На основании весьма древнего предания, Сама Пречистая Дева тоже изображается в голубой одежде. Так, стенопись «поклонения волхвов» в катакомбе свв. Петра и Марцеллины на Via Libicana, в Риме, относящаяся к III-мy веку, представляет Богоматерь в белой тунике с голубыми клавами 974 . В усыпальнице св. Агнии , относящейся к IV-мy веку, она представлена в виде Невесты Неневестной. Лицо Ее – невыразимого благородства и чистоты, глаза – карие, как свидетельствует и предание. Нижняя одежда ее – коричневатая (вероятно, пурпурная краска выцвела от времени), а верхняя – светло-голубая 975 . Подобно сему, на стенописи усыпальницы св. Сикста , Божия Матерь представлена в нижней одежде красного цвета, а верхней – темно-голубого 976 . Остаток мозаики, изображавшей «поклонение волхвов» из сакристии церкви S-ta Maria in Cosmodemin в Риме, перенесенный из древней базилики св. Петра и относящийся к самому началу VIII-ro столетия, представляет Богоматерь в темно-лиловом одеянии, прикрытом сверху темно-синим плащом, окутывающим голову, плечи и руки 977 . На кресте финифтяной работы IX-ro века Богоматерь изображена в синей тунике и коротком красном плаще 978 . В одной из фресок в катакомбе св. Сириаки Богоматерь написана в виде Оранты. Нижнее платье ee – лилового цвета, верхнее – красное; голова окутана белым платом, поверх которого имеется второй, синий . Это изображение, по д’Аженкуру, относится к IX-XI-мy столетию 979 . Мозаичное изображение Богоматери-Оранты в капелле S. Pietro Crisologo в Равенне, перенесенное туда после реставрации базилики Урса и относимое к Х-му столетию, представляет Богоматерь одетою в голубой хитон и мафорий 980 . На миниатюре «поклонение волхвов» из менология Императора Василия II, относящегося к XI-мy веку, Богоматерь укутана в темно-синюю тунику, охватывающую Ee с головы до ног 981 . Молящаяся Богоматерь, изображенная мозаикою над правой аркой главного фасада базилики св. Марка в Венеции, одета в синюю тунику и в зеленый плащ; это изображение относится к XI-мy веку 982 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Весь понедельник 28 мая в обоих лагерях царила странная тишина, даже турецкие орудия молчали. Византийцы понимали, что следующий день станет последним для столицы великой христианской Империи. По существу, все готовились к смерти. Во многих храмах снимали иконы, и священники забирали их к себе домой. Звонили колокола, по улицам проходили многочисленные процессии со святынями, которым все желали помолиться в последний раз. Все шли рядом – православные и католики, пели одинаковые молитвы и псалмы. Император св. Константин XI вышел из дворца и присоединился к шествию. Затем во дворце в присутствии близких людей он напомнил, что каждый должен быть готовым умереть за веру, родину, семью и императора. Василевс вспоминал славные страницы древней истории, благородные традиции Римской империи, своих предков. И греков, и итальянцев он просил не падать духом, но бороться за Христа до самой смерти. «Если за мои грехи, – закончил император свою речь, – Бог отдаст победу нечестивцам, то мы будем биться за нашу святую веру, дарованную нам кровью Христа, – и это важнее всего. Какова польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Царь не обошел никого из присутствующих своим вниманием. Отдельно он поочередно обратился к венецианцам, генуэзцам и византийцам. Все присутствующие встали и заверили василевса, что готовы отдать свои жизни за Римскую империю и царя. Святой Константин XI обошел всех, обнял и поцеловал, прося простить за вольную или невольную обиду, которую он мог причинить кому-нибудь. Все остальные последовали его примеру 976 . К вечеру, когда колокола Святой Софии зазвонили к вечерней службе, бесчисленные толпы константинопольцев устремились в храм, который отказывались посещать как «униатский» в последние полгода. Священники-ортодоксы стояли рядом с «униатами» и латинянами, вместе с греческими епископами был виден кардинал Исидор. Внутри храма на фоне прекрасных мозаичных изображений Христа, Богородицы и святых, императоров и императриц, мерцали десятки тысяч свечей. Все, кроме караульных, стояли здесь: каталонцы, германцы, генуэзцы, венецианцы, испанцы, шотландцы, греки. Неминуемая смерть примирила всех, все обиды и разногласия оказались забытыми. Действительно, в этот вечер произошло настоящее объединение Восточной и Западной церквей в одну Кафолическую Церковь . Император и сановники исповедались и причастились Святых Даров, а итальянцы Джустиниани вошли во внутреннюю часть крепостных укреплений, затворив за собой двери, отрезав себе все пути отступления. Сам св. Константин XI после службы объехал на арабском скакуне весь город, прощаясь с ним 977 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Е. Захаров Почитание Агиография Возникновение почитания П. в г. Треверы слабо отражено в источниках. В VI в. свт. Григорий Турский , описывая город при еп. Ницетии († 566 или 569), называет св. покровителями лишь Максимина и Евхария , умалчивая о П. ( Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 4). В то же время Флориан, аббат Роменского мон-ря (monasterii Romeni), находившегося в Медиоланском (Миланском) еп-стве, в письме еп. Ницетию (ок. 550) упоминает «блаженных Максимина и Павлина» как покровителей г. Треверы (Epistulae Austrasicae. 6//MGH. Epp. T. 3. P. 117). О перенесении мощей П. из Фригии в Треверы впервые прямо сказано в «Хронике» Регинона Прюмского († 915, с 899 жил в Трире; см.: Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon. 1890. P. 15). Св. Адальберт (с 968 архиепископ Магдебургский), написавший ок. 967 г. продолжение «Хроники» Регинона Прюмского, добавил в ее текст сообщение о том, что гробница П., находившаяся в крипте одной из церквей, чудесным образом висела в воздухе ( Adalbert. 1977. S. 187). Поскольку Адальберт ранее был монахом трирского аббатства св. Максимина, он мог в данном случае опираться на устную традицию. Первое Житие П. (BHL, N 6562-6563) было написано клириком ц. Пресв. Девы Марии и П. в Трире в Х в., вероятнее всего при архиеп. Дитрихе I (965-977). По-видимому, Житие было составлено в условиях соперничества этой церкви, в то время фактически служившей кафедральным собором города, с расположенным по соседству мон-рем св. Максимина. Житие состоит из 3 частей и повествует о жизни святого и его борьбе с арианством, о перенесении мощей из Фригии в Треверы, а также о 5 посмертных чудесах святого. Описывая обстоятельства церковного служения П., автор использовал «Трехчастную историю» Кассиодора , однако главным его источником стало Житие св. Максимина (BHL, N 5822-5823). Агиограф представил П. учеником св. Максимина, уроженцем Аквитании, сделав акцент на стойкой приверженности П. правосл. вероучению. Согласно рассказу о перенесении мощей П., тоже написанному по образцу Жития св. Максимина, инициатива вернуть останки святого принадлежала неким благочестивым жителям г. Треверы и соседних городов. Саркофаг с мощами был подвешен на цепях в крипте уже существовавшей к тому времени базилики в честь Пресв. Девы Марии. Как и Адальберт, автор Жития привел историю о саркофаге, повисшем в воздухе после того, как норманны разбили цепи. Текст первоначальной редакции Жития сохранился в рукописи Guelf. 1109 (X-XI вв.; не изд.). Не позднее кон. XI в. другой автор внес в текст Жития дополнения, заменив пересказ «Трехчастной истории» на дословные цитаты из нее, а также добавив материал из «Церковной истории» Руфина Аквилейского. Кроме того, он представил кончину П. во Фригии как мученичество, не уточняя подробностей. Дополненная редакция сохранилась в нескольких рукописях, по самой ранней из них (Trier. Stadtbiblioth. 1379, XI в.) эту редакцию Жития опубликовал болландист И. Пиний (ActaSS. Aug. T. 6. P. 676-679).

