2401 Et illo ipso ordine conditionis nostrae quo mortales atque carnales effecti sumus, facilius et quasi familiarius visibilia quam intelligibilia pertractamus: cum ista sint exterius, illa interius, et ista sensu corporis sentiamus, illa mente intelligamus; nosque ipsi animi non sensibiles simus, id est, corpora, sed intelligibiles, quoniam vita sumus: tamen, ut dixi, tanta facta est in corporibus consuetudo, et ita in haec miro modo relabens foras se nostra projecit intention, ut cum ab incerto corporum ablata fuerit, ut in spiritum multo certiore ac stabiliore cognition figatur, refugiat ad ista, et ibi appetat requiem unde traxit infirmitatem. Cujus aegritudini congruendum est: ut si quando interiora spirituaiia accommodatius distinguere atque facilius insinuare conamur, de corporalibus exterioribus, similitudinum documenta capiamus [Согласно самому порядку нашего создания, по которому мы были созданы плотскими и смертными, нам легче и как бы привычнее исследовать видимое, нежели умопостигаемое: первое находится снаружи, второе – внутри; первое мы чувствуем телесными чувствами, второе постигаем умом; и мы сами, то есть наши души, не являемся чувственными вещами, как тела, но умопостигаемыми, потому что мы – это жизнь. Однако, как я сказал, привычка плоти такова, и наша с таким удивительным стремится к внешним вещам, что когда она отнимается от непостоянства телесных вещей, чтобы с весьма большим постоянством и уверенностью быть укрепленной в духе, она вновь бежит эти и ищет себе покоя там, где приобретает немощь. С этой ее болезнью надо считаться так что, когда мы будем более склонны к тому, чтобы различать внутренние духовные вещи, и когда нам легче будет проникнуться ими, мы возьмем примеры подобий от внешних телесных вещей] (Augustinus Hipponensis. De Trinitate XI, 1, PL 42, 983). 2405 Dat enim eis formandis quiddam substantiae suae: servat autem aliquid quo libere de specie talium imaginum judicet, et hoc est magis mens, id est rationalis intelligentia, quae servatur ut judicet [Для формирования этих тел отдает какую-то часть своей субстанции и сохраняет нечто, благодаря чему она может свободно судить о виде этих образов: это нечто более всего есть ум, то есть разумное понимание, которое сохраняется для того, чтобы могла судить] (Augustinus Hipponensis. De Trinitate Χ, 7, PL 42, 977). Interior est enim ipsa, non solum quam ista sensibilia quae manifeste foris sunt, sed etiam quam imagines eorum quae in pane quadam sunt animae, quam habent et bestiae, quamvis intelligentia careant, quae mentis est propria [Ибо сама находится глубже не только тех чувственных вещей, которые, очевидно, находятся снаружи, но также и их образов, которые существуют в некой части души, которую имеют и животные, лишенные разумения, эта часть есть собственность ума] (Ibid. X, 11, PL 42, 979).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

167       Речь идет о бегстве из Тарсуса, когда его взяли византийцы (см. гл. 11). Арабский текст можно понимать двояко: либо что ар-Ругейли бежал из Тарсуса в Египет, а оттуда – в Антиохию (этому варианту следует наш перевод), либо что он происходил из Египта, а в Антиохию прибыл непосредственно после взятия Тарсуса. Оба варианта возможны, но второй синтаксически менее вероятен. 168       Бука – топоним в Северной Сирии, известный лишь по упоминаниям в средневековых арабских источниках (см.: Sourdel-Thomine J. Buka//EL 1986. Vol. 1. P. 1292). 169       Патрикий Петр Фока (убит в 977 г.) – византийский военачальник. Стратопедарх («начальник военного лагеря») – древняя должность, вновь введенная императором Никифором II специально для Петра. Так он назван в Житии и у Яхьи Антиохийского. Впрочем, последний приводит и другое его прозвище, распространенное в арабских источниках, – аль-Атрабази, возникшее в результате передачи греческого названия придворной должности (π) της τραπζης (см.: Histoire de Yahya-ibn-Sa‘i‘d... Pt. 1//PO. 1924. T. 18. Fasc. 5. P. 814). 