316 . Kolbaba T.M., Fighting for Christianity. ‘Holy war’ in the Byzantine Emire, Byz 68 (1998) p. 194–221; 317 . Krausmüller D., Killing at God’s command: Niketas Byzantios’ polemic against Islam and the Christian tradition of divinely sanctioned murder, Al Masaq 16 (2004). P. 165–167. 318 . Krumbacher K. Der heilige Georg in der griechischen Oberlieferung. Miinchen, 1911. 319 . Laiou A. The Just War of Eastern Christians and the ‘Holy War’ of the Crusade//The Ethics of War. Shared Problems in Different Traditions, ed. R. Sorabji – D. Rodin, Oxford 2006, p. 30–43. 320 . Laiou A., On Just War in Byzantium//To Hellenikon. Studies in Honor of Speros Vryonis Jr., New Rochelle 1993, p. 153–177. 321 . Laurent V. Les sceaux byzantins du Médaillier Vatican. Città del Vaticano, 1962. 322 . Laurent V. Les sceaux byzantins du Médaillier Vatican. Città del Vaticano, 1962. 323 . Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead Seals. Basel, 1972. 324 . Laurent V. L’idée de guerre saint et la tradition byzantine, RHSEE 23 (1946), p. 71–98. 325 . Magdalino P. L " église du Phare et les reliques de la Passion à Con stantinople (VIIe/VIIIe–XIIIe siècles)//Byzance et les reliques du Christ/ed. J. Durand, B. Flusin. Paris, 2004. P. 15–30. 326 . McGeer E., Nesbitt J., Oikonomides N. Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and the Fogg Museum of Art, Washington, DC, 1991–2001. 327 . Migne J. P. Patrologia Graecorum vol. 1–161, Paris. 1857–1866. 328 . Migne J. P. Patrologia Latina vol. 1–221, Paris. 1844–1864. 329 . Morrisson C. The emperor, the saint and the city: coinage and money in Thessalonica (thirteenth fifteenth centuries)//DOP 2003. Vol. 57. P. 173–204. 330 . Nesbitt J. Sigillography//The Oxford Handbook of Byzantine Studies/ed. Jeffreys E., Haldon J, Cormack R. New York, Oxford University Press, 2008. 331 . Nesbitt J., Oikonomides N. Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and the Fogg Museum of Art, Washington, DC. Vol 1, 1991, Vol. 2, 1994. 332 . Nicolle D. Romano-Byzantine armies 4th – 9th centuries/D. Nicolle. London: Osprey Publishing, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Венском Генезисе (примерно из 96 листов сохранилось 24 с 48 композициями) миниатюры занимают нижнюю часть страницы. Иллюстрации Россанского кодекса, включающего тексты Евангелий от Матфея и Марка, вставлены в начало рукописи; это лист с погрудными изображениями евангелистов, предварявший таблицы канонов, и полностраничные миниатюры со сценами из Евангелий. Евангельские сцены занимают 1/3 страницы наверху, а нижняя часть отведена для изображений 4 ветхозаветных пророков с развернутыми свитками в руках - текст пророчеств имеет отношение к представленному вверху событию из НЗ. Это первые сохранившиеся изображения, комментирующие текст. В Синопском Евангелии 5 из дошедших до нас 43 листов, содержащих текст Евангелия от Матфея, украшены миниатюрами, располагающимися в нижней части страницы. Здесь также евангельские сцены фланкируют изображения 2 пророков, держащих развернутые свитки со словами их пророчеств. Среди этих рукописей миниатюры Венского Генезиса отличает стиль наиболее близкий к античной живописи: с присущим античному искусству иллюзионизмом переданы движения и пропорции фигур, постройки и элементы