838 Термин «гинекит» (букв, «женский») обычно обозначает хоры (ср. хоры как место для женщин в Paul. Sil. Soph. 389, 586–589; с. 286–287,314–315). Прокопий называет «верхним ярусом гинекита» хоры, а «портиками» (στοα) – нижние ярусы боковых нефов: один предназначен для мужчин, а другой – для женщин (Procop. Aed. 1, 1, 55–58, с. 222–223, примеч. 46). В «Сказании» гинекитами названы нижние ярусы боковых нефов, противопоставляемые хорам (περα). См.: Taft R. Women in Byzantium: when, where and why? 11DOP. 1998. Vol. 52. P. 27–87. 839 Колонна святого Василия – первая колонна справа, при входе в южный неф, под мозаичным изображением этого святого в тимпане, которое не сохранилось. Поскольку изображения святителей в тимпанах были сделаны в кон. IX в., название колонн по этим мозаикам – важный признак для датировки «Сказания». См.: Mango С., Hawkins Е./. W. The mosaics of Saint Sophia at Istanbul... (cm. c. 40–41). 841 Колонна св. Григория Чудотворца (Неокесарийского) находится в северном боковом нефе, симметрично колонне св. Василия, под несохранившимся мозаичным изображением этого святого в тимпане (см. с. 40–41, примеч. 125). Влажность сделала ее рыхлой, и она еще в древности была покрыта листами металла. Антоний Новгородец пишет: «I оттол же столпъ есть, iдyчu ко дверемъ, святаго Григория чюдотворца, обить досками мдными: у того столпа явился святы! Гpuropui; i народъ цлующе i трутся перьсмьми i плещама около столпа на исцлние болзнемъ; i ту стоить икона святаго Григория; i ту же у столпа на память его празднуеть патриархъ, положивъ мощи его» (Книга Паломник... С. 6–7). См. также: Majeska G. Р. St. Sophia in the fourteenth and fifteenth centuries... P. 79. 842       Правильно: βασιλικαρου, т. e. церковнослужителя (см. LBG, s. v.), что упрощает научную дискуссию об этом загадочном термине. В версии К: πτης – «портной», «сапожник». 843       Поздняя этиологическая легенда (см.: Dagron G. Constantinople imaginaire... P. 222, nt. 41). 844       Речь идет, очевидно, о портиках, которые окружали атриум, включая экзонартекс (ср. 6, 15,18,23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[xv] Antony of Novgorod, " Le Livre du Pelerin " , in Itineraires russes en Orient, edited by B. de Khitrowa (Geneva 1889), p. 97. [xvi] Chronista novgorodensis, in Chroniques greco-romaines, edited by Ch. Hopf (Berlin 1873), p. 97. [xvii] K. Holl, " Die Entstehung der Bilderwand in der griechischen Kirche " , in Archiv filr Religionswissenschaft, ix (1906), p. 365 et seq [xviii] So W. Felicetti-Liebenfels in Geschichte der byzantinischen Ikonenmalerei (Olten/Lausanne 1956), pp. 73-88; cf. the criticisms of Lazarev in art. cit. (note 7), p. 120 and those of Weigand in art. cit. (note 15) [xix] Constantine Porphyrogenitus, Le Livre des Ceremonies, edited by A. Vogt (Paris 1935), I, p. 13. [xxi] Skyllitzes Matritensis, edited by S. C. Estopanan (Barcelona/Madrid 1965), f. 110v (no 262) and pp. 119-120. [xxiv] L. Brehier, " Anciennes clotures de choeur anterieures aux iconostases dans les monasteres de 1 " Athos " , in Studi Bizantini e Neollenici, vi (1940), pp. 49-50. [xxvii] C. Mango and E. J. H. Hawkins, " The Hermitage of Saint Neophytos and its Wall Paintings " , in Dumbarton Oaks Papers, xx (1966), pp. 160-162 and 201-204; cf. my art. cit. (note 15), pp. 162-171 [xxix] R. F. Hoddinott, Early Byzantine Churches in Macedonia and Southern Serbia (London 1963), pp. 142-155; E. Kitzinger, " Byzantine Art in the Period between Justinian and Iconoclasm " , in Berichte zum XI internationalem Byzantinistenkongress (Munich 1958), p. 21; R. S. Cormack, " Mosaic Decoration of Saint Demetrius, Thessaloniki " , in The Annual of the British School at Athens, lxiv (1969), p. 51. [xxx] A. Grabar, " Quel est le sens de l " offrande de Justinien et de Theodora sur les mosai " ques de Saint-Vital? " , in op. cit. (note 14), pp. 461-468. [xxxii] R. Janin, Geographie ecclesiastique de Vempire byzantin, I iii, (Paris 1969, second edition), pp. 203-206. [xxxiii] D. I. Pallas, Die Passion und Bestattung Christi in Byzanz, der Ritus—das Bild (Munich 1965), pp. 308-332. [xxxiv] Nicephorus of Constantinople, Antirrheticus III adversus Constantinum Copronymum, MPG, c, cols. 464-465

