При папе Целестине III (1191-1198) были канонизированы 5 святых самим папой, без посредства легатов или местных епископов. Все чаще К. происходила по просьбе или по представлению монашеских орденов, сбор и проверка информации о представленных лицах приобретали в папской канцелярии систематический характер. Сама К. окончательно превращалась в офиц. юридический акт. Одно из нововведений этого периода - появление специальных папских мандатов, удостоверяющих право тех или иных делегированных лиц обретать или переносить мощи новопрославленных святых ( Krafft. 2005. P. 173-213). В 1191 г. Целестин III канонизировал Петра († 1174), архиеп. Тарантеза (Франция), члена цистерцианского ордена ( Celestini III, papae. Epistolae et privilegia 3//PL. 206. Col. 869; Jaffé . RPR. N 16690). Год спустя папа, возводя свое право на К. к авторитету святых апостолов Петра и Павла (beatorum Petri et Pauli apostolorum auctoritate), внес в каталог святых Убальда († 1160), еп. г. Губбио в Италии; при этом папа Целестин рекомендовал праздновать его память местно (apud vos - «у вас») ( Celestini III, papae. Epistolae et privilegia 62//PL. 206. Col. 918; Jaff é . RPR. N 16830). Этим же папой были причислены к лику святых: Бернвард Хильдесхаймский († 1022) ( Celestini III, papae. Epistolae et privilegia 101//PL. 206. Col. 970; Jaff é . RPR. N 16943); Иоанн Гвальберт († 1073), основатель монашеского ордена валломброзиан ( Celestinus III. Gloriosus Deus in. 6 oct. 1193//PL. 146. Col. 753; Jaff é . RPR. N 17035); Геральд († 1095), аббат мон-ря Сов-Мажёр (Франция) ( Jaff é . RPR. N 17527); Рудесинд (Росендо), еп. Мондоньедо († 977), один из выдающихся церковных деятелей христианской Испании X в. (в 1191 кард. Хасинто Бобо объявил Рудесинда местночтимым святым, а в 1195 папа Целестин III причислил его к святым общепочитаемым - Cum inter mundanas. 9 oct. 1195// Garcia y Garcia. 1968. P. 8; Jaff é . RPR. N 17287). Папе Целестину III приписывают также К. Бернардо дельи Уберти († 1133), кард.-еп. Пармы, однако этому нет документальных подтверждений. Хотя члены ордена бенедиктинцев-валломброзиан почитают этого святого своим основателем наряду с прп. Венедиктом Нурсийским и Иоанном Гвальбертом, в 1714 г. папа Климент XI отказался признать его общецерковное почитание, т. к. не нашел доказательств его формальной К.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Кат-АМ 342. Кат-ЯВ 270. С. 136–137. Кат-ЕС 3. С. 22, п/п 17. [Кат-ГУБ. С. 996.] ЮВЕНАЛИЙ (Машковский Виктор Константинович]) Быв. епископ Павловский, Нижегородской епархии, Митрополит Одесский в обновленчестве Родился 13/VI-1883 года. Окончил лицей цесаревича Николая и затем поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 г. со званием кандидата богословия. Магистр богословия. Вскоре назначен настоятелем Посольской церкви в Константинополе. Пострижен в монашество в академии. 03/VI-1909 г. возведён в сан иеродиакона. 08/VIII-1909 г. возведён в сан иеромонаха. Проходил духовную службу в звании преподавателя, инспектора, ректора духовной семинарии. В сане архимандрита был назначен в 1916 г. настоятелем Посольской церкви в Афинах. После 1917 г. был приписан к Александро-Невской Лавре и назначен настоятелем Отенского монастыря Олонецкой епархии. По Кат-АМ – хиротонисан 12/IV-1920 г. во еп. Павловского, вик. Нижегородской епархии. По Кат-ЕС – хиротонисан в 1919 г. во еп. Павловского, вик. Нижегородской епархии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1922 г. – еп. Елисавстградский, вик. Одесской еп. Был еп. Ардатовский. По Кат-Ес в 1926 г. – митр. Одесский. С 1928–1919 гг. – митр. Киевский. В 1930 г. ушёл на покой и присоединился к Московской Патриархии, принят в сане епископа и назначен еп. Владимирским и Суздальским. Затем снова уклонился в обновленческий раскол. По Кат-Ам в 1936 г. – еп. Брянский (обновл.), после 1936 г. вновь митр. Одесский. До 1942 г. находился в расколе. В 1943 г. принёс покаяние и, как архиерей старого поставления, принят в сане епископа. Покаяние принимал Св. Патр. Сергий. ЛИТЕРАТУРА: ЖМП. 1943. . С. 5. ФПС II. С. 5. ФПС 2/103. ФАМ т. 1 806. Кат-АМ 343. Кат-ЕС 1. с. 6, п/п 28. См. Мануил. 6.482–483. [Кат-ГУБ. С. 977.] В Кат-ГУБ: Иувеналий Мошковский. Родился 15/XI-1883 г. в Курской епархии. Окончил Московскую духовную академию в 1909 г., кандидат богословия в 1910 г., окончил университетский курс Императорского лицея в память цесаревича Николая. С 29/III-1910 г. – преподаватель Курской духовной семинарии. С 30/IX-1910 г. – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 12/XII-1912 г. –ректор Тверской духовной семинарии и архимандрит. В 1913 г. назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе. В 1935 г. принёс покаяние и был принят в общении с Церковью в сане епископа, с последующим отбыванием епитимьи во Владимире. Был назначен епископом Брянским, но в управление епархией не вступал. Вновь уклонился в обновленческий раскол. 26/IV-1936 г. был арестован во Владимире и приговорён к 5 годам ИТЛ. В 1943 г. принёс вторичное покаяние, как архиерей старого поставления принят в сане епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