170       Михаил Вурца († после 996 г.) – известный военный и политический деятель, первый представитель рода Вурц, давшего в XI в. пятерых полководцев. В 968 г. получил сан патрикия и назначен стратигом Черной горы близ Антиохии (см.: Joannis Scylitzae Synopsis historiarum/Rec. I. Thurn. Berolini, 1973. P. 271. (Corpus fontium historiae Byzantinae; 5)). 171       Название крепости, построенной по приказу императора Никифора близ Антиохии, приводят только Ибрахим ибн Юханна и Яхья Антиохийский (см.: Histoire de Yahya-ibn-Sa‘i " d... Pt. 1. P. 822). По всей вероятности, ее следует отождествить с крепостью Баграс-Гастон в 26 км к северу от Антиохии, на которую 12 сентября 1097 г. напали основные силы участников Первого крестового похода (см.: Ibn al-Qualanisi. The History of Damascus/Ed. H. F. Amedroz. Leiden, 1908. P. 135) и которая затем принадлежала то тамплиерам, то царям Киликийской Армении. В таком случае Житие является самым ранним источником, упоминающим этот топоним, причем именно в связи с его появлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 . С передачей Наркомату обороны зенитных частей НКВД сократить численность войск НКВД на 8 000, человек и увеличить на указанное количество, т. е. на 8 000 человек численность Красной Армии. 10 . Обязать Народный комиссариат обороны перевооружить 85 мм зенитными орудиями в первую очередь зенитные части пунктов ПВО Ленинград, Москва, Львов, Киев. Освобождающиеся 76 мм зенитные орудия после перевооружения в указанных выше пунктах направить на формирование зенитных частей пунктов Рига, Каунас, Дрогобыч, Гродно, Одесса, Батуми, Туапсе. 11 . Народному комиссару обороны в месячный срок разработать и представить на утверждение: а) план проведения изложенных выше мероприятий по противовоздушной обороне 6) план вооружения с указанием очередности обеспечения материальной частью частей ПВО. При составлении плана вооружения исходить из необходимости направления 37 мм мелкокалиберных зенитных орудий в первую очередь на вооружение зенитных частей полевых войск. 12 . В целях дальнейшего усовершенствования авиазенитного вооружения обязать: а). Народного комиссара вооружения доработать существующий образец 20–25 мм орудия для войск ПВО и тыловой ПВО против штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков. б). Проработать конструкцию и дать на вооружение 100105 мм зенитное орудие для обороны важнейших пунктов ПВО. 13 . Утвердить предложение наркома обороны использовать на формирование частей ПВО: а) 30 000 человек за счет сокращения тыловых учреждений и заведений ВВС Красной Армии б) 18 000 человек за счет местных стрелковых войск. 14 . В связи с передачей из численности НКВД 8 000 человек в состав численности Красной Армии, во изменение постановления СНК СССР от 5.XI.1940 года 2265–977 сс , численность Красной Армии считать 3 783 764 человек. Председатель СНК Союза ССР В. Молотов АП РФ. Ф. 93. Коллекция документов. Сообщение «Софокла» из Белграда об обстановке на Балканском полуострове от 27 января 1941 г. Начальнику Разведуправления Генштаба Красной Армии На 724 О возвращении 4 немецких дивизий из Румынии имел сведения 6 дней тому назад, проверка не подтвердила их, наоборот, за последнее время в Румынию прибыли еще две дивизии. Сейчас там находится всего 14 немецких дивизий.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

977 Ученый натуралист M. E. фон Бер (Baer) говорил о сказании творения человека: „Если разуметь под перстью земли, из которой был создан человек, земные элементы, то смысл получается тот, что он был создан из этих элементов, которые получили жизнь, и науки естественные не могли идти далее этой истины“. Studien aus dem Gebiete der Naturwissenschaften, С.-Потербург, 1876, стр. 465. 978 „И вдунул в лице его дыхание жизни “ Быт.2:7 . Но в Быт.1:24 Бог говорит: „да произведет земля душу живую “ . Таким образом душа животных есть (в известном смысле) произведение земли, да произведет земля, а душа человека – дыхание Божие, вдунул (или вдохнул); и каждая из них происходит из принципа, из которого она заимствована и к нему возвратится. Каждое слово книги Бытия есть слово науки“. A. Nicolas, Art de croire, кн. I, гл. II, т. I, стр. 35, примечание. 