При взаимном сличении всех этих пониманий истина остается за взглядом третьих толкователей, взглядом, примиряющим мнения толкователей двух первых классов. Правда в нашем картинном описании страшного суда упоминается о «божественном избрании» (ст. 34) и о «праведных» (ст. 37); но в то же время говорится и о таких, кои не захотели вступить в личные живые отношения со Христом, Спасителем мира. Если первым упоминанием ясно предполагаются истинные христиане, то вторым замечанием несомненно указываются язычники – или христиане, настроенные язычески, христиане только по имени. В виду тех и других самое производство суда, по изображению Евангелиста Матфея, ведется не по закону веры во Христа, а по обнаружениям и действиям истинной любви к человечеству. По отношению к язычникам или людям настроенным язычески производство суда на таком нравственном практическом основании является единственно правильным и вполне возможным; к христианам оно также имеет полное применение. Многие места Новозаветного Откровения ( Mф. VII, 21 ; Puм. II, 6 ; 1Kop. IV, 4 ; 2Kop. II, 10 ; Гaлam. VI, 8 ), равно как и весь дух христианства доказывают несомненно ту истину, что Господь и самих христиан в конце дней будет судить по плодам их живой веры – добрым делам, а не по одной их вере. «Положенное в основание последнего суда, как его норма, самое общее обнаружение веры в делах взаимной, гуманной любви и человеколюбивого милосердия указывает на суд над всем родом человеческим и с той еще стороны, что этими единственно делами милосердия может определяться взаимное дружественное отношение между всеми членами обширной семьи рода человеческого на всем земном шаре. Иного более общего признака, определяющего братское взаимоотношение между людьми, – к какому бы роду, племени, званию и состоянию они ни принадлежали, – кроме взаимных дел искреннего милосердия нельзя, кажется, и придумать. А как скоро берется во внимание этот признак взаимоотношения между людьми, обобщение или об единение рода человеческого на всеобщем суде является делом вполне возможным и даже необходимым.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

– Возьми, возьми, распни Его! – завопила чернь. – Царя ли вашего распять? – продолжал Пилат с горькою укоризною. – Нет у нас царя, кроме кесаря, – отвечали первосвященники. Пилат увидел себя наконец принужденным приступить к произнесению приговора над праведником и даже, как он мог думать, над самим Сыном Божьим. Мысль эта тяготела на его душе. В успокоение своей совести и для оправдания себя пред людьми благомыслящими Пилат велел принести воды и умыл руки пред народом, говоря: – Не виновен я в крови праведника сего; смотрите! Буйный народ, как бы желая укорить правителя в малодушии, закричал с диким исступлением: – Кровь Его на нас и на детях наших! Тогда Пилат, в угодность иудеям, предал Иисуса Христа на распятие. Продолжающееся доселе рассеяние иудейского народа, ужасные бедствия, которым он всегда и везде подвергался, показывают, что клятва, произнесенная иудеями на себя и свое потомство, не осталась без действия, и она будет тяготеть над ними, пока они с истинным раскаянием и верою не воззрят на Того, Кого пронзили. § 98. Шествие к Голгофе и распятие Иисуса Христа Mф. XXVII:31–38 ; Mk. XV:20–28 ; Лk. XXIII:27–34 ; Uh. XIX:17–24 Римские воины, получив приказание распять Иисуса Христа, совлекли с Него багряницу, одели в собственные Его одежды, и с двумя разбойниками, осужденными на одинаковую смерть, повели на место казни. Он принужден был Сам нести тот крест, на котором должен был умереть. Изнеможенный предшествующими страданиями, проходя по улицам Иерусалима, Он несколько раз останавливался и падал под тяжестью своего бремени. Дошедши до городских ворот, Он совершенно ослабел. Иудеи уговорили римского сотника снять с Него крест и возложить на кого либо другого. В это время возвращался с поля некто Симон Киринеянин. Встретив Господа, ведомого на казнь, он, вероятно, обнаружил к Нему свое сострадание; воины тотчас же остановили его и заставили нести крест Иисусов. В многолюдной толпе, следовавшей за Иисусом Христом, некоторые жены, несмотря на присутствие первейших членов синедриона, пылавших непримиримою ненавистью к Господу, не могли удержаться от горьких слез и рыданий. Жалобные вопли их привлекли к ним участие Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

