При всем том, хотя эти несчастные и находятся в такой ничтожности, что позволяют порокам своим господствовать над собой, осуждаемые на то или похотью плоти, или гордостью, или любопытством, или всем этим одновременно, однако, пока остаются с этой привязанностью к человеческой жизни, они могут еще вступить в борьбу с пороками и победить их, если только наперед уверуют в то, что не в силах понять, и если перестанут любить мир, ибо, как прекрасно сказано, «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Uoah. II, 16 ). В этих словах обозначены три указанные страсти, а именно: похоть плоти означает поклонников низших удовольствий, похоть очей – любопытных, гордость житейская – гордых. Отсюда: человеку, которого восприняла сама Истина, указано остерегаться троякого искушения. «Скажи, – говорит искуситель, – чтобы камни сии сделались хлебами». Но этот единый и единственный учитель отвечает: »Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Mф. IV, 3–4 ). Так показал он, что должно быть побеждаемо желание удовольствия, чтобы не поддаваться даже голоду! Но тот, кто мог не поддаться похоти плоти, мог, пожалуй, быть уловлен тщеславным желанием временного господства: поэтому ему были показаны все царства мира и сказано было: «Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне». На это ответом было: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему единому служи» ( Mф. IV, 9–10 ). Так попрана была гордость! Между тем, пущена была в ход и последняя приманка любопытства: ибо броситься с вершины храма искуситель подстрекал не для чего иного, как для того, чтобы только сделать какое-нибудь испытание. Но Христос не был побежден и дал такой ответ, который дает нам понять, что для познания Бога нет надобности в попытках, имеющих целью выведать божественное видимым образом; «Не искушай, – говорит, – Господа Бога твоего» ( Mф. IV, 7 ). Поэтому тот, кто внутренне питается словом Божиим, тот не ищет удовольствия в сей пустыне; кто предан одному только Богу, тот не ищет тщеславия на горе, т. е. в земном превозношении: кто отдается вечному зрелищу неизменной Истины, тот не устремляется с вершины сего тела, т. е. глазами, чтобы познавать и низшее. Глава 39

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Есть и другое место у Захарии, показывающее это с очевидностью, потому что представляет, что Вседержитель (Саваоф) послал Вседержителя (Саваофа): Кто Кого, как не Бог Отец Бога Сына? Говорится так: «Так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня» ( Зax. II, 8–9 ). Ваш Господь Вседержитель говорит, что Он послан Господом Вседержителем. Кто осмелится разуметь здесь кого-либо другого, кроме Христа, говорящего, очевидно, к погибшим овцам дома Израилева? В Евангелии Он говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Mф. XV, 24 ). Этих овец Он сравнил здесь с зеницею ока Божия для обозначения высочайшей степени чувства любви. Из этого рода овец были и сами апостолы. Но после славы воскресения, до наступления которой, по словам евангелиста, «Иисус еще не был прославлен» ( Uoah. VII, 39 ), Он послан был в лице апостолов Своих во все народы. И таким образом исполнилось то, что читается в псалме: «Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников» ( Nc. XVII, 44 ); так что обобравшие израильтян, которым израильтяне служили, будучи под властью народов, сами сделались добычей израильтян. Именно это Он обетовал апостолам, говоря: «Я сделаю вас ловцами человеков» ( Mф. IV, 19 ). Итак, они сделались ловцами, но на добро, как похищенные сосуды у оного «сильного», но еще сильнее связанного ( Mф. XII, 29 ). И еще через того же пророка говорит Господь: «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне» ( Зax. XII, 9–10 ). Кто, как не Бог, удалит все враждебные святому граду Иерусалиму народы, идущие против него, т. е. неприятельски действующие по отношению к нему, или, как перевели другие, идущие на него, чтобы покорить его; или изольет на дом Давида и на обитателей этого града дух благодати и милосердия? К лицу это, конечно, только Богу, и от лица Божия говорится это через пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Почему же многие, боясь первого изречения, спешат креститься, а приобрести оправдание многие не стараются, не боясь последнего? Отсюда, как не брату своему говорит «безумный» тот, кто, говоря это, выражает нерасположение не к самому братству, а к его греху; потому что в противном случае повинен будет геенне огненной ( Mф. V, 22 ), так и наоборот, кто подает христианину милостыню, подает ее не христианину, если не любит в нем Христа; а тот Христа не любит, кто не хочет быть оправданным во Христе. Равным образом, если кто одержим таким пороком, что скажет своему брату «безумный», т. е. будет поносить его несправедливо, без желания устранить его от греха, тому мало в искупление этого творить дела милосердия, а нужно еще присоединить к ним и то средство примирения, о котором говорится дальше. Ибо дальше говорится следующее: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Mф. V. 23–24 ). Таким образом, мало подать какую бы то ни было