Результаты так решительно потушенного восстания были разнообразны и отразились как в общественной, так и в частной жизни. Не говоря уже о том, что 19 января 532 г. в цирке погибли многие члены служилой аристократии, которые, принадлежа к сенаторскому сословию, могли представлять оппозицию правительству Юстиниана, нужно принять, что победой над бунтовщиками Юстиниан положил предел притязаниям городских сословий и резко обозначил начало новой эры в истории средневековой империи — начало императорского абсолютизма. С этой точки зрения восстание «Ника» с беспримерным числом погибших в ипподроме составляет, бесспорно, знаменательное историческое событие . В связи с изложенными фактами следует рассматривать распоряжение Юстиниана против философских школ, относящееся ко второму году его царствования (529). В консульство Декия, говорится в истории Малалы, царь отправил в Афины эдикт, «которым запрещалось преподавание философии и толкование римского права» . Это весьма краткое сообщение должно быть сопоставлено с известием Феофана, относящимся к тому же году, по которому «Юстиниан начал большое преследование еллинов и всяческой ереси» . Т. к. политика этого царя с первых же лет по вступлении на престол пропитана была религиозной нетерпимостью и борьбой с остатками язычества, которое начинало в обычном представлении сливаться с еллинством, то мы имеем полное основание рассматривать эдикт 529 г. именно с точки зрения культурной истории времени. Афинская катастрофа была отголоском общей внутренней политики, начавшей преследования против религиозных и нравственных убеждений и подвергавшей описи в казну имуществ обвиненных в неправоверии лиц. «И было сильное смущение,—говорит Феофан,— и издан был эдикт, которым лишались политических прав те, кто придерживался еллинских воззрений и еретических верований. Снисхождение давалось лишь таким, которые в трехмесячный срок заявляли о своем правоверии». Эти суровые законы вызвали эмиграцию из империи знатных лиц, бегство в недоступные места тех, кто не мог бежать за границу, казни и отнятие имуществ.

http://sedmitza.ru/lib/text/442784/

Здесь два очень сильных, первоклассных проповедника, – более сильных, чем я; это сам архиерей и отец Борис (Холчев . – К. С.). Но мне, как говорится, не хочется ударить лицом в грязь, и, хотя я слабее их, но, во всяком случае, мои проповеди не банальны, а оригинальны и все-таки, даже на неблагоприятном для меня фоне, заметны; у меня своя манера и свой подход. А это требует упорнейшей и напряженной работы. Но это удовлетворяет меня и заставляет много трудиться и знакомиться с литературой, а это очень обогащает мои знания и дает опыт. Проповедь в прежних местах – не то: там – как скажешь, так и сойдет. А здесь не так: выйдет слушать человек шесть – восемь духовенства и сам архиерей» (529–530)... «Отчего времени свободного стало меньше? – Повидимому, от постоянного приготовления к проповедям: проповедую, как правило, два раза в неделю, а иногда и три раза в неделю. Подготовка берет очень много времени» (532). ДОБРЫЕ ЛЮДИ. О заведующем Горздравотделом в Струнино: «Он был настоящий человек, несмотря на свои грехи; а кто без греха?» (442). Об О. А. Остолоповой (1959) – духовной дочери святого праведного Алексия Мечёва и его сына, священномученика Сергия Мечёва : «Ей уже семьдесят девять лет, – препочтенный возраст, но она была до сего времени бодрой и энергичной. Интеллект у нее удивительно сохранился, она умная и волевая женщина. Когда-то мы были очень дружны, и теперь, конечно, мы любим друг друга, но видимся в десять лет один раз» (447 – 448). О Кате (скончалась): «Великая милость Божия, что со мной живет тетя Катя... – до конца преданный человек. Я теперь живу, как у Христа за пазухой, ни о чем бытовом не беспокоясь. Все приготовлено, все вычищено, приведено в порядок, и ворчание с моей стороны бывает только в одном случае, а именно: она оставляет, или, вернее, старается оставить для меня что получше, а я из-за этого сержусь на нее. Из этого можешь судить, какой она человек» (529). О протоиереях Александре Толгском (1962) и Александре Егорове (2000): «За последнее мое пребывание (в Москве) мне удалось познакомиться с двумя отцами Александрами от Ильи Обыденного.