»Не мсти и не имий злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Бог ваш)» ( Лeb. XIX, 18 ). Иисус Христос выделил любовь тоже в две заповеди: первую Он назвал наибольшей, а вторую – подобною первой: " Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь« ( Mф. XXII, 37, 38 ). Вторая же подобная ей: »возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки« ( Mф. XXII, 39, 40 ). Все заповеди Ветхого Завета, включая «десятословие» Моисея, – осиянныя евангельским духом, предстанут в более строгом, тонком и духовно-возвышенном понимании. " Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается« ( 2Kop. III, 15, 16 ). § 11. Заповеданная Богом любовь 7. Как определить душевное состояние любви, что такое любовь вообще? Чувство любви есть стремление приблизиться к тому, что любим, это есть влечение к тому, кого любим, чтоб согласовать с ним свои привязанности и сделать жизнь с ним общею. 8. Почему самое слово любовь иногда обозначает разныя и даже несходныя понятия? Человек является носителем трех внутренних состояний: 1) блаженного существа, каким Бог его сотворил и каким человек был до грехопадения; 2) существа, отпадшого от блаженства первым ослушанием Бога; 3) искупленного Христом существа, совести которого предоставлен свободный выбор – угнездить в себе греховное естество или слиться с образом посветлевшим, обновленным жертвою Спасителя. Если человек остается в нерадении к одухотворению своей жизни, он удерживает искаженныя после грехопадения понятия. Тогда представление о любви тоже извращено, тем, что оно – ограничено. 9. Изменил ли Господь Иисус Христос определение, данное людям, оставшимся после всемирного потопа: »плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ...» ( Быm. IX, 1 )? Господь посетил брак, даже отметив его сотворением чуда ( Uoah. II, 2 ); в поучениях и в жизни Он выразил сочувствие природной любви, напр, отца к сыну ( Лyk. XV, 24 ), мужа к жене ( Mф. XIX, 6 ), Сына к Матери ( Uh. XIX, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху пред Своими страданиями. Ученики вопросили Господа: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе Пасху? Он сказал им: подите в город; там встретится вам человек с кувшином воды, и вы последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель спрашивает, где горница, в которой бы Ему есть пасху с Его учениками? И он покажет вам горницу большую и убранную; в ней и приготовьте нам Пасху. По наступлении вечера Иисус и сам отправился в Иерусалим, и в приготовленной по указанию Его горнице возлег с апостолами за трапезою. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием ( Лk. XXII, 8–16 ). Во время вечери Иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим показал Он им пример глубочайшего смирения и вместе с тем, что среди учеников Его один нечист, ибо Он знал предателя своего ( Uh. XIII, 11 ). Во время продолжавшейся вечери Господь открыл ученикам, кто именно из них предаст Его, – это тот, кому Он, обмакнув, подал кусок хлеба, – Иуда Симонов Искариот, после чего Иуда тотчас же удалился. Впрочем Сын человеческий идет, сказал Господь, как писано о Нем: но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы было этому человеку не родиться ( Mф. XXVI, 24 ). Со Христом остались одни преданные Ему ученики. И Господь учреждает высочайшее новозаветное таинство св. Евхаристии. Когда ученики еще ели, Он взял хлеб и, благословив, преломил его и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им:, и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» ( Mф. XXVI, 26–28 , Лk. XXII, 19 ). Так установил Господь святейшее таинство Евхаристии, или Причащения. Засим Господь открыл ученикам, что Ему уже недолго быть с ними, и дал им новую заповедь о любви – любить друг друга, как Он Сам возлюбил учеников, новое дал им наставление о смирении; предсказал Петру троекратое отречение от Него; укреплял их в вере и успокаивал в разлуке с Собой высшими надеждами и обетованиями. Вечеря закончилась пением псалмов ( Mф. XXVI, 30–35 , Mk. XIV, 26–31 , Лk. XXII, 31–38 , Uh. XIII, 33–38 и XIV-XVII).