милостыню за то или иное преступление и в то же время оставаться при прежнем порочном образе жизни. Что же касается молитвы, которой научил сам Господь и которая потому и называется Господней, то, хотя эта молитва и заглаживает ежедневные грехи, когда мы ежедневно произносим: «И прости нам долги наши», а дальнейшие слова ее,– «Как и мы прощаем должникам нашим» не только произносим, но и исполняем на деле, – она произносится потому, что грехи есть, но не для того, чтобы они были. Через эту молитву Спаситель хотел нам показать, что как бы мы праведно ни жили, во мраке и греховности настоящей жизни мы бываем не чужды грехов, об отпущении которых должны молиться, а тем, которые грешат против нас, прощать, чтобы и самим получить прощение. Слова: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Mф. VI, 14 ) сказаны Спасителем не для того, чтобы, надеясь на эту молитву, мы совершали ежедневные злодейства, благодаря ли то власти, по которой бы не боялись человеческих законов, или хитрости, с которой бы обманывали самих людей; но для того, чтобы научились не считать себя безгрешными, хотя бы и были чисты от преступлений, Так же точно Бог требовал и от ветхозаветных священников относительно жертвоприношений, заповедуя им приносить последние сперва за грехи свои, потом за грехи народа ( Лeb. XVI, 6 ; Ebp. VII, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Точно так же и тогда, когда наступит воскресение мертвых, будет немало таких, которым после мучений, испытанных душами умерших, будет оказано милосердие, так что они не будут посланы в вечный огонь. Ибо не было бы и сказано о некоторых, что им не отпустится ни в сем, ни в будущем веке ( Mф. XII, 32 ), если бы не было таких, которым хотя в настоящем веке и не отпущено, однако отпущено будет в будущем. Но так как Судья живых и мертвых одним скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», а другим, напротив: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», и «пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Mф. XXV, 34:41: 46 ), то было бы крайне дерзко отрицать вечное наказание для кого-либо из тех, о которых Бог сказал, что они пойдут в вечную муку, чтобы путем подобного убеждения привести к отчаянию или сомнению и в самой вечной жизни. Таким образом, на основании слов псалма: «Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?» ( Пс. 76:10 ) никто не должен думать, будто приговор Божий о добродетельных людях – приговор истинный, а о злых – ложный, или же о добродетельных людях и злых ангелах – истинный, а о людях злых – ложный. Ибо эти слова псалма относятся к сосудам милосердия и к сынам обетования, одним из числа коих был и сам пророк, который, сказав: «Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?», вслед за тем продолжает: «И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего» ( Пс. 76:11 ). Эти слова служат объяснением сказанного им: «Неужели во гневе затворил щедроты Свои?» Гнев Божий – это сама смертная жизнь, где человек уподобился суете и дни его проходят как тень ( Пс. 143:4 ). Однако в этом гневе Бог не забывает быть и милостивым, повелевая Своему солнцу светить на добрых и злых и посылая дождь на праведных и неправедных ( Mф. V, 45 ), и, таким образом, в гневе Своем не затворяет щедрот Своих. В особенности же (милость Божия видна) в том, что выражает псалом в словах: «Вот...

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ибо кто делает для ближнего то, чего не делает для самого себя, поступает вопреки словам Господа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Mф. XXII, 39 ), равно и словам: «Люби душу свою ( Сир. ХХХ, 24 ), угождая Богу». А кто не делает для своей души этой милостыни, т. е. угождения Богу, каким образом может быть назван делающим достойную за свои грехи милостыню? Милостыня, несомненно, помогает молитве. Поэтому милостыню творить мы должны для того, чтобы быть услышанными, когда молимся о своих прежних грехах, а не для того, чтобы, упорствуя в них, мы посредством милостыни снискали себе дозволение на злодейство. Для того Господь и предсказал, что вменит милостыни стоящим и направо, и налево; первым – сотворенные, а последним – не сотворенные, чтобы показать, какое значение милостыни имеют для искупления прежних грехов, а не для постоянного безнаказанного их совершения. Те же, которые не хотят изменить преступного образа жизни на лучшее, не должны быть названы творящими (такого рода милостыни. Ибо словами: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» ( Mф. XXV, 45 ) Он показывает, что они не творят милостыни даже и тогда, когда думают, что творят. И в самом деле, если бы они подавали алчущему Христианину хлеб именно как христианину, то, конечно, не отказывали бы себе в хлебе праведности, который есть сам Христос, ибо Бог обращает внимание не на то, кому подают, а на то, с каким расположением подают. Поэтому, кто любит в христианине Христа, тот подает милостыню с таким расположением, с каким приступает ко Христу, а не с каким желает безнаказанно отступить от Христа. Ибо каждый из нас тем более любит Христа, чем более любит то, что одобряет