Mango 1973 – Mango C. Eudocia Ingerina, the Normans, and the Macedonian Dynasty//ЗРВИ. 1973. 14/15. С. 17–27. Mango 1978 – Mango C. Who Wrote the Cronicle of Theophanes?//ЗРВИ. 1978. 18. С. 9–17. Markopoulos 1974 – Markopoulos       A. Encore les Ros-Dromitai et le Pseudo-Syméon//JÖB. 1974. Bd. 23. S. 89–99. Markopoulos 1978 – Markopoulos A. Χρονογραα το Ψευδοσυμεν κα ο πηγς της. Ioannina, 1978. Markopoulos 1979 – Markopoulos A. La vie de Saint Géorges d’Amastris et Photius//JÖB. 1979. Bd. 28. S. 75–82. Markopoulos 1985 – Markopoulos A. Théodore Daphnopatès et la Continuation de Théophane//JÖB. 1985. Bd. 35. S. 171–182. Matthews 1970 – Matthews J. F. Olympiodorus of Thebes and the History of the West//JRS. 1970. Vol. 60. P. 79–97. Mercati 1926 – Mercati G. Scntti       d’lsidoro il       cardinale Ruteno e codici a lui appartenuti che si conservato nella       Biblioteca Apostolica Vaticana [Studi e Testi. 46]. Roma, 1926. MGH SS – Monumenta Germaniae Historica. Scriptores. Mich. Ital. – Gautier P. Michel Italikos. Lettres et discours. Paris, 1972. Michel le Syrien – Michel le Syrien. Chronique. Paris, 1899–1924. Vol. 1–4. Mohay 1976 – Mohay A. Priskos’ Fragment über die Wanderung der Steppenvölker//AAASH. 1976. T. 24. P. 125–140. Moravcsik ВТ I, II – Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. Berlin, 1958. Bd. I–II (репринт 1983 г.). Moravcsik 1967 – Moravcsik Gy. Studia byzantina. Budapest, 1967. Nsturel 1969 – Nsturel P. . Valaques, Coumans et Byzantins sous le règne de Manuel Comnène//Byzantina. 1969. T. 1. Neumann 1888 – Neumann C. Griechische Geschichtsschreiber und Geschichtsquellen im 12. Jahrhundert. Leipzig, 1888. Nic. Gregorae Hist. – Nicephori Gregorae Historia. Bonnae, 1829–1830, 1855. Vol. 1–3. Nic. Patr. Epist. – Jenkins R. J. H., Westerink L. G. Nicolas I, Patriarch of Constantinople. Letters. Washington, 1973 (1975). Niceph. Bryennios. Hist. – Nicéphore Bryennios. Histoire. Bruxelles, 1975. Nicet. Chon. – Nicetae Choniatae Historia. Berlin; New York, 1975. T. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Louth. Denys ­­ A.Louth. Denys the Areopagite. London, 1989. Louth. Origins – A.Louth. The Origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford, 1981. Lundberg. Typologie ­­ P.Lundberg. La typologie baptismale dans l " ancienne Eglise. Uppsala, 1942. Magdalino. Bath ­­ P.Magdalino. Church, Bath and Diakonia in Medieval Constantinople.– Church and People in Byzantium. Ed. R.Morris. Birmingham, s.a. P. 165–188. Magdalino. Holy Man ­­ P.Magdalino. The Byzantine Holy Man in the Twelfth Century.– The Byzantine Saint. Ed. S.Hackel. London, 1981. P.51–66. Malherbe – Ferguson. Introduction ­­ A.J.Malherbe – E.Ferguson. Introduction.– Gregory of Nyssa. The Life of Moses. New York – Ramsey – Toronto, 1978. P. 1–23. Mahney. Mystic ­­ G.Maloney. The Mystic of Fire and Light. Denville, New Jersey, 1975. Mambrino. Mains ­­ J.Mambrino. Les deux mains de Dieu dans l " oeuvre de saint Irénée.– NRTh 79. 1957. P.355–370. Mango. Byzantium ­­ C.Mango. Byzantium, the Empire of New Rome. London, 1980. Mango. Image ­­ C.Mango. Byzantium and Its Image. London, 1984. Mantzaridis. Deification ­­ G.Mantzaridis. Deification of Man. New York. 1984. Martin. Controversy ­­ E.J.Martin. A History of the Iconoclastic Controversy. London, 1930. Martin. Illustration ­­ J.R.Martin. The Illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton, 1954. Mason. Conceptions ­­ A.J.Mason. Conceptions of the Church in Early Times.