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Утверждается, что зло уничтожится во время суда, но под судом можно разуметь и общий суд (529.3) и очистительный процесс по смерти (373.1,2). В виду своего очистительного характера мучения признаются временными, хотя бы и простирающимися долгие века и периоды (376.1, 377.5, 587; 379.4; 381, 501; 389; 490; 504, 555; 503.2; 521); но, с другой стороны, эти же мучения называются вечными и нескончаемыми (373–374, 378, 379). Ставится и весьма твердо проводится тезис: зло будет истреблено (331; 381; 520; 499–500, 526, 579; 504.1, 555; 515.1, 528; 515.4, 588; 522, 532–533; 530.1, 587), но под злом можно разуметь и зло физическое (522.2, 547) - и в таком случае уничтожение его относить ко времени воскресения, — и зло моральное (515.1,4; 504.1). Самое уничтожение зла может означать и обнаружение его метафизической сущности, как небытия (542.3), и лишение его активности (547), и уничтожение его судом, чрез осуждение на наказания (529.3), и уничтожение его, или переход в небытие (504.3) чрез врачевательные мучения (530.1). Точно так же обстоит дело и с заключительным тезисом в теории апокатастасиса. Утверждается, что по истреблении зла явится добро (389; 460; 578; 504.4, 543; 518; 521, 541), что все, находящиеся во зле, обратятся к Богу (542, 544, 586), так что в конце концов спасутся все (503, 524, 583), настанет согласие всех в добре (555, 588); будет общее праздничное собрание всей твари (498, 500; 543; 500, 534, 583), во всех воссияет один образ (542; 499–500, 504.2, 526.3, 534, 579.2–3), будет Бог всем во всем (534), все будут блаженствовать (503.1, 524, 583; 578–579). Но, с другой стороны, утверждается также, что грешники так и останутся вне благ (II, 192–193); при том самое слово блаженство может быть понимаемо не только как блаженство богообщения (583.1), но и как физическое благосостояние, жизнь без страданий (IV, 28); согласие же в добре может быть понимаемо как теоретическое признание его торжества (ср.370, 547). В частности, о спасении злых духов говорится то условно и с ограничениями (уврачевание изобретателя зла чрез искупление человека, 499.3; чрез упразднение силы смерти, 527, 558), то более определенно (555).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Николай Кавасила возражает против добавления в цитату Аристотеля слов «словно некое прочное основание» (Cabas. 529.119–120), по его мнению, Никифор Григора тем самым искажает мысль этого философа, заявляя претензии на некую собственную оригинальную теорию (Cabas. 527.77, 529.120–124, 531.162–169). Между тем как раз это дополнение, предваряющее дальнейшие рассуждения об именах и глаголах в духе неоплатонизма, осуществляет переход от мысли Аристотеля ко взглядам Платона. Далее Николай Кавасила приводит обширную выдержку из «Истории» (Greg. 287.9–17), разделив ее на две части. Из первой он делает вывод, что Никифор Григора смешивает ум и чувственное восприятие (Cabas. 530.159; 531.171–175), из второй – что, наоборот, разделяет, опровергая тем самым самого себя «подобно бесноватым» (Cabas. 531.187 – 532.195). Автор псогоса, может быть, не понимая учения Платона, возражает против тезиса Григоры, что ум присутствует какой-то своей частью в чувственно воспринимаемых вещах (Cabas. 