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   Но благодати у них нет: это – человеческие религиозные общества, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Tuмoф.III,5). А истина во всей своей неповрежденности и полноте хранится в Церкви православной, единой (Mф.XVI,18; 1 Tuмoф.III,15; 2 Петр.1,3—4). И долг наш – православных хранить, как зеницу ока, эту чистоту святой веры нашей. Зачем? Для спасения нашего, ибо без истины спастись не можем, и для тех же еретиков, раскольников, безбожников, и тех из них, кто способен еще внимать голосу Божией благодати, как и говорит Спаситель Пилату: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине: всякий, кто от истины, слушает Моего гласа» (Uoah.XVIII,37). И хочется верить, что и в сердце раскольников и еретиков, и безбожников есть души, по неведению заблудшиеся, но стремящиеся к истине. И все лучшие из них, верим, придут к нам, в Церковь Божию, где истина, где благодать, где лик Христов не затемнен человеческою люжью, придут и падут ниц, и скажут: истинно с вами Бог. Среди все возрастающегося неверия и дикой развращенности, когда падают цари и царства и все человеческие силы так слабы и ничтожны, единственным оплотом истины, святости и любви, является Церковь Божия православная, как общество православных христиан, возглавляемое и поддерживаемое не слабыми человеческими силами, а благодатию Самого Бога, всегда пребывающего в Церкви Своей (Mф.XXIII,20), и засвидетельствовавшего, что врата ада не одолеют Церкви Божией (Mф.XVI,18). И к этому единственно вечному и спасительному обществу устремляются все, кто видит гибельность для души неверия и разврата, как предсказывал еще пророк. «И будет в последние дни, гора дома Господня поставлена будет во главу гор, и возвысится над холмами и потекут к ней народы. И пойдут многие народы, и скажут: прийдите и взойдите на гору Господню и в дом Иаковлева, и он научит нас путями своим, и будет ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима» (Малах. IV:1—2). Иметь один фронт с еретиками и раскольниками для православных, это значит смешивать истину с заблуждением, значит оставлять бедных людей без надежного, определенного руководства, в борьбе с невереем, главное значение принадлежит не дипломатии, не хитрым иезуитскими приемами, которые в своей религиозной деятельности всегда употребляют католики, нынешние обновленцы и другие еретики и раскольники.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   И, наконец, замечательны слова святого Симеона о Спасителе Богомладенце:    « се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет    пререканий»... Что это значит? Это значит, что Христос Спаситель не пройдет    мимо всей мировой истории людей, но напротив, явится центральною Личностью    на все века для всех людей в мире. К Спасителю будут относиться люди или    с ненавестью, или с любовью великою. И мы это видим на протяжении всей истории    человечества.О ком больше всего люди думали, говорили, спорили, писали, как    не о Христе Спасителе? Иные всячески злословили Его, Церковь Его, служителей и    последователей Христа Бога, старались изгладить самое имя христианства.    Другие- напротив, умирали за Христа, признавая Его своим Богом и Спасителем, любили Его всем сердцем, всю жизнь свою- личную и общественную строили по заветам Христовым. Так было, так и ныне есть, и так будет. И это потому, что Христос Спаситель был не только идеальнейший Всесвятой Человек, и такого не было и не будет никогда, но вместе с тем Бог, пришедший на землю и явившийся среди людей для их спасения. (Npop.Bapyxa,III,36—38; Mф.I:21—23; Ebp.XIII,8)...    Возлюбленные, пусть бушуют волны неверия, пусть люди не хотят признавать нашего Господа Спасителя, но мы, Его последователи и члены Его Святой Церкви Православной, и словами, и жизнью будем немолчно возвещать, что Иисус Христос есть истинный Человек и истинный Бог Наш, Спаситель мира, что Он воистину есть тот Камень, который отвергли строители, но который является краеугольным! (Mф.XXI,42). Аминь. О приеме в Святую церковь Православную обращающихся от обнов...    «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то    будет связано на небе; и что разрешите на земле,    то будет разрешено на небе» (Mф.XVIII,18).    Ты спрашиваешь меня, дорогой друг, как принимать обращающихся в Святую Церковь Божию обновленческих клириков, иереев и диаконов? По этому вопросу я много думая, беседовал со святителями Божиими и православными пастырями, а также обращался за руководящими данными к Святейшему Патриарху и отцу нашему Тихону.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