кн. Василия III 976 , который щедро одарил его, оказывал ему покровительство и скончался в его присутствии 977 . Прибавим, что в то же время жил в Москве еще третий Николай Немчин, выливший, по повелению вел. кн. Василия (1533), большой колокол «благовестник», в 1000 пудов 978 . § XI Когда прибыл М.Грек в Москву, то он застал, что здесь уже деятельно велась полемика в пользу соединения церквей, именно Николаем Булевым, который, как показывает послание неизвестного к ростовск. архиеп. Вассиану, брату Иосифа Волоцкого (1506–1515), пользовавшемуся, конечно, большим влиянием в Москве 979 , притом занимавшему второе после митрополита место в церковной иерархии, обращался Николай в защиту церковного единства. Время этого обращения было вполне благоприятно для последнего, так как во главе русской церкви стоял митр. Симон, слывший у современников человеком и кротким, и тихим. Самое послание Николая было написано в примирительном духе, имея целью показать скорее согласие римской церкви с русской в основных вопросах, нежели делать нападки, что и вообще было бы немыслимо в Москве; но и такой тон защиты церковного единства вызвал неизвестного на весьма резкий ответ, с упреками о согласии латинян с иудеями (суббота, опресноки и т. д.), причем автор всецело усвоил точку зрения на этот предмет Феодосия Печерского . Впрочем, его литературные познания не были особенно глубоки 980 . Тем не менее, он величает своего противника «великим ритором и дохтором», как называет его и Максим Грек 981 . Очевидно, ученость Булева не подлежала сомнению. Деятельность Николая, являвшегося вместе с тем посредником и наставником астрологических мнений, не ограничивалась одной Москвой, судя по сношениям его с ростовским архиепископом и полемике, возникшей против него во Пскове, в лице игумена Елеазарова мон. Филофея, вызванного на то обращением к нему псковского дьяка Мисюря Мунехина. Не раз бывавший по делам в Москве, последний познакомился здесь с придворным врачом и затем получал от него послания такого же характера с излюбленными им указаниями на возможность соединения церквей, а обращение Мунехина к старцу Филофею вызвало последнего (1522–1523) на открытую борьбу с этими мнениями 982 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Григор Нарекаци в предстоянии Христу. Миниатюра из «Книги скорбных песнопений». 1173 г. (Матен. 1568. Л. 556) Григор Нарекаци в предстоянии Христу. Миниатюра из «Книги скорбных песнопений». 1173 г. (Матен. 1568. Л. 556) Г. Н. создал новый стиль лит. речи, насыщенный образностью и неологизмами. Его поэзия - это некая сфера бесконечного творения, духовного восхождения и обожения, представленная лирическим монологом, парафразой, это путь обожения «внутреннего человека». Г. Н. является автором «Толкования Песни Песней» (977), «Духовных песнопений» (Таги и гандзы), а также мн. гимнов и поучений. Главное его сочинение - грандиозная поэма «Книга скорбных песнопений» (1003). Автор придавал ей роль посредника между Богом и людьми, призванного служить во спасение христиан всего мира. Средневек. толкователи называют ее «богодухновенной книгой», «божественной книгой», «священной книгой», для многих она являлась святыней. Г. Н. принято считать родоначальником арм. Возрождения, в своем творчестве отчасти предвосхитившим европ. Возрождение. Так, он развивает идеи «личного» начала, созидания, всемогущества слова, богодухновенности, богопочитания и «внутреннего обряда». В «Книге скорбных песнопений» он придавал большое значение личному духовному опыту: перед тем, «что своими глазами зрел, более в ответе, чем пред всем Евангелием» (27. 6). Человек «соприроден Богу своим творческим даром» (46. 2), он участвует в божественном созидании, в духовно-мыслительном движении разумного космоса. Г. Н. выступает как создатель новых поэтических жанров: сборник духовных песнопений, написанный им, был призван преобразовать и форму, и содержание церковных обрядов. По сохранившимся сведениям, за реформаторские идеи Г. Н. (как и его отец Хосров Андзеваци и учитель Анания Нарекаци) обвинялся нек-рыми в ереси. Его творчество оказало большое влияние на арм. средневек. культуру, в особенности на школы поэтического искусства в Ани (X-XI вв.) и Киликии (XII-XIII вв.). В XII в. Армянская Апостольская Церковь причислила Г. Н. к лику святых.

