Основная часть данной работы, проводившейся при Греческом кабинете МДАиС, выполнена А. Жир-Лебедем (5 курс МДС), К. Илюточкиным (2 курс МДА), С. Кимом (4 курс МДС). Таблицу писем свт. Григория Богослова составил К. Цветков (5 курс —285— МДС). В следующих номерах журнала предполагается продолжение росписи ТСО. Мы будем благодарны за все замечания и уточнения. Особая благодарность выражается А. Г. Дунаеву за общую редакцию росписи, а также за составление одного из указателей («CPG – русский перевод»). Иеромонах Дионисий (Шленов) 1843 ТВОРЕНИЯ СВ. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА . ЧАСТЬ 1 TCO 1. Кн. 1. [СЛОВА.] ORATIONES. CPG 3010. 1 . Слово 1. На Пасху и о своём замедлении. С. 5–9. [T. I. С. 17–20.] TLG 2022/15. In sanctum Pascha et in tarditatem (orat. 1). PG 35. 396–401. 2 . Слово 2. К призвавшим в начале, но не сретившим св. Григория, когда он стал пресвитером. С. 10–15. [T. I. С. 20–23.] TLG 2022/16. Apologetica (orat. 2). PG 35. 408–513. 3 . Слово 3. В котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт. по рукоположении во пресвитера, и потом возвращение оттуда; также учит, как важен сан священства, и каков должен быть епископ. С. 16–84. [T. I. С. 23–65.] TLG 2022/17. Ad eos qui ipsum acciverant nec occurrerant (orat. 3). PG 35. 517–525. 4 . Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана. С. 84–178. [T. I. С. 65–122.] TLG 2022/18. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4). PG 35. 532–664. TCO 1. Кн.2. 5 . Слово 5. Второе обличительное на царя Юлиана. С. 179–216. [T. I. С. 122–145.] TLG 2022/19. Contra Julianum imperatorem 2 (orat. 5). PG 35. 664–720. 6 . Слово 6. О мире говоренное в присутствии отца, после предшествовавшего молчания, по случаю воссоединения монашествующих. С. 217–240. [T. I. с. 145–159.] TLG 2022/20. De расе 1 (orat. 6). PG 35. 721–752. 7 . Слово 7. Надгробное брату Кесарию, говоренное ещё при жизни родителей. —286— С. 241–267. [Т. I. С. 159–176.] 2022/5. Funebris in laudem Caesarii fratris oratio (orat. 7). PG 35, 753–788. 8 . Слово 8. Надгробное Горгонин, сестре св. Григория Назианзина . С. 268–288. [T. I. С. 176–189.] TLG 2022/21. In laudem sororis Gorgoniae (orat. 8). PG 35, 789–817.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

39 Orat. XLV. 3. р. 847. Сие место так оканчивается: τουτοις δε γενομενοις, ως οικειοις ηδη προσομιλη. τολμα τε νεανικον ο λογος. θεος θεοις ενουμενος τε και γνωριζομενος και τοσουτον ισως, οσον ηδη γινωσκει τους γινωσκωμενους. ( 1Кор. 13:12 ) Все место содержит сущность учения о Боге, как оно образовалось у Григория. Почти до слова находится оно и в Orat. XXXVIII, 7. р. 667. 40 Orat. XXVIII. 10. p. 503. και επω λεγω to περιγραπτον παντως ειv αι το θειον, και ει διαио ιа κατα ληπτον. εν γαρ περιγραφης ειδος και η καταληψις. 42 Orat. XXVIII. 4. р. 498. и ‹12›. p. 504. «Между нами и Богом находится сей мрак тела (‹о σωματικος ουτος γνοφος›), как некогда облако между Египтянами и Евреями; и тот мрак, в котором Он скрывается, может быть, есть не иное что, как наше грубое, вещественное существо, чрез которое только некоторые немного прозирают». ‹текст неразборчив прим. эл. редакции› 49 Orat. XXVIII. ‹13›. р. 505. Впрочем, Григорий не отвергает сих выражений, и особенно любит изображать под именем света Божественное существо. Orat. XXXII. 15. р. ‹689 и др. мест.› ‹текст неразборчив прим. эл. редакции› 61 Григорий (Orat. XXXI. 31. 32. р. 576 и 577) исследует целый, неистощимый ряд образов, в которых стараются представить сущность Троицы. 