208. Покушается ли тщеславие на искажение лика смирения? Одно лишь смиреннословие, как и показное поведете, противоположны истинному смирению, так как являются от тщеславия. Еще более погибельно – «мнение», т.е. убежденность в своем смирении, что уже относится к гордости. Истинное смирение «не видит себя», оно закрыто простотой или молчанием. Смиряться пред некоторыми – ложное смирение; следует быть смиренным пред всеми. Слепое суждение часто видит смирение в человекоутоднике. " Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием» ( Кол. 11, 18 ). 209. Что Бог открыл нам о внутренней природе смирения? Смирение есть блаженное ощущение в душе благодати Божией, что возможно познать только своим опытом. «...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» ( Mф. XI, 29 ). Христос говорить: научитесь не от Ангела, не от человека, не от книги, но – от Меня, то есть от Моего в вас вселения и осияния и действия. Потому и говорить пр. Иоанн Леств., что смиренномудрие есть Божие наименование. 210. Что обещано нищим духом по 1-й Заповеди Блаженства? Блаженство , как предощущение вечного блаженства и приобщение к Царству Небесному . См. учение о Царстве Небесном в Части Второй в изучении 12-го члена Символа Веры . § 27. О второй заповеди блаженства 211. Кого Господь Иисус Христос ублажает во 2-й Заповеди Блаженства? " Блажени плачущии, яко тии утешатся» ( Mф.V, 4 ). Сокрушение, охватившее душу, об удалении от Бога, скорбь о разлучении с Богом, есть духовный плач. После нищих духом Господь причисляет к блаженным тех, кто слезно скорбит о крайнем своем недостоинстве. Так взывал в покаянной скорби пророк царь Давид: «...каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими увлажняю постель мою» ( Nc. VI, 7 ). Так скорбел отрекшийся Апостол: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько» ( Mф. XXVI, 75 ). Так блаженство первое – нищета духа, рождает второе – блаженный плачь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

173. Возможно ли подлинное христианство вне Церкви? Благовестие Христово верно изъясняется только Церковью. Спаситель не приносил молитвы об успехе Его учения, но молился об единстве верующих в Него. Это единство и образует Церковь ( Дeяh. XVII, 26 ). Вне Церкви же: Христа ищут и не находят; нет истинного покаяния; нет трапезы тела Христова; ни плодотворной молитвы; ни благословения Божия. 174. Как объяснить смуты и похрясения, коих в церковной истории было множество? Видимый образ Церкви не раз был возмущен и разорван злыми страстями Ея сынов. Однако зло, проникающее к святыне через человеческое сердце и которое тщится возстать на всякую святьшю, – не может поколебать непорочную сущность, Церкви благодаря действию в Ней Святого Духа-Бога. 175. Предсказано ли в Священном Писании тяжелое положение, в каком Церковь находится теперь? Настоящее бедственное положение Церкви предсказано Самим Спасителем, какь время предпоследнее перед концом мира. Святой апостол Павел тоже упомянул события нашей эпохи, которая предшествует последнему периоду. «Также услышите о войнах о военных слухах. Смотрите не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец» ( Mф. XXIV, 6 ); «все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» ( Mф. XXIV, 8, 9 ); «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Mф. XXIV, 11 ). «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающей теперь» ( 2Фec. II, 7 ). 176. Где еще Писание подробно говорить о состоянии Церкви в наше время? В книге «Откровение св. Иоанна Богослова». Если семь Церквей Асии символически изображают семь эпох между 1-м и 2-м Пришествиями Христа, то сказанное в обращении к Филадельфийской Церкви поразительно соответствует состоянию Церкви в нашу эпоху . Это время – предшествующее появлению антихриста. «Сохранил слово Мое» – это чередование гонений: идейного в XIX-м веке и жестокого физического в ХХ-м, в России, Германии, в Испаии, на Балканах и в Польше, при общем равнодушии к правде и нравственности, при широком распространении атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4 . Предание о житии Святой Девы обосновалось свидетельствами: св. Епифания Кипрского , бл. Иеронима Стридонскаго , Георгия Никомидийскаго ; в описании «о древностях Иудейских» еврейского историка Иосифа Флавия подробно изложено о домах при Иерусалимском храме и кто в в них содержался. 5 . " Ангел вошед к Ней сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою« ( Лyk. I, 28, 32 ). 6 . " И всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего». ( Чuc. XXXVI, 7–10 ). 