выше, с.28, прим.5), но особенно оно было развито св. Мефодием Олимпийским (см. ниже, с.99, прим.6) и преп. Макарием Египетским (в конкретно–наглядной форме, см. гл.«Мистика…», прим. 11, 21, 23, 25), а также (в смысле подражания Христу и перенесения в душу Его духовных сил — созерцаний) св. Григорием Богословом (Ог.37, n.12, PG.36, 297А; р. п. III.3, 85; Or.38, п.1.4,313А,316А; р. п. III, 193. 194; Or.39, р.10,17,31,34, 345В,353С,404В,408В–С; р. п. III,214,220,251,254; см. слова на Господские праздники, где вся евангельская история толкуется в применении к таинственной жизни Господа в душах верующих; ср. гл.«Свв. Григорий Богослов,…», прим. 29). Преп. Максим более всего приближается к св. Григорию Богослову, немного менее к св. Мефодию. 538 Quaest. ad Tahl. XXII, PG.90, 320A, p.45 [р. п. II,76]; schol.3, 321D, p.47 [р. п. II,239] (cap. quing. I,62); LXI,637D, p.220. Ambigua, PG.91, 1385B-C, f.253a; 1084C, f.125b. Ad Thomam, PG.91, 1040D, f.107b. Orat. Dom. expositio, PG.90, 877A, p.347 [р. п. I,187]. Quaest. ad Theopemptum, PG.90, 1400D, p.640 [р. п. I,207]. Св. Григорий Богослов, Or.38, n.13, PG.36, 325C; р. п. III.3, 202; Or.40, n.45, ibid. 424B; р. п. III,264; cp. or.1, n.5, PG.35, 397C-400A; р. п. I.3,5. 539 Cap. theol. II,11 [р. п.1,236]. 540 Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 400C, p.91 [р. п. II,126]; XXII,321B, p.47 [р. п. II,77]. 541 Ibid.; Orat. Dom. expositio, PG.90, 889C,897A, p.354,358 [р. п. I,193. 196]. Cap. quing. I,9. 542 Ambigua, PG.91, 1360C. 1364C, f.243b. 245a. 543 Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90,525AB, p.160 [р. п. II,194]. Отсюда никто, согрешая, не имеет права ссылаться на немощь естества, ибо единение с Логосом достаточно укрепляет его: ibid. LIV, schol.31,563A, p.164 [р. п. II,316] (cap. quing. III,46). 544 Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 685C, p.246–247. Учение о Церкви как воплощении Христовом не так развито у преп. Максима, как учение о воплощении в»малой церкви»души каждого верующего (ради которой существует и великая Церковь, resp. храм; ср. Mystagogia 5, PG.91, 681D, p.505 [р. п. I,166]) и даже не так, как у св. Мефодия Олимпийского (Convivium, III,8–9. VIII,6 (Церковь); VIII,8,9. VII,4 (душа), PG.18, 73А-76А, 148АВ; 149В; 152В. 129В–С; р. п.(2 изд.,1905), с.51–53,93–94;95,97,83), которому преп. Максим следует в учении о том и другом воплощении, как и в некоторых других пунктах, например, в истолковании Зах.4:1–3 в приложении к Церкви (Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 665С,677В. 688А, p.235,242,247; cp. Convivium, V, 8. X, 6, PG.18, 112A-B,204A; р. п., с.73,128), в символике чисел (Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C, p.89 [р. п. II,123]; LV; 545D, p.171 [р. п. II, 201–202]; cp. Convivium, VIII,11, PG.18, 156AB; р. п., с.99). О церковном устройстве преп. Максим почти не говорит ничего, сосредоточиваясь главным образом на созерцании внутренней стороны жизни Церкви и на истолковании богослужения. 545

