Hopf. Geschichte. Hopf K. Geschichte Griechenlands vom Beginn des Mittelalters bis auf die neuere Zeit. Leipzig, 1867–68. (Ersch-Gruber, Allgem. Encyklopädie der Wiss. und Künste, Bd. 85–86). Hussey . Church and Learning. Hussey J.M. Church and Learning in the Byzantine Empire 867–1185. London, 1937. Historische Zeitschrift. München, 1859-. The Journal of Ecclesiastical History. Cambridge, 1950-. Journal of Hellenic Studies. London, 1880-. Jireek . Geschichte. Jireek K. Geschichte der Serben. Bd. I (bis 1371) und II (bis 1537). Gotha, 1911, 1918. (Geschichte der europäischen Staaten). Jorga . Geschichte. Jorga N. Geschichte des osmanischen Reiches. Bd. I (bis 1451) und II (bis 1538). Gotha, 1908,1909. (Geschichte der europäischen Staaten). Kap-Herr . Kaiser Manuel. Kap-Herr H. von. Die abendländische Politik Kaiser Manuels mit besonderer Rucksicht auf Deutschland. Strafiburg, 1881. Kornemann . Doppelprinzipat. Kornemann E. Doppelprinzipat und Reichsteilung im Imperium Romanum. Leipzig; Berlin, 1930. Kornemann . Weltgeschichte. Kornemann E. Weltgeschichte des Mittelmeerraumes von Philipp II. von Makedonien bis Muhammed. München, 1948,1949. 2 Bde. Kretschmayr . Venedig. Kretschmayr A. Geschichte von Venedig. Gotha, 1905, 1920. 2 Bde. (Geschichte der europaischen Staaten). Laurent . Notes. Laurent V. Notes de Chronographie et d " histoire byzan-tine//EO 36 (1937). P. 157–174. Lemerle . Histoire agraire. Lemerle P. Esquisse pour une histoire agraire de Byzancë les sources et les problèmes//Revue historique 219 (1958). P. 32–74, 254–284; 220 (1958). P. 43–94. Lemerle . Invasions. Lemerle P. Invasions et migrations dans les Balkans depuis la fin de l " époque romaine jusqúau VIII е siècle//Revue hist. 211 (1954). P. 265–308. Lemerle . L’Émirat d " Aydin. Lemerle P. L’Émirat d " Aydin, Byzance et l’Occident. Recherches sur «La Geste d " Umur Pacha». Paris, 1957. Lemerle . Philippes. Lemerle P. Philippes et la Macédoine orientale à l " époque chrétienne et byzantine. Paris, 1945. (Bibl. des Écoles frangaises d " Athènes et de Rome; 158).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35 Выражение «латинская церковь » носит уничижительный характер и используется по преимуществу в полемических антилатинских текстах византийской литературы. Одно из самых ранних упоминаний у автора XII–XIII вв. Константина Стилба: Constantinus Stilbes. Contra Latinos 99 (L. 428)//Darrouzès J. Le mémoire de Constantin Stilbès contre les Latins//REB. 1963. Vol. 21. P. 86. 36 Боятся, в смысле почитают. Выражение «γγλοις αδσιμον κα νθρποις φοβερν», особенно его первая часть, было достаточно распространено в византийской литературе. См., например: Joannes Chrysostomus. Adversus ebriosos et de resurrectione Domini nostri Jesu Christi//PG. 50. Col. 436:14–15. 37 Птолемаида (Πτολεμς) – греческое наименование города Акко, или Акра, см. выше примечание 17. 38 Фома Агни (де Лентино). См. о нем подробнее во вступительной статье. См.: Laurent V., Darrouzès J. Le dossier grec de Union de l’Lion. P. 490, n. 1. 