531.176–179). Кроме того, он, вероятно намеренно, не приводит продолжение пассажа, позволяющее понять мысль Григоры: «Ибо то же самое (чувственное познание), воспринимая отпечатки внешних вещей свойственными ему органами и словно записывая в книгу воображения души образы, говорит (Синесий), вместо прототипов, здесь же их помещает, стремясь согласовать вещи (мира) с мыслимыми (вещами). Поэтому и испытывает оно (чувственное восприятие) нужду в речи, способной, с одной стороны, уподобиться мысленным объектам, с другой, – приноровиться к вещам» (Greg. 287.17–23). Интересно упоминание о «воображении», что указывает развитие этих идей от комментария Никифора Григоры к трактату «О сновидениях» Синесия Киренского, произведения, которое отличалось от большинства неоплатонических сочинений тем, что в центр рассмотрения ставило силу человеческого воображения (фантазию): «Ибо ум имеет первообразы существующего, говорит некая древняя философия; мы могли бы добавить, душа – первообразы становящегося, так как ум стоит в таком же отношении к душе, как существующее к становящемуся». И далее: «Она (душа) имеет ныне все (первообразы становящегося), проецирует подходящие и отражает воображением, через которое живое существо имеет восприятие того, что лежит по ту сторону» 35 . Можно предполагать, что сама постановка проблемы постижения потустороннего, его границ и возможностей, носит неоплатонический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

За исключением большого грабительского набега арабского эмира из Гиры Аламундара 915 , который дошел в 529 г. до стен Антиохии, и ужасного вторжения гуннов в Сирию в конце 531 г. 916 , – все военные операции происходили большей частью в областях, соседних с границей. Императорская армия, которую тогда еще не отвлекали войны на Западе, была достаточно сильна и могла оказывать серьезные услуги; когда же в 529 г. во главе ее был поставлен Велизарий, то, конечно, она достигла бы важных успехов, если бы соперничество генералов и отсутствие дисциплины в войсках не парализовали много раз действия главнокомандующего. Не должно забывать, что оба противника не были всецело поглощены этой войной: Кабад был занят преимущественно внутренними смутами, а Юстиниан желал как можно скорее разделаться с ней, чтобы иметь возможность действовать с полной свободой на Западе. При таких условиях, когда Велизарию удалось одержать в 530 г. серьезную победу при Даре, «первую победу над персами после многих лет неудач», в которой он в первый раз обнаружил силу своих военных талантов 917 , и когда другой генерал в то же время достиг больших успехов в персидской Армении 918 – Юстиниан не счел нужным серьезно воспользоваться всем этим. С другой стороны, когда в следующем году повое нашествие персов на Сирию принудило Велизария к битве при Каллиникуме 919 , в которой его армия потерпела жестокое поражение, персы точно так же не подумали воспользоваться своими успехами, как Юстиниан не думал об отмщении за свою неудачу. 920 Вот почему во время этой войны переговоры занимали такое же место, как и военные операции; когда же по смерти Кабада, в сентябре 531 г. на престол вступил его сын Хозрой Ануширван, то встреченные им при этом затруднения заставили нового сассанидского государя быть еще более сговорчивым. 921 Благодаря влиянию матери Хозроя, которая, как уверяют, была тайно обращена в христианство 922 , переговоры, начатые при вступлении его на престол, закончились в сентябре 532 г. заключением «вечного мира». 923   Юстиниан был очень доволен окончанием войны и обязался ежегодно уплачивать за поддержание крепостей на Кавказе 110.000 фунтов золотом и обещал перенести из Дары в Константину резиденцию герцога Месопотамского. Иберия отдавалась под покровительство сассанидов, а персы, с своей стороны обязались очистить крепости в земле лазов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