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Августин, утверждая, что «три из них относятся к жизни вечной, четыре - к жизни нынешней» ( Aug. Serm. 59. 9). Первые 3 прошения берут начало в этой жизни, но обращены к вечности, где мы и ожидаем их исполнения, остальные 4 соотносятся с нуждами этой временной жизни ( Idem. Domin. in Mont. II 10. 36-37). Блж. Августин - единственный из авторов древней Церкви, кто пытался дать числу прошений молитвы «О. н.» символическую интерпретацию, сопоставляя их с 7 евангельскими блаженствами и 7 дарами Св. Духа (Ис 11. 2 - Aug. Domin. in Mont. I 3. 11; 4. 11; II 11. 38). Исследователи предполагают, что на возможность подобного сопоставления могло повлиять использование всех рассматриваемых текстов в чине крещальной литургии ( Hammerling. 2010. P. 97-98). Место и значение молитвы «О. н.» в жизни древней Церкви Особое значение «О. н.» в жизни ранних христиан проявлялось в ее центральной роли, к-рую играла эта молитва в катехизической, литургической жизни Церкви, а также в различных формах личного благочестия. Широкая распространенность «О. н.» определялась содержанием краткой молитвы, лаконично заключающей в себе призывы к практической жизни в соответствии с основными положениями христ. вероучения. Учительное значение «О. н.» широко отражено в трудах ранних экзегетов, где она преимущественно рассматривалась как текст, содержащий в кратком изложении основы христ. веры и образа жизни. Тертуллиан утверждал, что в словах молитвы заключено «краткое изложение всего Евангелия» (breviarium totius evangelii - Tertull. De orat. 1. 2), полагая, что текст «О. н.» «содержит почти все слова Господа и напоминание всего нравственного учения (commemoramio Disciplinae)» (Ibidem). Сщмч. Киприан Карфагенский назвал «О. н.» «кратким перечнем небесного учения» (coelestis doctrinae compendium - Cypr. Carth. De orat. Dom. 6). По словам Петра Хрисолога, «О. н.» есть «кратчайшее обучение» пониманию того, что представляет из себя молитва ( Petr. Chrysolog. Serm. 70. 11). Свт. Григорий Нисский понимал «О. н.» как руководство не просто к молитве, но и «к богоугодной жизни» ( Greg.

http://pravenc.ru/text/2581755.html

Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна.//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2002, Т. X, C. 92. Свт Кирилл Александрийский. О поклонении и служении в Духе и Истине.//Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. VIII C. 381. Свт. Григорий Богослов. Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе.//Собрание творений. Минск, Москва, 2000 Т. I. С. 530. Свт. Василий Великий. Против Евномия книга третья.//Творения в пяти томах. М., 1993. Ч. III. С. 168. Свт. Григорий Богослов. Слово 37. На евангельские слова: «Когда окончил Иисус слова сии…».//Собрание творений. Минск, Москва. 2000. Т. I. С. 618. Gregorius Nazian. In dictum evangelii (orat 37) 36. 284: 33. TLG 2022/45. Ср. рус. пер. Свт. Григорий Богослов. Слово 37. На слова : Когда окончил Иисус слова сии..//Собрание творений Минск Москва, 2000 Т. 1, С. 618.   Basilius M.Adversus Eunomium. libr 2. 29. 624: 19. TLG. 2040/19. Ср. рус. пер. Свт. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестиваго Евномия.//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа кесари каппадокийския. М., 1993. Книга вторая Ч. III С. 103. Чекановский А. Искупительный подвиг Христа Спасителя с точки зрения церковного учения о лице Его.//Труды Киевской Духовной Академии. вып. з. 191,3 С 7 .   Gregorius Naz . In dictum evangelii: Cum consummasset… 3. 285: 43.TLG. 2022/45. Свт. Григорий Богослов. Слово 37. На евенгельские слова: Когда окончил Иисус слова сии… и проч. (Матф. 19,1)//Собрание творений. Минск Москва, 2000 T.I С.620. Преподобный Исидор Пелусиот. Письмо 103. Для чего Господь по воскресении троекратно вопрошал Петра о любви?