редакции Римского Мартиролога М. поминается 21 сент. без указания, что апостол претерпел мученичество; место его проповедничества и кончины также не обозначено (MartRom (Vat.). P. 499). По мнению Геффье, дата 6 мая как день перенесения мощей М. в Салерно могла появиться на основе Иеронимова Мартиролога и впервые была зафиксирована в литургических книгах X-XII вв., таких как монастырский Миссал из Центр. Италии X-XI вв. (Vat. lat. 4770) и Бревиарий из Монте-Кассино, составленный при аббате Одеризии (1087-1105) ( Gaiffier. Hagiographie Salernitaine. 1962. P. 108-109). В неаполитанском Мраморном календаре IX в. под 6 мая отмечен день кончины М.; 2-й раз М. поминается здесь под 16 нояб. согласно вост. традиции ( Delehaye H. Hagiographie Napolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 21, 39). Перенесение мощей М. в Салерно Ап. Матфей. Миниатюра из Симоновского Евангелия. 1270 г. (РГБ. Рум. 105. Л. 25 об.) Ап. Матфей. Миниатюра из Симоновского Евангелия. 1270 г. (РГБ. Рум. 105. Л. 25 об.) Наиболее ранние сведения об этом событии содержатся в анонимной «Салернской хронике» 2-й пол. или кон. X в. (ок. 978 или ок. 990), где говорится, что во времена Гизульфа I, кн. Салерно (952 - кон. 977), останки апостола были найдены в Лукании и оттуда с подобающими почестями перевезены в Салерно по приказу Гизульфа ( Chronicon Salernitanum. 165//MGH. SS. T. 3. P. 552-553; Idem/Ed. U. Westerbergh. Stockholm, 1956. P. 170). Ни год открытия мощей, ни время их перенесения не указаны. Датировка события 954 г. содержится в более поздних хрониках - в «Хронике монастыря Монте-Кассино» нач. XII в. (Chronica monasterii Casinensis. II 5//MGH. SS. T. 34. P. 175), в «Беневентских анналах» XII в. (Annales Beneventani//Ibid. T. 3. P. 175) и в качестве более позднего добавления (XII или XIII в.) в «Анналах» из аббатства Кава-де-Тиррени (Италия) (Annales Cavenses//Ibid. P. 188). Также сохранились 2 агиографических текста о перенесении мощей М. из Эфиопии в Бретань и Луканию (BHL, N 5694, 5694b), а затем в Салерно (BHL, N 5693, 5693b). Первый текст назван Проповедью (Sermo) и приписывается Павлину, еп. г. Сен-Поль-де-Леон; автор 2-го повествования - Сказания о перенесении мощей в Салерно, не указан. Геффье предположил, что оба произведения были составлены в Салерно в кон. X в. (возможно, ок. 1000) одним и тем же агиографом, к-рый называет себя вымышленным епископом ( Gaiffier. Hagiographie Salernitaine. 1962. P. 96-104); по мнению др. исследователей, еп. Павлин был историческим персонажем ( Acocella. 1954. P. 35).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Андрей Критский и др.), впервые Апокалипсис; составлен Малый Номоканон (Кекел. A 96, 1031 г.; S 143, XI в.; СПбФИВ РАН. 92, XI в.). Прп. Георгий Святогорец, автор Жития святых Иоанна и Евфимия (Кекел. А 558, 1074 г.; А 130, 170, 176, XVIII в.), где изложена история Ивирона, занимался редактурой и сличением древнегруз. перевода библейских книг (НЗ, кроме Апокалипсиса, и Псалтирь) с греч. источниками: редакция прп. Георгия до наст. времени считается канонической на груз. языке. Прп. Георгием были переведены Великий Синаксарь (Ath. Iver. 30, XI в., Кекел. H 2211, A 97, 193), Месяцеслов (Кекел. S 4999, XI в.; Ath. Iver. 65, 73/58, Hieros. Patr. 124, Кекел. H 1710, XI-XII вв.; Hieros. Patr. 107, 1300 г.), комментарии к Книге Песнь Песней свт. Григория Нисского (Кекел. A 55, XI