Слово Божие признало праведным называть словом мир все человечество, потому что его большинство живет без Христа. Продолжение же жизни этого грешного мира зависит только от присутствия в нем Богоугодно живущих праведников. " И оправдана премудрость« немногими »чадами ея» ( Mф. XI, 19 ). 277. Откуда же происходить эта неукротимая вражда против Сына Божия и против тех, кто безповоротно уверовали в Него? Причина вражды в глубоком различии понимания смысла жизни . В благостной Христовой проповеди есть слова укоризны миру за его злыя дела. Вторая причина – зависть к людям, которые нашли в себе силу для духовного преуспеяния , что христиан и отличает от «мира». Так и фарисеи завидовали Господу, покорявшему иудеев проповедью Нового Завета. «Никто не может служить двум господам: или одного будет ненавидить, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадет. Не можете служить Богу и маммоне» ( Mф. VI, 24 ). »Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы« ( Uoah. III, 19 ). " Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» ( Uoah. XII, 19 ). Итак человечество разделило себя на: а) исповедующих веру в Бога словом и делом и – б) мир, безразличное к Богу множество, враждующее против всякого провозвестника слова Божия ( 3Цар. ХХ , Uc. LIII , Дah. IX ; и с другой стороны – Nc. LXVIII , Uep. XXI , Ebp. XI, 37 . Эти главы показывают два противоположныя устремления духа). 278. Кто были преследователями веры в Бога и истребителями православных христиан? Власти; часто целиком само государство; законодатели, отпавшие от Церкви; народ, увлеченный лжемнениями; исповедующие иную религию; тайныя мистико-политическия общества; отрицатели Бога . В И-м столетии гонения исходили от евреев по чисто религиозной причине – за отпадение христиан от иудаизма. Римляне запретили христианство по причине христианского взгляда на нравственность и на личность; после издания противо-христианских законов, они прибегли к массовым казням, что продолжалось от конца 1-го века до начала IV-ro; это была трехсотлетняя борьба власти, жестокости, истязаний огнем и мечом, – против веры, верности, сверхчеловеческой стойкости и мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Вера в бытие Божие тесно связана с верою в бытие собственной души, как части мира духовнаго» (Св. Иоанн Кроншт. «Моя жизнь во Христе», т. I, стр. 15). 159. Какия значения придает Священное Писание слову «душа»? «Душа» имеет несколько значений в Писании. 1) Душа обозрачает жизнь, как телесное бытие: «Ибо умерли искавшие душу младенца» ( Mф.II, 20 ); »я душу мою положу за Тебя» ( Uoah. XIII, 37 ). 2) Душе придается самостоятельное значение, она господствует над телесной жизнью и противополагается ей: «и как жаждущему снится, будто он пет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» ( Uc. XXIX, 8 ); «... душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс. СХХХ.2); «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. Х,28). 3) Евангелие указывает на особую и незаменимую ценность души: «Какая польза будет человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» ( Mф. XVI, 26 ). Эта душа способна различать добро и зло в их сущности и в ней есть предпочтение добра: «И отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца, – тогда свет твой взойдет во тме, и мрак твой будет, как полдень» ( Uc. LVIII, 10 ). 160. Что есть дух в человеческой душе? Дух есть высшая ступень жизни души, где собраны ея лучшия качества, ея святыя устремления и воля выполнить ея неземное назначение : " Если мы живем духом, то по духу и поступать должны« ( Гaл. V, 25 ). »Непорочность и совершенство души и тела находятся в полной зависимости от духа. Дух есть высшая способность души человеческой, которою она отличается от души животных...« (Пр. Макарий Вел., Беседа VII, гл. 8). 161. Наблюдая свои побуждения, можно ли человеку узнать – что именно отделяет дух от остальной души? Всякое свое внутреннее побуждение человек может отнести к душевному, или наоборот – к области духа, если это свое побуждение проверит Словом Божиим. »Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюду острого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечныя» ( Ebp. IV, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Посему, как чист Сам Бог, очисти храм Его, чтоб Он возжелал вселиться в нем ... Тогда облако Славы Его приосенит душу, и свет величия Его возсияет внутри сердца» (пр. Исаак Сир., Добротол.). 