С 1871 г. игумен. С 1883 г. архимандрит. В 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. До 1891 г. начальник Алтайской духовной миссии. С 1891 г. епископ Томский и Семипалатинский. С 1895 г. именовался Томским и Барнаульским. С 1906 г. архиепископ. С октября 1908 г. именовался Томским и Алтайским. В 1912 – марте 1917 г. митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества. В 1917 г. Временным правительством был уволен из состава Св. Синода, а затем смещен с Московской кафедры. По предложению Св. Патриарха Тихона святителю присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Маленков Георгий Максимилианович (1902–1988), политический и государственный деятель. В 1939–1946 и 1948–1953 гг. секретарь ЦК КПСС. В 1946–1953 и 1955–1957 гг. заместитель председателя Совета Министров СССР, в 1953–1955 гг. его председатель. Мануил (Лемешевский Виктор Викторович; 1884–1968), митрополит. В 1923 г. хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. Осенью 1923 г. активно противодействовал обновленческому расколу в Петрограде. В 1924–1927 гг. в Соловецком лагере особого назначения. С 1928 г. епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. С 1928 г. в. у. Каширским викариатством. С 1929 г. епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В 1930 г. уволен на покой. В 1934–1936 в Мариинском лагере (Сиблаг), в 1939–1944 гг. в Канских лагерях в Красноярском крае. С 1945 г. епископ Чкаловский, затем именовался епископом Чкаловским и Бузулукским. С 1946 г. архиепископ. С 1948 г. находился в заключении в Дубравлаге вместе с митрополитом Нестором. 7 декабря 1955 г. освобожден. С 1955 г. в. у. Чебоксарско-Чувашской епархией. С 1956 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. С 1960 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский. С 1962 г. митрополит. В 1965 г. уволен на покой. Автор «Каталога обновленческих архиереев», «Каталога русских православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг.», труда «Русские православные иерархи периода 1893–1965 гг.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

4.3.2. Ладомирово    370 5. Православная Церковь в Чехословакии 1945-1953    375 5.1. Первые шаги после освобождения    380 5.2. Смена юрисдикции    387 5.3. Организация церковной жизни и создание предпосылок для получения автокефалии    403 5.4. Достижение автокефалии    415 5.5. Православный богословский факультет    421 5.6. Церковь на службе народной демократии    424 6. Протагонисты    441 6.1. Архиепископ Савватий (Врабец)    441 6.2. Епископ Досифей (Васич)    445 6.3. Епископ Горазд (Павлик)    447 6.4. Архиепископ Сергий (Королев)    458 6.5. Архимандрит Андрей (Коломацкий)    478 6.6. Архиепископ Виталий (Максименко)    482 6.7. Митрополит Елевферий (Воронцов)    485 Источники и литература Источники    495 Архивы    495 Опубликованные [источники ]   495 Электронные ресурсы    496 Периодика    498 Литература    499 Резюме [на чешском языке]    507 Summary    509 Zusammenfassung    511 Указатель имен    515 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/book/380613

В советские годы комплекс К. м. был признан памятником архитектуры, охраняемым гос-вом. Летом 1952 г. на территорию К. м., где размещался Оргеевский леспромхоз, было переведено из г. Бельцы сельскохозяйственное спецучилище 1 (для девочек). В результате возникла ситуация, когда «250 взрослых девочек учениц названного училища (могли. - Авт.) беспрепятственно общаться с монашествующими». Для изменения ситуации и в целях соблюдения Постановления СМ СССР 1946 г. «О православных монастырях» в окт. 1952 г. вдоль всей территории, граничившей с К. м., был выстроен глухой деревянный забор высотой 3 м. Впосл. наличие спецучилища послужило предлогом для упразднения К. м. путем его слияния с Кицканским Новонямецким в честь Вознесения Господня мон-рем. Уже 20 окт. 1952 г. председатель СМ МССР Г. Я. Рудь поставил вопрос о необходимости перевода 61 чел. из братии, «использовавших только частично помещения монастыря», в Кицканский во имя мучеников Викентия и Доримедонта мужской скит , «а освободившиеся помещения... полностью передать специальному сельскохозяйственному училищу для его расширения и обеспечения жилой площадью преподавательского и административно-технического персонала». По директиве председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова , перевод монашествующих из К. м. в др. мон-ри Молдавии, а также передача монастырского имущества, культового инвентаря, скота и проч. были возложены на еп. Кишинёвского и Молдавского Нектария (Григорьева) . По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I и по распоряжению епископа 6 окт. 1953 г. была созвана особая комиссия в составе 6 чел. под рук. настоятеля К. м. архим. Вениамина (Батыра) для проверки личного состава и полной инвентаризации мон-ря. 15 окт. 1953 г. недвижимое имущество К. м. было передано сельскохозяйственному спецучилищу 1, иконостасы церквей, утварь и проч. распределены между Кицканским и Кэприана мон-рями, сельскохозяйственные орудия, инструмент и материалы, продукты питания, скот и птица переданы Кицканской и Кэприановской обителям, а также Георгия Победоносца вмч. женскому монастырю в с. Суручень, Цыганештскому в честь Успения Пресв. Богородицы мужскому монастырю , Таборскому в честь Успения Пресв. Богородицы и Хировскому во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рям. 26 окт. 1953 г. К. м. был официально объявлен недействующим, монашествующие переселены согласно их пожеланиям: в Кэприановский монастырь - 18 чел., в Кицканский - 16 чел., в Цыганештский - 12 чел. и в Сурученский - 7 чел. С 1961 г. на территории К. м. располагались психиатрическая и наркологическая больницы.