в.; A 108, XII в.; Q 1052, XVII в.), «О сотворении человека», Шестоднев (Hieros. Patr. 44, XI в.; Hieros. Patr. 74, XIII в.), апокрифическое соч. «Послание Авгаря» (Кекел. А 484, 1054 г.), др. агиографические и гомилетические сочинения, сохранившиеся лишь в его переводе (греч. оригиналы утеряны). К наследию афонской школы относятся также груз. рукописи Житие свт. Иоанна Златоуста, написанное Георгием Александрийским (Ath. Iver. 3, 979-980 гг.), гомилетический сборник (Ath. Iver. 6, XII-XIII вв.), Лимонарь (Ath. Iver. 9, 977 г.), ВЗ (Ath. Iver. 9, 978 г.), Опизское Четвероевангелие (Ath. Iver. 83, 913 г.), Афонский Многоглав (Ath. Iver. 11, X в.), Евангелие редакции прп. Георгия Святогорца (Кекел. Q 908), Гелатское Четвероевангелие (Кекел. А 1335, XI в.), Ванское Четвероевангелие (XI в.), НЗ редакции прп. Георгия Святогорца (Кекел. А 584, Ath. Iver. 78, XI в.; Кекел. A 34, XIII в.), Псалтирь (Hieros. Patr. 161, XIII в.; Hieros. Patr. 133, XIII-XIV вв.) и др. Ист.: Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии/Ред.: С. Каухчишвили. Тбилиси, 1970. Т. 8 (на груз. яз.); Actes d " Iviron J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachhryssanthou, E. Métrévéli. P., 1985-1995. Vol. 1-4; Афонская коллекция//Описание груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

3. Агиографические сборники: Житие свт. Иоанна Златоуста, составленное Георгием Александрийским (Ath. Iver. georg. 3), переписано в 979-980 гг. в Ошки по повелению прп. Иоанна-Торникия и Иована Варазваче (подробное описание и издание всего текста вместе с др. версиями этого сочинения: Древнегруз. перевод «Жития Иоанна Златоуста» и его особенности: По рукописи 968 г./Подгот. текста, исслед. и слов.: Р. В. Гварамия. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.)); один из ранних списков Жития прп. Георгия Святогорца Георгия Мцире (Ath. Iver. georg. 72, XIII в.), возможно написанный на Афоне или в одном из мон-рей Дивной горы (в Сирии). 4. Агиографическо-аскетические сборники: 1-й (Ath. Iver. georg. 40, X-XI вв.) содержит Житие и Поучения прп. Досифея, ученика аввы Дорофея (в переводе прп. Евфимия Святогорца), а также др. тексты и Слова отцов Церкви; 2-й (Ath. Iver. georg. 41) по составу в основном повторяет 1-й сборник. 5. Гомилетические сборники: 1-й (Ath. Iver. georg. 32), переписанный в 977 г. на Афоне, «в монастыре св. Иоанна евангелиста» (т. е. в келлии ап. Иоанна Богослова), содержит Поучения свт. Василия Великого (в переводе прп. Евфимия Святогорца), Слова свт. Андрея Критского и др. произведения и имеет пространный колофон, в к-ром упомянуты представители 1-й группы иверских насельников на Афоне (текст сборника изд. полностью вместе с др. версиями: Василий Великий, свт. «Поучения» свт. Василия Кесарийского в переводе Евфимия Афонского/Ред.: Ц. Курцикидзе. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.)); 2-й (Ath. Iver. georg. 21, 1030 г.) с 26 «Беседами» прп. Макария Великого (в переводе прп. Евфимия Святогорца) и его Посланиями переписан на Олимпе в груз. обители Пресв. Богородицы; 3-й (Ath. Iver. georg. 6, XIII в.) содержит гомилии Псевдо-Иоанна Златоуста. 6. Сборники смешанного состава: «Рай» (Ath. Iver. georg. 9) переписан в 977 г. в Ошки (колофон рукописи содержит ценные сведения о генеалогии большой семьи Чорчанели); Сборник (Ath. Iver. georg. 79, XI в.) составлен как учебная книга для братии И. м.