529 К обнаружению в мире частью воли, частью же чувства Абсолютной Личности должны быть отнесены еще сообщения Богом человеку благодати (gratia), этой сверхъестественной и таинственной силы для внутреннего оправдания и спасения человека, и восстановления его общения с Богом, а также и то долготерпение (patientia), по которому Господь допускает самое существование греха и предоставляет ему время для покаяния. Serm. XLIV, n. 8. Migne, t 36, col. 262. – Подробное рассмотрение этих весьма важных вопросов, как относящихся скорее к антропологическому, чем спекулятивному отделу августиновского богословия, не входит в круг наших задач. 530 De Ordin. II, VII, 22. Migne, t 32, col. 1004; p. п. II, 193. Cnfr. I, VII, 19; col. 986; p. п. II, 156. 531 Enarr. in CXLIII Ps., n. 8: Non ei (sc. Deo) tollit misericordia justitiam, nec justitia misericordiam. Migne, t. 37, col. 1861. Cnfr. Enarr. in XLIV Ps. n. 18. M. t. 36, col. 504–505. 532 De ver. relig. XV, 29: Et est justitiae pulchritudo cum benignitatis gratia concordans... Migne, t. 34, col. 134; p. п. VII, 24–25 и др. 533 Enarr. in LV Ps., n. 13: A te ira videtur, sed paterna. Irascitur pater filio contemptori praeceptorum suorum: iratus ei eum colaphizat, caedit, aurem vellit, manu trahit, ad scholam ducit. Migne, t 36, col. 655. Enarr. in L Ps., n. 11: Inde est vox illa Domini, Ego percutiam, et ego sanabo. Percutit puterdinem facinoris, sanat dolorem vulneris. Faciunt medici cum secant, percutiunt et sanant; armant ее ut feriant, ferrum gestant et curare venhint. Migne, t. 36, col. 593. 535 Quaest. in Heptateuchum. Lib. I in Genes. qu. CLXL Migne, t. 34, col. 591–592. Enarr. in CXLVII Ps., n. 13, M. t. 37, col. 1922–1923. Epist. CXXXVIII, с. II, n. 11. M. t. 33, col. 529–530. Ср. Епископ Сильвестр, Цит. соч. т. 2-ой, стр. 173. 537 Enarr. in LII Ps., n. 2: Si enim Des est, justus est; si justus est, displicet ei injustitia, displicet iniquitas. Tu autem cum putas ei placere iniquitatem, negas Deum... Cum dicis in corde tuo, Favet Deus iniquitatibus meis, nihil aliud dicis quam, Non est Deus. Migne, t. 36, col. 614.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

еже ближняго в вещех прелстити готово. Третий есть клятва во лжу, а та умноженна, паче песка на брезе морстем положенна. Четвертый грех татбою 528 излише 529 бывает, таже в мбре, в мерилех часто ся свершает, – Ибо они купуют во меру велику, а внегда продаяти, ставят не толику. Инии, аще меру и праву имеют, но не право мерити вся вещы умеют. Инии хитростию вещы отягчают, мочаще 530 я, неции худыя мешают 531 . А вся сия без греха немощна суть быти, яко Бог возбраняет сих лукавств творити. Пятый есть грех: неции лихоимства деют, егда цену болшити за время 532 умеют; Елма бо мзды чрез время неко ожидают, тогда цену вящшую в куплях поставляют. Шестый грех , егда куплю являют благую, потом лестно ставляют ину вещь худую. Седмый грех , яко порок вещы сокрывают, вещь худую за добру купующым дают. Осмый, яко темная места устрояют, да худыми куплями ближния прелщают, Да во темности порок купли не узрится, и тако давый сребро в купли да прелстится. О, сынове тмы люты! Что сия творите? Летяще ближния вашы, сами ся морите. В тму кромешную за тму будете ввержени, от света присносущна вечно отлучени! Отложите дела тмы, во свете ходите, да взидете на небо, небесно живите. (Из цикла «Лакомство») Екклисиаст богатство немощь именует, 533 яко всяк негли 534 богачь выну недугует 535 Болезнию лакомства, яже всего томить, держателя си мучить, разслабляет, ломить. Мучатся богатии, во-первых, главою, ибо выну печални пребывают тою, Безчисленными мыслми ону удручают, да выну злато, сребро в ковчег прилагают; Дручатся 536 промыслами, како я щадити, да бы сохраненнаго ни мало изжити. Еще и очима си тии болезнуют, иже лакомо злато сокровиществуют; Не могут бо оныма на нищих взглядати, воеже бы просящым ничесоже дати, – Яко богачь Лазаря никогда смотряше, 537 иже пред домом его при вратех лежаше. Недугуют и слухом, не могут слушати, обыкоша ушеса своя отвращати От просящих милости; всуе стенание пред ними пущается и воздыхание. Не слышать гласа сирых и вдовство терпящих, ни вредами 538 тлеющих, на гнои лежащих;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому тех, которые поют «песнь Господню на земле чуждей» ( Пс. 136, 4 ), «т.