Дальнейшее почитание святого Рагенера Далее последовали другие чудесные исцеления, которые сподвигли очень набожного короля Эдуарда Исповедника (годы правления: 1042–1066) щедро одарить Нортгемптон и его церковь Святого Петра. В церкви была установлена великолепная рака для мощей святого Рагенера, которая стала объектом всеобщего почитания, привлекая многочисленных паломников со всей страны. Что касается Альфгивы, получившей исцеление по молитвам святого Рагенера, она стала монахиней в Нортгемптоне. В XII веке (а возможно, и ранее) в церкви Святого Петра существовал придел, посвященный Святому Рагенеру. Сохранились тексты древних завещаний, свидетельствующие о том, что верующие приносили в храм Святого Петра денежные пожертвования и облачения в дар для престола в честь святого Рагенера, чтобы заплатить за свечи, которые зажигали у раки воина-мученика. Предполагаемая крышка гроба св. Рагенера в церкви Св. Петра в Нортгемптоне (предоставила - Jean Hawkins) Единственные свидетельства о литургическом почитании святого Рагенера можно найти в дополнении к знаменитой богослужебной книге «Сарумский миссал» XV века (ранее оно принадлежало церкви Святого Петра в Нортгемптоне, ныне хранится в Бодлианской библиотеке Оксфорда) и в описании XIII века в рукописи дублинского Тринити-колледжа. В своем труде, посвященном святому Рагенеру, Базил Марш (1921–1997), англиканский архидиакон Нортгемптона, предположил, что память о Рагенере, который, безусловно, был исторической фигурой, была утрачена из-за вторжения в Англию викингов: после того, как в 917-м году (к тому времени Нортгемптон стал приграничным городом в составе Данелага – «области датского права») скандинав Терферт сдал Нортгемптон англичанам, король Эдуард Старший (годы правления: 899–924), возможно, перенес его мощи в самую раннюю деревянную церковь города, но она (за исключением раки) позже сгорела (пока не появилась новая каменная церковь), так что мученик на какое-то время стал полузабытым святым. Увы, мы можем руководствоваться только косвенными свидетельствами относительно раннего почитания Рагенера. Известно, что со времени правления Эдуарда Исповедника и вплоть до Реформации к мощам святого приезжали паломники, привозили к раке Рагенера подарки и денежные пожертвования. При Генрихе VIII мощи святого Рагенера были, скорее всего, уничтожены, а рака разбита вдребезги, хотя великолепная плита, которая, предположительно, является частью бывшей раки, сохранилась до наших дней. Эта богато украшенная предполагаемая крышка каменного гроба святого Рагенера теперь выставлена на обозрение в конце южного придела храма.

http://pravoslavie.ru/154885.html

Фото: Cliff Hawkins/Staff/Getty Images Американцы шьют маски врачам и покупают продукты пожилым Пока что, несмотря на беспрецедентность пандемии, американцы живут в том мире, к которому привыкли. В том мире, где смерть десятков и сотен тысяч сограждан, которую можно было предотвратить, неприемлема. А общество в целом готово идти на большие жертвы, чтобы ее предотвратить.  Возможно, что в условиях экономического коллапса в Америке со временем сформируется новый общественный консенсус — такой, который позволял стране выживать в условиях тяжелых эпидемий прошлого. В 1793 году каждый десятый житель тогдашней столицы США Филадельфии умер от желтой лихорадки. В XIX веке обычной были массовые смерти от тифа, холеры и других болезней, а сто лет назад грипп-«испанка» унес жизни почти 700 тысяч американцев (и десятков миллионов жителей других стран), но общественная жизнь и экономика никогда не останавливались так, как сейчас. Возможно, в ближайшие месяцы желание предотвратить новую Великую депрессию пересилит желание «спрямить кривую», и тогда станет сложнее убедить граждан продолжать соблюдать меры дистанцирования. Есть надежда на то, что в конечном счете американцам и всем остальным не придется делать жестокий выбор, и эпидемия естественным образом снизится раньше, чем загонит экономику в депрессию. Уже сейчас говорят о массовой разработке тестов на антитела, которые позволят впустить обратно в экономику переболевших людей с условным иммунитетом. Возможно, слаженные усилия ученых всего мира позволят найти эффективное противовирусное лечение и запустить безопасную вакцину раньше, чем нынешние оценки в 12–18 месяцев. Уже сейчас множество американцев сосредоточилось на взаимопомощи. Тысячи женщин шьют защитные маски, которые могут понадобиться врачам как крайнее средство в условиях дефицита медицинских масок. Тысячи молодых людей ездят в магазины за продуктами для пожилых. Переболевшие вирусом в Нью-Йорке выстраиваются в очереди, чтобы сдать кровь для больных — плазму сейчас используют как экспериментальное средство для тяжелых пациентов. 

http://pravmir.ru/sleduyushhaya-nedelya-...