http://bogoslov.ru/article/5350584

Благодаря стратегической роли острова в период правления династии Комнинов XII в. стал периодом расцвета для живописи К. Артелью к-польских мастеров в нач. XII в. были расписаны парекклисионы Св. Троицы и Спасителя в свт. Иоанна Златоуста мон-ре близ Куцовендиса . Фрески парекклисиона Св. Троицы, принадлежащие к лучшим образцам классической традиции комниновского искусства, отличаются очень высоким качеством. Они выполнены по заказу военачальника визант. имп. Алексея I Комнина Евмафия Филокала, бывшего наместником К. в 1099-1102/03 и 1111/12-1118 гг. Одни исследователи считают наиболее вероятным выполнение этих росписей в конце 1-го периода наместничества Филокала (Ibid. P. 98; Papacostas. 2007. P. 74), другие отклоняются к тому, что они были созданы во 2-й период ( Mango, Hawkins. 1966. P. 204; Stylianou. 1997. P. 458, 463). К этому же направлению искусства относится целый ряд росписей раннего XII в. в церквах: Асину Панагии (1105/06); Пресв. Богородицы в Трикомо, свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» (2-й слой живописи); Амасгу Богородицы жен. мон-ря ; праведных Иоакима и Анны в Калиане, Пресв. Богородицы Апсинфиотиссы. Возможно, эти фрески выполнены учениками мастеров, работавших в мон-ре свт. Иоанна Златоуста, т. к. по сравнению с этими памятниками росписи парекклисиона Св. Троицы отличаются большей утонченностью и изяществом ( Winfield. 1972. Р. 289). При этом в церквах Панагии Асину и Пресв. Богородицы в Трикомо работал один и тот же мастер. Что касается попыток передатировать фрески ц. Пресв. Богородицы в Трикомо в связи с тем, что в куполе вокруг Пантократора изображены служащие ангелы - иконографический извод впервые встречающийся в ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана, Палермо, Сицилия, 1143-1148 или 1146-1151),- то наиболее убедительным представляется мнение М. Панайотиди, что фреска в куполе была выполнена позднее основных росписей ( Παναγιωτδη. 2001. Σ. 414). К этому же кругу памятников принадлежит икона св. Иоанна Предтечи из ц. Панагии Асину (Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Одна из поэм Мануила Фила ( Manuel Philes. 1857. Vol. 2. P. 240-255. 237) описывает цикл изображений военных подвигов Михаила Дуки Главы, по всей вероятности находившийся в каком-то из зданий П. П. м. ( Belting et al. 1978. P. 12); в др. поэме ( Manuel Philes. 1855. Vol. 1. P. 310. 99) говорится об образе Христа на воротах или дверях монастыря. Мозаики кафоликона были сбиты после его обращения в мечеть, in situ уцелели лишь незначительные фрагменты в сев.-зап. угловой ячейке наоса и в софите окна на юж. фасаде ( Mango, Hawkins. 1964. P. 323). Из кафоликона, вероятно, происходят 2 мозаичные иконы, ныне находящиеся в соборе св. Георгия Вселенского Патриархата в Стамбуле: «Богоматерь Паммакаристос» (в типе «Одигитрия») и «Св. Иоанн Предтеча». Возможно, иконы располагались по сторонам темплона ( Belting et al. 1978. P. 9-10), причем не исключено их первоначальное бытование в качестве настенных мозаик, о чем косвенно свидетельствует гипс, имевшийся в области нимбов Богоматери и Младенца и удаленный в ходе реставрации 1938 г. ( Ryder. 2007. P. 16, 217-218). В одном из стихотворений Мануила Фила воспевается находившееся в кафоликоне мозаичное изображение св. Иоанна Предтечи, отождествляемое некоторыми исследователями с иконой из собора св. Георгия ( Manuel Philes. 1855. Vol. 1. P. 79-80. N 170; Ryder. 2007. P. 214-215). В описании работ по украшению кафоликона, предпринятых при патриархе Иеремии II в 1572-1579 гг., говорится об образе Божией Матери Паммакаристос, находившемся справа в местном ряду иконостаса ( Belting et al. 1978. P. 29). Предлагаемые датировки этих памятников колеблются в широких пределах от 2-й четв. XI в. до XIV в. ( Γκιολες. 1993/1994. Σ. 250-252). Наиболее вероятным временем их создания следует считать, по-видимому, 2-ю четв. XII в., на что указывает близость моделировки ликов на ктиторской мозаике с изображениями имп. Иоанна II Комнина и имп. Ирины в юж. галерее собора Св. Софии К-польской. В таком случае не исключено, что коленопреклоненная фигурка в левом углу иконы св. Иоанна Предтечи изображает ктитора П. П. м. Иоанна Комнина ( Belting et al. 1978. P. 10).