//Письма. М., 2001. T.I, С.52.  Центральным пунктом в учении Иринея о Христе, как возстановителе первоначального общения и единения Бога и человека, является мысль о Нем, как втором Адаме, заимствованная у ап. Павла, но развитая им совершенно в оригинальном смысле. Христос был второй Адам, воспроизведший в Себе все подробности жизни первого Адама, обычное течение жизни каждого из его потомков и ставший как бы итогом всей прошлой истории человечества. Он возглавил в своей человеческой природе всех людей. А. Спасский. «История догматических движений в эпоху вселенских соборов». Сергиев Посад 1914. С. 20

http://bogoslov.ru/article/2894303

1285 Феодосий позаботился перенести мощи еп. Павла, останки Мелетия и др., что сопровождалось большими торжествами. Так, напр., останки Мелетия, вопреки древнему закону римлян, вносились внутрь городов и в каждом месте были встречаемы новой сменой песнопений. См. Sozom. H. E. VII, 10; VII, 21; VII, 29; Socr. V, 9 и т. д. 1289 Эту мысль проводит во всем своем сочинении Peter Erasmus Müller “Commentatio historica de genio, moribus et luxu aevi Theodosiani” Havniae 1797–1798, Patricula I et II. 1290 Не находя возможным представить подробный обзор деятельности императоров до Феодосия В. в области поднятия нравственного уровня империи, мы ограничимся ниже только кратким замечанием о значении IV в. в истории христианизации. 1296 См., напр., Творения, ч. III, стр. 212. Migne ser. gr. t. XXXVI; Or. 36, p. 280; V, 192–203; V, 257–260 и т. п. Migne s. gr. t. 37, p. 884, p. 1542 sq. 1318 Alfred Rambaud “Le sport et l’ hippodrome à Constantinople” в Revue des deux mondes. August 1871, p. 773–774. Ипподром, как известно, был основан Септимием Севером, но был разрушен и снова вызван к жизни Константином В. См. Rambaud. Op. cit. p. 772–773. 1323 Ibidem, p. 788. Жители Константинополя в данном случае совершенно копировали жителей Рима. См. Гиббон. Op. cit. стр. 427–429. 1326 Григорий Б. (Творения, ч. III, стр. 175; ср. V, стр. 250–260) отмечает любовь Константинополя к зрелищам. Migne s. gr. t. 36, Orat. XXXVI, p. 280. Cp. t. 37 p. 1586–1587. 1330 Фактически известно, что Валентиниан II на свои деценналии, сопровождавшиеся зрелищами, играми, истратил 1600 фунтов золота (Symmachi, l. X, Ep. 33, Migne XVIII, ser. lat.), а Симмах в честь претуры своего сына – до семисот тысяч рублей (ep. 8, I, IV). Вообще игры и зрелища стоили всегда очень дорого. Подробно об этом см. Фридлендер “Картинки из истории римских нравов от Августа до последнего из Антонинов”. Русск. пер. СПБ, 1873. Т. II, стр. 398–400. 1332 Cod. Theod. XV, V, 2. Закон адресуется на имя Руфина, префекта претории, который занял эту должность в 392 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разработка методологической базы такого подхода выходит за рамки нашего исследования и является делом будущего.   Список сокращений БВ — Богословский вестник (Журнал Московской духовной академии). Сергиев Посад. БТ — Богословские труды. Сборники. Издание Московской патриархии. М., 1958— . Вестник ПСТГУ — Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета. Москва. ТГБ I–II — Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения. М.: «Сибирская Благозвонница», 2007. Т. 1–2. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1–2). BHG — Halkin Fr. Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxelles, 1957 (Subsidia hagiographica 8a). COGD — Conciliorum oecumenicorum generaliumque decreta: Editio critica/Cur. G. Alberigo et al.: in 3 vols. Turnhout: Brepols, 2006. T. I. CPG — Clavis Patrum Graecorum/Cura et studio M. Geerard Tumhout: Brepols. Vol. II. Ab Athanasio ad Chrysostomum 2000–5197). Tumhout: Brepols, 1974. (Corpus Christianorum). CPGS — CPG + Supplementum/Cura et studio M. Geerard et J. Noret, adiuuantibus F. Gloire et J. Desmet. Tumhout: Brepols, 1998. (Corpus Christianorum). CPL — Clavis patrum latinorum.../Commode recludit E. Dekkers... praeparavit et ivvit A. Gaar Editio tertia avcta et emendata. Steenbrvgis: Brepols, 1995. PG — Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866.T. 1–161. PL — Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series latina. Parisiis, 1844–1864. T. 1–225. Rhalles-Potles (1852) — Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων, τν τε γων κα πανευφμων ποστλων κα τν ερν Οκουμενικν κα Τοπικν Συνδων κα τν κατ μρος Πατρων: ν ς τ./Εκδ. Γ. Α. λλη, Μ. Ποτλ. θνησιν, 1852. T. β. Rhalles-Potles (1853) — Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων, τν τε γων κα πανευφμων ποστλων κα τν ερν Οκουμενικν κα Τοπικν Συνδων κα τν κατ μρος Πατρων: ν ς τ./Εκδ. Γ. Α. λλη, Μ. Ποτλ. θνησιν, 1853. T. γ. SC — Sources Chrétiennes. Paris, 1942– . TLG — Thesaurus linguae Graecae. [Electronica] Versio E [-5] (2000). 1 CD-ROM.   Gregorius Nazianzenus. De vita sua. 583-606; Gregorius Theologus. De seipso et de episcopis//PG 37. Col. 1172–1173. Bernardi J. Grégorie de Nazianze… P. 152. Grégoire de Nazianze. Discours 43/Intr., texte critique, traduction et notes par J. Bernardi. Paris: Cerf, 1992. P. 120. (SC 384). Ср.: Gregorius Theologus. Funebris oratio in laudem Basilii Magni Caesareae in Cappadocia (orat. 43)//PG 36. Col. 497; Gregorius Theologus. De seipso et de episcopis//PG 37. Col. 1172. Григорий Богослов/[И. Алфеев, М. Желтов, А.А. Турилов и др.]//Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. Т. 12. С. 672. Аллюзия на 14 апостольское правило. См.: Rhalles-Potles (1852). Σ. 18.

http://bogoslov.ru/article/6170984

1596 В недели Adventus и в Четыредесятницу говорит священник: «Benedicamus Domino«(блarocлobuм Господа). Отвечают: Благодарение Богу. На литургиях заупокойных священник говорит: Да почиют в мире (requiescant in pase ). Отвечают: Аминь. В пасхальное время к словам: ite, missa est, прибавляется аллилуиа; и то и другое произносится нараспев, как и в некоторые другие праздники. См. миссал. 1597 На литургиях заупокойных благословение не преподается, а при служении папском преподается трижды. 1598 В некоторые большие праздники, падающие на простые дни Четыредесятницы и других постов, на литургии читаются праздничные Евангелия, а после литургии Евангелия дневные. На третьей литургии в день Рождества Христова в конце читается Евангелие праздника Богоявления (см. Мф. 2: 1–12 ). Daniel, р. 112. 1602 Spic. Rom., ed. ab Ang. Maio. T. IV, p. 32. Слова его повторяет Феодор или Николай, епископ Андидский (VIII в.) в изложении литургии к епископу Фитии Василию. L. Allat. De missa praes., p. 1580. 1607 Bas. Mag. Ep. 93. Gr. Naz. Orat de sor. sua Cyr. Al. Kp. ad Caios Proem, lib. contr. Antromorph Tertul. ad uxor, lib. 2. C. 5. Cypr. lib. de lapsis Hieron. Ep. 50 ad Pammach. Вообще этот обычай мог продолжаться до запрещения Трулльским собором (пр. 58): «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе «Божественные Таины». См.: Опыт курса церковных законов архимандрита Иоанна. Вып. 2. С. 448. 