– H.B.Swete. Essays on the Early History of the Church and Its Ministry. London, 1918. P.3–56. Mateos. Horologion ­­ J.Mateos. Un horologion inédit de S.Sabas.– Mélanges E.Tisserant, III. Studi e testi, 233. Vatican, 1964. P.47–76. Mateos. Typicon ­­ J.Mateos. Le typicon de la Grande Eglise (Ms.Saint-Croix No.40, X e siècle). T.1–2. OCA 165–166. 1962. McGuckin. Symeon ­­ J.A.McGuckin. Symeon the New Theologian and Byzantine Monasticism.– Mount Athos and Byzantine Monasticism. Papers om the 28th Symposium of Byzantine Studies. Birmingham, 1994. McKinnon. Music ­­ J.McKinnon. Music in Early Christian Literature. Cambridge, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но, о Жених Слове и ипостасная Мудрость Отца, Которому посвящен сей священный и чтимый храм , даруй нам прощение в том, о чем мы кратко говорили! Твое бо есть взирать не на дело, но на намерение и его делать мерой дара, но не взвешивать слова вместе с заслугами. Даруй же нам и получившим чрез Тебя жребий царствовать на земле и прочие части храма освятить изображениями ! И их, как бы Тобою рожденные очи вселенной, сохрани, как зеницу ока, полагая их выше всякой злобы, показуя их страшными и непобедимыми для врагов, но милостивыми и несущими спасение для поданных, и сотвори их с нами достойными Твоего неизменного и блаженного царства. Яко Твоя держава и честь и поклонение Единосущной и Живоначальной и Всемогущей Троицы, ныне и присно и во веки веков. Аминь. См., в частности: Beck H.G. Rede als Kunstwerk und Bekenntnis. München, 1977; Wilder O. Early Christian Rhetoric. Cambridge, 1971. Осмысление феномена христианской риторики с исторической точки зрения: Predigt in der alten Kirche/Ed. by U. Wickert, J. van Oort. Leuven, 1994. См.: Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства//Пиккио Р. Slavia Orthodoxa. Литература и язык. М., 2003. С. 431–465. См.: Филюшкин А.И. Андрей Михайлович Курбский: Просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному. СПб., 2007. С. 167–168; Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. М., 2004. С. 280. Исчерпывающая библиография до 1959 г. приведена: Beck H.G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. См. также: Mango C. Photius//The Dictionary of Byzantium/Ed. by A. Kazhdan. Oxford, 1991. P. 345; Mango C. The Apse Mosaics in St. Sophia. London, 1965; Mango C. The Liquidation of Iconoclasm and the Patriarch Photios//Iconoclasm/Ed. by A. Bryer, J. Herrin. Birmingham, 1976. P. 133–140. Из работ о патриархе Фотии следует выделить классическую работу: Hergenröter J. Photius. Bd. 1–3. Regensburg, 1867–1869 (для наших целей особо важен третий том). На русском языке о патриархе Фотии см.: Россейкин Ф.М. Первое патриаршество патриарха Фотия. Сергиев Посад, 1915; Лебедев А.П. Константинопольские соборы IX в. СПб., 2001. Объективный взгляд и широкое использование источников характерно для книги о. Франтишека Дворника: Dvornik F. The Photian Schism. History and Legend. Oxford, 1948. Особенно важны комментарии К. Манго к гомилиям патриарха Фотия: The homilies of Photius/Transl. and commented by C. Mango. Oxford, 1959. Photius. Bibliotheque/Ed. by H. Henry. Paris, 1958–1965. Vol. 1–5. Русский перевод фрагментов см.: Византийская литература IX–XIV вв. М., 1978. C. 34. Полный перевод указанных сочинений Фотия готовится автором данной публикации.