http://pravenc.ru/text/168101.html

Т. о., совр. правосл. чин В. б. имеет 3 основных момента: собственно венчание, предваряемое ектенией и 3 молитвами, соединяемое со священническим благословением и завершаемое службой чтений, к-рое и является собственно чином церковного благословения брака; обряд общей чаши (к-рый должен бы, если следовать многовековой традиции, предваряться Причащением Св. Таин), соответствующий брачному пиру; молитвы на благословение брачной комнаты (или шире - совместной жизни) молодых, предваряемые символическим шествием. Все же вместе представляет собой одно из ценнейших сокровищ литургического наследия правосл. Церкви, раскрывающее правосл. богословие брака в форме торжественных священнодействий (можно отметить, что кроме обычных священнодействий чина В. б. в рукописях иногда встречаются указания о совершении во время В. б. обряда обмена кольцами (Sinait. gr. 962, XI-XII вв. и 960, XIII в.), рим. обряда velatio (Crypt. Γ. β. VII, X в.; Vat. gr. 1554, XII в. и др.); обряда связывания рук молодых на время чина (Sinait. gr. 977, нач. XVI в.)). В совр. практике греч. Церквей чин В. б. по Требнику является не единственным вариантом совершения таинства Брака. Большое распространение имеет венчальная литургия, представляющая собой соединение В. б. и Евхаристии. Ее совр. чин восходит к XVIII в. До XVII в. нужды в таком соединении не было - молодожены и так принимали во время В. б. Св. Таины. В XVIII в., когда повсеместное распространение получила поздняя печатная редакция чинопоследования В. б., не предполагавшая Причащения, нек-рыми греч. богословами и подвижниками, в т. ч. прп. Никодимом Святогорцем († 1809) и сщмч. Космой Этолийским († 1779), была осознана необходимость восстановить непосредственную связь между таинствами Брака и Евхаристии, для чего были предложены различные варианты включения В. б. в чин литургии. В XX в. в греч. Церквах получил широкое распространение чин архиерейской венчальной литургии, впервые опубликованный в 1968 г. в афинском издании Архиератикона (Σ. 112-115). Порядок таков (обручение совершается перед литургией): к мирной ектении прибавляются прошения чина В. б.; перед антифонами (текст антифонов особый) вместо обычных молитв во всеуслышание читаются 3 первые молитвы В. б.; после малого входа и тропарей архиерей венчает и благословляет молодых, следуют Трисвятое и служба чтений (из чина В. б.); к сугубой ектении прибавляются особые прошения; вместо молитвы прилежного моления возгласно читается 4-я молитва В. б., далее литургия идет по обычному чину вплоть до Причащения мирян; новобрачные причащаются первыми; молитва на общую чашу, вкушение от чаши и оставшиеся части чинопоследования В. б. бывают после заамвонной молитвы; отпуст литургии складывается из обычного и венчального. В наст. время в Греции глубоко воцерковленные люди, как правило, стараются пригласить на свадьбу архиерея для совершения венчальной литургии; этот чин распространен и в балканских слав. Церквах; допускается совершение его священником.