http://pravenc.ru/text/2756885.html

Фрагмент статьи из 6-го тома " Православной энциклопедии " , с. 44-60 Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб Сведения о Борисе и Глебе, а также о становлении их почитания помимо летописей (Повести временных лет, Новгородской первой летописи младшего извода) сохранились в посвященных святым ранних житийных произведениях - анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба» (нач.: «Род правых благословиться, рече пророк») (далее - СС), в тесно связанном с ним «Сказании чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида» (нач.: «Не възможеть человек глаголати и не насытиться око зьрети») (далее - СЧ) и в «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба», принадлежащем перу агиографа XI в. прп. Нестора Печерского (нач.: «Владыко Господи, Вседержителю, створивый небо и землю») (далее - ЧН), а также в ранних богослужебных памятниках - проложном житии (нач.: «Мученик Борис бяше из млады въздрасти») и 3 паремийных чтениях (нач.: «Братия, в бедах пособиви бывайте»; «Слышав Ярослав, яко отьць ему умре», «Стенам твоим, Вышегороде»). Нек-рые детали отразились и в древнейших церковных песнопениях Б. и Г. Время возникновения перечисленных сочинений, их источники и сложные текстологические взаимоотношения являются предметом продолжающихся научных дискуссий. Жизнь и гибель Бориса и Глеба Названные источники, а также нек-рые иностранные (прежде всего нем. хроника нач. XI в. Титмара Мерзебургского) следующим образом описывают обстоятельства жизни и гибели младших Владимировичей. СС и летописная повесть (текстологически тесно связанные между собой) называют матерью Б. и Г. некую «болгарыню», хотя на основании косвенных данных неоднократно высказывалось предположение, что Б. и Г. были сыновьями Владимира от брака с визант. царевной Анной (наиболее аргументированно эту гипотезу развивает Поппе). Судя по именам князей-страстотерпцев, сведения об их болг. происхождении по матери заслуживают предпочтения: имя «Борис» - болг. корня, братья Борис II и Роман занимали болг. престол соответственно в 969-971 и 977-991 гг., имя Давид также известно в правившей династии Западноболгарского царства во 2-й пол. X в. Возможно, «болгарыня» принадлежала к болг. царской фамилии и попала на Русь как пленница в 90-х гг. X в., когда рус. войска в качестве союзников Византии участвовали в войне против болгар. Менее вероятной представляется т. зр., что дети от «болгарыни» родились до брака св. Владимира с Анной, заключенного в 988/89 г. (Мюллер), поскольку эта гипотеза противоречит единодушному свидетельству всех источников, что святые погибли юными.

http://pravoslavie.ru/38587.html

и близлежащие мон-ри и убили гр. Арнольда. В результате норманнских нападений были полностью уничтожены старые городские укрепления, однако до кон. X в. Б. оставался резиденцией епископа и графа, к кон. IX в. ставшего фактически независимым правителем. Возрождение города связано с именем гр. Вильгельма Доброго (977-988), восстановившего мон-рь Сент-Круа. После смерти Вильгельма, принадлежавшего к Гасконскому дому, Б. попал под непосредственный контроль графов, впосл. герцогов Гаскони, к-рая в 1058 г. была объединена с герц-ством Аквитания. При герцогах Вильгельме VIII и Вильгельме IX в Б. были восстановлены древние церкви; в 1096 г. папа Римский Урбан II освятил перестроенный собор св. Андрея. В XI в. увеличились церковные земельные владения, принадлежавшие архиепископу, соборам св. Андрея и св. Северина и аббатству Сент-Круа; капитул собора св. Андрея получил право чеканить монету для герц-ства Гиень. Управление городом осуществлял назначаемый герцогом прево, к-рому приходилось делить власть с архиепископом и соборным капитулом. После Собора 1080 г. папский легат Амат из Олорона, впосл. епископ Б., провел церковную и монастырскую реформу; по его инициативе св. Герхард из Корби основал в предместье Б. мон-рь Сов-Мажёр, ставший одним из значительнейших аббатств Юж. Франции. Епископы и архиепископы Б. до кон. XI в.: Ориенталис (314); св. Дельфин (380-404); св. Аманд (404-410); св. Северин (410 - после 420); св. Аманд, вторично (после 420); Галлициан (после 451 - после 466); Амелий (после 475); Киприан (485-511); Леонтий I (после 520); Леонтий II (549-574); Бертрам (574 - после 584); Годегизил (589); Никасий, Арнегизил, Антоний, Фронтон, Веревульф (все VII-VIII вв.); Сикарий (816 - после 825); Адальхельм (829 - после 848); Фротарий (860-876); Альдеберт (после 940); Годфрид I (после 982); Гомбальд (после 989); Сегуин (после 1000); Арно Акций (до 1022); Излон Сентский (1022-1026); Годфрид II (1027-1043); Архимбальд (1047-1059); Андрон (1059); Госцелин (1060-1086); Амат (1086-1102). XII-XV вв. Надгробие Алиеноры Аквитанской и Генриха Плантагенета (аббатство Фонтевро). Фрагмент Надгробие Алиеноры Аквитанской и Генриха Плантагенета (аббатство Фонтевро). Фрагмент В 1137 г. в Б. состоялась церемония бракосочетания между кор. Франции Людовиком VII и Алиенорой, единственной наследницей аквитанских герцогов. Их развод и вторичный брак Алиеноры с Генрихом Плантагенетом, ставшим в 1154 г. королем Англии, привели к тому, что Б. оказался под властью англ. королей (в 1294-1304 Б. ненадолго вернулся под власть Франции). В 1362-1372 гг. Б. был столицей владений сына Эдуарда III Эдуарда Вудстокского (Чёрного Принца). Во время Столетней войны (1337-1453) Б., имевший тесные экономические связи с Британскими о-вами, оставался оплотом англичан на юге Франции. Город стал франц. владением лишь по окончании войны.

