно из-за исторической близости» памятников: тот же (при различии в порядке перечисления и отдельных особенностях) каталог юридических сделок, 530 почти те же, хотя и несколько расширены, квалификации «достойных доверия» свидетелей, введенные еще Юстинианом (в новелле 90.1 он требует для них τ τς ξας στρατεας επορας πιτηδεσεως ναμφισβτητον) 531 и принятые почти дословно в Эклоге (14.1: О μρτυρες ξαν στρατεαν πιτδευμα εποραν χοντες κατ πρληψιν εκταοι τυγχνουσιν); 532 Та же фразеология новеллы, которая отчетливо показывает, что тот же самый ход процесса предполагается как общепринятый и в Эклоге (ср. 14.5), и т. д. Но зато резко завышено как по сравнению с Эклогой, так и по сравнению с Юстиниано- выми предписаниями число свидетелей; 533 ничего не говорится о присяге сторон, которую все еще предусматривает Эклога (17.2); нет в новелле речи и об опечатывании документов, хотя в Эклоге (5.2) оно предписывается при завещаниях. 534 В целом новелла Ирины также свидетельствует о повышении значимости документального доказательства, что особенно отчетливо видно в определении, что тогда, когда уже нет в живых свидетелей, процесс после изготовления документов должен быть завершен νευ ζητσεως 535 . Обращает на себя внимание тот факт, что в новелле Ирины вообще не встречается упоминание табеллиона-символеографа; говорится только о табуляриях и номиках, участие которых в сделках о приданом и μπεργραφα предусматривается и как обязательное, и как общепринятое. По мнению Бургмана, здесь имеется в виду изготовление именно табеллионатных документов, 536 хотя, как мы видели, раньше табулярии участвовали в составлении документов в качестве писцов (в частности, пишущих вместо неграмотных контрагентов сделки). Конечно, не исключается и то, что в новелле Ирины под табуляриями имелись в виду табеллионы, являя типичный пример смешения названий в позднеримском и ранневизантийском праве. 537

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О тамбовчанине И. Ф. Зимарине, которого оперировал В.Ф. Войно-Ясенецкий в декабре 1945 г. в госпитале, размещавшемся в школе 5 Тамбова. 522. Шаронина, М. Всегда стараться вылечить [Текст]/М. Шаронина//Город на Цне. 2002. 20–26 февр. С. 6. 523. Дьячков, В. Тамбовские госпитали в годы Великой Отечественной войны [Текст]/В. Дьячков//Рукоп. фонды Обл. науч. мед. б-ки. Тамбов, 1999. С. 2, 4, 6. 524. Постернак, Л. О. Всегда стараться вылечить [Текст]/Л. О. Постернак//Город на Цне. 1994. 21 апр. 525. Рябушкин, Н. В. Наказание ли божье? (Медицина и религия) [Текст]/Н. В. Рябушкин, Г. И. Царегородцев. Москва: Политиздат, 1988. 319 с. О В.Ф. Войно-Ясенецком. С. 124–134. В том числе, о тамбовском периоде деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого. 526. Фарбер, Я. И. [О В.Ф. Войно-Ясенецком] [Текст]/Я. И. Фарбер, П. М. Крылов//Фарбер, Я. И. Музей истории медицины/Я. И. Фарбер, П. М. Крылов. Тамбов, 1984. С. 56. 527. Кривенко, Г. Возвратившим мне жизнь [Текст]/Г. Кривенко//Тамб. правда. 1981. 21 февр. О тамбовских медиках эвакогоспиталя 5894 В.Ф. Войно-Ясенецком, Т. Г. Великановой, В. А. Нестрашной. 528. Шмуттер, А. В . [О В.Ф. Войно-Ясенецком] [Текст]//Шмуттер, А. В. Развитие хирургической помощи населению Тамбовской губернии и области: дис... канд. мед. наук/А. В. Шмуттер. Тамбов, 1973. С. 92–93, 96, 98, 145, 161, 174. 529. Крылов, П. М. [О В.Ф. Войно-Ясенецком] [Текст]//Крылов, П. М. История медицины Тамбовского края (1625–1968): автореф. дис       канд. мед. наук/П. М. Крылов. Воронеж, 1970. С. 18–19, 21, 23. 530. Гаспарян, А. С. 50 лет советского здравоохранения в Тамбовском крае [Текст]: ист. очерк/А. С. Гаспарян Тамбов: Тамб. правда, 1968. 64 с. О В.Ф. Войно-Ясенецком. С. 39–43. 531. Гаспарян, А. С . [О В.Ф. Войно-Ясенецком] [Текст]/А. С. Гаспарян//Гаспарян, А. С. К истории здравоохранения Тамбовской области: в 4 т. Тамбов, 1949. Т. 4. С. 975, 977. 532. Гаспарян, А. С. Здравоохранение Тамбовской области в период Отечественной войны (1941–1945 гг.) и задачи послевоенного периода [Текст]: отчёт/А. С. Гаспарян. 1946. 129 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