http://pravenc.ru/text/150353.html

Отзыв (...) о сочинении студента Комнино Пантелеймона (...) «Списки греческих Евангелий X–XI вв. в библиотеке СПб. Духовной академии. Обследование текста их и порядка евангельских чтений»//Там же. С. 446–447. Отзыв (...) о сочинении студента иеромонаха Никодима (Кононова) (...) «Соловецкие святые: их жизнь и церковное чествование (по рукописям)»//Там же. С. 447. Отзыв (...) о сочинении студента Левицкого Ивана (...) «Византийские мозаики в храмах Равенны»//Там же. С. 447–449. Отзыв (…) о сочинении студента Рождественского Василия (...) «Церковное пение в России в эпоху замены крюковой нотной системы линейною»//Там же. С. 449. 1901 Из воспоминаний о Константинополе. СПб., 1901. 19 с. Памятники христианской архитектуры, особенно византийские и русские. изд.] СПб., 1901. 160 с., 58 рис. 355 Рецензии: А. Л(опухин)//ХЧ. 1901. T. 1 ч. 2. С. 631–632; Дм. Шемякин//ЦВд. 1904. 39. С. 1539–1542; ВВ. 1904. Т. 11. С. 743. К вопросу об иконе «Коронование Божией Матери»//ЦВс. 1901. 8 февр. 6. Стб. 197. Подпись: Η. П. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания: (Исторические справки)//Там же. 3, 10, 17, 24, 31 мая, 7, 14, 28 июня, 2, 23, 30 авг. 18–24, 26, 31, 34, 35. Стб. 561–563, 593–596, 625–631, 657–663, 689–693, 721–726, 753–758, 817–822, 977–982, 1073–1076, 1105–1108. Без подписи. То же (отдельное издание). СПб., 1901. 77 с. 356 Областной съезд исследователей истории и древностей ростово-суздальской области//ЦВс. 1901.13 сент. Стб. 1169–1172. Подпись: Η. II. [Отзыв] о сочинении Георгиевского Матвея «Символ креста в памятниках письменности и искусства»//ЖЗСДА за 1900–1901 уч. г. (в извлечении). 1901. С. 291. [Отзыв] о сочинении Пападопуло-Керамевса К. «Церковное пение в Византии (музыкальная сторона)»//Там же. С. 291–292. [Отзыв] о сочинении Соколова Петра «Древнерусские церковные песнопения»//Там же. С. 292. [Отзыв] о сочинении Стефановича Димитрия «Стоглав: его состав и историко-литургическое значение»//Там же. С. 292–293. Отзыв о курсовом сочинение студента IV курса Д. Ф. Стефановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мон-рь Гелати. Фотография. Кон. XIX в. Мон-рь Гелати. Фотография. Кон. XIX в. В X в. появляется новый тип переводчика - мехели, постигшего «науку о тропарях» - дасдеблис мецниереба. Задачей мехели было перевести на груз. язык образцы ранневизант. литургической поэзии, сохраняя их ритмическую канву, и приспособить оригинальный напев - кило - к тексту перевода. Среди невмированных рукописей этого периода выделяется сборник Микаела Модрекили - невмированный Годовой Иадгари (Кекел. S 425), составленный в 977-988 гг. в мон-ре Шатберди. В нем собраны и систематизированы песнопения периода новой редакции (оригинальные и переводы). Судя по Иадгари, к этому времени грузины уже сочиняли собственные тексты ирмосов (дзлиспири) и предположительно напевы (кило) для них. Особое значение имело соблюдение при переводе точного количества слогов в строке и сохранение ладово-мелодических особенностей гласа. В одном из завещаний Микаел Модрекили писал, что «собрал эти песнопения Святого Воскресения, которые нашел на языке грузинском мехури (т. е. гласовые.- М. А.), греческие и грузинские (т. е. греч. и груз. авторов.- М. А.), полные по всему уставу по правилу церковному... с чистотою гласа и с безошибочностью знаков» (Кекел. S 425. С. 524). В сборник наряду с гимнами Микаела Модрекили включены песнопения Иоанна Минчхи, еп. Иоанна Мтбевари, еп. Чкондидского Стефана (Сананоисдзе), Эзры, Курданая, Иоанна Конкозисдзе, Георгия Мерчуле и нек-рых анонимных груз. авторов. Визант. гимнография представлена произведениями преподобных Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского, Андрея Критского и др. авторов. В XI в. очагом груз. христ. лит-ры и духовной музыки являлся Иверский мон-рь на Афоне. С именами основателей афонской школы преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев (Мтацминдели) связан новый этап в истории гимнографии на груз. языке. Ими были выработаны новые принципы перевода, позволившие с максимальной точностью приблизиться к оригиналу. Преподобные Евфимий и Георгий перевели с греч. важнейшие гимнографические сборники, в частности Ирмологии, сложившиеся в Х в. В Иверском мон-ре на смену Годовым Иадгари приходят Минеи (Ттуени). В Минее Георгия Святогорца собраны песнопения святым разных авторов. Столь полной Минеи к тому времени не существовало даже на греч. языке. Георгий Святогорец наряду с переводами сам сочинял песнопения (как тексты, так и напевы, см.: Иоанн Батонишвили. Хумарсцавла. Т. 2. С. 524), ему же принадлежит наиболее раннее указание о применении груз. напева - аваджи (Ath. Iver. georg. 45. Fol. 249v, до 1065 г.).

