Глава LVI В главе этой продолжает глаголать Господь к Церкви, в которую вошли не только иноплеменники, но и евнухи, которым по Втор. 23запрещен был доступ в „общество Господне“. Мы видели выше много косвенных указаний, что пророку известно было Пятокнижие, поэтому мы видим перед собой пророческое видение об изменении законов, управлявших древнею церковью, и о создании новой церкви, основанной на началах иных, чем церковь ветхозаветная, в которой все основывалось на связи крови и плоти 1699 , на родстве племенном и семейном; между тем как Церковь новозаветная признавала братьями всех, которые „родились от Бога“ 1700 . 1 . Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. В предыдущих главах, начиная с XL, все яснее и яснее обрисовывается личность Еммануила, о котором начал однако говорить пророк еще в VII, IX и XI главах. Везде, как и в Псалмах (см. в особ. „Псалмы Мессианские“ в 4 т. Св. Лет.) „Отрок Господень“ Мессия, Искупитель прежде всего является представителем суда и правды. (Ср. Пс. 44:5,7–8 ). Настоящее пророчество, после уже раскрытия тайны воплощения Господа в гл. LIII, подготовляет не только Иудеев, но и весь мир к встрече ожидаемого. И от главы XL Исаии до III гл. Матфея об Иоанне Крестителе непрерывно раздается глас: „приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему“! Этот же возглас мы читаем и в 1 ст. гл. 56. Таково было и предназначение подготовляемого к пришествию Слова Божия закона, который назван Апостолом Павлом „пестуном“ или „детоводителем ко Христу“ ( Гал. 3:24 ). Закон разбудил сознание греха, до появления закона с спокойной совестью творимого по законам греховной природы. Закон заставил скорбеть дух человеческий, который только при даровании закона понял, что он должен быть выше животного. Скорбь эта и была желанною путеводительницею ко Христу, в Котором нашли успокоение все те, которые, как Павел, чувствовали, что без особой благодатной помощи человек бессилен 1701 . ( Рим. 7 ). Поэтому то пророк, возвещая о Грядущем, и глаголет от Господа, что все должны готовиться, творя правду. Но эта правда не должна быть формальною и лицемерною, как упрекал пророк народ свой в I-oй главе; она должна была выразиться в истинных делах любви, милосердия и справедливости (Ср. Ис. 1:16–17 ); о том же глаголал и Иоанн Креститель, когда народ шел креститься к нему ( Мф. 3:8 ; Лк. 3:8,10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

19 P. С. C., ser. gr., t. XL, ер. XVI, col. 1035, C. Accinctus quoque erat (Elias) coriaceo cingulo, memor se hominem esse pauperem, et ut memoria illius cinguli coriacei, suae pristinae paupertatis non oblivisceretur. После этих слов, преп. Антоний обращается к ученикам с назиданием и поучает их не забывать о добродетелях смирения и бедности. Пророка Илию, как и многих других святых мужей, – говорит преп. Антоний, – Господь воздвиг, между прочим, для того, ut nosmetipsos humiliaremus, ibid. D. 20 Vita Antοnii, P. С. C., ser. gr., t. XXVI, col. 972 В. «Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святынь Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах». Свято – Троицкая Сергиева лавра. 1908 г., с. 72. По завещанию преп. Антония, одна его милоть была отдана, по смерти преп. Антония, епископу Афанасию, другая – епископу Серапиону. 22 Р.С.С., ser. gr., t. XL, col. 1096, A. «Добротолюбие в русском переводе, дополненное». Том первый. М. 1895 г., с. 129. Подобное читается и в новооткрытых Мнениях и Ответах преп. Антония: Е. Amélineau, op. cit, pp. 28–30. Архимандрит (ныне епископ) Палладий – «Новооткрытый изречения преп. Антония Великого ». Казань. 1898 г, сс. 21–22, 28. 23 См. П. С. Казанского – «История православнаго монашества на Востоке». Часть первая. М. 1854 г., с. 96, примеч. 1. 25 De Instit coenob. 1. I, с. III; С. S. E. L., t. XVII. p. II; P. С. С., ser. lat., XLIX, col. 68, А; Еп. Феофана, цит. изд., с. 522. 