8 Гл.8–9. – Библиотека творений святых отцов и учителей Церкви западной, издаваемая при Киевской духовной академии. Кн.1. Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Киев, 1891. Ч.2. С.183–184. 9 См. об этом: Dr. A. Seitz. Die Heilsnotwendigkeit der Kirche nach der altchristlichen Literatur bis zur Zeit des hl. Augustinus. Freiburg im Breisgau, 1903. S.84–87,154–156. 12 Против ересей. IV.33,7. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. М., 1871. С.527. – Прим. изд. 14 Epist. ad Rogatian. 4. (Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Ч.1. С.111.) 18 Cfr.: A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. 1. Freiburg im Breisgau, 1886. S.311. Amn.4. 19 De unitate Eccles. Cap.14. (Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Ч.2. С.188,189.) 24 De unitate Eccles. Cap.15. (Там же. Ч.2. С.190.) См. еще: De orat. Dominica (Там же. Ч.2. С.217–218). Epist. 43 ad Antonian. (Там же. Ч.1. С.239.) 25 De baptismo VI.24,39. PL Т.43. Col.196,197–198. Cfr. II.14,19. – Ibid. Col.138–139; Contra Cresconium II.33,41. – Ibid. Col.391. 36 Ириней. Против ересей. I,31; Ипполит. Contra haeres. Noeti, а также Philosoph. IX,12. PG. T.16. Pars 3. Col.3386A-B. Ср. еще замечания: I. Dollinger: Hippolytus und Kallistus, oder die Romische Kirche in der ersten Halfte des dritten Jahrhunderts. Regensburg, 1853. S.102; Прот. А.М. Иванцов-Платонов. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. С.93–94. Прим.44. 37 Слово богослов. 1. – Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова , архиепископа Константинопольского. Ч.3. М., 1844. С.14. Творения св. отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т.3. 39 Против Евномия. Кн.1. – Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.3. М., 1846. С.29. Творения св. отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т.7. 44 Письмо к брату Григорию. – Творения иже во святых отца нашего Василия Великого ... Ч.6. М., 1847. С.101. (Творения св. отцов в русском переводе... Т.10.) Вообще, весь относящийся сюда материал собран в цитированном сочинении проф. Лебедева. С.64–73,172–175. Мы заимствовали наиболее краткие и типичные места.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

 Bernardi J. Grégorie de Nazianze… Р. 139. См., также McGuckin J.A. Saint Gregory of Nazianzus... Р. 189.  Интересно, что говоря о своем епископском служении, свт. Григорий только в отношении Сасимской кафедры применял специальный термин «рукоположение» (греч. χειροτονα). См.: Gregorius Nazianzenus. Epistulae//TLG 2022.001. Epistle 50 section 4, line 3. ТГБ II. С. 450. Подтверждение этому мы находим и в сюжете одной из миниатюр, иллюстрирующей «Слово 9» в рукописи Paris. graec. 510, f. 67v, где изображен момент совершения над свт. Григорием епископской хиротонии. См.: Walter C. Biographical Scenes of the Three Hierarchs//Revue des Études Byzantines. 1978. T. 36. P. 240.  Так полагает Ж. Бернарди. См.: Bernardi J. Grégorie de Nazianze… Р. 140. Митрополит Иларион (Алфеев) говорит об отряде воинов, которые воспрепятствовали свт. Григорию попасть в Сасимы. См.: Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение... С. 58. С.В. Троицкий в качестве канонической причины, помешавшей святителю занять свою кафедру, указывает на рукоположение Анфимом в Сасимы своего кандидата, что маловероятно. См.: Троицкий С.В. О правах епископов, лишившихся кафедр без своей вины: Каноническая норма [Электронный ресурс]/URL: (дата обращения: 22.03.2021). У самого Богослова и в других источниках всех этих подробностей мы не найдем. Лишь слабый намек на вышеприведенные детали можно усмотреть в Слове 13-м. См.: Gregorius Nazianzenus. In consecratione Eulalii Doarensium episcopi (orat. 13)//TLG 2022.026. Volumen 35 page 853, line 34-45; page 856, line 1-11. ТГБ I. С. 173-174.  Grégoire de Nazianze. Discours 43/Intr., texte critique, traduction et notes par J. Bernardi. Paris: Cerf, 1992. P. 248-250. (SC 384). ТГБ I. С. 539-540. Как считает ряд исследователей, эта норма была позднее зафиксирована 2-м правилом Второго Вселенского Собора. См. обзор мнений: Константинопольская Православная Церковь. История: От основания Константинополя до начала IV Вселенского Собора. Преобразование провинциальной кафедры в Патриарший престол (IV – 1-я пол. V в.)/[Г.Е. Захаров]//Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2019. Т. 37. С. 200-201.