http://pravenc.ru/text/168199.html

Два других отрывка едва ли могут быть подлинными. Просопий Газский говорит (Comment, in Genes. III, 76 974 ), что Дионисий в своем комментарии опровергал аллегорическое толкование кожаных одежд и других предметов в раю. Но сохранившиеся отрывки показывают, что автор комментария гораздо более склонен к аллегорическому толкованию, чем к буквальному. Весьма вероятно, что комментарий написан Дионисием до вступления на епископскую кафедру. Что касается других экзегетических произведений Дионисия 975 , то о них не упоминает ни Евсевий, ни другой какой-либо достоверный свидетель. Рукописи, в особенности катены, дают экзегетические фрагменты, которые имеют надпись Διονυσου и потому усваиваются св. Дионисию Александрийскому . Но большая часть их бесспорно принадлежит гораздо более поздним авторам – епископы в   Александрии с именем Дионисия были и в последующее время. С другой стороны, экзегетические фрагменты, действительно принадлежащие Дионисию Александрийскому , могут быть взятыми не из библейских комментариев, а из других трактатов или писем. В частности, известны с именем Дионисия пять фрагментов комментария на книгу Иова 976 , сохранившихся в катенах на книгу Иова, которые обычно приписываются Никите, митрополиту Ираклийскому, XI в. Но один фрагмент заимствован из Псевдо- Дионисия Ареопагита и Василия Великого ; остальные четыре сомнительны в своей подлинности, – во всяком случае, вопрос о принадлежности их Дионисию Александрийскому остается открытым. То же затруднение возникает и при решении вопроса о принадлежности св. Дионисию фрагментов, занимающих комментарий на Лк. 22: 42 слл. 977 , на Деян. 5: 4 978 , Рим. 11: 26 979 , на Послание Иакова 980 , Откр. 22 : З 981 . 5) Евсевий упоминает (Hist. eccl. VII, 26 .2 ) трактат св. Дионисия «Об искушениях» (Περ πειρασμν), направленный к Евфранору. Других сведений об этом произведении не сохранилось, и потому нельзя даже сказать, о каких искушениях – внутренних ли возбуждениях ко греху, или внешних страданиях – писал в них александрийский святитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

SylTact Sylloge Tacticorum, ed. A.Dain. Paris 1938 (Index 143–152). [s.X] Sym I–III Symeon Metaphrastes. PG 114 (=I).115 (=II).116 (=III). [s.X] SymbGard The Symbolic Garden. Ed. by M.H.Thomson. North York, Ontario 1989. [s.XI–XII] SymCat I–III Syméon le Nouveau Théologien, Catéchèses, ed. B.Krivochéine – J.Paramelle, t.I–III. Paris 1963–1965. [ca 1000] SymChapitres Symeon le Nouveau Théologien, Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques, ed. J.Darrouzès. Paris 1957 (Index 121–132). 2e éd. avec la collaboration de L.Neyrand. Paris 1980 (Index 197–208). [ca 1000] SymEulab Symeon Eulabes. PG 120, 668–685. [s.X] SymHym Symeon Neos Theologos, Hymnen, ed. A.Kambylis. Berlin 1976. [ca 1000] SymLeitI Συμεν ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης τ λειτουργικ συγγρμματα I. Athen 1968. [s.XV] SymMetHym J.Koder, Ein Dreifaltigkeitshymnus des Symeon Metaphrastes. JÖBG 14 (1965) 129–138. [s.X] SymMetThom R.Volk, Symeon Metaphrastes – ein Benutzer des Barlaam-Romans. RSBN n.s. 33 (1996) 67–180 (S.156–167: Hypomnema auf Apostel Thomas). [s.X] SymOp Symeonis Thessalonicensis archiepiscopi opera omnia. PG 155 (Index 977–1004). [s.XV] SymPol Politico-Historical Works of Symeon, Archbishop of Thessalonica, ed. D.Balfour. Wien 1979 (Index 314–319). [s.XV] SymSerm Sanctorum Symeonum sermones. NPB VIII, Pars III. Roma 1871, 1–156. [s.VI/VII] SymStylJ La Vie ancienne de S.Syméon Stylite le Jeune (521–592), ed. P.van den Ven. Bruxelles 1970. [s.VII] SymStylJun P.van den Ven, Les écrits de S.Syméon Stylite le Jeune avec trois sermons inédits. Le Muséon 70 (1957) 1–57 (47–55=SymSerm 4–12). [s.VII] SymTrait Syméon le Nouveau Théologien, Traités théologiques et éthiques, ed. J.Darrouzès. 