28 Проф. А. А. Спасский допускает возможность того, что преп. Пахомий, устрояя монашескую свою общину, руководствовался, до известной степени, образцовыми порядками общежития египетских подвижников при храме Сераписа. См. Богословский Вестник за 1908 г., январь: «Пахомий и Феодор первые основатели киновитского подвижничества по греческим и коптским сказаниям (критические наброски)», сс. 73–76. 30 Редакция 1) напечатана в P. С. С., ser lat., t. XXIII, coll. 65–68; редакция 2) в Acta Sanctorum Maii collecta, digesta, illustrata a Godefrido Henschenio et Daniele Papebrochio e societate Jesu. Tomus tertius. Venetiis. MDCCXXXVIII, pp. 826–827; редакдия 3) – в Analecta sacra et classica Specilegio Solesmensi parata, edidit Joannes Baptista cardinalis Pitra. Т. V. Romae, anno MDCCCLXXXVIII, pp. 113–115; редакция 4) издана у И. Троицкого , в его исследовании: «Обозрение источников начальной истории Египетского монашества». Сергиев Посад. 1907 г., сс. 398–400.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

656 На Кипрском соборе (1260 г.) постановлено: не должно без разбора всем приступающим раздавать пречистые Тайны, а надобно священнику спрашивать приступающих – исповедовал ли он грехи свои и какому духовному отцу; должно спросить, воздержался ли от страстей, покинул ли грехи, которые прежде допускал, исполнил ли наказания, наложенные на него. Leon. Allât, de Eccles. Occid. et Orient. Consens. L. III, c. XVII, p. 1308. Значит, вот ещё когда – в XIII в. налаживался существующий теперь в православной церкви обычай говенья. 658 „Помыслы свои открывай не всякому, кто попадётся, но только отцам твоим, чтобы не привлечь скорби в сердце своё“. „Не открывай мысли своей невеждам и воли своей неблагоразумным“. „Помыслов своих не открывай всем, чтобы не быть въ преткновение ближнему своему“. „Открывай помыслы свои отцам своим, да благодать Божия покрывает тебя“. Migne, P. G. XL, 1126, 1135. Добротолюбия, I, 281. 288, 292. „Открывай болезни свои отцам твоим, чтобы испытать помощь от советов их“. Migne, P. L. CIII, 429; Доброт. I, 387. 659 „Помыслов, смущений и подозрений своих не скрывайте, но открывайте их авве своему и что услышите от него, принимайте то с верой“. „Борющие тебя помыслы – все – не стыдись открывать отцу твоему, если желаешь найти утешительное облегчение“. „Ничему так не радуются диаволы, как тому, если кто скрывает помыслы свои от духовного своего наставника“. Migne, P. G. XL, P. L. СШ, 434; Доброт. I, 252, 266, 393. 660 Иоанн Кассиан, приводит слова преп. Моисея: „полезно не скрывать своих помыслов от отцов; впрочем не всякому должно говорить кому бы ни случилось, но открывать старцам духовным, не от времени поседевшим“. От себя он говорить следующее: „Нет другого, надежнейшего пути к спасению, как открывать свои помыслы рассудительнейшим отцам и иметь их руководителями в добродетели, а не следовать собственному помыслу и рассуждению“. Человек, имеющий смирение, „не только дела, но и помыслы свои открывает старцу своему, ничего не скрывает“. Новоначальным для нравственного их совершенствования Иоанн Кассиан советует „не скрывать никаких помыслов сердечных по ложному стыду, но тотчас по возникновении их открывать своему старцу и в рассуждении о них не доверят своему мнению, а считать худым или добрым только то, что старец признает таким“. Migne, P. L. XLIX, 542, 547, 199, 161: р. п. 193, 194, 40, 25. В ответах Варсануфия и Иоанна читается: „скрывающий свои помыслы бывает неисцелён и исправляется только частым вопрошанием отцов духовных“. А в другой раз говорится: „покайся Богу и авве и постарайся вперёд исправиться и Бог простит тебе согрешение твоё“. Αποκρ. 371, 354; рр. 165, 181; р. п. 224, 243.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1319. Враги креста Христова. А. Фотия. 1866. I. 644. 1320. Письмо Раввина, обратившегося в христианскую веру, к Евреям... 1829. XXXIV. 47. 1321. Письмо к новообращенному христианину. 1837. III. 108. 1322. Письмо духовного отца к смущенному речами вольнодумцев. 1858. I. 343. 