http://pravoslavie.ru/61321.html

47 . Mango C. Observations on the Correspondence of Ignatius, Metropolitan of Nicaea (First Half of the Ninth Century)//Uberlieferungsgeschichtliche Untersuchungen. Texte und Untersuchungen, 125, Berlin, 1981, p. 403– 410. 48 . Mango С. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians//Okeanos: Essays presented to I. Sevcenko on his Sixtieth Birthday. Harvard Ukrainian Studies, 7, 1983, p. 393–94. 49 . Mango C. When was Michael III born?//OOP, 21, 1967, p. 253–258. 50 . MarkopouloV A. Sumbolh sth cronologhsh tou Gewrgiou Monacou//Summeikta, 6, 1983, s. 223– 231. 51 . Markopoulos A. The rehabilitation of the Emperor Theophilos//Byzantium in the Ninth Century: Dead or Alive?/ed. L. Brubaker. Aldershot, 1998, p. 37–49. 52 . Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. В., 1958 (2-е изд.) 53 . Martin E. J. A History of the Iconoclast Controversy. L., 1930. 54 . Oikonomides N. Les listes des preseance byzantines IXe et Хе siecles. P., 1972. 55 . PanagiwtopouloV I. A. O oikoumenikoV patriarchV MeqodioV A o OmologhthV kai to ergo tou. Aqhna, 2003. 56 . Pargoire J. Saint Methode de Constantinople avant 821//ЕО, 6, 1903, p. 126–131. 57 . Pargoire J. Saint Methode et la persecution//ЕО, 6, 1903, p. 183–191. 58 . Pargoire J. Saint Theophane le chronographe et ses rapports avec saint Theodore Studite//BB, 9, 1902, p. 31–102. 59 . Pargoire J. Saints iconophiles. Michel de Synnades, Pierre de Nicee, Athanase de Paulopetrion//ЕО, 4, 1900–1901, P. 347–356. 60 . Patlagean E. Les Stoudites, l’Empereur et Rome: figure byzantine d " un monachisme reformateur//Bizancio, Roma e l’Italia nell» alto Medioevo (Settimane di studio del Centra Italiano di studi sull» alto Medioevo, 34). Spoleto, 1988, p. 429–460. 61 . Peers C. Patriarchal politics in the Paris Gregory//JOB 47 (1997), S. 51–72. 62 . Potz R. Patriarch und Synode in Konstantinopel. Wien, 1971. 63 . Pratsch T. Theodoras Studites (759–826) – zwischen Dogma und Pragma. (Berliner Byzantinische Studien, 4). В., 1998. 64 . Rochow I. Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia. В., 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 Незадолго до своей смерти (518) император Анастасий увидел сон, в котором ангел сказал ему: «Вот, за твою ненасытность отниму от тебя четырнадцать лет». Вскоре он умер в возрасте 88 лет. Византийцы могли интерпретировать это видение в том смысле, что Анастасию могла быть предоставлена чудесная возможность дожить до конца мира в 532 г. См.: Mango 1990. P. 241. 34 Так, например, после захвата Константинополя крестоносцами образ «царя освободителя» стал пользоваться еще большим успехом. В одном из пророчеств исключительные надежды возлагались на находившегося в заточении законного императора Uoahha IV Ласкаря. Ангелы венчают его в Святой Софии и дадут ему меч со словами: «Дерзай, Иоанн, и побеждай врага!». Он победит «измаильтян» и изгонит их вплоть до «монодендрона», т.е. до края земли. Далее описывается его благополучное и богатое царствование, четыре части коего (Рим, Александрия, Константинополь, Фессалоники) впоследствии будут разделены между его четырьмя сыновьями. Затем придет Антихрист. Цит. по: Mango 1990. P. 252–253. 36 Исследователь Кнос предполагал, что Иоанн – это патриарх, как явствует из позднейшей приписки (в связи с упоминающимся в 7 стихе пророчества «архиереем»), т.е. здесь подразумевается свт. Иоанн Златоуст . Knös B. Les Oracles de Léon le Sage d’après un livre d’oracles illustrés récement découvert//Aφιpωμα στη μνvμη τo Mαvλη Tpιαvταφυλλδη Θεσσαλovκη, 1960. Σ. 155–188. (Σ. 180–181). 37 Mango C. The Legend of Leo the Wise//Zbornik Radova Vizantoloskog Instituta 6. 1960. P. 59–93. P. 60. 38 Nicol D.M. Church and Society in the last centuries of Byzantium, 1977. P. 17 (The Birkbeck Lectures). 46 Ducas. Historia Turcobyzantina 39,18:1–10. TLG 3146/1.