Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ХРИСАФ [Греч. Μανουλ Δοκας Χρυσφης], лампадарий и маистор, визант. мелург, муз. теоретик и писец, расцвет деятельности к-рого пришелся на период ок. 1439 - ок. 1469 г. Исходя из наличия муз. произведений М. Х. в рукописи Hieros. Patr. gr. 31, основная часть к-рых датируется 1439/40 г., можно определить, что он род. между 1410 и 1420 гг. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1901, 1915). О месте его рождения и родословной сообщается в надписании песнопения в рукописях Ath. Iver. 977 (кон. XV - нач. XVI в.) и 964 (1562 г.): «Другой анаграмматизм, составленный кир Григорием иеромонахом Силиврийским; этот Григорий - дед кир Мануила Хрисафа» ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1936). По мнению Г. Статиса , эти данные позволяют заключить, что М. Х. родился в Силиврии (Вост. Фракия) ( Στθης. 1994-1995). Судя по надписаниям песнопений в рукописях XV в., в т. ч. в автографах М. Х., мелург жил и работал в К-поле, а после захвата города турками отправился в Мистру, Сербию и на Крит, избрав типичный маршрут эмиграции грека-интеллектуала, связанного с имп. окружением ( Στθης. 1994-1995; Γιαννπουλος. 2006). Порядок его путешествий после 1453 г. трудно установить, но вероятно, что сначала он отправился в Сербию и Мистру, а затем продолжительное время до самой смерти жил на Крите. Мистра была центром деятельности имп. семьи во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в.; провозглашение императором Константина XI Палеолога состоялось в Мистре после неожиданной смерти Иоанна VIII Палеолога в 1448 г. Подобным образом Сербия, особенно Смедерево - город на Дунае в 900 км от К-поля, была местом поселения греч. беженцев из К-поля, к-рые селились группами возле членов имп. семьи - Ирины Кантакузины, матери Лазаря, еп. Смедерева, и Елены Палеолог ( Jakovljevi . 1988). Смедерево оставалось независимым от турок до 1459 г., Мистра - до 1460 г. Часто местом поселения представителей К-польского Патриархата становился Крит, до 1669 г. бывший венецианской колонией с преобладавшим греч. населением: в частности, здесь жили церковные музыканты, такие как Иоанн Ласкарь и Мануил Газис , к-рые не только обучали церковному пению правосл. греков на Крите, но и, что было важнее, укрепляли связи между Критом и К-польской Церковью, особенно на фоне лат. (венецианского) влияния с учетом запрета на учреждение на острове греч. православной епископии ( Μαρκπουλος. 2008). М. Х. провел последние годы жизни на Крите в среде греков-изгнанников, к-рые ранее были связаны с имп. семьей.

http://pravenc.ru/text/2561926.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь св. апостолов в Карсе. 931 г. К. основан в древности; в «Географии» Страбона (I в. до Р. Х.) упоминается область Армении под названием Хорзена (Χορζην; Strabo. Geogr. XI 14), вероятно имеющая отношение к К. Название К. происходит скорее всего от арм. термина «крепкий город». О древнейшей истории К. надежных сведений нет. Возможно, в эпоху поздней античности здесь правила фамилия нахараров, владевшая обл. Вананд. С распространением христианства в Армении в К. была создана Карсская (Ванандская) епархия Армянской Апостольской Церкви. В средние века К.