ж) На дело кирпича и на припасы к городовым делам. В 1704 году Монастырскому Приказу предписано было поставить с тех монастырских вотчин, в которых были каменщики и кирпичники, кирпичников и каменщиков для постройки в городах, а с вотчин, где не было таких мастеровых, собрать по гривне 528 . В 1717 году на дело кирпича сбиралось по 2 алт. 4 д. 529 . з) На покупку всяких припасов при городовом строении и мастеровым людям на жалованье по 8 денег 530 . и) На известное сжение по полуосмины деньги, или на известь 531 . Все четыре означенные сбора превратились в 1720 г. в один, который наложен на все государство в количестве 800,000 руб. По раскладке на дворовое число, сделанное в Камер-коллегии, пришлось по 9 алт. по получетверти деньги с двора 532 . и) Кроме всех означенных окладных и повсегодных сборов всегда взималось при сборах в пользу сборщиков. Сборщики записывали взятое в свою пользу в отписи. Кажется, долго не было определено, сколько они могли брать за свои труды. В 1717-м году, как оказывается по документам, указный процента в их пользу и на приказные расходы был по 3 деньги на рубль 533 . Таким образом, этот процент можно отнести к повсегодным сборам. 3) Канцелярские сборы весьма трудно подвести под какие-нибудь общие положения. Иногда называются в документах этим именем упомянутые нами сборы «в Городовую Канцелярию», или «на приказные расходы»,или «в Дворцовую Канцелярию», а иногда сборы, назначенные указами из канцелярии сената. Иногда они помещаются с этими именами в числе повсегодных , а всего чаще в числе запросных. Потому мы не перечисляем канцелярских сборов здесь отдельно, относя их к другим категориям, повсегодным и запросным; но нашли нужным сделать замечание о них под особой категорией, потому что в документах название их часто встречается и поставляет исследователя в недоумение относительно их значения. 4) Запросных сборов, нарядов и повинностей было весьма много в течение 1700–1720 годов. Без преувеличения скажем, что их нельзя перечислить. Разнообразие их равняется разнообразию натуральных предметов, какие нужны были русскому государству в означенный период.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

4. Статья впервые опубликована в 5 номере журнала «Путь», 1926 г. 5. От лат. caritas— уважение, расположение, любовь. В. Соловьев имеет прежде всего в виду, что этика антихриста посвящена служению ближнему. 6. «Филозой» — любитель животных (др. — греч.). 7. W. BOUSSET. Der Antichrist. Gott. 1895. 8. HIPOLYTUS. De Christo et antichristo. 6. Migne, Patr. Graca, 10 col. 754. 9. CYRILL. HIER. Catechesis XV, 12 (ср. 15). 10. ST. EPIIREΜ. De consumnatione seculi et de Antichristo. Opera omnia. Colonial 1613, pp. 221–222. 11. IOANNES DAMASENUS. «De fide orthodoxa», с. 26. Migne. P. G. 94 col. 1218. 12. GREGORIUS MAGNUS. Moralia. Iob. e. 25.c. 16 Migne P. L. 13. IRINAEUS LUGD. Contra haeresis. V. 25. Migne. P. I,. 14. THEODORETUS CYRENIUS. Haer. fabul. compendium, lob. V; c. 23. De anti christo. Mi. P. Z. 83. col. 532, 529. 15. CYPRIANUS. De immortalitate, c. 15. Mi. P. L. 16. THOMAS MALVENDA. De antichristo libri XI. Romae 1604. 17. Вильгельм Вейтлинг (1808–1871), немецкий рабочий, участник европейского коммунистического движения, трактовал коммунизм как царство всеобщего равенства и общей собственности. Считал, что в революциях основная роль принадлежит деклассированным людям, так называемым люмпен–пролетариям. 18. Деян. 17, 22–23. 19. Впервые опубликована в журнале «Вестник русского христианского студенческого движения», за 1926 г. 20. Впервые опубликована в журнале «Путь», за 1927 год. На русском языке это до сих пор единственная статья, посвященная яркому и талантливому французскому поэту Шарлю Пеги (1873–1914). 21. Настоящий маленький русский человек, как у Толстого (франц.). 22. Досл. «Журнал, выходящий один раз в две недели». Онбыл основан и издавался Пеги совместно с Роменом Ролланом. В этом журнале, в частности, было впервые опубликован с 1904 по 1912 гг. знаменитый роман Р. Роллана «Жан–Кристоф». 23. «Дома» (франц.). 24. Жак Маритен (1882–1973)— французский религиозный философ, представитель религиозного течения, получившего название «неотомизма». Был учеником Анри Бергсона, в 1906 г. принял католицизм. Друг Пеги.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