… Μετà δ τατα xαταβàς γγελος φpων οµφααν παpαδσει τν βασιλεαν σν τ οµφα νωνµ τινì νδpì εpεϑντι τóτε ν τ xονι σταµν, λαν πεpττ xαì πενιχp xαì pε ατ Λαβ τν οµφααν τατην xαì xδxησον τòν λαòν Κυpου ε 48 По преданию патриарх Геннадий Схоларий , еще будучи мирянином, судьей Царского суда, толкуя загадочные письмена на крышке гробе св. равноап. Константина, помещенного в храме Святых Апостолов, описал воцарение и всемирное владычество турок, и последующее их поражение. «Тогда воздвигнут дикую междоусобную войну до пятого часа. И в третий раз раздастся всеобщий клич: станьте, станьте со страхом, спешите усердно. В пределах одесную обретете мужа знатного, чудного и мужественного, сего сделаете Владыкой, ибо он мой друг. И приняв его, вы исполняете Божью волю…». Цит. по: Σεργς 1996. Σ. 13. Ср. рус. пер.: Архипов 2002. С. 71. Скорее всего, это прорицание было написано в 1463–1464 гг. на Пелопонесе. (Turner 1968. P. 44 sqq.) По предположению западного исследователя Турнера, под «белым родом» (упоминавшемся ранее) здесь подразумеваются не русские (такая интерпретация появляется позднее в XVI в.), а венецианцы и другие западные европейцы (Turner 1968. P. 44 sqq.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Dagron G. Constantinople imaginaire: Etudes sur le recueil des «Patria». Paris, 1984. Die Erzählung vom Bau der Hagia Sophia in Konstantinopel: Kritische Edition mehrerer Versionen/ed. E. Vitti. Amsterdam, 1986. Du Cange C. Pauli Silentiarii Descriptio ecclesiae Sanctae Sophiae et Descriptio ambonis: Commentarius. Parisiis, 1680. Ioannis Malalae Chronographia/ed. I. Thurn. Berlin; New York, 2000. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Berolinensis; [Bd.] 35). Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius/hrsg. P. Friedländer. Berlin, 1912. Johannis Cinnami Historiarum libri sex/ed. C. du Cange. Parisiis, 1670. Le livre des cérémonies/éd. A. Vogt. Paris, 1935–1939. Vol. 1–2 (repr. 1967). Mango C. The art of the Byzantine empire, 312–1453: Sources and documents. Toronto, 1972 (repr. 1986). Mango C., Parker J. A twelfth-century description of St. Sophia II DOP. 1960. VoL 14. P. 233–245. Paul le Silentiaire. Description de Sainte-Sophie de Constantinople/trad. M.-Chr. Fayant, P. Chuvin. Die, 1997. Paulus Silentiarius. Descriptio Sanctae Sophiae. Descriptio ambonis/ed. C. De Stefani. Berlin; New York, 2011. Procop. Bauten. Paulos Silentiarios. Beschreibung der Hagia Sophia/griechisch-deutsch ed. O. Veh, archäologischer Kommentar von W. Pülhorn. München, 1977. Procopii Caesariensis opera omnia/ed. J. Haury, ed. corr. G. Wirth. Leipzig, 1962–1964. Vol. 1–4. Procopio di Cesarea. Santa Sofia di Costantinopoli: un tempio di luce (De aedificiis 11,1–78)/a cura di P. Cesaretti, Μ. L. Fobelli. Vicenza, 2011. Procopius. Buildings I transl. H. B. Dewing with coll, of G. Downey. London; Cambridge (Mass.), 1940. Richter J. P. Quellen der byzantinischen Kunstgeschichte. Wien, 1897. Scriptores originum Constantino- politanarum/ed. Th. Preger. Leipzig, 1901. Fase. 1. P. 74–108. The Chronicle of John Malalas: A Translation/transl. by E. Jeffreys, М. Jeffreys, R. Scott et al. (Byzantina Australiensia; 4) Melbourne, 1986. The Chronicle of Theophanes Confessor/transl. and comm. C. Mango, R.      Scott. Oxford, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