- крупный торговый центр на пути между Ани и Феодосиополем (арм. Карин, впосл. Эрзурум), в регионе, к-рый связывал торговыми путями Анатолию и Причерноморье с Закавказьем и Ираном. В 888 г. вместе со всем Ванандом К. был присоединен к владениям арм. царя Ашота I Багратуни и вошел в состав Армянского царства Багратидов. В X в. значение К. постепенно росло. Когда на арм. трон взошел царь Абас (928-953), ранее владевший Ванандом и К. как своим уделом, в К. была перенесена царская резиденция. Здесь были построены цитадель, царский дворец, кафедральный собор св. Апостолов. По сообщению арм. историка Степаноса Таронеци, ок. 937 г. князь Абхазии Бер предпринял поход против Армении и через своего посла передал Абасу требование не освящать собор в К., пока он не захватит город, желая освятить храм по обычаю своей, халкидонской (православной), веры. Князь вскоре был взят в плен и казнен в К. В 961 г. преемник Абаса Ашот III (953-977) перенес столицу из К. в Ани. При этом на территории Армении сохранялась и развивалась система уделов под властью различных представителей правящего дома, и с 962 г. в К. также складывается Карсское (Ванандское) царство, находившееся в вассальной зависимости от Ани. В 962 г. Ашот III передал Вананд своему брату Мушегу, основавшему в К. отдельную ветвь династии Багратидов. В XII-XIII вв. население города составляло ок.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

[Румын. Constana; греч. Τμοι, Τμις; тур. Küstence, Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи, Первого и Второго Болгарских царств. К. основан предположительно в 657 г. до Р. Х. ионийскими греками из Милета (совр. Турция) для торговли с гетами. Упоминается с III в. до Р. Х. в связи с военным конфликтом Византии и Истрии. В 29 г. до Р. Х. завоеван римлянами, к-рые сохранили греч. название Томы (Томис). В 8-17 гг. по Р. Х. в К. находился в ссылке и умер рим. поэт Овидий, к-рый написал здесь 4 книги посланий (Epistulae ex Ponto, ок. 11-12 гг.). С 46 г. город вошел в состав пров. Н. Мёзия. В III в. сильно пострадал от готов. При имп. Диоклетиане - столица рим. пров. М. Скифия. С кон. III в. центр Скифской епархии К-польской Православной Церкви (с ок. 380 - Томисской архиепархии; в VI и X-XI вв.- митрополии Томиса; в XIII-XIV вв.- архиепархии Вичина). Период расцвета пришелся на правление имп. Константина I Великого (306-337). При имп. Констанции II (337-361) был отстроен новый квартал, названный в честь него Константиниана (по другой версии, в честь Флавии Юлии Констанции, сестры имп. Константина I); по названию этого квартала впосл. стали именовать весь город (упом. с 950). С 395 г. вместе с обл. Добруджа К. перешла под власть Византии. Захвачена и разрушена аварами (597-598). После разгрома визант. имп. Константина IV ханом Аспарухом (681) вошла в состав Первого Болгарского царства. В 977 г. отвоевана византийским имп. Иоанном I Цимисхием (969-976). Ок. 1186 г. К. находилась под властью Второго Болгарского царства. В XIII в. в городе основана генуэзская торговая колония. В XIV в. К. принадлежала Добруджанскому княжеству; в кон. XIV - нач. XV в.- княжеству Валахия (при господаре Мирче I Старом, 1386-1418). Ок. 1418 г. К. находилась под властью Османской империи. В кон. XVIII в. сюда переселились многие крымские татары, греки, болгары, которые составили большую часть населения К. По результатам Берлинского конгресса в 1878 г. К. передана Румынии вместе с Сев. Добруджей.