Необходимо заметить, что современники Максима Грека в Италии – Пик ди-Мирандола (Adversus astrologos), Дж. Понтано (о судьбе и диалог Эгидиус), Полициано, Салютати (в дидактической поэме Do fato et fortuna) и др. ратовали против астрологии, находя ее предсказания ложными, безнравственными и безбожными, уничтожающими веру в свободную волю, отстраняющими от себя причину зла и вместо веры в провидение ставящими всеобщий и неопределенный фатализм 525 . Подобно итальянским обличителям 526 , М.Грек замечает: «опытом дознал я, что никто из внимающих астрологическому учению, не мог сохранить чистой веры в Бога, а некоторые и совсем погибли, впавши в безбожие». М.Грек прибавляет, что он «многолетним опытом сам дазнал пустоту звездословия» 527 . Мы видели, какие лица из ученых были в это время в Милане и некоторых из них он знал, вероятно, еще во Флоренции. Во время похода Людовика XII в северную Италию, в свите его (в апреле 1500) находился и И.Ласкарис, в качестве придворного оратора 528 . Для оценки пребывания М.Грека в Италии весьма важны его случайные заявления о том, что его главной заботой было получить образование у лучших наставников «у нарочитых учителей» и что он жил даже «у мужей премудростью многою украшенных» 529 . О своей начитанности Максим Грек замечает, что он «сам многие и различные писания христианские и изложенные внешними мудрецами прочитал и довольную душевную пользу оттуда приобрел 530 . И в его сочинениях мы встречаем ссылки на слова Гомера, Гезиода, Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Диагора, Фукидида, Плутарха, Менандра, на законы Юстиниана, историю Александра Македонского, римские истории и др. 531 . Но так как свои сочинения Максим Грек писал уже в России, то, вероятно, он пользовался бывшими с ним энциклопедическими пособиями, как словарь Свиды (писатель X в), на которого он иногда ссылается 532 . Мало этого. Сообщая о всеобщем увлечении в Италии философией, Максим Грек прибавляет, что он достоверным свидетелем всего этого был сам, и не только слышателем и самовидцем в Италии и Ломбардии, но и сообщником (сообщительне 533 ). Признание весьма важное для определения миросозерцания М.Грека в ранний период его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

528 . Perovi David, monah. Хришанска аскеза као мucuja Цркве//Банатски весник. Вршац. 1987.4. 1–7. 529 . Podskalsky G. Gott ist Licht. Zur Gotteserfahrung in der griechischen Theologie und Mystik//Geist und Leben. 1966. 39. 201–214. 530 . Podskalsky G. Zur Gestalt und Geschichte des Hesychasmus//OS 1967. 16. 15–32. 531 . Podskalsky G. Orthodoxie undwestliche Theologie//JÖB 1981. 31:2. 513–527; 1982. 32:1. 293–301. 532 . Podskalsky G. Die griechisch-byzantinische Theologie und ihre Methode//Theologie und Philosophic. 1983. 58. 71–87. 533 . Podskalsky G., Klasvogt P. Leben zur Berherrlichung Gottes//OCP 1996. 62:1. 243. 534 . Practices and meanings of asceticism in contemporary religious life and culturë A panel discussion//Asceticism 1 .241). 588–606. 535 . Purity of heart and contemplation: a monastic dialogue between Christian and Asian traditions/Ed. Barnhart B., Wong J. N. Y. 2001. 536 . Purity of heart in early ascetic and monastic literature/Ed. Luckman H. A., Kulzer L. Collegeville, MN 1999. 537 . Radi R. Buзahmujcku цареви и Исихазам//Свети Григорий Палама у истории и 6 .603). 