42 «μαρτυρικν νστασιν» – мученическая решимость или настойчивость. Ср.: Michael Psellus. Orationes hagiographicae 7, 311//Michaelis Pselli Orationes hagiographicae/ed. E. A. Fisher. Stuttgart, 1994. S. 284 43 О дискуссии по поводу опресноков см.: Дионисий (Шлёнов), игум. Богословская сторона споров об опресноках: доклад на V международной богословской конференции//Православное учение о церковных таинствах. Т. 2: Евхаристия: Богословие. Священство. М., 2009. С. 154–168. 44 Годы отсчитываются от времени Рождества Христова, а не от времени совершения Тайной Вечери. 1285 лет отсчитываются с 5500 года, который считался византийцами «идеальным» годом Боговоплощения, а не с года «реального» Рождества Христова 5508 г. Историческая дата высчитывается следующим образом: к «идеальной» дате (5500) прибавляется 1285 лет, указанные прп. Никифором, за вычетом реальных 5508 лет, что приводит к дате происходящих событий – 1276/1277 г. См.: Laurent V., Darrouzès J. Le dossier grec de Union de l’Lion. P. 492–493, n. 1. 45 Букв. «антибог» (ντθεος). Этот термин имеет скрытый полемический характер, направленный против латинян. Наряду с другими значениями он означает «враждебный Богу» и «соперничающий с Богом» (Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford; New York, 2004. P. 153).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

6–14, ν  Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes , Institut Français d’etudes Byzantines, Paris 1976, σ. 395.  Анонимный автор. Против Векка (Anonyme, contre Bekkos 1275), στχ. 1–16, ν  Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes , Institut Français d’etudes Byzantines, Paris 1976, σ. 333.   Иоанн   Анастасиу . « θρυλλομενος διωγμς… ν θωνικ Πολιτε». С. 223.   Χρ . Арабатзис . ρθδοξη κκλησα κα Ρμη κατ τν ιγ ανα. С. 109.   Никодим   Святогорец , преподобный. Пидалион. С. 170–172.   Сп . Биланис , архим.  ρθοδοξα   κα   Παπισμς . Т. 2. νωσις τν κκλησιν, Афины, Изд-во «Ортодоксос Типос» и Общество «Святой Никодим Святогорец»: 2014. С. 18. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Павел К. 10 марта 2020, 11:12 Согласен -хватит либеральничать с еретиками ! Отступать некуда . Твердая позиция РПЦ -это и есть самая большая любовь к заблудившимся еретикам , а может быть и последняя надежда отвратить гнев Божий грядущий на сынов противления . Елена Ив. 8 марта 2020, 17:08 Спасибо за подробное объяснение! Хочется понимать, что происходит. Евгений 6 марта 2020, 14:14 Прекрасная статья! Это зеркало, в которое нам всем, от Патриарха до мирянина, надо посмотреться. Обязательно! Иван 6 марта 2020, 10:18 Очень хороший разъясняющий текст! Однако, мне остается неясной позиция многоуважаемого прот. Ангелоса в этом месте: " отцы-святогорцы доказывают, что поминовение еретика-епископа на Божественной литургии никак не может рассматриваться как икономия " . Идет речь об соборно отлученном епископе-еретике или необязательно? С одной стороны отцы-святогорцы не могли руководствоваться решением собора, отлучившего Иоанна Векка, т.к. на момент написания послания святогорцев этот собор еще не прошел, с другой стороны отец Ангелос обосновывает непоминовение в Диптихах Патриарха Варфоломея, Архиепископа Иеронима и Патриарха Александрийского Феодора решеним синода РПЦ. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/129039.html