http://pravenc.ru/text/153113.html

Названные источники, а также нек-рые иностранные (прежде всего нем. хроника нач. XI в. Титмара Мерзебургского ) следующим образом описывают обстоятельства жизни и гибели младших Владимировичей. СС и летописная повесть (текстологически тесно связанные между собой) называют матерью Б. и Г. некую «болгарыню», хотя на основании косвенных данных неоднократно высказывалось предположение, что Б. и Г. были сыновьями Владимира от брака с визант. царевной Анной (наиболее аргументированно эту гипотезу развивает Поппе). Судя по именам князей-страстотерпцев, сведения об их болг. происхождении по матери заслуживают предпочтения: имя «Борис» - болг. корня, братья Борис II и Роман занимали болг. престол соответственно в 969-971 и 977-991 гг., имя Давид также известно в правившей династии Западноболгарского царства во 2-й пол. X в. Возможно, «болгарыня» принадлежала к болг. царской фамилии и попала на Русь как пленница в 90-х гг. X в., когда рус. войска в качестве союзников Византии участвовали в войне против болгар. Менее вероятной представляется т. зр., что дети от «болгарыни» родились до брака св. Владимира с Анной, заключенного в 988/89 г. (Мюллер), поскольку эта гипотеза противоречит единодушному свидетельству всех источников, что святые погибли юными. Святые Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XVII Святые Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XVII Согласно СС и летописи, при жизни отца Б. занимал княжеский стол в Ростове, а Г.- в Муроме. Иначе изложено дело в ЧН. Здесь местом княжения Б. назван, по-видимому, Владимир-Волынский, где Б. обосновался после женитьбы, а Г. представлен находившимся по малолетству при отце в Киеве. Сделать решительный выбор в пользу той или иной версии работавших примерно одновременно (в 70-80-х гг. XI в.) авторов затруднительно. «Владимер» во фразе прп. Нестора «Таче посла и потом отець на область Владимер» ( Абрамович. Жития. С. 6) вполне можно понять и как название города, и как уточнение к «отець». Однако 2-я трактовка плохо вписывается в логику рассуждений прп.

http://pravenc.ru/text/153171.html

Первый этап строительства И. м., настоятельство прп. Евфимия. В 980 г. грузины окончательно покинули келлии ап. Иоанна Богослова и Афо и обосновались в мон-ре Климента, на тот момент представлявшем собой маленькую обитель с церковью, неск. строениями и небольшим земельным владением. Мелководье не позволяло иметь здесь удобную гавань, однако защита гор с сев. стороны давала возможность использовать долину в качестве угодий. Насельники мон-ря разделили функции по управлению И. м. согласно способностям и призванию каждого: игуменом и духовником братии был избран прп. Иоанн Святогорец (979/80-1005); прп. Иоанн-Торникий стал экономом (позже эту должность занял его племянник, прп. Георгий Строитель); прп. Евфимий занимался переводами. Прп. Афанасий по-прежнему окормлял груз. монахов и оказывал им высокое доверие и уважение. Так, согласно его предсмертной воле, прп. Евфимий в течение 3 лет занимал должность епитропа в Великой Лавре. По сведениям письменных источников и археологических исследований, проводимых под рук. археолога П. Милонаса, на 1-м этапе строительства И. м. (до сер. XI в.) был возведен кафоликон - ц. Богородицы с нартексом (980-983), считающаяся одной из древнейших христ. святынь Афона; в 1005 г. прп. Евфимием для погребения мощей прп. Иоанна к ней был пристроен сев. придел во имя Архангелов; в 1019-1029 гг. храм был дополнен; в 1045-1056 гг. кровля церкви была перекрыта свинцовыми листами, к-рые по просьбе прп. Георгия Святогорца из имп. запасов выделил Константин IX Мономах; в этот же период был пристроен 2-й нартекс; до сер. XI в. пол церкви был украшен мозаичным покрытием (сохр. фрагментарно) (Mulônas. 1985. Vol. 1. P. 64-68). Как указывает еп. Порфирий (Успенский), строителями мон-ря были не только преподобные Иоанн-Торникий и Иоанн Святогорец, но и «какой-то грузин Варасвадзе», к-рого А. Натроев на основании колофона сборника произведений свт. Иоанна Златоуста и прп. Ефрема Сирина «Рай» (977, пергамен) идентифицирует с братом прп. Иоанна-Торникия, Иоване Варазваче (Чордванели) (Джанашвили. 1886. С. 47; Бакрадзе. 1889. С. 245; Натроев. 1909. С. 30, 31, 40-43, 47). Еп. Порфирий (Успенский) указывает, что после завершения строительства кафоликона и келлий прп. Афанасий «подарил» И. м. хрисовул имп. Василия II, разрешающий иметь мореходное судно (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 159).