http://pravenc.ru/text/2057128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГНЕЗНО Гнезно [польск. Gniezno], г. в Польше (Великопольское воеводство), архиеп-ство Римско-католической Церкви, кафедра примаса Польши. Город Г. возник в VIII-IX вв. В X в. был столицей польск. гос-ва Пястов. После «крещения Польши» (966) в центре Г. был воздвигнут собор св. Вита (впосл. Успения Пресв. Девы Марии; 970-977), где в 997 г. было погребено тело Пражского еп. сщмч. Адальберта . Архиепископство в XI-XVIII вв. Осенью 999 г. папа Римский Сильвестр II при поддержке герм. имп. Оттона III учредил митрополию Г. и канонизировал сщмч. Адальберта, ставшего ее небесным покровителем. Первым архиепископом Г. был назначен сводный брат сщмч. Адальберта, бенедиктинский мон. Гауденций , названный в дипломе имп. Оттона III аббатству Фарфа от 2 дек. 999 г. archiepiscopus sancti Adalberti martyris (архиепископ св. мч. Адальберта). В марте 1000 г., во время состоявшегося в Г. съезда, в присутствии имп. Оттона III и польск. кн. Болеслава I Храброго папский легат кард. Роберт огласил декрет об учреждении архиеп-ства и рукоположил мон. Гауденция во архиепископа. Тогда же в составе новой митрополии были учреждены еп-ства в Кракове, Колобжеге и Вроцлаве, для к-рых были рукоположены епископы Поппо, Рейнберн и Иоанн. Находившийся на существовавшей с 968 г. кафедре в Познани еп. Унгер отказался подчиниться Гауденцию, и Познанское еп-ство было присоединено к митрополии Г. только после смерти Унгера (1012). Погребение сщмч. Адальберта. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. Погребение сщмч. Адальберта. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. В 30-х гг. XI в. междоусобицы, языческая реакция и войны дезорганизовали гос. и церковную жизнь Польши. Согласно свидетельству «Хроники» Козьмы Пражского , в 1038/39 г., во время польско-чеш. войны, чеш. кн. Бржетислав разорил Г. и вывез мощи сщмч. Адальберта в Прагу. В 1038-1075 гг. архиеп-ство Г. оставалось вакантным, управление польск. Церковью и титул архиепископа ок. 1049 г. получил Краковский еп. Арон. Ряд исследователей считают буллу о возведении Арона Краковского в сан архиепископа подложной и полагают, что архиепископом Г. в этот период был Стефан, содействовавший кн. Казимиру I Восстановителю в возрождении польск. гос-ва. Ухудшение положения в польск. землях в 30-х гг. XII в. привело к принятию папой Иннокентием II решения о подчинении всех польск. еп-ств Магдебургскому архиеп. Норберту, но стараниями кн. Болеслава III Кривоустого в 1136 г. оно было отменено. 7 июля 1136 г. папа Иннокентий II буллой «Ex commissio nobis» подтвердил все права на имущество и доходы архиеп-ства. Лат. текст буллы, называемой также «Гнезненской буллой» и «Золотой буллой польского языка», содержит 410 личных имен и географических названий и является одним из древнейших памятников польск. языка.

http://pravenc.ru/text/165185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН III Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) (Июнь-июль 980, близ Клеве - 23 или 24.01.1002, замок Патерно близ Витербо), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов). Имел прозвище Чудо Света (Mirabilis mundi). Основные свидетельства о жизни и об эпохе О. содержатся в грамотах, в исторических сочинениях, написанных уже после смерти императора: в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018), «Венецианской хронике» Иоанна Диакона (Chronicon venetum, после 1008), в заключительной части Кведлинбургских анналов (Annales Quedlinburgenses, до 1025) и в 3-й части Хильдесхаймских анналов (Annales Hildesheimenses, между 1000 и 1040), в «Хронике» Адемара Шабанского (Chronica, ок. 1030), «Истории» Родульфа Глабера (Historia, 30-40-е гг. XI в.), «Хронике и деяниях князей или правителей польских» Галла Анонима (Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, нач. XII в.), а также в произведениях житийной литературы , посвященных деяниям сподвижников О.,- Житиях Адальберта Пражского, составленных Иоанном Канапарием (998-999) и Бруно Кверфуртским (между 1006 и 1008), Житии 5 братьев-отшельников, написанном Бруно Кверфуртским (ок. 1008), Житии Бернварда Хильдесхаймского, автором к-рого был Тангмар (нач. XI в.). О.