7 . " И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?« ( Лyk. I, 43–55 ). »...и родила Сына Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице« ( Лyk. II, 7 ); Она сразу служила Богомладенцу т.к. родила безболезненно; »... и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото и ладан и смирну» ( Mф.II, 11 ). 87. Какия наивысшия достоинства Божией Матери прославляет Православная Церковь ? 1 . Она была Пречистая Дева до Рождества Христова, пребыла Девою в Рождестве Его, и навеки осталась Девой по Рождестве. Она – Приснодева ( Лyk. I, 34 и 35; Mф. I, 20 ). 2 . Ею рожден воплотившийся Сын Божий: Она – Богородица ( Mф.I, 21 ; Uoah. I, 14 ). 3 . Ея близость к Богу в Рождестве, в деле Искупления, облагодатствование Святым Духом при зачатии и вторично во время Сошествия Его при возглавлении Ею апостолов, – все возносит Ее Наивысшею из всего сотвореннаго; Она честнейшая и славнейшая небесных сил, Она – Царица Небесная ( Дeяh. I, 14; II, 1–4 ). 4 . Наиблизкая к Богу и усыновлением 50 Ей рода человеческаго, Пречистая является как бы звеном между Творцом и сотворенным миром. В наших молитвах к Богу мы необходимо созерцаем духовный облик Богоматери. Она – Предстательница перед Богом рода христианского. 88. Как Церковь выражает молитвенное прославление Богоматери? Псалмы Ветхозаветной Церкви в сокрытых образах, а Церковь Новозаветная во многообразных прославлениях, выражают самое сердечное восхваление Богоматери. Древняя похвала «Вся слава дщери Царевой внутрь» (Пс. XIIV, 14) – в христианском мире изливается громогласно, именуя Пречистую: «Высотою, недоступной помыслу», «одушевленным храмом», «неистощимым сокровищем жизни», «облистающей образ воскресения», «ключем Христова Царства» и другими дивными догматическими определениями. Множество канонов службы утрени заключают песни тропарями, обращенными к Богоматери, напр.: «Ныне Тобою все наполнилось, Пречистая, Божественным светом, ибо Ты явилась дверью, чрез которую Бог говорил миру» (Богородич. 7-й песни канона службы св. Афанасию Вел., 18 января). Девой Марией как бы завершилась цель миротворения, ибо вновь возрожден образ обоженого человека. Она не перестает служить Церкви, являясь примером и образом поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

37. Как заповедано Господом и апостолами творение молитвы: порознь, каждому отдельно или совместно, сообща всею местной церковью? «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою помолись Отцу Твоему, Который втайне; и Отець твой, видящий тайное, воздаст тебе явно« ( Mф.VI, 6 ). Из предшествующих строк главы видно, что это поучение Спасителя направлено против тщеславного лицемерия при молитве, но отнюдь Христос не отвергал общей молитвы. »Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небеснаго; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Mф. XVIII, 19, 20 ). Это изречение иногда неверно толкуется в том смысле, что малое и случайно-временное собрание одинаково верующих, достаточно, чтобы олицетворять Церковь , порог Царства. " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея« ( Mф. XVI, 18 ). Эти слова указывают, что волею Сына Божия будет создана одна великая семья верующих; это и осуществили св. Апостолы, учредив Таинства, священство, правила, и места собраний: »Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами« ( Дeяh. XI, 26 ). Сам Господь имел обычай посещать храм, а в других случаях для молитвы уединялся, наприм., восходя на гору один ( Лyk. II, 46; XXI, 37 ; Mk. VI, 46 ). В молитвах Церкви, как и в общении, нуждались и апостолы ( 2Kop. I, 10 ). 38. Чем еще объясняется, что молитва личная наедине и молитва общая в храме – обе нужны человеку и угодны Богу? Два духовных состояния, необходимых одно другому и тесно соединенных, свойственны душе христианина: 1) наделенная богоподобной свободой внутренняя жизнь сердца и 2) евангельская любовь, образующая единство в Боге всех верующих. Внутренний человек и церковное единство пребывают во взаимном служении, как сплетенныя и укрепляющия ветви; это два совместных пути к Богу. " Итак, если Сын освободил вас, то истинно свободны будете» ( Uoah. VIII, 36 ). «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Nem. I, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Приточный фарисей, благодаривший Бога за то, что он не был таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, был, конечно, выше