http://isihazm.ru/1/?id=748

306 . Антоний (Святогорец), иером. Очерки жизни и подвигов старца иеросхимонаха Илариона Грузина. Джорданвилль 1985. Грузинские переводы и версии исихастской литературы 307 . Марр Н. Из книги Царевича Баграта о грузинских переводах духовных сочинений//Известия Академии Наук. СПб. 1899. 10(2). 233–246. 308 . Нинуа Г. А. Грузинская версия произведений Псевдо-Макария: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. Тбилиси 1984. 42. 309 . Чантладзе А. «Вопросоответы к Фалассию» преп. Максима Исповедника в древнегрузинских переводах//Христианский Восток. Нов. сер. СПб. 1999. 1. 391–396. З10. Груз. версия Глав Исихия Иерусалимского (?): CPG 6583а; CPG 6583b. В груз. пер. известны два аскетич. текста, вошедшие в рус. Добротолюбие 9 .794) под именем св. Нила Синайского , с назв.: «Увещательные главы» (2. 271–279) и «Мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному» (2. 279–286). В совр. литературе они чаще атрибуируются Исихию Иерусалимскому (см. Разд. 4 , рубр. « Нил Анкирский . Псевдо-Ниловы творения», 4 .1082–1086). 311 . Груз. корпус апофтегм: CPG 5593–5594. Древнейший пер. был сделан с греческого на рубеже VII и VIII вв. в Лавре Св. Саввы Освященного в Палестине; он сохранился лишь фрагментарно. Полностью сохранились два груз. собрания, переведенные с греч.: систематическое – преп. Евфимия Святогорца (X в.) и алфавитно- анонимное – преп. Феофила (XII в.). 312 . 1955 . 3–138. [Абуладзе И. Поучения отцов по рукописям X и XI веков//Памятники древнегрузинского языка. 1. Тбилиси 1955. 3–138. (16 аскетических проповедей Иоанна Златоуста )]. 313 . 1955 . [Абуладзе И. Поучения отцов по рукописям X и XI веков//Памятники древнегрузинского языка. 8. Тбилиси 1955]. Garitte G.//Muséon. 72. 1959. 454–456. [Сб-к аскетич. проповедей и поучений в груз. пер., включающий соч. Иоанна Златоуста , Василия Великого , Марка Отшельника, Мартирия Сахдоны, Ефрема Сирина , Аммона, Макария Великого , Иоанна Мосха . Многие из этих текстов не сохранились на греч., но содержатся в груз. рукописях Sin. 36 (925 г.); Iviron 9 (977 г.); S 1139 (X в.); Н 1662 (1040 г.). См. подр. анализ: Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinai 14 .120)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Вторая половина XIV в. Названные источники, а также некоторые иностранные (прежде всего нем. хроника нач. XI в. Титмара Мерзебургского ), следующим образом описывают обстоятельства жизни и гибели младших Владимировичей. СС и летописная повесть (текстологически тесно связанные между собой) называют матерью Бориса и Глеба некую «болгарыню», хотя на основании косвенных данных неоднократно высказывалось предположение, что Борис и Глеб были сыновьями Владимира от брака с византийской царевной Анной (наиболее аргументированно эту гипотезу развивает Поппе). Судя по именам князей-страстотерпцев, сведения об их болгарском происхождении по матери заслуживают предпочтения: имя «Борис» — болгарского корня, братья Борис II и Роман занимали болгарский престол соответственно в 969–971 и 977–991 гг., имя Давид также известно в правившей династии Западноболгарского царства во 2-й пол. X в. Возможно, «болгарыня» принадлежала к болгарской царской фамилии и попала на Русь как пленница в 90-х гг. X в., когда русские войска в качестве союзников Византии участвовали в войне против болгар. Менее вероятной представляется т. зр., что дети от «болгарыни» родились до брака святого Владимира с Анной, заключенного в 988/89 г. (Мюллер), поскольку эта гипотеза противоречит единодушному свидетельству всех источников, что святые погибли юными. Согласно СС и летописи, при жизни отца Борис занимал княжеский стол в Ростове , а Глеб — в Муроме . Иначе изложено дело в ЧН. Здесь местом княжения Бориса назван, по-видимому, Владимир-Волынский , где Борис обосновался после женитьбы, а Глеб представлен находившимся по малолетству при отце в Киеве . Сделать решительный выбор в пользу той или иной версии работавших примерно одновременно (в 70–80-х гг. XI в.) авторов затруднительно. «Владимер» во фразе прп. Нестора «Таче посла и потом отець на область Владимер» вполне можно понять и как название города, и как уточнение к «отець». Однако 2-я трактовка плохо вписывается в логику рассуждений прп. Нестора , который именно в посажении Владимиром Бориса на стол усматривает первопричину гнева княжившего в Турове Святополка на своего младшего брата.