1323. Письмо обращенного магометанина к крестному отцу. II. 18. 1324. О преданиях, как источнике религии. 1829. XXVI. 314. 1325. Было ли и откуда происходило ожидание Спасителя у язычников. 1838. III. 51. 1326. Следы истинного учения веры между язычниками до пришествия Спасителя. 1853. II. 207. 1327. О всеобщности веры в Божество. 1839. II. 38. 1328. О состоянии веры во время невинности первых человеков. 1832. XLV. 308. 1329. Участие сердца в познании истин веры. 1861. I. 3. 1330. Основания веры в Откровение. 1826. XXIV. 216. 1331. О Божественных откровениях. 1830. XL. 309. 1332. Предварительные понятии о православном догматическом Богословии. 1848. I. 262. 375. 1333. О символе веры . 1834. II. 39. 1334. О бытии Божием. 1824. XIII. 147. 1335. Благоговейные чувствования при размышлении о бытии Божием. 1834. II. 335. 1336. О непостижимости Божией. 1837. II. 210. 1337. О непостижимости судеб Божиих. 1831. XLI. 314. 1338. О средствах к познанию Бога. 1822. VI. 50. 1339. Учение о Боге, поколику Он есть един. 1822. VI. 64. 1340. Доказательство бытия Божия из устройства видимой природы. 1837. III. 273. 1341. Бог в натуре. 1829. XXXV. 214. 1342. Учение о св. Троице. 1822. VI. 166. 176. 183. 213. 1343. Учение о Боге триипостасном. 1844. III. 186. 1344. Учение о Боге в самом себе. 1848. II. 205. 246. 1345. Учение о Боге Спасителе. 1851. I. 17. 1346. Следы учения о пресв. Троице в ветхом завете. 1849. II. 149. 1347. Искупитель наш есть И. Христос. 1821. II. 344. 1348. И. Христос послан от Бога. 1830. XL. 152. 1349. И. Христос есть прекрасный образец истины и добродетели. 1822. V. 3. 26. 237. 246. 252. 1350. Свидетельство Иосифа Флавия об И. Христе. 1834. I.      176. 1351. Взгляд на свидетельство раввинов об Иисусе Христе. 1835. I. 387.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

27. «Христианский мир и эллино-римская цивилизация в эпоху древней церкви». Чтения в Общ. люб дух. просв. 1873, I. Стр. 49. 28. «О так называемой переписке апостола Павла с философом Сенекой». (Заимствовано с иностранного). Правосл. Обозр. 1883, I. Стр. 27. 29. «Философ Сенека в христианском предании». (С немецкого). Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1888, I. Стр. 29. 30. «Марция. Эпизод из истории христианства II века». Приб. к Твор. св. Отц. 1887, XL. Стр. 30. 31. «Лукиан и христианство ». (По Бернайсу). Прав. Обозр. 1880, I. Стр. 15. 32. «Влияние язычества и христианства на питомцев греческих и латинских школь II, III и IV веков. (Исторические параллели). Душепол. Чтение 1885, I. Стр. 55. 33. «Профессия церковного писателя и книжное дело в древне-христианское время». Приб. к Твор. Св. Отц. 1888, XLI. Стр. 100. 34. «Так называемые церковные каноны (canones ecclesiasmici) и их значение в вопросе о церковных должностях в древности». Там же, 1887, XL. Стр. 63. 35. «Экономическое состояние римской империи и христианство ». (По Ульгорну). Прав. Обозр. 1885, III. Стр. 35. 36. «Церковные доходы и расходы в первые три века». Душеп. Чтение 1879, I. Стр. 21. (Статья заимствована из книги Пробста: Kirchliche Disciplin). 37. «Черты домашней и семейной жизни древних христиан». Душеп. Чтение 1880, I. Стр. 30. (Заимствовано из сочинения Гефеле: Beiträge zur Kirchengeschichte, Archäologie und Liturgik). 38. «Зрелища Очерк из древне-христианской истории». Душеп. Чтение 1878, И. Стр. 53. 39. «Борьба христианской церкви древних времен против азартных игр». Там же, 1889, I. Стр. 28. (Переработано из сочинения А. Гарнака: Der pseudocyprianische Tractat de Aleatoribus). 40. «Неожиданный спор между немецкими учеными о составе евхаристических даров древнейшей церкви». Богослов. Вестник 1894, I. Стр. 25. 41. «Обращение императора Константина Великого к христианству». Душепол. Чтение 1877, I. Стр. 24. 42. «Разбор попыток доказать, что Константин Великий не был христианином». Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1885, I. Стр. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