http://bogoslov.ru/article/6170568

– Что общее мнение предпочтительно уважало безбрачие в высшем духовенстве, это видно между прочим из свидетельства того же св. Григория, который говорит, как многие в его время отлагали свое крещение, желая получить его от епископов, или пресвитеров – только не женатых. Orat. 40. De baptis. 30 За несоблюдение этого правила в своем доме и в своем клире еще в III веке был осужден Павел Самосатский. Euseb. 7, 10 31 Сопс. сар. 3–2. Н. Е. 1, II. 1, 23. Однако Собор не запретил желающим нести это бремя, а предоставил их доброй воле: τ γνωμ τν βουλομνων απεχεσθαι τν γαμετων καταλειψαντες. 32 Это подтверждено было и гражданским постановлением. Codex. Theodos. Lex. 44. de Episcopis et Presbyteris. 33 Iustin. Novell. 6. сар. 1. Prius autem aut monasticam vitam professus, aut in clero constitutus, uxori tamen non cohaereus, nec filios habens.» Юстиниан прибавляет: «dudum cohaerentes uxoribus non perscrutamur, omne praeteritum relinquentes, de caetero autem nulli permittentes uxorem habenti talem imponi ordinationem.» 35 Западные соборы конца III и начала IV века вообще требуют от священнослужителей строгой чистоты воздержания, без расторжения супружества, а развода требуют только в случае бесчестия их супруг. След. лица, в супружестве бывшие, еще допускались в клир церковный. Concil. Illiberit. can. 33. 65. 36 Siricii P.(an. 385) can. 3. Innocentii 1 (404) can. 2. Leonis. 1. (an 443) can. 5. Concil. Aurel. 2(452) can 7. caet. 37 Tolet. (531) сап. 1. Turon. (567) сап. 19. Altiss. (570) сап. 20–22. Gregor. 1. (591) 38 Rom. (743) с. 1. 2. August. (952) с. 1. II. 16. 17. 19. cf. Lehrbuch. d. Kirchenrechts aller christ. Confessionen. . F. Walter. § 212. Вопп. 1842 39 Один из западных писателей XI века пишет о состоянии своей Церкви в V – VII веках: «cum vulgus clericorum per viam effrenata licentia nemine cohibente gauderetur, coeperant ipsi presbyteri ac diaconi laicorum more uxores ducere susceptosque filios haeredes testamento relinquere; nonnulli etiam episcoporum, verecundia omni contempta, cum uxoribus domo simul in una habitare. Et haec consuetudo intra urbem (Romam) maxime pupullabat». Mabillon. аста Sanctor. pars. 2 pag. 461. Walter. lehrbuch d. kirchenrechts: 42 Рр. III ет III. ар. Gratian. de Cler. conjug. Concil. Trid. Sess. 23. сар. 6. 17. de reform.; sess. 24. сар. 9 de matrim. В настоящее время Церковь западная следует правилам прежним, по тридентскому собору; но гражданские права священнослужителей в отношении к браку, определяются в каждом государстве своими и местными законами. Walter. § 213. Протестанты своих проповедников освободили от всех правил этого рода. Conf. Helvet. 2. Агт. 27. Angusm. Conf. tit. 2. Anglic . Conf. агт. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

653 ( Gregorius Naz. In sancta lumina (orat. 39) 36, 344:18–20. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 39:9//ПТСО 1 (2011), 454.) 655 ( Gregorius Naz. Apologetica (orat. 2) 35, 480:23–27. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 3:71//ПТСО 1 (2011), 49.) 657 ( Gregorius Naz. In dictum evangelii: Cum consummasset Jesus hos sermones (orat. 37) 36, 297:21–24. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 37:13//ПТСО 1 (2011), 437.) 658 ( Gregorius Naz. De moderatione in disputando (orat. 32) 36, 201:15–21. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 32:24//ПТСО 1 (2011), 402.) 660 ( Gregorius Naz. Apologetica (orat. 2) 35, 500:5–9. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 3:96//ПТСО 1 (2011), 55.) 661 ( Gregorius Naz. De moderatione in disputando (orat. 32) 36, 201:33–42. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 32:25//ПТСО 1 (2011), 402–403.) 662 ( См., например: Gregorius Naz. In theophania (orat. 38) 17–18. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 38:17//ПТСО 1 (2011), 449–450.) 664 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 648:5–11. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:110//ПТСО 1 (2011), 100.) 666 ( Gregorius Naz. In novam Dominicam (orat. 44) 36, 612:42. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 44:5//ПТСО 1 (2011), 555.) 667 ( Gregorius Naz. In sanctum baptisma (orat. 40) 36, 368:14–17. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 40:8//ПТСО 1 (2011), 463–464.) 668 ( Gregorius Naz. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11) 35, 840:11. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 11:6//ПТСО 1 (2011), 168.) 669 ( Gregorius Naz. In theophania (orat. 38) 36,313:7–14. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 38:2//ПТСО 1 (2011), 442.) 676 ( Gregorius Naz. In sancta lumina (orat. 39) 36, 336:35–36. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 39:2//ПТСО 1 (2011), 451.) 677 ( Gregorius Naz. In pentecosten (orat. 41) 36,429:5–9. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 41:1//ПТСО 1 (2011), 487.) 678 ( Gregorius Naz. De pace 1 (orat. 6) 35, 749:28–32. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 6:22//ПТСО 1 (2011), 135; см. также: Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11) 6.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

460 ( Gregorius Naz. De filio (orat. 30) 21:1. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 30:21//ПТСО 1 (2011), 375.) 462 ( Gregorius Naz. Apologetica (orat. 2) 35, 500:23–27. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 3:98//ПТСО 1 (2011), 55.) 463 ( Gregorius Naz. De filio (orat. 30) 21:27–30. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 30:21//ПТСО 1 (2011), 375.) 465 ( « Λγε νοομενε κα νθρωπε θεωρομενε» (Gregorius Naz. In sanctum pascha (orat. 45) 36,664:13). Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 45,30//ПТСО1 (2011), 574. См. также: Carmina dogmatica 9; Epistulae theologicae 101,42.) 470 ( Gregorius Naz. De theologia (orat. 28) 2:31–32. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 28:2//ПТСО 1 (2011), 334.) 472 ( Gregorius Naz. In sanctum pascha et in tarditatem (orat. 1) 35, 400:26–31. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 1:6//ПТСО 1 (2011), 22.) 475 ( Ibid. 24. См. также: In dictum evangelii: Cum consummasset Jesus hos sermones (orat. 37) 17.) 476 ( Gregorius Naz. Supremum vale (orat. 42) 46, 480:13–15. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 42:18//ПТСО 1 (2011), 504.) 478 ( Gregorius Naz. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11) 35, 840:11. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 11:6//ПТСО 1 (2011), 168.) 479 ( Gregorius Naz. In sanctum pascha et in tarditatem (orat. 1) 35, 397:29–30. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 1:4//ПТСО 1 (2011), 22.) 480 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 652:33–36. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:114//ПТСО 1 (2011), 101 – 102.) 481 ( Gregorius Naz. Apologetica (orat. 2) 35, 457:5–8. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 3:48//ПТСО 1 (2011), 41–42.) 482 ( Gregorius Naz. In sanctum pascha (orat. 45) 36, 633:2–3. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 45:8//ПТСО 1 (2011), 563.) 483 ( См.: Gregorius Naz. De moderatione in disputando (orat. 32) 36, 209:37–41. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 32:32//ПТСО 1 (2011), 405–406.) 484 ( Gregorius Naz. De spiritu sancto (orat. 31) 21:4–7. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 31:21//ПТСО 1 (2011), 385.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