249. Каков путь для достижения чистого сердца? Некоторые избранные Богом люди одарены от природы сердечной чистотой. Другие – достигают очищения сердца от греховной нечистоты долгими упражнениями и Божией благодатью, об этом нам говорят жития святых. Очищение сердца достигается: от святых таинств Церкви ; непрестанным творением молитвы; постоянным изучением слова Божия; от своего неустанного духовного труда, который заключается в отгнании греховных прилогов, в терпении скорбей, принимая их как целительныя средства; исполнением пяти предшествующих заповедей Блаженства . «Царствие небесное силою берется» ( Mф. XI, 12 ). »Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой« ( Nc. XVIII, 15 ). 250. Что значит зреть Бога? Чистые сердцем иногда видели телесными очами знамения, которыя указывали на явления им Бога, напр.: патр. Авраам – в лице трех странников (Быт. XVIII, 2–4), прор. Илья – в тихом веянии прохлады ( 3Цap. XIX, 12 ). Но эти явления Бога чрез знамения были только образы по сравнению с тем раскрытием Бога, которого удостоятся чистые в их святости, в Вечной Жизни, когда будут видеть очами духовными. В Священном Писании имеются указания, что под словом око надо разуметь не телесный глаз, но способность сердца восприять святейшия свойства Божии: »... и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» ( Eф. I, 17, 18 ); «Но к Тебе Господи, Господи, очи мои; на Тя уповаю, не отрини души моей» ( Nc. CXL, 8 ), то же – Mф. VI, 22, 23 . Уразуметь – как велико блаженство духовного зрения Бога в будущей жизни можно, хотя бы отчасти, потому – что испытали апостолы во время Преображения на Фаворской горе (Мф. XVII, 4). «Очисти сердце и надейся соединиться с Господом на безконечные веки» (Свят. Иоанн Кроншт., Моя жизнь во Христе, т. II, стр. 365). § 32. О седьмой заповеди блаженства

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И в другом месте: «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы» ( Зax. XIII, 2 ). В частности же о Египте, – что прямо касается данного предмета, – святой Исайя пророчествовал так: «И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем» ( Uc. XIX, 1 ), и прочее в том же роде. Из числа таких же пророков были и те, которые, зная о том, что должно совершиться, выражали радость, когда оно совершалось. Таков был Симеон, такова Анна, радовавшиеся о только что совершившемся рождении Иисуса ( Лyk. II, 28:38 ); такова была Елисавета, узнавшая по Духу о только что совершившемся зачатии Его ( Лук. 1:43 ); таков же был Петр, который, по откровению Отца, сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Mф. XVI, 16 ). А Египтянину этому предсказали время гибели своей, которое должно наступить, те духи, которые и присутствовавшему во плоти Господу с трепетом говорили: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» ( Mф. VIII, 29 ). Говорили так потому, что это было для них неожиданно: ибо хотя они и знали, что это будет, но полагали, что будет позже; или потому, что мукой этой называли то презрение, которому подвергались, коль скоро были узнаны. И это было прежде времени, т. е прежде времени суда, на котором они должны будут подвергнуться вечному осуждению вместе со всеми людьми, которые останутся в общении с ними. Так говорит религия, которая не обманывает и не обманывается, – говорит, не подражая ему, который, колеблясь туда и сюда, «увлекается всяким ветром учения» ( Eф. IV, 14 ) и, перемешивая истину с ложью, представляется оплакивающим разрушение религии, которую потом сам же признает заблуждением. Глава XXIV. С какою откровенностью говорит Гермес о заблуждении своих предков, оплакивая однако же уничтожение его После многих рассуждений он возвращается снова к тому же и говорит о богах, созданных людьми, следующим образом: «Но относительно этого достаточно уже сказанного нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