http://pravenc.ru/text/293365.html

С 1924–1927 гг. – еп. Черкасский, вик. Киевской епархии. С 1927–1930 гг. – еп. Херсонский (по Кат-ЯВ). С 1923–1925 гг. – еп. Черкасский. С 1925–1928 гг. – еп. Херсонский. С 1928–1932 гг. по просьбе уволен на покой. С 1932–1933 гг. еп. Новгородский и Старорусский. С 1933 г. еп. Уральский. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 43. Кат-АМ 174. Кат-ЯВ 145. С. 68. Кат-ЕС 1. С. 5, п/п 27. [Кат-ГУБ. С. 977.] В Кат-ГУБ: фамилия Ясковский. В других местах своего каталога митр. Мануил пишет фамилию Ясковский. ИУЛИАН (Симашкевич) Епископ Новочеркасский Родился 8/I-1886 года. Сын протоиерея, а впоследствии архиеп. Донского и Новочеркасского Митрофана Симашкевича. В 1912 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию. Пострижен в монашество. С 1913 г. – преподаватель Священного Писания Ветхого Завета в Виленской духовной семинарии. В том же году переведён в Нижегородскую духовную семинарию на ту же кафедру. В 1918 г. был преподавателем латинского языка в Донской духовной семинарии. С 1919 года священствовал. С 1920 г. настоятель церкви при Старочеркасском женском монастыре. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. С 1926 г. – настоятель Новочеркасской Михаило-Архангельской церкви. 17/IV-1932 г. хиротонисан во еп. Новочеркасского, получил это назначение от григорианцев (назначение от ВВЦС). В 1934 году принят в общение со Священным Синодом Православной Церкви и оставлен настоятелем церкви гор. Новочеркасска. С 17/XI-1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 107. Кат-АМ 176. Кат-ЯВ 146. С. 68–69. [Кат-ГУБ. С. 977.] Был арестован в июле 1938 г. в г. Новочеркасске Ростовской области. Тройкой при УНКВД СССР по Ростовской области 26/VII-1938 r. приговорён к высшей мере наказания и вскоре расстрелян в г. Новочеркасске Ростовской области. КАПИТОН (Лавров) Архиепископ Старорусский Родился 24/II-1866 года. Получил светское среднее образование. Сдал пастырско-богословский экзамен при Новгородской епархии. Женат. Был протоиереем. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 44д. Кат-АМ Кат-ЯВ С. 149. Кат-ЕС 1. С. 6, п/п 29. [Кат-ГУБ. С. 977.) КОНСТАНТИН (Булычев (Константин Иоакимович]) Архиепископ Могилевский и Мстиславский Родился 23/XII-1858 года, по другим сведениям в 1859 году, в семье зажиточного купца Вятской губернии. Окончил физико-математический факультет С.-Петербургского университета. В 1892 г. окончил СПб духовную академию со званием кандидата богословия. Будучи студентом духовной академии пострижен в монашество. По окончании академии возведён в сан иеромонаха и назначен смотрителем СПб Александро-Невского духовного училища. Вскоре назначен ректором СПб духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1900 г. перемещён ректором Киевской духовной семинарии. 10/VII-1901 г. хиротонисан во еп. Гдовского, вик. С.-Петербургской епархии. С 1904 г. – еп. Самарский и Ставропольский. С октября 1911 г. – еп. Могилевский и Мстиславский. В 1923 г. и в последующие годы по нескольку раз уклонялся в обновленческий раскол, каялся и вновь уходил в раскол, а в 1926 г. перешёл в григорианский раскол, член ВВЦС. Скончался без воссоединения с Православной Церковью. Год смерти неизвестен. Отмечается как хороший проповедник. В русском епископате о нём сложилась поговорка: «Дух покаяния никогда не оставлял его даже и до гроба, при многократных переходах его из одного раскола в другой». ЛИТЕРАТУРА: Церковные ведомости. 1901. С. 265; 1904. С. 177; 1910. С. 415. Прибавление к «Церковным ведомостям». 1903. 40. С. 1548. Русский паломник. 1904. 21. С. 363. Миссионерский календарь. 1907. С. 134. Булгаков. С. 1405, 1411, 1412. БЭС. Т. II. Стб. 1465, 1582, 1993. ФАМ 1.С. 28, 50. Кат-АМ 161. См. Мануил. 4.137–139. [Кат-ГУБ. С. 977.] [Регельсон. С. 391.] Родился 23/XII-1858 г. в г. Орлове Вятской губернии. В 1881 г. окончил физико-математический факультет СПб университета, работал в банке. 1894 г. окончил СПб духовную академию, кандидат богословия. Пострижен в монашество 29/I-1892 г., рукоположен во иеродиакона 29/I-1892 г., 07/XI-1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

П., Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом; «преложение мощей апостолов» занесено в греч. синаксарь под 20 июня ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 186). После взятия К-поля крестоносцами кард. Петр Капуанский увез мощи А. П. в итал. г. Амальфи (1208), где они находятся в наст. время. Согласно зап. преданию, хранитель мощей апостола в Патрах инок Регул, узнав о намерении имп. Констанция забрать мощи А. П. в К-поль, решил увезти их часть. После долгого плавания по морю корабль Регула прибыл в Шотландию, и мощи были помещены в г. Килримонте. Появление там мощей апостола уже в IV в. не вызывает доверия у совр. исследователей; по мнению зап. ученых, они могли быть перенесены в Шотландию при еп. Акке (сер. VIII в.), к-рый был преемником св. Вилфрида, известного паломническими хождениями в Иерусалим и Рим. Мон-рь во имя Андрея Первозванного в Килримонте известен с 747 г. (под этим годом ирл. летопись сообщает о смерти килримонтского аббата). С XI в. развивалось паломничество к хранившимся здесь мощам апостола, провозглашенного покровителем Шотландии. Кор. Александр I (1106-1124) добился учреждения епископской кафедры в Килримонте, к-рый с этого времени стал называться Сент-Андрус (город св. Андрея). Позже Сент-Андрус стал религ. центром не только Шотландии, но и всей Сев. Европы. В 1160 г. здесь началось строительство грандиозного готического собора (освящен в 1318); в 1559 г. собор был разрушен сторонниками Реформации, а мощи А. П. уничтожены. Ковчег-мощевик ап. Андрея. Трир. 977-993 гг. Ковчег-мощевик ап. Андрея. Трир. 977-993 гг. Честная глава и крест А. П. на протяжении многих веков оставались в Патрах. Из стишного пролога Феодора Продрома (нач. XII в.) следует, что эти святыни пользовались не меньшим почитанием, чем хранившиеся в К-поле ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 104). В 1462 г. морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Пию II , к-рый поместил их в соборе св.

http://pravenc.ru/text/115300.html

R. Passarella. Mil.; R., 2015. P. 1-27. А. А. Королёв В Византии На основе лат. сочинений о Л. возник ряд греч. переводов и переработок (BHG, N 976-978b, 2178), большинство из к-рых до наст. времени не изданы. Греч. переводы лат. Мученичества были выполнены в Италии, скорее всего в Риме или в греч. мон-рях на юге полуострова. Нек-рые из них (BHG, N 977a, 977ab, 977b) полностью или частично основаны на лат. Мученичестве Полихрония и не получили распространения за пределами Зап. Европы. В центральной части Византийской империи и в К-поле большую популярность имели греч. переводы лат. «Passio vetus», к-рые существовали по крайней мере в 2 вариантах. Первый, утраченный, известен благодаря риторической переработке X в. (BHG, N 977c), сохранившейся в житийном сборнике из рукописи, выполненной в 1022 г. переписчиком Феофаном из Иверского монастыря на Афоне (ГИМ. Син. греч. 162 (380) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 572-573). Это Мученичество было издано в 1963 г. болландистом Ф. Алькеном с учетом 3 более поздних списков (Ath. Iver. 424, XVI в.; Ath. Dionys. 143, 1632/33 гг.; Ath. Xeropot. 242, 1635 г.). Второй вариант (BHG, N 976/977) входит в состав дометафрастовской Минеи за август и сохранился в многочисленных рукописях, большая часть к-рых имеет к-польское происхождение. На этом тексте основаны переработки Мученичества: краткое сказание (BHG, N 977e) из Императорского Минология («Царской Минеи») 1034-1041 гг., синаксарные записи и Эпитома (BHG 977 d) из списка XI в. (Vindob. Hist. gr. 45), опубликованная Э. Фольери ( Follieri. 1986. P. 420-423). Греч. агиографы заимствовали основную сюжетную линию из лат. источников: мученическая кончина Абдона и Сеннена (их имена передаются по-разному: Авдон (Αβδονς) и Семнон (Σεμνονς), Авдий (Αβδις) и Сервий (Σρουιος)); поручение Римского еп. Сикста (Ксиста) сохранить церковные сокровища и его казнь по приказу имп. Деция; обращение Ипполита, к-рый именуется военачальником (греч. δοξ от лат. dux) или трибуном; смелый поступок Л., к-рый вместо сокровищ доставил во дворец бедняков, получивших от него деньги; пытки и смерть Л.; мученичество Ипполита. При этом о Сиксте говорится, что он происходил из Афин и преуспел в изучении философии. В редакции, изданной Алькеном, Л. назван гражданином Рима; перед смертью мученик произнес речь перед префектом Валерианом, отличавшуюся от лат. варианта: диакон благодарит Бога, укрепившего его в страданиях и удостоившего его стать жертвой во имя Его (ср.: BHL, N 4753).