пейзажа. В иллюстрациях Россанского кодекса и Синопского Евангелия, создание к-рых мн. ученые связывают с Востоком, художественные средства немного проще, а выразительность образов достигается утрированием ряда приемов. Распятие Христово. Жены-мироносицы у гроба Господня. Явление Христа женам-мироносицам. Миниатюра из Евангелия Раввулы. VI в. (Laurent. Plut. 1.56. Fol. 13 r) Распятие Христово. Жены-мироносицы у гроба Господня. Явление Христа женам-мироносицам. Миниатюра из Евангелия Раввулы. VI в. (Laurent. Plut. 1.56. Fol. 13 r) Единственная из раннехрист. рукописей, к-рая имеет колофон (сделанную писцом запись о времени и месте создания),- сир. Евангелие Раввулы (Laurent. Plut. I. 56). Это Четвероевангелие было написано в мон-ре св. Иоанна в Бет-Загбе, неподалеку от Апамеи, в Сирии. Главным его писцом был Раввула, завершивший эту работу в 586 г. Все миниатюры и таблицы канонов вставлены в начало рукописи.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Свт. Евстафий, еп. Фессалоникийский. Фрагмент росписи жертвеника кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне. 1312 г. О происхождении Е. и о его родителях ничего не известно. Предположение С. Кириакидиса, что Е. принадлежал к визант. роду Катафлоронов ( Eust. Thess. Esp. P. XXXV), основано на неоднозначном прочтении именования Е. το Καταφλρον в леммах ( Каждан. 1967. С. 88-89). Согласно А. П. Каждану и В. Лорану, Е. был либо племянником, либо учеником магистра риторов Николая Катафлорона († 1160) и не носил такого родового имени. То, что Е. род. в К-поле, является допущением (ср.: Laurent. 1967. Col. 33). Е. никогда не был монахом в монастырях св. Евфимии и св. Флора, как утверждает Бонис (ср.: Μπνης Κ. Εστθιος Κατφλωρος//ΘΗΕ. Τ. 12. Σ. 1091). Начальное образование он получил в К-поле ( Εθυμου Μαλκη τ σωζμενα. 1937. Σ. 80. 18-19; Eust. Thess. Opusc. P. 111. 57-59), в школе при мон-ре св. Евфимии ( Eust. Thess. Opusc. P. 337. 81-83), затем учился у магистра риторов Николая Катафлорона, «священного и великого мужа» (Ibid. P. 103. 90-93). По окончании обучения Е. стал имп. ритором и, по мнению Ф. Кукулеса ( Κουκουλς Θ. Λαοϒραφικα εδσεις παρ τ Θεσσαλονκης Εσταθ//ΕΕΒΣ. 1924. Τ. 1. Σ. 6) и Лорана ( Laurent. 1967. Col. 34), уже при патриархе Николае IV Музалоне (1147-1151) - диаконом Великой ц., потеряв это место при патриархе Константине IV Хлиарине (1154-1157). При патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) Е. был диаконом храма Св. Софии. Однако, по мнению Каждана ( Каждан. 1967. С. 90), Е. был рукоположен во диакона Великой ц. только при патриархе Луке, до этого оставался мирянином и служил в патриаршем ведомстве под началом буд. К-польского патриарха Михаила III Анхиала сначала писцом в канцелярии, затем в патриаршем суде. Вопреки распространенному мнению Е. не занимал должность патриаршего начальника прошений ( π τν δεσεων), но мог нек-рое время служить в этом ведомстве (см.: Курц. 1910. С. 288; Wirth. 1963. Studien zum Briefcorpus. S. 14; Guilland R. Études sur histoire administrative de empire Byzantin: Le Maître des Requêtes//Byz. 1965. Vol. 35. P. 108). При патриархе Луке Хрисоверге Е. служил в ведомстве священных сокровищ и в патриаршей сакелле ( Laurent V. Corpus des sceaux de l " Empire byzantin. P., 1963. Vol. 5/1. N 462).