http://pravenc.ru/text/2578782.html

Одно из наиболее ранних изображений И. В. сохранилось в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 128, 976-1025 гг.). На миниатюре он представлен в рост, в монашеских одеждах, молящимся в пустыне. Образ И. В. под 21 окт. входит в состав святых в минейных циклах рукописных минологиев (ГИМ. Син. гр. 175. Fol. 149r, XI в.; Vat. gr. 1156. Fol. 262r, 3-я четв. XI в.; Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 15r, 1327-1340 гг.; греко-грузинская рукопись (т. н. Афонская книга образцов) - РНБ. O.I.58. Л. 96 об. XV в.), настенных миней (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318; в ц. Вознесения в Дечанах, Сербия, 1348-1350), иконных (Синайский гексаптих, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; нач. XIX в., УКМ) и гравированных (гравер Г. П. Тепчегорский, 1722, ГЛМ, РГБ; гравер И. К. Любецкий, 1730, РГБ) святцев. С XI в. И. В. достаточно часто изображается среди преподобных в храмовой декорации. В зап. части наоса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.), он представлен в рост. В ряду святых монахов И. В. изображен в костнице Бачковского (Петрицонского) мон-ря, Болгария (кон. XI - нач. XII в.); во фресках ц. Панагии Асину (Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06), в алтаре «Енклистры» мон-ря прп. Неофита близ Пафоса (1183) - с крестом и раскрытым свитком и в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) на Кипре - с крестом и свитком в руках; в росписи 1-го слоя трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (1176-1180); в ц. Вознесения в Милешеве, Сербия (ок. 1228); в нартексе собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386); в наосе кафоликона Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря, Греция (1552); на юж. стене ц. Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке, Греция (XVI в.),- с Евангелием в руках, что нетипично для иконографии преподобных. Лит.: Ерминия ДФ. С. 170; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 53; Mango C., Hawkins E. The Hermitage of Saint Neophytos and its Wall Painting//DOP. 1966. Vol. 20. P. 119-206. Abb. 80; Tomekovi S. Les saints ermites et moines dans le décor du narthex de Mileševa//«Mileševa u istoriji srpskog naroda: Meunarodni nauni skup» (Beograd, 1985): Zb. radova. Beograd, 1987. P. 51-67; idem. Ermitage de Paphos: Décors peints pour Néophyte le Reclus//Les saints et leur sanctuaire à Byzance: Textes: Images et monuments. P., 1993. P. 151-171. P. 158. Fig. 19; Kominis A. D. Patmos: Treasure of the Monastery. Athens, 1988. Pl. 29; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. Кат. 140. С. 64; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. М., 2004. Кат. 33.2; 35.2.