981 Имя Адама („красный“), кажется, напоминает о земном происхождении его тела, о красной земле, adämäh, из которой он был взят. Быт.2:7 . Адам – родовой термин, означающий как мужчину, так и женщину. Быт.5:2 . Без сомнения, от имени первого человека перешло к этому слову это общее его значение. Мужчина, в противоположность женщине, называется ’isch, „муж“, Быт.2:23 . Все древние этимологисты сопоставляли еврейское „Адам“ с латинским homo, которое они производили от humus, „земля“. Современные филологи дают слову, homo смысл: одаренный языком. 984 Contra Celsum, 1. IV, с. XXXVIII, t. XI, col. 1087. Приведши в ответ Цельсу слова Быт.2:21 , Ориген говорит: ,,Ουδε την λξιν κϑμενος δυναμνην επιστηναι τον απουοντα οτι μετ τροπολογας ερηται. Κα ох ϑλησ γε προσποισασϑαι λληγορεσϑαι τ τοιατα χατοιγε εν τος εξς λγων; δτι οι πιειχστεροι " Ιουδαων τε κα χριστιανν, επι τοτοις ασχυνμενοι, πειρντα τε πς αλληγορεν αυτ“. Иудеи, о которых говорит Цельс и которых мнение Ориген усвояет, суть александрийские иудеи, и в частности – Филон. Именно на Оригена и александрийских иудеев делает намек бл. Августин, в своей VIII книге De Genesi ad litteram c. I, n° 1, t. XXXIV, col. 371 и De Civ. Dei, 1. XIII, 21, t. XLI, col. 394, когда восстает против тех, которые желают понимать земной рай лишь в духовном смысле, spiritualiter tantum.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

nisi crederet Dominum sic in potestate haberet cor nostrum, ut bonum quod non tenemus nisi propria volintate, non tamen tenemus nisi ipse in nobis et veile (De dono pers., c. XXII, 57–62). Вся ответственность, таким образом, возлагается на Бога, и отрицается пелагианская идея своеобразного взаимодействия Бога и человека в деле спасения. Cur non utrumque in Doo et quod iubet, et quod offert? Rogatur enim ut det quid iubet rogant credentes, ut sibi augeatur fides, rogant pro non credentibus, ut eis donetur fides, et in suis igitur incrementis, et in suis imtiis Dei donum est fides (De praed. sanctorum, c. XI, 22, 976) He решаясь превратить человека в совершенный автомат, бл. Августин хочет признать и известную деятельность человека: et nos facimus (веру), et Deus facit ut illa faciamus eos facit habere deinceps opera bona, cum ipsis facit, ut faciant divina mandata (977). 371 Vitae huic, quando voluerit, ipse det finem (De dono persever., t. 45, c. VII, 41, 1018). Если Бог посылает конец ранее угрожающего человеку падения, то дает человеку устоять до конца. 372 De grat. et l;b. arb. XX, 41. 907: Et hos ostendit ex Dei dispositione venisse qui bene uti novit etiam malis : non ut ei prosint vasae irae, sed ut ipso illis bene utente, prosint vasis miserecordiae (De praed sanct., t. 42, c. XVI, 33, 984). Est ergo in malorum potestate peccare; ut autem peccando hoc vel hoc illa malitia faciant, non est in eorum potestate, sed Dei dividentis tenebras et ordinantis eas: ut hinc etiam quae faciant contra voluntatem Dei, non impleatur nisi voluntas Dei (Ibid.). 373 De grat, et lib. arb, t 44, c. XVII, n. 38, 904 De corrept et gratia, c. VII, 13, 934, c IX; De praedest. sanct, c.XVIII, 34, 986: intelligimus vocationem qua fiunt electi : non qui eliguntur quia crediderunt, sed qyi eliguntur ut credant.. Христос избрал iam electos in se ipso ante mudi constitutionem. Haec est immobilis veritas. C. XVIII, 37, 988: Бог избрал secundum placitum voluntatis suae. 375 O различении у бл Августина в связи с praedestinatio и praescientia – auxilium quo (для нашей цели не существенными) см у.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Оба вышеназванные памятника, Прохирон и Эпанагога, вместе с работой над «очищением древних законов», составляют одну из светлых страниц правления Василия, который, стремясь к большему распространению законодательного дела Юстиниана, т. е. возвращаясь к началам несколько забытого в империи римского права, освежал его и приближал к жизни привнесением в законники вызванных течением времени изменений в области права. 