Tweet Нравится Texas now requires a proper burial for aborted babies, and abortionists are outraged Source: LifeSiteNews.com Texas, December 1, 2016 Photo: http://www.lifesitenews.com      Starting December 19, Texas abortion facilities will no longer be allowed to throw aborted babies' bodies in landfills or down the garbage disposal. Instead, they will be required to bury or cremate them. The Texas Department of Health and Human Services proposed the rules in July. They were finalized Monday despite opposition from abortion supporters. The rules will apply to hospitals and abortion centers but not to women who carry out chemical abortions in their homes. The rules will also not apply to babies miscarried at home. Several of the Center for Medical Progress's groundbreaking undercover videos showing Planned Parenthood trafficking fetal body parts involved Texas abortionists. In one video, Dr. Amna Dermish, a Planned Parenthood late-term abortionist in Austin, said that the goal of harvesting intact fetal heads will " give me something to strive for. " In another, Planned Parenthood Gulf Coast's Melissa Farrell in Houston explained that harvesting " intact fetal cadavers " was " just a matter of line items " for the abortion giant. Now, instead of being able to profit from aborted babies' bodies, Texas abortion centers will have to pay to have them cremated or buried. The HHS department has said the cost of burying or cremated aborted babies will be no more than what abortion facilities already pay to dispose of them as " medical waste. " " The new law honors the humanity of each child and gives the baby the dignity he or she deserves, " Students for Life of America President Kristan Hawkins told LifeSiteNews. " It’s no surprise the abortion industry is adamantly opposed to this law. They would rather sell those body parts for money or find some other non-humanitarian way to dispose of the remains. We hope that this law helps our nation to see the humanity of the child in the womb and also helps women who are contemplating abortion to understand more fully the unique gift of a child. "

http://pravoslavie.ru/99071.html

BREAKING: Senate fails to pass bill to defund Planned Parenthood Washington, D.C., August 3, 2015      Although a majority of Senators voted yes, a minority of Democrats – joined by one Republican – managed to block an effort to defund Planned Parenthood this evening. The final, 53-46 vote on the bill from Iowa Republican Joni Ernst fell largely along party lines. Because Senate Majority Leader Mitch McConnell restored the use of the filibuster, stand-alone bills such as this one must have at least 60 votes to pass cloture. Had the bill passed, President Obama promised through spokesman Josh Earnest to veto the bill. Overriding a veto requires 66 votes, a threshold no Hill watcher could envision. Since the Senate will break for summer recess at the end of the week, some in the pro-life community are calling for immediate action. “Now that we have everyone on record, the Senate GOP must attach this bill to a must-pass piece of legislation and get this bill to the president’s desk,” said Kristan Hawkins, president of Students for Life of America (SFLA). Other pro-life advocates, while disappointed by the outcome, say that the vote shows the growing strength of their movement. “When the Senate last voted to defund Planned Parenthood” in 2011, “only 42 voted for it,” Marjorie Dannenfelser, the president of the Susan B. Anthony List, said following the vote. Ultimately, one Republican – Sen. Mark Kirk of Illinois – voted to maintain funding for the abortion provider, despite a string of shocking and progressively more disturbing videos revealing Planned Parenthood's role in harvesting and selling the body parts of aborted babies. Meanwhile, two pro-life Democrats – Joe Manchin of West Virginia and Joe Donnelly of Indiana – gave the legislation a bipartisan coalition. Donnelly's vote was a closely held secret until it was cast, and came after aggressive lobbying by Indiana Right to Life. “Hoosiers have long been concerned about their tax dollars going to an organization that dismembers hundreds of thousands of American children each year,” said the group's president and CEO, Mike Fichter. “We extend our thanks to both of our senators, and especially to Sen. Coats who was an original cosponsor on this legislation.”