67 Мысль сия изложена темно. Вот собственные слова Григория: και μητς προς την Σαβελλιου θεικ της καινης ταυτης ναλυσεως συνθεσεως παχθηναι, μη μαλλον ν τα παντα, μηδεν καστον εναι, ριξομενους. φευγει γαρ εναι περ στιν ες λληλα μεταχωρουντα και μεταβαινοντα‚ συνθετον τιva και τοπον μιν θεον‚ σπερ τα μυθωδη των ξωων σκιαγραφουντας και ναπλαττοντας. Кажется, он хочет сказать следующее: Савеллий признавал три лица ( πgo σωπα), поколику одно Божество трояким образом обнаруживает нам свои действия, и поколику мы понимаем Его трояким образом; но он отвергал три ипостаси, то есть, лица, самостоятельно существующие в Божестве. Теперь, говорит Григорий, от сего учения внутреннее существо Божества или распадается, или делается составным: распадается, ибо равно можно сказать, что одно (т. е. одно из трех лиц) есть все целое, все Божество, которое только трояким образом действует, как и то, что каждое из сих трех лиц есть ничто, ибо оно не имеет ничего в себе постоянного, самостоятельного, поскольку нельзя истинного бытия приписать тому, что переходит в другое, и следовательно не существует само в себе лично. А делается составным, поколику лица, или образы действования Божества, не переходят друг в друга, но существуют сами по себе, как различные отдельные части выражения одного и того же существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

Святитель Григорий Богослов. Orat. 45, in S. Pascha, 28 (PG 36, 661); ср.: Святитель Василий Великий. In Ps. 48, 4 (PG 29, 440). 49 Святитель Кирилл Иерусалимский. Catech. 13, 6, PG 33, 780. 50 Канон Великой Субботы, ирмос 8 песни. 51 Святитель Григорий Богослов. Orat. 39, 17, PG 36, 356. 52 Святитель Григорий Богослов. Orat. 45, 13 (PG 35, 589). Ср. любопытное объяснение, почему Господь страдал на открытом месте, у святителя Афанасия: «Вознесенный на кресте Господь очистил воздух от дьявольской и всякой бесовской козни» (De incarn., PG 25, 170); в том же смысле у Златоуста: «Чтобы очистить естество воздуха,” и все небо и землю, «ибо кровь капала из бока Его на землю и очистила все ее осквернение,” Господь страдал не во храме, а на открытом месте, ибо это была вселенская жертва, приносимая за весь мир (In crucem et latronem, PG 49, 408–409). 53 Стихиры самогласны на утрени Великого Пятка. 54 Святитель Григорий Богослов. Orat. 45, 29, PG 36, 661, 664. 55 Святитель Григорий Нисский. Orat. in resurr., orat. 1, PG 46, 612. 56 В неделю Крестопоклонную, на Господи, воззвах. 57 Преподобный Иоанн Дамаскин. De fide orth. III, 27 (PG 94, 1097). Эта формулировка предполагает установившуюся христологическую терминологию и раскрытое до конца учение о «воипостасности» человеческого естества Слову во Христе — впервые у Леонтия Византийского, за которым следовал преподобный Максим Исповедник. У более ранних Отцов учение о нераздельности Божества и человечества в смерти Спасителя не всегда бывало выражено с совершенной точностью — в частности, при толковании Мф 27, 46. Ср. Baehr K. Die Lehre der Kirche vom Tode Jesu in den ersten drei Jahrhunderten. Sulzbach, 1834; Jouassard G. L’abandon du Christ par Son Рйге durant sa Passion d’aprus la tradition patristique etc. Lyon, 1923; ср. L’abandon du Christ en croix dans la tradition grecque des IV et V siecles//Revue des sciences religieuses. T. V, 1926; Lebon J. Une ancienne opinion sur la condition du corps du Christ dans la mort//Revue de l’histoire ecclйsiasmique. Vol. 23, 1927, pp. 5–43; 209–241. 58

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

12 Orat. XL. 45. р. 727 и 728. Подобное, более полное и с полемическими мыслями перемешанное изложение Григориевой веры находится во 2 письме к Кледонию против Аполлинаристов. или Orat. LII. t. 1. р. 745 Лейпцигск. изд. 13 Св. Григорий словами: полный человек, весь человек, вся клятва греховная, метит на учение Аполлинаристов, которые Иисуса Христа делали неполным человеком, утверждая, что Божество в нем заменяло душу. Часть XXXI. 14 Григорий не знает никакой другой веры, кроме той, которая оживляется делами. Orat. XXVI. 5. p. 475. «Как дело без веры не может выдержать суда, поскольку многие для чести или по естественному побуждению делают добро, так и вера без дел мертва». 