34. Старец сказал: не осуждай блудника, если ты целомудрен, – чрез то ты равно преступаешь закон, ибо Сказавший: не прелюбы сотвориши ( Mф. V, 27 ), сказал также: не осуждай ( Мф. 7:1 ). 35. Рассказывали об одном старце, жившем в Египте в уединенной келлии. Имели обычай приходить к нему один брат и одна девственница. Однажды они пришли к старцу вместе, и, когда настал вечер, старец постелил рогожу и лег посреди них. Брат, будучи борим, восстал на деву, и они сотворили грех. Старец почувствовал сие, но ничего не сказал и, когда настало утро, проводил их, не показывая к ним никакой суровости или мрачности. Дорогою они говорили друг другу: понял ли старец или нет? И возвратясь к нему, они покаялись и спросили: авва! Понял ли ты, как поругал нас сатана? Старец ответил им: понял. Они говорят ему: где же был помысл твой в тот час? Он сказал: помысл мой был там, где распялся Христос; там стоял он и плакал. Тогда они попросили у старца правило покаяния, ушли и соделались сосудами избранными. 36. Некоторый старец каждый день вкушал только по три сухаря. Однажды пришел к нему брат, и когда они сели кушать, старец предложил и ему три сухаря; однако потом, видя, что брат еще нуждается, предложил других три. Когда они насытились и встали, старец осудил брата и сказал ему: не должно, брат, работать плоти. Брат покаялся старцу и ушел. На следующий день, когда старцу пришло время вкусить, он положил себе по обычаю три сухаря, но, съевши их, еще алкал, впрочем, отказал себе. На другой день случилось то же. Позже, начав ослабевать, старец понял, что сие было оставление Божие, потому, повергшись пред лицем Божиим, молился о случившемся оставлении. И видит он Ангела, который сказал ему: это сделалось с тобою за то, что ты осудил брата. Итак, знай – имеющий воздерживаться или другое что творить доброе, не своею силою творить то, но благодатию Божией, укрепляющей всякого человека. 37. К некоторому отшельнику приходил пресвитер из клира и совершал для него приношение Святых Таин. Однажды прибыл к сему отшельнику некто и похулил пресвитера, и, когда по обычаю пресвитер пришел совершить приношение, соблазнившийся отшельник не отворил ему келлию, и пресвитер возвратился назад. И вот слышит отшельник глас: взяли люди суд Мой. И потом он, как бы в восхищении, видит златое озеро, а в нем воду – весьма хорошую и кого-то черного, черпающего и переливающего. Отшельнику хотелось пить, но он не стал, ибо черпающий был черен. И вот опять глас к нему: почему не пьешь ты воды сей, и что значит здесь черный черпающий? Он только черпает и переливает. Придя в себя и уразумев силу видения, отшельник призвал пресвитера и оставил его совершать для него Приношение, как прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На Mф. IX, 1–8 . Матфей и Иоанн говорят о двух различных расслабленных • Христос подтверждает свое божественное достоинство и разночестие с Отцом чрез отпущение грехов, обнаружение тайных мыслей врагов и исцеление расслабленного • Врагов истины должно исправлять с кротостью. Беседа 30 На Mф. IX, 9–17 . Почему Матфей призывается после других • Могущество Христа и послушание Матфея • Достоверность евангелий • Для чего Христос разделял трапезу с Матфеем и другими грешниками • Обращение с грешниками и их исправление предпочитается жертвам • Не утвержденных не должно обременять тяжкими заповедями • В исправлении других должно подражать Христу, начиная с легчайшего • Наставления, как исправлять жен, любящих украшаться. Беседа 31 На Mф. IX, 18–26 . Просьба начальника синагоги об исцелении дочери • Почему кровоточивая тайно приступила ко Христу, и для чего Он обнаружил ее • Превосходство кровоточивой пред начальником синагоги • Христос научает не страшиться смерти • Истинность воскрешений, совершенных Христом, удостоверяется предшествующими и последующими обстоятельствами • Вера в воскресение и будущую блаженную жизнь запрещает плач об умерших • Плач об умерших происходит от превратной любви к ним • Смерть освобождает от земных бедствий. Беседа 32 На Mф. IX, 27-X, 15 . Почему Христос требует от исцеляемых исповедания веры, • и запрещает рассказывать об исцелении • Действия Христа противоположны действиям дьявола • Благотворящий для Бога должен на злословие отвечать благодеяниями • Образ и цель посольства учеников • Мир, обещанный Христом, дается в церкви чрез предстоятелей • Отвергающим этот мир угрожает тяжкое наказание. Увещание соблюдать благоговение в церкви и оказывать любовь и проповеднику и друг другу • Не должно требовать от проповедника чудес • Добродетель выше чудес и больше приносит пользы. Беседа 33 На Мф. Х, 16–22 . Новый закон брани, данный апостолам • Кроткие побеждают силою благодати, хотя должны оказывать и свое содействие • Что разумеется под мудростью змииной • Удобоисполнимость заповеди Христовой подтверждается примером апостолов • Послушание апостолов Христу • Дело апостолов, как по условиям совершения, так и величием своим, безмерно превосходит дела языческих философов и знаменитых мужей • Причина успеха их проповеди • Пример апостолов лишает извинения падающих и изнемогающих в мирное время • К подвигам должно приучаться прежде их наступления • Пример Иова. Беседа 34