973 Василики и Типукит Работы Василия в этой области дали возможность его сыну и преемнику Льву VI Мудрому издать Василики, являющиеся наиболее полным памятником греко-римского или византийского законодательства, где на греческом языке переработаны и слиты в один кодекс все части Юстинианова Свода. Название Василик происходит не от имени, как иногда неправильно полагали, Василия I, при котором, как мы знаем, был подготовлен для них материал, а от греческого слова василевс – царь, император; поэтому Василики в переводе обозначают «императорские законы». Юридическая компиляция Льва VI, распадающаяся на 60 книг, преследовала цель, намеченную его отцом, т. е. восстановить в силе законодательство Юстиниана с опущением законов, потерявших свою силу или чуждых изменившимся условиям византийской жизни, – другими словами, приспособить его к действующему праву. Поэтому Василики не представляют собой полного, буквального перевода Юстиниановых законов. Часть новелл и других законодательных памятников, вышедших после Юстиниана, включая некоторые новеллы Василия I и даже Льва VI, также служили источниками для Василик. 974 975 Ни одна из рукописей не содержит полный текст Василик: в разных рукописях сохранились разные части свода. В общей же сложности мы располагаем двумя третями сборника. Для восстановления утраченных книг Василик большое значение имеет сочинение XI или XII века – Типукит (TipoukeitoV), 976 приписываемый византийскому юристу (jurisconsult) Пацису. 977 Сочинение представляет собой обзор содержания Василик по рубрикам, с указанием основных глав каждого раздела. Типукит содержит также указание повторяющихся пассажей по всем разделам. 978

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

При этом обнаружились 18 рукописей из ок. 50, ранее отмеченных Гибсон как утраченные, но выяснилась пропажа 4, имевшихся ранее. Каталогизацию араб. части новонайденных в 1975 г. рукописей осуществил в 1985 г. И. Э. Меймарис, выделивший 156 позиций: 70 манускриптов и единичный фрагмент на пергамене и 85 рукописей на бумаге. Единица описания в его каталоге представляет кодекс либо фрагмент кодекса, возможно сохранившегося в основной части собрания либо утраченного, что затрудняет определение общего числа кодексов. Т. о. араб. собрание Е. в. м. насчитывает ок. 750 кодексов. Публикации, отождествления и исследования араб. рукописей осуществляли Г. Л. Флейшер (1854), Й. Эструп (1897), Э. Нестле (1897), A. Меркс (1898), Гибсон (1894-1899), Н. Я. Марр (1906), И. Ю. Крачковский (1909-1914), Ф. Кренков (1926), Р. Н. Бойд (1942), У. Бен Хорин (1961), И. Дик (1961), И. Блау (1962-1965), Р. В. Гварамия (1965), Й. Ю. Нессим (1967), Ж. Тропо (1970), А. Н. Тер-Гевондян (1968-1973), Ж. Гаритт (1968-1977), Ж. М. Соже (1969-1976), Х. Стаал (1969-1984), Самир Халил Самир (1975-1981), А. В. Пайкова (1985), Б. Пироне (1991), А. Дринт (1999), Х. П. Монферрер-Сала (2000), Ж. Валантен (2003), А. Бруни (2004), С. П. Брок (2004), Т. В. Пентковская (2004), A. Трейджер (2005), Г. Р. Парпулов (2006), Х. Кашу (2007) и др. Старейшие датированные рукописи относятся к 867, 868, 873, 897, 901, 901/2, 909, 965, 977, 989, 995 гг. В старой части собрания 12 отнесены к XI в., 22 - к XII в., 115 - к XIII в., 33 - к XIV в., 12 - к XV в., 5 - к XVI в., 19 - к XVII в., 20 - к XVIII в., 4 - к XIX в. Находка 1975 г. выявила, в частности, старейшую датированную араб. рукопись Евангелия (фрагмент, состоящий из последних 5 листов кодекса), отнесенную автором каталога к 859 г., но содержащую указания на дни месяцев и день недели, совпадение которых, причем очень точное, имело место только в 873 г. В удельном соотношении наиболее полно представлен XIII в., к которому относится ок. половины рукописей (332 в старой части), что объясняется монг.