http://pravenc.ru/text/187417.html

В сент. 1437 г. папа издал буллу о перенесении Собора в Феррару. 27 нояб. 1437 г. визант. делегация во главе с имп. Иоанном VIII и И. покинула К-поль и 8 февр. 1438 г. прибыла в Венецию. С позволения дожа визант. делегаты задержались там, чтобы продолжить обсуждение вопроса о месте проведения Собора. По сообщению Сиропула, в первые дни И. отказывался высказать к.-л. определенное мнение, ссылаясь на болезнь ( Laurent. 1971. P. 220-222), однако после самостоятельных консультаций с членами венецианского сената, поддерживавшего папу, высказался за участие в Соборе в Ферраре ( Пашкин. 2006. С. 356-358). 17 февр. И. известил о своем решении представителей короля Кастилии на Базельском Соборе ( Laurent. 1960. Р. 143-144). Император, колебавшийся несколько дольше, поддержал И. и в послании Базельскому Собору от 25 февр. сообщил, что визант. делегация отправится в Феррару (RegImp, N 3478). Визант. делегация прибыла в Феррару в начале марта (т. е. 3 месяца спустя после 1-го заседания Собора). 8 марта состоялась 1-я встреча И. и папы Евгения IV, к-рая едва не была отменена из-за отказа И. и др. греч. иерархов целовать папе туфлю, как того требовали папские посланники. И. был болен и не мог присутствовать на 1-м совместном заседании 9 апр. В янв. 1439 г. было принято решение перенести Собор во Флоренцию. Путешествие из Феррары отняло у И. много сил, он прибыл во Флоренцию 7 февр., однако из-за болезни въехал в город только 4 дня спустя. 3 июня 1439 г., после продолжительных дебатов по вопросу Filioque, И. признал, что католич. добавление к Символу веры не противоречит учению св. отцов и выражения «через Сына» (признаваемое нек-рыми правосл. богословами) и «от Сына» синонимичны, т. е. «через Сына» также указывает на причину исхождения Св. Духа (Quae supersunt Actorum graecorum. 1953. P. 432, 438). Во время пребывания во Флоренции И. был уже очень стар и страдал от мн. болезней, в т. ч. от водянки. 10 июня 1439 г. он внезапно скончался. По сообщению Сиропула, это произошло за обедом ( Laurent.

http://pravenc.ru/text/673635.html

Тип иллюстраций, представленный в этих рукописях, сложился в тот период, когда основным видом книги был свиток, в к-ром иллюстрации располагались либо короткими полосами по горизонтали, разделяющими столбец текста, либо сплошной полосой во всю длину свитка (Свиток Иисуса Навина, визант. копия X в. раннехрист. рукописи - Vat. Palat. gr. 431). В кодексах, к-рые постепенно вытеснили из употребления свитки, первоначально сохранялся фризовый принцип расположения иллюстраций, напр. в Венском Генезисе, Россанском кодексе (Евангелие от Марка и Матфея - Россано, кафедральный собор, VI в.), Синопском Евангелии (Paris. Suppl. gr. 1286, VI в.). Миниатюры, украшающие эти рукописи, точно следуют за текстом, отличаются драматизмом и подробностью, динамичным характером действия, обилием античных олицетворений. Сцены располагаются на узкой полоске позема или прямо на фоне, архитектурными кулисами обычно служат портики и полукруглые колоннады-экседры; персонажи, как правило, в рим. одеждах, совр. созданию иллюстрации. Канон согласований. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10) Канон согласований. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10) Появляется и др. тип миниатюры, занимающей целый лист и тяготеющей к форме картины, обрамленной рамкой, напр. миниатюры сир. Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.), к-рые свидетельствуют о том, что к кон. VI в. сложились определенные типологические особенности в оформлении книг НЗ, получившие дальнейшее развитие в визант. искусстве. Для них характерно наличие образов евангелистов, изображений важнейших евангельских событий, соответствующих годовому кругу праздников; сравнительные таблицы параллельных текстов из Евангелий (канонов) стали украшаться декоративной рамой в виде триумфальной арки. К данному виду рукописей относятся также сир. Евангелие (Paris. Syr. 33, VI в.); сир. Библия с 23 изображениями пророков (Paris. Syr. 341, VII в.); созданное в Италии лат. Евангелие с 2 листовыми миниатюрами с изображением евангелиста Луки и евангельских сцен (Cambr.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Lugduni, 1587. Hildesheim, 1995r; Opera omnia quotquot in Sacrae Scripturae expositionem reperiuntur. Lugduni, 1639. Hildesheim, 2005r. 5 vol. [=OperaSS]; Opuscula oeconomico socialia/Ed. P. Zammit. R., 1934; Scripta theologica. R., 1936. Vol. 1: De comparatione auctoritatis papae et concilii cum apologia eiusdem tractatus; 1962. [Vol. 2]: Instructio nuntii circa errores libelli de cena domini, sive, De erroribus contingentibus in Eucharistiae Sacramento; Opuscules d’Augsbourg [=Opuscula Augustana]//Morerod. 1994. P. 182–423 [=Opusc. August.]; отдельные произведения: Commentaria in Summam Theologiae Thomae Aquinatis //Thomas Aquinas. Opera omnia: [Editio Leonina]. R., 1888–1906. T. 4–12 [=CommST]; De divina institutione pontifcatus Romani Pontificis/Ed. F. Lauchert. Münster, 1925. (Corpus catholicorum; 10); Commentaria in Porphyrii Isagogen ad Praedicamenta Aristotelis/Ed. I. M. Marega. R., 1934; In De ente et essentia D. Thomae Aquinatis Commentaria/Ed. M.-H. Laurent. Taurini, 1934; Ad septemdecim quaesita responsiones/Ed. V. M. Pollet//Angelicum. R., 1937. Vol. 14. P. 547–559; Commentaria in De anima Aristotelis. R., 1938. Vol. 1; 1939. Vol. 2; Bruges; P., 1965. Vol. 3 [=Commentaria in libros Aristotelis De anima: Liber III]; Commentaria in Praedicamenta Aristotelis/Ed. M.-H. Laurent. R., 1939; De nominum analogia. De conceptu entis/Ed. P. N. Zammit, P. H. Hering. R., 19522. Ист.: Acta primi concilii Pisani celebrati ad tollendum schisma [etc.]. P., 1612. [Pars 3]. [=ActaPisan.]; Sacrum Theatrum Dominicanum/Ed. V. M. Fontana. R., 1666; BullOP. 1732. T. 4; ActaOP. 1901. Vol. 4; K ö hler W., Hrsg. Dokumente zum Ablassstreit von 1517. Tüb.; Lpz., 1902; Flavius I. B. Oratio de Vita Caietani cardinalis S. Xysti// Laurent. Les premières biographies de Cajétan. 1934/1935. P. 456-490 [=VitaFlav.]; Spina B. [De vita Caietani]//Ibid. P. 449-454 [=VitaSp.]; Registrum litterarum Fr. Thomae de Vio Caietani OP, magistri ordinis (1508-1513)/Ed. A. de Meyer. R., 1935 [=RegCaiet.]; Dokumente zur Causa Lutheri, 1517-1521/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

11) Для небольшого числа фрагментов, автором которых в различных сборниках (в том числе cod. Bodl. miscell., 184 и cod. Bodl. grabe, назван св. Мефодий, не может быть указано соответствующее место в составе известных в настоящее время творений св. епископа 163 . 12) В анонимной статье в «Прибавлениях к изданию творений святых отцов в русском переводе» за 1857 г. на с. 204 указаны (со ссылкой на Л. Алляция) толкования св. Мефодия на Псалмы, на Евангелия и на Апокалипсис, известные по рукописям западных библиотек, но сами рукописи не указаны. Вышеупомянутые кодексы: Mosquens., typogr. Synod., 5; Mosquens., bibl. Synod., 342 (cat. Matthaei, 329); Mosquens., bibl. Synod., 412 (cat. Matthaei, 335) – подробно описаны архимандритом Владимиром (Греческие рукописи Московской Синодальной Библиотеки. М., 1894) за 28, 39 и 40. Все три сборника относятся к X в. Кодекс 5 происходит из Иверского монастыря на Афоне. Имя св. Мефодия упоминается в числе других авторов в ряде других греческих сборников толкований на отдельные книги Священного Писания . У архимандрита Владимира отмечены 85 (X в.), 94 (X в.), 95 (XII в.), 155 (XV в.). Поскольку для сочинений «О воскресении» и «О свободе воли» исключительно большое значение имеют выписки, сделанные в диалоге «О правой вере в Бога», постольку необходимо иметь в виду, что, кроме греческих рукописей диалога (cod. Venet. Marc., 496; Paris., gr. 460, 461, 817; Bodl. misc., 25, 59; Vatic., gr. 1089), для контролирования текста имеет значение и латинский перевод Руфина – cod. Selestad., 96. Для текста «Евангельского приготовления» (речь идёт о седьмой книге, где содержится заимствование из сочинения св. Мефодия «О свободе воли») основными рукописями являются: codd. Venet., 341; Bononiens., 3643; Laurent., p1. VI, 9. Для текста «Филокалии» основные рукописи: codd. Venet. Marc., 47; Laurent., p1. IV, 15. Для текста «Панария» основные рукописи: codd. Marc., 125 A; Urbin., 18. Для «Священных параллелей» в той части, которая относится к цитатам из творений св. Мефодия, главные рукописи: codd. Coislin., 276: Rupefucald. (Philippicus), 1450, а также codd. Vatic., 1553; Ottobon., 79; Laurent., VIII, 22; Ambros. H., 26; Paris. Regin., 923; Marc., 138 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

6 Gregorius Palamas. Pro hesychastis II, 2, 2//Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes/ed. J. Meyendorff. Louvain, 1973. (Spicilegium Sacrum Lovaniense; vol. 30). P. 321– 323. Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/пер. В. В. Бибихина. М., 1995. С. 159–160 (с изменениями). 7 Gregorius Palamas. Pro hesychastis I, 2, 12//Op. cit. P. 99. Рус. пер.: Цит соч. С. 52 (с изменениями). 9 Laurent V., Darrouzès J. Le dossier grec de Union de l’Lion 1273–1277. Paris, 1976. P. 507:29–30. 12 Годы отсчитываются от времени Рождества Христова, а не от времени совершения Тайной Вечери. 1285 лет отсчитываются с 5500 года, который считался византийцами «идеальным» годом Боговоплощения, а не с года «реального» Рождества Христова 5508 г. Историческая дата высчитывается следующим образом: к «идеальной» дате (5500) прибавляется 1285 лет, указанные прп. Никофром, за вычетом реальных 5508 лет, что приводит к дате происходящих событий – 1276/1277 г. См.: Laurent V., Darrouzès J. Le dossier grec de Union de l’Lion. P. 492–493, n. 1. 16 Gregorius Palamas. Pro hesychastis II, 2, 3//Op. cit. P. 323. Рус. пер.: Цит. соч. С. 160 (с изменениями). 17 Акко (ивр. ,(Акка (араб. ,(Акра, Сен-Жан д’Акр (Acre, St. Jean d’Acre) – город, расположенный примерно в 23 км. севернее современного города Хайфа, на берегу Средиземного моря. В 1191 г., после отвоевания войсками крестоносцев, город стал столицей Иерусалимского королевства. 18 мая 1291 г. город захватили турки-мамелюки. Греки именовали его Птолемаидой. См.: C. M. B. Acre, Kingdom of//Oxford Dictionary of Byzantium/ed. A. P. Kazhdan. New York; Oxford, 1991. Vol. 1. P. 15. 18 Подробнее о нём см.: Agni, Tommaso (Thomas de Lentino)//Dizionario biografico degli italiani. Roma, 1960. Vol. 1. P. 445–447, где излагается история его основных достижений и перечисляются произведения, которые он мог написать. 19 Dialogus legati cum Nicephoro monacho//Laurent V., Darrouzès J. Le dossier grec de Union de l’Lion. P. 505:25–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Полученные результаты ставят целый ряд вопросов, главные из которых таковы: была ли базовая древнерусская редакция переведена на Руси или заимствована у южных славян? Какова возможная локализация лежащей в основе древнерусских Служебников греческой традиции? Какими путями эта традиция попала на Русь? Были ли пополнения кон. XIII–haч. XIV в. сделаны непосредственно на Руси, или нет? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо обратиться к материалу южнославянских Служебников. 