http://pravoslavie.ru/81154.html

На мозаике на золотом фоне была изображена Богоматерь «Оранта» (без Предвечного Младенца на лоне). Голова, левая рука и плечо утрачены (местные жители разбирали тессеры, считая, что они обладают целительными свойствами). В юж. части апсиды остался фрагмент нижней части фигуры архангела. Хитон выполнен тессерами 4 оттенков синего цвета, а омофор - неск. оттенков пурпурного. Белые и розовые мраморные тессеры, к-рыми выложены ладонь и фрагменты щеки и шеи, такие же мелкие, как и в мозаике ц. Ангелоктисты. Миго датирует эту мозаику 1-й пол. VII в. ( Megaw. 1974. Р. 76; Megaw, Hawkins. 1974. P. 366; с ним согласны С. Софоклеус ( Sophocleous S. Icons of Cyprus, 7th-20th Cent. Nicosia, 1994. P. 12), Н. Гиолес ( Γκιολς. 2003. Σ. 35) и др.); Папагеоргиу - нач. VII в. ( Π[απαγεωργου] Α. Κυρς Παναγας εκκλησα//Ibid. 1988. Τ. 8. Σ. 113-114). А. и Дж. Стилиану, Н. Хадзидаки и ряд др. исследователей считают ее более древней и относят к VI в. ( Stylianou. 1997. Р. 52; Χατζηδκη Ν. Βυζαντιν ψηφιδωτ. Αθνα, 1994. Σ. 17). До 1974 г. в куполе сохранялся фрагмент изображения Христа Пантократора. Остатки фресок (голова свт. Василия Великого в апсиде, ап. Лука в сев.-вост. парусе, фрагменты 2 ангелов в барабане) были частично уничтожены турками в 1982 г. Миго, Хокинс и Стилиану относят их к XIII в. ( Megaw, Hawkins. 1974. P. 364; Stylianou. 1997. Р. 52), Илиадис датирует изображения ангелов XIV в., а ап. Луки - 1-й пол. XVI в. ( Ηλιδης. 2010. Σ. 468). Церковь вмч. Георгия Победоносца в Афендрике. 2-я пол. VII–VIII в. Церковь вмч. Георгия Победоносца в Афендрике. 2-я пол. VII–VIII в. Полуобрушившуюся однонефную купольную церковь вмч. Георгия Победоносца в Афендрике с 2 апсидами Папагеоргиу датировал началом средневизант. периода, т. е. 2-й пол. VII-VIII в. ( Π[απαγεωργου] Α. Αφντρικα//ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 79), Миго - временем вскоре после освобождения Кипра от арабов (965) ( Megaw. 1946. P. 56). Кроме этого храма на Кипре известна еще одна церковь с двойной апсидой - вмч. Георгия Победоносца в Хулу ( Papageorghiou. L " architecture de la période byzantine. 1985. P. 331-332). Сохранились сев. стена и сев. апсида, часть барабана, юж. стены и юж. апсиды. Храм имеет достаточно специфическое устройство: это купольный зал, укороченный по оси «запад-восток», к к-рому примыкают 2 апсиды. Купол с барабаном подквадратной формы опирается через ступенчато повышающиеся подпружные арки на 4 далеко выступающие пилястры с простыми капителями; под конхой и сводом вимы имеются карнизы. Ее кладка сходна с кладкой близлежащих базилик Афендрики. Купол, как и в базиликах, поддерживают поперечные арки. От пристроенного в более позднее время нартекса с 2 апсидами остался только фундамент.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