е. вслух всякому» 526 , которые «подвизаются за слово более, нежели угодно Слову» 527 , святой Григорий ставит наравне с лишёнными ума, зажигающими свой дом, терзающими своих детей и гонящими от себя родителей 528 . Нельзя любомудрствовать и о всём. Философствуй «о том, – учит святой Григорий, – что доступно для нас и в такой мере, до какой простираются состояние и способность разумения в слушателе» 529 . В частности, Святитель перечисляет те предметы, рассуждения о которых более безопасны и не бесполезны. Это: «О мире, о веществе, о душе, о разумных природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии» 530 и проч. Но исследование таких высочайших и таинственных истин христианского вероучения, как догмат о Святой Троице, «об естестве Отца, об осуществлении Единородного Сына, о славе и силе Духа» 531 и др., святой Григорий признавал недоступными для человеческого понимания и почитал довольствоваться в отношении их данными Откровения. Этими рассуждениями святой Отец заканчивает своё наставление любомудрствующим. После этого он приступает к изложению учения о богопознании. Учение святого Григория о богопознании (второе слово о богопознании) В раскрытии учения о познании Бога святой Григорий останавливается, главным образом, на непостижимости Его Существа. Побуждением к уделению такого особого внимания этому вопросу, несомненно, служило появление еретиков евномиан. Последние учили о возможности полного познания самого существа, основываясь в этом случае на том соображении, что если мы не постигаем Божество, то и не знаем кому кланяемся. Вот в противоположность их заблуждениям святой Отец даёт истинный православный взгляд на Богопознание. В Своём существе «Божество непостижимо для человеческой мысли 532 , – говорит он, – ибо что постигнуто разумом, то человеку, имеющему не совсем поврежденный слух и тупой ум, быть может, объяснит и слово, если не вполне, то, по крайней мере, слабо» 533 . Если же кто познал Бога и это засвидетельствовано, «то познание сие, – по словам святого Григория, – приписывается ему в том отношении, что, сравнительно с другими, не только просвещенными, оказался он причастником большего света».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

529 Отождествляется с р. Пярну (Коновалова 2006а. С. 262). Характерно, что информатору ал-Идриси было известно лишь устье этой реки, так как ее заболоченный бассейн вряд ли мог быть знаком заезжим купцам. 530 Крепость Фаламус отождествляется с пунктом Паламюсе на берегу Рижского залива (Tallgren-Tuulio 1936. Р. 131–133; Коновалова 2006а. С. 262–263). 531 Отождествляется с городом Межотне – крупным экономическим и культурным центром земгалов, расположенным на левом берегу р. Лиелупе, важной торговой артерии Восточной Прибалтики, по которой проходили торговые пути в Литву и Пруссию (Коновалова 2006а. С. 263–264). 532 По всей вероятности, этот небольшой портовый город находился на побережье Финского залива где-то между современными Юрмалой и Ригой. 534 Топоним Джинтийар, как установил О. Талльгрен-Туулио, является искаженным от древнескандинавского наименования Новгорода Холъмгард (Hólmgarr) (Tallgren-Tuulio 1936. Р. 139–141). Таким образом, информацию о Новгороде ал-Идриси получил, скорее всего, от купца-скандинава, бывавшего в этом городе. О его хорошем знакомстве с Новгородом свидетельствует указание на возвышенный и укрепленный участок города, в котором надо видеть располагавшийся на восточной, торговой стороне города «Славенский конец», «Славенский холм» или просто «Холм» (Янин 1992. С. 51). Очевидно, этот же информатор сообщил ал-Идриси и данные о политической самостоятельности Новгорода. 