http://pravenc.ru/text/389213.html

Перевод на английский язык по Labbe - Cossart 1671. Относительно архитектуры времен византийского иконоборчества см. Ousterhout 2001; Ruggieri 1991. Curcicet at al. 2010, изучил иконический потенциал архитектуры, но не выделил иконоборческий период как критический момент в развитии этой темы. Elsner 2012, особенно 377, со ссылками на предыдущие обсуждения текста. Перевод на английский язык по Percival 1955, 543-544. Седьмой Вселенский собор, который аннулировал решения иконоборческого собора, подчеркнул этот парадокс, что, хотя иконы на панелях запрещены, они пропагандируются иконоборцами. Elsner 2012, предполагает, что этот факт поддерживает выводы тех, кто видел в иконоборческих решениях попытку регулировать то, как иконы должны почитаться, а не отрицать все вместе с их потребностью в церковных служениях. Perl 2007, 101-109, особенно 109. Английский перевод с Percival 1955), 356-408. Двуязычный текст на греческом и латинском языках см.: Mansi 1901, cols. 977-80. Там же. Cecchelli et al. 1959. Об иконах с сенями, также известных как иконы-проскинитарии, см., например, Kalopissi-Verti 2006; Babic 1975; Sinkevic 2000, 87. См. также Elsner 2012, особенно 369 об обрамлении, покрытии и выставлении икон. Cutler 1987 считает, что структура представляет собой сень, в то время как Sarabianov 2000 полагает, что она является алтарной перегородкой. Oikonomides 1985, 113. Византийские богословы сообщают, что «на протяжении всего этого времени церкви, которые были построены, освящались без священных реликвий». Патриарх Константинопольский Никифор, Антиретик (Опровержение) 2.5 PG 100:344; Феодор Студийский, Орации 9.12 PG 99:788. По данным: Pelikan 2013, 92-93. См. примечание 5 выше. Согласно документам, из монастыря мозаика была введена в эксплуатацию после 512 г. Mundell 1975; Hawkins - Mundell - Mango 1973; Lafli - Bru 2013. Lafli - Bru 2013, esp. 303. См., например, Vezic - Loncar 2009, который датирует около 60 сеней из Истрии и Далмации вдоль Адриатического побережья до периода между VII и нач. XI вв., когда территории находились под административной и религиозной юрисдикцией Византии.

http://bogoslov.ru/article/6169560

Христос Пантократор и пророки. Мозаика купола парекклисиона мон-ря Панагии Паммакаристос. Ок. 1310 г. В парекклисионе уцелела часть мозаичного убранства, созданная вскоре после его постройки (ок. 1310) по заказу Марии Дукены. Хорошо сохранились мозаики в алтарной части, куполе, обеих восточных и юго-западной угловых ячейках, частично - в люнетах над верхним карнизом. В скуфье купола помещены поясное изображение Христа Пантократора в медальоне и ростовые образы 12 пророков (Исаия, Моисей, Иеремия, Софония, Михей, Иоиль, Захария, Авдий, Аввакум, Иона, Малахия, Иезекииль). В алтарной части располагается деисусная композиция: в конхе - фигура восседающего на троне Спасителя (с эпитетом «Υπεργαθος» - Преблагой), в боковых люнетах вимы - ростовые образы Богоматери и св. Иоанна Предтечи, на крестовом своде вимы - поясные изображения архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила. Остальное пространство вост. части парекклисиона отведено под образы святителей, из которых сохранились 13; в жертвеннике представлены Иаков, брат Господень (в конхе), Климент, папа Римский (?) (в сев. люнете), и Митрофан, 1-й патриарх К-польский (в юж. люнете, в технике фрески), в диаконнике - Григорий Богослов (в конхе), Кирилл Александрийский и Афанасий Великий (в сев. и юж. люнете соответственно). В сев.-вост. угловой ячейке: Игнатий Богоносец (в медальоне на своде) и Григорий Нисский (в софите арки); в юго-вост. угловой ячейке: Григорий Просветитель (в медальоне на своде), Григорий Чудотворец, Григорий Акрагантский, Антипа Пергамский и Власий Севастийский (в софитах арок). В юго-зап. угловой ячейке сохранились 6 изображений преподобных: Антоний Великий (в медальоне на своде), Евфимий Великий (в люнете зап. стены), Савва, Иоанн Лествичник, Арсений и Харитон (в софитах арок). Все святые представлены в рост, за исключением погрудных изображений в медальонах на сводах. Из сцен двунадесятых праздников полностью сохранилось «Крещение» над верхним карнизом в восточном люнете юж. рукава и фрагмент «Вознесения» (?) в вост. люнете сев. рукава. Своды жертвенника, диаконника и угловых ячеек украшает стилизованный флоральный орнамент. От декорации нартекса уцелели незначительный фрагмент мозаичного образа Богоматери в типе «Оранта» в юж. аркосолии вост. стены и фрагменты фресковой росписи ( Mango, Hawkins. 1964. P. 327-328; Belting et al. 1978. P. 20).