15 Св. Григорий заключает выше изложенный символ веры следующими словами: «Вот та часть таинства, которую можно открывать и не таить от общенародного слуха; а прочее, по благодати Св. Троицы, узнаешь, когда введен будешь в таинства, что и должен будешь хранить про себя под крепкою печатью». Сими, из языческого языка о таинствах заимствованными, выражениями Св. Григорий указывает не только на литургические, но и на догматические тайны. Так поступали Св. Отцы по самой необходимости и по самой природе вещей. Под таинствами (а πορρητα, μυςηρια) Григорий в сем месте разумеет не что иное, как глубокие философские исследования о Троице, о высших ­- добрых и злых духах, о сотворении мира, о происхождении зла, о природе человеческой души, о Божественной Экономии Ветхого и Нового Завета и т. д. Ибо сии предметы составляют содержание философско-догматических его стихотворений под названием: απορρητα. (tom.II. р. 161174.) Какое различие Григорий полагает между словами: εκφορα и απορρητα, такое же друг его Св. Василий в одном месте (de spiritu sanet. с. 27. tom. III. р. 54.) между словами: κηρυγμα и δογμα. Под словом: κηρυγματα он разумеет народное, в проповедях предложенное, учение спасения, под словом: δογματα ученое исследование оного. 17 Orat. XXVIII. 6. р. ‹499›. Также Orat. ‹XXV...› 16. р. 507 и 508. и Orat.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

-. “Funebris in laudem Caesarii fratris oratio (orat. 7)”, 2–56 in F. Boulenger, ed. 1908. Grégoire de Nazianze. Discours funèbres en l " honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée. Paris: Picard. -. In laudem Cypriani (orat. 24). PG 35.1169–1194. -. In patrem tacentem (orat. 16). PG 35.933–964. -. In Sanctum Pascha (orat. 45). PG 36.623–664. -. In theophania (orat. 38). PG 36.311–334 -. “Slovo 28, o bogoslovii 2 (The word 28, the theology of the second)”, 333–350 in Grigorii Bogoslov, Svt. 2007. Tvoreniia (Work’s). 2 vols. Vol. 1. Moscow: Sibirskaia blagozvonnitsa. Gregorius Nyssenus, Theol. De Anima et Resurrectione. PG 46.11–160. -. De hominis opificio. PG 44.123–256. -. “De mortuis non esse dolendum” in G. Heil, ed. Gregorii Nysseni opera. Vol. 9. 1. Leiden: Brill, 1967: 28–68. -. De Oratione Dominica. PG 44.1119–1194. -. De Virginitate. PG 46.317–416. -. In Cantica canticorum. PG 44.755–1120. -. “Oratio catechetica magna”, 136–338 in E. Mühlenberg, ed. 2000. Discours Catéchétique. Introduction, traduction et notes par Raymond Winling. Sources chrétiennes 453. Paris: Éditions du Cerf. -. Oratio catechetica magna. PG 45.9–106. -. “Oratio funebris in Meletium Episcopum”, 441–457 in A. Spira, ed. 1967. Gregorii Nysseni opera. Vol. 9.1. Leiden: Brill. Grigorii Nisskii, Svt. 1861. Tvoreniia (Work’s). 8 vols. Moscow: Tipografiia V. Got’e. Vol. 1, 2. -. 1862. Tvoreniia (Work’s). Vol. 4. -. 1868. Tvoreniia (Work’s). Vol. 7. -. 1872. Tvoreniia (Work’s). Vol. 8. Gregorius Palamas, Scr. Eccl. et Theol. “Pro hesychastis. Triad”, 5–727 in J. Meyendorff, ed. 1973. Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes. Spicilegium Sacrum Lovaniense. Études et documents 30. Louvain. -. 1996. Triady v zashchitu sviashchenno-bezmolvstvuiushchikh (The triads in defense of the sacred-silent), translated, afterword and comments by V. Veniaminov. Moscow: Kanon. Ignatii, Kavkazskii, Svt. 2002. Polnoe zhizneopisanie sviatitelia Ignatiia Kavkazskogo (Complete biography of St. Ignatius of the Caucasus). Moscow: Izdatelstvo svt Ignatiia Brianchaninova Rossiiskaia natsionalnaia biblioteka,