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ирод Ирод : а) Великий ( Mф. II, 1 ) – царь иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Впрочем, хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34-летнее царствование – он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне – именно был съеден живой червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните ( Лk. III, 1 ). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим; б) Ирод Архелай. См. Архелай ; в) Ирод Агриппа II. См. Агриппа ; г) Ирод Антипа. См. Антипа ; д) Ирод Агриппа I ( Дeяh. XII, 1 и др.) – сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием христиан, в угодность иудеям; так, напр., убил мечом св. ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его. ( Дeяh. XII, 1–10 ). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапной внутренней болезнью, продолжавшейся только четыре дня; на пятый же день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями ( Дeяh. XII, 20–23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Распятие, крестная казнь Распятие, крестная казнь ( Mф. XXIII:34, XXVII:31 и др.). Распятие от древних времен служило самой жестокой и вместе самой позорной смертной казнью и доселе еще существует между индусами и китайцами. Римляне считали распятие самой позорной смертью, на которую осуждались только одни изменники и великие злодеи ( Лk. XXIII, 2 ). Оно считалось проклятой смертью ( Bmop. XXI, 22, 23 , Гaл. III, 13 ). Ибо написано, говорит ап. Павел: проклят всяк, висящий на древе. Отсюда сила выражений в посланиях ап. Павла: к Коринфянам ( I Kop. I, 23 ), к Филиппийцам ( Флn.II, 8 ), Евреям ( Ebp.XII, 2 ). Как скоро произносился приговор: ты осужден на распятие, осужденный был обнажаем с оставлением только узкого препоясания вокруг чресл, привязываем до груди к крестному древу и затем его мучительно били прутьями, или бичами, сделанными из кожаных полос ( Uc. LIII, 5 ), что уже одно нередко причиняло смерть. После бичевания преступника заставляли нести весь крест или часть оного к месту казни. Местом казни обычно служило какое-либо возвышенное место вне города и близ большой дороги. Кресты были различной формы: трехчастный, вроде греческой буквы тау – Т, четырехчастный – квадратный +, или продолговатый †, – и косвенный, вроде греческого X. Неопровержимое основание имеет для себя четырехконечная форма креста Христова, что только этот крест удовлетворяет показаниям всех евангелистов. Что касается до древа, из какого был сделан крест, то наиболее распространенное мнение, что он был сделан из 3 дерев: из кипариса, певга и кедра. Об этом повторяется и в песнях церковных и в молитвах ( Uc. LX, 13 ). Крест врывали в землю, а в высоту иногда он простирался, как говорят, от 10 до 15 футов, так что ноги страдальца обыкновенно отстояли от земли на 4 фута. Поперечная перекладина обыкновенно бывала от 7 до 8 футов в длину. В середине или близ середины верхней части креста находилась перекладина, на которую преступника поднимали веревками; и вот, предварительно сняв с него одежды, его сначала привязывали к крестному древу и затем пригвождали к кресту его руки и ноги острыми железными гвоздями. Иные думают, что при распятии пригвождались только руки, а ноги просто привязывались веревками. Конечно, и веревки употреблялись для прикрепления ног, чтобы потом легче было их пригвождать. Но Сам Спаситель, уверяя учеников Своих в Своем воскресении, указывал им на язвы на руках и на ногах ( Лk. XXIV, 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Двенадцатая паремия из 4-й книги Царств (4, 8–7), о воскрешении пророком Елисеем сына жены Соманитянки. Тринадцатая из пророчеств Исаии (63, 11–64, 5) излагает мольбу Израиля сознавшего свои прегрешения, свое ослепление, и единственную надежду свою возлагающего на Бога Искупителя своего: «обратися Господи от небесе и виждь от дому Святаго Твоего и славы Твоея. Где есть ревность Твоя и крепость Твоя; где есть множество милости Твоея и щедрот Твоих, яко терпел еси нам; Ты бо еси Отец наш, понеже Авраам не увиде нас, и Израиль не позна нас: но Ты Господи, Отец наш, избави ны, исперва имя Твое на нас есть.» (С Евр. от века имя Твое: Искупитель наш)». Четырнадцатая паремия содержит пророчество Иеремии (Гл. 31. 