121–133. 538 . Radoševi S. М. Monaška civilizacija. 1–2. Beograd 1994. 628, 587. 539 . Radosavljevi Jovan, prot. Isihazam//TP 1985. 17:1/3. 1–51. 540 . Ranoszek K. Studien zur Geschichte des Hesychasmus//Eos. 1928. 31. 541 . Reinsch D. Hesychasmus und Palamismus – Formen östlicher Mystik//Brockhaus – Die Bibliothek. Bd. 3: Herrscher und Heilige. Leipzig. 1997. 645–647. 542 . Remmers J. G. De vergoddelijkte mens in de spiritualiteit van het christelijk oosten//Theologische week over Mens. Nijmegen. 1958. 543 . Rezac J. Idiorritmia//Dizionario degli Istituti di Perfezione. 4. 1620–1622. 544 . Rogers W. E. Interpreting interpretation: textual hermeneutics as an ascetic discipline. University Park, Pa. 1994. Lamarque O.//The Modern Language Rev. 1997. 92:1. 147–148. 545 . Savramis D. Die Macht des religiösen Schweigens. Zur Einleitung: Hesychasmus, Gregor Palamas und das Schweigen//GP 1959. 42. 333–350. пер.: Саврамис Д. Сила религиозного (молитвенного) молчания//ВРСХД 1974. 111. 17–32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за июль 1880 г.) (144–148) В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября, 21 декабря 1879 г., 25 января, 27 февраля 1880 г.) (129–176). Том 4 Октябрь 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (357–436) 2 . Олесницкий А. Введение в историю нравственности и нравственных учений (Идея развития и факторы истории – моральный, юридический и религиозный) [начало] (149–235) 3 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (236–289) 4 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за август 1880 г.) (290–294) В приложении: 5 . Объявления об издании в 1881 г. «Воскресного Чтения» (I–VI) 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (14 марта и 30 апреля 1880 г.) (177–208) Ноябрь 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга шестая и седьмая (297–394) 2 . Сильвестр, архим. Из чтений по догматическому богословию [продолжение] (295–388) 3 . Ковальницкий М. О значении национального элемента в историческом развитии христианства (389–432) 4 . Муравьев А. Афон Руссик (433–447) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (448–459) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за сентябрь 1880 г.) (44–459) В приложении: 7 . Исаев И. Отчет о состоянии Киевской духовной Академии в учебном 1879/80 гг. (460–468) Декабрь 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (437–529) 2 . Линицкий П. Наука и религия (469–516) 3 . Думитрашков К. Библиография (517–532) 4 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за октябрь 1880 г.) (533–554) В приложении: 5 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (30 апреля, 30 мая и 13 июня 1880 г.) (209–357)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

516. Мин ду шу. – Описание императорского города Мин в древние времена (в провинции Фуцян). 517. Тхан лян цзин-чэн фан кхау. – Тщательный обзор муниципалитетов столичных при двух династиях Тхан и в частности – города Пекина. 518. Чэнь-юань ши люэ. – Собрание сведений, знакомящих с императорским городом. 519. Да-цзин цзи-ин бу люэ. – Очерк достопримечательностей императорского города. 520. Ду-чэн син ши кхау. – Тщательное рассмотрение расположения стен императорского города. 521. Син цзэн ду-мынь цзи люэ. – Исторический очерк вновь устроенных в императорском городе ворот. 522. Ду-мынь цзи люэ. – Исторический очерк ворот в императорском городе. 523. Ду-мынь цза цзи. – Исследование о сквозных воротах императорского города, пробитых в стене. 524. Шеу-шань цюань шу. – Подробное исследование столичного города. 525. Цзин-цзяо бэй сун и 526. Цзин-цзяо лю син чжун-го-бэй. – Каменная храмовая таблица (VII ст. найденная в г. Си-ань-фу, месте утверждения сирских миссионеров и христиан), с начертанием на оной публичной похвалы христианскому вероучению и нравственному направлению в Китае. 527. Тхун цзянь. – Исторический аннал. 