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1 In genes, hom. 16,2; сотр. ibid. 16,.1; hom. 17,5—7; Блж.Августин. De genes ad litt. XI.34; De civit.Dei, XIV, 11,2; Св.Дамаскин. Defid. 11,10. 2 Contra haer. V,24,. 4 et 3; ср. Св.Иустин. Dialog cum Tryph. C.103; Св.Амвросий. De paradis. C.11,9. 3 Orat.catech., C.6. 4 Стих. на Господи воззвах. Неделя сыропустная. 5 Свт.Григорий Богослов. Orat.45,8; t.36, Col.633A; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom.17,4. 6 Свт.Григории Нисский, in Christi resurrect.Orat.I. 7 Он же. Orat.catech. C.7; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 17,5. 8 Свт.Иоанн Златоуст. Ad Stagyrium, 1,5. 9 Свт.Макарий Великий. De custodia cordis. 12; comp. De libert.mentis.3. 10 Ср.: Св.Иоанн Дамаскин. De fid. IV.22; P.gr.t.94, col.1197C. 11 De civit. Dei. XIV, 12; comp. In Psalm. 71. 12 «Далече от Бога грех мя отрину», — скорбит православная душа в молитве Ангелу хранителю (Канон Ангелу хранителю, песнь 4). 13 De incarn. Verbi, 4; t.25. Col.104BC. 14 Он же. Contra gent.8; t.25, Col.16D. 15 Ibid.7; t.25; Col.16AC; ср. Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11,1 16 Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. n.13; In Psalm. 78, n.8. 17 De fid.IV,20; Col.1196BD; comp.ibid. 11,30; 11,4. 18 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 14,3; hom. 17,4: Блж. Феодорит. In Genes.quaest.38. 19 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 15,4: hom. 16,6. 20 De civil.Dei. XIV,13,2; 11,2; 13,1; De Genes.ad litt.. XI,39; cp. Св. Амвросий. In Psalm. 118, Sermo VII,8. 21 Свт.Иоанн Златоуст. In Matth.hom. 65,6. 22 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,4. 23 Блж.Августин. Enchirid. c.45. 24 Adversus Iudaeos. C.2. 25 Блж.Августин. Contra Julian.. VI, С.23. 26 De fid. 111,1; Col.981A; ср. Св. Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,5; hom. 18,1. 27 Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,30; Col.977CD. 28 Свт.Иоанн Златоуст. In Ephes.hom. 18,3. 29 Свт.Григорий Богослов. Orat.18,42; t.35, 1041А. 30 Свт.Василий Великий. Quod Dens non est auctor malor.7; ср. Тациан. Oral. ad Graec. C.2. 31 In Genes.hom. 17,9. 32 Contra Eunom.lib. 11,13. 33 In Genes.hom. 17,2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

11-12 - Cypr. Carth. De orat. Dom. 6). По мнению сщмч. Киприана, это наименование носит ярко выраженную антииудейскую полемическую направленность: христиане обращаются к Богу, Который стал их Отцом и «перестал быть отцом иудеев, оставивших Его» в своем неверии (Ibid. 7). По мнению Оригена, в ВЗ не было доступно подобное дерзновенное обращение к Богу в молитве, как и не было осознания своего сыновства перед Богом ( Orig. De orat. 22. 1-2). Подобное обращение к Богу - свидетельство того, что «мы из состояния рабства совершенно приведены в состояние усыновленных чад Божиих» ( Ioan. Cassian. Collat. IX 18. 1). Наше усыновление Богу, о к-ром говорят начальные слова молитвы, происходит благодаря дару Св. Духа, обретаемому в Церкви (ср.: Флп 3. 3, 20; Пс 81. 6-7 - Theod. Mops. Hom. catech. 1. 13-14). Свт. Григорий Нисский, обращаясь к евангельской притче о блудном сыне (Лк 15. 21-22), делал акцент на том, что мы по своему обычному состоянию, исполненному грехов и недостатков, недостойны называть Бога Отцом, Который есть источник всего благого. Поэтому этот молитвенный призыв становится напоминанием об открывшемся во Христе пути уподобления Богу (Мф 5. 48 - Greg. Nyss. De orat. Dom. 2. 3-9; ср.: Orig. De orat. 22. 1-3). По мнению свт. Иоанна Златоуста, подобное обращение к Богу совершается не от «меня», но от «нас» - т. е. научает нас молиться «за всех братьев… и весь род человеческий, никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 19. 4). Основное направление истолкования этого прошения в трудах древних экзегетов было связано с пониманием роли верующих как активных участников освящения имени Божия. Эти слова произносятся, чтобы в нас самих возрастала сила Его славы, чтобы имя Божие «святилось в нас, которые Ему принадлежим, а вместе с тем святилось и в других, которых еще ожидает благодать Божия» (ср.: Мф 5. 44 - Tertull. De orat. 3). Согласно свидетельству Тертуллиана, это прошение содержало обращение к Св. Духу у последователей Маркиона ( Terull.