3. Формуляры полных литургий в южнославянских Служебниках XI–XIV веков 3.1. Рукописи Южнославянские Служебники 386 XI–XIV вв. присутствуют в рукописных собраниях России (Санкт-Петербурга и Москвы), Болгарии, Сербии, Черногории и Хорватии, Греции (Афона), Египта (Синая), Чехословакии, Германии и Ватикана. Согласно ПС, СК XI–XIII и СК XIV.1, в санкт-петербургских и московских отделах рукописей хранятся следующие южнославянские Служебники не младше XIV в.: ю1) старослав.: БАН. 24. 4. 8 и РНБ. Глаг. 2 («Синайские листки», или «Синайский Служебник»), XI в. (ПС 13 и 46; СК XI–XIII 34 и 35) [отрывки ЛИЗ, ЛВВ] 387 ю2) серб. (л. 1–50, 71–106) и среднеболг. (л. 50–70): РНБ. Q. п. I. 48, (л. 4–43, 71–81) 2-я пол. XIII в., (л. 50–70) 3-я четв. XIV в. и (л. 1–3, 44–49, 82–106) XVI в. (ПС 468; СК XI–XIII 396) [ЛИЗ, ЛВВ (с пропуском)] 388 ю3) серб.: РНБ. Q. п. I. 68 («Служебник Михаила Милгоста Граматика»), 2-я пол. XIII в. (ПС 212; СК XI–XIII 397) [ЛВВ] ю4) среднеболг. (л. 1–6, 15–57) и серб. (л. 7–14, 58–213): ГИМ. Хлуд. 117 («Служебник прозвитера Николая»), (л. 1–6, 15–57) XIII в. и (л. 7–14) кон. XIV–haч. XV в. 389 (СК. XIV. 1 д65) [ЛИЗ (с пропусками), ЛВВ] ю5) серб.: РНБ. О. п. I. 10, сер. (?) XIV в. (ПС 660) [формуляры литургий не сохранились, рукопись содержит только фрагменты двух литургийных диатаксисов – филофеевского и дофилофеевского] ю6) среднеболг.: РГБ. ф. 236 (Попов.) 101/М.2447, П. 134, 2-я пол. XIV в. (ПС 750) [ЛИЗ, ЛВВ] ю7) серб. 390 : РНБ. Погод. 37, 2-я пол. XIV в. (ПС 753) [ЛИЗ, ЛВВ] 391

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Помимо икон свт. Николая от XIV в. дошли новгородский образ «Чудо вмч. Георгия о змие, с житием вмч. Георгия» (1-я пол. XIV в., ГРМ), иконы «Святые Борис и Глеб, с житием» из ц. Бориса и Глеба в Запрудах в Коломне (2-я пол. XIV в., ГТГ), «Арх. Михаил, в деяниях» из Архангельского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). При тесных связях древнерус. искусства с визант. миром рус. мастера имели собственный опыт и предпочтения в области житийной иконографии, напр. помещали в среднике Ж. и. изображение вмч. Георгия, попирающего змея. Исследователи отмечали, что нек-рые сцены из Жития вмч. Георгия встречаются только в рус. памятниках (см.: Барская Н. А., Сергеев В. Н. Живопись XVI-XVIII вв. из верховьев реки Мсты в собрании ЦМиАР//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 275-292). В XV в. продолжали развиваться житийные циклы свт. Николая, о чем свидетельствуют иконы из Тихвинского мон-ря (нач. XV в., ГРМ), из посада Б. Соли (нач. XV в., ГРМ), из Георгиевской ц. Теребужского погоста близ Ст. Ладоги (1-я пол. XV в., ГРМ), из собрания К. В. Воронина (ок. сер. XV в.), из Андреевской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), из Введенского собора в Сольвычегодске (2-я пол. XV в., АМИИ), из Покровского мон-ря в Суздале (1-я пол. XV в. и нач. XV в.- обе во ВГИАХМЗ). Каждая из икон имеет свою программу, отличающуюся составом сюжетов. Примеры Ж. и. др. святых в искусстве XV в. единичны: «Святые бессребреники Косма и Дамиан, с житием» из Космодамиановской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (2-я пол. XV в., Нижегородский гос. художественный музей). Особо следует отметить новгородское произведение «Евангельские сцены» («Земная жизнь Иисуса Христа») из ц. Бориса и Глеба в Плотниках (1-я пол. XV в., НГОМЗ). На иконе нет средника. 25 клейм, начиная с Крещения Господня и заканчивая Вознесением, расположены в 5 регистрах. Это единственный известный сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. Из новгородских памятников XV в. аналогична по композиционному решению икона «Акафист Богоматери», от 3 створок которой сохранилось только 2 (ГММК; частное собрание, Москва).

http://pravenc.ru/text/182315.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010