528. Цзы чжи тхун-цзянь. – Исторический аннал об управлении. 529. Гэ ю. – Диалоги о государстве. 530. Ли дай янь гэ. – О браздах правления, последовательно переходящих от одной династии к другой. 531. Лун кхань шеу цзянь. – «Зерцало дракона или изображения, характеристика и описание жизни» императоров Китая. 532. Ли дай тхун цзи бяо. – Повременная хроника императоров Китая, составленная в хронологическом порядке с таблицами. 533. Ди-ван мяо ши нянь хуэй тху. – Очерк посмертных исторических имен, усвоенных китайским императорам и особам царствующего дома, какими они значатся на таблицах, в храмах предков. 534. Чжан гэ цэ. – «Стратагема воюющих государей» или книга, в коей определяются отношения ленных князей между собою и с императорами Китая на основании договоров. 535. Хуан-чау фэнь бу яу ли. – Летописный сборник пограничных договоров китайских императоров с ленными князьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Председатель же священного синода румынской церкви должен при своём вступлении на кафедру посылать необходимые синодальные грамоты к вселенскому и прочим святейшим патриархам и ко всем автокефальным православным церквам и сам имеет право принимать от них все это» 525 ... Теория пентархии и её сокращение тетрархии патриархов не была вполне точным выражением правового воззрения Востока и в другом отношении. Правовым сознанием Востока высшая власть в Церкви усвоялась пяти или четырём патриархам не лично, а как естественным представителям, как уполномоченным самостоятельных, независимых церквей, их епископата. И голос каждого из патриархов в решении общецерковных дел должен был быть не личным его голосом, но голосом всей церкви, представителем которой он являлся. И восточные патриархи, как мы увидим ниже 526 , управляли своими церквами не единолично и самостоятельно, а при участии их епископата, без согласия которого ни один патриарх не мог предпринимать ничего важного в отношении поместной церкви. Так, при кафедре константинопольского патриарха существовали синоды епископов, а в некоторых, наиболее важных, случаях созывались и соборы 527 . Были синоды и в патриархатах: александрийском, антиохийском и иерусалимском 528 . При посредстве синодов и соборов епископата совершалось управление и в других независимых восточных церквах 529 . Во всех автокефальных православных церквах, состоящих более чем из одной епископии, соборы и синоды существуют и в настоящее время 530 . Итак, по правовому воззрению Востока в описываемый период времени, высшая власть в Церкви принадлежала и принадлежит всем независимым церквам, и высшей властью в церкви восточной признавалась и признаётся совокупная власть всех православных автокефальных церквей Востока 531 (т. е. предстоятелей их и существующих при них соборов, и синодов). И это воззрение Востока не было лишь постулатом правового сознания, но часто более или менее полно осуществлялось и на практике. Между поместными восточными церквами существовало общение. Это общение, между прочим, выражалось в том, что каждый новый предстоятель той или другой поместной церкви о своём вступлении на кафедру извещал посредством общительных грамот всех других своих собратьев и представлял им своё исповедание веры 532 . И когда возникали какие-либо важные дела, значение которых выходило за пределы отдельной поместной церкви, православные церкви часто старались решить их совместными усилиями и дать по ним обязательные для всего Востока постановления. История представляет нам множество примеров совместной деятельности православных автокефальных церквей для устройства важнейших дел восточной церкви. Совместное участие независимых восточных церквей в решении важнейших церковных вопросов выражалось в двух формах. С одной стороны он в лице своих предстоятелей или их уполномоченных собирались на общие соборы. С другой – они сносятся между собой посредством посланий 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010