1971. P. 568-570). В апр. 1443 г. в Иерусалиме состоялся антиуниат. Собор, в котором приняли участие 3 вост. патриарха - Филофей Александрийский, Иоаким Иерусалимский и Дорофей I Антиохийский. Аутентичность ороса этого Собора ставилась учеными под сомнение ( Gill. 1959. P. 354). Из него следует, что М. обвиняли в «разбойничьем» захвате К-польской кафедры и во вмешательстве в юрисдикцию восточных патриархов (Orientalium documenta minora. 1953. P. 68-72). В 1443 г. М. вновь потребовал от императора более решительного проведения в жизнь униат. политики, и Иоанн VIII был вынужден объявить о созыве поместного Собора, который должен был окончательно утвердить унию. Было отведено 15 дней на подготовку к Собору, но еще до завершения срока, 1 авг. 1443 г., М. внезапно скончался, и Собор так и не состоялся. Сиропул увидел в этом совпадении действие Божественного провидения, не попустившего окончательного утверждения Флорентийской унии ( Laurent. 1971. P. 570-574). Несмотря на униатскую позицию М., патриарх Геннадий II Схоларий признавал его последним законным патриархом, занимавшим престол до падения К-поля от рук османов (1453). Сменивший М. униат Григорий III Мамма законным патриархом не считался, поскольку бежал в Рим ( Georges (Gennadios) Scholarios. 1935. P. 510). По словам Схолария, М. раскаялся перед смертью, но, будучи окружен латинянами, не смог принести покаяние открыто (Ibid. 1930. P. 194). Ист.: Georges (Gennadios) Scholarios. Œuvres complétes/Ed. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1930. Vol. 3. P. 194; 1935. Vol. 4. P. 510; Hofmann G. Patriarchen von Konstantinopel: Kleine Quellenbeiträge zur Unionsgeschichte//OrChr. 1933. Vol. 32. N 89. P. 5-39; Epistolae pontificiae ad concilium Florentinum spectantes/Ed. G. Hofmann. R., 1946. Vol. 3: Epistolae pontificiae de ultimis actis concilii Florentini annis 1440-1445 et de rebus post concilium gestis annis 1446-1453; Orientalium documenta minora/Ed. G. Hofmann. R., 1953; Quae supersunt Actorum graecorum Concilii Florentini/Ed. J. Gill. R., 1953; Laurent V. Les «Mémoires» du grand ecclésiarque de l " Église de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le Concile de Florence (1438-1439). P., 1971; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 632; 1977. Bd. 2. S. 458; Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439): В 12 ч./Пер. с греч.: диак. А. Занемонец. СПб., 2010. Лит.: PLP, N 18069; Λμπρος Σ. Μιχαλ Καλοφρενς κα Μητροφνης Β//ΝΕ. 1904. Τ. 1. Σ. 43-56; Τωμαδκης Ν. Μιχαλ Καλοφρενς Κρς, Μητροφνης Β κα πρς τν νωσιν τς Θλωρεντας ντθεσις τν Κρητν//ΕΕΒΣ. 1951. Τ. 21. Σ. 110-144; Hunger H. Zwei byzantinische Urkunden der Späten Palaiologenzeit aus der Österreichischen Nationalbibliothek (Suppl. gr. 143 und 144)//BZ. 1955. Bd. 48. N 2. S. 297-308; Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959; ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 1134; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 9. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563450.html