1609 Lit. Mozar. Edit. Migne. Patr. Curs. Comp. T. LXXXV, p. 421–434. Notae. В самом Риме во времена Иннокентия I († 417) еще не совершалась преждеосвященная литургия в Великий пяток, как видно из его слов (Ер. ad Decent, С. 7): traditio ecclesiae habet, isto biduo (т.е. в Великий пяток и Великую субботу) sacramenta penitus non celebrari. 1611 Опыт курса церковных законов архимандрита Иоанна. Вып. 2. С. 430; Const. Apost. VIII: 35, 36. 1613 L. Allat. Op. cit., р. 1583. В правиле Трулльского собора нет постановления о совершении преждеосвященной литургии в девятый час (по греческому церковному счислению, т.е. в три часа пополудни) и соединении ее с вечерним служением, но это разумелось само собою и для последующего времени осталось в предании, которое сохранилось в древних церковных уставах, например, монастыря Казулийского в Калабрии (Allat, ук. соч., р. 1559; и в древнейших списках литургии, например Барбериновом и Криптоферратском (Goar. Euchol. ed. 1647, p. 201). Goar замечает об этом (р. 209, 37): vesperarum hora tantum celebratur; nunc autem, relaxato etiam in oriente jejunii rigore, circa meridiem.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1826 «У нас в городе был человек женоподобный, какое-то египетское привидение, злое до бешенства, пес (циник) и пес из мелких, уличный прислужник, безгласное зло, китовидное чудовище, красный, черноволосый, курчавый косматый... Максим не принадлежит уже к числу мужчин... О том изгнании, которому подвергся Максим за срамные дела, уверял он, что потерпел ради Бога: он был наказан бичами, а мне казался победоносцем»... и мн. др. под, (Migne, gr. s., t. 37, p. 1081, 1095). 1827 Разумеем Orat. XXXIV in Aegyptiorum advetum (на пришествие египтян). Migne, gr. s., t. 36, p. 255. Ullmann (s. 206 и 207) затрудяются определить, когда была произнесена эта речь, но , что она сказана после катастрофы с Максимом. По нашему мнению, она могла быть произнесена только в то время, когда мы ее помещаем. Она проникнута радостью от встречи с египтянами и уважением к ним. Иначе говорил о них Григорий после события с максимом. «От них повеяло чем-то суровым и западным: те и другие сошлись, как вепри, остря друг на друга острые зубы и искошая огненные очи» (De se ipso. Migne, ibid., p. 1155; cp. А.П. Лебедев . Вселенские соборы, с. 131).) 1828 О Петре Григорий выражается неодобрительно: «у него было двойное перо, кторое без труда писало все, хотя бы одно другому противоречило… Сего-то старца теснил Максим, требуя себе престола, который наделялся получить в Константинополе, а в противном случае грозя, что самого не оставить на престоле» (De se ipso. Migne, ibid., s. 1099). Но Максим впоследствии хвалился письмами, полученными от Петра. С преемником Петра Тимофеем он стоял также в близких отношениях. Феодорит, хотя ошибочно, Тимофею приписывает и самое рукоположение Максима в епископы (H. E., V., 8). 1829 Об этом ниже. Все сведения о деятельности Максима заимствованы из сочинения Григория De se ipso. 1837 Григорий хорошо понимал, что за спорами о Павлине и Мелетии скрывалась более глубокая разность в учении о Троице. 1840 В списке присутствующих на соборе значится и Флаиван, но как пресвитер. Так как подписи давались по окончании собора, то ясно, что Флавиан был только предназначен на место Мелетия, но не рукоположен в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