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Примером может служить херсонский разновес из стеклянной пасты светло-оливкового цвета, диаметром 21 мм. Он очерчен узким низким валиком по краю внешней стороны, на которой четыре маленькие точки соединены тонкими рельефными полосками, образующими крест. Между сторонами креста еще четыре маленькие точки. Вес гирьки (4,51 г) почти точно совпадает с эталонным весом византийского солида (4, 548 г), допускавшим отклонение в 0,5 г. Эксагий был обнаружен в ходе раскопок Г.Д. Белова на северном берегу Херсонеса в 1931 г., в помещении VII, в слое, который датируется вв. 977 Аналогичный эксагий, но диаметром 22 мм и с монограммой внутри ободка, происходит из раскопок XI поперечной улицы в 1955 г., где он был найден в засыпи ямы для раствора извести, заброшенной, судя по материалам, не ранее конца VI в. 978 Вообще, большинство стеклянных разновесов принадлежат VI в. и первой половине VII в., после чего арабские вторжения подорвали административную систему, которая контролировала их производство и распространение 979 . В византийской монетной системе частями солида являлись такие монетные номиналы, как тремисс – 1/3 солида и семисс – 1/2 солида. Очевидно, но, для их взвешивания служили бронзовые квадратные гирьки размерами от 9,4 до 11 мм и высотой 2,5–3 мм, которые весили 1,33 г (тремисс) или 1,92–2,05 г (семисс). Первые имели на лицевой стороне четыре точки по углам квадрата, а вторые – греческую букву N (50), нанесенную двойной линией или точками. Следовательно, монетные части солида имели хождение в ранневизантийском Херсоне, хотя самих золотых монет, составляющих части солида, здесь пока не найдено 980 . Вместе с тем об их заметной роли в местном денежном обращении, испытывавшем нехватку в разменной монете, свидетельствуют упоминания ссыльного папы Мартина I, который пытался приобрести хлеба «хоть на тремисс» 981 . Бронзовые гирьки той же квадратной формы, иногда большего веса, вплоть до унции (6 солидов), или в виде плоских кружков, чаще всего с греческой буквенной нумерацией в виде В (2 нуммия) и IΒ (12 нуммиев), относятся к неоднократным находкам, происходящим из дореволюционных раскопок Херсонеса, и отчасти были изданы A.A. Васильевым 982 . При этом особый интерес представляет набор весовых знаков, обнаруженный в 1904 г., в состав которого входили четыре бронзовые гирьки с изображением трехнефного храма, надписью theu charis («милость Божья») и указанием весового норматива в 1, 2, 3 и 6 унций (ГА, ГВ, ГГ, TS), а также пять бронзовых эксагиев с изображением арки на двух колоннах с акротериями (портала храма?) и обозначением буквой N («номисма») с серебряной инкрустацией весового стандарта для 2 (В), 3 (Г), 4 (D) и 5 (6) номисм (последних два экземпляра) 983 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КАТЕГОРИЯ II: Евхологии, которые могут еще сохранять Вечерню или Утреню Песненного последования, но которые чаще всего сохраняют только большинство молитв этих чинов, соблюдая древний порядок молитв и те только рубрики, которые подходят к монашескому уставу. Не хватает уже «Малых» Часов (Полуношница, Третий Час и т.д.) Песненного последования, заменяемых вероятно монашескими Часами Часослова Св. Саввы. Существуют еще Песненные Тритоекти и Паннухис, но не во всех евхологиях. Эти евхологии употреблялись при их приспособлении служащим иереем к службе, исполняемой хором по палестинскому уставу, т.е., по Часослову, Октоиху и т.д. К этой категории мы могли бы отнести следующие евхологии: Х-го в.: Гротт. Γ β IV; XI в.: Гротт. Г β II; XII в.: Ватикан 1811, Ват. 1875, Барберини 431, Бодлеан Auct. Е 5.13, Коален 214; XIII в.: Синай 960, Синай 982, Ленингр. слав. Ο. π. Ι 67; XIV в.: Синай 981, Кутлумусию 491, Софийский Лен. слав. 526, Щукин слав. 745, Синод, слав. 598, Синод, слав. 601, Синод, слав. 892, Типографская слав. 269; XV в.: Синай 968, Синай 980, Синай 988, Афины 661, Синод, слав. 611, Синод, слав. 269; XVI в.: Александр, патриархат 455; не датированная: Афины 685. КАТЕГОРИЯ III: Евхологии, в которых молитвы Вечерни и Утрени (и то не все) рассеяны между элементами монашеских исследований Вечерни и Утрени по Часослову. Каждая рукопись предлагает