http://pravenc.ru/text/2462301.html

В годы Великой Отечественной войны служили священники Петр Васильевич Птицын и Александр Феодорович (Федорович) Федоров, псаломщицей - Татьяна Ястремская. В 1942 году иконописной мастерской Псковской Православной миссии в церкви заново расписан иконостас. В Георгиевской церкви в 1986-1998 годах служил протоиерей Валентин Мордасов. Он родился 10 марта 1930 года в деревне Хмелевка Оленинского района Тверской области. Детские и юношеские годы будущего пастыря прошли в Ленинграде. Отец, Анатолий Сергеевич Мордасов, работал мастером на Кировском заводе, мама, Надежда Ивановна, была медицинским работником. Родители были чужды религиозности и не могли преподать сыну какие-либо знания о духовной жизни. Возможно, временем его духовного пробуждения стала Великая Отечественная война. После окончания в 1947 году неполной средней школы по настоянию родителей Валентин поступил в Машиностроительный техникум, который окончил в 1950 году, получив специальность киномеханика. Какое-то время после окончания техникума он работал по специальности, потом поступил в Духовную семинарию. В годы учебы Валентин Мордасов встречался со старцем Серафимом Вырицким. В поисках духовного совета и наставления семинарист Валентин приезжал в Псково-Печерский монастырь к старцу Симеону (Желнину). Иеросхимонах Симеон до самой своей кончины оставался духовником отца Валентина. Бывал он и у старца Иоанна Максимова, служившего тогда в Камно. Этот батюшка в 1953 году благословил его брак. «Выбирай себе невесту», - сказал о. Иоанн, указав на певчих. Так отец Валентин познакомился с будущей матушкой Александрой Павловной Васильевой, уроженкой деревни Чернецово Псковского района. Вернувшись в семинарию, Валентин 1 августа 1953 года подал прошение на имя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) с просьбой благословить его на принятие сана иерея в погосте Лосицы Псковской области с продолжением обучения в семинарии заочно. 7 августа 1953 года настоятель Георгиевской церкви погоста Камно протоиерей Иоанн Максимов совершил венчание Валентина Анатольевича Мордасова и Александры Павловны Васильевой.