К др. направлению комниновского искусства относятся росписи в ц. св. Апостолов в Пера-Хорьо, 1160-1180 гг. ( Megaw, Hawkins. 1962. P. 347-348). Они выполнены в т. н. динамичном стиле ( Mouriki. 1980/1981. P. 110). Среди иконографических особенностей росписей ц. св. Апостолов следует отметить предстоящих Богоматери в конхе апсиды вместо архангелов апостолов Петра и Павла, которым посвящен храм, и размещение сцены «Успение Пресв. Богородицы» на сев. стене (позднее повторено в ц. Панагии Аракос). Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. В посл. четв. XIII в. на К. работал к-польский худож. Феодор Апсевд , произведения которого относятся к «элегантному» направлению позднекомниновского искусства. В 1183 г. он выполнил росписи Энклистры (дословно «затвор», пещерная церковь) в Неофита прп. мон-ре близ Пафоса, в 1192 г.- в Аракос Панагии ц. близ Лагудеры (кроме фресок апсиды 2-й пол. XII в. ( Winfield. 1973. P. 24; Winfield D. C., Winfield J. 2007. P. 108; Sophocleous. 1998. P. 20, 42-43, 45-46) или, как считает А. Николаидис, 1185-1191 гг. ( Nicola ï d è s. 1996. P. 134)). Феодору Апсевду атрибутируют также 4 иконы: Божией Матери Елеусы и Христа Филантропа (в мон-ре прп. Неофита Затворника), Божией Матери Аракиотиссы и Христа Вседержителя из ц. Панагии Аракос (Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии) ( Papageorghiou A. 1992. P. 19). Творчество мастера оказало большое влияние на последующее кипрское иконописание ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 102). К направлению позднекомниновского искусства относятся также чуть более низкого качества росписи кон. XII - нач. XIII в. в церквах Христа Антифонита близ Калогреи, арх. Михаила в Като-Лефкаре (Ibid. Р. 89, 99; Nicola ï d è s. 1996. P. 137) и 2-й слой фресок ц. Панагии Амасгу ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 89). В ц. арх. Михаила «образцы Феодора Апсевда стали более тяжелыми и застывшими», а в ц. Панагии Амасгу - «невесомыми и декоративными» (Ibidem). Росписи ц. Христа Антифонита, по мнению В. Джурича и А. Вейл Карр, отражают усиление тенденции монументальности в позднекомниновском искусстве ( Djuri . 1976. P. 25; Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 99).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Как и в ц. Пресв. Богородицы Афендрики, центральный неф был выше боковых, но не имел окон. Целиком сохранился юж. неф с полуциркульным сводом, юж. аркада, частично - центральная апсида, большая часть сев. аркады, часть зап. стены, нижние ряды кладки сев. стены и сев. апсиды. Эта базилика, как и базилики свт. Филона и Пресв. Богородицы Афендрики, имела арочные проемы между 3 апсидами, которые были сохранены после ремонта церкви. Алтарь выступает в центральный наос на одну травею; от алтарной преграды сохранились остатки колонн. Полуразрушенная однонефная церковь Пресв. Богородицы Афендрики, или Хрисиотиссы, франко-визант. стиля XVI в. с остроконечным цилиндрическим сводом воздвигнута над зап. частью центрального нефа 3-нефной базилики VI в., перестроенной в VIII в. (согласно Папагеоргиу - Π[απαγεωργου] Α. Αφντρικα//ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 79) или в кон. Х в. (по мнению Миго - Megaw. 1946. P. 54, 56). От первоначальной постройки до времени тур. вторжения на Сев. Кипр (1974) сохранялись части апсиды, зап. и юж. стены, зап. полуколонна и 1-я с запада колонна юж. колоннады. Колонны были вытесаны из туфа. Центральная и боковые апсиды базилики VI в. были соединены между собой проемами. В центральной апсиде был устроен полукруглый синтрон. Обнаружены фрагменты мраморного амвона. В VIII (X?) в. сев. и юж. стены базилики были укреплены пристенными арками, колонны заменены столбами, а деревянная крыша - каменным сводом. В руинированном состоянии находится 3-нефная церковь Пресв. Богородицы Сики (или Сикады) (Συκ, Συκδα) в местности Сикада. Как и в двух вышеупомянутых базиликах, после реконструкции в VIII в. (или в кон. Х в., согласно Миго - Ibid. P. 56) 3-нефной базилики VI в. с колоннами и деревянной крышей в ней появились столбы и полуциркульные своды. От первоначальной постройки сохранились зап. стена и нижняя часть апсид. Хотя данная базилика меньше по размеру, чем базилики Афендрики, у нее в отличие от них есть нартекс, но отсутствуют арочные ниши в юж. и сев. стенах; в нефах использованы кронштейны для поддержки поперечных арок. В центральной апсиде был устроен простой синтрон. Найдены фрагменты мраморного амвона и иконостаса. Незначительные остатки фресок на сев. стене и на некоторых столбах не поддаются датировке (Ibid. 1946. P. 52-53). Церковь Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. VII (?), X–XI вв. Церковь Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. VII (?), X–XI вв. Церковь Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. В средневизант. постройку (X-XI вв.- Papageorghiou. 1965. P. 40; XII в.- Megaw, Hawkins. 1974. P. 364) типа свободного креста включена апсида ранневизант. базилики (VII в.?) с фрагментарно сохранившейся мозаикой (до 1982). Купол отличается необычной яйцевидной формой. Высокий барабан с 4 окнами имеет квадратную форму с закругленными углами и сужается сверху вниз. В кладке стен использованы мраморные колонки раннехристианского темплона. Позднее с юж. стороны к церкви была сделана пристройка для паломников.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Жертвенник на горе Гевал. 1200–1000 гг. до Р. Х. Жертвенник на горе Гевал. 1200–1000 гг. до Р. Х. IX. Алтарь на горе Гевал. В 1980 г. израильский археолог А. Зерталь обследовал место Эль-Бурнат на горе Гевал, обнаружив слои, датируемые периодом железа I (1200-1000 гг. до Р. Х.). В ходе раскопок (1982-1987) была обнаружена центральная структура, окруженная стенами прямоугольной формы из необработанного камня, углы ориентированы по сторонам света. Зерталь ( Zertal. 1985) идентифицировал ее с алтарем, воздвигнутым Иисусом Навином (Нав 8. 30-33). Датировка обосновывалась находками егип. печатей-скарабеев 2-й пол. XIII в. до Р. Х. ( Hawkins. 2007). Однако в строительстве этого комплекса прослеживаются 2 фазы - ранняя, по печатям и керамике датируемая с большой вероятностью с 1250 или 1240 и до 1200 г. до Р. Х. (конец периода поздней бронзы), и поздняя, к к-рой и относится рассматриваемая структура. По керамике она датируется 1200-1130 гг. до Р. Х. (начало периода железа I). Кроме того, расположение структуры невозможно согласовать с тем, что сообщается о церемонии чтения благословений и проклятий (Нав 8. 30-35), т. к. находится с противоположной от места произнесения благословений стороне горы Гевал. Наконец, эта структура (9×6,8×3,27 м) не квадратная в отличие от того, что предписывалось по закону Моисея. В Исх 27. 1, однако, размеры жертвенника перед скинией - 2,5×2,5×1,5 м (напр., сохранившийся евр. алтарь в Араде полностью соответствует этим размерам). Сказанное свидетельствует о том, что идентификация указанной структуры в качестве алтаря Иисуса Навина спорная и ею невозможно обосновать ту или иную датировку И. ( Young, Wood. 2008. P. 240-243). И. в контексте египетской истории Сторонники ранней датировки И. временем правления 18-й династии понимают слова Исх 1. 8 о том, что безымянный фараон «не знал Иосифа», в том смысле, что он не был знаком с егип. историей и не слышал о заслугах Иосифа перед Египтом. Этот фараон - иноземец, возможно 1-й фараон из династии гиксосов, а выражение Исх 1. 8         («и восстал в Египте новый царь») в таком случае означает, что «новый царь восстал против (  ) Египта» ( Wood. 2003. P. 257). Цари-гиксосы могли опасаться, что евреи восстанут против них вместе с египтянами («соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас» - Исх 1. 10), и поэтому заставили их строить Пифом и Раамсес. В сер. XVI в. до Р. Х. гиксосы были изгнаны, и события, непосредственно предшествующие И. (Исх 1. 13 слл.), происходили уже при фараонах 18-й династии ( Wood. 2003. P. 258).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