" Тогда скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его« ( Mф. XXV, 41 ). »И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Ст. 46). 245. Будет ли среднее состояние между праведными и осужденными? Нет. Сын Божий одних благословит, друтих проклянет; «и отделить от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Mф. XXV, 32 ). 246. Кто враги Бога и кто ослушники призывов Христа? Богоборцы. Попирающие всякую мысль о всем святом. Истребители и гонители верующих. Воюющие против Церкви Христовой. Сознательные слуги зла. Все, кто по гордости ума, по похоти, по душевной вялости, не приняли благовестия о Царстве; пренебрегли великой ценностью человеческой души; остались равнодушны к Искупительной Жертве и не покаялись; отказались от Богосыновства, т. е. приняли сторону диавола. " И со всяким неправедным оболщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Фec. II, 10 ). 247. Возможно ли покаяние после смерти? Невозможно: когда испытательная жизнь кончена, душа пребывает после Частного Суда в ожидании общого воскресения, а тело истлевает, состав человека нарушен. Только до этого разделения человек живет, избирает жизнь и волен последовать за избранным им господином. " Где Я, там и слуга Мой, будет« ( Uoah. XII, 26 ); »и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так-что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят« ( Лyk. XVI, 26 ). 248. Отчего великое милосердие Божие не будет обращено на осужденных, поставленных налево? Последний Суд Господь будет вершить Своим милосердием, принимая предстательства Заступницы Усердной и святых. Но Бог неизменяем, слово Его непреложно и правосудность неотемлема : " из уст Моих исходить правда, слово неизменное»... ( Uc. XLV, 23 ). «(Ибо все обетования Божии в Нем «да», и в Нем «аминь»)» ( 2Kop. I, 20 ). «Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим» ( Nc. LXXXVIII, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на псмят» ( 2Nem. I, 13–15 ). На этом в Церкви основано молитвенное, обращение к святым. В Священном Писании находим несколько указаний для молитвы к святым. »И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела перед Бога« ( Omkp. VIII, 3, 4 ). 192. Говорит ли Священное Писание о явлениях святых с неба? Когда Иисус Христос на Кресте, «возопив громким голосом, испустил дух», то среди великих знамений, после искупительной смерти Спасителя, было и такое: «и гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Mф. XXVII, 50–53 ). 193. Творят ли чудеса святые после своего преставления? Жития святых излагают такия чудотворения, напр, святых: святителя Николая Мир-Ликийских, великомуч. Георгия, преп. Серафима Саровского . «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребающее бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и встал на ноги свои» ( 4Цap. XIII, 21 ); «. . так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Дeяh. XIX, 12 ). 194. Обещал ли Христос чудодейственную силу святым? " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которыя творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит« ( Uoah. XIV, 12 ). 195. Может ли быть святость Церкви нарушена грешниками, со стоящими членами Церкви? Как дым над жилищами, поднимающейся из дымоходов, не может изменить воздушное пространство вокруг земли, так грехи людей не отнимают от Церкви ея святости . Согрешающие и кающиеся, и даже закореневшие в грехе, которые отсекаются от тела Церкви, не нарушают святости Церкви. 196. Что значат наименования, прилагаемыя к Церкви: Соборная, или что то же Вселенская, или что то же Кафолическая? Эти наименования указывают, что Церковь предназначена включать в себя на всей земле и во все времена людей всех состояний, верующих истинно во Христа. Призыв Церкви обращен ко всему человечеству повелением Господа апостолам : " идите, научите все народы..» ( Mф. XXVIII, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