http://pravenc.ru/text/2578782.html

123       Cm.: Mango C. Materials... Здесь подробно описываются также мозаики, известные по за­рисовкам путешественников и братьев Фоссати, не дошедшие до наших дней. См. также: Teteryatnikov N. В. Mosaics of Hagia Sophia... 125       Mango C., Hawkins E. J. W. The mosaics of Saint Sophia at Istanbul: The church Fathers in the north tympanum//DOP. 1972. Vol. 26. P. 1–41. 126       Underwood P. A. A preliminary report on some unpublished mosaics in Hagia Sophia//AJA. 1951. Vol. 55, N 4. P. 367–370; Cormack R., Hawkins E. J. W. The mosaics of Saint Sophia at Istanbul... 128       Whittemore T. The mosaics of St. Sophia at Istanbul, preliminary report on the first year’s work 1931–1932: The mosaics of the narthex. Oxford, 1933; Hawkins E. J. W Further observations on the nar­thex mosaic in St. Sophia at Istanbul//DOP. 1968. Vol. 22. P. 153–166; Oikonomides N. Leo VI and the narthex mosaic of Saint Sophia//DOP. 1976. Vol. 30. P. 153–172. 129       Whittemore T. The mosaics of St. Sophia at Istanbul, second preliminary report on the work done in 1933–1934: The mosaics of the southern vestibule. Oxford, 1936; Niewöhner R, Teteriatnikov N. The south vestibule... 130       Underwood P. A., Hawkins E. J. W. The mosaics of Hagia Sophia at Istanbul: the portrait of the emperor Alexander, a report on work done by the Byzantine Institute in 1959 and 1960//DOP. 1961. Vol. 15. P. 187–217. 131 Whittemore Т. The mosaics of Haghia Sophia at Istanbul, third preliminary report on work done in 1935–1938: The imperial portraits of the south gallery. Oxford, 1942. 132       Whittemore Т. The mosaics of Haghia Sophia at Istanbul, fourth preliminary report on work done in 1934–1938: The deesis panel of the south gallery. Oxford, 1952. 133       Mango C. Materials... P. 66–68, 83–86; Della Valle Μ. La Santa Sofia di Costantinopoli come riflesso di un «regno delle ombre»//L’Officina dello sguardo: scritti in onore di Maria Andaloro I a cura di G. Bordi, I. Carlettini, Μ. L. Fobelli, Μ. R. Menna, P. Pogliani. Roma, 2014. P. 396.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