http://drevo-info.ru/articles/5722.html

, ) (Цагарели. 1889. 55; Sinait. Iber. 70, 72, 76,77). В Е. в. м. грузинам принадлежали церкви во имя ап. Иоанна Богослова (X в.; Цагарели. 84; Sinait. Iber. 2) и вмч. Георгия (XIII-XV вв.; Sinait. Iber. 17, 69, 74, 77, 96), а также пещерная келья блж. Квирикия. Парекклисион св. Иоанна Крестителя Парекклисион св. Иоанна Крестителя Особенно заметную роль груз. община играла на Синае и в Е. в. м., активное участие в управлении к-рым она принимала, в X-XI вв. Известны имена 2 груз. иереев этого периода - Микаела (974) и дикея Е. в. м. Квирике Мидзнадзорели (977-982) из монастыря Мидзнадзори в Тао-Кларджети, ученика и последователя Иоанна (Зосима). В 80-х гг. X в. Квирике провел в Е. в. м. строительные работы, что было сопряжено с неудобствами, связанными с ночлегом в кафоликоне паломников-арабов. К вратам главной церкви он пристроил небольшую ц. ап. Иоанна Богослова, а для паломников-арабов - странноприимные дома (не сохр.). Квирике заботился о монастырской б-ке, куда жертвовал мн. книг (Sinait. Iber. 2. Л. 20, после 987 г.- The New Finds of Sinai. 2005). В X в. груз. монахи уже совершали в Иоанно-Богословской церкви богослужения на груз. языке - в один из созданных в Е. в. м. литургических сборников X в. (Sinaim. Iber. 54) включена великая ектения, содержащая возгласы о мире «в Картли» (в Грузии), о защите ее границ, «об умиротворении царей и мтаваров», об изгнании врагов, о возвращении пленных, об утверждении христианства. Вероятно, к этому времени поминание за литургией груз. царей и молитвы о благе Грузии уже могли иметь традиц. характер. Кодикологическое изучение груз. рукописного фонда Е. в. м. показало высокую изношенность рукописей XI-XIV вв., что доказывает активное их использование в это время. В нач. XII в. у сев. стены ограды Е. в. м. груз. царем св. Давидом IV Строителем были возведены груз. ц. вмч. Георгия и прилегающие к ней кельи (КЦ. 1955. Т. 1. С. 352-353). В древнеарм. переводе «Картлис Цховреба» есть уточнение: «Он (Давид.- Д. К.) выстроил монастырь, которому ежегодно посылал тысячи и десятки тысяч червонцев; но кто станет вести счет книгам и предметам, предназначенным для религиозных целей» (Древнеарм. перевод. 1953. С. 253). Эти сведения подтверждаются в колофонах рукописей Sinait. Iber. 70 и Sinait. Iber. 10; в последней содержится выполненный на мхедрули автограф царя св. Давида, где говорится о том, что он послал эту рукопись в дар Е. в. м. ( Клдиашвили. 1989. С. 127-128).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010