http://pravenc.ru/text/2581755.html

Григория пишет, что несогласие со св. Григорием в вере есть явный признак уклонения от правой веры 1294 . Четвертый Вселенский собор официально назвал его о θεολγος. Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин и другие догматисты не только с особенной любовью приводят его изречения в подтверждение православного учения, но и комментируют, – такой чести не был удостоен ни одйн из отцов Церкви. Св. Григорий Богослов восточной Церковью признан одним из трех «вселенских великих учителей». Краткий очерк жизни св. Григория Богослова Отец св. Григория Богослова  – тоже Григорий – был епископ в Назианзе (или Диокесарии, ныне Ненизи), в юго-западной Каппадокии. Он известен не только как отец своего знаменитого сына. Занимая высшие государственные должности, Григорий-старший еще до принятия христианства принадлежал к приверженцам монотеистического морализма, он был членом секты ипсистариев, или ипсистиан (Orat. XVIII, Влиянию своей супруги Нонны, происходившей из христианской семьи, он обязан обращением в христианство (Orat. XVIII, 8–12). Когда епископы отправлялись на Никейский собор, Григорий был в числе оглашаемых, и потом был крещен епископом Назианзским. Через некоторое время – в 328 или 329 г. – он избран был во епископа Назианза и проходил это служение в течение 45 лет, до самой смерти, последовавшей зимой 373–374 г. Как Авраам и Сарра, с которыми Григорий Богослов часто сравнивает своих родителей (Orat. II, 103; Orat. VIII, 4; Orat. XVIII, 41; [De vita sua, lin. 53; Epigrammata VIII, 52; Carmina de se ipso 1, PG 37. Col. 1003] 1295 ), Григорий-старший и Нонна долго ожидали потомства. Вероятно, Григорий Богослов был первенцем; кроме него у Григория и Нонны была дочь Горгония и сын Кесарий. Григорий родился в 325–329 г. в селе Арианз, что в 2 1/2 ч. от Назианза, к югу по направлению к Тианам. Мать Григория, подобно Анне, матери Самуила, вымолила его у Бога ([Epigrammata VIII, 27; Carmina de se ipso 1, PG 37. Col. 1001–1002]) и еще до рождения дала обет посвятить его Богу, и с самого детства воспитывала его согласно с этим обетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

S. Gregorius Nyssenus. In Ecclesiasten//In Inscriptiones Psalmorum: In Sextum Psalmum: In Ecclesiasten Homiliae/J. McDonough, P. Alexander (eds.). Leiden: Brill Academic, 1986 (Gregorii Nysseni opera, Vol. 5) (TLG), PG 44: 615–754. S. Gregorius Nyssenus. In Hexaemeron explicatio apologetica//PG 44: 61–124. S. Gregorius Nyssenus. Ιn psalmorum inscriptiones//PG 44: 431–616. S. Gregorius Nyssenus. In sanctum pascha (vulgo In Christi resurrectionem Oratio III)//E. Gebhardt (ed.). Gregorii Nysseni opera. Vol. 9. 1. Leiden: Brill, 1967: 245–270 (TLG). S. Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna//E. Mühlenberg (ed.). Discours Catéchétique. Introduction, traduction et notes par Raymond Winling [Sources chrétiennes 453. Paris: Éditions du Cerf, 2000]: 136–338 (TLG), PG 45: 9–106. S. Gregorius Nyssenus. Oratio Funebris de Placilla//PG 46: 877–892. S. Gregorius Nyssenus. Oratio funebris in Meletium Episcopum//A. Spira (ed.). Gregorii Nysseni opera, vol. 9. 1. Leiden: Brill, 1967: 441–457 (TLG). S. Gregorius Nyssenus. Refutatio confessionis Eunomii//W. Jaeger (ed.). Gregorii Nysseni opera. Vol. 2. 