535 Появление топонима Мартури в составе маршрута, одним из пунктов которого является Сармали, надежно отождествляемый с Перемышлем (см.: Коновалова 2006а. С. 112–114, 149, 160), заставляет искать город Мартури неподалеку от истоков Днестра, как это и сказано у ал-Идриси. Поскольку город Сармали, по определению географа, лежал южнее Мартури, последний должен был располагаться не в бассейне верхнего Днестра, а к северу от него, в верховьях правых притоков Вислы, один из которых – р. Сан, где стоит Перемышль, – ал-Идриси принимал за Днестр. На расстоянии в 120 км от Перемышля (что как раз соответствует 4 дням пути) стоит древнерусский город Червен, известный еще с конца X в. и являвшийся центром Червенской земли (Куза 1989. С. 89–90). Червен лежал на пути из Перемышля во Владимир Волынский и мог быть хорошо известен купцам как из Польши, так и из Руси. Название Мартури может быть искаженным где начальный джим передает отсутствующий в арабском языке звук ч, а все слово соответствует одному из летописных вариантов названия Червена – Чернен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

523 В. и L. Weiss. Εv. Luk. s. 608. Вместо πληρωϑναι Tisch. и др. по . А. В. D. L. R. Δ. читают πλησϑναι. Но первое чтение вернее. Πληρω содержит представление о наполнении, как акт совершающемся; πμπλημι указывает на наполнение, как результат предыдущего акта. Но запустение Иерусалима еще готовилось и исполнение пророчеств было актом, как-бы теперь совершающимся. 526 Так понимают πντα τ γεγραμμνα большинство экзегетов, напр., Godet, Olshausen, Meyer, Keil, В. и L. Weiss; и неосновательно некоторые (Bengel, Bleeck) видят здесь указание, главным образом, на пророч. Даниила. 527 Напр. Bengel. Gomon N. Test. t. I p. 332. Bleeck. Synopt. Erklär. s. 372 Keil. Ev. Luk. s. 441. 528 Cp. Godet. Ev. Luk. s. 517. Schanz. Ev. Luk. s. 491. В. и L. Weiss. Ev. Luk. s. 608, Meyer. Ev. Luk. s. 523. Hoffmann. Das evang. d. Luk. s .500–501 и др. 529 Впрочем относительно понятия ϑλψις западные ученые думают различно; по мнению одних оно указывает и на внешние бедствия и на внутренние скорби, по мнению других – более на первые, чем на вторые. См. Сильченков. Прощальная беседа Спасителя. Примеч. стр. 159. 631. 532 Такое толкование, которое мы находим у Меуег’а и Keil’я представляется основательнее других объяснений. Lange находит, напр., в этом повторении противоположение творения Божия творению человеческому, т. е. Иерусалиму, что Meyer называет выдумкой и что, действительно, не подходит к параллельному выражению ев. Матфея. Schanz видит здесь настойчивое выражение мысли, что Бог , как Господь творения, сохранял его именно избранных – до сих пор от бедствий. – Но избранных Господь и теперь обещает помиловать, а в прошлом и они терпели бедствия (Иов). 534 В. и L. Weiss. Εv. Matth. s. 405. В. Weiss. Das Marcusevang. s. 423. Bengel. Gnom. N. Test. t. I p. 162. 537 Εσται при ργ подразумевается из предыдущего предложения (В. и L. Weiss. Εv. Luk. s. 608). ’Е перед τ λα опускают по . А. В. С. D. L. R. и др. Dativ, λα объясняют или в зависимости от σται (Meyer), или как dativ. incommode связанный с ργ (Schanz). Лучше, однако, удержать предлог εν; ειναι τινι значит иметь; выражение σται ργ τ. λ. пришлось бы перевести – народ будет иметь гнев, что было бы не точно и не верно, так как народ сам будет тогда предметом гнева. Предлог и указывает именно, что народ будет не субъектом гнева, а объектом его. Ср. Schanz. Εv. Luk. s. 491–492.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010