186       Zizioulas J. D. Being as Communion: Studies in Personhood and the Church. Crestwood (NY), 1993. P. 36. Ср.: Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о лич­ности и Церкви/Пер. с англ. Д. М. Гзгзяна. М., 2006. Р. 31. 189 Basile, st. Epist. 236. S. 6: Οσα... κα πστασις τατην χει τν διαφορν ν χει τ κοινν πρς τ καθ καστον, οον ς χει τ ζον πρς τν δενα νθρωπον. Ср.: Васи­лий Великий, свт. Письма. С. 368. См. также: Basile, st. Epist. 214. S. 4 (Там же. С. 319). 190       Ср., например: Basile, st. Epist. 38. S. 2–3; Vol. 3. Epist. 235. S. 2 ( Василий Великий , свт. Письма. С. 64–66, 362); Idem. Adversus Eunomium//PG 29. Col. 589C–D ( Василий Великий , свт. Собрание творений. В 5 ч. М., 1846. Ч. 3. С. 75–76); Gregor von Nazianz. Orat. 31. S. 22; Idem. Carm. 3 (De spiritu sancto)//PG 37. Col. 410А–411А (Григорий Богослов, свт. Указ. собр. T. 1. С. 455–456; Т. 2. С. 23); Gregorius Nyssenus. Contra Eu­nomium/Ed. W. Jaeger//Gregorii Nysseni opera. 2 vols. Leiden, 1960. В. 1. Ch. 1. S. 496–497, 563–567 ( Григорий Нисский , свт. Опровержение Евномия. В 2 ч. Крас­нодар, 2003. Ч. 1. С. 188–189, 214–215); Idem. Ad imaginem dei et ad similitudinem [Sp.]//PG 44. Col. 1329C–1332A. 191       В настоящее время большинство исследователей считают автором данного пись­ма свт. Григория Нисского : Hübner R. Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius. Zum unterschiedlichen Verständnis der ousia bei den kappadozischen Brüdern//Epektasis (Festschrift Cardinal Daniélou)/Hg. von J. Fontaine und Ch. Kannengiesser. Paris, 1972. S. 463–490; Fedwick P. J. A Commentary of Gregory of Nyssa or the 38 th Letter of Basil of Caesarea//Orientalia Christiana periodica. 1978. Vol. 44. P. 31–51. Иная точка зрения представлена, например, в: Hammerstaedt J. Zur Echtheit von Basiliusbrief 38//Tesserae: Festschrift für Josef Engemann. Jahrbuch für Antike und Christentum. 1991. Vol. 18. S. 416–419; Drecoll V. H. Die Entwicklung der Trinitätslehre des Basilius von Cäsarea. Göttingen, 1996. S. 297–331.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

31 . Тайноводственные поучения. 1, 7. 32. Тайноводственные поучения, III, 7. 33 . Orat. catech. cap. XXXVII. 34 . Толкование на 26 главу Евангелия от Матфея 35. Толкование на 14 главу Евангелия от Марка. 36. Толкование на 6 главу Евангелия от Иоанна. 37 . О Таинствах. 4.9. 38. De prodition. Jud. Нот. 1. 6. Т. 11. Р. 364. 39. Точное изложение православной веры. Kh.IV. Гл. 13. 40. См. Пространный христианский катехизис Православной Церкви. О Причащении. См. также Православное исповедание. 4.1, вопр.107. 41. Послания Восточных Патриархов. Член 17. 42. Точное изложение православной веры. Кн. IV. Гл. 13. 43 . Православное исповедание. 4.1, вопр. 107. 44. Послание Восточных Патриархов. Член 17. 45. Послания Восточных Патриархов. Член 17. 46. Православное исповедание. 4.1, вопр.107. 47. Толкование на первое Послание к коринфянам. Беседа 25, 5. 48. См. Свт. Димитрий Ростовский. Сочинения. Том V. Двенадцать статей, которые уверяют сомневающихся в пресуществлении и проч. 49 . То есть неспособная подвергнуться страданиям или какому-либо повреждению. 