2. Leiden: Brill, 1960: 312–410 (TLG). Gregorius Thaumaturgus. In Origenem oratio panegyrica//H. Crouzel (ed.). Grégoire le Thaumaturge. Remerciement à Origène suivi de la lettre d’Origène à Grégoire [Sources chrétiennes 148. Paris: Éditions du Cerf, 1969]: 94–182 (TLG). S. Gregorius Theologus. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11)//PG 35: 832–841 (TLG). S. Gregorius Theologus. Ad Julianum tributorum exaequatorem (orat. 19)//PG 35: 1044–1064 (TLG). S. Gregorius Theologus. Ad patrem (orat. 12)//PG 35: 844–849 (TLG). S. Gregorius Theologus. Adversus Eunomianos (orat. 27)//J. Barbel (ed.). Gregor von Nazianz. Die fünf theologischen Reden. Düsseldorf: Patmos–Verlag, 1963: 38–60 (TLG). S. Gregorius Theologus. Apologetica (orat. 2)//PG 35: 408–513 (TLG). S. Gregorius Theologus. Carmina de se ipso//PG 37: 969–1029, 1166–1452 (TLG). S. Gregorius Theologus. Carmina dogmatica//PG 37: 397–522 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Человек наделён свободной волей, а потому во всём, что касается духовной жизни, Бог не поступает против воли человека. Человек, о котором говорится в притче о неправедном заимодавце и который символизирует Бога, отпустил долги двум своим должникам, потому что они не могли отдать занятую сумму, а не потому, что не хотели. Поэтому Бог ничего от нас не требует кроме добровольного покаяния (Orat. IV, 85 В, С). Желая исцелить расслабленного, Христос спрашивает у него: «Хощеши ли здрав быти?» ( Ин. 5, 6 ). Вопрос этот не относится к физической болезни расслабленного, потому что и без его слов само собой ясно, что он хочет выздоровления. Но у расслабленного была ещё другая болезнь – духовная, т. е. грех . Христос хотел дать ему полное исцеление – по телу и по душе, поэтому спрашивает: «Хощеши ли здрав быти?», т. е. хочешь ли на будущее время остерегаться греха? Дай согласие и получи исцеление, потому что Я ничего не ищу насильственно. Ибо Я Тот, Кто давно сказал через пророка: «Аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте, аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст» ( Исх. 1, 19–20 ). Грехопадение человека произошло по наущению дьявола, причём дьявол воздействовал на него не силой, а хитростью. Вследствие греха Бог произнёс человеку осуждение на смерть (Orat. in Steph. Holl, S. 95, 2–3, 20–25). Поэтому после грехопадения установлен был брак, чтобы посредством его плодородия человечество сопротивлялось смерти (Orat. IV, 72 С, D – 73 А). Вследствие грехопадения человек из владыки вселенной стал рабом дьявола (Orat. in Steph. Holl, S. 94, 31–95, 11) и ниспал даже до состояния животных (Orat. I, 41 В). Христология Амфилохия Учение Амфилохия о Лице Иисуса Христа сложилось под влиянием двух факторов: его собственной критики аполлинарианства и воздействия на него христологии Григория Назианзина , получившей свою законченную форму также в борьбе с аполлинарианством. Григорий Богослов уже довольно ясно формулировал православное учение о Лице Иисуса Христа: в Спасителе две природы и одно Лицо. Он первый сделал попытку применить троичную терминологию в изложении догмата о Лице Иисуса Христа, но в обратном смысле: если в Троице одна сущность, или природа, и три Ипостаси, или Лица, то в Иисусе Христе две природы, или сущности и одно Лицо, или Ипостась (Greg. Nas. Ер. 101. Migne, PG, t. 37, col. 101 A, B).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010