235 Ср. «Главы о троичности», экскурс: учение об ипостаси и сущности в восточном и западном богословии (Правосл. мысль, 1, 80–8). 236 Summa theologiae Qu. XL, art II: melius dicitur quod personae seu hypostases distinguantur relationibus quam per originem... personae sunt ipsae relationes subsistentes. 237 Qu. XL, art I: proprietates personales sunt idem cum personis ea ratione quod abstractum est idem cum concreto; sunt enim ipsae peisonae subsistentes ui paternitas est ipse Pater, et Filiatio-Filius, et processio – Sp-s S-s. 238 Qu. XXVIII, а . III: oportet, quod in Deo sit realis distinctio, non quidem secundum rem absolutam, quae est essentia, in qua est summa unitas et simplicitas, sed sccundum rem relativam. 239 Отцовство и сыновство различны, но вовсе не противоположны, в контрадикторном смысле. Иначе таких противоположений можно насчитать немало: отцовство и материнство, братство, сестринство и т. д. 240 Строго говоря, с логической последовательностью отношения рождения и исхождения могут быть поняты как противоположные не в меньшей мере, нежели отношения отцовства и сыновства: в действительности же здесь мы имеем в обоих случаях просто различия, которые и не могут стать контрадикторными противоположностями, ибо им и вообще нет места в конкретной множественности бытия. Паутина логики схоластического богословия не выдерживает испытания в своей собственной области. 241 Правда, он осложняется у Ф[омы] А[квинского] принятием определения Боэция, лица как rationalis naturae, имеющей бытие по себе esse per se (Qu. XXIX, а. I). Однако это определение, недовыясненное и у Боэция с его античной ограниченностью в вопросе о личности, не оказывает никакого дальнейшего влияния на собственную дедукцию Фомы А. 242 В наиболее значительном, хота и не ортодоксальном спекулятивном построении Шелля это приводит к учению о самообосновании Св. Троицы как Абсолютного. 243 М . J. Scheeben . Handbuch der katholischen Dogmatik, Erster Band. 1878 (unveränderter Neudruck, 1925). Freiburg i Breisgau.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Пророк Исаия выступает обличителем язычников, угрожает им судом Божиим, призывает к раскаянию и, наконец, внушает им ту мысль, что самое могущество их зависит не от них самих, а от Бога, Который избирает их для наказания евреев. Входя в соприкосновение с последними, язычники, по увещанию пророка Исаии, должны заимствовать у евреев свет истинной веры, оставить свое нечестие и не притеснять народа Божия. В этом отношении евреи и язычники, по учению пророка, должны соединиться вместе, чтобы сделаться достойными членами всемирного царства Мессии и приобщиться ко всем благам этого царства 68 . Особенности книги пророка Исаии Особенности, которыми отличается книга пророка Исаии, сравнительно с другими пророческими книгами, состоят в следующем. Во-первых, изложение книги, отличается чистотою, правильностью и изяществом языка, в котором совершенно отсутствуют простонародные, неправильные обороты речи. Эта особенность, по толкованию отцов Церкви, объясняется тем, что пр. Исаия был знатного происхождения. Во-вторых, пророчества в книге пророка Исаии отличаются удивительною ясностью предсказания о будущих событиях и особенно об Иисусе Христе и Его царстве. Взор пророка в созерцании этих великих будущих событий так ясен и проницателен, что пророк является как бы современником и очевидцем их. «Его прилично назвать, говорит блаженный Иероним , не столько пророком, сколько евангелистом, ибо он до такой степени подробно изложил таинство Христа и Его Церкви, что как будто не о будущем пророчествует, а составляет историю о прошедшем». К числу наиболее ясных пророчеств относятся: предсказание о рождении Эммануила от Девы (VII, 14), о деятельности Иисуса Христа (XI гл. XXXV), о Кире (XLV, 1 –15), о страданиях Спасителя (LIII гл.) и о призвании всех народов в Церковь Христову (LX, 6–16; LXVI, 18–20). В-третьих, книга пророка Исаии