14. N 2. P. 260-274; Hendel R. The Exodus in Biblical Memory//JBL. 2001. Vol. 120. N 4. P. 601-622; Шиффман Л. От текста к традиции: История иудаизма в эпоху Второго храма и период Мишны и Талмуда. М.; Иерусалим, 20022; Rasmussen C. G. Conquest, Infiltration, Revolt, or Resettlement?//Giving the Sense: Understanding and Using OT Hist. Texts/Ed. D. M. Howard, M. A. Gristiani. Grand Rapids, 2003. P. 138-160; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005; Rainey A. F., Notley R. S. The Sacred Bridge. Jerusalem, 2006; Hawkins R. K. Propositions for Evangelical Acceptance of a Late-Date Exodus-Conquest: Biblical Data and the Royal Scarabs from Mt. Ebal//JETS. 2007. Vol. 50. N 1. P. 31-46; idem. The Date of the Exodus-Conquest is Still an Open Question: A Response to R. Young and B. Wood//Ibid. 2008. Vol. 51. N 2. P. 245-266; Young R. C. A Critical Analysis of the Evidence from Ralph Hawkins for a Late-Date Exodus-Conquest//Ibid. P. 225-243; Юревич Д., свящ. Проблема хронологии исхода в свете археологических данных//ХЧ. 2009. Т. 31. 7/8. С. 91-115. Эпоха судей. Единое Израильское царство. Эпоха двух царств. Albright W. F. New Light from Egypt on the Chronology and History of Israel and Judah//BASOR. 1953. Vol. 130. P. 8-11; Page S. Joash and Samaria in a New Stela Excavated at Tell al-Rima//VT. 1969. Vol. 19. N 4. P. 480-482; Mettinger T. N. D. Solomonic State Officials. Lund, 1971; Vaux R., de. Histoire ancienne d " Israël: La Période des Juges. P., 1973; Gottwald N. K. The Tribes of Yahweh: A Sociology of Liberated Israel 1250-1050 В. С. Е. Maryknoll (N. Y.), 1979; Malamat A., Eph " al I., eds. The World History of the Jewish People. [Tel-Aviv]; New Brunswik, 1979. Vol. 4: The Age of the Monarchies; Barnett R. D. Ancient Ivories in the Middle East. Jerusalem, 1982; Eph " al I., ed. The History of Eretz Israel. Jerusalem, 1982. [Vol. 1]: Introd. The Early Period (иврит); Michaud R. De l " Entrée en Canaan à l " exil en Babylone. P., 1982; Castel F.