219 Brandreth R.T. Henry. Episcopi Vagantes and the Anglican Church. – Borgo Press/Wildside Press, 1987. – 79 p.; Fitzgerald E. Thomas. The Orthodox Church. – Westport: Greenwood Press, 1995. – P. 49–51, 55–56; Gary L. Ward. Independent Bishops: an international directory. – Apogee Books, 1990. – 524 p.; Keizer Lewis. The Wandering Bishops: Apostles of a New Spirituality. – 2000 edition. – 125 p.; Mead S. Frank. Handbook of Denominations in the United States. 10 th edition. – Nashville: Abingdon Press, 1995. – 352 p.; Melton G. Gordon. The encyclopedia of American religions. Vol. I. – Wilmington, 1978. – 1202 p.; Persson Bertil. A Brief Biographical Sketch on Sophronios Bishara. – Bertil Persson & St Ephrem’s Institute, 2000. – 8 p.; Plummer J. Paul. The Many Paths of the Independent Sacramental Movement: A National Study of its Liturgy, Doctrine and Leadership. – Nashwille, 2004. – 196 p.; Right Rev. Phillipe Laurent De Coster. The African Orthodox Church: General History. – 2008 edition. – 66 p.; Right Rev. Phillipe Laurent De Coster. The Apostolic Succession from Russian Orthodoh Church. The Episcopate of Aftimios Ofiese Archbishop of Brooklyn, NY, USA. – 2009 edition. – 54 p.; The Apostolic Succession of the Most Reverend Wynn Wagner III, Episcopus Vagans. – 2006. – 104 p.; Слесарев A.B. «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь »//Минские Епархиальные Ведомости. – 2009. – 2 (89). – С. 77–83 и др. 220 Канонические правила, осуждающие раскол епископа: Ап. 34; II Вс. 4; Антиох. 9, 13, 16, 19, 21, 22; Лаод. 12; Сердик. 3, 15; Карф. 120 (134), Двукр. 14. 221 Канонические правила, осуждающие раскол пресвитера и диакона: Ап. 31; II Вс. 6; III Вс. 3; IV Вс. 18; Трулл. 31, 34; Гангр. 6; Антиох. 5; Двукр. 13, 15. 225 Канонические правила, осуждающие священнослужение в состоянии раскола и запрещения: II Вс. 6; IV Вс. 29; Сердик. 14; Антиох. 4, 12, 15; Карф. 29(38); Василия Вел. 88. 228 Канонические правила, запрещающие незаконное принятие в церковное общение отлученного клирика: Ап. 11, 12, 13, 32, 33; I Вс. 5; II Вс. 5; IV Вс. 11, 13; Трулл. 17; Антиох. 6,7,8,11; Лаод. 41, 42; Сердик. 13; Карф. 9 (9); Соф. 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

3. «Вторая речь к Иоанну Кантакузину» (Λγος Β πρς Ιωννην ΣΤ τν Καντακουζηνν; Oratio ad Iohannem Cantacuzenum secunda). Изд. (по Laurent. pl. LIX cod. 24. Fol. 98v - 104r): Cammelli G. [Demetrii Cydonii orationes tres, adhunc ineditae.] Demetrii Cydonii ad Ioannem Cantacuzenum imperatorem oratio altera//BNJ. 1923. Bd. 4. S. 77-83 (текст: S. 78-83). Составлена вскоре после 3 февр. 1347 г. 4. «Речь в защиту латинян» (Ρωμαοις συμβουλευτικς; Oratio pro subsidio Latinorum). 1-е изд.: Combefis F. Græco-lat. patrum bibliothecae novum auctarium. P., 1648. Vol. 2. P. 1221-1281 (=PG. 154. Col. 961-1008); написана в кон. авг. 1366 г. 5. «Речь о том, что Галлиполь не должен быть сдан» (Συμβουλευτικς τερος περ Καλλιπλεως ατσαντος Μουρτου; Oratio de non reddenda Callipoli). 1-е изд.: Ibid. P. 1284-1318 (=PG. 154. Col. 1009-1035); написана, вероятно, летом 1371 г. 6. «Речь к Иоанну V Палеологу» (Λγος πρς Ιωννην Ε τν Παλαιολγον; Oratio ad Iohannem V Palaeologum). 1-е изд. (по Laurent. pl. LIX cod. 24. Fol. 104r - 115r): Cammelli G. Demetrii Cydonii ad Ioannem Paleologum imperatorem oratio//BNJ. 1923. Bd. 4. S. 282-295 (текст: S. 283-295). Новое критическое издание: Loenertz. 1956. P. 10-23. Написана вскоре после 28 окт. 1371 г. Предисловия к хрисовулам Иоанна V Новое критическое издание всех предисловий: Tinnefeld F. Vier Prooimien zu Kaiserurkunden, verfasst von Demetrios Kydones (Edition, Textparaphrase und Kommentar)//Bsl. 1983. Vol. 44. N 1/2. P. 13-30, 178-195. О жанре проимия, за составление которого, согласно указаниям императора и месазона, отвечала канцелярия, см.: Hunger H. Prooimion: Elemente der byzant. Kaiseridee in den Arengen der Urkunden. W., 1964. (WBS; 1); Browning R. Notes on Byzantine Prooimia. W., 1966. 