выделяется из ряда других пророческих книг характером своего возвышенного учения о Боге. Пророк изображает величие Божие самыми возвышенными образами. Он называет Господа Владыкою вселенной, имеющим небо престолом и землю подножием ног Своих (LXVI, 1). Господь, по словам пророка, устроил небо, как дворец, и раскинул его, как шатер для обитания (XL, 22), измерил воды горстью и небо пядью, поставил горы в мериле и холмы в весе. Пред великим Господом все народы на земле, как бы они могущественны ни были, являются ничтожными и слабыми (XL, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

1757 Cyr., Ep. XLVIII (42) ad Donat. M. gr. 77, 249B-C. M. V, 348D. Д.B.C.II 2 , 162; Ep. XL (35) ad Acac. Melit., M. gr. 77, 184C-D. M. V, 3120. Д.В.С. II 2 . 152; Synod. CVIII, M. gr. 84, 721C. 1760 Cyr., Ep. XL (35) ad Acac. Melit. ( Χρμα) M. gr. 77, 184C. M. V, 812B. Д.В.С. II 2 , 152. 1761 Архидиакон и синкелл св. Кирилла – Епифаний, говоря в послании к Максимиану о получении этих требований восточных, замечает, что они (требования) „fecerunt incidere (Кирилла) aegritudinis recidivum“ (Synod. CCIII. M. gr.84, 826С). С одной стороны, нельзя допустить, что мужественный борец за веру и Церковь , с радостью недавно перенесший за веру темничное заключение, вдруг стал таким слабым, что заболел под влиянием письма „нескольких“ епископов Востока, письма, правда, неприятного. С другой стороны, судя по ответному посланию Акакию, св. Кирилл далеко не испугался предъявленных к нему требований и твердо продолжал настаивать на покорности Эфесскому собору. Наконец, странно и со стороны синкелла писать Максимиану о recidivum, не сказав, в чем же состояла эта болезнь, которая повторилась. Все это заставляет нас думать, что Епифаний под aegritudo разумеет не болезнь, а скорбь, печаль, в каковом значении это слово часто употребляется. Тогда понятно будет, почему он называет эту aegritudinem повторной; новое обнаружение упорства восточных возобновило у св. Кирилла ту скорбь, которою он болел в Эфесе. 1763 Cyr., Ep. XXXIII M. gr. 77, 162B-C. Synod. LVI. M. gr. 84, 665C-D.Boзмoжho, что в это время в Александрии заседал обычный осенний (в октябре) собор, почему св. Кирилл и говорит о скорби епископов всего Египта. Гарнье допускает, что св. Кирилл нарочито созвал собор в соответствие Антиохийскому и Верийскому собору восточных (M. lt. 48, 1214В). 1770 Synodic. LV, M. gr. 84, 660А. Акакий говорит, что он, кроме письма Аристолая и папы Сикста, получил из Александрии три-четыре письма. 1774 Вся переписка, нашедшая в Synodicon’e место в главах LV-LXXVI (M. gr. 81, 660–687), вызвана именно этим письмом. Упоминаетсяо нем и в других главах, напр. LXXX, LXXXVIII, CVII, CXXIX, CXXXVI и др. Историю этих сношений между восточными см. у Tillemonm’a·op. cit., XIV, 522–528 и y H. H. Глубоковского, op. cit., I, 111–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

При таких обстоятельствах Иларий делал неоднократную попытку к примирению с св. Львом. (Ad placandum animum S. Leonis inclinata humilitate se convertit). Первая попытка была неудачна. Бывший префект Галлии Авксилиарий (Aufiliaris), к которому, как лично знавшему его, Иларий обратился за посредничеством в деле примирения со св. Львом, писал Иларию: «говорил со св. папой Львом... но на этом месте (письма), ты, думаю, возмутишься духом; люди нетерпеливо переносят, когда мы говорим так, как знаем. Кроме того, уши римлян более трогаются некоторым ласкательством (aures praeterea 11 Romanorum quadem teneritudine plus trahuntur). Если твоя святость тотчас снизойдет до него (ласкательства), то ты приобретешь очень много, ничего не потеряв». (Migne, L. 1239). Примирение при жизни Илария по-видимому не состоялось. Впрочем, св. Лев впоследствии переменил свое мнение об Иларии и в одном письме к Галльским епископам, написанном после смерти его (Илария), называет его «святой памяти» (Ер. XL). По смерти Илария был избран ему преемником Равенний. Двенадцать