89. Какие были признаки, по которым человеки могли узнать родившагося Спасителя? Многия точныя предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например: пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы ( Uc. VII, 14 ). Пророк Михей, – что Спаситель родится в Вифлееме и это предсказание иудеи понимали еще прежде, чем узнали об этом событии ( Mф. II, 4–6 ). Пророк Малахия, после создания второго Иерусалимского храма, предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и пред Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии ( Maл. III, 1; IV, 5 ). Пророк Захария предсказал торжественное вшествие Спасителя в Иерусалим на осляти ( Зах. Х, 9 ). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя ( Uc. LIII, 1–12 ). Прор. Давид в Псалме XXI-м изобразил крестныя страдания Спасителя с такою точностью, будто этот псалом писан был у самого Креста. Пророк Даниил предсказал и указал – когда именно будует явление Спасителя, 51 Его крестную смерть, следующее за нею разрушение храма города Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв ( Дah. IX, 1–27 ). Также 3 Кн. Ездры И, 35–37. 90. Узнали ли Иисуса Христа, как Спасителя, в то время, когда Он родился и жил на земле? Восточные мудрецы узнали Его по звезде, которая явилась на востоке перед Его рождением. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые сообщили им, что в городе Давидовом родился Спаситель. Симеон и Анна по особенному откровенно от Духа Святого узнали Его, когда по исполнении установленного срока от рождения Его, Он был принесен в храм. Иоанн Креститель, во время Крещения, в реке Иордани видел сошествие на Него Святого Духа в виде голубя и слышал глас Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Mф. III, 17 ). Подобный глас был апостолам Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе, с добавлением: «Того послушайте» ( Mpk. IX, 7 ). Кроме этих небывалых прежде явных знамений, общение Господа с народом, Его учение и великия чудеса привлекали людей к вере в Него, как в Мессию; ... »а женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос« ( Uoah. IV, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Такое сочетание понятий в текстах Писания – не без значения; оно открыло различение света сотворенного ( Быm. I, 3 ) от благодатного света, осиявающого душу человека Святым Духом и изливающегося на него или вокруг него, видимым образом ( Ucx. XXXIV, 29–35 ; Mф. XVII, 2 ; Дeяh. XXII, 6 ). Учение о Фаворском или Божественном свете изложено, на основе опыта подвижников, св. Григорием Паламой – гл. образом в его труде «О священнобезмолствующих, 9 слов»; затем Поместный Константинопольский Собор в 1341 году подтвердил это учение. Свет этот не вещественный, хотя он – не сущность Божия, но то откровение, через которое удостоенный человек познает Бога. «Ныне Христос, просияв на горе Фаворе, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, как обещал; они же, исполнившись светоносного божественного сияния, в радости воспевали: воспоем Богу нашему; ибо Он прославился» (1-ый канон Косьмы Маюм. утр. Преображения, песнь 1-я, троп. 3-й. То-же у Мф. XVI, 28). Этот особый свет описан в житии преп. Серафима Саровскаго . Излияние в избытке этого благодатного света и это сияние славы – присущи Царствию Небесному . 242. Какая еще радость присуща Царствию Небесному? Будет полное и радостное утешение всем невинным страдальцам земли . «и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Omkp. VII, 17 ). 243. Все ли праведные будут в блаженстве равно и одинаково? Хотя все они будут в наслаждении блаженством выше слов, все-же они будут различны один от другого в славе, сообразно степени содеянного ими на земле добра . " Ибо придать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его« ( Mф. XVI, 27 ). »Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, воздать каждому по делам его« ( Omkp. XXII, 12 ). Но, чтобы в Царстве Славы не было и тени безпокойства, «никто не увидит меры высшого и низшаго» (Св. Ефрем Сирин , О небесных обителях). 