140 . Mango C. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians//Okeanos: Essays presented to I. Ševchenko on his 60th Birthday/Mango C. and Pritsak. O., ed. Cambrige (Mass.). 1984. P. 393–404. 141 . Mango C., Ševenko I. Some churches and monasteries on the southern shore of the Sea of Marmara//Dumbarton Oaks Papers. 1973. Vol. 27. P. 235–277. 142 . Martin Е. J. History of the Iconoclastic Controversy. London: Society for promoting Christian knowledge, 1930. – 282 p. 143 . Menthon B. L " Olympe de Bithynie, ses saints, ses couvents, ses sites. Paris: Bonne presse, 1935. – 256 p. 144 . O’Connell P. The Ecclesiology of st. Nicephorus I (758–828) Patriarch of Constantinople. Pentarchy and primacy. Roma: Pont. Institutum Studiorum Orientalium, 1972. – 231 p. 145 . Papadakis A. Hagiography in Relation to Iconoclasm//The Greek Orthodox Theological Review. 1969. Vol. 14. Р. 159–180. 146 . Papadoyannakis Y. Instruction by Question and Answer: The Case of Late Antique and Byzantine Erotapokriseis//Greek Literature in Late Antiquity: 197 Dynamism, Didactism, Classicism/Johnson S. F., ed. Bodmin; Farnham: Ashgate, 2006. P. 91–106. 147 . Parry K. Depicting the Word. Byzantine Iconophile Thought in Eighth and Ninth Centuries. Leiden; N.-Y., Köln: Brill, 1996 [=The Medieval Mediterranean. Peoples, Economies, and Cultures, 400–1453. Vol. 12]. – xx+216 p. 148 . Idem. Theodore Studites and the Patriarch Nicephoros on Image-Making as a Christian Imperative//Byzantion. Vol. 59. 1989. P. 164–183. 149 . Patlagean È. Byzantium’s dual Holy Land//Sacred space. Shrine, city, land. Proceedings of the International Conference in Memory of Joshua Prawer/Kedar B.Z., Zwi Werblovsky R.J.,ed. New York: Macmillan Press LTD, 1998, P. 112–126. 150 . Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzant. Zeit. Berlin: Walter de Gruyter, 2005. – xvi+475 s. 151 . Idem. Theodoros Studites (759–826): Zwischen Dogma und Pragma. Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1998. (=Berliner Byzantinistische Studien 4). – 353 s.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Eclogä Das Gesetzbuch Leons III. und Konstantinos, V./Hrsg. L. Burgmann. Frankfurt am Main, 1983. The Correspondence of Ignatios the Deacon /Ed. and tr. C. Mango. Washington, 1997. Die Schriften des Johannes von Damaskos /Hrsg. B. Kotter, R. Volk. Berlin, 1969–2009. 6 Bde. Cameron A., Herrin J . Constantinople in the early eighth century: the Parastaseis syntomoi chronikai. Leiden, 1984. Cronaca di Monemvasia/Ed. e tr. I. Dujev. Palermo, 1976. Nikephoros Patriarch of Constantinople . Short History/Text, translation, and commentary by C. Mango. Washington, 1990. Theodori Studitae Epistulae/Ed. G. Fatouros. Berlin, 1992. 2 vol. Theophanis Chronographia/Ed. С de Boor. Lipsiae, 1963 (2 ed.). 2 vol. Rochow I. Byzanz im 8. Jahrhundert in der Sicht des Theophanes: quel-lenkritisch-historischer Kommentar zu den Jahren 715–813. Berlin, 1991. The Chronicle of Theophanes , anni mundi 6095–6305 (A.D. 602–813)/Tr. H. Turtledove. Philadelphia, 1982. The Chronicle of Theophanes Confessor . Byzantine and Near Eastern History A.D. 284–813/Tr. С Mango, R. Scott, G. Greatrex. Oxford, 1997. Литература Ангелов Д. Образуване на българската народност. София, 1981. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества/Пер. с фр. М., 1999. Бешевлиев В . Първобългари: История. София, 1984. Бешевлиев В . Пръвобългарски надписи. София, 1992 (2 изд.). Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее/Пер. с англ. СПб., 2007. Доброклонский А.П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Одесса, 1913–1914. 2 т. Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1970. Каждан А.П. и др. История византийской литературы (650–850 гг.)/Пер. с англ. СПб., 2002. Культура Византии, [II]: вторая половина VII-XII в. М., 1988. Левандовский А.П. Карл Великий: Через Империю к Европе. М., 1995. Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры (VIII – первая половина IX века). М.; Л., 1961.