Христос. Какая была бы польза, если бы каждый из нас только крестился, а не оправдался? Тот, Кто сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Uoah. III, 5 ), разве не сказал также: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ( Mф. V, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Встречал я и таких, по мнению которых мучиться в вечном огне будут только лишь те люди, которые не заботятся во искупление своих грехов творить дела милосердия по слову апостола Иакова: «Суд без милости не оказавшему милости» ( Uak. II, 13 ). Следовательно, говорят они, кто творит милость, к тому, хотя бы он в своем поведении и не делался лучшим, а при делах милосердия жил непотребно и нечестиво, суд будет милостивым, так что он или совсем не подвергнется осуждению, или же будет освобожден от этого осуждения после долгого или короткого времени. Поэтому-то они полагают, что сам Судья живых и мертвых упомянул, что как стоящим направо, которым Он дарует вечную жизнь, так и стоящим налево, которых осудит на вечное наказание, Он будет говорить только о делах милосердия, совершенных или не совершенных ( Mф. XXV, 34 ). К этому же, говорят они, относится и ежедневное прошение молитвы Господней: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Mф. VI, 12 ). Ибо тот творит, конечно, милость, кто прощает грех согрешившему пред ним. Сам Господь объяснил это, говоря: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Mф. VI, 14–15 ). Таким образом, слова апостола Иакова, что суд будет без милости для того, кто не творит милости, относятся и к этому роду милости. Между тем, говорят, Господь сказал: «Если и вы простите людям, простит и вам Отец ваш грехи ваши», не указывая, большие ли это грехи, или малые. Отсюда, полагают, даже и тем, которые до самого последнего дня своей жизни живут погибельно, ежедневно в силу этой молитвы прощаются все грехи их, каковы бы они ни были, как и сама эта молитва произносится ежедневно, лишь бы только они взяли за правило прощать от сердца всякий раз, когда просят у них милости те, которые повредили им каким-нибудь грехом. Когда я, с помощью Божией, отвечу на все (эти возражения), тогда и конец настоящей книге. Глава XXIII. Против мнения тех, по словам которых наказания ни для диавола, ни для людей злых не будут вечны

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Нагорная беседа Нагорная беседа ( Лk. VI, 17–20 , Mф. V, 1, 2 ). В бытность Свою в Галилее, Иисус Христос, по избрании из учеников Своих 12 апостолов, сошел со вновь избранными апостолами с вершины горы, на которой провел всю ночь в молитве к Богу, и остановился на уступе горы, который представлял ровное место значительного пространства. (Тут ожидали Его множество учеников и много народа изо всей Иудеи и из самого Иерусалима, из приморских мест Тира и Сидона, которые пришли слушать Его и получить исцеление от болезней и освобождение от духов нечистых. Он стал исцелять. Народ искал прикоснуться к Нему: потому что из Него выходила чудодейственная сила и исцеляла всех. Все ожидали чего-то необыкновенного. Избрание двенадцати апостолов заставляло многих думать, что Он наконец устроит давно обещанное Божие царство. Стали мечтать, что наконец-то они выйдут из жалкого положения, в каком теперь находятся под игом римлян; будут счастливы, веселы, найдут изобилие во всем, отмстят своим врагам. Иисус Христос восхотел показать дух своего царства и открыть им, кто будет наслаждаться блаженством в Его царстве.) Он сел на возвышении; Его окружили ученики. Он, обративши на них взор, начал говорить: ( Mф. V, 3–12 , Лk. VI, 20–26 ). Блаженны нищие духом: потому что им принадлежит царствие небесное (а не тем, которые мечтают о себе). Блаженны плачущие ныне (о том, что прогневали Бога грехами); потому что они утешены будут. Блаженны кроткие (которые без ропота переносят тягости и скорби земного странствования к небесному отечеству); потому что они получат в наследство эту обетованную страну. Блаженны алчущие ныне и жаждущие быть праведными; потому что они будут насыщены. Блаженны милостивые; потому что они будут помилованы. Блаженны чистые сердцем (у которых зерцало совести не отуманено даже мыслью порочною); потому что они Бога узрят. Блаженны миротворцы; потому что они (как подражатели Примирителя, Сына Божия) нарекутся сынами Божиими. Блаженны гонимые за правду; потому что им приготовлено царствие небесное. Блаженны вы, когда возненавидят вас человеки, будут поносить вас, гнать вас, и неправедно расславлять имя ваше, как бесчестное, за Меня, тогда возрадуйтесь и возвеселитесь; потому что вам будет великая награда на небесах. Точно так отцы их поступали и с пророками, бывшими прежде вас. (Напротив того, горе вам, богатые! потому что вы уже получили свое утешение. Горе вам, насыщенные ныне! потому что вы взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! потому что вы плакать и рыдать будете. Горе вам, когда все люди будут говорить доброе о вас! потому что так точно отцы их отзывались о лжепророках.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Е.А.