http://sobory.ru/article/?object=00275

Именовалась: Сарапульская; Упразднена в 1943 г. с 05.10.1916 – Сарапульская и Елабужская. Викарные кафедры: Воткинская, Ижевская, Елабужская, Малмыжская. 22.09.1868 24.06.1872 Геннадий Левицкий 24.06.1872 28.02.1877 Палладий Пьянков (Опьянков) 08.01.1878 04.02.1878 Павел Вильчинский 01.10.1878 05.04.1882 Нафанаил Леандров 18.07.1882 08.03.1886 Тихон Донебин-Троицкий 10.04.1888 04.03.1889 Никон Богоявленский 04.03.1889 08.11.1891 Афанасий Пархомович 17.11.1891 15.05.1893 Анастасий Опоцкий 06.06.1893 12.06.1895 Алексий Соболев 23.07.1895 17.12.1900 04.02.1901 05.04.1902 Владимир Благоразумов 19.05.1902 25.08.1906 Михей Алексеев 25.08.1906 16.01.1909 12.04.1909 23.01.1914 14.02.1914 18.03.1917 20.03.1917 23.08(05.09)1918 Алексий II Кузнецов 23.08(05.09)1918 20.05(02.06)1919 07(20).05.1919 09(22)11.1933 27.06(10.07)1932 09(22)11.1933 09(22)11.1933 14(27)05.1934 Симеон Михайлов 10(23)08.1934 04(17)01.1935 Варлаам Козуля 04(17)01.1935 09(22)10.1935 Владимир II Горьковский 01(14)05.1934 02(15)11.1937 Симеон Михайлов, паки 08(21)06.1943 06(19)11.1943 Сарапульская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Сарапуль (Сарапул, Удмуртская АССР). Упразднена в 1937 г. 25.04(08.05)1924 05(18)07.1924 Симеон Канарский 20.09(03.10)1924 02(15)09.1925 27.09(10.10)1925 01.1927 Симеон Канарский, паки 07.1927 28.07(10.08)1927 в/у Феодор Баженов 28.07(10.08)1927 22.02(07.03)1930 Феодор Баженов 19.09(02.10)1930 Петр Горбатов 25.12.1931(07.01.1932) 14(27)01.1932 в/у Серафим Андриевский 11.1933 01(14)12.1937 Саратовская Основана 21.10.1828 (до того входила в состав Пензенской и Саратовской епархии, разделенной на две). Упразднена 08(21)10.1949 (присоединена к Астраханской епархии). Возобновлена 15(28)01.1953. Именовалась: Саратовская и Царицынская; с 15(18)09.1918 – Саратовская и Петровская; Саратовская и Астраханская; в 1942 г. – Саратовская и Сталинградская; с 31.12.1944 (13.01.1945) – Саратовская и Вольская; с 15(28)01.1953 – Саратовская и Сталинградская, паки; с 22.05(04.06)1953 – Саратовская и Вольская, паки;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИМОВ Павел Николаевич (1.08.1900, С.-Петербург - 16.09.1970, Мёдон, близ Парижа), религ. философ. Сын полковника, убитого террористом в 1905 г. В детстве вместе с матерью часто посещал мон-ри. Обучался в кадетском корпусе в С.-Петербурге, в 1918 г. поступил в КДА. Участвовал в гражданской войне. В 1920 г. эмигрировал в Стамбул, в 1923 г. переехал в Париж, был вынужден чистить вагоны, работал на автомобильном заводе «Ситроен». Одновременно посещал курсы философии в Сорбонне, в 1925-1928 гг. обучался в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , испытал влияние прот. Сергия Булгакова и Н. А. Бердяева . Во время второй мировой войны защитил в ун-те г. Экс-ан-Прованс докт. дис. по философии на тему «Достоевский и проблема зла», особое внимание уделил анализу легенды о Великом Инквизиторе. Е. был секретарем Парижского отд-ния Русского студенческого христианского движения . Во время второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления. В 1941 г. стал одним из основателей межконфессионального комитета помощи беженцам CIMADE, к-рый открывал для беженцев общежития. Руководил студенческим центром CIMADE в г. Севр (Франция) с момента его создания в 1947 г. При нем в городском парке была открыта часовня для людей разных вероисповеданий. Е. был одним из организаторов Всемирного движения правосл. молодежи «Синдесмос» , оформившегося на конференциях правосл. молодежи в Севре в 1952-1953 гг., и его 1-м президентом в 1953-1954 гг. После войны преподавал в Боссе экуменическом институте близ Женевы. В 1953 г. стал профессором нравственного богословия в Сергиевском ин-те, от к-рого был послан наблюдателем на Ватиканский II Собор . С 1967 г. профессор в Высшем ин-те экуменических исследований при Католическом институте в Париже. Директор Центра франкоязычных правосл. исследований в Париже. В 1968 г. Фессалоникский ун-т присудил ему степень д-ра богословия honoris causa. Е. внес значительный вклад в распространение Православия во Франции и в др. франкоязычных странах. Так, при его участии в 60-х гг. ХХ в. в нижнем храме (крипте) Александра Невского собора в Париже был устроен франкоязычный Троицкий приход. Похоронен на рус. кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