30 –34), о новом завете, который Господь установит с новым Израилем: «дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди. И не научит кийждо ближнего своего, и кийждо брата своего, глаголя позна Господа: яко вси познают Ми от мала даже до великаго их». Пятнадцатая паремия из пророчества Даниила (Гл. 3 1–88) о золотом истукане Навуходоносора, о Анании. Азарии и Мисаила в пламени разженной пещи; и их благодарственная песнь Богу, избавившему их. К стихам этой благодарственной н хвалебной песни лики возглашают припев: Гда пойте и превозносите Его во вки. Апостольское чтение ( Puмл. VI:3, 11 ) указывает на таинство крещения, как на наше спогребение со Христом и наше совоскресение с Ним, да в обновлении жизни ходити начнем. В первые века христианства обыкновенно в сию субботу крестились оглашенные, почему вместо трисвятой песни поется изречение апостола Павла: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 27) 2 . Это обновление жизни, это радостное облечение во Христа, дарованныйн нам Его смертию и воскресением, наглядно представляются, когда священнослужащие извлачаются черных одежд и облачаются въ белые; диакон, благовествующий о воскресении Господа ( Mф. XXVIII, 1–20 ), как бы олицетворяет собою того небесного благовестника, которого зрак был–как молния и одеяние было– как снег: Иисуса распятаго ищете, рек он, несть здесь воста бо яко же рече. И продолжается литургия обычным порядком по чину Василия Великого , только херувимская песнь для большого выражения значения великой субботы заменяется особенным тропарем и песнь «достойно есть» – девятою песнию утреннего канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Mф. XIII, 10–23 . Благоразумие учеников • Благодать не уничтожает свободы • Иудеи сами были причиною того, что не понимали учения Христова • Христос хотел их обращения и спасения • Грех не есть дело природы или необходимости • Многообразие путей спасения • Увещание к милостыне и сострадательности к бедным. Беседа 46 На Мф. XIII, 24–33. Отличие притчи от предыдущей • Дьявол придает заблуждению подобие истины • Необходимость постоянного бодрствования • Не должно убивать еретиков; не запрещается их обуздывать. Действие и сила апостольской проповеди • Не чудотворения, а добродетели соделали великими апостолов и других святых • Благодать чудотворений и привлекается добродетельною жизнью, и дается для исправления других • В чем состоит истинно добрая жизнь. Беседа 47 На Мф. XIII, 34–52. Для чего Христос учил в притчах • Не должно понимать притчей буквально • Важность и многоценность проповеди • Отречение от всего житейского есть не потеря, а приобретение • Одной веры не довольно для спасения. -Вред нерадения о чтении Писания • Глава и члены добродетели • Ев. Матфей, как пример добродетели • Без милостыни невозможно спасение • Превосходство души произвольно-убогого над душою богатого. Беседа 48 На Мф. XIII, 53-XIV, 11. Незнатность происхождения Христа должна была вызывать большее удивление к Его учению • Почему в отечестве своем Христос сотворил немногие чудеса. Мнение Ирода о Христе • Преступление Иродиады и Ирода • В чем состоял закон, нарушенный Иродом • Вред пляски и пиршеств • Страдания, причиняемые праведнику, увеличивают его награду • Распутство бывает причиною многих преступлений • Грех покрывается не присовокуплением греха, а покаянием • Должно не осмеивать, а прикрывать грехи ближних • Преступность пиршеств, устрояемых для тунеядцев • Должно исправлять тунеядцев, употребляя их на служение добрым делам. Беседа 49 На Мф. XIV, 13–32. Почему Христос после известия о смерти Иоанна удаляется в пустыню • Привязанность народа ко Христу • Несовершенство веры учеников • Почему одни чудеса Христос совершал собственною властью, другие именем Отца • Умножение хлебов свидетельствует, что Христос есть Творец всего видимого • Способ совершения чуда и цель его • Не должно искать людской славы • Духовные блага должно предпочитать чувственным • Милосердие превосходнее всех искусств • Всякое искусство достойно своего имени, доколе служит к удовлетворению необходимого • Против роскоши в обуви и одежде. Беседа 50