1. Хрисовул мон-рю Спасителя Вседержителя в Дидимотихе. 1-е издание (частичное): Zacharia von Lingenthal K. E. Prooemien zu Chrysobullen von Demetrios Kydones//SAWW. Phil.-Hist. Kl. B., 1888. S. 1411. Составлен после 10 дек. 1354 г. 2. Хрисовул о пожертвовании Анны Савойской в пользу ордена Иоаннитов. Между 10 дек. 1354 и 1364/5. 1-е изд.: Ibid. S. 1416-1417.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

дней после отречения. В сент. 1310 г. Андроник II добился примирения враждующих партий иосифлян и арсенитов. Одним из условий арсенитов было исключение имени И. Г. из литургических диптихов. Император согласился с этим требованием, однако составленный Никифором Хумном хрисовул о примирении содержал также похвалу И. Г. и прославлял его стойкость и твердую веру (RegImp, N 2323). Ряд совр. греч. агиографов ошибочно отождествили И. Г. с упоминаемым в ряде визант. календарей под 29 или 30 окт. «Иосифом патриархом» ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 242; Μακαρος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20092. Τ. 2: Οκτβριος. Σ. 335-336). Однако эта же память упомянута в рукописях, созданных ранее времени жизни И. Г.: в Типиконе Великой ц. (в т. ч. в Патмосском списке, IX-X вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 18; Mateos. Typicon. T. 1. P. 82) и Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в., рукопись XII в.- SynCP. Col. 175-176). В этих календарях отмечается совместная память апостолов Петра и Павла, св. Иоанна Предтечи, архидиак. Стефана, апостолов Варнавы и Клеопы, «патриарха Иосифа», а также святых Трофима, Доримедонта, Космы, Дамиана, Вассы и «их дружины», синаксис (соборная служба) в честь к-рых совершали в этот день в ц. ап. Павла в Орфанотрофии. В этот же день отмечалось освящение этого храма. Ни в одном из списков не уточняется, что Иосиф был именно К-польским патриархом. По всей видимости, имеется в виду ветхозаветный патриарх Иосиф . Ист.: Laurent V., Darrouz è s J. Dossier grec de l " union de Lyon (1273-1277). P., 1976. Лит.: Γεδεν. Πνακες. 1890. Σ. 393-398; Grumel V. En Orient après le IIe concile de Lyon//EO. 1925. Vol. 24. P. 321-325; Laurent V. Le serment antilatin du patriarche Joseph Ier//EO. 1927. Vol. 26. P. 396-407; idem. L " excommunication du patriarche Joseph Ier par son prédécesseur Arsène//BZ. 1929/1930. Bd. 30. S. 489-496; idem. Les dates du second patriarchat de Joseph Ier//REB. 1960. T. 18. P. 205-206; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 676-677; Geanakoplos D. J. Emperor Michael Palaeologus and the West. Camb. (Mass.), 1959; Roberg B. Die Union zwischen der griechischen und der lateinischen Kirche auf dem II. Konzil von Lyon. Bonn, 1964; RegPatr, N 1383-1423, 1453-1459; PLP, N 99072; ODB. Vol. 2. P. 1073; DHGE. 2003. T. 28. Col. 205-206; Успенский Ф. И. История Визант. империи. М., 1997. Т. 3. С. 512-517, 527; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Визант.-вост. Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 169-172, 177.