- единственный сын имп. Оттона II (967-983) и имп. Феофано († 991; визант. принцесса, не порфирородная, но связанная родством с визант. имп. Иоанном I Цимисхием (969-976), по нек-рым сведениям, она была его племянницей). У О. были сестры: София (975/978-1039), аббатиса Гандерсхайма и Эссена, Адельгейда (977-1043), аббатиса Кведлинбурга, и Матильда (978-1025), жена пфальцграфа Лотарингии Эццо (1015-1034); еще одна сестра (предположительно близнец О.) умерла сразу после рождения. Рождение О. совпало с поворотным моментом в правлении Оттона II: к тому времени удалось разрешить главные конфликты в его владениях к северу от Альп и на их границах, что дало ему возможность сосредоточить внимание на итал. политике. Осенью 980 г. император с женой и новорожденным сыном отправился в Италию; имп. Феофано и О. сопровождали Оттона II во время военного похода в 982 г. в Юж. Италию против византийцев и сарацин.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Фрагмент статьи из 6-го тома " Православной энциклопедии " , с. 44-60 Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб Сведения о Борисе и Глебе, а также о становлении их почитания помимо летописей (Повести временных лет, Новгородской первой летописи младшего извода) сохранились в посвященных святым ранних житийных произведениях - анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба» (нач.: «Род правых благословиться, рече пророк») (далее - СС), в тесно связанном с ним «Сказании чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида» (нач.: «Не възможеть человек глаголати и не насытиться око зьрети») (далее - СЧ) и в «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба», принадлежащем перу агиографа XI в. прп. Нестора Печерского (нач.: «Владыко Господи, Вседержителю, створивый небо и землю») (далее - ЧН), а также в ранних богослужебных памятниках - проложном житии (нач.: «Мученик Борис бяше из млады въздрасти») и 3 паремийных чтениях (нач.: «Братия, в бедах пособиви бывайте»; «Слышав Ярослав, яко отьць ему умре», «Стенам твоим, Вышегороде»). Нек-рые детали отразились и в древнейших церковных песнопениях Б. и Г. Время возникновения перечисленных сочинений, их источники и сложные текстологические взаимоотношения являются предметом продолжающихся научных дискуссий. Жизнь и гибель Бориса и Глеба Названные источники, а также нек-рые иностранные (прежде всего нем. хроника нач. XI в. Титмара Мерзебургского) следующим образом описывают обстоятельства жизни и гибели младших Владимировичей. СС и летописная повесть (текстологически тесно связанные между собой) называют матерью Б. и Г. некую «болгарыню», хотя на основании косвенных данных неоднократно высказывалось предположение, что Б. и Г. были сыновьями Владимира от брака с визант. царевной Анной (наиболее аргументированно эту гипотезу развивает Поппе). Судя по именам князей-страстотерпцев, сведения об их болг. происхождении по матери заслуживают предпочтения: имя «Борис» - болг. корня, братья Борис II и Роман занимали болг. престол соответственно в 969-971 и 977-991 гг., имя Давид также известно в правившей династии Западноболгарского царства во 2-й пол. X в. Возможно, «болгарыня» принадлежала к болг. царской фамилии и попала на Русь как пленница в 90-х гг. X в., когда рус. войска в качестве союзников Византии участвовали в войне против болгар. Менее вероятной представляется т. зр., что дети от «болгарыни» родились до брака св. Владимира с Анной, заключенного в 988/89 г. (Мюллер), поскольку эта гипотеза противоречит единодушному свидетельству всех источников, что святые погибли юными.