250 Eusebius. Onomasticon. Ed. E.Klostermann. Lpz., 1904 (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte, Bd. 11, Eusebius Werke, Bd. III) c лат. перевод св. Иеронима; ср. также: Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims, p. 1–2, 47–52 (отрывки из письма Бл. Иеронина к Евстохии: ed. I.Hilberg. Leipzig-Vienna, 1912, S.306–351). 251 Об этом открытии см.: Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p.34–35; Wenger A. L’Assomption de la Tres Sainte Vierge dans la tradition byzantine du VIe au Xe siecle. P., 1955. почитании Богоматери и ee реликвий жителями Константинополя см.: Catneron Αν. The Cult of the Theotokos in Sixth Century Constantinople//Journal of Theological Studies. N.S., vol 29, 1978, p.79–108 252 Об образе, попавшем к царю Авгарю, см.: Cameron А. The Sceptic and the Shroud; o «нерукотворном» образе Камулианы см.: Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p. 114–115. 253 Примеры божественного руководства художником см. в кн.: Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p.l44–145. O мозаике Панагии Ангелоктисты («выполненной ангелами») в Кити на Кипре см.: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. В 2-х т. СПб., 1914, т.1, с.231–240; Megaw A.H.S., Hawkins E.J.W. The Church of the Panagia Kanikaria at Lythrankomi, Cyprus. Mosaics and Frescoes. Washington, 1975, p.l68–169. 254 Ladner G.B. Ad Imaginem Dei. The Image of Man in Medieval Art. Wimmer Lecture. 1962. Latrobe, Pennsylvania, 1965. 255 См. примеры, которые приводят патриарх Герман (PG, t.98, coi. 185) и Феодор, епископ Мирский (Mansi J.D. Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectic. 53 vols. Florence, 1759–1798, repr.r in Paris-Leipzig, 1901–1927 (далее: Mansi J.D. Sacrorum, t. XIII, col.33c–d). Многочисленные подтверждения содержатся и в «Житии св. Артемия», изданном А. Пападопуло-Керамевсом (Varia Graeca Sacra. СПб., 1909; опубликовано также в: «Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета». Т.95, СПб., 1909). Ср. примеч. 28 и 39 ниже. 256

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

1960. Bd. 53. S. 322-327; Jacoby D. La population de Constantinople à l " époque byzantine//Byz. 1961. T. 31. P. 81-110; idem. Les quartiers des juifs de Constantinople à l " époque byzantine//Ibid. 1967. T. 37. P. 167-227; M ü ller-Wiener W. Zur Frage der Stadtbefestigung von Byzantion//Bonner Jahrbücher. 1961. Bd. 161. S. 165-175; idem. Entwicklung und Gestalt der Stadt Istanbul/Seminarleitung - W. Müller-Wiener. [Ркп.] Istanbul, 1974; idem. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977; Византийская книга Эпарха/ред.: М. Я. Сюзюмов. М., 1962; Mateos. Typicon. 1962-1963; Notitia Dignitatum/Ed. O. Seeck. Fr./M., 1962r; Megaw A. H. S. Notes on Recent Work of the Byzantine Institute in Istanbul//DOP. 1963. Vol. 17. P. 222-371; Sherrard P. Konstantinopel: Bild einer heiligen Stadt. Freiburg i. Br., 1963; idem. Constantinople: Iconography of a Sacred City. L., 1965; Vryonis S., Jr. Byzantine Δημοκρατα and the Guilds in the XIth Cent.//DOP. 1963. Vol. 17. P. 289-314; Франчес Э. Народные движения осенью 1354 г. в Константинополе и отречение Иоанна Кантакузина//ВВ. 1964. Т. 25. С. 142-147; Macridy T., Megaw A. H. S., Mango C., Hawkins E. J. W. The Monastery of Lips (Fenari Isa Camii) at Istanbul//DOP. 1964. Vol.18. P. 249-315; Beck H.-G. Konstantinopel: Zur Sozialgeschichte einer früh-mittelalterlichen Hauptstadt//BZ. 1965. Bd. 58. S. 11-45; Kleiss W. Topographisch-archäologischer Plan von Istanbul. Tüb., 1965; idem. Neue Befunde zur Chalkopratenkirche in Istanbul//IstMitt. 1965. Bd.15. S. 149-167; idem. Grabungen in Bereich der Chalkopratenkirche in Istanbul, 1965//Ibid. 1966. Bd. 16. 217-240; Geanakoplos D. J. Church Building and «Caesaropapism», AD 312-565//GRBS. 1966. Vol. 7. P. 167-186; Istanbul: Geschichte und Entwicklung der Stadt/Hrsg. K. Bachteler. Ludwigsburg, 1967; Brand C. M. Byzantium Confronts the West, 1180-1204. Camb., 1968; Fenster E. Laudes Constantinopolitanae. Münch., 1968; Frances E. Constantinople byzantine aux XIV et XV siècles//RESEE. 1969. T. 7.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010