http://pravenc.ru/text/673633.html

52. Photii Epistulae et Amphilochia/ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Lipsiae, 1983–88 (6 vol.). 53. Photii Homiliae/ed. B. Laourdas. Thessalonica, 1959. 54. Pitra J. B. Juris ecclesiastici Graecorum historia et monumenta. Roma, 1868 (2 vol.). 55. Ρλλης Γ., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1852–854 (6 τ.). 56. Rosenquist J. Ο. The Life of St. Irene Abbess of Chrysobalanton. Studia Byzantma Upsaliensia, 1. Uppsala, 1986. 57. Sabae Vita Hilarionis το Δαλμτου: Mataniseva T. La Vie d " Hilarion, higoumène de Dalmatos, par Sabas (BHG 2177)//Rivista dei Studi Bizantini e Neoellenici, N. S. 30 (1993), p. 17–29 (изложение). 58. Sabae Vita Ioannicii/ed. J. van den Gheyn//Acta Sanctorum, Novembris, vol. I, p. 332–384. 59. Sabae Vita Macarii Pelecetes//AB, 16, 1897, p. 140–163. 60. Sabae Vita Petri Atroae: Laurent V. La vie merveilleuse de Saint Pierre d " Atroa (Subsidia Hagiographica, 29). Bruxelles, 1956. 61. Sabae Vita Petri Atroae retractata: Laurent V. La Vita retractata et les miracles posthumes de Saint Pierre d " Atroa (Subsidia Hagiographica, 31). Bruxelles, 1958. 62. Scriptor Incertus de Leone Armenio//Leonis Grammatici Chronographia/ed. I. Bekker. Bonnae, 1842, p. 335–362. 63. Scriptores Originum Constantinopolitanorum/ed. Th. Preger. Leipzig, 1907 (2 Bde). 64. Sozomen. Kirchengeschichte/hrsg. von J. Bidez und G. Ch. Hansen. B., 1960. 65. Stephani Diaconi Vita Stephani Junioris//PG 100, 1069–1185. 66. Suidae Lexicon/ed. A. Adler. 5 vols. Lipsiae, 1928–1938. 67. Symeonis Magistri Annales//Theophanes Continuatus..., p. 601–760. 68. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae/ed. H. Delehaye. Propylaeum ad Acta sanctorum Novembris. Bruxalles, 1902. 69. Synodicon Vetus/ed. J. Duffy and J. Parker. Washington, 1979. 70. Synopsis Sathae: [Θεοδρου Σκουταριτου] Σνοψις Χρονικ//Σθας Κ. Ν. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Τ. П. ν Βενετ, 1894, σ. 1–556. 71. Theodoret. Kirchengeschichte/hrsg. von L. Parmentier. Leipzig, 1911. 72. Theodori Studitae Epistulae/ed. G. Fatouros. Berlin-N.Y., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН II (XV в.), патриарх К-польский (4/5 мая 1440 - 1 авг. 1443), униат. Возможно, М. происходил с Крита ( Τωμαδκης. 1951. Σ. 119-120). М. был митрополитом Кизическим в 1436-1440 гг. (1-е упоминание в этом качестве - 17 февр. 1436: Hunger. 1955. S. 298, 300) и управляющим Анкирской митрополией в 1438-1439 гг. Основной источник сведений о Патриаршестве М.- воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе великого экклисиарха Сильвестра Сиропула, ярого противника унии и оппонента М. Сиропул отзывался о личных качествах М. весьма положительно. По его словам, «все почитали и уважали его как благоговейного, божественного и достойного мужа», а в его отпадении от истинной веры виновны «некоторые из императорских родственников, которые нашептали ему [излишние надежды]» ( Сильвестр Сиропул. 2010. С. 301-302). М. был избран членом греческой делегации на Ферраро-Флорентийский Собор, принимал участие во встрече патриарха К-польского Иосифа II с папой Римским Евгением IV 8 марта 1438 г. ( Laurent. 1971. P. 236), поставил подпись под документом об объединении Церквей (Quae supersunt Actorum graecorum. 