http://pravoslavie.ru/38587.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть XI. Исландские анналы (Т.Н. Джаксон) Анналы начали записываться в Исландии в конце XIII в., однако практически все дошедшие до нас тексты не старше 1300 г. Исландские анналы восходят к одной общей редакции, значительная часть информации которой так или иначе воспроизводится в каждом тексте. Они имеют единую хронологическую систему и общие источники. Основным источником сведений по ранней истории Норвегии явились для них королевские саги (в первую очередь «Круг земной» Снорри Стурлусона). Ниже приводится сводная таблица восточноевропейских известий по десяти анналам, а также тексты по «Королевским анналам» («Annales regii»). Издание: Isländske annaler indtil 1578/G. Storm. Christiania, 1888 (reprint: Oslo, 1977). Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 12–14; Джаксон 1993a. C. 74–75; Шаскольский 1994. Событие Олав Трюггвасон взят в плен в Эйстланде Олав Трюггвасон приехал в Гардарики Олав Трюггвасон уехал из Гардарики Ярицлейв женился на Ингигерд Олав Харальдссон приехал в Гардарики Последняя поездка в Бьярмаланд Обозначения в таблице: I – Annales Reseniani (конец XIII в.); II – Annales vetustissimi (ок. 1310 г); III – Henrik Høyers Annaler (потерянный оригинал оканчивался 1310 г.); IV – Annales regii (старший почерк – ок. 1306 г.); V – Skálholts-Annaler (ок. 1362 г., основаны на более ранних); VI – Annalbrudstykke fra Skálholt (не ранее середины XIV в.); VII – Lögmanns-annáll (доведены до 1430 г; первая тетрадь гг.], очевидно, ок. 1362 г.); VIII – Gottskalks Annaler (конец XVI в., изложение доходит до 1578 г.; в известиях до 1394 г. исследователи отмечают переработку старых анналов); IX – Flatø-annaler (1387–1395 гг., но основаны на более ранних); X – Oddveria Annali (вторая половина XVI в.). XI.l 971. Олав Трюггвасон взят в плен в Эйстланде. 952 (Перевод Т. Н. Джаксон по 104) 977. Олав Трюггвасон приехал в Гардарики. 953 [...] (Перевод Т. Н. Джаксон по 104) 986. [...] Олав Трюггвасон уехал из Гардарики. 954 [...] (Перевод Т. Н. Джаксон по 104) XI.4 1019. Конунг Олав Святой взял в жены Астрид, дочь Олава Шведского, а конунг Ярицлейв в Хольмгарде – Ингигерд. 955 [...] (Перевод Т. Н. Джаксон по 106) 1029. Конунг Олав [Харальдссон] отправился на восток в Гардарики. 956 [...] (Перевод Т. Н. Джаксон по 107) 1222. [...] Андрес Скьяльдарбанд и Ивар из Утвика ходили войной в Бьярмаланд. 957 [...] (Перевод Т. Н. Джаксон по 126) Читать далее Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия/Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том V: Древнескандинавские источники. Сост. частей VI, IX, X - Г. В. Глазырина; частей III, IV, V, VII, VIII, XI - Т. Н. Джаксон; частей I, II, XII - Е. А. Мельникова. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. — 384 с. ISBN 978-5-91244-005-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Comment. P. 325-326). Поминовение И. и П., как и др. мучеников, жития к-рых вошли в состав «Испанского пассионария», включено почти во все богослужебные книги испано-мосарабского обряда (под 6 авг.). В старейшей сохранившейся рукописи, орационале кон. VII в., использовавшемся в Тарраконе (ныне Таррагона), приведены молитвы оффиция в день памяти И. и П. (Oracional Visigótico/Ed. J. Vives. Barcelona, 1946. P. 369-370). Проприй мессы и оффиций мученикам содержатся в сакраментариях и др. богослужебных книгах (напр.: Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes/Éd. M. Férotin. R., 19952. P. 385-389, 753-754), поминовение И. и П. указано в ряде испан. календарей X-XI вв. (напр.: Le Liber Ordinum en usage dans l " Église wisigothique et mozarabe d " Espagne/Éd. M. Férotin. P., 1904. Col. 474-475). Посвященные И. и П. богослужебные тексты были включены в миссал (1500) и бревиарий (1502) испано-мосарабского обряда, изданные по указанию Толедского