50. Статьи 9, 10 и 11-я из сочинения свт. Димитрия Ростовского не относятся к данному предмету, потому опущены. БЕСЕДА ПЯТАЯ О том, что Евхаристия есть жертва. О существе сей жертвы и ее отношении к жертве крестной. Сказали мы прежде, что Евхаристия есть жертва за живых и умерших. В настоящей и следующей беседе с помощью Божией раскроем яснее сию истину. Иисус Христос в состоянии уничижения на Кресте однажды принес Себя в искупительную жертву за грехи всего рода человеческого. Так и ныне, пребывая в славе, Он в Таинстве Евхаристии каждый раз приносит в жертву Свое пречистое Тело и Свою Кровь для умилостивления Отца Своего к людям. Здесь, братия, надобно понимать таинственное жертвоприношение Тела и Крови Христа Спасителя не в том значении, в каком исповедуем мы, следуя учению Церкви Христовой, Крестное жертвоприношение Иисуса Христа, в котором Он как великий Первосвященник единожды Самого Себя принес в искупительную жертву за грехи всего мира (Евр. 9, 28; 10, 14; Рим. 6, 9). Но следует понимать это таинственное жертвоприношение так: в Евхаристии, по установлению Иисуса Христа, действием Святого Духа Дары, из хлеба и вина преложенные в самое Тело и Кровь Христовы, приносятся в умилостивительную жертву Богу. Они силою страданий и крестной смерти, которые претерпел Иисус Христос за грехи мира, ходатайствуют пред Богом за живых и умерших в вере и надежде на Него, за коих приносится эта жертва.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

74 Феодор Вальсамон — византийский канонист XII века, составитель комментария на канонический сборник Номоканон XIV титулов. 75 Вальсамон, Толкование того же правила. 76 Толкование 31–го правила Трулльского собора. 77 7–ое правило Феофила Александрийского. 78 Тертуллиан. De baptismo, XII. 79 Тертуллиан. О крещении, XVII. (Русск. пер.: СПб, 1857, с.23–24.) 80 Получил правильное крещение и не является второбрачным. 81 Epist.188, can.I. PG 32, 688. Григорий Назианзин, перечисляя тех лиц, которые имеют право совершать крещение, ничего не говорит о мирянах (Orat.XL, 26. PG 36, 396. ср. Carmen I.II. PG 35, 102). Составитель Апостольских Постановлений не разрешает мирянам совершать крещение: «Мирянам мы не позволяем совершать какое–либо из дел священнических, каковы: жертва или крещение, или рукоположение, или благословение, малое или великое. Ибо никто сам собою не приемлет сей чести, не призываемый Богом, потому что достоинство это дается через возложение рук епископа, а не получивший его, но восхитивший его сам по себе, потерпит наказание Озии» (III, 10. Русск. пер., с.112). Из Западных отцов бл. Иероним не высказывал сомнений относительно возможности совершения лаиками крещения в случае необходимости (Adversus Luciferianos. IX. PL 23, 165). 82 Вальсамон. Толкование 18–го правила Сардикийского собора. 83 Согласно правилам Никифора Исповедника (IX в.), крещение может быть совершено каждым верным: «Если в каком–либо месте нельзя найти священника, то некрещеных младенцев может крестить всякий, кто тут окажется налицо. Нет греха: крестит ли отец, или кто бы то ни был, лишь бы только был христианин» (45/37 правило Никифора Исповедника). 84 Православное исповедание — так называемая «символическая книга», изложение вероучения «кафолической и апостольской Церкви Восточной», одобренное в качестве такового всеми Православными Церквами в 1645 году. 85 Православное Исповедание, Ч.1., вопрос 103. 86 Сказание о св. Фекле в Деяниях Павла (раннехристианский апокриф. — Прим.ред.) 87 Тертуллиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010