http://pravenc.ru/text/187061.html

Подробности выздоровления архиепископа Гурия раскрывают воспоминания митрополита Иоанна (Вендланда): «К счастью, через месяц Владыка начал уже вставать и в день Преображения Господня 6 (19) августа 1953 года служил в Духосошественском соборе Саратова свою первую после болезни Литургию. А перед этим все лето был очень длительный период возвращения Владыки к нормальной жизни. Этому очень помогла епархиальная дача в селе Пристанном. С веранды дачи открывался широкий вид на Волгу, а рядом были заросли великолепной цветущей сирени. Тут же был разбит необычный для Саратовской области виноградник. Он приносил зрелые плоды. Когда Владыка совсем окреп, он приезжал на дачу из Саратова на большой моторной лодке. Вода, свежий воздух, отдых хорошо укрепили здоровье Владыки» . Проблемы Саратовской епархии, накопившиеся за время управления предыдущих архиереев, перешли по наследству к архиепископу Гурию и требовали своего срочного разрешения. В Саратове вновь прибывший управляющий епархией, вспоминая упокоившегося в октябре 1953 г. епископа Паисия (Образцова), произнес слово: «Я не был знаком с Владыкой Паисием. Знаю, что он два года [был] мой предшественник. Я — продолжатель его дела. При объезде епархии мне сообщили, что 7 лет тому назад он служил в том же храме. 7 лет — сравнительно небольшой срок. Но как быстро все забывается. Святитель служил здесь два года. Как умел заботился об епархии, служил, наставлял, назначал священников на приходы. Нелегко нести этот омофор. Тяжелей всего иметь скорби от лжебратий. Очень огорчают трудности от непокорных лиц из духовенства, но особенно скорбно видеть зло от мирян. Правда, в настоящее время архиереи стоят гораздо ближе к народу, чем прежде. Но всегда найдутся среди мирян такие, кто за все труды платит злом. Хотя и немного таких, но тяжело терпеть эти несправедливые нападки от тех, кто должен бы относиться как сын к отцу. Такие скорби постигали, несомненно, и Владыку Паисия и сокращали его жизнь. Помолимся, братие» . В отдельных приходах епархии проявились внутренние противоречия, в частности обострились отношения настоятелей с «двадцатками» и исполнительными органами. Уполномоченный по Саратовской области Полубабкин в отчете за 1-й квартал 1953 г. дал следующую характеристику членам исполнительных церковных органов: «Следует отметить, что по возрасту преобладающее большинство состоит из стариков, т. е. от 60 до 80 лет — 59 человек, а также низкое образование, а вернее, безграмотность большинства этих людей. По этим данным можно судить о качественном составе “двадцаток”, который, конечно, значительно ниже. Возникает вопрос, кто управляет делами церковных общин. Ответ напрашивается сам собою — конечно, настоятель и старосты вкупе с бухгалтерами» .

http://bogoslov.ru/article/6176609

Точный год рождения Н. К. неизвестен (наиболее вероятный, по-видимому, 1322-й - см.: Loenertz. 1955. P. 226; ср.: Spiteris, Conticello. 2002. P. 316. Not. 10). Отец Н. К. носил фамильное прозвище Хамаэт, мать принадлежала к семейству Кавасила, и, поскольку эта аристократическая фамилия пользовалась большим почетом в Фессалонике и была широко известна за ее пределами, Н. К. в дальнейшем предпочитал использовать именно ее (см.: Spiteris, Conticello. 2002. P. 316. Not. 11). В юности Н. К. был близок к представителям исихастских кругов Фессалоники (см. Исихазм ), вероятно гл. обр. к тем, кто входили в окружение буд. патриарха К-польского Исидора I Вухира (сохр. эпитафия Н. К. патриарху Исидору: Λαορδας. 1952. Σ. 108-109). Н. К. в эти годы находился под духовным руководством солунского подвижника Дорофея Влатиса (PLP, N 2818), основавшего (вместе со своим братом Марком) мон-рь Влатадон в Фессалонике. В одном из писем отцу (письмо 5) Н. К. с большим почтением отзывался о Дорофее, писал, что готов повиноваться малейшему его мановению ( Enepekides. 1953. S. 33; см. также: Spiteris, Conticello. 2002. P. 317). Вероятно, Н. К. общался и с представителями фессалоникийской интеллектуальной элиты; его другом с детских лет был знаменитый впосл. филотомист и переводчик латинских богословских текстов на греч. язык Димитрий Кидонис ( Spiteris, Conticello. 2002. P. 317). Получив начальное образование в Фессалонике, Н. К. отправился в К-поль, чтобы продолжить учебу под началом своего дяди, Николая, буд. митр. Фессалоникийского Нила (см. письмо 1 Н. К., адресованное отцу: Enepekides. 1953. S. 29). В К-поле Н. К. изучал математику, астрономию и право. В то же время он уделял особое внимание изучению Свящ. Писания и святоотеческих творений, не отказываясь, однако, и от получения знаний по философии и др. областям светской культуры, поскольку образованность, «развитость ума» считал необходимым условием подлинного духовного совершенства ( Spiteris, Conticello. 2002. P. 317; ср. 8-е письмо Н. К., остиарию Синадину: Enepekides. 1953. S. 36). Глубокая образованность Н. К. наложила отпечаток на его творения, особенно это отразилось на стиле его гомилий и речей ( Spiteris, Conticello. 2002. P. 317; ср. мнение Ж. Гуйара: Nicolas Cabasilas. 1967. P. 46).

http://pravenc.ru/text/Николай ...