в нравственном отношении, чем мытарь, но он стоял дальше от царствия Божия, потому что не имел того сознания ничтожества, которым был проникнут мытарь. Итак, «желая духовного совершенства, – скажем словами Антония, еписк. Смоленского («Собрание слов»), – мы должны полагать в основание своей деятельности глубокое смирение и самоуничижение. Господь Иисус Христос внушает нам сие повсюду в Евангелии, Mф. XVI, 24; V, 3 ; Лyk. XVIII, 14 . Но яснее всего Он учил сему собственным совершеннейшим примером, 2Kop. VIII, 9 ; Фил. И, 5–11; Mф. XI, 29 ... В сознании своего ничтожества именно заключается тайна возвышения и приближения к царству небесному». Ублажая нищих духом, алчущих, плачущих, ненавидимых и гонимых, Христос, напротив, говорит: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лyk. VI, 20– 25 ) и пр. Приведя далее Mф. XVI, 24,25 , проповедник продолжает: «как ни уменьшайте силу, как ни смягчайте значение сих изречений Господних: во всяком случае нельзя не признать, что ими предрекаются последователю Христову многие скорби... Погубить душу свою – это выражение дает разуметь, что здесь имеют место многие скорби, простирающиеся даже до смертного борения и подвига». Также Uak. I, 2–4, 9–10; I Пет. I, 6–9; IV, 12–14; Puмл. VIII, 17 ; Koл. I, 24 и мн. др. И не только собственно страдания предрекаются последователю Христа, но его преследует и уничижение, не исключая сознания нравственного зла. Здесь мы прежде всего должны припомнить то «жало в плоть», которое удручало ап. Павла, которое было дано ему, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений, и которое даже по его троекратному молению не было удалено от него Господом, потому что сила Божия совершается в немощи ( 2Kop. XII, 7–10 ). Как далеко от этого свидетельства ап. Павла сознание, что злострадания суть только обман чувств и что они не существуют для христианина; напротив, как рельефно оно выражает ту мысль, что человеческая немощь, действительная немощь, есть условие действия в нас силы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Во время суда и на кресте продолжались искушения Иисуса Христа от народного неверия в уничиженное добро, от неспособности людей признать богосыновство страдальца. Так в претории Пилата воины возложили на голову Иисуса венец из терна, дали Ему в правую руку трость, и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский ( Mф. XXVII, 29 ; Mk. XV, 17, 18 )! На кресте, на котором Он был распят, была надпись: Царь Иудейский ( Mk. XV, 26 ; Лyk. XXIII, 38 ; Mф. XXVII, 37 ). Его крестные страдания не сдерживали мучительных для Него проявлений народного неверия. Народ, первосвященники, книжники, старейшины, фарисеи, воины проходили, стояли и смотрели, насмехались над Ним и злословили, кивая головами: если Ты Сын Божий, сойди с креста; если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет c креста, чтобы мы видели, и уверуем в Него, уповал на Бога, пусть теперь избавит E го, если Он угоден Ему, ибо Он сказал: Я Божий Сын; даже один из распятых с Ним злодеев злословил Его и·говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас ( Mф. XXVII, 40–44 ; Mk. XV, 29–31 ; Лyk. XXIII, 35–39 ). Поистине Христос, хотя и Сын, однако страданиями навык послушанию ( Ebp. V, 8 ), был начальником и совершителем веры и претерпел над Собою поругание от грешников, подвизаясь против греха ( Ebp. XII, 2–4 ). 1 В этом вопросе скрывается другой – о подлинности евангелий, т. е. о том, написаны ли наши евангелия действительно апостолами? Но собственно на этот вопрос может отвечать только евангельская исагогика; в применении же к частному тексту необходимо видоизменить этот общий вопрос на частнее поставленный выше. Тем более для автора нет оснований входить в рассуждения о подлинности евангелий, что для рационалистической критики как вопрос о литературной вероятности, так и вопрос об исторической достоверности евангельских повествований одинаково возможны, признаются ли авторами евангелий апостолы, или нет. 6 р. 114; cp. Meyer, Baumgarten – Crusius, Kuhn, 1, 355, 390. – Геттэ, 211–212, по поводу этих слов Ренана спрашивает его: почему он, Ренан, стоит за рассказ евангелиста Марка? В этом рассказе ангелы и диавол столь же настойчиво упоминаются, как и в двух других синоптических евангелиях; характер сверхъестественного у всех них тот же.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010