другую систему как и когда читать молитвы, иногда даже переставляя их вне традиционного порядка или пропуская часть дошедших до нас молитв. Мы думаем, что эти евхологии соответствуют студийской практике. Эта практика сосуществовала с Песненным последованием, вероятно в самих городах Византии или Руси, где в соборах и монастырях служили следуя разным уставам. Это положение перестало существовать в Константинополе после 1204 г. и в результате появления « Диатаксис » Патриарха Филофея; в России же только при патриархе Никоне , а именно с принятием Иерусалимского Типикона Св. Саввы. К III категории мы отнесли бы следующие рукописи: Х-го в.: Гротт. Г β X, Ватикан 1833, Синай 956, Синай 961; XII-ro в.: Синай 962, Синай 973, Гротт. Г β XXI. Ватик. 2005В, Барбер. 345, Барбер. 393, Оттобони 344, Афины 713, Афины 2795; XIII в.: Патмос 104, Патм. 105, Барбер. 443, Оттоб. 434, Афины 570, Софийский слав. 518, Гротт. Г β XIV; XIV в.: Ватопедию 133, Синай 952, Вел. Лавра Афона В7, Синод, (греч.) 279/261; XV в.: Синай 984, Афины 664, В. Лавра 103, «Антонина» Лен. (греч.), Синод, (греч.) 280/262, Синод (греч.) 281/263; XVI в.: Синай 977, Синай 978, Синай 979, Синай 989, Ватоп. 134, Есфигмену 208, Каракаллу 163, Александр, патриархат 224, Афины 665, Афины 1910, Синод, слав. 989, Тбилиси груз. 208, Тбилиси груз. 450 (см. также категорию I).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нервы: juris divini et humani sciens» y Тацита в Annal. VI, c. 26. – по изд. H. Furneaux vol. 1, p. 576; сн. ibid. III, c. 70, – p. 432; Ливия Hist XXXIX, c. 16, – ed. Drakenborch t. XI, p. 381), с другой – позднейшую юридическую терминологию, обозначающую чрез «jus divinum» и «jus humanum» две отрасли законодательства, различаемые по их божественному или человеческому источнику (Glück, o. c. Bd. I, S. 147; Kurze Erläuterung, II Th. 2 Abth., S. 74–75). 215 От communis (общий), чрез communicare – делать что-н. общим, разделять с кем-л., участвовать (проф. Дыдинский, цит. словаря стр. 80–81; сн. Brissonii о. с, р. 227); след., communicatio прежде всего – то действие (кратковременное или длительное), посредством которого что-н. становится общим, односторонняя или обоюдная уступка, передача в общее пользование; затем – соучастие, общность в чем-л. Обычно – с родит. объекта, напр.: communicatio sermonis, consilii, utilitatum, criminis (см. соответств. цитаты у Aeg Forcellini, Totius latinitatis lexicon, t. II, p. 314, Prati 1858–1859; dr. R. Klotz, Handwörterbuch der lateinischen Sprache, Bd. 1, 8. 977, Braunschweig 1866). В юридических памятниках, сколько нам известно, «communicatio», кроме объясняемого места, встречается всего один раз – в fr. 1 § 14 Dig. XXVII, и – при обосновании того положения, что ссылка одного из соопекунов, в оправдание допущенного им злоупотребления своими правами, на действование ех dolo communi не освобождает его от полной единоличной ответственности: nec enim ulla societas maleficiorum, vel communicatio justa damni ex maleficio est. Очевидно, употребление этого слова здесь ничем не отличается от обычного и не дает оснований усвоять ему какой-нибудь особый, специальный смысл. О значении соответствующего греч. κοινωνα в словосочинении при нем см. H. Stephani – Thesaurus graecae linguae, vol. IV, col. 1726, Parisiis 1841; F. Passow, Handwörterbuch der griechischen Sprache, Bd I, S. 1772, Leipzig 1847. 216 Что субъектом действия, обозначенного в разбираемом тексте словом «communicatio», нужно считать тех же самых мужа (mas) и жену (femina), о соединении (conjunctio) и полном жизнеобщении которых говорилось ранее, ясно из тесной внутренней связи и стилистического параллелизма частей модестиновой бракоопределительной формулы. Уже отсюда, помимо разных других соображений, открывается невозможность всякого перевода или перифраза, заменяющего «communicatio juris divini et humani» чем-нибудь вроде соединения или совместного действия в отношении к браку различных по происхождению норм положительного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010