416 ( Gregorius Naz. In pentecosten (orat. 41) 36,436:9–11. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 41:4//ПТСО 1 (2011), 489.) 417 ( Gregorius Naz. In sanctum pascha (orat. 45) 36, 653–656. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 45:23//ПТСО 1 (2011), 571.) 419 ( Gregorius Naz. In novam Dominicam (orat. 44) 36, 612:42. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 44:5//ПТСО 1 (2011), 555.) 420 ( «...ορτν οσαν διαβατριον» (Gregorius Naz. Epistulae 120, 1:5). Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Письмо 120//ПТСО 2 (2011), 494.) 421 ( Gregorius Naz. In pentecosten (orat. 41) 36, 444:24. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 41:11//ПТСО 1 (2011), 492.) 422 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 648:3–5. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:110//ПТСО 1 (2011), 100.) 423 ( Gregorius Naz. In Machabaeorum laudem (orat. 15) 35, 912:37 – 913:2. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 16:1//ПТСО 1 (2011), 208.) 424 ( Gregorius Naz. Carmina de se ipso 969:4 – 970:4. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Стихотворения исторические 1//ПТСО 2 (2011), 179.) 425 ( Gregorius Naz. Carmina dogmatica 518:7–10; 521:5 – 522:3. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Стихотворения богословские 36; 39//ПТСО 2 (2011), 47–48.) 426 ( Gregorius Naz. De filio (orat. 30) 5:26–27. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 30:5//ПТСО 1 (2011), 366.) 427 ( Gregorius Naz. In Machabaeorum laudem (orat. 15) 35, 912:38–39. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 16:1//ПТСО 1 (2011), 208.) 428 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 589:3–6. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:67//ПТСО 1 (2011), 80.) 429 ( Gregorius Naz. De moderatione in disputando (orat. 32) 36, 200:47–50; 201:10–11. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 32, 23//ПТСО 1 (2011), 402. См. также: Слово 33:9.) 430 ( Gregorius Naz. De pauperum amore (orat. 14) 27; De moderatione in disputando (orat. 32) 11, co ссылкой на 1Kop.12:28.) 432 ( Gregorius Naz. Epistulae theologicae 101, 51–52. См. pyc. пер.: Григории Богосл. Письмо 101//ПТСО 2 (2011), 483.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Для достижения этой цели он пользуется несколькими приёмами. Наиболее распространённым приёмом, который встречается во всех беседах, служит обращение эпического повествования в повествование личное и драматическое. Проповедник часто обращается от себя лично с вопросом к лицам, о которых повествуется в изъясняемых текстах, и заставляет их отвечать на поставленные вопросы также в личной форме. В беседе на Рождество автор обращается с вопросами к пророку Исайе и влагает в его уста ответ на них (Orat. I, 36 С – 37 С). Иногда он заставляет действующих лиц вступать в разговор между собой. Таков, например, диалог между Симеоном и Девой Марией (Orat. II, 56 В – 57 В), или разговор Иисуса Христа с Марфой (Orat. III, 61 В – 64 А). Иногда проповедник влагает в уста библейских лиц целые речи. Такова, например, речь Анны пророчицы (Orat. II, 52 С – 53 В), речь Иисуса Христа к иудеям (Orat. III, 64В, С; Orat. IV, 81 С – 84 D). От лица грешницы Амфилохий излагает её размышления (Orat. IV, 73 С-76 В). Иногда от своего собственного лица Амфилохий обращается с порицанием к фарисею (Orat. IV, 80 D-81 А) 8 . Амфилохий как догматист Догматические воззрения Амфилохия