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Louth A., Casiday A. (ed.). Byzantine orthodoxies. Aldershot, 2006. Lowden J. Early Christian and Byzantine Art. London, 1997. Ludwig С. (hrsg). Siegel und Siegler. Frankfurt am Main, 2005. McCormick M. Eternal Victory: Triumphal Rulership in Late Antiquity, Byzantium, and the Early Medieval West. Cambridge, 1990 (2 ed.). Macrides R. Kinship and justice in Byzantium, 11 th –15 th centuries. Aldershot, 1999. Macrides R. (ed.). Travel in the Byzantine world. Aldershot, 2002. Magdalino P. Tradition and transformation in medieval Byzantium. Aldershot, 1991. Magdalino P. Constantinople medievalë etudes sur revolution des structures urbaines. Paris, 1996. Magdalino P. L’Orthodoxie des astrologues: la science entre le dogme et la divination à Byzance, VII e -XIVe siècle. Paris, 2006. Magdalino P. Studies on the history and topography of Byzantine Constantinople. Aldershot, 2007. Magdalino P. (ed.). New Constantines: the rhythm of imperial renewal in Byzantium, 4 th –13 th centuries. Aldershot, 1994. Magoulias H.J. Byzantine Christianity: Emperor, Church und West. New York, 1970. Maguire E. , Maguire H. Other icons: art and power in Byzantine secular culture. Princeton, 2007. Maguire H. Art and eloquence in Byzantium. Princeton, 1981. Maguire H. The icons of their bodies: saints and their images in Byzantium. Princeton, 1996. Maier F.G. Die Verwandlung der Mittelmeerweit. Frankfurt am Main, 1968. Makdisi G. e.a. (ed.). Predication et propagande au moyen agë Islam, Byzance, Occident. Paris, 1983. Malamut E. Sur la route des saints byzantins. Paris, 1993. Mango C. Byzantine architecture. London, 1979. Mango C. Byzantium and its imagë history and culture of the Byzantine empire and its heritage. London, 1984. Mango C. Studies on Constantinople. Aldershot, 1993. Mathews T.F. The Art of Byzantium: between antiquity and the Renaissance. London, 1998. Μτσης Ν. Π. Ζητματα βυζαντινο δικαου. Αθναι, 1976 (2 ёкб.). Mayer W., Trzcionka S. (ed.). Feast, fast or faminë food and drink in Byzantium. Brisbane, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белтинг Х. Образ и культ. М., 2002. С. 194–195. Согтаск R. Writing in Gold. Byzantine society and its icons. London, 1985. P. 146 ff Церкви Богоматери Фаросской посвящена 10-я гомилия патриарха Фотия. О самой церкви и значении проповеди см.: Wulf O. Das Raumerlebnis des Naos im Spiegel der Ekphrasis//Byzantinische Zeitschrift. 1930. T. 30. S. 539; Jenkins J.-N., Mango C. The date and significance of the X homily of Photius//Dumbarton Oaks Papers. 1956. T. IX. P. 123 ff. – эта работа заслуживает особого внимания, так как в ней с максимально возможной полнотой исследована церковь Богоматери Фаросской, изменена датировка гомилии – с 880 на 864 г., прослежен ряд источников патриарха Фотия. См. также вводную статью Манго к его переводу Х гомилии: Mango C. The homilies of Photius. Cambridge, 1958. P. 280. См. также: Бычков В.В. Эстетика//Культура Византии. Вторая половина VII – XII вв. М., 1989. С. 432–434. Русский перевод 10-й гомилии с комментарием: Василик В.В. Десятая гомилия патриарха Фотия//Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2009. 1–2 (5–6). С. 185–195. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2005. С. 318. Порфирий (Успенский), арх. Четыре проповеди святейшего Фотия, патриарха Константинопольского. СПб., 1864. C. 32–38, 76–79. Lampros Sp. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Cambridge, 1900. P. 201–203. В издании Лаурдаса обозначается буквой B. См.: Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. Leipzig, 1938. T. 1–2. S. 227–229. Devreesse R. Le fonds Coislin. Paris, 1945. P. 96. Φωτιου μιλαι. Σ. 122–124. Mango C.Oxford, 1958. The homilies of Photius. Антитеза между молчанием и словом является исконной для византийского менталитета и литературной традиции. См., в частности, ирмос 9-й песни Канона Иоанна Дамаскина на Рождество: Сколь безопасно возлюбить безмолвие! Когда же мы, любовию подвигнуты, О Дево, ткем напевы хитроумные, Сколь труд сей непосилен, дай же силы нам,

http://pravoslavie.ru/61321.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010