http://pravenc.ru/text/293912.html

487 Wheler G., sir. A Journey into Greece. 1682. P. 195–196, 198. 488 О катехизисах см. ниже, гл. 9. 489 Georgirenes J. A Description… Epistle to the Reader. 9–я страница (без номера). 490 Williams G. Op. cit. P. LIXLX. 491 Завещание Томаса Кена издано: Hawkins W. Short Account of Ken " s Life. P. 27. 492 Constantinides Μ. The Greek Orthodox Church in London. P. 9–10. В архиве русской церкви в Лондоне есть сообщение, что иезуиты распространили слух, будто они были папскими шпионами. 493 Williams G. Op. cit. P. LXLXI; Lathbury T. History of the NonJurors. P. 356. 494 История контактов неприсягнувших с православными была впервые изложена Т. Лэтбери в 1845 г. ( Lathbury Т. Op. cit. Р. 309–361). Он черпает информацию из рукописных отчетов епископа Джолли. В более полном виде она была изложена Д. Вильямсом в 1868 г. и полностью основана на протоколах и их предыстории. Некоторые незначительные исправления к изложению Вильямса даются в кн.: Overton J. Η. The NonJurors, their Lives, Principles and Writings. 1902. P. 451 И. См. также: Skinner J. An Ecclesiastical History of Scotland. Vol. II. P. 634–640. 495 Williams G. Op. cit. P. 3–11. 496 Ibid. P. 12–14; Lathbury Т. Op. cit. P. 318–319: архив русской церкви в Лондоне. 497 Williams G. Op. cit. P. 15–83; Lathbury Т. Op. cit. P. 319–335. 498 Williams G. Op. cit. P. 83–102; Lathbury Т. Op. cit. P. 311, 336–341. 499 Williams G. Op. cit. P. 103–168; Lathbury Т. Op. cit. P. 342–357. 500 Williams G. Op. cit. P. XXXVIIIXXXIX. 501 См. выше: Кн. I, гл. 3. 502 См. выше: Кн. I, гл. 4. Восток. 503 См. выше: Кн. I, гл. 4. Запад. 504 Соловьев С. М. И стория России с древнейших времен. Т. 5. Ст. 1483— 1485; Савва В. Московские цари и византийские василевсы. С. 46—49; 54–55; 272–273; Журнал Императорского Русского Исторического общества. Т. XLI, 19. С. 71. Иван III, правда, не осмеливался употреблять титул царя в обращении к своему бывшему повелителю, хану Золотой Орды, до 1493 г. Там же. XLVIII. С. 180–181. 505 Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб. Т. I. 39. С. 72, 41. С. 82; Голубинский Ε. Е. История Русской Церкви. Изд. 2–е. Т. II. Ч. 1. С. 478.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010