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Здесь предвидение и пророчество естественно умолкают, и говорит только заповедь творчества, и его верховная цель. Человеку не дано знать наперед чего достигает или не достигает человечество на своем пути. Больше того, здесь мы имеем наличие разных возможностей, а потому и условность пророчества. Можно только сказать, чего ему дано достигать. Дела человеческие служат жизни, которая есть пребывающее чудо Божие в этом мире, и должны вести эту временную жизнь к жизни воскресения, которая есть Дело Божие над делами человеческими. Воскресение всеобщее есть поэтому Богом осуществляемый интеграл всей человеческой истории и всех человеческих дел. О небесном Иерусалиме сказано: «спасенные народы будут ходить в сете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. И принесут в него славу и честь народов» ( Апок. 21, 24, 26 ). 21. VII/3. VIII. 1931. 1 В самом деле, причинность, в формальном понимании ее у Канта, где она есть простое следование событий, наполненность времени (post hoc – propter hoc), еще не раскрывается со стороны конкретной наполненности причинного ряда и рассматривается лишь как факт или продукт, но не как акт или агент. Причинность не есть механизм ряда физических причин (типа солнечного затмения, по рассуждению Канта). 2 Заслуживает упоминания, что диавол во время искушений в пустыне, соблазнял Христа властью ложных знамений, т.е. черной магией, обещая Ему власть камни превращать в хлебы и преодолевать тяжесть своего тела, и Господь отверг это, как искушение, ибо по цели это была бы черная магия, ложные знамения. Но Сам же Он совершал это самое, как истинные чудеса во имя Божие, ибо умножал хлебы, ходил по водам. 3 Как говорится в послании папы Льва Великого к Флавиану: «одно из них блистает чудесами, другое подвергается унижениям. Алкать, жаждать, утомляться и спать, свойственно, очевидно, человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря... запрещать буре, это, несомненно, свойственно Богу... Не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять из четверодневного гроба». 4 Поэтому, невозможно принять мнение св. Иоанна Дамаскина , который говорит (Точн. Излож. Npab.bepы, IV, XVIII, стр. 327): «Другое Христос делал для вида: как, напр., спрашивал о Лазаре: где положили его (Uoahh. XI, 34), подходил к смоковнице ( Mф. VIII, 59 ), молился (Uoahh. XI, 42)... В этом, и подобном этому Он не имел нужды, ни как Бог, ни как человек, но поступал по-человечески, применительно, где требовала нужда и польза, так, напр., Он молился, чтобы показать, что Он не противник Богу, почитая Отца, как Свою Причину». 5 В отдельных чертах иные усматривают прямое уподобление отдельных чудес новому творению Божию, в частности исцеление слепого чрез плюновение и слепорожденного чрез брение из земли: Бог снова творит из земли тело человека, в известных поврежденных его частях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

IV, 21. XXI, 22. XXII, 37. XXIV, 44). Евангелист заметно избегает еврейской терминологии и иногда как бы со специальной целью предотвратить языческие перетолкования, почему δαιμδν ον квалифицируется чрез κθαρτον (IV, 33), ибо у язычников почитались и добрые «демонионы», а в истории преображения не употребляется μεταμοφθη ( Mф. XVII, 2 . Mpk.IX,2 ), дабы по ассоциации не вызвать мысли о «метаморфозах» языческих богов. Если Ирод В. выразительно называется царем иудейским ( Лk. I, 5 ), то по сравнению с этим весьма знаменательно, что для хронологии Лука апеллирует к годам правления римского императора (III, 1 и ср. II, 1). Весь тон Евангелия чужд иудейской приспособительности, и в генеалогии родство Христово простирается на всех потомков Адамовых. По всем отмеченным наблюдениям в науке принимается с безызъятностью, что Феофил – подобно Луке – был языческого происхождения. Иные идут даже дальше, что тогда-при посвящении ему «первого слова " - он не был христианином, не состоял членом христианского братства, – и Евангелие должно было способствовать разрешению склонности в соответственный акт обращения 248 . Поэтому-то здесь употребляется официально – почтительное κρτιστε, неуместное для обычного христианина, а для книги Деяний оно оказалось непригодным, ибо своим христианским исповеданием Феофил сравнялся со всеми верующими в единстве того благодатного организма, где нет ни раба, ни свободного 249 . Едва ли это вполне истинно 250 . Повторение титула являлось само собою излишним при новом упоминании, откуда скорее позволительно догадываться, что оба труда задуманы вместе и изданы не в долге друг после друга 251 . Конечно, κατηχω не отсылает непременно к совершившемуся уже крещению, которое в первенствующей церкви не только предварялось ( Дeяh. VIII, 34 сл. X, 34 сл.) 252 , но иногда сопровождалось оглашением, не совершенным ранее по тем или иным обстоятельствам 253 . Однако тут вся важность не в термине, а в самых фактах. Они же таковы, что к словесно усвоенному Феофилом Лука лишь подводит исторический фундамент, точно ему соответствующий, подбирая для λγοι относящейся πργματα 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010