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГНЕЗНО Гнезно [польск. Gniezno], г. в Польше (Великопольское воеводство), архиеп-ство Римско-католической Церкви, кафедра примаса Польши. Город Г. возник в VIII-IX вв. В X в. был столицей польск. гос-ва Пястов. После «крещения Польши» (966) в центре Г. был воздвигнут собор св. Вита (впосл. Успения Пресв. Девы Марии; 970-977), где в 997 г. было погребено тело Пражского еп. сщмч. Адальберта . Архиепископство в XI-XVIII вв. Осенью 999 г. папа Римский Сильвестр II при поддержке герм. имп. Оттона III учредил митрополию Г. и канонизировал сщмч. Адальберта, ставшего ее небесным покровителем. Первым архиепископом Г. был назначен сводный брат сщмч. Адальберта, бенедиктинский мон. Гауденций , названный в дипломе имп. Оттона III аббатству Фарфа от 2 дек. 999 г. archiepiscopus sancti Adalberti martyris (архиепископ св. мч. Адальберта). В марте 1000 г., во время состоявшегося в Г. съезда, в присутствии имп. Оттона III и польск. кн. Болеслава I Храброго папский легат кард. Роберт огласил декрет об учреждении архиеп-ства и рукоположил мон. Гауденция во архиепископа. Тогда же в составе новой митрополии были учреждены еп-ства в Кракове, Колобжеге и Вроцлаве, для к-рых были рукоположены епископы Поппо, Рейнберн и Иоанн. Находившийся на существовавшей с 968 г. кафедре в Познани еп. Унгер отказался подчиниться Гауденцию, и Познанское еп-ство было присоединено к митрополии Г. только после смерти Унгера (1012). Погребение сщмч. Адальберта. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. Погребение сщмч. Адальберта. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. В 30-х гг. XI в. междоусобицы, языческая реакция и войны дезорганизовали гос. и церковную жизнь Польши. Согласно свидетельству «Хроники» Козьмы Пражского , в 1038/39 г., во время польско-чеш. войны, чеш. кн. Бржетислав разорил Г. и вывез мощи сщмч. Адальберта в Прагу. В 1038-1075 гг. архиеп-ство Г. оставалось вакантным, управление польск. Церковью и титул архиепископа ок. 1049 г. получил Краковский еп. Арон. Ряд исследователей считают буллу о возведении Арона Краковского в сан архиепископа подложной и полагают, что архиепископом Г. в этот период был Стефан, содействовавший кн. Казимиру I Восстановителю в возрождении польск. гос-ва. Ухудшение положения в польск. землях в 30-х гг. XII в. привело к принятию папой Иннокентием II решения о подчинении всех польск. еп-ств Магдебургскому архиеп. Норберту, но стараниями кн. Болеслава III Кривоустого в 1136 г. оно было отменено. 7 июля 1136 г. папа Иннокентий II буллой «Ex commissio nobis» подтвердил все права на имущество и доходы архиеп-ства. Лат. текст буллы, называемой также «Гнезненской буллой» и «Золотой буллой польского языка», содержит 410 личных имен и географических названий и является одним из древнейших памятников польск. языка.

http://pravenc.ru/text/165185.html

луцкого (там же LXXI). 974 Акт. Зап. Рос. IV, 232. 29 окт. 1631 г. Исаия избран настоятелем Киев. Златоверхого монастыря (там же, 231). 975 Арх. Юго-Зап. Рос. т. I, ч. II, стр. 189. Голубев. Материалы... LXXIV, стр. 405. Макарий. Ист. Рус. ц. XI, 422. 976 Как шли эти заседания и что на них говорилось, кратко изложено у преосв. Макария в Ист. Р. Ц. XI, стр. 422–432. Обе стороны униаты и православные привели много важных исторических справок. 977 Макарий. Ист. Рус. Ц. XI, 432–341. Статьи, постановленные на избирательном сейме для успокоения православной религии в королевстве Польском и вел. княжестве Литовском 1632 г. ноября 1, на польском языке напечатаны в Арх. Юг.-Зап. России ч. II, т. I, XVIII, стр. 208–214; на русском – у Бантыш-Каменского в истории об унии стр. 95–101. ср. Опис. Киев. Соф. Соб., стр. 167–170; Вилен. Археогр. Сборн. II, прил. стр. IX. Записки игумена Ореста. 