2 Bde. Paris 1966–1967. [ca 1000] SymVas V.Vasil’evskij, Dva nadgrobnych stichotvorenija Simeona Logofeta. VV 3 (1896) 574–578. [s.X] SynaxChif F.Halkin, Distiques et notices propres au synaxaire de Chifflet. AnBoll 66 (1948) 5–32. [s.XII?] SynaxChrist F.Halkin, Le synaxaire grec de Christ Church à Oxford. AnBoll 66 (1948) 59–90. [s.XII?]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Псалтырь – сборник 150 т. н. «Давидовых псалмов», открывающий третий раздел Ветхозаветного канона Библии. Переведена на славянский язык Мефодием, в древнерусских списках известна с XI в. В средние века – основная книга для обучения грамоте. Евангелие – группа повествований об Иисусе Христе. Основных (канонических) – четыре: Марка, Матфея и Луки – т. н. синоптические, т. е. «совместные» по содержанию, и сильно отличающееся от них Евангелие от Иоанна. Одни из главных источников христианского вероучения и культа, основная часть Нового Завета. Апостол (Деяния апостолов) – богослужебная книга греко-российской церкви; содержит Деяния и Послания Апостолов. Предназначена для чтения в церкви во время богослужения. 123 Александр Ярославич Невский (ок. 1220–1263) – князь Новгородский (1236–1251 гг.), великий князь владимирский с 1252 г. Внук Всеволода Большое Гнездо, правнук Юрия Долгорукого. Разбил шведов в Невской битве 1240 г.; 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера (Ледовое побоище) разгромил войска Ливонского ордена. Канонизирован православной церковью. Владимир Святославич Красное Солнышко (ум. 1015) – князь Киевский с. 980 г., сын князя Святослава Игоревича и его ключницы рабыни Милуши Любечанки; с 969 г. князь в Новгороде. После смерти отца одержал в 977 г. победу над старшим братом Ярополком. В 988 г. ввел на Руси христианство. Захватил Херсонес и заставил византийского императора Василия II выдать за него замуж сестру. 124 Иван V Алексеевич (1666–1696) – сын царя Алексея Михайловича и Марии Милославской, сводный брат Петра. После смерти старшего брата царя Федора Алексеевича отстранен от престола Нарышкиными; посажен на престол во время восстания 1682 г. и утверждён Земским собором «первым царем» совместно с Петром при регентстве Софьи. Отец будущей царицы Анны Иоанновны. 125 Меншиков Александр Данилович (1673–1729) – государственный и военный деятель, генералиссимус (1727 г.). Сын придворного конюха, с 1686 г. – денщик Петра I. Сопровождал царя в Азовских походах 1695–1696 гг. и в «Великом посольстве» 1697–1698 гг. С 1702 г. граф. С 1703 г. губернатор Ингерманландии, позднее Санкт-Петербургской губернии. Руководил строительством Петербурга, Кронштадта и др. В Северной войне одержал крупную победу в октябре 1706 г. при Калише; под Полтавой командовал левым флангом, затем возглавил преследование и вынудил шведов к капитуляции (1709 г.). С 1707 г. светлейший князь. В 1709–1713 гг. командовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольштейне. В 1718–1724 гг. и 1726–1727 гг. президент Военной коллегии. После смерти Петра I, опираясь на гвардию, возвел на престол Екатерину I и стал фактическим правителем России. В результате дворцовой борьбы обвинен в государственной измене н хищении казны и сослан с семьей в Березов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010