архиеп. кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса (PL. 85. Col. 806-810; 86. Col. 1175-1178). По преданию, после араб. вторжения (711) мощи И. и П. были перенесены из Комплута в Сев. Испанию, но сведения об этом противоречивы и содержатся в источниках лишь с XI в. Согласно посланию мон. Гарсии к еп. Оливе (1040), реликвии И. и П. и мн. др. святых находились в алтаре освященной в 997 г. церкви мон-ря Сен-Мишель-де-Кюкса (Сан-Микел-де-Куша) ( Petrus de Marca. Marca Hispanica sive Limes Hispanicus. P., 1688. Col. 1078). В акте открытия «Святого ковчега» (Arca Santa) в Овьедо в 1075 г. сообщается, что среди проч. реликвий были обнаружены частицы мощей И. и П. (возможно, документ составлен в XII в.) (Colección de documentos de la Catedral de Oviedo/Ed. S. A. García Larragueta. Oviedo, 1962. P. 214-219). С сер. XI в. известно о мощах И. и П., хранившихся в Нарбоне, сведения о них приведены в жалобе вице-гр. Нарбона Беренгера на архиеп. Гифреда (1019-1079). Согласно этому источнику, мощи И. и П. вывез из Испании Карл Великий во время похода против сарацин. Однако из-за нападения врагов ему не удалось доставить святыню в Нарбон. В 1058 г. архиеп. Гифред обнаружил мощи, привез их в Нарбон и поместил в кафедральном соборе ( Devic C., Vaissete J. Histoire générale de Languedoc. Toulouse, 1875. T. 5. Col. 496-503). П. Шастан отметил, что на это предание повлияла легенда о нападении сарацин или басков на арьергард войска кор. Карла Великого, проходившего через Пиренеи, и об утрате франками захваченных в Испании сокровищ (эта легенда легла в основу «Песни о Роланде»). Место, где реликвии были якобы оставлены Карлом Великим и обнаружены архиеп. Гифредом, в источнике не указано. В хронике аббатства св. Павла в Нарбоне (XIV в.) сообщается, что мощи хранились в Пардиниаке (Ibid. Col. 38). По мнению Шастана, хронист подразумевал Педрианиан (ныне сел. Педринья, пров. Жирона, Каталония), где с 977 г. известно о существовании ц. во имя И. и П. ( Chastang. 2008. P. 197-198).

http://pravenc.ru/text/1237915.html

КАТЕГОРИЯ II: Евхологии, которые могут еще сохранять Вечерню или Утреню Песненного последования, но которые чаще всего сохраняют только большинство молитв этих чинов, соблюдая древний порядок молитв и те только рубрики, которые подходят к монашескому уставу. Не хватает уже «Малых» Часов (Полуношница, Третий Час и т.д.) Песненного последования, заменяемых вероятно монашескими Часами Часослова Св. Саввы. Существуют еще Песненные Тритоекти и Паннухис, но не во всех евхологиях. Эти евхологии употреблялись при их приспособлении служащим иереем к службе, исполняемой хором по палестинскому уставу, т.е., по Часослову, Октоиху и т.д. К этой категории мы могли бы отнести следующие евхологии: Х-го в.: Гротт. Γ β IV; XI в.: Гротт. Г β II; XII в.: Ватикан 1811, Ват. 1875, Барберини 431, Бодлеан Auct. Е 5.13, Коален 214; XIII в.: Синай 960, Синай 982, Ленингр. слав. Ο. π. Ι 67; XIV в.: Синай 981, Кутлумусию 491, Софийский Лен. слав. 526, Щукин слав. 745, Синод, слав. 598, Синод, слав. 601, Синод, слав. 892, Типографская слав. 269; XV в.: Синай 968, Синай 980, Синай 988, Афины 661, Синод, слав. 611, Синод, слав. 269; XVI в.: Александр, патриархат 455; не датированная: Афины 685. КАТЕГОРИЯ III: Евхологии, в которых молитвы Вечерни и Утрени (и то не все) рассеяны между элементами монашеских исследований Вечерни и Утрени по Часослову. Каждая рукопись предлагает другую систему как и когда читать молитвы, иногда даже переставляя их вне традиционного порядка или пропуская часть дошедших до нас молитв. Мы думаем, что эти евхологии соответствуют студийской практике. Эта практика сосуществовала с Песненным последованием, вероятно в самих городах Византии или Руси, где в соборах и монастырях служили следуя разным уставам. Это положение перестало существовать в Константинополе после 1204 г. и в результате появления « Диатаксис » Патриарха Филофея; в России же только при патриархе Никоне , а именно с принятием Иерусалимского Типикона Св. Саввы. К III категории мы отнесли бы следующие рукописи: Х-го в.: Гротт. Г β X, Ватикан 1833, Синай 956, Синай 961; XII-ro в.: Синай 962, Синай 973, Гротт. Г β XXI. Ватик. 