1953. P. 465). По свидетельству Сиропула, пребывание М. в Италии было отмечено дурными предзнаменованиями: во Флоренции у него таинственным образом пропали схимническое облачение и дарохранительница, а по пути в Венецию после подписания унии утонул один из моряков с корабля, на к-ром находился М. В Венеции в день Успения Пресв. Богородицы М. самочинно совершил службу с поминовением папы Римского ( Laurent. 1971. P. 524). Предшественник М. на К-польской кафедре Иосиф II скоропостижно скончался 10 июня 1439 г. в ходе Собора во Флоренции. В апр. 1440 г. как основные кандидаты на кафедру рассматривались М. и митр. Трапезундский Дорофей, придерживавшийся антиуниат. позиций. По свидетельству Сиропула, имп. Иоанн VIII Палеолог вынул жребий с именами Дорофея и М. и представил избрание М. как действие Божественного провидения, но на деле предварительно потребовал от М. письменное признание унии и заранее знал, на котором из кандидатов остановит свой выбор. Ходили слухи, что на обоих жребиях было написано имя М. (Ibid. P. 552). В торжественной процессии в день поставления нового патриарха (4 мая согласно Сиропулу: Ibid. P. 554; 5 мая согласно анонимной поствизант. хронике: Schreiner. 1975. S. 632) принимал участие папский посланник Кристофоро Гаратони, и это вызвало возмущение горожан. 15 мая 1440 г. с М. отказались совершать службу с поминовением папы Римского антиуниаты свт. Марк Евгеник и митрополиты Антоний Ираклийский и Дорофей Трапезундский. После этого Марк и Антоний покинули столицу и удалились в свои митрополии, а великий экклисиарх Сильвестр Сиропул оставил службу.

http://pravenc.ru/text/2563450.html

699 «Послание по языку, по способу выражения, по идеям в высшей степени родственно с Евангелием от Иоанна, так что оба они могли быть произведением не иначе как одного и того же писателя. Поэтому поверхностные возражения некоторых новейших ученых, направленные против этого послания, сходны по своему достоинству с возражениями против Евангелия и разделяют с ними одну и ту же участь». Credner s. 677. 700 Κυρα в древности было довольно употребительным женским именем (Gruter Corpus inscriptt. p. 1127) и без сомнения тожественно с латинским Curia (см. I. С. М. Laurent wer war die Κυρα im 2 Briefe Iohannis? Zeitschr. f. d luth. Theol 1865. H. 2. s. 219, ff.) Эпитет ελετ указывает на то, что она была христианка (ср. Апок. 17, 14 ; 1Петр. 1, 1 .; Тит. 1, 1 . Римл. 16:13 ). Нельзя согласиться с Гроцием, Ветштейном и др., что ελετ означает собственное имя, a Κυρα – выражение употребленное из почтения, нельзя во 1-х потому, что слово ελετ занимает не то место, которое оно занимало бы, если бы было собственным именем; во 2-х потому, что и сестра Кирии (ст. 13) также называлась бы ελετ. Климент Алекс. Adumbratt. in 2 Ioh: «Scripta est ad quandam Babvloniam, Electam nomine; Mgnificat autem electionem ecclesiae sanctae», Иероним (ep. 91. al. 123. ad Ageruchiam § 12. «Legimus in carminum libro:... una est columba mea, perfecta mea... Ad quam scribit idem Iohannes epistolam, Senior Electae Dominae»), одна схолия ко 2 посл. Иоанна у Matthaei р. 152. (λεν οραν λγει τν ν τιν τπ ελησιαν . τ. λ.), а вслед за ними Тирш (Die Kirche im apostol. Zeitalter s. 282) думают, что означает известное христианское общество, или и всю вообще Церковь (Тирш в выражении: ελετ υρα видит указание на первенствующее значение Ефесского общества в ряду других христианских обществ), но это мнение очевидно произвольно. Ср. Lücke s. 259. ff., A. W. Knauer в Theologischen Studien. 1833. h. 2. S. 452. ff. Laurent в указ. соч., Ritmeier De electa domina. Hellmst. 1706, G A. Krigele De Κυρα Iohannis. Lips. 1758., и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010