978 Проф. М. Коялович называет «темным делом» избрание и назначение нового митрополита при живом Исаии (Литов. Уния II стр. 183). М. Евгений (Болховитинов) в Опис. Киев. Соф. Соб. подозревает происки Петра Могилы , хотя и соглашается, что митрополиту – старцу трудно было управлять западнорусской церковью. Впрочем, м. Евгений ошибочно считает Исаию умершим в 1634 г. (стр. 166, 170, 174). Преосв. Макарий допускает тайную неприязнь к митр. Исаии, которую питал Петр Могила , будучи еще архимандритом, но не соглашается с мнением, будто бы, Могила злоупотребил доверием м. Исаии, пославшего его от себя на сеймы. Польское правительство не признало всех поставленников и Феофана, а не Исаию только; поэтому избрание нового митрополита и других владык было необходимостью. До своего избрания Могила признавал Исаию законным митрополитом (Ист. Рус. Ц. XI, 403, 443). В летописи Густынского монастыря записано, что «Исаия остави престол судом некиим Божиим, понеже изнемогл бе старостью» (Чт. М. Общ. Ист. и Др. Рос. 1848 т. 8, стр. 26). 979 Преосв. Макарий приводит соображения, почему посвящение совершено не в Киеве, а в Львове.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Comment. P. 325-326). Поминовение И. и П., как и др. мучеников, жития к-рых вошли в состав «Испанского пассионария», включено почти во все богослужебные книги испано-мосарабского обряда (под 6 авг.). В старейшей сохранившейся рукописи, орационале кон. VII в., использовавшемся в Тарраконе (ныне Таррагона), приведены молитвы оффиция в день памяти И. и П. (Oracional Visigótico/Ed. J. Vives. Barcelona, 1946. P. 369-370). Проприй мессы и оффиций мученикам содержатся в сакраментариях и др. богослужебных книгах (напр.: Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes/Éd. M. Férotin. R., 19952. P. 385-389, 753-754), поминовение И. и П. указано в ряде испан. календарей X-XI вв. (напр.: Le Liber Ordinum en usage dans l " Église wisigothique et mozarabe d " Espagne/Éd. M. Férotin. P., 1904. Col. 474-475). Посвященные И. и П. богослужебные тексты были включены в миссал (1500) и бревиарий (1502) испано-мосарабского обряда, изданные по указанию Толедского архиеп. кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса (PL. 85. Col. 806-810; 86. Col. 1175-1178). По преданию, после араб. вторжения (711) мощи И. и П. были перенесены из Комплута в Сев. Испанию, но сведения об этом противоречивы и содержатся в источниках лишь с XI в. Согласно посланию мон. Гарсии к еп. Оливе (1040), реликвии И. и П. и мн. др. святых находились в алтаре освященной в 997 г. церкви мон-ря Сен-Мишель-де-Кюкса (Сан-Микел-де-Куша) ( Petrus de Marca. Marca Hispanica sive Limes Hispanicus. P., 1688. Col. 1078). В акте открытия «Святого ковчега» (Arca Santa) в Овьедо в 1075 г. сообщается, что среди проч. реликвий были обнаружены частицы мощей И. и П. (возможно, документ составлен в XII в.) (Colección de documentos de la Catedral de Oviedo/Ed. S. A. García Larragueta. Oviedo, 1962. P. 214-219). С сер. XI в. известно о мощах И. и П., хранившихся в Нарбоне, сведения о них приведены в жалобе вице-гр. Нарбона Беренгера на архиеп. Гифреда (1019-1079). Согласно этому источнику, мощи И. и П. вывез из Испании Карл Великий во время похода против сарацин. Однако из-за нападения врагов ему не удалось доставить святыню в Нарбон. В 1058 г. архиеп. Гифред обнаружил мощи, привез их в Нарбон и поместил в кафедральном соборе ( Devic C., Vaissete J. Histoire générale de Languedoc. Toulouse, 1875. T. 5. Col. 496-503). П. Шастан отметил, что на это предание повлияла легенда о нападении сарацин или басков на арьергард войска кор. Карла Великого, проходившего через Пиренеи, и об утрате франками захваченных в Испании сокровищ (эта легенда легла в основу «Песни о Роланде»). Место, где реликвии были якобы оставлены Карлом Великим и обнаружены архиеп. Гифредом, в источнике не указано. В хронике аббатства св. Павла в Нарбоне (XIV в.) сообщается, что мощи хранились в Пардиниаке (Ibid. Col. 38). По мнению Шастана, хронист подразумевал Педрианиан (ныне сел. Педринья, пров. Жирона, Каталония), где с 977 г. известно о существовании ц. во имя И. и П. ( Chastang. 2008. P. 197-198).

http://pravenc.ru/text/1237915.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010