2005В, Барбер. 345, Барбер. 393, Оттобони 344, Афины 713, Афины 2795; XIII в.: Патмос 104, Патм. 105, Барбер. 443, Оттоб. 434, Афины 570, Софийский слав. 518, Гротт. Г β XIV; XIV в.: Ватопедию 133, Синай 952, Вел. Лавра Афона В7, Синод, (греч.) 279/261; XV в.: Синай 984, Афины 664, В. Лавра 103, «Антонина» Лен. (греч.), Синод, (греч.) 280/262, Синод (греч.) 281/263; XVI в.: Синай 977, Синай 978, Синай 979, Синай 989, Ватоп. 134, Есфигмену 208, Каракаллу 163, Александр, патриархат 224, Афины 665, Афины 1910, Синод, слав. 989, Тбилиси груз. 208, Тбилиси груз. 450 (см. также категорию I).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и близлежащие мон-ри и убили гр. Арнольда. В результате норманнских нападений были полностью уничтожены старые городские укрепления, однако до кон. X в. Б. оставался резиденцией епископа и графа, к кон. IX в. ставшего фактически независимым правителем. Возрождение города связано с именем гр. Вильгельма Доброго (977-988), восстановившего мон-рь Сент-Круа. После смерти Вильгельма, принадлежавшего к Гасконскому дому, Б. попал под непосредственный контроль графов, впосл. герцогов Гаскони, к-рая в 1058 г. была объединена с герц-ством Аквитания. При герцогах Вильгельме VIII и Вильгельме IX в Б. были восстановлены древние церкви; в 1096 г. папа Римский Урбан II освятил перестроенный собор св. Андрея. В XI в. увеличились церковные земельные владения, принадлежавшие архиепископу, соборам св. Андрея и св. Северина и аббатству Сент-Круа; капитул собора св. Андрея получил право чеканить монету для герц-ства Гиень. Управление городом осуществлял назначаемый герцогом прево, к-рому приходилось делить власть с архиепископом и соборным капитулом. После Собора 1080 г. папский легат Амат из Олорона, впосл. епископ Б., провел церковную и монастырскую реформу; по его инициативе св. Герхард из Корби основал в предместье Б. мон-рь Сов-Мажёр, ставший одним из значительнейших аббатств Юж. Франции. Епископы и архиепископы Б. до кон. XI в.: Ориенталис (314); св. Дельфин (380-404); св. Аманд (404-410); св. Северин (410 - после 420); св. Аманд, вторично (после 420); Галлициан (после 451 - после 466); Амелий (после 475); Киприан (485-511); Леонтий I (после 520); Леонтий II (549-574); Бертрам (574 - после 584); Годегизил (589); Никасий, Арнегизил, Антоний, Фронтон, Веревульф (все VII-VIII вв.); Сикарий (816 - после 825); Адальхельм (829 - после 848); Фротарий (860-876); Альдеберт (после 940); Годфрид I (после 982); Гомбальд (после 989); Сегуин (после 1000); Арно Акций (до 1022); Излон Сентский (1022-1026); Годфрид II (1027-1043); Архимбальд (1047-1059); Андрон (1059); Госцелин (1060-1086); Амат (1086-1102). XII-XV вв. Надгробие Алиеноры Аквитанской и Генриха Плантагенета (аббатство Фонтевро). Фрагмент Надгробие Алиеноры Аквитанской и Генриха Плантагенета (аббатство Фонтевро). Фрагмент В 1137 г. в Б. состоялась церемония бракосочетания между кор. Франции Людовиком VII и Алиенорой, единственной наследницей аквитанских герцогов. Их развод и вторичный брак Алиеноры с Генрихом Плантагенетом, ставшим в 1154 г. королем Англии, привели к тому, что Б. оказался под властью англ. королей (в 1294-1304 Б. ненадолго вернулся под власть Франции). В 1362-1372 гг. Б. был столицей владений сына Эдуарда III Эдуарда Вудстокского (Чёрного Принца). Во время Столетней войны (1337-1453) Б., имевший тесные экономические связи с Британскими о-вами, оставался оплотом англичан на юге Франции. Город стал франц. владением лишь по окончании войны.

http://pravenc.ru/text/153113.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010