244. Кому будет недоступно Царство Небесное? Врагам Бога. Ослушникам призывов Христовых . Те и другие будут осуждены Последним Судом на вечное мучение в соединении с диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Прежде другого следует выделить некоторыя слова Самого Господа, который Он произносил, чтобы внушить убеждение о Его Божеском достоинстве. Напр.: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» ( Uoah. VIII, 23 ); «. . что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорить им: как же Давид по вдохновению, Господом называет Его . . . Итак если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» ( Mф. XXII, 42–45 ). Так как евреи знали о происхождения: Иисуса Христа от св. прор. Давида, то поставленный им вопрос произвел на них сильное действие: «И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (ст. 46). Далее, важно привести те выражения самих евангелистов, которыми они явно объявляли свою уверенность в Божестве Христа, напр.: »Начало евангелия Иисуса Христа Сына Божия» ( Mpk. I, 1 ); " Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий и, веруя, ижели жизнь во имя Его« ( Иоан. ХХ, 31 ); »В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Uoah. I, 1 ). Наконец, чтение со вниманием всего Евангелия кладет в душу печать Божественности Господа; в том же уверился и римский сотник у Креста: «Сотник же, и с ним стерегшие Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Mф. XXVII, 54 ). 70. Почему в Писании применяется к Сыну Божию наименование – Слово? «Слово» переведено с древ.-греческого слова «логос», имеющого несколько значений. Логос в Библии употребляется не в смысле – разум, а – изречение, глагол. Древ.-еврейское слово «дабар» в библейских текстах означает: действие Божественной правды, слово Божие; напр.: «послал Слово Свое и исцелил их» (Пс. CVI, 20). Постепенно Слово усваивало в Библии личную жизнь: «Он был облачен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие» ( Omkp. XIX, 13 ). В Евангелии Слово означает открывшееся живое Лицо, равное Богу Отцу. Это вторая Ипостась Св. Троицы; чрез Слово осуществляются все замыслы Божии . Таким образом наименование «Слово» относится к числу таинственных, относящихся к сущности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Некоторые данные для ответа на этот вопрос мы имеем в комментариях Charles " a и Lohmeyer " a к главе VI (ср. еще у Lohmeyer " a к главе XVI стр. 130). И Charles и Lohmeyer обратили внимание на тот параллелизм, который наблюдается между бедствиями, наступающими при снятии первых шести печатей, и пророческими образами эсхатологической речи у синоптиков ( Mф. XXIV и паралл.). И болезни, предрекаемые Спасителем, следуют в том же порядке 23 , в каком они наступают по мере снятия апокалиптических печатей. Как далеко идет этот параллелизм? Синоптическую параллель шести печатям мы имеем Mф. XXIV, 6–29 . Но эта синоптическая параллель содержит и некоторые другие предсказания ( Mф. XXIV, 11, 12, 14–28 ), которые допускают сближения с другими апокалиптическими образами (ср., напр. Mф. XXIV, 11, 23, 24 и Anok. XIII, 11 и слл.). Тем не менее, вопреки Lohmeyer " у (стр. 130), который с синоптическою эсхатологиею сближает всю первую половину Апк. до XIV, 14 включительно, бесспорный параллелизм может быть установлен только между Mф. XXIV, 6–29 (с указанными пропусками) и апокалиптическими шестью печатями. Если так, то не вытекает ли отсюда, что мы вправе ожидать параллелизм и дальше? У синоптиков непосредственно за стихийными знамениями следует явление Сына, предполагающее суд (ср. Mф. XXIV, 29, 30 и слл., 40, 41 и паралл.). Но о совершении суда в эсхатологической речи не говорится, и только приточно раскрывается его смысл ( Mф. XXV ). Понятие суда предполагает возможность двоякого исхода; осуждения и оправдания; и торжество добра предполагает поражение зла. Мы видели, что снятие седьмой печати приводит к возглашению семи труб, а седьмою трубою, по мысли Тайнозрителя, весьма вероятно, возвещается наступление суда, изображаемого в символах жатвы и сбора винограда и совершающегося в излиянии семи чаш. Если эти сопоставления заслуживают внимания, то встает вопрос: не вправе ли мы видеть в апокалиптических образах глав VIII и слл. раскрытие не более как намеченного у синоптиков явления Сына? Иными словами, не начинаются ли главные предсказания Апк. как раз там, где кончается предреченное Спасителем ученикам накануне Страстей? Вопрос этот должен быть поставлен и требует ответа. Для понимания эсхатологического содержания Апк. он имеет первостепенное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010