избравших его епископов обратились к св. Льву с просьбой об утверждении Равенния в тех правах, какими пользовался до столкновения со св. Львом Иларий. Св. Лев уважил просьбу (Ер. XL и XLI), не смотря на то, что Равенний вступил в отправление обязанностей митрополита Виенской провинции без его разрешения, о чем своевременно и был уведомлен Виенским епископом. Св. Лев в это время был занят борьбой с монофизитами и потому ему неудобно было входить в неприятности с Галльскими епископами. Впрочем, Виенский епископ не переставал стремиться к освобождению из-под власти Арльского митрополита пока, наконец, не достиг своей цели. Воспользовавшись тем, что Равенний однажды поставил епископа в город, подлежащий ведению Виенского епископа, этот последний отправился с жалобой к св. Льву. Об этом узнали и Равенний с приверженцами. Они, в свою очередь, просили св. Льва утвердить за Арлем прежние права и не обращать внимания «на неблагоразумные и заслуживающие порицания» домогательства приматства, на которое Виенский епископ «не имеет права» (Ер. LXV, 2). Но св. Лев все-таки склонился на сторону Виенского епископа. Для него, конечно, гораздо выгоднее было разделить Арльскую митрополию на две независимых друг от друга митрополии. Св. Лев помнил «чрезмерные притязания» Илария и потому рад был случаю, дававшему ему возможность подчинить себе Южную Галлию, разделив Арльскую митрополию на две независимых друг от друга митрополии. Чтобы Виенская кафедра «не казалась ниже», чем Арльская, св. Лев отнял от последней четыре города (Валенсию, Женеву, Тарептазию и Грацианополь) и присоединил их к Виенской епископии. Так возникли в Галлии две независимых друг от друга, во зависимых от Рима епархии (Ер. LXVI). с) Африканская церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Чтения в Общ. люб дух. просв. 1873, I. Стр. 49. 28 . «О так называемой переписке апост. Павла с философом Сенекою». (Заимствовано с иностранного). Правосл. Обозр. 1883, I. Стр. 27. 29 . «Философ Сенека в христианском предании». (С немецкого). Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1888, I. Стр. 29. 30 . «Марция. Эпизод из истории христианства II века». Приб. к Твор. св. Отц. 1887, XL. Стр. 30. 31 . «Лукиан и христианство». (По Бернайсу). Прав. Обозр. 1880, I. Стр. 15. 32 . «Влияние язычества и христианства на питомцев греческих и латинских школ II, III и IV веков. (Исторические параллели)». Душепол. Чтение 1885, I. Стр. 55. —270— 33 . «Профессия церковного писателя и книжное дело в древнехристианское время». Приб. к Твор. Св. Отц. 1888, XLI. Стр. 100. 34 . «Так называемые церковные каноны (canones ecclesiastici) и их значение в вопросе о церковных должностях в древности». Там же, 1887, XL. Стр. 63. 35 . «Экономическое состояние римской империи и христианство». (По Ульгорну). Прав. Обозр. 1885, III. Стр. 35. 36 . «Церковные доходы и расходы в первые три века». Душеп. Чтение 1879, I. Стр. 21. (Статья заимствована из книги Пробста: Kirchliche Disciplin). 37 . «Черты домашней и семейной жизни древних христиан». Душеп. Чтение 1880, I. Стр. 30. (Заимствовано из сочинения Гефеле: Beiträge zur Kirchengeschichte, Archäologie und Liturgik). 38 .«Зрелища. Очерк из древнехристианской истории». Душеп. Чтение 1878, I. Стр. 53. 39 . «Борьба христианской церкви древних времен против азартных игр». Там же, 1889, I. Стр. 28. (Переработано из сочинения А. Гарнака: Der pseudocyprianische Tractat de Aleatoribus). 40 .«Неожиданный спор между немецкими учеными о составе евхаристических даров древнейшей церкви». Богослов. Вестник 1894, I. Стр. 25. 41 . «Обращение императора Константина Великого к христианству». Душепол. Чтение 1877, I. Стр. 24. 42 . «Разбор попыток доказать, что Константин Великий не был христианином». Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1885, I. Стр. 22. 43 . «Голос протестантского ученого в защиту Константина Великого ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010