В тридцатых годах с храма сняли колокола, в 1937 арестовали о. Сергия (умер в ссылке в лагере) и о. Василия Архангельского (расстрелян). При храме оставался о. диакон - Павел Фелицын. В 1941 году он был рукоположен во священника к Троицкому храму, но райсовет его не утвердил (была такая практика) ввиду закрытия храма, который накануне войны хотели использовать под инкубаторную станцию. О. Павел был призван на трудовой фронт, затем к 1943-44 гг. он возвращается в открывшийся храм вторым священником, и службы возобновляются. Имя настоятеля того времени нам, к сожалению, неизвестно. В 1949 году о. Павел стал последним настоятелем Троицкого храма до его закрытия и разорения. Известно, что в период от открытия храма в войну до его закрытия в 1953 там служили священники Николай Качаев и Ювеналий Церерин, переведенный в Богородицерождественский храм села Нестерово, диакон, а затем священник Михаил Нестеров и диакон Александр Преображенский. После смерти Сталина Троицкий красавец-храм был обречен на медленное уничтожение. Исчерпывающий отчет об агонии параскевиевского прихода хранится в Центральном Государственном Архиве Московской Области (ЦГАМО). Еще и месяца не прошло со смерти Сталина, как адская машина гонений на Церковь вновь пришла в действие. «Исх. 24429. 3 IV 1953. Сов. секретно. Председателю Московского исполнительного комитета депутатов трудящихся тов. Волкову А.П. В Орехово-Зуевском районе Московской области, между объектами, строящимися войсковым подразделением, находится Дрезненская церковь «10 пятница», кладбище и несколько домов, в которых проживает персонал, обслуживающий церковь и кладбище. Расположение церкви и кладбище мешает технической работе строящихся объектов специального назначения. В связи с этим прошу Вас срочно рассмотреть вопрос о возможности закрытия Дрезненской церкви и кладбища при ней или переводе их в другое место Орехово-Зуевского района. 3-й Гл. Упр. В.Рябиков. Секретный отдел Мособлсовета. Вх. 00535, 4 IV 1953.» Вскоре Мособлсовет выдал следующее решение: «Сов.

http://sobory.ru/article/?object=02463

V. В начале своего доклада я говорил, что многие считают протопресвитера Александра Шмемана чуть ли не «врагом монашества». В этой связи можно привести имя, казалось бы, абсолютного антипода о. Александра – иеромонаха Серафима (Роуза). Известно, что о. Серафим был противником взглядов о. Александра, и в период своего неофитства писал о нём очень резко и обличительно . Но впоследствии, обогащаясь опытом монашеской жизни и пастырского служения, иеромонах Серафим, как это явствует из его жизнеописания, на практике стал отходить от первоначальной жёсткости своих взглядов . Я уверен, что если бы не его преждевременная смерть (он умер в 1982 году, за год до кончины о. Александра), о. Серафим несомненно бы примирился с о. Александром и понял бы его . Ибо именно так происходит сегодня со многими искренними монахами: начав со святителя Игнатия (Брянчанинова), они приходят потом к о. Александру Шмеману, и в его мнениях, воззрениях и советах находят больше правды, больше подлинной жизни, чем у других авторов – подчёркиваю, именно для своей монашеской жизни. Поэтому в заключение мне хочется сказать о том, что нам ещё предстоит осознавать и осмыслять значение о. Александра Шмемана для современного монашества. Прот. Александр Шмеман. Дневники 1973 – 1953. М., 2005., стр. 537 (запись от 26.09.80). Там же, стр. 300 (запись от 19.10.76). часть от целого (лат.) целое (лат.) младших богах, второстепенных персонажах (лат.) Прот. Александр Шмеман. Дневники 1973 – 1953. М., 2005., стр. 539 (запись от 2.10.80). Там же, стр. 35 (запись от 27.09.73). Там же, стр. 584 (записи от 18 и 19.09.81). 7 Там же, стр. 609 (запись от 3.02.82). Там же, стр. 417 (запись от 11.02.78). Там же, стр. 575 (запись от 11.05.81). Там же, стр. 271-272 (запись от 20.04.76). Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление. М, 1988, стр. 259-261. Прот. Александр Шмеман. Дневники 1973 – 1953. М., 2005., стр. 229 (запись от 20.01.81). Не могу здесь не назвать в числе таковых Наместника московского Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова).

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010