сложились под непосредственным влиянием каппадокийцев, с которыми он был связан родственными или дружественными узами. Но в них обнаруживается и индивидуальная печать личности Амфилохия. По сравнению с каппадокийцами он был философски гораздо менее образован и совершенно чужд философских интересов. Изучение языческих писателей, по его мнению, полезно только в том отношении, что формально подготавливает к занятию богословскими вопросами и оказывает известное влияние на нравственность. По существу же языческая философия содержит только басни и является пустой болтовнёй (Ad Seleuc., 49 ff). Подобные мысли высказывали и другие писатели, что не мешало им, однако, подчиняться этой философии и по существу. Амфилохий свободен от такой зависимости. Это сказывается, прежде всего, в его полном равнодушии к спекулятивному богословию Оригена , которое так ценили и под влиянием которого в большей или меньшей степени находились каппадокийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

А. И. Бриллиантов, И. С. Эригена, с.227–228. 32 Св. Григорий Нисский, De hom. inis opificio, 16. 16. 22, PG.44, 185D,196A,192A,208A; р. п. I, 144–145,153,149,167. 33 Ibid. 17. 22, PG.44, 188D. 205A; р. п. I, 146–147,165. 34 Ibid. 16. 20, PG.44, 185AD,201A; р. п. I, 143,144,160. 35 Orat. catech. 8, PG.45, ЗЗВС; р. п. IV, 29. 36 Св. Афанасий Великий. Oratio de incarnat. Dei VerbI,5. 6, PG.25, 105B-108A; р. п. I.2, 197–199. 37 Ibid. 44, PG.25, 176AB; р. п. I.2, 248–249. 38 Ibid. 7. 10. 20, PG.25, 109A,113B,129D; р. п. I, 200,203,216. 39 Ibid. 10. 14. 16. 435, PG.25, 113A,121B-C,124BC,176D; р. п. I.2, 203,209,211.249. 40 Ibid. 9. 10. 26, PG.25, 112AB,113C,140D; р. п. I, 201–202,204,223. 41 Ibid. 54, PG.25. 192B; р. п. I, 260; De incarnat. et contra arianos 8, PG.26, 996A; р. п. III.2, 257. Эти взгляды в общем разделяли и оба Григория (св. Григорий Богослов, Or.1, n.5; Or.2, n.23–24, PG.35,397C,432C-434A; р. п. I, 3,5,24; Or.29, n.19;30, n.21;38, n. I.3, PG.36, 100А,132А,325ВС; р. п. III, 59,81–82,202–203; св. Григорий Нисский, Or. catech. 25, PG.45,65D-68A; р. п. IV, 66–67); только св. Григорий Нисский присоединял еще оригенистическую теорию выкупа у диавола (Orat. cat. 23. 26, PG.45, 61А. В,64А,68А; р. п. IV, 60–62,67), с которой решительно не соглашался св. Григорий Богослов (Or.45, n.22, PG.36, 653АВ; р. п. IV3,142). 42 Св. Афанасий Великий. Or. contra arianos II,70, PG.26, 296A-B; р. п. II.2, 353:«He обожился бы человек, сочетавшись с тварию [Логосом, как о Нем учили ариане], если бы Сын не был истинный Бог.. И не освободились бы мы от греха и проклятия, если бы плоть, в какую облеклось Слово, не была по естеству человеческая (потому что с чуждым для нас не было бы у нас ничего общего)». 43 Св. Григорий Богослов, Ог.30, n.17, PG.36, 112C,353D-356C; р. п. III, 68,221. Or.5, n.124, PG.35, 664С; р. п. I, 144. 44 Св. Григорий Нисский, Orat. catech.33,35, PG.45, 84A,88A. D.; р. п. IV, 85,89,90–91. св. Григорий Богослов, Ог.39, n.17, PG.36, 353С; р. п. III, 220; Or.40, n.7,9,10, 365D,69B,372A; р. п. III, 228,230,231. 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