Тихомиров Отдел шестой. Второй бесконечный период загробной жизни И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.( Mф. XXV, 46 ). 1. О вечных муках грешников а) Виды адских мук Приговор, ужасный для одних, бесконечно–сладостный для других, произнесен. В ответе на него праведников сказывается чувство истинного смирения и умаление своего достоинства; в ответе же грешников слышится дерзкий вопрос с оттенком упрека. Правосудный Судия остается верен раз высказанному приговору – как оправдательному, так и обвинительному. Отверженные, несчастные грешники идут в муку вечную, идут безвозвратно, навсегда, на веки: таков приговор хотя и бесконечно Милосердого, но и Всеправедного, Непогрешимого, Нелицеприятного Судии. В чем же будут состоять муки грешников в месте осуждения – аде? Первый и самый ужасный вид мучения для человека, созданного по образу Божью, будет – удаление от Бога Идите от Меня, проклятые (Мф. XXV, 41). Не знаю вас: отступите от Меня, делатели неправды! ( Лyk. XIII, 27 ; снеси Mф. VII. 21 ). «Для имеющего чувство и разум быть отверженным от Бога значит вытерпеть уже геенну 340 ». «Нестерпимая геенна и мучение в ней; впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавидену быть от Христа и слышать от Него: не знаю вас, и обвинение, что мы, видя Его алчущего, не напитали. Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас 341 . Вечное удаление от Источника жизни будет для грешников смертью второю ( Апок. ХХ, 14 ), смертью лютейшею. Затем грешники будут лишены всех благ царствия небесного, которых удостоятся праведники. Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Маф. VIII, 11, 12; сн. XXII, 13) и, находясь в муках, будут видеть издалека Авраама и праведников на лоне его ( Лyk. XVI, 23 ). «Это лишение благ причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что если бы и никакая казнь не ожидала согрешающих здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души... Многие безрассудные желают только избавиться геенны: но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание 342 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

протоиерей Владимир Глиндский Скачать epub pdf Часть первая. Заповеди Божественного Откровения 1-й Отдел § 10. Общие пояснения 1. Для чего Бог возвестил людям заповеди? Бог дал заповеди, чтобы человек мог, руководствуясь ими, провести свою земную жизнь в богоугодной добродетели и чрез то вступить в жизнь вечную, наследуя Царство Божие. «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» ( Mф. XIX, 17 ). «... чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» ( Чuc. XV, 40 ). 2. Имеются ли в Ветхом Завете пророчества о том, что ветхозаветныя заповеди будут впоследствии обновлены возвещением новых заповедей? Пророчества Ветхого Завета предрекают приближение дней, когда среди Израиля новый Законодатель даст новый внутренний Божий закон, написанный на сердцах нового народа Божия; а миловать начнет Господь так, как милует отец сына. «В те дни и в то время возрощу Давиду Отрасль праведную – и будет производить суд и правду на земле« (Иерем. XXXIII, 15). »Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорить Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Uep. XXXI, 33 ). «И они будут Моими, говорить Господь Саваоф ... и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащого ему« ( Maлax. III, 17 ). 3. Что Православный Христианин ставить в основу своего почитания Священных Писаний Ветхого Завета? Прежде всего слова Господа Иисуса Христа касательно Писаний Ветхого Завета: »Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Mф. V, 17 ). " Изследуйте Писания, ибо вы думаете черезь них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне» ( Uh. V, 39 ). Ветхий Завет главным образом потому имеет значение для нашей веры, что учит поклоняться Единому Невидимому Богу, пророчествует о воплощении на земле Сына Божия и даеть первоначальныя заповеди для исполнения воли Божьей. 4. Где указано – как использовать Писание Ветхого Завета?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Церковь Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу ( Ebp. XII, 22–24 ). Сие соединение Церкви небесной с земной указывает на нее, как на предмет веры. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Uh. I, 14 ) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть Церковь ( Uh. I, 17 ). Во-вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который да пребудет с ними во век ( Uh. XIV, 16 ). Утешитель же, Дух Святый, поставляет пастырей пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян. ХХ, 28 ). Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Mф. XVI, 18 ); или – Я с вами во все дни до скончания века, говорит Иисус Христос ( Mф. XXVIII, 20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь «единой». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Eф. IV, 4–6 ). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа ( I Kop. III, 10–11 ). Хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимо сие единство выражается одинаковым исповедыванием веры, общением в молитвах и таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010