4:31; 43–4; Socr. 2:1; Gibbon 2:291–4. О волшебных обрядах и суевериях, бывших в ходу у философской партии, см. Broglie 3:151–75. 1056 Jul. ad. Athen. pp. 273–4; Amm. Marcell, 22:3, 4; Socr. 3, 1; Soz. 5:3; Gibbon. 11:273–4, 330. Григорий Назианзин не мог найти ничего одобрительного в нем кроме того, что, пригласив многих из своих прежних азиатских знакомых ко двору, он разочаровал их надежды на величие, о котором они мечтали. Orat. 5:20. 1073 Socr. 3:16; Soz. 5:18; Vit. Greg. Naz. (сочинения монаха по имени Григорий, в 1-ом томе Бенедиктинского издания) 37. 1079 Amm. Marc, 22:1; Greg. Natr. Drat. 5:4–7; Rufin, 1:37–9; Philostorg. 7:9; Chrysost. adv. judaeos, 6:11 (t.1); Socr. 3:20: Soz. 5:22; Theod. 3:20. 1083 Soz. 6:2; Theodoret 3:23–4; Chron. Paschal. 363 г. Об этом были так же языческие знамения (Amm. Marc. 23:1, 3; 25:2). Христиане верили что Юлиан приносил многих молодых людей в жертву с целью отгадать будущее (Socr. 3:13). 1096 Hard. 1:733. См. Hilar De Synod 68–71; Rufin 1:28, 29; Socr. 3:7; Soz. 5:12; Greg. Naz. Orat. 21:35, 36. 1099 Socr. 3:9; Soz. 5:13. Из Диалога бл. Иеронима против люцифериан с.3) видно, что Люцифер не признавал рукоположения полученного от ариан, но признавал арианское крещение; между тем, некоторые из его последователей перекрещивали обращенцев даже из церкви. 1109 Тем не менее из жалоб Ливания (Vita р. 46; Orat. 10:327, t. 2, edit. Morel) видно, что в это царствование он страдал от черни в различных местах. 1112 См. Athanas. 1:778–9; ad Jov. De Fide там же 780; Rufin 2:1; Socr. 3:24; Soz. 6:5; Theodoret. 4:2. Находясь в Антиохии, Афанасий имел общение с Павлином. 1113 Socr. 3:25; Soz. 6:4. Бл. Иероним говорит в своей «Хронике» (367 года), что они отвергали как омоусион, так и аномион, и принимали средний термин омиусион. Но вернее, по-видимому, то что они истолковывали омоусион как омиусион. Petav. De Trinit 4, 6:4. 1129 В собственных поэмах этого папы средний слог его имени всегда короткий, как напр. «ut Damasi praecibus favias, precor inclyta virgo», Carm.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 ibi. Это понятие у Мария Викторина указывает на умопостигаемый мир в целом: Бога, вечные идеи, а также бестелесные ангельские сущности, природа которых проста. 25 puncti fluentum. Ср. Adv. Ar. I 60, а также: Philo. De opif. mund. 49; Procl. Comm. Euclid. 9, p. 97. 13 29 Положение о том, что подобие, в отличие от тождества и равенства, может заключаться только в качестве, восходит к логике Аристотеля. Ср. также: Adv. Ar. I; II. 32 Марий Викторин различает в Боге внутреннее покоящееся движение (внутренний акт жизни и мышления, совпадающий с бытием), которое есть Бог Отец, и внешнее проявленное движение (жизнь и мышление как результат внутреннего движения), которое есть Сын и Святой Дух. См.: Adv. Ar. III 2; VI passim. Ср. также: Greg. Naz. Orat. 23. 7. 33 Iuxta superplenum. Ср. τ περπλρες – Plotin. Enn. V 2. 1. 7–9; ср. также: Greg. Naz. Orat. 29. 2. 36 Inmutatio ergo Dei et inversio duplex. То есть, Бог изменяется дважды: когда рождает Сына и когда перестает Его рождать. 37 juxta voluntatem. Это точка зрения ариан, в том числе евномиан; см.: Athanas. Magn. Contra Arian. III 60–66; Greg. Naz. Orat. 29. 6–7. 38 effectio voluntatis. Строго говоря, такое предшествование желания действию должно быть свойственно лишь тварным существам, прежде всего, человеку, который является сложным существом. Согласно и «Кандиду», и Викторину, в Боге как абсолютно простом то и другое совпадают (см. первый тезис «Кандида» в начале этой главы). Именно поэтому «Кандид» допускает в Боге предшествование желания действию лишь в логическом, а не хронологическом отношении. См. ниже. 40 Хотя термин «сущность» и его производные отрицали омии (см.: Adv. Ar. I 29 и др.); это утверждение имеет силу и для Викторина, поскольку Бог Отец для него – это «Не сущее, которое выше сущего» (см. De gen.). 42 Insubstantialis ergo deus. Другими словами, в Боге нет сущности как субъекта, отличного от своих предикатов. Это положение о субстанциальной простоте Бога разделял и Викторин. О несубстанциальности см.: Adv. Ar. II 1. 24–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010